Как подружиться с коллегой женщиной
Женский коллектив на работе или 10 советов по пребыванию в серпентарии
Педагог-психолог. Помогу разобраться в себе; Донесу мысль о том, что жи.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Работа нужна людям, как правило, для заработка денег, самореализации и просто потому, что так принято. Женщины же приходят на работу не только работать, но и для социализации, общения. И последнее иногда важнее зарплаты. Хороший коллектив – часто причина того, почему люди терпят низкие зарплаты и другие неудобства.
Самый идеальный вариант – работа в смешанном коллективе, состоящем и из мужчин и из женщин. Это сбалансированная команда, члены которой успешно и гармонично дополняют друг друга.
Но женский коллектив – это особенный мир, работать в котором женщина, ранее работавшая в только мужском или смешанном, идёт, скрепя сердце.
К работе в коллективе, состоящем только из женщин, часто применяют слово «выживать». И иногда это действительно так.
Так почему же появилось такое мнение?
Сложности работы в женском коллективе
В коллективе, который состоит только из женщин, нередко царит напрягающая атмосфера. Это связано с несколькими факторами:
Коллеги-женщины оценивают друг друга не только как профессионалов, но и обращают внимания на другие качества или факты из жизни, которые, обычно, никакого отношения к работе не имеют и никак не связаны.
У каждой женщины свой характер и своё эмоциональное состояние, которые она берёт с собой на работу. И не все умеют с ними правильно справляться и начинают переносить всё на коллег или клиентов.
Правила выживания в женском коллективе
Женщины очень любят пообщаться между собой. Но часто общение заходит слишком далеко, обрастая новыми ложными фактами. Как снежный ком это перерастает в самую любимую тему для обсуждения, что существенно влияет на качество работы и атмосферу в коллективе.
Все эти факторы могут не только отразиться на непосредственно работе, но и оказать существенное влияние на психику.
Как же выжить в таком коллективе и сохранить спокойствие?
10 правил выживания
Разобравшись в том, почему в женском коллективе работать сложнее, необходимо вооружиться правилами, способными помочь заниматься на работе тем, чем нужно.
На работе веди себя со всеми уважительно и дружелюбно, будь приветлива. Но не лезь из кожи вон, чтобы всем сразу понравиться. Такое поведение может вызвать обратную реакцию и сотворить вокруг тебя сплетни и слухи, которые точно не пойдут на пользу.
Если это твой первый день, то не стоит сразу лезть со своими советами, указывать на недочёты. И, тем более, не предлагай идеи того, как всё можно оптимизировать, чтобы работа шла лучше. У тебя ещё будет время, когда ты сможешь выступить и выдвинуть предложения. А пока, более «опытные» женщины и без тебя разберутся.
В процессе работы общение между коллегами неизбежно. Но не стоит выкладывать всю свою биографию вплоть до того, чем болела твоя бабушка. Ответами на личные вопросы коллеги вполне могут воспользоваться в корыстных целях. А в этом случае твоя деловая репутация может бесповоротно испортиться.
К коллегам необходимо присматриваться, особенно в первое время. Это поможет тебе выявить, например, какие правила существуют в этом коллективе. К таким правилам может относиться, скидываются ли они на подарки или маленькие праздники, покупают ли чай, кофе или что-то в офис.
Внешний вид – важная часть. Он помогает сформировать мнение о человеке. Если установлен строгий дресс-код, то ему необходимо следовать. Если его нет, то пронаблюдай, как одеваются коллеги, старайся особо не выделяться, и подбирай одежду, которая подходит для работы.
Не стоит сразу же бросаться добавлять всех в друзья, ставить лайки на посты, фото и видео. Такая активность может быть воспринята как навязчивость, а не как дружелюбие. Опять же – повод для слухов и сплетен. А если, всё же, решила «подружиться» с кем-то, внимательно проверь свой профиль и удали оттуда то, что могли бы использовать против тебя.
Здесь всё очевидно. Не вступай в перепалки, не ссорься с теми, с кем тебе ещё предстоит взаимодействовать. Не собирай против себя армию врагов. Будь предельна спокойна, но при этом не давай себя в обиду и отстаивай свои интересы.
В первое время тебя будут всячески проверять и тестировать. Будут оценивать, подходишь ли ты для этой должности или нет. Поэтому необходимо научиться отстаивать свою работу и интересы. Но не забывай держать под контролем свои эмоции и чувства.
Тебя могут всячески провоцировать, задавая вопросы и пытаясь узнать мнение о начальстве или других сотрудниках. Старайся максимально тактично уйти от ответа и сменить тему. Помни, что всё, сказанное может быть использовано против тебя, и передано другим совсем в иной форме.
Слухи и сплетни могут угрожать твоей профессиональной и деловой репутации. С помощью таких приёмов многие устраняют тех, кто им мешает. Поэтому всё, что может тебе навредить, необходимо сразу же пресекать и не давать снежному кому расти. Например, если удалось вычислить источник сплетен, то такого человека необходимо осадить при всём коллективе, чтобы все понимали, что последствия могут быть серьёзнее, чем они думали.
Фото автора George Milton: Pexels
Придерживаясь этих правил на работе, ты сможешь зарекомендовать себя с положительной стороны. Но не забывай, что всегда возможны ситуации, когда кто-то всё равно будет не любить тебя или завидовать. Будь осторожна и внимательна.
И напоследок
Да, работать в женском коллективе может быть непросто, но и положительные моменты есть. Как есть и неоспоримые достоинства:
Основной залог эффективной работы и процветания организации – стабильная эмоциональная атмосфера и психологический комфорт в женском коллективе. Чаще всего, придя в новый коллектив, женщина сначала стремиться познакомиться и наладить общение, а уже позже приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей.
Фото автора mentatdgt: Pexels
Женщины в большей степени нацелены на результат и более исполнительны. Тогда как мужчины в своей деятельности часто отвлекаются и не имеют чётко сформированных целей.
На работе ты можешь найти себе подругу по интересам. Появится возможность выпустить пар, выговориться после сложного разговора с начальником или выведшего из себя клиента. Ваши отношения могут даже выйти за рамки рабочих, и ты приобретёшь хорошего человека и для повседневной жизни.
Но, важно всегда быть начеку и следить за тем, что и кому ты говоришь, и с кем решила подружиться. Если ты овладеешь искусством «выживания» в женском коллективе, то тебе уже ничего не будет страшно, и твоё психическое здоровье останется в безопасности.
Женский коллектив: как вести себя мужчине?
Равенство обязанностей, зарплат и прав абсолютно не предполагает гендерной одинаковости с точки зрения поведения.
Вы только что устроились на новую работу и, войдя в офис, внезапно понимаете, что находитесь среди женщин. Это встречается чаще, чем думаете. В сфере здравоохранения и социальной помощи женщины составляют 79% сотрудников. А в образовании и обучении — 73%.
Женщины просто заняли лидирующую позицию в плане занятости.
В то время как мужчины по-прежнему опережают женщин на должности генеральных директоров, женщины всё чаще берут на себя руководство в крупных компаниях.
Что потребуется, чтобы выжить и преуспеть мужчине, работающему в женской среде?
Стереотипы и предположения
Поразмыслите над предвзятыми представлениями о женщинах, которые у вас есть.
Вот несколько наиболее распространённых:
Стереотипы — это социальные предположения, которые определяют способ взаимодействия людей друг с другом. Если вы осознаете, как вы относитесь к женщинам, это поможет вам сделать паузу, прежде чем действовать или общаться. Это пригодится при работе с женским персоналом.
Общение — ключ к успеху
Важно понимать общие различия в общении, связанные с гендерной идентичностью. Женщины, как правило, тяготеют к построению отношений. Этот стиль общения трактуется как эмоциональный, а не фактический. И наоборот, мужчины более прямолинейны в общении, и это может быть истолковано как отсутствие эмоций.
Стили невербального общения также различаются между полами. Женщин можно интерпретировать как эмоциональных или выразительных, а мужчины могут скрывать свои эмоции. Эти различия рождают непонимание. Если вы умеете применять обе тактики, вы, вероятно, добьетесь большего успеха там, где работают исключительно женщины.
Не занимайте слишком много места
Очень важно прочувствовать атмосферу, прежде чем вмешиваться и разыгрывать авторитета. Как мужчина, работающий в женской среде, уважайте роль, которую каждый из коллег играет в организации. Не поддавайтесь желанию выступить первым на собрании.
Постройте аутентичные отношения
Первой задачей любого нового сотрудника должно быть развитие связей с коллегами. Не пугайтесь того, что вы единственный мужчина. Несмотря на то, что коллектив уже подружился, упорно работайте, чтобы познакомиться с каждым из присутствующих. Если вы искренне заинтересованы в изучении людей, вас воспримут как ценного члена команды.
Наслаждайтесь рабочей средой
Делайте все возможное, чтобы получать удовольствие от работы. В конце концов, вы проводите большую часть дня на рабочем месте. Личный юмор может отличаться, но сделайте все возможное, чтобы быть положительной силой в офисе. Если сможете уважать гендерные различия, получите удовольствие и сможете внести положительный вклад в успех организации.
Да, и не отказывайтесь использовать свою физическую силу для перестановки шкафа или тяжёлых предметов. Вы будете сторицей вознаграждены вкусным чаепитием.
Секрет взаимодействия
Женщины сосредоточены на отношениях, а мужчины — на задачах. Как правило, женщины предпочитают сначала развивать отношения, а затем использовать эти отношения для совместной работы, но мужчин раздражает эта тактика.
Как правило, мужчины используют задания как средство связи с другими. Различия между этими двумя подходами фактически устанавливают тот самый гендерный барьер.
Женщины склонны обсуждать конфликты, стремясь сохранить отношения. Мужчины склонны устраивать конфликт, игнорируя его влияние на отношения. Естественная склонность женщин проявлять сочувствие вместо логического анализа усиливает разрыв.
Процесс принятия решений
Женщины ориентированы на процесс и предпочитают собирать информацию, тогда как мужчины полагаются на стиль общения, ориентированный на продукт. Когда на рабочем месте возникает проблема, женщина-лидер, скорее всего, обратится за советом к другим коллегам.
Мужчина-лидер может рассматривать это как слабость. Начальник-мужчина уверен, что лидер должен принимать решение самостоятельно, без консультации. Точно так же женщины предпочитают обсуждать проблемы устно, тогда как мужчины склонны обрабатывать их внутренне. Женщина может интерпретировать молчание мужчины как незаинтересованность в проблеме.
Невербальные коммуникативные различия
Женщины используют язык тела, чтобы поддержать человека, с которым они общаются. Этот невербальный сигнал может быть улыбкой, кивком головы или прямым зрительным контактом.
Когда мужчины слушают других, они обычно не двигаются. Женщины часто интерпретируют отсутствие невербального утверждения со стороны мужчин как незаинтересованность в разговоре, непонимание или даже попытку отрицать то, что им сообщают.
Почва для конфликта
Мужчины предоставляют данные; они редко ищут информацию. Женщины стремятся понимать и слушать. Они нацелены на то, чтобы дать каждому возможность внести свой вклад в беседу. Монолог и перебивание женщин — обычное мужское поведение. Мужчины считают своей обязанностью вести беседу или демонстрировать компетентность.
Запрещённые фразы
Конечно, Россия не Америка. Однако соблюдать рабочую этику необходимо. Начиная работу, забудьте некоторые слова и выражения навсегда.
Говоря это женщине-коллеге или руководителю в неподходящее время, ты как бы заявляешь, что их навыки и работа не воспринимаются всерьез, что коллеги-мужчины сосредотачиваются только на внешности. Комментарии о весе и внешнем виде не должны звучать в деловой среде, поскольку они подразумевают определенный уровень личного знакомства. Они также предполагают, что человек раньше был толстым или плохо выглядел.
Намекать женщине, что она преуспела в карьере из-за пола, — неуважительно. Вы никогда не позволите такого с мужчинами.
Не спешите предполагать, что женщина-служащая не ценит и не хочет заниматься высококлассной управленческой карьерой, потому что у нее семья и дети.
Даже в шутку эта фраза подразумевает, что женщины уступают мужчинам. Особенно в отраслях, в которых традиционно доминируют мужчины, включая области STEM (наука, технология, инженерия и математика).
Считайте, что это не ваше дело, если только коллега не поднимает вопрос самостоятельно. Если вы говорите о личном, вы можете спросить: «У вас есть дети?» Но другой человек сам решает, какую информацию раскрыть.
Соблюдая нехитрые правила, вы прекрасно впишитесь в женский коллектив. Просто сравнивайте вакансии на карьерист.ру, чтобы найти работу, о которой мечтаете!
6 шагов, как выжить в женском коллективе. Не допускай роковых ошибок!
Сплетни, интриги, зависть… Если ты собираешься работать в коллективе, состоящем только из представительниц прекрасного пола, будь готова столкнуться со всем этим. Как выжить в такой обстановке?
Если тебе «посчастливилось» получить профессию, не слишком популярную среди мужчин, то рано или поздно ты окажешься в окружении исключительно женщин. Почему нам так трудно работать с представительницами своего же пола? А главное, можно ли выстроить нормальные деловые отношения с женщинами-коллегами и даже извлечь пользу из такого сотрудничества?
Почему в женском коллективе сложнее работать?
Ежедневное присутствие на работе мужчины (абсолютно любого — вне зависимости от его возраста и степени привлекательности) обычно служит для женщин стимулом сдерживать свои негативные эмоции и стараться «сохранять лицо». А вот если такой сдерживающий фактор отсутствует, то в подавляющем большинстве случаев начинают проявляться все те признаки, из-за которых женский коллектив давно уже стал «пугалкой» для выпускниц филфака и кошмаром любого отдела кадров.
✔︎ Негласная конкуренция. Женщины-коллеги оценивают друг друга не только по профессионализму, но и по десяткам других качеств — от внешнего вида до престижности работы супруга. Соответственно, и повод для зависти найдется у каждой, кроме совсем уж святых женщин.
✔︎ Шквал эмоций. Каждая из нас приходит на работу со своим характером и настроением, и рано или поздно стычки и конфликты неизбежны. Если в коллективе нет собственного миротворца, а участницам ссоры недостает житейской мудрости, то даже маленькая размолвка может в итоге серьезно сказаться на работе всего отдела.
✔︎ Пересуды и сплетни. Ощутить себя героиней с обложки «желтой прессы» — неприятно и гадко. Но если недоброжелательницам дать повод разносить неправду о твоих личных и рабочих качествах, ситуация может зайти далеко. Страсть к сплетням может начаться с совсем невинного обмена новостями и подшучивания над недостатками коллег, а потом распространиться как зомби-вирус и захватить весь коллектив. Не позволяй себя в это втянуть!
Как ужиться с коллегами-женщинами
Если в ближайшем будущем не предвидится шансов поменять работу, постарайся извлечь плюсы из сложившейся ситуации.
✔︎ Прокачай невозмутимость. Работа в «токсичных условиях» невыносима. Чтобы не загнуться, тебе необходимо научиться подниматься над ситуацией и не переживать по незначительным поводам.
✔︎ Найди сторонников. Среди «звезд», «мамочек» и прочих офисных персонажей наверняка есть хоть одна девушка, которой здесь тоже не очень комфортно и которая рада будет родственной душе. Поддержите друг друга.
✔︎ Развивай компетенции. Если у твоих коллег много свободного времени, которое они готовы тратить на офисные дрязги, то это не значит, что тебе нужно следовать их примеру. Используй все возможности, которые дает нынешнее место работы, для улучшения профессиональных навыков.
Инструкция по выживанию
1 Не стремись всем понравиться. Веди себя дружелюбно, но никому не навязывайся в подруги. Чтобы к тебе не лезли с лишними вопросами и не садились на шею, четко обозначь свои личные границы.
2 Придержи «синдром отличницы». Не стоит с первого же дня работы критиковать недочеты в работе отдела и выступать с новаторскими идеями. У тебя еще будет время на то, чтобы себя проявить.
3 Не рассказывай о себе слишком много. Личная жизнь, причины, по которым ты ушла с предыдущего места работы, амбициозные планы — все это оставь при себе. Не подбрасывай любительницам посплетничать такие лакомые кусочки.
4 Смотри, как нужно. Понаблюдай за поведением коллег, чтобы понять негласные правила поведения: принято ли задерживаться на работе, покупать по очереди печеньки для всех или вместе ходить обедать. Если тебе предложили принять участие в каком-то общем деле — например, скинуться на цветы имениннице, — ни в коем случае не отказывайся.
5 Почувствуй разницу. И постарайся ее сгладить. Если коллеги одеваются в H&M — прибереги дизайнерские платья и дорогие украшения для вечеринок со своими друзьями. Если все после работы торопятся забрать детей из садиков и школ, а за тобой заезжает молодой человек на крутой машине и вы едете ужинать в ресторан — не стоит это афишировать. И наоборот: если большинство твоих сослуживиц обсуждают своих домработниц и как они отдохнули за границей, рассказывать о том, что ты экономишь на молоке, точно не нужно.
6 Осторожнее в соцсетях! Проверь свои посты: если есть что-то «крамольное», удали. И вообще как можно меньше делись чем-то личным. Не торопись добавлять коллег в друзья, пока они сами не попросятся.
Как женщине выжить в женском коллективе
Если в поисковой строке указать «женский коллектив», глобальная сеть взорвется ответами в едином ключе: «Как выжить в женском коллективе», «Правила выживания». Как будто бы отправляешься не к милым созданиям, а в одиночку перескакиваешь пустыню Гоби.
