Как подписывает торг 12 ип
Как не запутаться в товарной накладной? Кто подписывает графы «груз принял», «груз получил» и другие?
По общему правилу гражданского законодательства переход права собственности на товар происходит в момент его передачи продавцом покупателю или его уполномоченному лицу.
Для целей бухгалтерского учета такой факт должен быть отражен первичным учетным документом. Самым частым случаем при продаже товара одним субъектом хозяйственной деятельности другому является использование товарной накладной. Рассмотрим, кто и где должен расписываться в данном документе.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Обязательно ли подписывать ТОРГ-12?
В соответствии с законом о бухгалтерском учете подписание товарной накладной уполномоченными представителями сторон является обязательным.
Без подписей, при необходимости заверенных печатями, товарная накладная не может быть принята к учету, также её невозможно использовать в суде в качестве подтверждающего документа.
Что такое товарная накладная ТОРГ-12 и для чего нужна эта форма, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, как правильно заполнять товарную накладную.
Проставление подписей
Сколько всего подписей должно быть в документе ТОРГ-12? По общему правилу товарную накладную должны подписать пять человек: три со стороны отправителя товара и два – со стороны получателя.
Кто и где их должен ставить?
Со стороны отправителя груза накладную подписывают:
Старший бухгалтер имеет право подписи только при отсутствии главного бухгалтера, когда обязанность по ведению бухгалтерского учета руководитель или предприниматель возложили на себя.
Со стороны получателя подписи ставят:
Как правильно это сделать?
При подписании товарной накладной в каждой графе должны содержаться:
Можно ли использовать факсимиле?
Использование факсимиле в товарной накладной не допускается. В таком случае она считается неподписанной и не может быть принята к учету.
Особенности для электронного документа
Между отправителем и получателем товара может быть организован электронный документооборот при наличии совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки документов, подписанных электронной цифровой подписью.
Электронный документ признается равнозначным документу на бумажном носителе, только если он подписан квалифицированной электронной подписью. Это означает, что такая подпись должна быть получена на всех лиц, подписывающих накладную в форме электронного документа.
Об особенностях оформления товарной накладной в электронном варианте и по форме ТОРГ-12, читайте здесь.
Действия по доверенности
При наличии доверенностей на подписание ТОРГ-12 количество подписей можно сократить: до двух — со стороны отправителя и одной — со стороны получателя. Обычно отправитель товара выдает доверенность на право подписи от имени бухгалтера и того, кто разрешил отгрузку, лицу, непосредственного отгружающему товар, а получатель – лицу, принимающему товар.
Оформление доверенности
Правом выдачи доверенности располагают только руководитель организации или предприниматель лично. Выдача доверенности другими лицами допустима только тогда, когда они сами получили право совершать такие действия с возможностью передоверить их третьим лицам.
В доверенности от имени юридического лица указываются:
Индивидуальные предприниматели вместо сведений об организации и лице, выдающем доверенность, указывают свой статус, полные фамилию, имя и отчество и реквизиты (ОГРНИП, ИНН, адрес постоянной регистрации).
Получатели товара для упрощения документооборота могут использовать унифицированные формы М-2 и М-2а. Это разовые доверенности, в которых отражается дата выдачи, номер счета, перечень конкретных материальных ценностей и их количество, которые доверенное лицо должно получить у конкретного поставщика по указанному в них договору или счету.
При предоставлении поставщику оригинала такой доверенности, подпись руководителя организации или доверенного лица в накладной может не проставляться, так как она содержит все необходимые подписи и реквизиты.
Особенности заполнения ТН
При получении товара по доверенности в товарную накладную вносятся сведения о выданной доверенности (номер и дата), выдавшей её организации и доверенном лице. Название организации может быть приведено в краткой форме.
О доверенном лице указываются следующие сведения:
При получении им доверенности по форме М-2 или М-2а, оригинал которой передается отправителю товара, достаточно указать должность, фамилию и инициалы.
Приказ на уполномоченное лицо
Приказ может быть издан только в отношении работников, подписавших трудовой договор. Его можно составить в произвольной форме, если образец не утвержден локальными нормативными актами.
Такой приказ должен содержать указания на сотрудника, которому предоставляется право подписи документов, и какие именно документы он получает право подписывать. Перечень документов можно детализировать либо указать их основные признаки, например, первичные документы бухгалтерского учета.
Подписание накладной только на основании приказа не допускается, в этом случае она считается недействительной.
Уклонение покупателя от оформления факта приемки
На практике нередко возникают случаи, когда после получения товара покупатель уклоняется от оформления факта приемки. Что делать, если покупатель не подписывает накладную? В данном случае поставщик имеет право требовать оформления факта приемки в судебном порядке.
В суде будет необходимо доказать, что товар находится во владении покупателя или указанного им грузополучателя. В качестве доказательства могут быть привлечены:
При отказе грузополучателя от подписания накладной в ней делается отметка об этом. Накладная, подписанная одной стороной, может быть признана судом недействительной только, если мотивы отказа второй стороны признаны им обоснованными. Если грузополучатель необоснованно отказывается оформить принятие товара и оплатить его, суд обяжет его это сделать.
Совсем другая ситуация возникает, если отказ в приемке товара возникает по объективным причинам. Тогда получатель должен составить акт об отказе принять товар и направить его поставщику вместе с полученным товаром и поступившими документами.
Составление акта об отказе
Отказ в приеме товара может вынести только комиссия, состав которой утверждается организацией-грузополучателем. Численный состав комиссии – не менее трех человек.
Акт содержит следующие обязательные реквизиты:
В правильном оформлении учетных документов, подтверждающих передачу товара, заинтересованы обе стороны. Это поможет им избежать лишних трудозатрат не только при взаимоотношениях друг с другом, но и с контролирующими органами, а также в суде.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы клиенты и налоговики были довольны, оформляем правильно «первичку»
Продавая товар, оказывая услуги, выполняя работы нашим клиентам, мы должны стремиться сделать это профессионально, со знанием своего дела. Т.к. от этого зависит наша репутация как поставщика товара (услуги, работы), и данные факторы влияют на формирование мнения о нашей деятельности, а значит, и на решение клиента – работать с нами дальше или нет. Поэтому в условиях конкуренции, важно, чтобы наша компания отгружала не только качественный товар, но и сопровождала каждую отгрузку документально верно. Т.к. для клиентов это расходы, которые в случае их неправильного оформления и несоответствия требованиям законодательства могут быть не приняты налоговыми органами.
В данной статье речь пойдет о первичных документах, которые мы оформляем клиентам.
Реализация товаров и ее документальное оформление
Товарная накладная используется при оформлении сделок купли-продажи товарно-материальных ценностей. Это документ первичный и его заполнение обязательно, ведь товарная накладная подтверждает факт перехода права собственности на ТМЦ от продавца покупателю. Документ имеет унифицированную форму ТОРГ-12.
Образец заполнения товарной накладной ТОРГ-12:
Составляется документ, как минимум, в двух экземплярах: один для продавца, другой для покупателя. Этот документ у обеих сторон будет являться первичным, на основании его будет вестись бухгалтерский учет на предприятии и совершаться соответствующие проводки.
Строка «грузоотправитель» заполняется данными организации, которая осуществляет отгрузку товара, это может быть сам продавец либо сторонняя организация, действующая по соответствующему договору.
*Если товар отгружается со склада обособленного подразделения (далее – ОП), то в данной строке указывается адрес такого ОП (по месту его регистрации).
Реквизиты должны включать: наименование, ИНН/КПП, платежные реквизиты, адрес, контактный телефон.
Строка «грузополучатель» заполняется реквизитами организации, получающей груз, причем должен быть указан адрес, где получатель фактически находится.
*Если товар отгружается на склад ОП клиента, то указывается адрес этого склада.
В строке «поставщик» указываем реквизиты продавца товара, адрес должен быть юридический.
В строке «плательщик» — соответственно, реквизиты покупателя.
*Если товар отгружается на склад ОП клиента, то в реквизитах указывается КПП данного ОП клиента.
Зачастую поставщик является и грузоотправителем, а плательщик — грузополучателем. В этом случае данные этих строк будут совпадать.
В строке «основание» пишем документ, послуживший основанием для совершения сделки, это может быть, например, договор (указывается номер и дата договора), либо счет.
Для организации, осуществляющий транспортировку груза, должна быть транспортная накладная, номер и дата которой также указываются справа под строкой «основание».
Далее идут номер и дата документа, причем дата на товарной накладной должна совпадать с датой отгрузки.
Затем в бланке ТОРГ-12 заполняется таблица, содержащая сведения о товаре: его наименование, в чем измеряется, количество, цена, выделенная сумма НДС и итоговая сумма, подлежащая уплате.
В момент отгрузки со стороны продавца документ заверяется ответственными лицами: руководитель организации, главный бухгалтер и лицо, ответственное за отпуск товара. Ставится дата отгрузки и печать организации. Если отгрузку совершает уполномоченное лицо организации, действующее на основании доверенности или по приказу, то указываются №, дата доверенности/приказа, кому выдана и прикладывается копия данного документа (доверенности или приказа).
В момент получения груза грузополучатель внизу бланка ТОРГ-12 также ставит свою подпись. Если груз получает руководитель организации, то он подписывает товарную накладную и ставит круглую печать организации. Если груз получает другое ответственное лицо по доверенности, то печать ставить не нужно, указывается данные доверенности на получение товара: номер, дата, кому выдана (прикладывается доверенность).
Наряду с заполненной товарной накладной форма ТОРГ-12 поставщик также передает покупателю оформленную счет-фактуру (если является плательщиком НДС), данные счета-фактуры должны совпадать с данными товарной накладной, также передается заполненный счет на оплату, по которому покупатель произведет оплату товара.
Образец заполнения счета-фактуры:
Действующее законодательство предъявляет довольно строгие требования к порядку оформления счетов-фактур в связи с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету.
Дата составления счета-фактуры. Налогоплательщики должны составлять счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК).
Допускается оформление на бумажном носителе (от руки; при помощи компьютера; частично от руки, частично при помощи компьютера)
Счет-фактура является документом унифицированной формы и составляется согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 1137 от 26.12.11.
При составлении счетов-фактур обособленными подразделениями к порядковому номеру через «/» добавляется код обособленного подразделения.
Дата составления счета-фактуры должна быть не ранее даты составления первичного документа.
Строка 1а «Номер и дата исправления»
Строка заполняется только в случае составления исправленного счета-фактуры: в строке указывается порядковый номер и дата исправления.
Полное или сокращенное наименование продавца, согласно учредительным документам (напр., ООО «БИТ Автоматизация Бизнеса» или Общество с ограниченной ответственностью «БИТ Автоматизация Бизнеса»).
Адрес местонахождения продавца. Указывается юридический адрес.
Строка 2б «ИНН/КПП продавца»
Если товар отгружается от имени ОП, то проставляется КПП такого ОП.
Строка 3 «Грузоотправитель»
Если Продавец и Грузоотправитель являются одним и тем же лицом, вносится запись «он же». Если товар отгружается со склада ОП фирмы, то в данной строке указывается адрес соответствующего ОП.
*Если счет-фактура составляется на выполнение работы (оказание услуги), в этой строке ставится прочерк.
Строка 4 «Грузополучатель»
Полное или сокращенное наименование, адрес, в соответствии с учредительными документами. Если товар отгружается в адрес ОП клиента, то в данной строке проставляется адрес этого ОП.
*Если счет-фактура составляется на выполнение работы (оказание услуги), в этой строке ставится прочерк.
Строка 5 «К платежно-расчетному документу».
В данной строке проставляется либо номер и дата платежного поручения либо № и дата кассового чека в случае, когда оплата от клиента прошла раньше, чем отгрузка. Организации-покупателю будет отказано в праве применения вычета по входящему НДС в том случае, если в счете-фактуре не будет заполнена
строка 5 «К платежно-расчетному документу».
Цифровой код по ОК валют (Постановление Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст).
Как правило, это валюта – российский рубль, код – 643.
Если оплата по договору предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или у.е., то в качестве наименования валюты указывается рубль и его код.
Важно! В у.е. счет-фактуру составлять нельзя.
Если наименование валюты отсутствует или код указан неверно, то, по мнению чиновников, покупатель теряет право на вычет.
Наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав):
· Наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав) должно быть написано на русском языке и содержать значимые слова, однозначно характеризующие суть.
· Допускается указывать после наименования на русском языке наименование на других языках, аббревиатуры, сокращения, марки, модели, артикулы, номер договора и любые иные сведения, необходимые для идентификации товара.
Правила заполнения документа ТОРГ-12: как правильно заполнить товарную накладную — образец, порядок и примеры оформления, форма
Деятельность любых организаций, как и индивидуальных предпринимателей, неизменно связана с передачей различных групп товаров от одного владельца к другому. Осуществляется такой процесс при помощи соответствующей документации. Если провести аналогию грузоперевозок с пассажирскими, то ТН — это билет продукции на доставку от поставщика к получателю. Как пассажиру необходимо приобрести, например, авиабилет, чтобы совершить перелет, так и продукту нужно оформить специальный документ, для переправки его покупателю. Всем, кто занимается торговлей или оказанием торгово-посреднических услуг будет интересно узнать, каковы правила и порядок заполнения товарной накладной ТОРГ-12.
Что собой представляет
Любой компании для осуществления деятельности, основанной на товарно-материальном обороте, необходимы соответствующие бумаги первичного учета. Утверждение такой документации, как правило, производится представителями руководящего состава.
Еще в далеких 90-х Росстатом было принято постановление под номером 132, в котором содержался полный перечень учетных документов, включая двенадцатую форму (другое ее название ОКУД 0330212). Использую такие ТН с целью контроля передачи ТМЦ между продающей и покупающей сторонами. Формируют, как и хранят, не только в напечатанном виде, но и более привычном современному миру — электронном.
Несмотря на то что способ оформления данной бумаги был определен законодательством (на государственном уровне решено ее унифицировать), обязательным к исполнению она не является. С начала 2013 года компании и предприниматели вправе составлять собственные версии. При их формировании, соответственно, необходимо придерживаться определенных требований. Однако организации нечасто прибегают к самостоятельной разработке, так как имеющаяся форма очень удобна в работе и включает в себя все необходимые сведения.
Для чего предназначена
Рассматривая на примерах заполненные накладные ТОРГ-12 с обязательными полями для заполнения, следует помнить, что этот документ активно используют две стороны: продающая и покупающая. Продавец с ее помощью контролирует отгрузку товара со склада, а покупатель оформляет приемку. По ТН данного типа поставщик осуществляет списание позиций товара. Документ обычно составляется бухгалтером, кладовщиком или другим лицом, уполномоченным на проведение подобных операций. Грузополучатель, в свою очередь, согласно этой форме фиксирует поступление груза.
Представителей контролирующих органов нередко интересует не только сама бумага, но и прилагающиеся к ней дополнения: сертификаты на изделия, паспорта, различные справки.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Нюансы бумажной версии
Собирая находящуюся в доступе информацию, как заполнить (составить) товарную накладную на товар для ИП, не стоит упускать то, что формировать ее можно как на бумаге, так и в электронном виде. Когда компания занимается оформлением документации в привычном формате (на листах А4), следовать правилам формирования ТОРГ-12 необязательно. В работе можно использовать собственноручно разработанный вариант.
Самостоятельно составленный бланк может содержать любое количество пунктов. Столько, сколько требуется для осуществления деятельности конкретно взятой организации в соответствии со спецификой. То, в какой именно форме будет составляться документ, зависит от решения, принятого руководством. После утверждения альтернативного бланка его нужно зафиксировать в учетной системе предприятия.
В собственную версию предстоит включить ряд необходимых сведений:
Как правильно заполнять товарную накладную: пример заполнения ТОРГ-12
Несмотря на то что двенадцатая форма была утверждена еще в конце 90-х, строгих требований к ее формирования до сих пор не существует. Однако следует придерживаться определенных (обязательных) норм:
Обязательного заполнения не требует только одна графа — приложения. Если таковых нет (перечня прикладываемых дополнительно бумаг), эту позицию можно оставить незаполненной.
Как заполнить табличную часть (инструкция)
Рассматривая унифицированную форму ТОРГ-12 и изучая правила заполнения по образцам для грузополучателя, несложно заметить, что в каждом документе присутствует таблица. С особенностями ее составления можно ознакомиться ниже:
Доставленный груз нумеруется по порядку
Название, артикул, характеристики товарной позиции
Прописывается название товара, указываются характерные особенности
Отмечаются соответствующие значения
(кг, л, шт., гр, м и т. п.)
Присвоенные по ОКЕИ коды-значения
Проставляется вид тары
Кол-во на 1 транспорт-место
Количественные данные поставляемых партий или изделий
Указываемая в рублях стоимость 1 ед
Количество, умноженное на ценовое соответствие
Ставка налога на добавленную стоимость
Размер налогового вычета
Величина по каждой позиции
Что указывается в документе
В двенадцатой накладной содержатся все ведущие сведения о продающей и покупающей сторонах, а также непосредственно о позициях товара. Формируется ТН из нескольких основных подразделов:
Как правильно заполнить товарную накладную на товар: оформление формы ТОРГ-12, образец заполнения в электронном виде
Для составления документов в цифровом формате предусмотрены различные спецсервисы и соответствующее программное обеспечение. Правила формирования ТН такого типа ничем не отличаются от привычной всем бумажной версии. В процессе оформления формируются 2 файла, подлежащих визированию посредством электронно-цифровой подписи. Что весьма удобно в отношении ведения деятельности в современных условиях. Немало коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей уже оценили данную возможность по достоинству.
Чтобы составить двенадцатую форму документа в таком формате, необходимо осуществить переход на специализированный веб-сайт (сервис по обработке ТН) и приступить к заполнению документа. Последовательно ввести требуемую информацию о предстоящем перемещении позиций в предназначенные для этого ячейки. Когда все они будут заполнены, нужно сохранить форму, поставить соответствующую ЭП и отправить электронную версию покупателю. Если потребуется, сохраненную документацию можно распечатать в любое удобное время.
Как подписывать товарную накладную: образец заполнения
Составленную по всем правилам бумагу обязаны завизировать все участники процесса. Это представители продающей и покупающей сторон, которые уполномочены выполнять эти действия.
В ряде случаев товар забирает доверенное лицо, сотрудничающее с покупателем. При таком раскладе в соответствующей графе проставляются сведения о нем и реквизиты письменного уполномочия. В подпункте «Получил груз» оставляет свою роспись сотрудник организации, несущий ответственность за нахождение продукции в складской зоне.
В отношении электронной версии двенадцатой накладной потребуются ЭП как грузоотправителя, так и получателя. Имейте в виду, цифровой документ составляется в одном экземпляре, но содержит в себе 2 файла.
В случае если при заключении сделки задействуется обычная бумажная документация, ставятся следующие личные отметки:
В отношении печатей — полная свобода действий. Они проставляются только тогда, когда используются в компаниях. Обязательными не являются. Тем не менее следует учитывать, что в форме присутствует специально отведенное для них место. А значит, лучше не пренебрегать возможностью оставить оттиск. Так удастся избежать вероятных проблем с проверяющими инстанциями.
Внесение изменений
Безусловно, любые правки в учетной документации — явление крайне нежелательное. Однако не всегда удается сформировать и заполнить ТН без ошибок. Чтобы их исправить, коррективы следует внести в оба экземпляра (для поставщика и получателя).
Некорректные данные аккуратно перечеркивают, рядом прописывают новые. При этом требуется заверение исправлений подписями представителей участвующих в сделке сторон. Чуть ниже указывается дата, когда были исправлены начальные сведения.
От наличия ошибочных значений не застрахованы и электронные версии формы. В такой ситуации необходимо исправить недочеты и отправить покупателю обновленный вариант. Рассматривая образец заполнения (оформления) товарной накладной ТОРГ-12 по доверенности, стоит запомнить, что установленных правил, согласно которым следует вносить правки — не существует.
Срок хранения документа
Ограничен периодом равным 5 годам. Все это время оформленная двенадцатая форма обязана храниться в компании. Но и в этом моменте не обошлось без исключений. Если ТН выступает в роли подтверждения размера убытка, переходящего на будущее, предусмотрено продление установленного временного промежутка. Нюансы оговорены в статье 283 НК Российской Федерации.
Прием позиций
Когда вместе с перемещаемым грузом заказчику приходит стандартная бумажная версия накладной, работник, который отвечает за принятие продукции и ее хранение, приступает к проверке. Он внимательно сверяет доставленные товарно-материальные ценности с информацией, указанной в сопроводительной документации. Если все в порядке — расписывается, тем самым подтверждая получение и перенаправляет бумагу в отдел бухгалтерии.
В ситуации, когда компания-покупатель осуществляет приемку согласно электронному варианту ТОРГ-12, процесс выглядит несколько иначе: