Кто такие мэри сью и марти стью

Мэри Сью

Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть фото Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть картинку Кто такие мэри сью и марти стью. Картинка про Кто такие мэри сью и марти стью. Фото Кто такие мэри сью и марти стьюВкратце
Персонаж с необоснованно гипертрофированными характеристиками и зашкаливающей удачей, созданный автором как «супер-версия» себя любимого. Этот персонаж — как правило, центр вращения, и многие другие персонажи его немотивированно обожают (реже — столь же слабомотивированно травят).
Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть фото Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть картинку Кто такие мэри сью и марти стью. Картинка про Кто такие мэри сью и марти стью. Фото Кто такие мэри сью и марти стьюTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mary Sue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

«Вы — само совершенство, Вы — само совершенство! От улыбки до жестов Выше всяких похвал!» Ах, какое блаженство, Ах, какое блаженство, Знать, что я — совершенство, Знать, что я — идеал!

»
— Мэри, леди Мэри!
«Мне кажется, когда человек придумывает других людей, не каких попало, для смеха, или там, не знаю, остроты сюжета, а идеальных, прекрасных, рядом с которыми сам хотел бы жить, он берёт за основу себя. По крайней мере, я не представляю, как можно иначе. Во-первых, себя я знаю. А во-вторых, будем честны, лучше меня для меня самой никого в мире нет!»
— Макс Фрай, «Так берегись»

Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть фото Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть картинку Кто такие мэри сью и марти стью. Картинка про Кто такие мэри сью и марти стью. Фото Кто такие мэри сью и марти стью

Мэри Сью — герой, неспособный совершить ошибку или в какой-либо форме потерпеть поражение, так как слишком любим автором. Вкратце, все Мари Сью (в т. ч. Анти) отличаются запредельной уникальностью, при отсутствии иных черт.

Мужской вариант — Марти Стю/Сью (если вам больше нравится аллитерация) или Гэри Стю (если вам по душе рифма). Повышенно аристократичную, элегантную и метросексуальную версию Марти Стю некоторые называют «Тайлер Бранд» — так звали кодификатор подтропа.

Особенно популярны герои такого рода в фанфиках: авторы часто пишут персонажа с себя, только наделяя его нелогичными сверхспособностями, неуязвимостью, невероятным остроумием, огромным богатством, вечным везением, набором сильнейших магических артефактов и, естественно, сексуальной привлекательностью.

Некоторые критики справедливо замечают, что это попахивает мошенничеством и читать про такого героя совершенно неинтересно, потому что отсутствует какой-либо материал для конфликта: Мэри Сью побеждает всегда.

Впрочем, это не единственная черта Сью (когда единственная, это называется «унылая непобедимость»).

Чрезмерный надрыв. Путь Мэри Сью обязательно начинён дешёвой драмой в необъятных количествах. Если слезогонка, то так, чтобы понадобился ящик носовых платков, если пафос, то столько, что Эдда, Илиада и книги про космодесант из вархаммера будут нервно икать от осознания собственной неполноценности (по крайней мере, так хочет горе-аффтар).

Слишком много фишек. Обычно — трудносовместимых в рамках хорошего вкуса. Суперспособности, полезные навыки и сверхъестественную физиологию автор Сью гребёт лопатой, не выбирая между нужным и ненужным, результатом чего нередко оказывается ниндзя-пират-зомби-робот.

Все педали в пол. Супер-дупер-офигительная уникальность персонажа (заставляющая подозревать, что автор банально недоласкан по жизни). Выглядит Сью непременно ярко и эротично (читай «вырвиглазно и безвкусно»), а делает всё с судьбоносными восклицательными знаками:

И да, после всего этого она поступает в Хогвартс! Или во что-то аналогичное.

Социопатия персонажа. В промежутках Сью хамит всем встречным, демонстрирует петросянский юмор и предаётся самолюбованию. То есть это автор через неё предаётся самолюбованию, а Сью в это время кого-нибудь сражает наповал своей сексапильностью, грацией, вкусом и, конечно, пафосом.

Автор надеется таким образом поразить всех стилем, мастерством и силой воли своего персонажа… но такое количество приправы при отсутствии самого блюда (то бишь, характера) у девяноста девяти процентов читателей вызывает только рвотный рефлекс.

