Как подружиться со школой программа

Коррекционно-развивающая программа «Как подружиться со школой»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги «Куйбышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

«Как подружиться со школой».

(Адаптация воспитанников на сложных возрастных этапах 1 класс)

Копытина Лариса Владимировна

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.

Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед воспитателями и психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогами и сверстниками.

Цель программы: формирование предпосылок готовности первоклассников к школьному обучению.

1) формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действий, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля;

2) развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности;

3) формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплентарной деятельности (учебно-игровой);

4) осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации;

5) развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 16 часов (3 месяца).

Предварительный этап (сентябрь) включает диагностику учащихся 1 класса на психологическую готовность к школьному обучению.

Примерный перечень диагностических методик

Т.А. Нежнова. Беседа о школе (1988).

Д.Б. Эльконин. Графический диктант,

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальная сферы)

М.З. Дукаревич. Рисунок несуществующего животного. Рисунок семьи. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕС, 2005

Личностные особенности, уровень умственного развития, особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка

И.Я. Иванова. Методика исследования обучаемости. – СПб.: ГП ИМАТОН, 1995

Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. МЭДИС (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.postalus.ru/modules/psichologi..

Интеллектуальное развитие (словарный запас, понимание отношений, логическое мышление, математические способности)

Панченко С. Школа зверей. После родительского собрания. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://psy.1september.ru/2000/12/12.htm

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб., 2004

Изучение школьной тревожности

Этапы каждого занятия:

1. «приветствие» (5 минут): психотехнические игры на установление контакта, развитее внимания, памяти, мышления, воображения.

2. «Думаю, пишу» (20 минут): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать сою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.).

3. «Я творю» (10 минут): задания и игры по развитию творчества: продуктивная деятельность (аппликация, арт-терапия).

4. «Лесенка роста» (5 минут): развитие самооценки – каждый ребенок отмечает свое продвижение на занятиях.

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.

Планируемые результаты работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: внимания, памяти, мышления, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.

Источник

Программа внеурочной деятельности «Как подружиться со школой» для 5 классов

Как подружиться со школой программа. Смотреть фото Как подружиться со школой программа. Смотреть картинку Как подружиться со школой программа. Картинка про Как подружиться со школой программа. Фото Как подружиться со школой программа

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1 имени адмирала Алексея Михайловича Калинина»

Как подружиться со школой программа. Смотреть фото Как подружиться со школой программа. Смотреть картинку Как подружиться со школой программа. Картинка про Как подружиться со школой программа. Фото Как подружиться со школой программа

«Как подружиться со школой»

Переход учащихся из начальной школы в пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Поэтому программа «Как подружиться со школой» направлена на успешную адаптацию пятиклассников.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС и рассчитана на 1 год. Составлена в соответствии с требованиями:

Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г № 000. Федерального закона Российской Федерации от 01.01.01 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учебного плана МОУ «Школа № 1 им. адмирала »» 4. Образовательной программы МОУ “Школа №1 имени адмирала ”. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Школа № 1 им. адмирала ». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Цель программы – создание и поддержание психологических условий для адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы.

Изучение уровня адаптации учащихся (изучение психоэмоционального состояния учащихся, уровень тревожности, мотивация). Формирование у учащихся адекватной самооценки, положительное отношение к себе и другим. Формирование способности к самопознанию и саморазвитию. Снижение уровня тревожности учащихся при переходе в 5 класс. Формирование умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Создать условия для сплочения класса.

Принципы, которые позволяют достичь поставленные задачи:

-принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

-принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания программы на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

-принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели.

— принцип активности ребенка;

— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия.

-принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

-принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

-принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.

-принцип психологической безопасности.

Актуальность программы «Как подружиться со школой» состоит в том,

изменившиеся условия учения в пятом классе предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, и к степени сформированности у них определенных учебных знаний, умений и навыков, и к уровню произвольности, способности к самоконтролю, саморегуляции, коммуникативным навыкам.

В 5 классе у ребят появляется новый классный руководитель, новые сложные учебные предметы, много новых учителей-предметников, и каждый учитель предъявляет свои требования.

Меняется и социальная роль ученика, он становится учащимся среднего звена школы: это более высокие требования к самоконтролю, большая ответственность, осознанное отношение к учению.

В этот период начинают происходить существенные изменения и в психике ребенка, связанные с переходом из детства в отрочество, когда характер общения со сверстниками во многом определяет эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, а возникающее «чувство взрослости» становится основным в отношениях с миром. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов в учебе – все это может стать стимулом для саморазвития или негативно отразиться на самоуважении подростка и стать помехой при формировании личности.

