Как подростку рассказать о боге
Кто такой Бог? Разговор с подростком
ОТ АВТОРА. В это лето я усиленно работал над книгой, которая называется “Как перевоспитать трудных родителей”.
Книга обращена к подросткам, которых, как мне кажется, сегодня все воспитывают, и очень мало кто с ними разговаривает. Я пытаюсь поговорить. Про самое главное. Про то, например, что делать, если нет взаимопонимания с родителями. Как быть, если учитель в твоем классе, мягко говоря — неумный человек. Как отыскать свое призвание. Что делать, если тебя настигла любовь, а все вокруг твердят: «Рано думать о любви, учи уроки». И так далее.
Отдельная глава будет посвящена тому, как молодому человеку формировать самого себя, строить себя, можно так сказать. И глава эта не могла обойтись без рассуждений о Боге, потому что вера определяет в жизни очень многое.
Я благодарен порталу «Православие и мир» и лично Анне Даниловой за возможность познакомить читателей с главой еще ненаписанной книги.
Начнем с умных слов, которые определят тему нашего разговора в финале этой главы. Слова эти принадлежат великому швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци, к которому мы не раз в книге обращались и еще обращаться будем. Так вот, он призывал: «Дорогие дети! Совершенно необходимо, чтобы вам ежедневно серьезно внушали, каковы ваши обязанности по отношению к Богу, самим себе и другим людям».
Слово «обязанности» — неприятное слово, согласен. Однако хотим мы того или нет, оно существует. И, если говорить честно, обязанности и по отношению к самому себе, и к другим людям у любого человека есть. Поэтому, мне кажется, имеет смысл не раздражаться по этому поводу, а подумать про свои обязанности спокойно.
Про обязанности по отношению к себе мы, собственно, и говорим в этой книге. Настало время поговорить о взаимоотношениях с Богом и с другими людьми. Не возражаете?
Начнем с разговора о Боге.
Кто такой Бог?
Если Вы человек неверующий, я все равно взял бы на себя смелость посоветовать дочитать эту главу до конца. Мой опыт подсказывает: многие, не считая себя верующими, на самом деле таковыми являются.
Заранее прощу прощения за то, что в этой главе появятся признаки назидательности, которую я в принципе терпеть не могу. Извините. Но по-другому говорить на эту тему у меня не получается.
Итак, кто же такой верующий человек?
Психофилософия исходит из того, что верующий – это тот, кто ощущает себя живущим в присутствии Бога. Нельзя верить в Бога потому, что это модно. Нельзя верить только потому, что верят родители и заставляют верить тебя. Вообще вера, как и любовь, не сопрягается со столь любимым взрослыми словом «надо».
Вера – это ощущение. А ощущение – это то, что нельзя вызвать специально.
Не человек находит Веру, а Вера находит человека. Почему? Неведомо. Замечательный философ Григорий Померанц говорил, что Бог думает о нас не нашим умом. Поразительная мысль, если в нее вдуматься! Мы не можем постичь Бога, но мы можем Его ощущать.
Тем, кому знакомо это ощущение, объяснять не надо. Тем, кому незнакомо, объяснить невозможно.
Можно ли это ощущение приблизить? Можно ли найти веру в Бога? Здесь – как с любовью. Можно искать ее, можно готовить себя к любви, можно искренно желать, жаждать ее. Но любовь либо дается человеку, либо нет (подробнее мы поговорим об этом в следующей главе).
Однако. Человек, который думает о Боге, желает обрести веру, старается жить по Божеским законам, конечно, имеет больше шансов обрести веру нежели тот, кто всего этого не делает.
Хотя и здесь бывает по-всякому. Например, многих людей вера находит, когда человек попадает в ситуацию отчаяния и понимает, что кроме Бога ему больше неоткуда ждать помощи. Например, во время болезни своей или близких людей.
***
Что значит, жить с ощущением Бога?
С моей точки зрения, это понимать, что есть Некая Сила над нами, Которой можно абсолютно доверять и перед Которой невозможно согрешить.