Вместе с этим автор часто, сам не замечая этого, компенсаторно проецирует на персонажа свои собственные комплексы и душевные раны (я живу с родителями и ненавижу их? так родители моей героини сдохнут! нет, лучше она сама их убьёт! жестоко! кровькишки!), так что столкновение с недружелюбно настроенным выпускником психфака грозит автору эмоциональным шоком и несколькими неделями депрессии.

Прибавим к этому полное отсутствие логики событий, со Сью происходящих — и до конца осознаем причины глубокой ненависти (а также и нежной любви, без которой не было бы этой статьи) читателей к сабжу.

Содержание

Как с этим бороться [ править ]

«Мэри Сью. Такой специфический образ может даже вызвать определённый интерес своей претензией на юмор. Он нравится тем же закомплексованным подросткам, которым тоже хотелось бы с ноги открывать дверь в покои принца или принцессы и хамить вооружённым до зубов головорезам. Однако для серьёзной литературы такие герои не годятся в силу своего неправдоподобия, и заштампованности.»
— «Записки литературного редактора»

Существуют специальные тесты [1] для начинающих авторов, с помощью которых можно определить, насколько персонаж походит на стереотипную Мэри Сью. Некоторые, правда, считают, что, хотя проблема нереалистичных и необоснованных героев и существует, страх написать о Мэри Сью может оказаться слишком сильным и навсегда отвратить автора от написания текстов. Впрочем, для критика здесь тоже есть ловушка: при чересчур прямолинейном подходе можно объявлять мерисьями всех героев, чего-либо добившихся в произведении. А вы пробовали применить помянутые тесты к народным сказкам? [2]

С другой стороны, самый простой способ избавить персонажа от комплекса Мэри Сью — посадить его в лужу. Именно посадить в лужу, а не заставить пафосно страдать! (Когда с посажением в лужу перебарщивают, или даже всё сводят лишь к этому — такой казус называется Анти-Сью).

Если внимательно прочитать оригинальный текст, то становится ясной другая деталь: Мэри Сью так смешна, потому что она как раз нарушает саму суть историй про Star Trek. На «Энтерпрайзе» нет супергероев: у каждого персонажа есть свой кусок компетенции, и именно в нём он силён. А Мэри Сью в одиночку заменяет целый экипаж.

Что НЕ является сабжем [ править ]

Поэтому профессионал никогда не назовёт «мэрисьями» Арагорна (Дж. Р. Р. Толкин), Джона Сноу или Дейнерис (Дж. Р. Р. Мартин), Сварога Барга, Яну и Мару (А. Бушков), Белгариона (Д. Эддингс), Кенета Деревянного Меча [3] (Э. Раткевич) и т. п.

Ещё одна важная деталь, отличающая Сью от не-Сью — личностное (а не «чисто техническое»!) развитие персонажа. Мэри Сью развиваться некуда, она и такая аффтара вполне устраивает. Хорошо прописанный персонаж — развивается (если, конечно, в фабуле оставлено для этого место). Возьмём того же Джона Сноу. В свои первые дни в Дозоре он, в общем-то, Тайлер Бранд vulgaris. И отношение сослуживцев к нему соответствующее — до тех пор, пока кузнец Донал не вправил ему мозги и не толкнул его на путь развития. И все последующие книги он не только растет в крутизне и карьере, но и меняется внутренне, получает и усваивает уроки от жизни. Джон в конце пятой книги — это уже совсем другой Джон. Путь героя, правильно реконструированный и талантливо описанный, подразумевает именно это — не просто «прокачку по уровням», но и внутренние изменения. Поэтому тот же Люк Скайуокер — не Мэри Сью, как и Гарри Поттер или Гед из романов Урсулы ле Гуин.