Переживания школьников, связанные с этими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто ребята даже не смогут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом в развитии.

Поэтому, наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего сопровождения. В соответствии с чем, психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса, что и предполагает программа внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Программа подразумевает одно занятие в неделю в параллелях 5-х классах. Длительность занятия – 1 час. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для 5-х классов.

В основе программы внеурочной деятельности «Маленькими шагами к будущей жизни» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

— учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

— обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

— достижение планируемых результатов освоения внеурочной деятельности программы «Как подружиться со школой», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении программы:

Диагностика уровня адаптации учащихся.

Игра – психологический метод, с помощью которого подростки могут учиться при помощи игрового пространства осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими, как инструмент познания.

Психологическое занятие – насыщает картину мира подростка психологическим содержанием, делает мир более понятным.

Психологический тренинг (использование элементов тренинга) – форма активного обучения, позволяющая учащемуся «самоформировывать» навыки и умения строить социальные межличностные отношения, анализировать возникающие ситуации со своей позиции и с позиции другого человека, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Тест – это инструмент диалога.

Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (круглый стол, дебаты).

Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т. е. усиленном варианте.

Формы проведения занятий:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Особенность внеурочной деятельности по программе «Как подружиться со школой» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешной адаптации детей, а соответственно и лучшему усвоению школьной программы.

У учащегося будут сформированы:

— учащиеся получат возможность для формирования внутренней позиции школьника;

— формирование ответственного отношения к учению;

— готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

— развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметными результатами освоения программы являются следующие знания и умения:

— знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

— знание правил работы в тренинговой группе;

— знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

— умения вести конструктивный диалог;

— умение определять жизненные цели и задачи.

включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

· профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;

· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;

Учащиеся получат возможность научиться:

— понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

— вести конструктивную беседу;

Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время занятия (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-свои возрастные особенности;

-понятие личность, индивид, индивидуальность;

— об уникальности внутреннего мира каждого;

-о способах ведения конструктивного диалога;

Учащиеся смогут узнать:

— о способах поведения в трудных ситуациях;

-о понятиях уверенность» и «уважение»;

– анализировать поступки других людей и свои собственные.

Учащиеся смогут научиться:

-анализировать собственные потребности и цели.

Содержание программы внеурочной деятельности «Как подружиться со школой».

Занятие № 1: «Входная психолого-педагогическая диагностика ».

Занятие № 2: «Вводное занятие. Знакомство, снятие эмоционального напряжения».

Подготовка и настрой детей на еженедельные занятия. Снятие эмоционального напряжения. Знакомство и привыкание к ведущему занятий.

Занятие № 3: «Игра «Классная поездка»».

Знакомство с графическими способами представления информации. Получение навыков проектной деятельности, развитие группового взаимодействия.

Занятие № 4, 5: «В гармонии с миром и самим собой».

Создание у ученика мотивации на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе.

Занятие № 6: «Самооценка и я».

Что такое самооценка? Исследование своей самооценки. Способы и приемы для адекватной самооценке. Просмотр видеоролика. Обсуждение в группах.

Занятие № 7: «В мире дружбы».

Создание собственных правил группы. Сплочение класса. Рефлексия собственных качеств, необходимых для дружбы.

Занятие № 8. «Настроение, с которым я иду в школу».

Что такое настроение. Способы и приемы самоконтроля и саморегуляции. Снятие эмоционального напряжения. Релаксация.

Занятие № 9: «Путешествие в волшебную страну».

Сплочение коллектива, создание позитивной эмоциональной атмосферы в классе, развитие познавательной деятельности. Профилактика проблем адаптации; мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активность и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Занятие № 10: «Мои страхи и как с ними бороться».

Коррекционно-развивающее занятие на преодоление разных страхов. Страх ситуации проверки домашних заданий, страх отвечать перед классом. Как справиться со своим страхом.

Занятие № 11: «Правила здорового сна».

Знакомство с особенностями сна, с правилами продуктивного сна. Значение продуктивного сна для растущего и развивающегося организма. Сон – способ накопления затраченной энергии.

Занятие № 12: «Промежуточная диагностика».

Отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса. Отслеживание уровня адаптации учащихся. Анализ результатов.

Занятие № 13: «Как научиться учиться».

Овладение приемами учебной работы. Создание условий для развития положительной мотивации к учению. Игра «Может и должен». Работа с памяткой («Пять «П»»). Обсуждение результатов.

Занятие № 14: «Что нам может помешать? Ошибки в организации своего времени».

Осознание учениками наличия дополнительных факторов, обеспечивающих успешность в организации рабочего времени. Организованность – одна из важных черт личности, влияющая на успешность в работе и общении. Психологический практикум: опросник «Организованный ли ты человек?», обсуждение результатов. Работа по карточкам в режиме групповой работы.

Занятие № 15: «У тебя все получится!».

Отработка навыков уверенного поведения в условиях класса, школы. Методика «Играем в театр» (важно проигрывание этюдов неуверенных, зажатых учеников).

Занятие № 16: «Книга мудрецов 5 класса».

Актуализация субъектного опыта, полученного в период адаптации. Выявление проблемных зон, прояснение ожиданий и тревог в жизни пятиклассников, сравнение их с личным опытом, полученным в 4 классе. Принятие статуса пятиклассника. Оформление «Книги мудрецов».

Занятие № 17: «Наука отдыхать».

Осознание учащимися необходимости правильного и эффективного отдыха. Групповая работа с карточками.

Занятие № 18: «Секреты восприятия информации».

Осознание учениками многоканальности восприятия окружающего мира. Типы систем восприятия. Опросник «Ведущая репрезентативная система». Представление летнего дня у моря.

Занятие № 19, 20, 21: «Секреты нашей памяти».

Осознание учащимися сложности процесса памяти и его взаимосвязи с другими компонентами психики человека. Техники запоминания. Беседа по проблемному вопросу: «Зубрежка – это хорошо или плохо?». Тренировка разных видов памяти. Тренинг по развитию памяти.

Занятие № 22, 23: «Учимся сравнивать!».

Осознание учениками важности умения сравнивать параметры одного или разных предметов. Отработка учащимися приемов сравнения на конкретных примерах.

Занятие № 22, 25: «Учимся обобщать!».

Осознание учащимися важности умения выделять и разграничивать существенные и несущественные признаки предмета. Выполнение упражнений на отработку умений выделять существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие № 26: «Хочу вырасти здоровым человеком».

Основы здоровьесберегающей деятельности. Основы здорового образа жизни. Здоровье – залог успеха. Видеоролики о здоровье. Дискуссия на тему «Здоровье – это модно». Профилактика курения, употребления психоактивных веществ.

Занятие № 27: «Готовим устные и письменные задания. Правила подготовки».

Отработка навыков приготовления домашних заданий. Беседа на тему: «Для чего учитель задает домашнее задание».

Занятие № 28: «Права и обязанности пятиклассника».

Составление и обсуждение прав и обязанностей пятиклассника, зафиксированных на ватмане. Игра: «Моя роль».

Занятие № 29: «Уважение другого человека – это важно».

Формирование значимости собственного «Я». Подведение учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Занятие № 30: «Общение в жизни человека».

Диагностика качеств, определяющих успешность общения. Диагностика эмпатии. Беседа: «Что значит сочувствовать человеку?». Составление портрета человека, умеющего общаться.

Занятие № 31: «Приемы медиации. Способы разрешения конфликтных ситуаций».

Знакомство с видами конфликта. Проигрывание конфликтных ситуации. Способы ведения конструктивного переговоры. Выход из конфликта.

Занятие № 32: «Мое будущее».

Знакомство с профориентацией. Игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». Видеоролик 20 самых опасных профессий в мире.

Занятие № 33: «Выходная диагностика».

Мониторинг диагностического исследования в конце занятий с целью выявления результативности курса, а также с целью разработки дальнейших вариантов психологического сопровождения учащихся (как индивидуальных, так и групповых).

Источник

Рабочая программа факультатива «Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся в основной школе» для 5 класса на учебный год

1 Приложение 22 к ООП ООО МОУ ООШ 21, утв. приказом директора МОУ ООШ 21 от «31» августа 2018 года 251 Рабочая программа факультатива «Как подружиться со школой: проблемы адаптации учащихся в основной школе» для 5 класса на учебный год Составитель: И.А. Васюкова Рассмотрено на заседании методического объединения протокол 1 от г. Согласовано с заместителем директора по УР г. г. Оленегорск 2018