Господа нередко называют Отцом. И это точно! Отец и защитит, и пожурит. Никогда не предаст. И всегда будет любить. На Его помощь и поддержку можно рассчитывать всегда.
Очень точно сказал о любви Господа к нам Ник Вуйчич: «Бог любит тебя не за то, что ты добился успехов в учебе или работе. Не потому, что ты преуспел в каком-либо деле больше, чем другой человек. Бог любит тебя потому, что Он тебя создал. Бог любит тебя таким, каков ты есть».
Согласитесь, что это очень здорово – жить с таким ощущением!
Человек, который живет в присутствии Бога, никогда не бывает один. Одиночество ему неведомо.
Это классно, конечно. Но такое ощущение накладывает на человека серьезные обязанности. Уже невозможно совершить какой-то неправильный поступок втайне, рассчитывая на то, что о нем никто не узнает. Он узнает все равно.
Жизнь в присутствии Бога – это как бы постоянный контроль.
Совесть – это совместная весть с Богом. Вы не можете сознательно сделать что-то плохое, потому что понимаете: Господь расстроится. А ведь никому не хочется сознательно расстраивать своего Отца.
Представьте себе, что в руках у Бога есть фонарь, свет которого постоянно направлен на вас. От него невозможно никуда спрятаться. Вы живете на Божьем Свету. С одной стороны, в вашей жизни никогда не будет тьмы. И это здорово! На мой взгляд, верующему человеку жизнь всегда более понятна, чем атеисту. С другой – нет такого неблаговидного (извини за занудливое слово) поступка, который можно будет скрыть. Невозможно, скажем, соврать родителям в надежде, что они не узнают правду. Или, тем более, что-нибудь украсть. Или обидеть слабого.
Я уже говорил о том, что многие не понимают, что на самом деле они верят. Почему так происходит? Потому что люди – возможно, и вы в их числе – путают веру и воцерковленность. А это – разные вещи.
Можно ходить в храм, соблюдать религиозные ритуалы и при этом к себе и к другим относиться не по-Божески.
Церковь – это социальный институт со всеми плюсами и минусами социального института. Безусловно, многим она помогла найти ощущение Бога. В конце концов, конечно, необходимо место, куда может пойти человек, жаждущий пообщаться с Богом, ощутить невероятную божественную атмосферу, прикоснуться к святым иконам.
Однако думать, что, если вы ходите в храм, то вы, безусловно, верующий, а если не ходите, то непременно атеист, — неверно.
Давайте попробуем конкретно определить, что отличает верующего человека от атеиста.
По-настоящему верующий человек никогда не агрессивен по отношению к людям другой веры или к атеистам. Вера дает человеку силу. Сильный не может презирать или, тем более, обижать того, кто этой силы не имеет.
Я исхожу из того, что Бог един, а пути к нему разные. Религии – это и есть разные пути к Вере. Каждый волен идти своим путем, если только этот путь не несет агрессии.
Человек, который ощущает себя живущим в присутствии Бога – счастливый человек. Он никогда не одинок. Он никогда не узнает, что такое тьма жизни.
Я не могу сказать – как нередко говорю в этой книге – что это – ваш выбор: верить или не верить. Но думать о вере, понимать её необходимость, ходить в храм, который, возможно, поможет вам эту веру обрести, может быть, даже читать святые книги или книги святых отцов, — это может сделать любой человек.
Если, конечно, есть такое желание.
Про овсянку, или как говорить с подростками о бытии Бога?
Среди детей и внуков воцерковленных людей часто можно встретить скрытых атеистов или агностиков. Религия для таких детей – что-то сродни ненавистной овсяной каше. Почему так случается и что можно с этим сделать?
Что греха таить – ситуация в православных семьях довольно типичная. Пока ребёнок маленький, пока он отбиться от родителей не может, он эту кашу ест “за послушание”. Кто-то всю жизнь скрыто ненавидит овсяную кашу. Но гораздо больше тех, кто её терпит. Да–да… Овсяная каша полезна. Это все знают. Но для ребёнка, который любит картошку-фри, это не аргумент.
По мере возрастания ребёнок начинает переходить с овсянки на то, что ему реально нравится. И когда ребёнок начинает жить отдельно, он начинает питаться по-своему. Исключение – для тех мальчиков и девочек, которые едят овсяную кашу “по личному убеждению”. Так это убеждение надо детям передать… А для этого мало частого употребления слова “так надо”.
Здесь важно аргументировано обосновать на понятном для ребёнка языке, а почему так надо? И это же касается религии. А, правда, почему надо верить в Бога? Мы-то сами знаем ответ на этот вопрос?
– Сделает ли вера в Бога меня богаче?
– Может быть, вера в Бога поможет мне сделать карьеру?
– Может быть, вера в Бога поможет мне стать добрее?
– Возможно. Но в современном мире нужны клыки и когти, чтобы состояться. Доброта в этом мире – удел неудачников, – примерно так думают современные подростки.
– Вера в Бога помогает мне духовно возрастать!
– Здорово. Но для подростка словосочетание “духовно возрастать” вообще непонятно… Это все равно как для вас “достичь состояния мокши”! – Бред какой-то…
Тогда зачем нам вера в Бога?
Если вы сами не знаете ответ на этот вопрос, вы не сможете доказать своему ребёнку, что Бог существует. Представьте себе, что вам кто-то расскажет про существование в глубине Марианской впадины какой-то золотой рыбки, которая имеет огромный мозг. Сколько часов вы готовы провести за прослушиванием информации об этой рыбке и о том, как, вероятнее всего, она думает?
Если лично вам она не интересна, думаю, минуты вам хватит на то, чтобы найти свой мобильник или пульт от телевизора. Здесь я не буду давать вам ответ на дурацкий вопрос: “А зачем лично вам Бог?” Попробуйте сами для себя сформулировать ответ… Если у вас есть положительный ответ на этот вопрос, тогда есть смысл взяться за обсуждение темы бытия Бога с вашим подростком.
Самая главная проблема в разговоре с подростком о вере – это проблема выбора глубины погружения в тему, прибегая к “словарному запасу” подростка.
Здесь миссионер может сделать две ошибки:
Для того чтобы вы могли найти уровень погружения в проблему, соответствующий понятиям вашего ребёнка, я могу предложить пять ступеней аргументирования, начиная с самого примитивного уровня и заканчивая самым высоким.
Сразу скажу, что известны 16 аргументов в пользу бытия Бога, однако здесь приведу только пять из них, зато самых, на мой взгляд, убедительных для подростка.
У каждого уровня есть подуровень, на котором мы критикуем позицию наших оппонентов, утверждающих, что Бога нет. Итак, первый уровень.
Первый уровень. Аргумент от авторитета:
“Ты слишком молод, чтобы спорить со мной об этом”
Большинство людей, не готовых погружаться в дискуссию о бытии Бога, находятся на этом уровне. Это касается как верующих людей, так и неверующих. Если человек считает, что Бога нет, то это едва ли результат какой-то его философской эволюции. Просто на этапе формирования его мировоззрения перед ним возник АВТОРИТЕТ, который не верил в Бога.
А вот на самом деле… Как доказать, что Бога нет? Этот вопрос можно усложнить: а где нет Бога? На планете Земля? На Луне? На одном из астероидов Сатурна? В соседнем от нас звёздном созвездии Проксима–Центавра? В соседней галактике, которая находится от нас на расстоянии 250 миллионов лет?
Для удобства вы можете положить перед подростком фотографию, к примеру, Млечного Пути. Попросите подростка ткнуть пальцем туда, где, по его мнению, нет Бога. Ткнул? А теперь пусть обоснует! Откуда у него такие сведения? Кто из нас летал туда и, заглянув под каждый куст этой части галактики, никакого Бога там не нашёл?
На этом уровне важно затронуть вопрос о беспомощности науки в вопросе эмпирического (то есть экспериментального) способа нахождения Бога.
Возражая, мы тоже вынуждены обращаться к каким-то авторитетам. И вот тут выясняется, что значительная часть тех учёных, которые стоят у истоков научного знания, была верующими людьми. Причём их вера часто была глубокой, искренней и даже основополагающей в их научной деятельности. Таковы Аристотель, Пифагор, Исаак Ньютон, Рене Декарт, Адам Смит и прочие.
Аргумент “от авторитета” очень хорош тем, что это “исторический аргумент”.
Во-первых, историческое “младенчество” всех народов без исключения проходило “в ползунках” пусть и примитивных, но религиозных представлений. История человеческих цивилизаций не знает ни одного атеистического народа. Это странно. Этот факт доказывает, что религиозная психология является выражением общей для всех человеческой природы.
Во-вторых, до тех пор, пока не появится “машина времени”, об историческом прошлом мы вообще толком знать ничего не можем. Вот, к примеру, вопрос: насаждалось ли христианство “огнём и мечом” на Руси? У нас нет машины времени. Поэтому одни ВЕРЯТ, что насаждалось, другие ВЕРЯТ, что не насаждалось.
Спор учёных в этом вопросе – это спор авторитетов. И другого пути разобраться в прошлом не существует. Это нормальная ситуация. А спор о бытии Бога – это тоже спор “историков”, одни из которых рассказывают о фактах явлений Бога в жизни людей прошлого, а другие пытаются интерпретировать эти факты естественным ходом вещей. Увы, там, где идёт столкновение авторитетов, там побеждают те, кто может доказать обществу свою честность, порядочность и логическую беспристрастность.
Уровень второй: “Мы не знаем как, но это работает”
Этот аргумент связан с психологией веры. Вера – она как вода. Водой можно отравиться, но жить без воды нельзя. Вера позволяет нам общаться, объединяться, выполнять долгосрочные проекты, формирует нашу иерархию ценностей, а значит, является главным фактором нашей морали. Верой мы познаём прошлое, о чём было сказано выше. И это далеко не всё.
Вы встречали когда-нибудь исцелившегося наркомана? Да, такие люди встречаются. Я их видел сам, своими глазами. Если вы встретите такого человека и спросите, что дало ему исцеление, то я уверен на 100 % – это будет вера.
Вера исцеляет человека, дарит радость, силы для преодоления трудностей. Про кого говорят: “Он потерял веру”? Верно, про тех, кто близок к отчаянию, к самоубийству. Видите? Мы опытно познаём необходимость веры для человека.
Но как это доказывает, что Бог существует? Мы можем поднатужиться изо всех сил, мы можем покраснеть от натуги и сжать кулаки так, что кожа на наших руках потрескается. Это не прибавит нам веры ни на йоту.
Вера происходит от какой-то сверхъестественной силы, которая нам не подчиняется. Ложная вера – от дьявола. Спасительная вера – от Бога. У вашего подростка есть какой-то альтернативный взгляд на вопрос происхождение веры? Пусть изложит, это будет очень интересно.
Уровень третий. Мы верим, что мир познаваем
Доказать это очень трудно, так что учёные тоже в это верят. Но в пользу познаваемости этого мира есть один древний аргумент: у любого события, которое происходит, есть какая-то причина. Возможно, сейчас мы не можем найти эту причину, но когда-то мы её найдём.
26 апреля 1986 года произошла страшная Чернобыльская катастрофа. Взорвался четвёртый ядерный реактор атомной электростанции. Как бы вы отнеслись к утверждению, что Чернобыльская АЭС сама взорвалась и в этом никто не виноват?
Да, она взорвалась сама. Но должны быть причины, почему она раньше не взорвалась? Почему она взорвалась именно в Чернобыле? Люди ищут ответы на эти вопросы для того, чтобы узнать причины взрыва и устранить их на будущее.
Здесь очень важно понять, какие элементы системы самозащиты АЭС работают лучше всех. Позитивный опыт должен закрепляться, негативный должен, напротив, использоваться для исправления ситуации. С этим согласится любой умный человек. Согласен ли с этим ваш подросток? Тогда спросите, как возник наш мир?
Уровень четвёртый. Нравственно-психологический
Если исследовать все аспекты человеческой деятельности, то выяснится, что экономику, политику и демографию ещё можно как-то объяснить логически, без веры, но вот этику никак кроме веры не объяснишь. В самом деле, сколько килограммов весит добро?
Если государство меня обмануло, лишило меня того будущего, ради которого я угробил свою молодость, что плохого, если я украду у этого государства мешок картошки?
Ложь во спасение! К ней даже религиозные люди прибегают! Например, продают мне красную нитку на левую руку от порчи, а сами в порчу не верят… Это как?
Аборт – это убийство? Ну и что, что этот плод в утробе? А если бы плод у человека формировался бы снаружи, что тогда? А, он ничего не соображает? Ну, месячный младенчик тоже ничего не соображает! Давайте его убьём, чтоб не мешал нам строить личную жизнь!
Я привёл вам примеры нравственных вопросов, на которые нет ответа, если нет Бога. Религиозный человек знает, что есть Бог и всё видит.
Поэтому религиозный человек поступает нравственно даже тогда, когда его никто из людей не видит. (Есть люди, называющие себя верующими, но если они не следуют нравственным требованиям своей религии – они неверующие).
А нерелигиозный человек имеет «рыночный» подход к решению этических вопросов. Аборт – плохо или хорошо? А что выгодней: сделать его или нет? Как аборт отразится на моей репутации? Моё здоровье не пострадает?
Религиозный человек задаст себе только один вопрос: “Как аборт отразится на моих отношениях с Богом?” Религиозные люди за свои принципы в целом страдают здесь, на земле. Их вообще за веру иногда убивают.
Задайте вашему подростку три вопроса:
Уровень пятый, связан с логикой второго уровня
Молния ударяет в дерево из-за того, что между деревом и тучей возникла большая разница электрических потенциалов. Тучу принесло сюда ветром. Ветер возник из-за вращения планеты Земля вокруг своей оси. Земля поворачивается то одной, то другой стороной к Солнцу.
И Александр Гастелло – тоже у нас больше не герой. Его подвиг, это результат успешной для Красной армии комбинации тех же жиров, белков и углеводов…
Разве не так должно быть, если нет Бога, нет нематериальной души? Ведь только нематериальная душа по причине своей нематериальности может не зависеть от комбинации жиров, белков и углеводов. А если душа нематериальна, значит, есть Бог, который её создал.
И последнее… На требование “Покажите мне Бога, и я уверую!” – вы можете предложить подростку показать вам его сон. Ведь он же видел какой-то сон? Вот пусть и покажет! Не может? Вот так же верующие видят Бога, как он видит сны. И точно так же верующий человек не может показать Бога, как подросток не может показать свой сон.
Среди снов, кстати, встречаются пророческие сны. Их существование признают даже атеисты. Пророчество – это знание того, что произойдёт в будущем без участия нашей воли и без природной предопределённости. Откуда это знание? Кто нам даёт такое знание? Да, сон – это одно, а Бог – это другое. В снах нет необходимости, мы можем жить и без них, а без Бога?
Заберите у подростка его мобильный телефон, пусть докажет, что это его мобильный телефон! Как он будет это доказывать? Он будет отстаивать своё ПРАВО на основании событий прошлого. Например: тётя Ира дарила ему этот телефон на день рождения. Тётя Ира может подтвердить этот факт, но ведь она может обмануть.
Почему мы должны верить тёте Ире? Есть только один способ кому-то из нас «железобетонно» подтвердить своё право собственности: создать машину времени, при помощи неё отправиться в прошлое и показать этот момент, когда тётя Ира дарила мобильник подростку.
Увы, если у вас нет машины времени или вы не знаете, как ей пользоваться, вам придётся требовать веры от других людей. Они должны будут поверить, что данная вещь действительно принадлежит вам.