Но если, сообразно этим же самым законам мира, в нём бывают вполне природные — и, так сказать, внутризаконные — редкие «супер-пупер-исключения» (с врождённой магией; с бонусом к харизме; с редкостным блатом, когда «платить» не нужно или можно со скидкой, ну или «льгота в оплате», скажем; полагается за высокие моральные качества; и пр.)… Если автору оправданно необходимо, чтобы в сюжете было одно или несколько таких «живых исключений из базового закона» (как особых способов срабатывания его же)… Вот тогда Сью от не-Сью можно отличить только по художественной годности образа. В таком случае и Сью и не-Сью — в равной мере «супер-деятели», которые могут то, чего в том же мире не может большинство, но Сью при этом еще и притянута за уши, обличает собою авторскую безвкусицу, ходульна, не раскрыта и не проходит через моральное развитие, тогда как не-Сью по-своему логична, в известном смысле сбалансирована (даже при всей своей «суперскости» и редкостности), психологически правдоподобна, хорошо прописана, а если фабула позволяет — то еще и развивается личностно.

Этот же принцип «Как отличать Сью от не-Сью» работает и в случае (ОЧЕНЬ частом в фантастических произведениях!), когда внутри фабулы сталкиваются два или более мира с РАЗНЫМИ внутренними «законами» (unati): скажем, попаданство, появление космических или иномировых пришельцев, вмешательство божественных сил и т. п.

Проще говоря, Мэри Сью — это сочетание внешних яркости, уникальности и могущества с абсолютно ничтожным и плоским внутренним содержанием при неадекватном количестве уделенного персонажу внимания. Иными словами, автор изо всех сил пытается сказать о том, насколько персонаж значителен, но развит он на уровне третьестепенного болванчика. Если же в такой персонаж напихано великое множество деталей, призванных (как думает автор) его «раскрыть» — то эти детали не увязаны как следует между собой и с прочей фабулой и сюжетом (если увязаны — это уже не Сью никакая), а оттого и мощь/яркость/удачливость персонажа плохо вяжется с миром, с сюжетом… и даже с самим этим персонажем.

В некоторых снобствующих кругах появилась тенденция давать «титул» Мэри Сью любым по их мнению «чрезмерно» ярким или удачливым персонажам. Скажем нет таким безобразиям: Мэри Сью это именно проявление видного невооруженным взглядом дурного вкуса, если же фанату «маленьких людей» и героев-неудачников видится нарушение хорошего вкуса в любом ярком или могущественном персонаже — это проблемы самого сноба, но никак не автора и не произведения.

Также не следует считать Мэри Сью персонажей народного эпоса. Геракл, Зигфрид, Роланд, степные богатыри вроде Манаса или Гэсэра и прочие герои народного эпоса не Мэри Сью, они именно эпические герои, которые воплощают воинские добродетели: силу, храбрость, готовность совершать подвиги и выполнять героический долг даже ценой собственной жизни. Когда эпос становится авторским, как у Гомера, и вместо линейной истории о превозмогании врага за врагом появляется сюжет и героев начинают показывать в быту, даже с комическими сценами, то и герои становятся более глубокими и противоречивыми, совершают глупости и переживают конфликты чести и долга.

Этимология Мэри Сью [ править ]

Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть фото Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть картинку Кто такие мэри сью и марти стью. Картинка про Кто такие мэри сью и марти стью. Фото Кто такие мэри сью и марти стью

В 1973 году Пола Смит написала пародийный фанфик по вселенной сериала «Звёздный путь», в котором выстебала подобных героинь, уже тогда ставших бичом фанфиков. Главной героиней фанфика стала роскошная розовоглазая блондинка Мэри Сью, которая по сюжету мичман и судовой врач, одетая сверху по уставу в мундир «Звёздного Пути», а внизу не по уставу — в сетчатые колготки с сапогами. По сравнению с ней Шварценеггер был хлипким мальчиком с плохой координацией. К тому же она была сексуальней всех на свете. Капитан Кирк мигом в неё влюбился и захотел от неё ребёнка, а когда она гордо отказала — так обвосхищался этим, что уступил великолепной деве капитанскую должность. И конечно, по сюжету пародии Мэри спасла весь экипаж корабля и всё человечество от страшной беды. В данном произведении высмеивается образ идеального себя, которые зачастую создают МТА и закомплексованные люди.

Кстати, в американском английском sue означает «подать судебный иск, засудить». Понятно, что сутяжничество — далеко не самая героическая и романтическая черта, что добавляет комичности образу.

Какими авторскими мотивами обычно порождается [ править ]

Остается только один вопрос: если феномен Сью так общеизвестен (и даже больше — стал неким символом несостоятельности автора), почему же этот персонаж до сих пор появляется в подростковом — а бывает, что и во взрослом — творчестве?