Однако доля истины в слове «выжить» есть. Дамы, которые поработали в смешанных или мужских коллективах, на чисто женский вариант соглашаются скрепя сердце. Потому что скучно не будет, но то еще «веселье», ведь всем известно, чего стоят девочки, а когда их много, поражающая сила приравнивается к взрыву. Как же приумножить приятное и свести на нет негатив, трудясь среди себе подобных?
Психология отношений на работе в женском коллективе
Нет ничего на свете ядовитей, чем женский дружный коллектив.
«Я ему и говорю…»
Люди ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги и, если повезет, для самореализации. Женщинам же работа нужна, чтобы общаться, пожалуй, это поважнее зарплаты. Привыкайте к тому, что болтовня коллег будет фоном. Не раздражайтесь, что каждый день стартует и финиширует обсуждением скидок, фасонов, сериалов, детей и мужей. Рабочий процесс однозначно страдает, плюс «подрывается психика», особенно если вы завзятая молчунья – но запретить разговоры никто не в силах.
Постарайтесь минимизировать свое участие в беседах – уже потому, что их темы (и ваше мнение) становятся достоянием начальства и коллег. Не факт, что ваши конструктивные мысли дойдут до них в исходной безобидности, скорее всего, «добрые женщины» переиначат их в сплетню. И добро пожаловать, разборки, ссоры, ответная волна сплетен в ваш адрес. Чтобы не утонуть в пересудах, помалкивайте, когда темы кажутся острыми, касаются руководства и коллег – держите нейтралитет или убегайте «по делам».
«Ты и я»
Непреложное правило гласит – на работе никакой дружбы! Женщин, не нарушивших его, можно по пальцам пересчитать: всем подавай приятельницу, чтобы вместе ходить на обед и дружить против остальных мегер. И все бы ничего, если бы не ссоры, которые все равно случаются. Разругавшись, дамы дуются, в итоге страдает рабочий процесс. Попутно обиженная сторона ищет новых союзниц, рассказывая, какой гадкой оказалась бывшая подружка. И вот он, новый виток сплетен и противостояний. Постарайтесь не проверять старую истину на себе – не дружите на работе.
«Я вся такая внезапная»
Если графически изобразить настроение женщины, получится синусоида с внушительным размахом – то вверх, то вниз. Верхнюю и нижнюю точки дамы проходят минимум раз в час – и так целый день. И никогда не знаешь, в каком периоде сейчас коллега – минусовом или положительном. Поступайте вот как: наблюдайте за коллегами, подмечайте признаки как хорошего настроения, так и грядущей бури. В зависимости от синусоиды не лезьте под горячую руку или, наоборот, просите чего хотите, пока коллега в добром расположении.
«У нас такой порядок»
В любом коллективе есть свои порядки – как хорошие, так и не очень. Хорошие правила: сдавать деньги друг другу на подарок ко дню рождения, поддерживать слабых, помогать и подменять, не выносить сор из избы. Правила так себе: благоговеть и лебезить перед самопровозглашенными королевами, устраивать травлю «оступившихся», доносить. Даже если вы бунтарка в душе, придется танцевать со всеми в ногу – к счастью, в меру. Не отлынивайте от посиделок с чаем и тортом, от души поздравляйте именинниц, подставляйте плечо, когда искренне просят об услуге. А вот участвовать в шабашах необязательно, не делайте того, что считаете дурным. При этом будьте готовы держать ответ за свою «инаковость»: наверняка накажут сплетнями, а это можно пережить.
«Счастье любит тишину»
Как противостоять хамству на работе: советы психолога
«Аз есмь»
Сколь ни берегись, рано или поздно случится стычка – вас спровоцируют, несправедливо обвинят, открыто «приложат». Что делать – молчать или позволить втянуть себя в конфликт? Как реагировать на хамство на работе? Правило: «Не проигрывает тот, кто не играет» здесь не действует – вас уже втянули. Доказать свою правоту, взывая к совести, не получится: агрессорша знает свою неправоту, но ее это не заботит. Ничего нельзя объяснить тому, кто не хочет слушать.
И на мелкое, и на крупное хамство нужно реагировать правильно. Обижаться бессмысленно: вы этим никого не исправите, а нервную систему себе испортите, но говорить хаму, что он хам, нужно, только делать это в очень вежливой форме: не позволяйте себе срываться на крик. Крик, хамство, грубость – проявление слабости. Но вы же сильная женщина.