Как подростку рассказать о боге

Кто такой Бог? Разговор с подростком

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

ОТ АВТОРА. В это лето я усиленно работал над книгой, которая называется “Как перевоспитать трудных родителей”.

Книга обращена к подросткам, которых, как мне кажется, сегодня все воспитывают, и очень мало кто с ними разговаривает. Я пытаюсь поговорить. Про самое главное. Про то, например, что делать, если нет взаимопонимания с родителями. Как быть, если учитель в твоем классе, мягко говоря — неумный человек. Как отыскать свое призвание. Что делать, если тебя настигла любовь, а все вокруг твердят: «Рано думать о любви, учи уроки». И так далее.

Отдельная глава будет посвящена тому, как молодому человеку формировать самого себя, строить себя, можно так сказать. И глава эта не могла обойтись без рассуждений о Боге, потому что вера определяет в жизни очень многое.

Я благодарен порталу «Православие и мир» и лично Анне Даниловой за возможность познакомить читателей с главой еще ненаписанной книги.

Начнем с умных слов, которые определят тему нашего разговора в финале этой главы. Слова эти принадлежат великому швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци, к которому мы не раз в книге обращались и еще обращаться будем. Так вот, он призывал: «Дорогие дети! Совершенно необходимо, чтобы вам ежедневно серьезно внушали, каковы ваши обязанности по отношению к Богу, самим себе и другим людям».

Слово «обязанности» — неприятное слово, согласен. Однако хотим мы того или нет, оно существует. И, если говорить честно, обязанности и по отношению к самому себе, и к другим людям у любого человека есть. Поэтому, мне кажется, имеет смысл не раздражаться по этому поводу, а подумать про свои обязанности спокойно.

Про обязанности по отношению к себе мы, собственно, и говорим в этой книге. Настало время поговорить о взаимоотношениях с Богом и с другими людьми. Не возражаете?

Начнем с разговора о Боге.

Кто такой Бог?

Если Вы человек неверующий, я все равно взял бы на себя смелость посоветовать дочитать эту главу до конца. Мой опыт подсказывает: многие, не считая себя верующими, на самом деле таковыми являются.

Заранее прощу прощения за то, что в этой главе появятся признаки назидательности, которую я в принципе терпеть не могу. Извините. Но по-другому говорить на эту тему у меня не получается.

Итак, кто же такой верующий человек?

Психофилософия исходит из того, что верующий – это тот, кто ощущает себя живущим в присутствии Бога. Нельзя верить в Бога потому, что это модно. Нельзя верить только потому, что верят родители и заставляют верить тебя. Вообще вера, как и любовь, не сопрягается со столь любимым взрослыми словом «надо».

Вера – это ощущение. А ощущение – это то, что нельзя вызвать специально.

Не человек находит Веру, а Вера находит человека. Почему? Неведомо. Замечательный философ Григорий Померанц говорил, что Бог думает о нас не нашим умом. Поразительная мысль, если в нее вдуматься! Мы не можем постичь Бога, но мы можем Его ощущать.

Тем, кому знакомо это ощущение, объяснять не надо. Тем, кому незнакомо, объяснить невозможно.

Можно ли это ощущение приблизить? Можно ли найти веру в Бога? Здесь – как с любовью. Можно искать ее, можно готовить себя к любви, можно искренно желать, жаждать ее. Но любовь либо дается человеку, либо нет (подробнее мы поговорим об этом в следующей главе).

Однако. Человек, который думает о Боге, желает обрести веру, старается жить по Божеским законам, конечно, имеет больше шансов обрести веру нежели тот, кто всего этого не делает.

Хотя и здесь бывает по-всякому. Например, многих людей вера находит, когда человек попадает в ситуацию отчаяния и понимает, что кроме Бога ему больше неоткуда ждать помощи. Например, во время болезни своей или близких людей.

***
Что значит, жить с ощущением Бога?

С моей точки зрения, это понимать, что есть Некая Сила над нами, Которой можно абсолютно доверять и перед Которой невозможно согрешить.

Господа нередко называют Отцом. И это точно! Отец и защитит, и пожурит. Никогда не предаст. И всегда будет любить. На Его помощь и поддержку можно рассчитывать всегда.