Думается, что тут есть несколько факторов:

Ареал обитания [ править ]

Фольклор [ править ]

В прозе [ править ]

Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть фото Кто такие мэри сью и марти стью. Смотреть картинку Кто такие мэри сью и марти стью. Картинка про Кто такие мэри сью и марти стью. Фото Кто такие мэри сью и марти стью

Естественная и эндемичная среда для Мэри Сью — фанфики (сейчас лидирует с большим отрывом фэндом Поттерианы, но это только до тех пор, пока её не начнут издавать в твёрдых обложках с серебристым тиснением без рисунков и с комментарием критика-литературоведа в послесловии). В них не требуется профессионализма, а потому раздолье для МТА. Эти джентльмены и леди есть для Сью главное условие оптимума. Впрочем, из-за нарушения баланса видов в экосистемах и антропогенного загрязнения окружающей среды Сью всё чаще мигрируют в самостоятельные повести и даже романы. Об их уровне можете сами догадаться.

а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, не плохо отразить в фильме.

б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути.

в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно.

г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней).

д) Утром он работает. А вечером? — Учится. А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией.

е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.

В компьютерных играх [ править ]

Получается без специальных усилий со стороны авторов, просто из-за чрезмерно активного использования «Малого типового набора» при генерации сюжета. Все геймдизайнеры заняты механикой, балансом и кнопками в интерфейсе, бывает.

В форумных ролёвках [ править ]

Сью, освоившие данную экологическую нишу — настоящий бич ролевых форумов, генератор конфликтов между игроками и источник падения литературного уровня игры. Беда в том, что Сью создаются и вбрасываются в мир, где создатель Сью — не царь и не бог, это со всей-то своей бабахнутой нелогичностью. Хуже того, ведут они там себя во взаимодействии с чужими персонажами так же, с первых предложений заявляя о своём превосходстве над всем и вся и требуя его себе вопреки чужим действиям и логике событий. На приличных ролевых форумах со Сью борются всеми силами, а на неприличных Сью сидят толпами и вовсю сьят друг друга, уступая только Главному Сью — персонажу самодура-админа.

Игра с тропом [ править ]

Изредка встречаются произведения, где описан процесс создания писателем мэрисьюшного персонажа. Яркий пример — австралийский фильм «Остров Ним» (2008). Писательница Александра Ровер создаёт Марти Стю — известного путешественника и специалиста по выживанию в дикой природе Алекса Ровера. В фильме Алекс Ровер время от времени оживает и разговаривает с писательницей.

Не всё так страшно [ править ]

Если в произведении есть персонаж, обладающий существенным количеством черт Сью — это ещё не значит, что всё плохо. Плохо не когда Сью, плохо, когда скучно. В этом случае обязанность Сью — украсть шоу, и не искусственно, расталкивая волею автора всех окружающих, а честно отрабатывая роль самого крутого персонажа.

Игра с тропом [ править ]

Реинкарнация в ИИ Космического Линкора

— главный герой, оцифрованная личность ОЯША оказавшийся в эпицентре галактической войны в статусе ИИ линкора. Даже будучи гибридом Яна Вэньли и Рейнхарда Лоэнгрима, ведет себя как паренек шестнадцати лет, а его военные навыки объясняться что а) он всё-таки древний невероятно продвинутый ИИ, с возможностями недоступным его современным аналогам, и б) командование галактической империи в которой он служит настолько полагалось на тактику «налетим толпой и запинаем», что про понятие стратегии и тактики попросту забыло.

Источник

Мэри Сью

Мэри Сью (англ. Mary Sue ) или Марти Стю (англ. Marty Stu ) — принятое в англоязычной среде (с недавних пор — и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в настольных ролевых играх.

Содержание

В фанфиках

В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации — на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.

Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя. Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.

Персонаж типа «Мэри Сью» чаще всего возникает у автора неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является «Мэри Сью», может казаться автору весьма серьёзным оскорблением. В некоторых случаях, однако, «Мэри Сью» специально вводится в произведение ради комизма и гротеска. Как правило, в этих случаях «мэрисьюшность» доводится до абсурда, но «развернуться» персонажу не дают какие-то обстоятельства (коими являются другие «Мэри Сью», чаще это ближайшие родственники главных героев).

