Как повысить свой профессиональный уровень
Как быстро повысить свой профессиональный уровень: советы специалистов
Зачастую за ежедневными рабочими задачами и рутинными делами мысль о профессиональном развитии отходит на второй план. Огромное количество дел, которые необходимо выполнить за день, просто не оставляют времени на то, чтобы заняться повышением своего профессионального уровня. Наступает момент, когда сотрудник крупной компании или небольшого офиса задумывается, почему на протяжении длительного времени он не поднимается по карьерной лестнице, а находится на прежней должности. В то же время другие работники развиваются, растут, получают новые, ответственные задания. Существует несколько причин, по которым босс не решается повысить подчиненного:
По мнению известных трейдеров и ведущих бизнесменов, каждый сотрудник компании способен стать лидером. Просто некоторые изначально показывают свои качества сильного, успешного работника, а другим приходится открывать в себе новые таланты, расширяя границы своего профессионального уровня. Как стать успешным работником и продвинуться по карьерной лестнице, советуют наши эксперты.
Следить за новинками в Вашей сфере, читать лидеров мнений
Для начала расширите свой кругозор. Не следует зацикливать внимание исключительно на своих рутинных обязанностях. Постарайтесь ознакомиться с тем, чем занимаются вышестоящие работники. Вот несколько способов повышения своей квалификации:
Каждый начальник заинтересован в успехе собственного бизнеса. Если среди персонала компании выделяется перспективный, квалифицированный сотрудник, он наверняка задумается о том, чтобы повысить талантливого работника.
Посещать обучающие курсы, тренинги, семинары
В современных крупных компаниях огромное внимание уделяется обучению сотрудников. Начальство специально приглашает преподавателей и консультантов, которые проводят семинары, тренинги для персонала. Зачастую посещение таких мероприятий не является обязательным, однако тех, кто отправляется прослушать лекцию или закончить курсы по собственному желанию, сразу отмечает управленец. Интерес к новинкам в профессиональной сфере, желание развиваться и совершенствоваться ценится в любой организации. Для чего нужны тренинги и семинары:
Занятия, которые организовывает фирма, зачастую имеют узкую направленность. Дополнительно не помешает пройти курсы иностранных языков, изучить аспекты маркетинга и интернет продвижения, ознакомиться с принципами бухгалтерского учета или правилами заполнения официальных документов. Всесторонне развитый сотрудник всегда необходим руководству.
Не бояться сложных проектов и задач
Главной помехой на пути к карьерному росту для многих сотрудников становится неуверенность в собственных силах. Несмотря на огромный опыт в своей сфере деятельности и огромный багаж знаний, предложение взять на себя ответственность за выполнение крупного проекта пугает. Человек начинает сам придумывать для себя оправдания, так как не уверен в себе. Если понадобиться изучить английский, освоить программу или выступить перед потенциальными клиентами, это не повод отказываться, а толчок к развитию.
Повышение получают только активные, постоянно развивающиеся работники, которые не стоят на месте, а двигаются вперед. Руководство всегда отмечает разносторонних, предприимчивых, настойчивых работников.
Как быстро повысить свой профессиональный уровень
• Образец для подражания. Внимательно оглядевшись вокруг, вы наверняка сможете найти самого профессионального сотрудника в коллективе. Это может быть специалист, пользующийся авторитетом среди коллег или даже известная личность в профессиональном сообществе. Подумайте, могли бы вы в чем-то взять с него пример, понаблюдайте за его методами работы. При возможности можете спросить у него совета, как вам поступить в сложной ситуации. Проанализируйте, какие методы работы вашего коллеги подойдут и вам тоже. Конечно, не всегда стоит показывать, что вы копируете методы своего сослуживца. Поначалу делайте это незаметно, ведь лишняя показательность может спровоцировать профессиональную ревность. Можете найти себе образец для подражания и в виртуальном мире, ориентируясь на того, кто является авторитетом в вашей профессиональной области.
• Месяц нового навыка. Распишите себе план на полгода, определив за каждым календарным месяцем новый ключевой навык, необходимый в вашей профессии. Это может быть компьютерная программа, особенности ведения документов и отчетности или блок деловой лексики на иностранном языке. И в течение каждого рабочего дня старайтесь находить время для осознанного совершенствования этого навыка, включая и его практическое применение. Месяц – это небольшой срок для овладения полезным умением, но этого времени вполне достаточно для того, чтоб закрепить определенные действия на автоматическом уровне. Уже через полгода вы сможете значительно расширить арсенал своих навыков и повысите свою ценность в профессиональной сфере.
• Источники экономии времени. Поначалу вас может испугать объем работы и необходимость выполнять несколько дел практически одновременно. Однако в любом деле существуют свои хитрости, позволяющие экономить время. Если к решению этого вопроса подойти творчески, то вы легко найдете до часа свободного времени, которое можно потратить как на отдых, так и на пополнение своего профессионального багажа. Заготовленные шаблоны ответов в электронной почте, заранее настроенная сортировка писем, грамотное делегирование и использование полезных программ, ускоряющих вашу работу, – все это может существенно сократить поток рутинных операций.
• Шлифовка портфолио. Месяц за месяцем, вы постепенно обретаете нужные навыки, получаете необходимый опыт работы и наверняка можете при необходимости «блеснуть» своими достижениями. Но в самый ответственный момент от волнения все улетучивается и кажется, что год прошел впустую и вы ничему не научились. Возьмите за правило каждый месяц вносить в отдельный файл свои достижения за текущий период. Это может быть расширение клиентской базы, получение новых навыков и профессиональных знаний, блестящее решение сложной ситуации в работе или повышение скорости решения некоторых задач. Завершенные проекты тоже смело вписывайте в этот файл. Ведите свой собственный профессиональный отчет. Уже к концу года у вас будет достаточно оснований для планирования дальнейшего карьерного роста, а заодно повысится и ваша профессиональная самооценка.
• Используйте возможности тимбилдингов и корпоративов. Если вы не особо жаждете присутствовать на тимбилдингах и корпоративных мероприятиях, то вам стоит пересмотреть свои взгляды на эти события. Помимо официальной информации и участия в развлекательной программе, вы можете существенно расширить круг профессионального общения внутри компании. Особенно актуально это для сотрудников больших организаций, где не всегда можно запомнить в лицо и по имени своих коллег из других отделов. Корпоративные мероприятия – прекрасная возможность установить личные контакты с теми, с кем вы постоянно общаетесь в офисном коммуникаторе или по электронной почте. Да и умение производить выгодное впечатление на неформальных мероприятиях пригодится и дальше на вашем карьерном пути. Тимбилдинги дают вам шанс немного растопить лед в отношениях с особенно неприступными сотрудниками. Только во всем следует знать меру и не путать доброжелательность с навязчивостью.
Повысить свой профессиональный уровень за достаточно короткий промежуток времени несложно. Главное – ежедневно проявлять настойчивость в овладении новыми навыками, вести учет своих профессиональных достижений и шаг за шагом повышать свою личную эффективность.
Как вы повышаете свою квалификацию? Итоги опроса
провела опрос посетителей, задав им вопрос:
Как Вы повышаете свой профессиональный уровень?
Мы предложили несколько вариантов ответов.
И вот какие получили результаты.
1. Поиск статей и информации в Интернет: 29%
2. Чтение книг и профессиональных журналов: 27%
3. Посещение тренингов и семинаров: 11%
4. Видеотренинги и вебинары: 9%
5. Курсы повышения квалификации: 5%
6. Второе высшее образование: 5%
7. Корпоративное обучение: 4%
8. Услуги коуча, консультанта: 4%
10. Дистанционное образование (через интернет): 2%
Всего было подано 182 голосов.
А вы как работаете над своим профессиональным развитием?
Материалы с пометкой «При поддержке. «, «Партнер/спонсор проекта» могут публиковаться на правах рекламы. Материалы Пресс-центра «Информационного Агентства «ЛІГАБізнесІнформ» основаны на содержании пресс-конференций, круглых столов, пресс-релизов, и могут публиковаться на правах рекламы.
Материалы, публикуемые в разделе «Мнения», отражают исключительно точку зрения их авторов и могут не совпадать с позицией редакции портала ЛІГА.net и Информационного агентства «ЛІГАБізнесІнформ».
Материалы с плашкой «Про выборы 2019» публикуются на правах рекламы.
© Информационное агентство ЛIГАБiзнесIнформ, 2007-2021
Повышение квалификации
Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Цель и задачи
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Повышение квалификации и законодательные нормы
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Виды повышения квалификации
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
Краткосрочное повышение квалификации;
Проведение тематических семинаров;
Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.
Форма обучения сотрудников организации
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).
У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.
Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Методы внешнего повышения квалификации
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Периодичность прохождения повышения квалификации
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Бесплатные способы повысить свои профессиональные качества
Работать можно двумя способами: плохо и хорошо. Если ты работаешь плохо, то даже двадцать часов непрерывного сидения на офисном стуле тебя не спасут — ты лишь измотаешь себя, да так и не выполнишь возложенную на себя обязанность. Если работаешь хорошо, то со стульями у тебя будут проблемы, ведь их придется часто менять ввиду периодических повышений.
Конечно, не каждая работа оценивается по профессиональным качествам. Существует множество нюансов межличностного толка. К примеру, шеф легко может поставить на место твоего начальника своего друга или подругу, которая толком ничего и не соображает. Однако, если брать профессиональную жизнь в целом, то твое положение пропорционально тем рабочим навыкам, которыми ты обладаешь. Эти навыки можно развивать бесплатно. Без всяких тренингов и книг. А делается это следующим образом.
Установи режим сна
Ты должен научиться спать. Именно с этой проблемой чаще всего сталкиваются люди, которые не могут прыгнуть выше головы. Они просто теряют пятую часть рабочего дня на окончательное пробуждение. Но так быть не должно. Если ты на работе, то клевать носом ты не должен.
Выход из этой ситуации у нас традиционный. Заставь себя ложиться пораньше и просыпаться пораньше. Ограничь влияние различных экранов на свои глаза. Когда ты проснешься утром, то у тебя должно быть пару часов свободного времени, которые можно потратить не только на душ и готовку еды, но и на моральную подготовку к работе. Если научишься высыпаться, то сможешь рационально использовать энергию.
Выстраивай систему
Оцени свой рабочий день. Сколько в нем часов? Предположим, что восемь. Но сколько ты реально тратишь времени на работу? Бывают ли у тебя моменты, когда ты не можешь понять, за что взяться, и всё валится из рук? У нас бывает. Каждый человек понимает эту проблему: и слесарь, и сантехник, и игрок в гольф, и управляющий гостиницей.
Решается эта проблема следующим образом. Попробуй выработать систему рабочего дня. Для этого надо взять несколько крупных задач и разбить их на более мелкие, которые предельно ясны и не требуют от тебя большого сосредоточения умственных сил. Ты выполняешь одну небольшую задачу, потом другую, потом следующую — всё идет на максимально автоматизированном уровне. Если сталкиваешься с рабочей проблемой, то тоже разбиваешь ее на несколько задач. Не нужно суетиться, даже когда речь идет о каком-то важном проекте. Любая суета — палка в колесах профессионала. Так что старайся упрощать свои рабочие задачи и делай всё спокойно и систематично. Даже в творчестве есть система.
Анализируй ошибки
Каждый работник совершает ошибки. В некоторых профессиях они могут стоить жизни человека. Например, если ты хирург. И если ты уж совершил ошибку, то самое время ее записать, тщательно зафиксировать все детали и разобрать по косточкам. Да, ошибка может быть случайностью, но чаще всего ошибка является следствием неправильных действий, которые ты по простоте душевной продолжаешь выполнять.
Люди редко связывают свои рабочие ошибки с конкретной активностью. Но если ты начнешь создавать дневник своих ошибок, где будет место подробному разбору, то ты удивишься, насколько каждая ошибка красноречива. Одна будет говорить тебе о том, что ты не понимаешь этику делового общения. Другая поведает о пробелах в твоем техническом образовании. Третья ошибка расскажет о физиологических проблемах твоего организма, которые привели к завалу на работе. Здесь как в психологии: если ты признаешь проблему и знаешь, откуда растут ее ноги, то ты уже почти ее решил. Поэтому анализируй свои рабочие промахи, старайся находить причины и следствия, и, мы уверены, твой профессионализм станет острее и ярче.
Не брезгуй опытом
Нас окружают старожилы, над которыми мы посмеиваемся, ведь они думают не так, как мы, да еще и выдают одну глупость за другой. Но правда в том, что они думают о тебе точно так же. Все эти старики, которые про себя что-то шепчут и посмеиваются, когда ты три часа подряд смотришь на небольшой дисплей телефона, все они знают о мире не меньше твоего. Этим надо пользоваться.
На работе старожилами являются не те, кто старше тебя, а те, кто опытнее. Они могут быть на более низкой должности. Они могут быть неудачниками, но и у них есть чему поучиться. Самый лучший учитель по жизни — это не тот, кто заработал миллион, а тот, кто его потерял. Негативный опыт дает тебе редкую возможность не повторить его.
Если резюмировать, то прислушивайся к людям, даже если они кажутся тебе очень глупыми и странными. На работе прислушивайся к людям втройне. Если они дают тебе советы, то говори «спасибо» и с жадностью клади их в свою мозговую копилку. Даже плохой совет при адекватной оценке может помочь твоей карьере.