Как поднять ресторан и раскрутить
Как раскрутить кафе в маленьком городе: социальные сети, ланчи, партнеры
Как раскрутить кафе? Это многогранный и многоканальный процесс. Существует множество возможностей и вариантов. Определенные способы, такие как рекламные кампании, требуют финансовых вложений. Есть способы, позволяющие без затрат прославить свое заведение и завоевать клиентскую симпатию, например, партнерские программы. Главное, подойти к вопросу продвижения комплексно и креативно.
Содержание
Раскрутка
Согласно статистическим данным сервиса r_keeper, по состоянию на 2018 год в России насчитывается порядка 100 000 ресторанов, баров, кафе, мини-пекарен и прочих заведений общественного питания.
Некоторые заведения, такие как столовые, сдают свои позиции. Многочисленные точки фастфуда, напротив, развиваются и обогащаются.
Открытие кафе или ресторана на сегодня остается одним из популярнейших бизнес-направлений. Продвижение заведения – ключевой фактор успеха. Недавно открывшемуся кафе жизненно необходима шумиха, интерес со стороны прессы и жителей города, хвалебные отзывы, яркие фотографии с открытия и т.д. Кафе, обросшему достаточной клиентской базой, также не помешает раскрутка, поскольку клиентов много не бывает.
Мы поговорим о работающих в современных реалиях методах раскрутки, подходящих кафе любой тематики и возраста.
Реклама
На этапе подготовки к открытию рекламная кампания должна быть особенно сильной и массированной. Если у кафе еще нет отдельного сайта и пабликов в социальных сетях, информацию следует выложить на главном сайте (если сеть заведений), на информационных порталах города, в заказных новостных статьях.
В дальнейшем, нужно делать акцент на умной рекламе, а именно:
Социальные сети
SMM — мощнейший инструмент раскрутки кафе. Социальные сети должны быть задействованы по полной программе. Здесь отлично себя зарекомендовали несколько вариантов:
Бизнес-ланчи
На первый взгляд нерентабельно кормить людей полноценным обедом за 230 рублей. Но, учитывая огромное количество желающих перекусить по вкусной цене, доход от бизнес-ланчей превышает расходы. Поэтому раскрутка кафе в обязательном порядке должна включать в себя организацию бизнес-ланчей.
Однако с бизнес-ланчами можно поэкспериментировать и добиться еще большей прибыли.
Чаще всего бизнес-ланч включает определенный набор блюд, к примеру, первое, второе, напиток. За все установлена фиксированная цена. Но почему бы не разбить его на отдельные блюда. Например, вы устанавливаете цену за рассольник в 60 рублей, горячее – 130 руб., салат – 70 руб., чай – 25 рублей. И делаете большую вывеску «рассольник + чай = 85 рублей».
Такая вывеска, однозначно, привлечет немало посетителей, многие из которых закажут не только суп и чай, но и салат с горячим. На них получится прекрасно заработать.
Большинство кафе устанавливает чрезвычайно маленький промежуток времени для бизнес-ланчей – с 13:00 до 15:00. Если его расширить, к примеру с 11:00 до 17:00, прибыль заведения существенно возрастет.
Люди готовы даже приехать из другой части города, чтобы сэкономить именно на обеде.
Партнеры
С заведениями, расположенными поблизости, нужно заводить полезные связи и взаимовыгодно сотрудничать. К примеру, рядом с вашим кафе расположен салон красоты. Договоритесь с владельцем и распечатайте купоны-приглашения на бизнес-ланч или кофе в подарок при заказе чизкейка.
Посетительница салона после процедур, получив купончик на бесплатный кофе, непременно зайдет к вам. Кусочек чизкейка стоит около 300 руб. В подарок идет чашечка эспрессо, стоящая 70 рублей (себестоимость в пределах 20 рублей). Если клиенток устроит вкус и сервис вашего заведения, они непременно вернутся, чтобы попробовать бизнес-ланч.
На партнерских договоренностях можно зарабатывать дополнительные 40 000 – 50 000 рублей в месяц. При этом вы не несете никаких затрат. Просто предлагайте купоны или акции заведения-партнера. Соседние организации, вроде автомоек, парикмахерских, автосервисов, офисов охотно станут с вами сотрудничать.