В настольных ролевых играх

В настольных ролевых играх, как правило, есть ведущий — Мастер. Особенностью роли ведущего является то, что одновременно с неограниченной властью над процессом игры у него нет возможности быть её непосредственным участником. Желая преодолеть это ограничение, некоторые ведущие создают неигровых персонажей, с которыми ассоциируют самих себя. Так как за все опасные ситуации в настольных ролевых играх отвечает ведущий, такой «персонаж» автоматически получает «иммунитет» к любым неприятностям, кроме запланированных, и оказывается в заведомо лучшем положении, чем персонажи других игроков.

В литературных ролевых играх (ЛРИ или ФРПГ)

В литературных ролевых играх персонажи типа Мэри Сью запрещены, так как появление такого персонажа может сильно повлиять на игру и сильно изменить или даже «разрушить» сюжет игры.

Часто Мэри Сью становятся персонажи администрации или мастеров. В таком случае персонажи, идущие «против» Мэри Сью, обречены на провал.

Этимология

Источник

Кто такие мэри сью и марти стью

Знаете вот тех самых идеальных персонажей, которые могут сразу всё и вся, да и сами они такие правильные и хорошенькие, что аж тошно? Вполне вероятно, что перед вами Мэри Сью (Марти Стью для мужского пола), и, поверьте, это не очень хорошо.

Давайте разберёмся, кто же это такие и как избежать их появления в своих произведениях.

Как говорит википедия, то это «персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением». Думаю, одно понятие того, что они не реалистичны, достаточно — зачем вам герои, к которым читатель не сможет проникнуться? Ведь наша задача заставить его сопереживать персонажам, ощутить все их эмоции, да и вообще прочувствовать себя на их месте. С Мэри Сью такого не выйдет, ведь она — идеальна во всём, чего просто не может быть в жизни. Стоит также отметить, что невольно создать Мэри Сью проще, чем Марти Стью, ведь женщина по своей природе считается слабой и беззащитной, и когда женский персонаж в одиночку ловко управляется с бандой накаченных мужиков, при этом имея осиную талию и пятый размер груди (дай бог она будет не на каблуках) это явный признак Мэри. Если вдруг кто-то сидел на Фикбуке, знает, как называют авторов таких произведений — йуные аффторы (коротко ЙАшечка). Так вот, не будьте ЙАшками.

Поговорим подробнее о признаках Мэри Сью:

> Множественное количество имён

Аполистасия Генрих Марк Фон Фриция Абигейл дель Брест, чьё имя, конечно же, выделяется, чем она и гордится. Это — Мэри Сью. Такое имя у персонажа может быть только в том случае, если оно считается нормальным для его окружения. Варя для России — хорошо, Фудзико для Японии — прекрасно. Но ни Варя, ни Фудзико не могут ни с того ни с сего родиться с такими именами в Англии. Они туда либо переехали, либо. это снова Мэри Сью. То же самое и с Аполистасией Генрих Марк Фон Фрицией Абигейл дель Брест, которая, например, родилась и живёт в Польше.

То она Стася, то Стас, то просто Ся, а то вдруг Аполистасия, По, Ли, и Лист в одном флаконе. Странно? Вполне. Чтобы избежать Мэри Сью, лучше определиться с одним-двумя сокращениями, а если они вдруг выглядят странно, объяснить, почему используются именно они — некоторые люди сами просят называть их по-другому по некоторым причинам (нравится так, обязывает вера, или привычка детства — опять же, почему). Нужна логика, потому что клички и сокращения с колокольни просто так не падают.

> Прозвища и имена, выбранные безо всякого смысла

Различные Владычицы и Демонессы звучат априори не очень. Но всё простительно, если оно объяснено понятным и логичным языком. Владычица, за которой бегает пол школы? Пожалуйста. Конечно, это так, к примеру. Однако когда такие прозвища появляются без всякой привязки к герою, вероятно, перед вами Мэри Сью.

И если прозвище персонаж не может выбрать самостоятельно, то имя — вполне себе. Например, при переезде, попытке изменить свою жизнь и расстаться с прошлым, или при потере памяти. В общем, любая попытка начать новую жизнь может подразумевать смену имени. В этом случае можете вздохнуть спокойно — перед вами точно не Мэри.

> Использование странных слов в качестве имён

Тучка, Мучка, или какой-нибудь Аэрозоль для имени подойдут не очень. Да и как уже было сказано в первом пункте, называть героя странным именем для его среды обитания и никак это не объяснять — явный признак Мэри. Поэтому, если уж вам так хочется — пожалуйста, используйте на здоровье. Только придумайте этому правдоподобную предысторию, чтобы было ясно, почему у героя именно такое имя и что оно вообще значит. Может, родители персонажа любили пасмурною погоду, познакомились под дождём, и во время родов шёл дождь, и ребёнок был хмурый, как туча. Вот и назвали Тучкой (не смейтесь, я сама смеюсь). Ну правда, в жизни всякое бывает, как только некоторых детей родители не назовут. аж жутко становится. Так что сжальтесь там над своими героями.

Моя любимая тема (нет). Осторожно, взрывоопасно.

Грудь пятого размера? Девяносто-шестьдесят-девяносто? А может лучше девяносто-тридцать-девяносто? О, а самой героине всего четырнадцать лет! Конечно, она и не удивлена, что является такой красавицей с обязательно пухлыми губками (именно губками), упругим задом, и. нет, не могу, меня сейчас стошнит *жалобно утирает слёзы*

Я не спорю, что персонаж может быть очень красивым. Но я так же люблю повторять, что во всём должна быть мера. Реалистичность, помните? Ре-а-лис-тич-ность. Читатель должен видеть в героях себя, а у нас, людей, у всех есть свои недостатки. Вот и у персонажей они должны быть. Если же вы описываете красивого героя, пусть читатель сам это отметит. Не кидайте в него свои утверждения, что «она была прекраснее всех, и сама это отлично знала», якобы призывая снизойти до этого персонажа. Лучше уделите время деталям: опишите глаза героини, которые лукаво бегали по округе, её розовые щёки, что смущённо розовели в присутствии посторонних, и лёгкую, но такую искреннюю улыбку, что создавали её тонкие губы. Красиво? Думаю, да. Красота бывает разной, и какую использовать, выбирать вам.

Думаю, тут не нужны лишние комментарии. Родиться с розовыми волосами и красными/жёлтыми/чёрными глазами персонаж точно не мог. Опять-таки, если только это не нормально для его мира — в данном случае это будет не Мэри Сью. Помимо этого персонаж также мог покраситься и надеть цветные линзы — в таком случае стоит сразу это указать.

> Возможность менять внешность

Сегодня у неё красные волосы, а завтра — зелёные. А глаза например каждый час меняются, по цвету радуги и настроению. Это — Мэри. Если в вашем фэнтези-мире такие метаморфозы допускаемы и это не считается необычным явлением, Мэри являться такой персонаж уже не будет.

«Значит так, её зовут Венгретта Оусен, ей четырнадцать лет, живёт в Самбриде, весит она сорок один килограмм, а её рост — метр семьдесят. У неё голубые глаза и каштановые волосы, она носит чёрный свитер и узкие джинсы». Красиво? Не особо. Такое описание точно никуда не годится. Старайтесь добавить реалистичности, пусть ваш текст живёт и дышит. Добавляйте описание через движения, эмоции героев, их чувства. Используйте подручные средства. Вы же не анкеты составляете, в конце-концов. «Венгретта бежала по родному Самбриде, в котором родилась и жила все четырнадцать лет, и боялась оглядываться. Сильный ветер, что дул ей в спину, давно спутал все волосы, которые теперь гнездом торчали на голове. Сколько бы Венгретта не старалась, убрать на ходу эти тёмные локоны у неё не получалось. От ужаса она натянула рукава чёрного свитера на ладони — так ей было спокойнее — а её взгляд метался из стороны в сторону. В голове вертелись мысли лишь о том, куда же ей бежать дальше». Лишь набросок, но даже так, думаю, персонажа куда приятнее узнавать.

❸ СПОСОБНОСТИ И ХАРАКТЕР

> Мгновенная обучаемость всему и вся

Люди могут быстро учиться. Если занимались с детства. И память у них может быть очень хорошая. Если, опять же, они занимались с самого детства. Важно помнить лишь, что главное здесь — учёба, на которое тратится время. Знания не могут появляться сами собой, возникая буквально из воздуха по мере необходимости. И за вечер герой не может освоить кибернетику или выучить латынь — в этом случае он считается Мэри. Достоверность — одна из лучших подруг автора. Даже маленькая девочка сможет болтать и на латыни, и английском, и немецком, и других языках, если, конечно, усердно учила их с самого детства. Поэтому здесь главное время, потраченное на учёбу, и другие факторы, на это влияющие: склад ума персонажа, его обучаемость, характер. важно учесть всё.

> Знание того, что знать, казалось бы, нельзя

Если что-то не упоминалось в тексте, оно не может появиться вдруг ни с того ни с сего. Речь идёт о знаниях героя: например, персонаж рассказывает о вещах, которых знать, по логике, не может — она заядлый социофоб, но легко разбирается в людях и сильна в психологии, или терпеть не может вида крови, но вдруг оказывается сильна в медицине (имеется ввиду практическое умение, а не знание теории). Или вдруг без ведома читателей узнала что-то, что знали другие персонажи, хотя в тексте нигде не упоминалось, что они ей это рассказывали. В остальных, не противоречивых ситуациях, герой конечно может иметь несколько умений и не является Мэри.

> Невероятная физическая подготовка

Человек может поднять до 266кг (вес, поднятый Леонидом Тараненко, занесённый в книгу рекордов Гиннеса). Естественно, благодаря упорным, долгим, и ещё раз очень долгим тренировкам. Пышногрудая красавица с идеальными пропорциями тела не сможет убегать от монстров на высоких каблуках, сражаясь при этом на мечах и раскидывая врагов направо и налево одной левой (ну или правой, не важно). Даже чтобы банально отжаться несколько раз от пола нужна хоть какая, но подготовка. Как и всегда, важно следовать логике и не присваивать худощавым героям сверх силы, только если, конечно, это не какая-то магическая особенность или что-то вроде того. Если физическая подготовка обоснованна — всё в порядке.

Ещё один признак Мэри — использовать свои сверхспособности, если таковы имеются, либо в своё благо, либо просто иметь их для галочки, а не спасения людей/мира.

> «Я неуклюжая, но сражаюсь на мечах как бабочка»

Избегайте противоречивостей. Как уже было описано выше, заядлый социофоб не может легко разбираться в людях и быть сильным в психологии, а девушка с тоненькими ножками бегать по лесу от оборотней и метать в них кинжалы, особенно, если «днём она простая неуклюжая школьница, а ночью – супер-охотник на кого-то там».

> Я — избранная, что спасёт вас, а заодно и весь мир

Нет, быть избранным — не значит быть плохим персонажем или нашей Мэри Сью. Избрать могут за заслуги, проявленные качества, силу, особенности героя. В общем, заслуженно и обоснованно. Персонаж будет Мэри только в том случае, когда станет избранным просто так, без каких-либо объяснений или указаний на причины такого исхода.

> Либо богата, либо бедна — среднего не дано

Богатенькие девочки очень часто устраивают различные вечеринки и спокойно тратят целые состояния, разбрасываясь деньгами во все стороны света. На самом же деле таких людей, особенно наследниц/принцесс, с детства учат ответственности и самостоятельности. Да и не позволили бы родители/опекуны выбрасывать деньги на ветер. И по зову сердца такие дамы точно не побегут, ибо знают, что кто попало им не нужен (если они вообще сами вольны себе выбирать суженого). И касается это не только дам, но и кавалеров, конечно.

С нищими людьми наоборот: они не будут такими сдержанными и вдумчивыми. Они вольны, резки, привыкшие терпеть невзгоды и преодолевать проблемы. Они проще справляются со всем и не так переживают по каким-то причинам. Для них статус, деньги, или ещё что-то либо не так важны, либо они наоборот из-за этого озлабливаются. В любом случае, важно понимать, что характер персонажа и поведение должны соответствовать его статусу.

> Не имеет семьи (умерли/уехали)

Часто авторы убивают родителей главного героя или отправляют их в какой-нибудь отпуск, чтобы оставить персонажа одного и дать ему больше возможностей без контроля взрослых. Важно понимать, что это также влияет на характер героя: у него может быть некая отстранённость, а ещё он будет самостоятелен. Если его родители в разъездах, то на длительное время они навряд ли оставили бы ребёнка одного — какая-нибудь знакомая или дальняя родственница хоть временами, но приходила бы навещать героя. Это признак Мэри только в том случае, когда персонаж творит, что ему вздумается, без всяких последствий, и никакие законы ему не писаны (устроил вечеринку, которая перетекла в нечто большее, угнал машину, устроил пожар, и так далее).

Мне кажется, что если не у каждого второго, то у каждого третьего проблемы с семьёй точно есть, так что это довольна обыденная ситуация. Однако почему-то многие считают это признаком Мэри. Так вот, это не он. Естественно, важно, как и всегда, прочувствовать все моменты и передать это своему герою — любой человек будет переживать и нервничать из-за подобных проблем, и ему точно не будет плевать.

Героиня может быть и полукровкой, и принцессой, и какой-нибудь там наследницей, и даже не работать, сидя дома/путешествуя. Как всегда, главное тут — указать, кто её родители, откуда она берёт деньги, и как статус влияет на её жизнь. Реалистичность и достоверность ваше всё, не забывайте об этом. Так что это не признак Сьюшности.

> Автор акцентирует внимание на герое, заставляя читателя его любить

Писатель не оставляет выбора, как относиться к герою — проявлять ли симпатию к нему, или нет — а насильно заставляет любить персонажа, восхваляя его со всех сторон. Это и мысли самого героя, и восхищение им другими. Конечно, я не говорю, что люди совсем не могут ни перед кем испытывать восторга. Важно, чтобы это не было наиграно. Суровый сорокалетний дядя, что всю жизнь воевал и кромсал людей, не станет вдруг кричать тут и там: «Ва-ау, какая она крутая, вы посмотрите!» — девочке, что попала из лука в мишень. Да, я такая, великолепная и прекрасная. Так и хочется сказать «фу». Не забывайте, что нужно следовать заложенному характеру персонажей, не забывайте о реалистичности, правдоподобности. Ставьте себя на место героев, наблюдайте за людьми вживую. Чтобы избежать подобных недоразумений с именем Мэри. Читатель сам выберет, кого ему любить и как к кому относиться.

> Герой — затычка в каждой бочке

> Сюжет подстраивается под героя

Ещё явный признак Мэри, когда персонаж всегда и везде оказывается вовремя — тут услышит тайный разговор, там подсмотрит важную сцену. И ему всегда так везёт, словно с ним вообще ничего плохого случиться не может. Такие герои не реалистичны, и переживать за них со временем перестаёшь, так как знаешь, что в итоге всё будет в порядке. Здесь уже не герой подстраивается под сюжет и решает проблемы по мере их поступления, а сюжет под героя, не подпуская эти проблемы к нему. Не стоит такого допускать, все мы смертны, как говорится, со своими достоинствами и недостатками — так и ваш персонаж. События просто не могут постоянно идти гладко, без каких-либо острых углов и конфликтов.

Каждый персонаж, что мелькает в вашей истории, должен как-то на неё влиять. У книги должен быть сюжет, идея. а иначе это будет обыкновенная пустышка, которая никому не запомнится — у читателя не останется ничего ни в памяти, ни в душе. А мы хотим создавать героев, которым можно сопереживать, понимать их цели, наблюдать за их ростом, движением. Всего этого без идеи не будет. Любая книга в себе что-то несёт, какую-то мораль, которая вынашивается на протяжении всей истории, а герой преследует определённые цели и добивается их. Читатель должен задуматься при чтении, погрузиться в книгу и историю героев с головой. Если ваш персонаж — пустышка, что бесцельно болтается по страницам книги туда-сюда, ничему не учится, не преодолевает сложности. и совершенно никак не влияет на читателя — поздравляю, перед вами любимая Мэри Сью.

Если говорить коротким и понятным языком, то Мэри Сью — идеальный, отличающийся/выделяющийся от других персонаж. Он лишён правдоподобности и кажется картонным, не имеет чётких целей, характера и логики (во всём), не соответствует окружению, мелькает везде и вся, и из-за своей шаблонности совсем не запоминается. За ним не хочется следить, ему не хочется сопереживать. Если хотите создавать хороших героев, лучше избегать Мэри Сью — до добра её присутствие точно не доведёт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *