Кто такие этнические немцы
Этнические немцы или возвращение репатриантов в Германию.
Этнические немцы или возвращение репатриантов в Германию.
Несколько миллионов этнических немцев проживают за границей. Сплоченность диаспоры помогла им не раствориться без остатка в другой стране. Поддерживая друг друга, этнические немцы дождались благоприятных перемен в политической обстановке, законодательной базе, чтобы вновь обрести родину…
После войны немцы начали возвращение в Германию из Восточной Европы. С военных времен прошло больше пятидесяти лет, число возвратившихся в Германию немцев давно превысило отметку в четыре миллиона. Пик потока переселенцев из Польши и Румынии приходился на период до 1990 года. Большую часть возвратившихся этнических немцев составляют те, кто покинул бывший Союз, Польшу и Румынию.
Перечень документов для возвращения русских немцев посильный. Позднему репатрианту потребуется документальное подтверждение немецких корней (например, свидетельство о рождении); сертификат, подтверждающий уровень владения немецким языком, заявление для приема по Федеральному закону о перемещённых в Федеральный Административный Офис BVA (подается через представительство Германии по вашему месту жительства). Требуемые бланки есть в посольстве, консульствах Германии, на сайте BVA. Информация на сайте Федерального Административного Офиса подана как на немецком языке, так и на русском и других языках.
Возвращаясь к языковому тесту на знание начального уровня немецкого языка (сертификат A1), стоит сказать, что количество попыток его одолеть не ограничено. Даже если уровень подготовки оказался хуже, чем ожидалось, не стоит расстраиваться. В вашем распоряжении не только самоучители или услуги репетиторов. Для желающих выехать в Германию, и просто тех, кто хочет познакомиться с ее культурой через немецкий язык, Гете институт проводит наборы на курсы немецкого языка. Курсы разработаны разной сложности. Вы получаете отличную комбинацию теории и практики литературного и современного разговорного языка. К слову, владение литературным языком высоко ценится и в Германии и в Австрии. Это своего рода показатель образованности, который выделяет из массы.
При позитивном решении вопроса в BVA вы получите извещение о приеме (право на выезд), останется только решить визовый вопрос. Промежуток от подачи документов до самого переезда длится не один месяц, потому следует запастись терпением. Кроме того, это качество очень даже пригодится, учитывая любовь немцев к соблюдению установленных порядков. Бюрократические процедуры приходится воспринимать как данность, без лишних эмоций. Что поделаешь, приходится обуздывать пламенный темперамент в общении с нордическими личностями.
НЕМЦЫ
О происхождении этнонима немец в русском языке (и других славянских) нет единого мнения. Одни исследователи убедительно выводят название немец от корня нем-, т. е. немец – «немой», «человек, говорящий неясно, непонятно», «иностранец». Другие исследователи возводят общеславянское название немец к кельтскому названию племени неметов (Nemetes), полагая, что славяне, усвоившие первоначально это название от кельтов, распространили его как «немой» (т. е. речь идёт о контаминации двух форм).
Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют 2 группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Некоторые исследователи из последней выделяют средненемецкие диалекты. На платт-дойч имеется своя литература. Письменность на основе латинского алфавита.
По вероисповеданию немцы — протестанты (в основном лютеране) и римо-католики, остальные религиозные группы относительно малочисленны.
История
Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей — баварской, саксонской, швабской, франконской и др. — и в то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII—XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания.
В 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии. Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания — баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.
Культура
Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке — срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом — одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его — стойла для скота, у противоположной входу в дом стены — жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже — жилая часть, в верхнем — подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении — печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге — роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.
Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI—XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX—XX вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.
В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток — пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища — свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.
С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1—2 детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).
Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.
Немцы бывшего СССР
Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. «Немцы» — название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют «дойчен» (Deutschen), а жителей Германии — «германцами» (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны — они «немцы», а по отношению к немцам Германии — «советские немцы» (а в последнее время они часто называют себя «российские немцы», независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран — голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.
Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового «Дранг нах Остен» — наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.
Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII — начале XIX вв. В 1764—1774 были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в 1803—1823 образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 — в Бессарабии, 8 — в Крыму. В это же время (в 1817—19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами в Россию — в Причерноморье, а позднее (в 1855—70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине XIX века (1830—70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала XVIII века шло также переселение немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце XVIII века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине XIX века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов — выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.
После Октябрьской революции в октябре 1918 на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700—800 тыс. человек. В 1959 в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России — 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К 1970 численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения 1979, число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К 1989 численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию.
Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры — жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные.
Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.
Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.
Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается. Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 — 88,4, в 1959 — 75,0%, в 1970 — 66,8, в 1979 — 57,0%. По данным переписи населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий язык, а 50,8% — русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели). Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали немецкий язык 41,8% (русский — 53,2% и свободно им владеет — 38,4%). Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.
Немцы — сложный народ с разными названиями
Немцы или по немецки дойче, представляют основное население современной Германии. Далёкие предки немецкого народа в своё время создали основу для появления многих племён, что сегодня превратились в известные этносы. Но именно немцы унаследовали от них главные черты.
Немецкая история отражает богатую культуру и яркие события прошлого этого народа, хотя, как признаются сами представители этой нации, в ней есть страницы, о которых им хотелось бы не вспоминать. Но что же говорит наука о происхождении немцев? Настолько ли всё ясно с ним? И как предки современных немцев строили своё крепкое государство, заставляя считаться с ними соседей?
Происхождение названия
Когда речь заходит о любом народе, в первую очередь, интересно, отчего он так называется. В русском языке жителей Германии принято именовать немцами, но почему именно так? Языковеды открывают нам эту загадку. В праславянском наречии основа “нем-” использовалась для обозначения неясного, непонятного или, образно выражаясь, “немого”.
Она указывает на то, что наши предки не понимали немецкого языка и потому считали его носителей в некотором роде “немыми”, то есть — неспособными ясно выражаться и передать свои мысли. Есть и иная версия, согласно которой слово “немец” в славянских языках может относиться к кельтскому “немет”, как называли древние племена, что являлись соседями славян.
Фермерская пара с прялкой, 1925 год / © Немецкий фотограф Август Зандер
Предки немцев
Большинство историков в вопросе происхождения немецкого народа сходятся на одном: его предками являлись древнегерманские племена, к каким относились франки, саксы, бавары. Значительную роль в становлении их культуры сыграла романизация.
В 9 году до нашей эры будущий римский император Тиберий закрепился на окраинах немецких земель, осознавая, насколько важными являются занятые территории. Позднее историк Гай Веллей Патеркул писал об этом:
“Он (Тиберий) окончательно усмирил Германию, почти доведя её до состояния провинции, обложенной податью”.
Они только эти сведения показывают, насколько сильно было римское влияние на местные германские племена.
Семья германцев в 300-е годы н. э., историческая реконструкция
С наступлением нашей эры они смешались с кельтскими общинами, занимавшими юг современной Германии. В X веке появляется Тевтонское королевство, основой создания которого стал распад Франкского королевства. Именно эта пора в истории является первыми шагами немецкого народа построить собственное могущественное государство.
Уже через два столетия немцы, почувствовав собственную силу, начинают захватывать земли соседей. Первыми под их атаки попали поморяне и полабские славяне, после чего в их регионах происходит активное онемечивание.
Становление немецкого народа
Много веков Германия представляла феодально раздробленную страну. Отголоски этого можно заметить и в наше время, ведь в различных регионах сохранились свои название народностей — баварцы, швабы, саксонцы и т.д. Но если до XIX века о немцах можно говорить лишь как о формирующемся народе, то с указанного времени происходят решающие события в их становлении.
Именно тогда появляется сильное государство — Пруссия. В этот период культура нации переживает свой подъём, а индустриализация позволяет создать единое направление развития различных аспектов жизни народа.
Из-за ухода большей части населения в города стираются некоторые этнические различия, что были заметны во времена феодального строя. Теперь немцы представляли собой целостный народ, объединённый общими принципами и культурными особенностями.
Однако весь немецкий этнос нельзя было назвать однородным. Жители некоторых регионов, не принадлежащих Германской империи, считали себя этническими немцами, но сами немцы не признавали этого. Такая история произошла с балтийскими немцами, которых коренные народы Германии отказывались принимать как истинных дойче.
Баварцы в национальных костюмах
Драматические эпизоды истории
Первая мировая война и распад Австро-Венгрии стали знаковыми событиями в истории немцев. Тогда за пределами государства оказалось не менее 6 миллионов человек, причисляющих себя к немецкому этносу. Во многих государствах появились немецкие национальные меньшинства. В качестве своей поддержки их использовала нацистская Германия.
Под руководством Адольфа Гитлера проводилась агрессивная внешняя политика, и значительную помощь нередко оказывали именно те немецкие меньшинства, что оказались за пределами границ государства Германии.
Расселение немцев в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в 1925 году
Поражение Гитлера во Второй мировой войне стало новым испытанием для немецкого народа — в особенности тех, кто проживал на негерманских территориях. Тогда принудительному выселению подверглись более 12 миллионов немцев.
Если вы интересуетесь историей Германии, то наверняка встречали в литературе и кинематограф термины “рейхсдойче”, “фольксдойче”. Названия немецкого народа менялись с ходом времён.
Семья, фермеров, 1912 год / © Немецкий фотограф
До наших дней сохранилось понятие “дойчьстаммиген”, что используется к лицам немецкого происхождения. Они, как правило, уже не считаются этнически принадлежащими к этому народу, однако помнят свои корни (к примеру, американцы немецкого происхождения).
Статусными немцами было принято называть переселенцев. До 1945 года активно использовался термин “фольксдойче”, которым обозначали немцев, не имеющих соответствующего гражданства, а вот “рейхсдойче” в Германской империи назывались “чистые” немцы, проживавшие на территории своего государства.
Парадный марш: девушки-фольксдойче и солдаты вермахта
Как можно убедиться из истории немецкого народа, его становление происходило много веков, представляя собой сложный процесс. Немалую роль в формировании немцев как нации сыграли политические и культурные перемены, яркие события прошлого.
Представители немецкого народа нашего времени считают, что их история — не просто память о том, что было, а ещё и ценный урок, который преподала сама судьба. Очень хочется верить, что будущие поколения используют лишь лучшее наследие предков и не совершат былых ошибок.
Немцы — сдержанные и харизматичные
О немцах можно говорить часами. Этот народ имеет невероятно богатую историю, культуру, фольклор, гордится своей кухней и наукой. Их привычки зачастую принимают за правила этикета, а сам немецкий язык во многих странах принят за официальный деловой. Влияние этого народа на весь мир и Европу в частности непереоценимо. Давайте же узнаем о них как можно больше.
Внешность
Современные немцы зачастую ничем себя не выдают. Только опытный физиономист может точно сказать, что перед ним именно немец, а не кто-либо другой. Их лица порой совершенно не похожи друг на друга, как это распространено у американцев. В одежде у немцев четко прослеживается сдержанность. Даже дорогие наряды остаются неброскими. В целом их можно назвать типичными представителями европеоидной расы.
Характер
О немецком характере слышали во всех цивилизованных странах. Главная черта этого народа — педантичность. Прийти вовремя на деловую встречу, сдать книгу в назначенный час и непременно выполнять каждое свое обещание — вот принципы немецкого народа.
Традиции
В ходе карнавалов многие люди наряжаются клоунами, ведьмами, принцессами и королями. В эти дни немцы совсем не похожи на себя: они веселятся, словно дети, кричат и поют и в целом ведут себя как сумасшедшие.
История
Немецкий этнос, как принято сейчас считать, начал свое формирование в 1 веке нашей эры. Германские племена тогда насчитывали несколько групп, постепенно появилось Восточно-Франкское королевство, которое в 10 веке стало именоваться Тевтонским. Раздробленность Германии в то время была довольно велика и сохранялась вплоть до 19 века. В результате как таковая нация была сформирована относительно недавно — в 1871 году.
Изначально племена населяли территории, близкие к реке Рейн. Условно их разбивают на несколько групп, которые являются предками современных британцев, австрийцев, швейцарцев и других народов. Значительные изменения в племенном строе стали происходить примерно в 5 веке, когда началось первое формирование народов как таковых. Этот период ознаменовал ассимиляцию, распады одних племен и образование других. В значительной мере на историю немцев того периода повлияли франки, имевшие большую военную мощь. Письменность и литература начала зарождаться ближе к 9 веку, и в первую очередь носила религиозный характер.
Появление немецкого языка ознаменовало возникновение единства нации. В современном мире немецкий не случайно является главным языком делового мира Европы наряду с английским, ведь эту позицию он завоевал еще в 14 веке. Немецкая письменность начала свое становление в 16 столетии, когда богослов Мартин Лютер завершил перевод Нового Завета. Именно тогда германские народы стали пользоваться письменностью для написания художественной литературы.
Велико влияние на немецкую речь неологизмов, которые пришли из славянского и французского лексиконов. Английские неологизмы также сумели прочно укорениться в разговорном языке и письменности. Пунктуация и орфография до сих пор претерпевают изменения. Так, ряду преобразований язык подвергся в 2007 году.
Сами немцы негативно воспринимают внесение изменений в родную речь. Однако в правительстве делают это с целью максимального упрощения, что должно способствовать распространению в широкие массы. Пока что результатов от реформы, проведенной в 2007 году, а также реформ 90-х годов как такового не наблюдается.
Особенности
Рукопожатие в деловой среде является обязательным в отношении мужчин и женщин. Если на встрече присутствует много незнакомых людей, то пожать руку достаточно тем, кто вас пригласил, а с остальными прощаться на словах.
С родственниками принято обниматься без поцелуев. При этом иногда немцы друг к другу прижимаются щеками.
Немцы часто проявляют внимание друг к другу во время беседы, поэтому могут неотрывно смотреть на вас, когда вы с ними разговариваете.
Немец вряд ли зайдет, если после стука ему не ответят. В Германии принято стучаться и ждать ответной реакции. Если же она не последует, значит, никого нет. Такая же ситуация может произойти в бакалее или кондитерской, когда ее владелец может оказаться очень занят. Поэтому благочестивый немец обязательно подождет, когда человек освободится и только затем поздоровается.
Если рассмеяться во время забавной истории, немцу может показаться, что вы ему не верите. В России и на Украине смех является вполне нормальной реакцией на смешную историю, но в Германии так принято реагировать только на шутки.
Велико значение для немцев такого понятия, как семья. Это не просто идеал, а самые верные люди. Однако процент разводов все равно довольно велик, что многие объясняют большим количеством стресса в повседневной жизни.
Отношение к детям в Германии довольно специфичное. Их стараются обеспечить всем необходимым и дать комфортную жизнь, однако далеко не каждый немец будет лелеять свое чадо. У многих людей они ассоциируются с излишним шумом. Кроме того, дети часто нарушают правила и общественные устои, что может вызывать негодование у соседей или окружающих. Понятие дома и уюта практически священно. Немцы прекрасно осознают, что прогресс в современном мире все более усиливает урбанизацию, которая способна разобщить людей. Именно уют связывает их с прошлым, семьей, предками и потомками.
Чудачество у немцев порицается. Выделяться можно только на карнавале, а в повседневной жизни нужно способствовать коллективизации. Сами они друг над другом шутят, что будут ругать за несимметрично развешенное белье. Яркая одежда с причудливыми принтами, как это модно у корейцев, вызовет у иного немца недоумение. Простота и аккуратность — вот главные критерии цивилизованного человека. Пожилые люди в Германии пользуются особым статусом. Их фактически принято считать элитой, поскольку именно в пенсионном возрасте немец становится независимым и многоуважаемым членом общества. В таком возрасте принято заниматься хобби, на которое раньше не хватало времени, начинать путешествовать, организовывать бизнес и просто позволять себе ту жизнь, о которой всегда мечтал. В Германии люди среднего возраста признаются, что хотели бы поскорее стать пенсионерами, поскольку считают жизнь этой категории населения лучшей во всех ее проявлениях. Вместе с тем пожилой человек служит образцом для молодых, а потому на его плечи ложится большая ответственность.
Четвероногий друг для немца столь же важен, как и любой член семьи. И это непременно должна быть собака. Самыми популярными породами в Германии являются овчарки и пудели разных мастей. Победы на выставках и достижения иного пса будут считаться немцем одним из главных поводов для гордости. Неудивительно, что в Германии так много клубов, в которых участники хвастаются своими питомцами. Кошек немцы тоже любят, хотя они не так популярны. Еще менее значимыми для них являются хомячки или попугаи. Критика в адрес животных или неуважительное отношение вызывает сильное раздражение, порой граничащее с гневом.
Отношение к иммигрантам в Германии довольно противоречивое. Немногим из них удается укорениться в обществе и остаться на постоянном месте жительства. Прежде всего, это касается выходцев из Турции, Молдавии, Румынии и других стран, откуда приезжают неквалифицированные рабочие. Именно их называют гастарбайтерами, что дословно переводится как «приглашенные работники». Однако тенденция последних лет указывает на то, что в Германии отношение к приезжим стало резко меняться. Молодежь часто выступает в защиту приезжающих на заработки людей, отстаивая их права. Особенно это касается политических беженцев. Все это приводит к ужесточению иммиграционной политики. Пограничники часто дежурят в состоянии полной готовности, тщательно прочесывая границы.
Очень щепетильны немцы в отношении лжи и приукрашивания. Если вы захотите рассказать историю, в которой немец угадает искажения, он непременно сделает замечание и даже обвинит во лжи. Если что-то в ваших словах немцу не нравится, он об этом быстро даст знать. Поэтому с ними легко говорить начистоту, ведь этот народ стремится, чтобы его понимали предельно ясно.
Очереди немцы недолюбливают. На работе в общественной столовой они могут стоять стройным рядом и ждать смиренно, но когда речь идет о любом общественном месте, то здесь не избежать негодования. Стоять в очереди — тратить время, а тратить время для иного немца немыслимо. Поэтому иногда можно видеть, как люди в очередях толкаются и даже могут начать ругаться.
Мы уже писали, что рукопожатие считается крайне важным для немцев. И вы не представляете, насколько сильно. Этот жест в Германии означает не только приветствие, но и согласие. Немец пожмет вам руку при любом удобном случае, особенно представитель старшего поколения. Например, если он одобряет ваше мнение или договаривается с вами о прогулке, совместном походе, покупке в магазине. Практически любое одобрение должно сопровождаться рукопожатием. В знак глубокого уважения рукопожатие должно длиться как можно дольше, а иногда оно бывает и чересчур крепким.
В Германии практически всегда принято обращаться к другим людям на «Вы». Даже если вы проработали с человеком более 10 лет, это правило этикета нужно соблюдать. Как и у других людей, немцы «наводят мосты» друг с другом через интересы. Примечательно, что дружеское обращение среди взрослых обязательно включает фамилию.
Очень плохо немцы относятся к лицемерию. Они стараются быть откровенны и говорить предельно открыто. Немец говорит, что думает, и думает, что говорит. Одновременно они сильно ценят дружбу, стараясь приходить друг другу на выручку даже в самых сложных ситуациях.
Отношение к еде у немцев особое. Так называемый Фресвелле (Fresswelle) до сих пор можно наблюдать в современном обществе Германии. В буквальном смысле это понятие означает обжорство. Обжорами в этой стране люди стали не от хорошей жизни, а из-за малого количества продуктов во время Второй мировой войны. Когда экономика вновь начала развиваться, на прилавках появилось множество продуктов, и неуемные аппетиты дали о себе знать.
Сейчас Германия до сих пор лидирует в потреблении свинины, опережая все страны Европы. Сами немцы говорят, что человек сыт не хлебом единым, а сосисками с ветчиной. Особым уважением пользуется хлеб, который выпекается в немереных количествах. Всего насчитывается примерно 200 сортов, наибольшей популярностью пользуется хлеб с отрубями. Любят немцы и сладости, в том числе шоколад, торты и пирожные. Основу их рациона составляют всевозможные бутерброды, например, с джемом, сыром и колбасой. Также сюда входят яичница с жареными колбасами, выпечка и различные салаты. Несмотря на кажущуюся скудность, упрекнуть в качестве продуктов Германию невозможно. Строгий контроль и надлежащее исполнение норм дают о себе знать.
Национальный костюм
Немецкие национальные костюмы стали популярны благодаря распространенным во всем мире фестивалям. Первые костюмы заимствовались у римлян. Эта тенденция сохранялась вплоть до 16 века, затем стала появляться первая одежда, прообраз которой лег в основу современного национального костюма Германии. Конечно, о роскошных нарядах простолюдины могли лишь мечтать. Закон запрещал им носить подобную одежду, потому для них была доступна только лишь та, которую шили из грубой материи.
Национальный наряд позволял узнать статус, профессию и регион проживания.
Женщины носили корсаж или кофту. В Баварии вместо юбок было принято носить платья. В довольно большом ассортименте всегда были представлены головные уборы: соломенные шляпы, платки, чепцы.
До наших дней лучше всего удалость сохранить два типа национального наряда, а именно трахтен и дирндль. Первый могут носить оба пола, а второй создан специально для женщин. Его характеризуют бюстгальтер, пышная блузка, корсет (реже жилетка) и сарафан. Дирндль непременно украшается кружевами и лентами.
Интересно, что женский национальный костюм изначально был создан для прислуги. Позже он стал универсальным. Важным элементом дирндля был бант, который завязывался на фартуке. Незамужняя завязывала бант слева, а девушка замужем, наоборот, справа. Вдовы носили его посередине. На ногах девушки часто носили гетры с полосками.
Обязательно посмотрите национальный танец Валепп, ярко отражающий дух немцев. В танце принимает участие несколько пар, выполняющих довольно сложные элементы. Манера неизменно зажигательная.