Больше розеток
Если хотите раскрутить кафе, сделайте в нем побольше розеток для зарядки ноутбуков. Пусть фрилансеры приходят и работают в вашем кафе. Работа идет за чашечкой кофе, к кофе обычно идет сладость, чтобы лучше соображала голова. А через 3 – 4 часа работы, человек захочет пообедать. Глупо уходить из кафе, в котором работал, чтобы покушать в другом кафе, так что обедать фрилансер останется у вас.
Зачастую, в кафе фрилансеры встречаются с заказчиками, которыми могут оказаться вполне состоятельные люди. Перевести их в разряд клиентов поможет вкусная еда и качественный сервис.
Будьте открытыми
Огромному количеству бизнесменов, художников, фотографов, дизайнеров, инфо-тренеров нужна площадка для проведения мастер-классов. Предоставьте им в качестве площадки свое заведение.
На мастер-класс приходит, как правило, от 30 человек. Из этих 30 человек добрая половина (если не все) закажет пару блюд из вашего меню. В обычных условиях вы отдадите не менее 5 000 рублей, чтобы к вам зашли 30 посетителей. В условиях проведения мастер-класса вы не платите ни рубля, а только получаете прибыль.
К тому же, люди, проводящие мастер-классы, могут оказаться вам весьма полезны для последующей раскрутки кафе, поэтому заводите с ними дружбу.
Отзывы
Мы привыкли мониторить отзывы о заведении, прежде чем пойти туда. Отзывы могут сформировать стойкую симпатию, либо вызвать отторжение и неприязнь. Поэтому неустанно следите за комментариями, оставляемыми о вашем кафе, в социальных сетях и 2Гисе.
На положительные отзывы отвечайте благодарностью. Но никогда не игнорируйте негативные комментарии. Извинитесь, объясните ситуацию, пообещайте маленький бонус за оплошность. И не рассыпайтесь в обещаниях все исправить. Лучше приведите конкретные примеры исправления и пригласите человека оценить лично.
Кросс-продажи (совместные продажи)
Кросс-продажи идеально подходят для раскрутки кафе. Суть состоит в продаже блюд, которые дополнят заказ клиента. Дополнительные блюда, обычно, идут с небольшой скидкой. Так, к латте можно предложить маффин со скидкой. Латте стоит 130 рублей, и на его фоне вкусный маффин за 40 рублей смотрится выгодно.
А если человек заказал полноценный обед, который обошелся ему в 200 – 400 рублей, то потратить еще 50 – 100 руб. он легко согласится. Эти 100 рублей даже с каждого четвертого клиента выльются в неплохую месячную прибыль.
Причем дополнительное блюдо клиент не обязан съедать в кафе – предусмотрите вынос. Любое уважающее себя заведение внедрило эту функцию. Закупить контейнеры недорого, а вот прибыль возрастает существенно.
Программа лояльности
Немногие заведения используют программы лояльности клиентов, а зря. Получить скидку в честь дня рождения посетителю будет необычайно приятно. А значит, такой посетитель обязательно вернется, и, вероятно, с друзьями.
Помимо скидок на день рождения, лояльность по отношению к клиенту подчеркнут карта почетного гостя, купон на 5-й бесплатный кофе и т.п.
Маркетинговая политика большинства заведений такова, что на привлечение новых клиентов тратится 96% рекламного бюджета, а на удержание старых – оставшиеся 4%.
Программа лояльности как раз позволяет напомнить постоянных клиентам, что вы всегда рады их видеть.
Советы
Выделим несколько советов, косвенно способствующих раскрутке кафе:
Вывод
Существует немало способов раскрутки кафе. Не бойтесь экспериментировать, сочетать несколько вариантов. Деньги любят активных и целеустремленных.
Помните, что вкусные блюда, качественное обслуживание, адекватные цены и дружелюбное отношение к посетителям всегда работают безотказно.
На что вы обращаете внимание, придя в кафе? Для вас важна небольшая цена, отменный вкус блюд, уютная обстановка, сочетание этих или других качеств? Пишите ваше мнение в комментариях и не забудьте оценить статью.
Как ресторанам развивать собственную доставку онлайн-заказов
Пандемия во многом изменила бизнес ресторанов и кафе, для которых в период локдауна единственной возможностью выжить оказалась доставка.
Существует три основных способа организации доставки из заведений общепита, у каждого свои достоинства и недостатки.
1. Агрегаторы доставки. Агрегаторы, такие как Delivery Club, «Яндекс. Еда», «Самокат» и др., сегодня остаются самым популярным способом онлайн-заказов из кафе и ресторанов. Однако агрегаторы не предоставляют партнерам информацию о пользователях. Иными словами, ресторан не знает, кто заказывает у него блюда, постоянный это клиент или он зашел сюда впервые, как он узнал о заведении – т. е. почему он выбрал именно его. Как результат – ресторан не может работать с онлайн-аудиторией, поскольку ему про нее практически ничего не известно.
К агрегаторам невозможно подключить программу лояльности. Условно говоря, при покупке кофе и сэндвича из конкретного кафе в агрегаторе клиент не заработает «звездочки», которые потом конвертируются в бесплатный напиток. А значит, и мотивации сделать заказ именно в конкретном заведении у человека будет меньше.
Небольшому кафе со скромным средним чеком и пулом клиентов собственная доставка может влететь в копеечку – поэтому сотрудничество с партнерами им обойдется дешевле, агрегаторы обеспечат поток заказов. Еще одно преимущество связано с маркетингом: для нераскрученных брендов конверсия из агрегаторов будет выше, поскольку там человек может наткнуться на ресторан случайно, просто вбив в поиске фразу, например «паста карбонара».
2. Собственная доставка через сайт или приложение. Хотя сфера общепита пока неохотно осваивает цифровые технологии, пандемия наглядно продемонстрировала рынку необходимость перехода в онлайн. Несмотря на развитие доставки, рестораны и кафе пока еще существуют преимущественно в офлайне – но большую часть рекламного контента их клиенты поглощают в интернете. Современный потребитель не смотрит на красивую вывеску на входе: ему важны отзывы, фотографии, возможность заранее изучить меню. Ресторану же онлайн-коммуникация помогает не только привлекать аудиторию, но и понимать, откуда она пришла, чтобы работать с ней дальше и выбирать действенные рекламные каналы.
Чтобы получить доступ к интернет-аудитории, нужно развивать доставку собственными силами – через сайт или мобильное приложение, только так возможно собрать данные о клиентах.
Например, с помощью анализа, из каких источников люди приходят на сайт ресторана (анализ post-click), компания может определить, как посетитель узнал о заведении: когда человек оставляет заявку на участие в программе лояльности, система считывает его cookie-файлы и определяет, какая реклама могла его привлечь. Можно также с помощью аналитики post-view проследить за теми клиентами, которые увидели рекламный контент, но не перешли по ссылке сразу и вспомнили про него несколько дней спустя. Собрав данные, можно делать выводы, какие источники приносят самую большую конверсию, после чего корректировать маркетинговую стратегию.
Проблема в том, что рядовой пользователь не станет устанавливать на телефон приложения всех заведений, где он заказывает еду, ему намного проще пользоваться широким выбором, который предлагают агрегаторы. Поэтому заведениям важно мотивировать потребителя установить приложение конкретного ресторана с помощью скидок, акций и т. д.
3. Программа лояльности. Приложения для программ лояльности сегодня есть у многих сетевых ресторанов, например у «Шоколадницы», Starbucks или Cofix. Принцип их работы достаточно прост: когда посетитель расплачивается за заказ, он показывает официанту код в приложении или дает отсканировать бонусную карту. После этого ресторан получает данные о заказе конкретного клиента, а сам человек – выгоды в виде кэшбэка на карту, бонусов, которые можно потратить на заказы, бесплатного седьмого кофе и т. д. Таким образом заведение может собрать и накопить информацию о покупательских предпочтениях и доходе каждого потребителя.
Однако в таком формате программа лояльности распространяется только на заказы в зале. Чтобы связать действия клиента в офлайне и онлайне, программа лояльности должна быть интегрирована в мобильное приложение для доставки. В этом случае потребитель сможет пользоваться одним и тем же сервисом и выгодами как при личном посещении ресторана, так и при онлайн-заказе. Еще до пандемии так начали делать сетевые пиццерии и суши-бары, изначально ориентированные на онлайн.
Но смысл пользоваться программой лояльности есть лишь тогда, когда речь идет о постоянных клиентах заведения. Люди не готовы устанавливать на телефон дополнительный софт ради скидки в ресторане, который они посещают пару раз в год. Поэтому такой метод подходит не всем: заведениям, у которых еще не сложился пул лояльной аудитории, он не даст большой выгоды – зато организация доставки, разработка и поддержка приложения обернутся большими расходами.
14 способов увеличить продажи в любом бизнесе
Способов поднять продажи и увеличить входящий поток потенциальных клиентов, наверное, тысячи. Проблема в том, что полностью универсальных решений не существует — идея, сработавшая у сотни бизнесменов, может оказаться бесполезной у сто первого. Поэтому любые рекламные или маркетинговые советы о том, как поднять продажи, стоит воспринимать как гипотезы.
В этой статье мы собрали несколько проверенных и неочевидных решений, которые при должном подходе помогут практически всем. Внедряйте их постепенно, тестируйте на небольших бюджетах и оставляйте самые эффективные для вашего бизнеса.
Сделайте воронку продаж
Воронка продаж — это путь, который проходит человек от первого контакта с вашим продуктом до того, как он расстается с деньгами. Сначала человек узнает о продукте, потом начинает интересоваться им, затем как-то проявляет желание приобрести и, наконец, покупает. Ваша задача — разложить все продажи на условные этапы и отслеживать, сколько человек перешло с одного на другой.
Допустим, у вас турфирма. Вы запускаете контекстную рекламу. Ваша воронка может выглядеть так: 100 человек посмотрели объявление, 30 кликнули на него и перешли на сайт, 20 позвонили и один купил тур.
Анализируя воронку, можно понять, какие этапы нужно улучшать. Например, здесь нужно поработать с текстом объявления и отделом продаж.
Используйте тайных покупателей
Гарри Фридман в книге «Нет, спасибо, я просто смотрю» рассказывает, что в розничной торговле практически главной проблемой спада в продажах являются сами продавцы. Им не хватает дисциплины, они не разбираются в потребностях потенциальных покупателей или вовсе выгорают и начинаю хамить клиентам.
Если вы ищите решение, как увеличить рост продаж в розничном магазине, то попробуйте использовать тайных покупателей. Разработайте несколько сценариев, запускайте актеров в магазины в разное время. Проверьте, как работают продавцы в стрессовых ситуациях и как они относятся к доброжелательным людям.
Узнайте секреты конкурентов
Чтобы обеспечить рост продаж, нужно внимательно изучать конкурентов и не стесняться заимствовать у них успешные практики, рассказывают в книге «Бизнес как игра» основатели Мосигры Дмитрий Кибкало и Сергей Абдульманов.
Простой способ разведки — стать клиентом конкурентов. Пройдите все возможные пути их потенциальных покупателей. Станьте их тайным покупателем. Беседуя с менеджером, придумывайте отговорки, чтобы не покупать, и изучайте их работу с возражениями клиентов.
Проверьте сайт конкурента в Similarweb — сервис позволит узнать долю платного трафика у ресурса и уточнить, с каких сайтов в основном приходят люди. Это бесплатно.
Сервисы Serpstat и MegaIndex покажут, по каким запросам сайт оказывается на первой странице выдачи Яндекса и Google, какие рекламные объявления использует конкурент.
Попробуйте контекстную рекламу
Если ваш продукт требует точечной рекламы, попробуйте продвижение через Яндекс.Директ и Google Рекламу. Они помогут показывать рекламу тем, кто мониторит что-то конкретное в поисковой строке. Например, если человек ищет что-то вроде «купить кирпич Москва», то ему наверняка интересна цена на ваш кирпич.
Запустите рекламу в социальных сетях
Каждый день только во «ВКонтакте» заходит порядка 22 млн человек. Еще 15 млн каждый день открывает Instagram, а ролики на YouTube ежедневно смотрят порядка 19 млн жителей России, пишет агентство LiveDune. За годы работы социальные сети накопили много данных о своих пользователях — их интересы, пол, возраст, семейное положение. Используйте эти данные, чтобы запускать точечную рекламу.