3 интегрированных, уроков игр, уроков соревнований. Виды контроля Оценивание Используемая система условных обозначений Текущий контроль, годовой контроль Положение о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа 21», приказ директора МОУ ООШ 21 от 06 апреля 2013 г. 217 ИНМ урок изучения нового материала; Р урок рефлексии; ПР урок практической работы; ЛР урок лабораторной работы; КУ комбинированный урок; К Урок итогового контроля; РР урок развития речи; Вн.чт. урок внеклассного чтения СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА п/п Название раздела Всего часов Название темы 1. Предварительное занятие 1 Диагностика основных параметров психолого-педагогической готовности к обучению в пятом классе. Выделение проблемных групп. 2. «Я учусь учиться» 21 Как научиться учиться? За что ставится оценка? Как мы воспринимаем информацию. Как использовать наши сильные и слабые. Секреты нашей памяти. Техника запоминания. Тренируем разные виды памяти. Урок-практикум. Учимся выделять главное. Приемы работы с текстом. Элементы системного подхода в мышлении. Развиваем наше мышление. Урок-практикум Практикум по навыкам сравнения. Урок-практикум. Учимся сравнивать. Практикум по навыкам сравнения. Урок-практикум. Количество часов по примерной программе Количество часов по рабочей программе

4 Существенные и несущественные признаки предмета. Обобщение. Практикум по навыкам обобщения. Учимся планировать. Что нам может помешать? Ошибки в организации своего времени. Как готовить домашние задания. Учим стихотворения. Необычный урок-зачет. Конкурс чтецов. Как готовить домашние задания. Пишем сочинения. 3. «Я учусь общаться» 8 Виды поведения. Неуверенное поведение. Преодоление 8 8 неуверенности в себе. Отработка навыков уверенного поведения. Необычный зачет уверенный ответ у доски. Коммуникативные навыки. Умение излагать свои мысли. Умение слушать. Умение сочувствовать. Учимся общаться со сверстниками. Общение с учителями. Психологические портреты учителей. 4. «Я учусь отдыхать» 1 Условия полноценного отдыха. Главное правило отдыха «Я учусь нести ответственность за все, что со мной происходит» 2 Воля. Развитие «сильной воли». Постановка цели. Приемы, помогающие добиться умения регулировать свое поведение. Достижение цели Завершающее занятие 1 Диагностика эффективности курса. 1 1 Итого Примерная программа курса «Как подружиться со школой». 34 ч 1. Предварительное занятие (1 ч) Диагностика основных параметров психолого-педагогической готовности к обучению в пятом классе. Выделение проблемных групп. 2. Блок «Я учусь учиться» (21 ч) Работа по этому блоку направлена преимущественно на развитие когнитивной сферы учеников. Знакомство. Сознание положительной мотивации к знаниям. Роль внимания в успешности обучения. Оценки и отметки. Требования к устным ответам учащихся. Восприятие окружающего мира. Ведущие системы восприятия информации, их диагностика. Использование знаний о ведущих системах восприятия информации в школе и дома. Наша память. Приемы, улучшающие запоминание. Урок-практикум по развитию памяти. Выделение главного основной общеучебный навык. Приемы выделения главного. Элементы системного подхода в мышлении. Классификация. Урок-практикум по развитию мышления. Умение сравнивать важный общеучебный прием. Урок-практикум по отработке умения сравнивать. Существенные и несущественные признаки предмета.

5 Операция обобщения. Урок-практикум по отработке умения обобщать. Планы в нашей жизни. Операция планирования. Организованность. Ошибки в организации своего времени. Правила подготовки домашних занятий. Учим стихотворения. Мнемотехника. Декламация. Необычный зачет конкурс чтецов. Пишем сочинения. Основные ошибки при написании сочинений. Готовим устные и письменные домашние задания. Решаем задачи. Подготовка к экзамену. Основные условия успешной подготовки к экзамену. 3. Блок «Я учусь общаться» (8 ч) Работа по этому блоку направлена преимущественно на развитие эмоционально-личностной сферы учеников. Виды поведения. Неуверенное поведение. Преодоление неуверенности в себе. Отработка навыков уверенного поведения. Необычный зачет уверенный ответ у доски. Коммуникативные навыки. Умение излагать свои мысли. Умение слушать. Умение сочувствовать. Учимся общаться со сверстниками. Общение с учителями. Психологические портреты учителей. Сдача экзамена. Психологический настрой на сдачу экзамена. 4. Блок «Я учусь отдыхать» (1 ч) Работа по этому блоку направлена на сохранение физического и психического здоровья учеников. Условия полноценного отдыха. Главное правило отдыха. 5. Блок «Я учусь нести ответственность за все, что со мной происходит» (2 ч) Работа по этому блоку направлена преимущественно на мотивационно-волевую сферу учеников. Воля. Развитие «сильной воли». Постановка цели. Приемы, помогающие добиться умения регулировать свое поведение. Достижение цели. Окончание курса. Диагностика эффективности курса. 6. Завершающее занятие (1 ч)

6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «КАК ПОДРУЖИТЬСЯ СО ШКОЛОЙ». Тематическое планирование Предварительное занятие Кол-во часов Содержание курса (дидактические единицы) 1 Диагностика основных параметров психологопедагогической готовности к обучению в пятом классе. Выделение проблемных групп. Всего уроков, из них: практи контроль ческая часть теоретиче ская часть Характеристика деятельности обучающихся 1 Знать и уметь определять характер тревожности связанный со школой. Я учусь учиться 21 Знакомство. Сознание положительной мотивации к знаниям. Роль внимания в успешности обучения. Оценки и отметки. Требования к устным ответам учащихся. Восприятие окружающего мира. Ведущие системы восприятия информации, их диагностика. Использование знаний о ведущих системах восприятия информации в школе и дома. Наша память. Приемы, улучшающие запоминание. Урокпрактикум по развитию памяти. Выделение главного основной общеучебный навык. Приемы выделения главного. Элементы системного подхода в мышлении. Классификация. Урок-практикум по развитию мышления. Умение сравнивать важный общеучебный прием. Урокпрактикум по отработке умения сравнивать. Существенные и несущественные признаки 13 8 Овладеть приемами учебной работы. Уметь правильно готовиться к урокам. Иметь представления о многоканальности восприятия окружающего мира. Определить систему восприятия. Знать свои сильные и слабые стороны. Уметь работать с памятками. Уметь составить схему «Три секрета нашей памяти» и преодолевать трудности в обучении. Уметь выделять главное. Овладеть основными приемами работы с текстом. Познать упражнения для развития мышления. Развивать умение сравнивать предметы и явления. Уметь выделять и разграничивать существенные и несущественные признаки предмета и оперировать абстрактными понятиями. Овладеть умением организовывать свое рабочее время. Уметь правильно готовить домашнее задания. Знать и владеть основными приемами подготовки к экзаменам.

7 предмета. Операция обобщения. Урок-практикум по отработке умения обобщать. Планы в нашей жизни. Операция планирования. Организованность. Ошибки в организации своего времени. Правила подготовки домашних занятий. Учим стихотворения. Мнемотехника. Декламация. Необычный зачет конкурс чтецов. Пишем сочинения. Основные ошибки при написании сочинений. Готовим устные и письменные домашние задания. Решаем задачи. Подготовка к экзамену. Основные условия успешной подготовки к экзамену. Я учусь общаться 8 Виды поведения. Неуверенное поведение. Преодоление неуверенности в себе. Отработка навыков уверенного поведения. Необычный зачет уверенный ответ у доски. Коммуникативные навыки. Умение излагать свои мысли. Умение слушать. Умение сочувствовать. Учимся общаться со сверстниками. Общение с учителями. Психологические портреты учителей. Сдача экзамена. Психологический настрой на сдачу экзамена Я учусь отдыхать 1 Условия полноценного отдыха. Главное правило отдыха. 5 3 Знать навыки уверенного поведения. Владеть навыками уверенного поведения в условиях класс, школы. Уметь пользоваться навыками уверенного поведения в условиях ответа у доски. Определять качества успешного общения. Овладеть практическими приемами по развитию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Уметь общаться с учителем и анализировать взаимоотношения в системе «Учительученик». Овладеть правильной психологической подготовкой для успешной сдачи экзаменов. 1 Уметь правильно и эффективно отдыхать. Знать правила продуктивного сна. Я учусь нести 2 Воля. Развитие «сильной воли». 1 1 Уметь ставить реальные цели и стремиться

8 ответственность за все, что со мной происходит Постановка цели. Приемы, помогающие добиться умения регулировать свое поведение. Достижение цели. Окончание курса. к их достижению. Знать, что все зависит от тебя. Завершающее занятие 1 Диагностика эффективности курса. Итого Знать и уметь определять характер тревожности связанный со школой с целью разработки рекомендаций.

9 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Технические средства: 1.Магнитафон 2.Компьютер 3.Проектор 4.Экран Учебно-методическая литература 1. Андреев, О.А. Тренируем свою память /О.А.Андреев. Мн., 2001, 2. Андреев, О.А. Учимся быть внимательными /О.А.Андреев. Мн., Бачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога /И.В.Бачков. М., Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Т.Г.Григорьева. М, Коломинский, Я.Л. Человек: психология /Я.Л.Коломинский. М, Локалова, Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы) /Н.П.Локалова. М., Ле Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума /Э.Ле Шан. М., Рогов, Е.И. Психология познания /Е.И.Рогов. М, Рогов, Е.И. Психология человека /Е.И.Рогов М, Рогов, Е.И. Эмоции и воля /Е.И.Рогов. М, Платонов, К.К. Занимательная психология /К.К.Платонов. М, Сомова, Н.Л. В пятый класс в первый раз /Н.Л.Сомова. С-Пб., 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *