Как повысить успеваемость по математике
Как повысить успеваемость в школе: 5 работающих способов
К сожалению, современная система школьного образования далека от совершенства. Даже в начальной школе детям приходится много материала осваивать самостоятельно, программу проходят в ускоренном темпе. Все это негативно сказывается на оценках, эмоциональном состоянии ребенка. Без помощи родителей не обойтись.
Но часто даже родители не понимают, как помочь ребенку улучшить оценки, лучше разбираться в изучаемом материале. Есть ли эффективные способы повысить успеваемость? Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
Причины плохой успеваемости в школе
Если ребенок плохо успевает в школе, причины нередко связан не с интеллектуальными способностями, нежеланием учиться.
В подростковом возрасте причиной низкой успеваемости могут быть проблемы в школе или со сверстниками, первая влюбленность, пагубные привычки.
Если у вас есть подозрение, что ребенок подвергается в школе буллингу, или ему попался неадекватный учитель, действуйте быстро и решительно для разрешения этих непростых ситуаций.
Эффективные способы повысить успеваемость
Если у школьника плохие оценки, он не успевает по каким-то предметам, к решению проблемы нужно подходить комплексно. Сама собой ситуация точно не исправится.
Помощники
Если твоих знаний и нервов не хватает для разъяснения непонятных тем, обратись за помощью.
Кто и что может помочь:
Вовлеченность в процесс
Родители должны быть в курсе того, что их ребенок проходит в школе. Интересуйтесь, помогайте, разбирайте вместе непонятные моменты. Но не стоит гневно нависать над ребенком, пока он делает задания. Наблюдайте за процессом со стороны. Если видите, что школьник отвлекся, мягко направьте процесс в нужное русло.
Общайтесь с учителями, ходите на родительские собрания. Так вы сможете вовремя узнать обо всех проблемах с учебой вашего ребенка.
Личный пример
Чтение – одна из основ хорошей успеваемости, богатого словарного запаса. Дети должны много читать, уметь находить нужную информацию в литературе. Но если ваш ребенок никогда не видит вас с книгой, то вы никакие уговоры, репетитор по чтению не заставят его читать. Хорошо бы привить любовь к классике. Но если ребенка тянет на современную литературу, пусть читает хоть что-нибудь, чем совсем ничего.
Не делитесь с ребенком негативными воспоминаниями о школе. Обманывать и идеализировать не нужно. Просто в своих рассказах о школьной жизни делайте акцент на приятных моментах, пользе полученных знаний.
Комфортное рабочее место и режим дня
У школьника должен быть удобный письменный стол, стул. Это настраивает на рабочий лад. Всегда проверяйте, вовремя докупайте все необходимые канцелярские принадлежности.
Четкое соблюдение определенного распорядка организуют человека в любом возрасте. Большинство современных детей отличаются гиперактивностью, поэтому соблюдение режима дня для них крайне важно.
Желание родителей записать любимое чадо во всевозможные кружки похвально, но составляйте расписание так, чтобы обязательно было время для отдыха и ничегонеделанья. Если ребенку тяжело, расставьте приоритеты, откажитесь от нескольких кружков или секций.
Учите ребенка тайм-менеджменту. Приучайте отмечать в специальном дневнике сроки выполнения заданий, особенно тех, которые нужно сдать через неделю, месяц.
Наказание и поощрение
Правильное поощрение – хорошо мотивирует многих детей на учебу. Введите в свой лексикон слово когда – ты получишь новый телефон, когда закончишь учебный год на отлично. Или, ты сможешь поиграть в компьютере, когда правильно выполнишь все домашние задания. И никогда не нарушайте свои обещания.
Поощрять нужно за хорошие оценки. Способов много – увеличить время на компьютерные игры, давать больше денег на карманные расходы. Чаще всего стремление к награде перебарывает лень.
Наказание за плохую успеваемость должно быть сиюминутным. Не откладывайте его на выходные. Действуйте решительно. Получил плохую отметку – лишился карманных денег, или остался без желаемого подарка. Ребенок должен четко отслеживать связь хороших оценок и поощрения.
Можно ли исправить оценки в школе за неделю
Нередко школьники средней и старшей школы любят откладывать все на потом. В итоге в конце четверти или учебного года возникает неприятная ситуация с оценками, исправить которую нужно очень быстро. Самому ребенку вряд ли удастся это сделать, требуется жесткая родительская рука и дисциплина.
Как исправить оценки в школе за неделю – краткая инструкция:
Все эти правила помогут только в том случае, если сам ребенок настроен исправить оценки. В противном случае все усилия будут напрасными.
Повышаем успеваемость по математике
Проблемы с математикой возникают у школьников чаще всего, что негативно отражается на оценках по всем точным предметам. Чтобы избежать проблем, или исправить ситуацию, существует несколько простых методов.
Как подтянуть математику:
Прививать ребенку любовь к математике можно еще до школы. Существует много увлекательных настольных и компьютерных развивающих игр, красочных книг.
Запрещенные приемы
В погоне за хорошими оценками родителям не стоит забывать о здравом смысле.
Есть вещи, которые делать категорически нельзя:
Заключение
Проблемы с учебой периодически возникают у каждого школьника. Ваша задача – не зацикливаться на оценках. Постарайтесь вместе разобраться в ситуации, найти выход из нее. Будьте спокойными и терпеливыми, ребенку важно знать, что его любят и ценят родители не за оценки, а просто потому, что он есть. Психологическое здоровье детей важнее успеваемости.
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Образование является важной частью развития полноценной личности ребенка, прививая ему интерес, стремление к познанию нового, учебе, коммуникации, саморазвитию, профессионально-трудовому выбору.
Математика играет важную роль в образовательной программе, так как этот предмет позволяет развить следующие навыки и качества:
Логическое мышление, а также пространственное воображение.
Понимание значимости математики для научного и технического прогресса, а также ее использования в повседневной жизни.
Знания об идеях предмета и его методах.
Свободное владение математическими знаниями и навыками, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.
Формирование понимания о данном предмете, как об универсальном языке науки.
Причины потери успеваемости учащихся
Для начала стоит разобраться, почему у ученика понизилась успеваемость. На это существует множество причин, которые необходимо рассмотреть.
Как повысить успеваемость ребенка по математике
Периодическое проведение мониторинга уровня развития мотивации у обучающихся.
Применение технологии обучения, позволяющие сформировать интерес к учебно-познавательной деятельности.
Приведение примеров математических решений в повседневной жизни.
Поощрение творческих способностей ребенка в учебном процессе.
Существует несколько образовательных программ, способных повысить успеваемость школьников по математике:
Способность к самостоятельному выбору.
Умение правильно оценивать собственные знания и силы.
Уверенность в себе, активность.
Сформированный образ «Я».
Данный метод подразумевает ориентацию на развитие всех учеников. Однако необходимо учитывать следующие особенности:
Отношение к школьнику как к уникальной личности.
Возрастные, физиологические, психологические особенности.
Ориентацию на учебный материал различной сложности (в зависимости от способностей ребенка).
В личностном подходе очень эффективным будет создание рейтинговой оценки знаний. Такая система позволяет детям объективно оценить уровень своих знаний, а также сравнить свои результаты с баллами одноклассников. В рейтинговую таблицу можно включать оценки за домашнюю работу, работу на уроке, самостоятельную или контрольную. Также можно учитывать олимпиады и творческие проекты. Это создаст для ребенка мотивацию, чтобы получить как можно больше знаний и баллов рейтинга.
Использование элементов методики Прокофьевой подразумевает самообразование учащихся. Перед началом изучения новой темы, можно дать детям задание подготовить презентацию или творческую работу (реферат, статью) на одну из тем по истории математики. Таким образом, ребенок с удовольствием будет пользоваться безграничными возможностями интернета — поиском информации, картинок, графиков и т.д. Такие творческие задания помогут привить интерес ученика к самообразованию.
Игровой метод обучения позволяет максимально развить познавательную активность ребенка, его интерес к предмету и способность самостоятельно находить решения. Игровая форма обеспечивает умение видеть, слушать, быстро мыслить, давать четкие и лаконичные ответы.
Организация математических игр, состязаний и других мероприятий не только улучшит логическое мышление, но и покажет широкое применение изучаемого предмета, его связь с другими науками.
Математические игры позволят детям научиться работать в команде и взаимодействовать с другими группами. Кроме этого, материал будет лучше усваиваться, так как непринужденная атмосфера, чувство удовлетворенности от учебного процесса способствуют улучшению закрепления знаний.
Как улучшить знания по математике? Помогаем подростку
Если ребенок хочет идеально знать математику, то он должен прикладывать к ее изучению максимальное количество усилий. И глубже погружаться в нее. Мы расскажем о том, как подросток может улучшить знания по математике. И рассмотрим основные способы того, как и с помощью чего можно добиться желаемого.
Тинейджеру нужно превратить изучение математики в игру
Есть огромное количество способов сделать занятия по математике интересными. Необязательно превращать изучение этого направления науки в круглосуточную зубрежку. Необходимо давать себе возможность иногда расслабляться. И ни в коем случае не расстраиваться, если что-то не получается решать. В противном случае, ситуация возымеет негативные последствия.
Тинейджер должен верить в себя
Тинейджер должен понимать, что сразу лучшим по математике в классе он не станет. Это невозможно. Тинейджер должен воспринимать свой мозг, как нечто развивающееся. То, что подросток сможет улучшить, если будет регулярно учиться.
Подбадривайте тинейджера. Сделайте так, чтобы он поверил в себя. А также в свои силы. Подросток должен понимать, что математику могут освоить практически все. Даже гуманитарии. Не говоря уже о людях, которые к математике предрасположены.
Если тинейджер не понял определенную тему и не может решать по ней примеры, то не беда. Порекомендуйте подростку расслабиться. Пусть внимательнее изучит вопрос. И в скором времени ему будет намного проще справиться с той или иной задачей.
Порекомендуйте тинейджеру изучать математику выборочно
Пусть старается делать упор на те темы, которые его интересуют. Их подростку необходимо учить с максимальным уровнем вовлеченности. При этом, на темы, которые тинейджер проходит по школьной программе, тоже нужно обращать внимание. И пытаться найти в них хоть что-то интересное. Если подросток поменяет к определенной теме отношение, то это положительно на него повлияет. Поскольку так ему будет проще выучить то, что от него требуется.
Тинейджеру не стоит заставлять себя запоминать что-либо насильно
Вызубрить определенную тему перед контрольной и отлично сдать ее можно. Однако, это не возымеет положительного эффекта. Поскольку сразу после сдачи контрольной подросток все забудет.
Вместо этого учить что-либо необходимо плавно. Постепенно. Тинейджеру необходимо поменять восприятие изучаемой темы. Он должен воспринимать определённый материал не как случайный текст или формулы. А как что-либо жизненно-необходимое. То, что пригодится ему в дальнейшей жизни. Соответствующую информацию подростку будет намного проще запомнить.
Порекомендуйте тинейджеру постоянно решать
Чтобы улучшить знания по математике, тинейджеру нужно постоянно тренировать свой мозг. Делать это можно с помощью решения задач. Причем, подросток может сам выбрать, что именно он хочет решать. Традиционные математические задачи или что-нибудь интересное. Для последнего случая тинейджер может обратиться к тематическим сайтам. На них будет размещена информация с различными упражнениями для тренировки математического мышления. Благодаря этому, подросток сможет улучшить свои навыки, играючи.
Если подросток долго не может решить задачу, то пусть не мучается
Вместо этого тинейджеру стоит отложить задачу. Сделать это рекомендуется на небольшое количество времени. Для того, чтобы тинейджер имел возможность вернуться к определенному заданию через некоторое время.
Порекомендуйте подростку отложить на несколько часов решение задачи. После этого он может вернуться к ней. Проделывать подобное рекомендуется до тех пор, пока задача не будет полностью решена. Параллельно с этим можно решать какие-либо другие примеры. Желательно, более простые. Для того, чтобы у тинейджера была возможность натренировать свой мозг. И добиться того, чтобы решить проблемную задачу было максимально просто.
Тинейджеру необходимо отдыхать от математики, устраивать перерывы и кушать правильно
Порекомендуйте тинейджеру заниматься математикой каждый день. При этом, сидеть за предметом несколько часов под ряд не рекомендуется. Между упражнениями в обязательном порядке должны быть перерывы.
Тинейджер не должен работать 24/7. Периодически ему необходимо будет отдыхать. В противном случае, у подростка очень быстро произойдет эмоциональное выгорание.
Порекомендуйте тинейджеру иногда делать передышки. Во время них он может пойти погулять с друзьями или поиграть в компьютер. Также, тинейджер должен периодически переключать свои мысли.
Порекомендуйте тинейджеру регулярно делать физические упражнения
Когда тинейджер проводит много времени за обучением математике, его тело устает. Кровоток затрудняется. Соответственно, изучать что-либо становится очень сложно.
Но исправить ситуацию довольно просто. Тинейджеру необходимо всего лишь начать регулярно разминаться. Выполнять физические упражнения на протяжении сорока пяти-пятидесяти минут в сутки. Не меньше. При этом, совершенно необязательно делать тяжелые разминки. Достаточно всего лишь передвигаться по комнате. Делать отжимания, приседания. А также бегать по улице по вечерам. При этом, рекомендуется тренироваться в помещениях, в которых есть доступ для большого количества кислорода.
Тинейджеру нужно правильно питаться
Правильное питание важно даже во время изучения математики. Ведь если тинейджер будет потреблять правильные продукты, его тело будет питаться витаминами. Соответственно, мозг будет работать лучше. И тинейджеру будет проще воспринимать тот или иной материал.
Желательно, чтобы тинейджер потреблял вареные, пареные и запечённые продукты. А от жаренного, сладкого, острого и молочного отказался. Все это вредно для тела. Поскольку не приносит положительного эффекта, а также провоцирует появление жира, прыщей.
Порекомендуйте подростку меньше нервничать
Посоветуйте тинейджеру делать все для того, чтобы испытывать как можно меньше стресса. И не переживать. В частности, тинейджеру нужно высыпаться достаточное количество времени. Если у подростка регулярно будет проявляться недостаток сна, это негативно на него повлияет. Вплоть до того, что умственная активность будет значительно снижена.
При этом, много спать можно необязательно ночью. Достаточно будет поспать несколько дополнительных часов и днем. У тинейджера будет возможность отлично восстановиться в процессе этого.
Порекомендуйте тинейджеру играть в математические игры
В интернете можно найти огромное количество развивающих математических игр. В том числе, для детей более старшего возраста. В большинстве из них подростку предстоит решать различные головоломки. Тем самым он сможет тренировать свои знания по тем или иным направлениям в математике.
Порекомендуйте тинейджеру смотреть различные математические видео
Когда тинейджер будет учить математику, он должен постоянно думать. Не прекращать делать это. Справиться с задачей помогут тематические видео. Те из них, в которых рассказывают о математике. Идеально, если подросток найдет видео, в которых о различных формулах и задачах рассказывают в интересной форме. В этом случае подростку удастся проще запомнить ту или иную информацию.
На уроках тинейджеру нужно внимательно слушать учителя и делать конспект
На уроках математики в школе тинейджеру в обязательном порядке нужно прислушиваться к учителю. И конспектировать каждое слово, которое он скажет во время того или иного урока. А еще, тинейджеру нужно стараться не бездумно писать. Он должен запоминать каждую букву, записанную в тетради.
Порекомендуйте тинейджеру внимательно вести себя на уроках. Он не должен позволять себе отвлекаться. Витать в облаках. И не писать конспект. В противном случае, это повлияет на тинейджера негативным образом. Сделает так, что он ничего не запомнит с урока по математике.
Тинейджер должен заниматься конкретное количество времени
Длительность занятий математикой у подростка должна быть конкретной. То есть, 1-2 часа в день. Тинейджер должен осознавать, что если он садится за математику, например, в 14:00, то максимум в 16:00 он закончит это делать.
В этом случае на протяжении двух часов подросток будет сконцентрированным. Его производительность будет максимальной. И он будет прекрасно ощущать себя в процессе изучения.
7 способов помочь младшему школьнику с математикой
Предположим, что математика уже в начальной школе ребёнка идёт туго, со скрипом. Трудно и скучно складывать и вычитать, не говоря уже о чём-то более сложном. Новые темы никак не хотят укладываться в голове. Писательница и мама троих детей Ксения Букша рассказывает, основываясь на собственном опыте, как помочь ребёнку освоить математику.
Раскладываем трудности по полочкам
На уровне 1–5-го классов неспособных к математике детей не бывает. Но бывают дети с конкретными трудностями, которые можно и нужно преодолеть. Подумаем, почему ребёнку трудно с математикой.
Вот возможные варианты или их комбинации.
Как видим, математика раскладывается на множество разных навыков. Когда мы выяснили, в чём проблема, мы можем её решать. Заранее прошу прощения у учителей и методистов: я всего лишь родитель, а мои мысли по этому поводу — всего лишь частное мнение, хотя я стараюсь его обосновывать.
Ждём, пока созреет способность абстрактно мыслить
Мозг нейротипичного ребёнка дозревает до абстрагирования и обобщения далеко не сразу. У некоторых это происходит раньше, у других позже. Например, не все дети могут соотнести число и количество. Для очень многих и во 2–3-м классе есть только «15 яблок», а просто «15» нет.
При этом они как-то привыкают оперировать числами, и пробел в базовом понимании не очень заметен, пока речь не заходит о чуть более сложных вещах. Например, именно им трудновато понять, почему не может быть «полтора» в ответе на вопрос «сколько землекопов?». А уж когда начинаются проценты или задачи на скорость и расстояние, становится совсем сложно.
Стоит вернуться назад к конкретике. Возможно, для понимания дробей пока нужно проговаривать «в числителе арбузы, в знаменателе мальчики; 21 арбуз достался 42 мальчикам — каждому по половинке арбуза». Даже в пятом классе почти все концепции ещё можно заземлить до конкретики.
Развиваем навыки счёта
Просто учиться считать — это скучно. Нам помогут всевозможные игры с числами. Для начала — усложнённые ходилки с 2–3 кубиками (когда за один ход максимум — 18 очков, а не 6), потом — разнообразные игры в кости, где нужно считать очки.
Самая простая игра известна мне под названием «единичка»: игроки по очереди бросают один кубик (или два, или три), пытаясь добраться до сотни очков. Серия прерывается, когда у игрока выпадает хотя бы одна единичка: в этом случае очки за эту серию сгорают, и нужно уметь остановиться вовремя.
Очень рекомендую покер на костях. В этой игре есть ряд комбинаций, каждую из которых надо выбросить за три попытки. Эти попытки можно копить. Игроки делают ходы по очереди, выигрывает тот, кто первым выполнит все комбинации. Помимо простого навыка складывания очков, покер постепенно развивает тонкое понимание случайности и вероятности, просчитываемого риска и шансов. В такой покер может научиться играть даже шести- или семилетка.
Для отработки деления и умножения мы с дочкой говорили о числах как о «родственниках». Например, у числа 72 очень большая «семья»: у него есть «детки» 24 и 36, есть «внуки» — 2, 3, 4, 6, 12, 18. А вот число 37 не завело себе никакой «семьи», оно простое. Зато если «поженить» его с другим «одиночкой» — 41, у них получится вместе 78, теперь можно «заводить детей и внуков». Это хорошо помогает ориентироваться в таблице умножения.
Учим видеть и наглядно обобщать задачу
Чтобы хорошо схематизировать, надо уметь выделять именно то, что важно для условия задачи, и схематично изображать это на картинке. Сначала мы учимся выделению главного. Это знаменитые игры «что лишнее?», в которых может быть и несколько ответов. Арбуз, аист, абрикос, виноград — что лишнее? Смотря по какому признаку.
В учебнике Петерсон есть чудесные задачи, загромождённые кучей ненужных данных или лишённые необходимых условий. В задании автор просит найти и выделить только те условия, которые нужны для решения, а если их нет — указать, чего не хватает. Научившись видеть задачу, можно перейти к схематизации.
Математика по Петерсон: 7 вопросов о системе, которую выбросили из школьной программы
Многие дети вообще не понимают, зачем рисовать схемы к задачам и почему это проще. Всё потому, что схемы эти даны готовыми. Но по какому принципу они строятся? Почему, например, неважно, какой длины сам поезд, если он едет из А в Б? Как нарисовать «3 часа»? А «все груши, посаженные мальчиками»?
Можно вместе рисовать схемы разных задач, а потом предлагать ребёнку придумывать похожие. Такие задания есть и в учебниках, но там их мало. Для некоторых эта трудность вообще определяет все отношения с математикой, да и вообще с упорядочиванием данных, абстрагированием, обобщением, поиском решения.
Оттачиваем логику
Логика — один из инструментов, которые нужны всем. Нет людей, которые были бы не склонны к логике, есть те, у кого она «не поставлена». Это как умение орудовать шуруповёртом: научиться может каждый, у кого есть руки. Вы можете сами оценить, насколько железная у вас логика. Я очень люблю вот этот чудесный тест.
Человека с логикой не способна заморочить никакая пропаганда или реклама, его не запутает недобросовестный банк, он гораздо лучше ориентируется в окружающем мире.
С детьми можно начать с простых силлогизмов, которые иногда звучат смешно, но приводят к пониманию очень важных штук. Например, услышав от кого-нибудь сентенцию «мальчики не плачут», ребёнок может уточнить: «некоторые или все?»
Если дети не проходят понятие множества, стоит хоть немножко вместе с ним порисовать «кружочки» (не обязательно сразу вводить все понятия) и порешать соответствующие задачи: вот мальчики, вот коты, а вот те, кого зовут Вася. Где мальчики, которых зовут не Вася? А где тут девочки? А где кот Барсик?
Развиваем воображение
Воображение необходимо для всего, что связано с математикой и логикой. (Я даже не пишу «как ни странно», потому что это совершенно не странно.) Особенно умение мыслить образами.
Я очень люблю игру, в которой родитель и ребёнок по очереди задают друг другу «графические загадки», не имеющие точного ответа. Каждый рисует серию непонятных геометрических фигур или их комбинаций (точка в треугольнике, молния и круг, несколько кругов, касательные…), а другой дорисовывает их так, чтобы получилась картинка. Чем остроумнее решение, тем больше удовольствия получают оба игрока.
Ребёнок не умеет считать и определять время? Возможно, у него дискалькулия
Существует много древних и новых игр, в которых нужно складывать узоры из деталей и фрагментов яйца (колумбово яйцо), квадрата, по-разному раскрашенных граней кубика («Сложи узор»). Есть и трёхмерные наборы, например «Пентамино». Речь не о том, чтобы выполнять задания, хотя все эти наборы можно использовать и так, но именно о творчестве из имеющихся деталей и об умении увидеть образ.
А можно ещё вырезать снежинки, дорисовывать симметричных бабочек и человечков, придумывать шифры, рисовать лабиринты и карты. Всё это и есть развитие математического воображения.
Учим ребёнка вычленять, чего конкретно он не понимает (метакогниция)
Я уже не раз писала про неё — и в связи с математикой, и в связи с сочинениями. Вкратце метакогниция — это умение «понимать, как я думаю», «знать, чего именно я не знаю», осознание своего мыслительного процесса. Именно этому почти никогда не учат в школе, а иногда даже портят уже развитую способность. Предполагается ведь, что есть простые и сложные способы решения той или иной задачи. Часто это так и есть, но порой гораздо ценнее умение идти самому и по шагам проверять себя: «Так нужно делать? Я прав?»
Совместные рассуждения (и я не про математику) ценны и тем, что сближают ребёнка и родителя, и тем, что мы показываем, как проходит процесс думания. Он не должен быть гладким и автоматическим. В нём есть тупики, неожиданные повороты. «Наше первоначальное предположение неверно, а это значит, что нужно идти не по дороге 1, а по дороге 2». Кстати, это пригодится и в школьной математике, когда нужно будет понимать доказательства теорем. Ведь хорошо запоминается только то, что прошёл сам своим умом, когда смог повторить чужие рассуждения и знаешь в них каждый поворот.