Бог делает то же самое: Он утверждает, что всё в мире принадлежит Ему. И если мы не согласны с этим, то с чего мы решили, что кто-то поверит нам, поверит, что наши вещи, наша жизнь, наше будущее принадлежат нам?
Александр Пермяков
Статья из социальных сетей
Разговор с подростками о вере
Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам. Так как же им помочь уже самостоятельно войти в Церковь? Как не оттолкнуть? Каким может быть язык проповеди в общении с юным поколением, которому часто свойственен критический настрой? Как вернее всего можно донести до них истины веры и понимание жизни в Церкви? Портал «Православие. Ру» предложил пастырям ответить на эти непростые вопросы.
Должна быть безусловная искренность и отсутствие менторского тона
Под искренностью же надо понимать то, что человек, намеривающийся благовествовать подросткам, сам в полном и, если угодно, экзистенциальном смысле живет верой. Иначе любые беседы превращаются в скучное и тягостное моралите, способное скорее удалить от духовной жизни, нежели приблизить к ней. Нам, взрослым, надо понимать, что никакими человеческими средствами и усилиями никого невозможно привести к истине. Истина сама открывается человеку в сердце, иногда посредством другого человека, но только в том случае, если сам этот человек причастен истине. А подростки очень чутко чувствуют, где присутствует истина, а где её подменяют благочестивой демагогией. Так что будем в первую очередь блюсти себя со всей возможной тщательностью, тогда, возможно, и через нас кому-то Господь явит Свой свет и вложит в наши сердца верные чувствования, а в уста – правильные слова и интонации.
Говорить о том, что волнует подростков
Подросток – существо хрупкое, ранимое, и от этого очень ершистое. Внутри и снаружи человека что-то происходит: меняется сам человек, быстро расширяется мир вокруг. Чем старше становится подросток, тем больше он переходит от сферы развлечений к сфере познания мира.
В среде современных подростков можно отметить тягу к визуальному восприятию информации, языку образов и коротким текстам (и мыслям). Для них практически не существует авторитетов, но есть лидеры в сфере мнений. Хотя я до конца не могу сформулировать, в чем разница. Вот отталкиваясь от такого субъективного взгляда, и попробуем поразмышлять.
Прежде всего необходимо познакомиться, стать близким, завоевать доверие и уважение. Сам статус священника или представителя Церкви не дает по умолчанию особых привилегий, а в некоторых случаях ведет к критиканскому (не критическому, а именно критиканскому) восприятию информации. Но неравнодушие всегда лучше безразличия.
Познакомиться можно во время совместного труда, в общих поездках и путешествиях, в спортивных секциях, в беседе формата «вопрос-ответ». Важно увидеть друг в друге людей, личностей, а не набор штампов «священник», «подросток». Мы со школьниками восстанавливаем родники, ездим на велосипедах по окрестным храмам, проводим военно-спортивные соревнования – все это сближает нас. Но тут, конечно, не стоит допускать ошибки панибратства и мимикрии под подростковую среду.
Хорошо, если священнику есть что рассказать о себе, о своем пути к вере. Особенно когда такие истории необычны, вызывают интерес, повышают авторитет говорящего. Я, например, в беседах со школьниками рассказываю, как ездил автостопом на Камчатку, как был директором – для них это разрывает почти все шаблоны представлений о священниках.
Если говорить о содержании бесед, то, конечно, начинать беседы с изложения учения о семи Таинствах, будет ошибкой. Попробую сформулировать несколько принципов:
– пользоваться понятными образами, иногда провокативно. Например, беседуя о Сотворении мира, я привожу следующие примеры: теория эволюции утверждает, что животные постепенно в течение тысяч лет усложнялись, реагируя на окружающую среду и совершенствуясь. Животные – существа бессознательные, а люди – сознательные. Я предлагаю им вырастить себе на спине шипы, что позволит защищаться от недоброжелателей, и сделать это не «случайно», а осознанно. Хотя бы к старости, или чтобы хоть у внуков появились, или, пускай, для начала небольшие бугорки… Конечно, я не пытаюсь упрощать вопросы Сотворения мира, не утверждаю, что мир сотворен за семь суток или даже семь тысяч лет, но заставляю их отвечать на вопрос «как именно?», думать, искать ответы, а не принимать всё на веру.
– не пытаться подавить интеллектом и не пытаться оппонировать всем инакомыслящим. Беседа не должна превращаться в спор.
– очень важен личный пример, свой или другого авторитетного для них человека. Важно донести мысль, что для меня или этого человека (людей) Церковь и вера – это не просто увлечение или хобби, а основа жизни, то есть стоит на первом месте.
– очень важно показать связь между вероучением (догматикой) и их жизнью, ведь иначе информация будет казаться отвлеченной, бесполезной, максимум – любопытной.
Ну а как это сделать технически, вопрос отдельный: делать ли презентацию, показывать ли видеоролики, просто ли беседовать, дарить ли что-то – способов много.
Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие
Принято считать, что подростки – очень трудные собеседники в разговоре о вере. Даже выросшие в Церкви дети в этом возрасте оказываются от Нее на расстоянии. Наверное, этим вопросом нужно заниматься серьезным педагогам, психологам, антропологам, но позволим себе высказать некоторые суждения, исходя из простого человеческого опыта.
Значит, нам необходимо всего-навсего сообщить им о Церкви, о Спасителе – и дело сделано. Но дело не делается. И сделать его оказывается гораздо труднее, чем решить любые другие вопросы веры. Почему?
Есть одна особенность подросткового возраста – недоверие. Для разговора о вере не самое подходящее качество души. Но оно же и повышает градус чувствительности к честности собеседника. Значит, для того, чтобы разговор о вере с этим парнем получился, я должен быть в первую очередь честным. С Богом, перед людьми, с самим собой. А здесь вопросов много, о них каждый взрослый верующий человек хорошо знает. Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие. Лучше не начинать – можно все испортить. Стало быть, здесь, как нигде, необходима духовная поддержка, молитва, крепкая собственная церковная жизнь.
И еще два замечания. Никакая искренность не пробьется сквозь чужую языковую оболочку. А если пробьется, то может там что-то сломать… Это любимый разговор начинающих миссионеров: врага надо знать в лицо, стало быть, я должен пройти лично все круги непростого подросткового космоса, чтобы понять его и чтобы он меня понял. Знать язык, действительно, важно. Узнавать врага в лицо лучше на опыте решения собственных духовных проблем. А вот игра в «своего парня» сразу сдает такого проповедника с потрохами. Случается и по шее схлопотать за плохую игру. Что же делать?
Начать разговор всегда легче с того, что интересно собеседнику. Вот и спросим его о том, что ему самому интересно в этой жизни. И послушаем, искренне, честно, пытаясь понять. Это гораздо труднее, чем демонстрировать собственную наспех усвоенную из Википедии эрудицию. Но это уже подвиг любви к ближнему. Значит, здесь Сам Бог с нами.
И еще одна популярная и важная тема: как весь этот нелегкий процесс общения с подростками организовать? Чтобы массово, масштабно, чтобы проценты, показатели и прочее. Это самая страшная сегодня ошибка в общении с подросшими детьми и неокрепшими взрослыми. Мне лично от словосочетаний «работа с молодежью» и «молодежная работа», которыми названы образовательные направления, административные структуры, – просто физически плохо становится. Страшно представить себе, что происходит в голове молодого человека, который поступает в ВУЗ на направление «Молодежная работа». Это очень опасные оговорки. Они могут нас навсегда рассорить с молодежью. Как называть? Не знаю. Но нужно очень внимательно и серьезно над этим думать. Понимая все трудности организационного характера, которые могут возникнуть, тем не менее, рискну предложить: может, не нужно вообще это называть никак. Опыт показывает: лучшее, что может появиться в молодежной среде, инициируется самими молодыми людьми. А это происходит, когда есть любовь и свобода. Пусть они тогда сами себя и назовут. А если понадобится им наша помощь, постараемся быть рядом.