Например, вы решили продвигать доставку готовой еды. Найдите в соцсети группы конкурентов, покажите свою рекламу их аудитории. Попробуйте транслировать объявление подписчикам ресторанов и кафе в вашем районе. Расширьте поиск — добавьте туда тех, кто пользуется доставками из местных магазинов.
Фильтровать аудиторию для показа можно по сотням параметров. Цена зависит от конкуренции. Бюджет на рекламу можно сэкономить, если отобрать людей так, как не догадался другой рекламодатель.
Работайте с теми, кто уже купил
В книге «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл рекомендует больше внимания уделять не привлечению новых клиентов, а повышению лояльности среди тех, кто уже пользуется вашими продуктами. Это логично — если люди будут довольны вашим бизнесом, заработает сарафанное радио и новые клиенты придут сами.
Запустите рассылку: собирайте адреса почты при покупке, отправляйте клиентам полезные материалы и эксклюзивные скидки. Только не будьте навязчивыми, иначе ваши письма отправятся в спам.
Вводите программы лояльности, которые заодно повышают продажи и выделяют вас среди конкурентов. Например, в кофейнях часто практикуются купоны «купи пять чашек, получи шестую в подарок».
Больше внимания следует уделять не привлечению новых клиентов, а повышению лояльности среди тех, кто уже пользуется вашими продуктами с помощью Контур.CRM.
Запустите нативную рекламу
О баннерной слепоте впервые заговорили еще в 1998 году, а в 2014 году Business Insider подтвердил — люди действительно практически не реагируют на баннерную рекламу в интернете. Чтобы донести до людей свое предложение, нужно использовать другие, более тонкие методы.
Попробуйте нативную рекламу в СМИ. На языке маркетинга это материалы, которые интегрируются в контекст площадки и интересы получателя. Если же проще, то это полезный контент, в котором аккуратно и естественно продвигается бренд.
Например, обычной рекламой будет призыв купить квартиру в конкретном ЖК. Нативной рекламой станет статья «Как выбрать квартиру около метро и не прогадать». В ней перечислят важные критерии выбора и так окажется, что именно конкретный ЖК идеально подходит под них.
Используйте купоны
Если у вас продукт массового потребления, попробуйте повысить спрос с помощью сервисов по продаже купонов на скидку. Самому сервису обычно платить не нужно, он зарабатывает на стоимости купонов.
У этого способа есть как плюсы, так и минусы:
Запустите конкурс среди персонала
Один из способов повысить мотивацию и увеличить продажи — запустить конкурс среди сотрудников. Это работает как в розничных магазинах, так и в других системах, где нужно общаться с покупателями и заключать сделки.
Старайтесь сделать у соревнования ясные, прозрачные правила. Не скрывайте критерии, по которым вычисляется победитель. Например, используйте условную бальную систему — за привлечение нового клиента 1 балл. За заключение разовой сделки на какую-то сумму — 2 балла. На долгосрочный контракт с предоплатой — 3 балла.
Продавцы должны понимать, за что они соревнуются. Вводите нематериальные способы поддержать победителя — например, удобное место в опенспейсе, фотография на доске почета.
Используйте денежные способы поддержки, выплачивайте премии. Сотрудника года поощряйте ценным призом.
Внедрите удобный расчет
Если ваша целевая аудитория люди, готовые терпеть что угодно ради низкой цены, то этот совет неактуален. Для остальных всегда стоит работать над клиентским сервисом и удобством покупки.
Дайте покупателям возможность платить так, как им нравится. Если вы работаете в офлайне, внедрите системы оплаты картой. Покупателям интернет-магазинов интересно рассчитываться электронными деньгами.
Запустите аромамаркетинг и аудиомаркетинг
Обратите внимание, когда вы заходите в пекарню, там всегда стоит аромат свежеиспеченного хлеба. Даже если уже вечер, а выпечка на полки попала еще утром. Секрет в специальном оборудовании, которое распространяет запахи.
Такие ароматы повышают аппетит, а значит, стимулируют нас совершить покупку. В этом суть аромамаркетинга. Подобное продвижение стоит использовать в любом бизнесе, который продает продукты питания.
Еще один способ мотивировать людей потратить деньги — аудиомаркетинг. Психологи еще в 1980-х годах выяснили, что музыка помогает нам расслабиться и проще принимать решения о покупке.
Чаще всего такое продвижение используют в розничных магазинах и в сфере услуг. Например, в утренние часы в магазинах звучит медленная музыка, чтобы настроить посетителей на спокойную прогулку. В час-пик, наоборот, мелодия становится динамичнее, чтобы даже расслабленный человек проникся и стал покупать быстрее.
Попробуйте разную музыку в вашем бизнесе, выясните, какая больше увеличивает продажи.
Запустите распродажу
В самих по себе скидках нет смысла. Когда мы хотим увеличить продажи, то подразумеваем рост дохода. Для этого можно воспользоваться неочевидными приемами со скидками и распродажами.
Вот как это работает в продуктовом ритейле:
Аналогичной системой пользуются во многих сферах. Например, в магазинах с техникой основной заработок может идти не от продажи смартфонов, а с реализации чехлов, флешек и других вроде бы не очень дорогих товаров. Но именно они высокомаржинальный продукт.
Посчитайте экономику своего бизнеса и попробуйте увеличить продажи таким способом.
Посоветуйте конкурента
В книге Сергея Абдульманова «Бизнес как игра» звучит совет, который на первый взгляд кажется абсурдным: если у вас нет какого-то товара, продавец может поискать его у конкурентов и посоветовать человеку сходить к ним. Так работают консультанты в «Мосигре». Они уточняют, когда игра появится у них в салоне и предлагают человеку подождать. Если нет, то просто смотрят в интернете, где есть нужный товар и говорят об этом.
По словам Абдульманова, это способ повысить лояльность к компании: создается вау-эффект, клиент запоминает необычное поведение и чувствует, что к нему отнеслись по-доброму, без жажды наживы. Такие дружеские отношения превращают разовых покупателей в постоянных клиентов. К тому же люди делятся подобными историями, что обеспечивает бесплатную рекламу.
Внедряйте якорный эффект
Чтобы увеличить продажи, дайте покупателю возможность сравнивать цены и как бы цепляться за самый выгодный вариант — в маркетинге это называют якорным эффектом.
Смотрите, как это работает:
В итоге психология сработает в пользу нужного нам товара. Он не самый дорогой, значит, с ним не пытаются обмануть и продать втридорога. И не самый дешевый, значит, не бесплатная ерунда.
Выбор в принципе стимулирует продажи, но если мы еще аккуратно посоветуем человеку нужное решение, то получится еще эффективнее.
Чек-лист по росту продаж
Внедряйте пункты из нашего чек-листа по порядку или произвольно, тестируйте идеи и оставляйте лучшее:
Распределяйте заявки по менеджерам, отслеживайте выполнение плана, анализируйте конверсию, смотрите причины отказов.
Расскажите в комментариях, что из этих примеров уже использовали? Что помогло стимулировать рост продаж?
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как раскрутить ресторан, кафе, бар в социальных сетях с нуля
«Самым тяжелым фактором для меня была неопределенность и невозможность понять правила этой жесткой игры под названием мировой коронакризис».
«Больше всего я переживал не за себя, а за коллективы, которые у нас временно не работали. Но понимал, что все это когда-то закончится. Чего мне удалось добиться в 2020-м? Я не сошел с ума, и это прекрасно».
«Очень неприятное ощущение, когда ты ничего не можешь сделать со внешними обстоятельствами. Самое тяжелое — это отсутствие свободы, отсутствие понимания того, что будет дальше».
Так говорили о пережитом 2020 рестораторы и владельцы кафе. К счастью, прогнозы экспертов о закрытии 70-80% заведений общественного питания не оправдались.
Многие компании смогли оптимизировать свои бизнес-процессы. Одни переориентировались в Dark Kitchen, другие ушли в стрит-ретейл, третьи сделали акцент на доставку. Однако все понимают: без диджитализации бизнеса, без использования онлайн-инструментов и без разработки гибкой стратегии общепиту уже не выжить.
1. Развитие агрегаторов доставки еды
2. Потребность в собственных сайтах доставки и приложениях для ресторанов
Вместе с тем подключение к агрегаторам далеко не всегда выгодно самим ресторанам. Процент комиссии может быть весьма существенным, кроме того агрегаторы гораздо охотнее продвигают те заведения, которые используют внутреннюю курьерскую службу.
Курьеры опаздывают, а порой, из-за нагрузки, их просто не хватает.
Поэтому все большее количество ресторанов предлагают посетителям оформить заказ на собственном сайте доставки или в фирменном мобильном приложении. Харчевня «Мандариновый гусь» использовала оба этих инструмента.
3. Акцент на скорость
Если раньше гости начинали подготовку к празднику минимум за две недели, то сейчас этот срок сократился до 7-10 дней. Поэтому многие компании сократили сроки приготовления тортов до 24 часов и расширили список дополнительных услуг для онлайн-вечеринок.
4. Концептуальность в тренде
Специалисты говорят, что наименее сильные колебания в посещаемости почувствуют рестораны премиум-сегмента и заведения с редкими или необычными концепциями, в которые посетители приходят не столько за едой, сколько за атмосферой.
5. Онлайн-фуршеты, вечеринки, корпоративы
Можно утверждать, что в этом году повышенным спросом будут пользоваться предложения организации выездных, а также онлайн-мероприятий. Это связано с тем, что во время пандемии большое количество компаний сформировали удаленные отделы из сотрудников разных городов, а также обычные люди получили опыт празднования дней рождения, семейных ужинов и дружеских вечеринок онлайн.
Например, White Rabbit с начала пандемии предлагает полноценный онлайн-визит в ресторан одному или с компанией, а кондитеры в TikTok активно продвигают готовые наборы тортов по принципу «сделай сам».
В 2020 не было, наверное, ни одного человека, который не задумался о здоровье. В отличие от предыдущих лет, когда акцент делался в первую очередь на решении уже возникших проблем, минувший год добавил тенденцию к превентивности.
7. Перераспределение целевой аудитории
В условиях ограниченного выбора потребитель становится все менее требовательным к разнообразию (на первый план выходят качество, безопасность и цена) и все более внимательным к личным предпочтениям.
9. Новые форматы работы
Рестораны открывают для себя новое позиционирование, предлагая гостям не просто трапезу, но полноценное рабочее место. В рамках ресторанного коворкинга посетитель вносит депозит, в счет которого может заказать еду и напитки и работать в ресторане, как в офисе.
Такое решение может быть спасением для тех, кто работает удаленно и устал от домашней атмосферы, но возвращаться в офис на постоянной основе тоже не желает.
Увеличивается спрос на «быструю еду», но в новом формате: напитки теснят привычные блюда, а среди последних в свою очередь большим спросом пользуется продукция заведений fast casual, предлагающих одновременно и полезную еду, и высокую скорость обслуживания.
По данным последнего исследования Hootsuite средний платежеспособный россиянин в возрасте от 25 до 44 лет проводит в соцсетях 2 часа 27 минут.
Для того чтобы удержать подписчиков, мотивировать их заходить в аккаунт (а потом и в сам ресторан) чаще, мало просто выкладывать фотографии красивых блюд.
ИОМ «Анкетолог» опросил 1900 россиян, живущих в городах 100 тыс.+. На диаграмме ниже видны доли тех, кто отметил как важный тот или иной фактор.
Исследователи обратили внимание, что опрашиваемые могли выбрать любое количество важных для них факторов. В среднем выбирали четыре. Это значит, что в рекламе и в контенте соцсетей нужно делать разные акценты.
Во время пандемии люди печалились о недостатке живого общения. Многие рестораны проводили онлайн-акции, начисляли бонусные баллы, выходили в онлайн-трансляции, приглашали знаменитых гостей, делились рецептами высокой кухни, активно общались с пользователями в комментариях. Результатом стал прирост подписчиков и увеличение лояльности посетителей.
Мы занимаемся SMM-продвижением ресторанов, кафе и пиццерий (в том числе с нуля), и вот как выглядят основные этапы разработки стратегии.
SMM-стратегию можно разработать и самому, если вдумчиво и детально проработать каждый пункт. В результате в ваших руках окажется мощный инструмент продвижения, который вы сможете внедрить самостоятельно, доверить штатному специалисту или претворить в жизнь с помощью подрядчика.
Вы будете четко понимать пошаговый план действий, с какими сегментами работать, как это делать и что предлагать, какой контент создавать, какие активности (акции и конкурсы проводить) и какие результаты ожидать от продвижения. Вы получите общее представление о том, как работают конкуренты и поймете, за счет чего можно отстроиться.
1. Узнаваемое фирменное оформление
Несмотря на то, что люди проводят большое количество времени в соцсетях, менее 10% пользователей имеют аккаунт только на одной платформе.
Мультиканальность набирает обороты, и при столкновении с каждым отдельным рекламным объектом пользователь должен его опознавать как тот или иной бренд.
2. Фотографии со смыслом
Если бы слово «вкусно» было человеком, то оно бы икало не переставая. Но фотографии еды, действительно, должны вызывать аппетит. К счастью, показать деликатность medium-rare прожарки стейка, воздушность меренги, нежный румянец яблочного пирога можно с помощью любого смартфона.
Важно: фотографии должны быть разноплановые (крупный план, средний и макро), разного ракурса (фронтальные, сверху, камерой к человеку, камерой от него). Снимайте людей в разные моменты: выбирает, пробует, наслаждается блюдом. Публикуйте фото с кухни.
3. Вовлечение подписчиков
Для того чтобы в профиль ресторана или кафе подписчики хотели заходить, там должна кипеть жизнь. Конкурсы, акции, приглашенные гости, эфиры с владельцем, интервью у гостей.
Акции могут быть как веерными (для всех), так и точечными (для определенных гостей: именинников, членов семьи, тех, кто празднует первые три месяца знакомства). Причем работать можно как с горячей аудиторией (те, кто уже пришел), теплыми (кто подписан на сообщество), так и холодными. Например, настраивать таргет на будущих именинников, отмечать их в постах (они получат уведомление) и предоставляя им бонусы или скидки.
Важно: акции не должны проводиться сами по себе, но всегда иметь целью изменение тех или иных маркетинговых показателей компании: увеличение заполняемости зала, заказа определенного блюда, увеличение чека.
Раскрывайте подписчикам секреты блюд, делитесь рецептами, которые можно повторить на домашней кухне, учите разбираться в продуктах. Если ваше заведение ориентировано на Casual и Up casual аудиторию, это укрепит вашу позицию «профи». Кто знает, может с вашей помощью кто-то начнет готовить “как в ресторане”. Особенно, если у вас есть анонимная доставка готовых блюд.
Важно: публикуйте разный контент в зависимости от дня недели, времени суток и вида основного гостепотока. Если с понедельника по среду вы размещаете посты, привлекающие к вам Casual и Up casual аудиторию, то с четверга должен появляться материал для Fine dining клиентов. Воскресенье – снова время «повседневного» контента.
4. Работа с блогерами
Пока в Россию не пришли анонимные эксперты Mischlen (говорят, ожидаются уже вот-вот), а редакции продолжают сокращать бюджеты на ресторанные визиты своих журналистов, для фуд-блогеров горит зеленый свет.
Они не ограничены форматом издания. У них нет задачи угодить ресторану. Они пишут, как едят как дышат. Высокий уровень доверия аудитории и широкие охваты делают аккаунты фуд-блогеров (и просто блогеров) привлекательными рекламными площадками для ресторанов, кафе и пиццерий.
Важно: формат сотрудничества необходимо проговаривать (а лучше прописывать) максимально четко. Известны случаи, когда блогеров просили самостоятельно оплатить счет, а те, обманутые в своих лучших ожиданиях, писали в результате совсем не то, что хотели заказчики.
5. Пользовательский контент
Важно: пользователи чаще ставят хэштег, чем отмечают заведение через @. Это приводит к тому, что по одному (чаще всего неуникальному) хэштегу собираются посты не только самых разных заведений, но и контента, который с едой никак не связан. Продвигайте связку: отметку аккаунта через @ и уникальный хэштег заведения.
Подводя итог, можно назвать соцсети новым Клондайком. Они сочетают в себе цепляющий фото и видеоконтент, дают возможность говорить с гостем практически с глазу на глаз, собирать обратную связь, принимать заказы.