Очень точно сказал о любви Господа к нам Ник Вуйчич: «Бог любит тебя не за то, что ты добился успехов в учебе или работе. Не потому, что ты преуспел в каком-либо деле больше, чем другой человек. Бог любит тебя потому, что Он тебя создал. Бог любит тебя таким, каков ты есть».

Согласитесь, что это очень здорово – жить с таким ощущением!

Человек, который живет в присутствии Бога, никогда не бывает один. Одиночество ему неведомо.

Это классно, конечно. Но такое ощущение накладывает на человека серьезные обязанности. Уже невозможно совершить какой-то неправильный поступок втайне, рассчитывая на то, что о нем никто не узнает. Он узнает все равно.

Жизнь в присутствии Бога – это как бы постоянный контроль.

Совесть – это совместная весть с Богом. Вы не можете сознательно сделать что-то плохое, потому что понимаете: Господь расстроится. А ведь никому не хочется сознательно расстраивать своего Отца.

Представьте себе, что в руках у Бога есть фонарь, свет которого постоянно направлен на вас. От него невозможно никуда спрятаться. Вы живете на Божьем Свету. С одной стороны, в вашей жизни никогда не будет тьмы. И это здорово! На мой взгляд, верующему человеку жизнь всегда более понятна, чем атеисту. С другой – нет такого неблаговидного (извини за занудливое слово) поступка, который можно будет скрыть. Невозможно, скажем, соврать родителям в надежде, что они не узнают правду. Или, тем более, что-нибудь украсть. Или обидеть слабого.

Я уже говорил о том, что многие не понимают, что на самом деле они верят. Почему так происходит? Потому что люди – возможно, и вы в их числе – путают веру и воцерковленность. А это – разные вещи.

Можно ходить в храм, соблюдать религиозные ритуалы и при этом к себе и к другим относиться не по-Божески.

Церковь – это социальный институт со всеми плюсами и минусами социального института. Безусловно, многим она помогла найти ощущение Бога. В конце концов, конечно, необходимо место, куда может пойти человек, жаждущий пообщаться с Богом, ощутить невероятную божественную атмосферу, прикоснуться к святым иконам.

Однако думать, что, если вы ходите в храм, то вы, безусловно, верующий, а если не ходите, то непременно атеист, — неверно.

Давайте попробуем конкретно определить, что отличает верующего человека от атеиста.

По-настоящему верующий человек никогда не агрессивен по отношению к людям другой веры или к атеистам. Вера дает человеку силу. Сильный не может презирать или, тем более, обижать того, кто этой силы не имеет.

Я исхожу из того, что Бог един, а пути к нему разные. Религии – это и есть разные пути к Вере. Каждый волен идти своим путем, если только этот путь не несет агрессии.

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

Человек, который ощущает себя живущим в присутствии Бога – счастливый человек. Он никогда не одинок. Он никогда не узнает, что такое тьма жизни.

Я не могу сказать – как нередко говорю в этой книге – что это – ваш выбор: верить или не верить. Но думать о вере, понимать её необходимость, ходить в храм, который, возможно, поможет вам эту веру обрести, может быть, даже читать святые книги или книги святых отцов, — это может сделать любой человек.

Если, конечно, есть такое желание.

Источник

Про овсянку, или как говорить с подростками о бытии Бога?

Среди детей и вну­ков воцер­ко­в­лен­ных людей часто можно встре­тить скры­тых ате­и­стов или агно­сти­ков. Рели­гия для таких детей – что-то сродни нена­вист­ной овся­ной каше. Почему так слу­ча­ется и что можно с этим сделать?

Что греха таить – ситу­а­ция в пра­во­слав­ных семьях довольно типич­ная. Пока ребё­нок малень­кий, пока он отбиться от роди­те­лей не может, он эту кашу ест “за послу­ша­ние”. Кто-то всю жизнь скрыто нена­ви­дит овся­ную кашу. Но гораздо больше тех, кто её тер­пит. Да–да… Овся­ная каша полезна. Это все знают. Но для ребёнка, кото­рый любит кар­тошку-фри, это не аргумент.

По мере воз­рас­та­ния ребё­нок начи­нает пере­хо­дить с овсянки на то, что ему реально нра­вится. И когда ребё­нок начи­нает жить отдельно, он начи­нает питаться по-сво­ему. Исклю­че­ние – для тех маль­чи­ков и дево­чек, кото­рые едят овся­ную кашу “по лич­ному убеж­де­нию”. Так это убеж­де­ние надо детям пере­дать… А для этого мало частого упо­треб­ле­ния слова “так надо”.

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

Здесь важно аргу­мен­ти­ро­вано обос­но­вать на понят­ном для ребёнка языке, а почему так надо? И это же каса­ется рели­гии. А, правда, почему надо верить в Бога? Мы-то сами знаем ответ на этот вопрос?

– Сде­лает ли вера в Бога меня богаче?

– Может быть, вера в Бога помо­жет мне сде­лать карьеру?

– Может быть, вера в Бога помо­жет мне стать добрее?

– Воз­можно. Но в совре­мен­ном мире нужны клыки и когти, чтобы состо­яться. Доб­рота в этом мире – удел неудач­ни­ков, – при­мерно так думают совре­мен­ные подростки.

– Вера в Бога помо­гает мне духовно возрастать!

– Здо­рово. Но для под­ростка сло­во­со­че­та­ние “духовно воз­рас­тать” вообще непо­нятно… Это все равно как для вас “достичь состо­я­ния мокши”! – Бред какой-то…

Тогда зачем нам вера в Бога?

Если вы сами не зна­ете ответ на этот вопрос, вы не смо­жете дока­зать сво­ему ребёнку, что Бог суще­ствует. Пред­ставьте себе, что вам кто-то рас­ска­жет про суще­ство­ва­ние в глу­бине Мари­ан­ской впа­дины какой-то золо­той рыбки, кото­рая имеет огром­ный мозг. Сколько часов вы готовы про­ве­сти за про­слу­ши­ва­нием инфор­ма­ции об этой рыбке и о том, как, веро­ят­нее всего, она думает?

Если лично вам она не инте­ресна, думаю, минуты вам хва­тит на то, чтобы найти свой мобиль­ник или пульт от теле­ви­зора. Здесь я не буду давать вам ответ на дурац­кий вопрос: “А зачем лично вам Бог?” Попро­буйте сами для себя сфор­му­ли­ро­вать ответ… Если у вас есть поло­жи­тель­ный ответ на этот вопрос, тогда есть смысл взяться за обсуж­де­ние темы бытия Бога с вашим подростком.

Самая глав­ная про­блема в раз­го­воре с под­рост­ком о вере – это про­блема выбора глу­бины погру­же­ния в тему, при­бе­гая к “сло­вар­ному запасу” подростка.

Здесь мис­си­о­нер может сде­лать две ошибки:

Для того чтобы вы могли найти уро­вень погру­же­ния в про­блему, соот­вет­ству­ю­щий поня­тиям вашего ребёнка, я могу пред­ло­жить пять сту­пе­ней аргу­мен­ти­ро­ва­ния, начи­ная с самого при­ми­тив­ного уровня и закан­чи­вая самым высоким.

Сразу скажу, что известны 16 аргу­мен­тов в пользу бытия Бога, однако здесь при­веду только пять из них, зато самых, на мой взгляд, убе­ди­тель­ных для подростка.

У каж­дого уровня есть под­уро­вень, на кото­ром мы кри­ти­куем пози­цию наших оппо­нен­тов, утвер­жда­ю­щих, что Бога нет. Итак, пер­вый уровень.

Первый уровень. Аргумент от авторитета:

“Ты слишком молод, чтобы спорить со мной об этом”

Боль­шин­ство людей, не гото­вых погру­жаться в дис­кус­сию о бытии Бога, нахо­дятся на этом уровне. Это каса­ется как веру­ю­щих людей, так и неве­ру­ю­щих. Если чело­век счи­тает, что Бога нет, то это едва ли резуль­тат какой-то его фило­соф­ской эво­лю­ции. Про­сто на этапе фор­ми­ро­ва­ния его миро­воз­зре­ния перед ним воз­ник АВТОРИТЕТ, кото­рый не верил в Бога.

А вот на самом деле… Как дока­зать, что Бога нет? Этот вопрос можно услож­нить: а где нет Бога? На пла­нете Земля? На Луне? На одном из асте­ро­и­дов Сатурна? В сосед­нем от нас звёзд­ном созвез­дии Проксима–Центавра? В сосед­ней галак­тике, кото­рая нахо­дится от нас на рас­сто­я­нии 250 мил­ли­о­нов лет?

Для удоб­ства вы можете поло­жить перед под­рост­ком фото­гра­фию, к при­меру, Млеч­ного Пути. Попро­сите под­ростка ткнуть паль­цем туда, где, по его мне­нию, нет Бога. Ткнул? А теперь пусть обос­нует! Откуда у него такие све­де­ния? Кто из нас летал туда и, загля­нув под каж­дый куст этой части галак­тики, ника­кого Бога там не нашёл?

На этом уровне важно затро­нуть вопрос о бес­по­мощ­но­сти науки в вопросе эмпи­ри­че­ского (то есть экс­пе­ри­мен­таль­ного) спо­соба нахож­де­ния Бога.

Воз­ра­жая, мы тоже вынуж­дены обра­щаться к каким-то авто­ри­те­там. И вот тут выяс­ня­ется, что зна­чи­тель­ная часть тех учё­ных, кото­рые стоят у исто­ков науч­ного зна­ния, была веру­ю­щими людьми. При­чём их вера часто была глу­бо­кой, искрен­ней и даже осно­во­по­ла­га­ю­щей в их науч­ной дея­тель­но­сти. Таковы Ари­сто­тель, Пифа­гор, Исаак Нью­тон, Рене Декарт, Адам Смит и прочие.

Аргу­мент “от авто­ри­тета” очень хорош тем, что это “исто­ри­че­ский аргумент”.

Во-пер­вых, исто­ри­че­ское “мла­ден­че­ство” всех наро­дов без исклю­че­ния про­хо­дило “в пол­зун­ках” пусть и при­ми­тив­ных, но рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний. Исто­рия чело­ве­че­ских циви­ли­за­ций не знает ни одного ате­и­сти­че­ского народа. Это странно. Этот факт дока­зы­вает, что рели­ги­оз­ная пси­хо­ло­гия явля­ется выра­же­нием общей для всех чело­ве­че­ской природы.

Во-вто­рых, до тех пор, пока не появится “машина вре­мени”, об исто­ри­че­ском про­шлом мы вообще тол­ком знать ничего не можем. Вот, к при­меру, вопрос: насаж­да­лось ли хри­сти­ан­ство “огнём и мечом” на Руси? У нас нет машины вре­мени. Поэтому одни ВЕРЯТ, что насаж­да­лось, дру­гие ВЕРЯТ, что не насаждалось.

Спор учё­ных в этом вопросе – это спор авто­ри­те­тов. И дру­гого пути разо­браться в про­шлом не суще­ствует. Это нор­маль­ная ситу­а­ция. А спор о бытии Бога – это тоже спор “исто­ри­ков”, одни из кото­рых рас­ска­зы­вают о фак­тах явле­ний Бога в жизни людей про­шлого, а дру­гие пыта­ются интер­пре­ти­ро­вать эти факты есте­ствен­ным ходом вещей. Увы, там, где идёт столк­но­ве­ние авто­ри­те­тов, там побеж­дают те, кто может дока­зать обще­ству свою чест­ность, поря­доч­ность и логи­че­скую беспристрастность.

Уровень второй: “Мы не знаем как, но это работает”

Этот аргу­мент свя­зан с пси­хо­ло­гией веры. Вера – она как вода. Водой можно отра­виться, но жить без воды нельзя. Вера поз­во­ляет нам общаться, объ­еди­няться, выпол­нять дол­го­сроч­ные про­екты, фор­ми­рует нашу иерар­хию цен­но­стей, а зна­чит, явля­ется глав­ным фак­то­ром нашей морали. Верой мы познаём про­шлое, о чём было ска­зано выше. И это далеко не всё.

Вы встре­чали когда-нибудь исце­лив­ше­гося нар­ко­мана? Да, такие люди встре­ча­ются. Я их видел сам, сво­ими гла­зами. Если вы встре­тите такого чело­века и спро­сите, что дало ему исце­ле­ние, то я уве­рен на 100 % – это будет вера.

Вера исце­ляет чело­века, дарит радость, силы для пре­одо­ле­ния труд­но­стей. Про кого гово­рят: “Он поте­рял веру”? Верно, про тех, кто бли­зок к отча­я­нию, к само­убий­ству. Видите? Мы опытно познаём необ­хо­ди­мость веры для человека.

Но как это дока­зы­вает, что Бог суще­ствует? Мы можем под­на­ту­житься изо всех сил, мы можем покрас­неть от натуги и сжать кулаки так, что кожа на наших руках потрес­ка­ется. Это не при­ба­вит нам веры ни на йоту.

Вера про­ис­хо­дит от какой-то сверхъ­есте­ствен­ной силы, кото­рая нам не под­чи­ня­ется. Лож­ная вера – от дья­вола. Спа­си­тель­ная вера – от Бога. У вашего под­ростка есть какой-то аль­тер­на­тив­ный взгляд на вопрос про­ис­хож­де­ние веры? Пусть изло­жит, это будет очень интересно.

Уровень третий. Мы верим, что мир познаваем

Дока­зать это очень трудно, так что учё­ные тоже в это верят. Но в пользу позна­ва­е­мо­сти этого мира есть один древ­ний аргу­мент: у любого собы­тия, кото­рое про­ис­хо­дит, есть какая-то при­чина. Воз­можно, сей­час мы не можем найти эту при­чину, но когда-то мы её найдём.

26 апреля 1986 года про­изо­шла страш­ная Чер­но­быль­ская ката­строфа. Взо­рвался чет­вёр­тый ядер­ный реак­тор атом­ной элек­тро­стан­ции. Как бы вы отнес­лись к утвер­жде­нию, что Чер­но­быль­ская АЭС сама взо­рва­лась и в этом никто не виноват?

Да, она взо­рва­лась сама. Но должны быть при­чины, почему она раньше не взо­рва­лась? Почему она взо­рва­лась именно в Чер­но­быле? Люди ищут ответы на эти вопросы для того, чтобы узнать при­чины взрыва и устра­нить их на будущее.

Здесь очень важно понять, какие эле­менты системы само­за­щиты АЭС рабо­тают лучше всех. Пози­тив­ный опыт дол­жен закреп­ляться, нега­тив­ный дол­жен, напро­тив, исполь­зо­ваться для исправ­ле­ния ситу­а­ции. С этим согла­сится любой умный чело­век. Согла­сен ли с этим ваш под­ро­сток? Тогда спро­сите, как воз­ник наш мир?

Уровень четвёртый. Нравственно-психологический

Если иссле­до­вать все аспекты чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, то выяс­нится, что эко­но­мику, поли­тику и демо­гра­фию ещё можно как-то объ­яс­нить логи­че­ски, без веры, но вот этику никак кроме веры не объ­яс­нишь. В самом деле, сколько кило­грам­мов весит добро?

Если госу­дар­ство меня обма­нуло, лишило меня того буду­щего, ради кото­рого я угро­бил свою моло­дость, что пло­хого, если я украду у этого госу­дар­ства мешок картошки?

Ложь во спа­се­ние! К ней даже рели­ги­оз­ные люди при­бе­гают! Напри­мер, про­дают мне крас­ную нитку на левую руку от порчи, а сами в порчу не верят… Это как?

Аборт – это убий­ство? Ну и что, что этот плод в утробе? А если бы плод у чело­века фор­ми­ро­вался бы сна­ружи, что тогда? А, он ничего не сооб­ра­жает? Ну, месяч­ный мла­ден­чик тоже ничего не сооб­ра­жает! Давайте его убьём, чтоб не мешал нам стро­ить лич­ную жизнь!

Я при­вёл вам при­меры нрав­ствен­ных вопро­сов, на кото­рые нет ответа, если нет Бога. Рели­ги­оз­ный чело­век знает, что есть Бог и всё видит.

Поэтому рели­ги­оз­ный чело­век посту­пает нрав­ственно даже тогда, когда его никто из людей не видит. (Есть люди, назы­ва­ю­щие себя веру­ю­щими, но если они не сле­дуют нрав­ствен­ным тре­бо­ва­ниям своей рели­гии – они неверующие).

А нере­ли­ги­оз­ный чело­век имеет «рыноч­ный» под­ход к реше­нию эти­че­ских вопро­сов. Аборт – плохо или хорошо? А что выгод­ней: сде­лать его или нет? Как аборт отра­зится на моей репу­та­ции? Моё здо­ро­вье не пострадает?

Рели­ги­оз­ный чело­век задаст себе только один вопрос: “Как аборт отра­зится на моих отно­ше­ниях с Богом?” Рели­ги­оз­ные люди за свои прин­ципы в целом стра­дают здесь, на земле. Их вообще за веру ино­гда убивают.

Задайте вашему под­ростку три вопроса:

Уровень пятый, связан с логикой второго уровня

Мол­ния уда­ряет в дерево из-за того, что между дере­вом и тучей воз­никла боль­шая раз­ница элек­три­че­ских потен­ци­а­лов. Тучу при­несло сюда вет­ром. Ветер воз­ник из-за вра­ще­ния пла­неты Земля вокруг своей оси. Земля пово­ра­чи­ва­ется то одной, то дру­гой сто­ро­ной к Солнцу.

И Алек­сандр Гастелло – тоже у нас больше не герой. Его подвиг, это резуль­тат успеш­ной для Крас­ной армии ком­би­на­ции тех же жиров, бел­ков и углеводов…

Разве не так должно быть, если нет Бога, нет нема­те­ри­аль­ной души? Ведь только нема­те­ри­аль­ная душа по при­чине своей нема­те­ри­аль­но­сти может не зави­сеть от ком­би­на­ции жиров, бел­ков и угле­во­дов. А если душа нема­те­ри­альна, зна­чит, есть Бог, кото­рый её создал.

И послед­нее… На тре­бо­ва­ние “Пока­жите мне Бога, и я уве­рую!” – вы можете пред­ло­жить под­ростку пока­зать вам его сон. Ведь он же видел какой-то сон? Вот пусть и пока­жет! Не может? Вот так же веру­ю­щие видят Бога, как он видит сны. И точно так же веру­ю­щий чело­век не может пока­зать Бога, как под­ро­сток не может пока­зать свой сон.

Среди снов, кстати, встре­ча­ются про­ро­че­ские сны. Их суще­ство­ва­ние при­знают даже ате­и­сты. Про­ро­че­ство – это зна­ние того, что про­изой­дёт в буду­щем без уча­стия нашей воли и без при­род­ной пред­опре­де­лён­но­сти. Откуда это зна­ние? Кто нам даёт такое зна­ние? Да, сон – это одно, а Бог – это дру­гое. В снах нет необ­хо­ди­мо­сти, мы можем жить и без них, а без Бога?

Забе­рите у под­ростка его мобиль­ный теле­фон, пусть дока­жет, что это его мобиль­ный теле­фон! Как он будет это дока­зы­вать? Он будет отста­и­вать своё ПРАВО на осно­ва­нии собы­тий про­шлого. Напри­мер: тётя Ира дарила ему этот теле­фон на день рож­де­ния. Тётя Ира может под­твер­дить этот факт, но ведь она может обмануть.

Почему мы должны верить тёте Ире? Есть только один спо­соб кому-то из нас «желе­зо­бе­тонно» под­твер­дить своё право соб­ствен­но­сти: создать машину вре­мени, при помощи неё отпра­виться в про­шлое и пока­зать этот момент, когда тётя Ира дарила мобиль­ник подростку.

Увы, если у вас нет машины вре­мени или вы не зна­ете, как ей поль­зо­ваться, вам при­дётся тре­бо­вать веры от дру­гих людей. Они должны будут пове­рить, что дан­ная вещь дей­стви­тельно при­над­ле­жит вам.

Бог делает то же самое: Он утвер­ждает, что всё в мире при­над­ле­жит Ему. И если мы не согласны с этим, то с чего мы решили, что кто-то пове­рит нам, пове­рит, что наши вещи, наша жизнь, наше буду­щее при­над­ле­жат нам?

Алек­сандр Пермяков
Ста­тья из соци­аль­ных сетей

Источник

Разговор с подростками о вере

Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам. Так как же им помочь уже самостоятельно войти в Церковь? Как не оттолкнуть? Каким может быть язык проповеди в общении с юным поколением, которому часто свойственен критический настрой? Как вернее всего можно донести до них истины веры и понимание жизни в Церкви? Портал «Православие. Ру» предложил пастырям ответить на эти непростые вопросы.

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

Должна быть безусловная искренность и отсутствие менторского тона

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

Под искренностью же надо понимать то, что человек, намеривающийся благовествовать подросткам, сам в полном и, если угодно, экзистенциальном смысле живет верой. Иначе любые беседы превращаются в скучное и тягостное моралите, способное скорее удалить от духовной жизни, нежели приблизить к ней. Нам, взрослым, надо понимать, что никакими человеческими средствами и усилиями никого невозможно привести к истине. Истина сама открывается человеку в сердце, иногда посредством другого человека, но только в том случае, если сам этот человек причастен истине. А подростки очень чутко чувствуют, где присутствует истина, а где её подменяют благочестивой демагогией. Так что будем в первую очередь блюсти себя со всей возможной тщательностью, тогда, возможно, и через нас кому-то Господь явит Свой свет и вложит в наши сердца верные чувствования, а в уста – правильные слова и интонации.

Говорить о том, что волнует подростков

Подросток – существо хрупкое, ранимое, и от этого очень ершистое. Внутри и снаружи человека что-то происходит: меняется сам человек, быстро расширяется мир вокруг. Чем старше становится подросток, тем больше он переходит от сферы развлечений к сфере познания мира.

В среде современных подростков можно отметить тягу к визуальному восприятию информации, языку образов и коротким текстам (и мыслям). Для них практически не существует авторитетов, но есть лидеры в сфере мнений. Хотя я до конца не могу сформулировать, в чем разница. Вот отталкиваясь от такого субъективного взгляда, и попробуем поразмышлять.

Прежде всего необходимо познакомиться, стать близким, завоевать доверие и уважение. Сам статус священника или представителя Церкви не дает по умолчанию особых привилегий, а в некоторых случаях ведет к критиканскому (не критическому, а именно критиканскому) восприятию информации. Но неравнодушие всегда лучше безразличия.

Познакомиться можно во время совместного труда, в общих поездках и путешествиях, в спортивных секциях, в беседе формата «вопрос-ответ». Важно увидеть друг в друге людей, личностей, а не набор штампов «священник», «подросток». Мы со школьниками восстанавливаем родники, ездим на велосипедах по окрестным храмам, проводим военно-спортивные соревнования – все это сближает нас. Но тут, конечно, не стоит допускать ошибки панибратства и мимикрии под подростковую среду.

Хорошо, если священнику есть что рассказать о себе, о своем пути к вере. Особенно когда такие истории необычны, вызывают интерес, повышают авторитет говорящего. Я, например, в беседах со школьниками рассказываю, как ездил автостопом на Камчатку, как был директором – для них это разрывает почти все шаблоны представлений о священниках.

Если говорить о содержании бесед, то, конечно, начинать беседы с изложения учения о семи Таинствах, будет ошибкой. Попробую сформулировать несколько принципов:

– пользоваться понятными образами, иногда провокативно. Например, беседуя о Сотворении мира, я привожу следующие примеры: теория эволюции утверждает, что животные постепенно в течение тысяч лет усложнялись, реагируя на окружающую среду и совершенствуясь. Животные – существа бессознательные, а люди – сознательные. Я предлагаю им вырастить себе на спине шипы, что позволит защищаться от недоброжелателей, и сделать это не «случайно», а осознанно. Хотя бы к старости, или чтобы хоть у внуков появились, или, пускай, для начала небольшие бугорки… Конечно, я не пытаюсь упрощать вопросы Сотворения мира, не утверждаю, что мир сотворен за семь суток или даже семь тысяч лет, но заставляю их отвечать на вопрос «как именно?», думать, искать ответы, а не принимать всё на веру.

– не пытаться подавить интеллектом и не пытаться оппонировать всем инакомыслящим. Беседа не должна превращаться в спор.

– очень важен личный пример, свой или другого авторитетного для них человека. Важно донести мысль, что для меня или этого человека (людей) Церковь и вера – это не просто увлечение или хобби, а основа жизни, то есть стоит на первом месте.

– очень важно показать связь между вероучением (догматикой) и их жизнью, ведь иначе информация будет казаться отвлеченной, бесполезной, максимум – любопытной.

Ну а как это сделать технически, вопрос отдельный: делать ли презентацию, показывать ли видеоролики, просто ли беседовать, дарить ли что-то – способов много.

Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие

Принято считать, что подростки – очень трудные собеседники в разговоре о вере. Даже выросшие в Церкви дети в этом возрасте оказываются от Нее на расстоянии. Наверное, этим вопросом нужно заниматься серьезным педагогам, психологам, антропологам, но позволим себе высказать некоторые суждения, исходя из простого человеческого опыта.

Как подростку рассказать о боге. Смотреть фото Как подростку рассказать о боге. Смотреть картинку Как подростку рассказать о боге. Картинка про Как подростку рассказать о боге. Фото Как подростку рассказать о боге

Значит, нам необходимо всего-навсего сообщить им о Церкви, о Спасителе – и дело сделано. Но дело не делается. И сделать его оказывается гораздо труднее, чем решить любые другие вопросы веры. Почему?

Есть одна особенность подросткового возраста – недоверие. Для разговора о вере не самое подходящее качество души. Но оно же и повышает градус чувствительности к честности собеседника. Значит, для того, чтобы разговор о вере с этим парнем получился, я должен быть в первую очередь честным. С Богом, перед людьми, с самим собой. А здесь вопросов много, о них каждый взрослый верующий человек хорошо знает. Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие. Лучше не начинать – можно все испортить. Стало быть, здесь, как нигде, необходима духовная поддержка, молитва, крепкая собственная церковная жизнь.

И еще два замечания. Никакая искренность не пробьется сквозь чужую языковую оболочку. А если пробьется, то может там что-то сломать… Это любимый разговор начинающих миссионеров: врага надо знать в лицо, стало быть, я должен пройти лично все круги непростого подросткового космоса, чтобы понять его и чтобы он меня понял. Знать язык, действительно, важно. Узнавать врага в лицо лучше на опыте решения собственных духовных проблем. А вот игра в «своего парня» сразу сдает такого проповедника с потрохами. Случается и по шее схлопотать за плохую игру. Что же делать?

Начать разговор всегда легче с того, что интересно собеседнику. Вот и спросим его о том, что ему самому интересно в этой жизни. И послушаем, искренне, честно, пытаясь понять. Это гораздо труднее, чем демонстрировать собственную наспех усвоенную из Википедии эрудицию. Но это уже подвиг любви к ближнему. Значит, здесь Сам Бог с нами.

И еще одна популярная и важная тема: как весь этот нелегкий процесс общения с подростками организовать? Чтобы массово, масштабно, чтобы проценты, показатели и прочее. Это самая страшная сегодня ошибка в общении с подросшими детьми и неокрепшими взрослыми. Мне лично от словосочетаний «работа с молодежью» и «молодежная работа», которыми названы образовательные направления, административные структуры, – просто физически плохо становится. Страшно представить себе, что происходит в голове молодого человека, который поступает в ВУЗ на направление «Молодежная работа». Это очень опасные оговорки. Они могут нас навсегда рассорить с молодежью. Как называть? Не знаю. Но нужно очень внимательно и серьезно над этим думать. Понимая все трудности организационного характера, которые могут возникнуть, тем не менее, рискну предложить: может, не нужно вообще это называть никак. Опыт показывает: лучшее, что может появиться в молодежной среде, инициируется самими молодыми людьми. А это происходит, когда есть любовь и свобода. Пусть они тогда сами себя и назовут. А если понадобится им наша помощь, постараемся быть рядом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *