Кто такие меркиты и где они жили
Меркиты впервые за 800 лет побывают на своей прародине
Меркитская крепость в Мухоршибирском районе Бурятии
Потомки меркитов со всего мира приедут в Бурятию и посетят места, где их предки создали одно из первых государств той эпохи.
С13 по 14 июля 2019 года на территории сакральных памятников меркитского прошлого бурятского народа в Мухоршибирском районе Бурятии состоится научно-практический семинар с участием представителей этнических меркитов из разных регионов мира и представителей бурятских родов, сообщает Байкал-Daily. Мероприятие организует «Гуннский фонд» совместно с БНЦ СО РАН и администрацией Мухоршибирского района.
Делегацию потомков меркитов из 30 человек принимает «Гуннский фонд».
Меркиты состояли из трёх крупных племён это: удауиты, хуасай, хаты.
Меркиты и Чингисхан
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», будущая мать Темуджина, Оэлун, была сосватана меркиту Чиледу в 1153 году, однако её умыкнул Есугей-багатур.
Позже три сотни меркитов совершили рейд на становище молодого Темуджина, и он бежал, бросив свою жену Бортэ, взятую меркитами в отместку за украденную его отцом Есугеем Оэлун.
Этот рейд меркитов стал переломным моментом в истории меркитов.
Темуджину удалось мобилизовать монголов-кереитов под руководством Тогрул-хана, чтобы вернуть жену, и меркиты были частично перебиты, частично бежали в Забайкалье. Рейды на меркитов продолжались ещё в течение двадцати лет после первого разгрома.
Однако в меркитском плену Бортэ родила сына Джучи, предположительно — от получившего её в наложницы меркита Чильгира. Темуджин признал своё отцовство, однако даже родной младший брат Джучи, Чагатай, называл его «наследником меркитского плена».
«Чингисхан постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним. »
В современном мире потомки меркитов рассеяны по всему свету и проживают на территориях многих стран.
Современные потомки меркитов
Среди бурят есть роды меркитского происхождения. Хори-бурятский род хуасай (ухасай) родственен меркитской ветви хоас (увас).
В состав хамниган входит род мекерчин, название которого является одной из форм этнонима «меркит».
Среди волжских калмыков существуют две «аймачные» группы — хо-меркит (хоо меркед) («благородные меркиты») и ики-меркиты («старшие меркиты»). Также среди калмыков отмечены следующие роды: шара меркед, хара меркед, меркетняхин, мергечуд.
Род мэргэд (меркит) присутствует у торгутов. Меркиты, осевшие в Афганистане, образовали одно из племён в составе хазарейцев — меркет.
В составе рода керей Среднего жуза казахов есть подрод меркит. Среди башкир также есть род меркит.
Также потомки меркитов живут на территории Кемеровской области, войдя в состав телеутов.
Меркиты: предки якутов
История мало внимания уделяет участи уничтоженных народов, всецело отдаваясь описанию победителей, а покоренным народам достается лишь место в общей канве истории победителей.
Содержание:
Что нам известно про меркитов?
В археологическом плане с меркитами связывается саянтуйский этап хойцегорской культуры Западного Забайкалья.
В конце XII — начале XIII века меркиты были одним из сильнейших и многочисленных народов Центральной Азии. Их земли располагались на территории современной южной Бурятии. Ставка хана меркитов Тохто-Беки находилась где-то в районе Хилха-Селенги.
Разбитые в 1206 году армиями Чингисхана и кереитского хана Тогрула, более известного как Ван-хан, меркиты частично бежали на запад, где смешались с кипчаками, частично ушли на северо-восток, на Лену, где по некоторым версиям составили основу якутского народа, в основном же меркиты были рассеяны по разным улусам зарождающегося монгольского государства. Часть меркитов пыталась сохранить некоторую самостоятельность, окончательно меркиты под предводительством вождя Тохто-Беки были разбиты в 1215-1218 году.
Предки меркитов
Что же касается происхождения меркитов, существует 3 основные версии.
Монгольская теория восходит к Рашид-ад-Дину, называвшему меркитов часть «монгольского племени». Однако кроме расплывчатого указания на «монгольское племя» не указывается, с кем генетически связаны меркиты: киданями, джурдженями или иным народом.
Однако против этой версии говорит погребальный обряд, как четкий маркер позиционирования археологических культур. По устройству погребальных сооружений хойцегорские могилы, как по обряду захоронения, так и по инвентарю, схожи с захоронениями тюркоязычных племен Тувы времен Уйгурского каганата (VIII-IX века) и древнехакасского государства (IX-X века). В то время, погребальный обряд киданей тяготеет к глазговской традиции плиточных захоронений, а джурдженский – к дальневосточному даурско-манчжурскому обряду.
Тюркская гипотеза также не дает полной картины. Схожий погребальный обряд получил повсеместное распространение во времена Тюркских каганатов. Если принимать эту теорию, то меркитов следует считать потомками теле в широком смысле.
Самодийская гипотеза происхождения меркитов была предложена Л.Н.Гумилевым, который относил меркитов к восточной группе южносамодийских племен. Более аргументированно развил гипотезу В.А.Туголуков.
По этой гипотезе, древние самодийские племена сформировались на территории Южной Сибири в бронзовом веке. В середине I тысячелетия самодийские племена были вытеснены племенами теле из пределов Саяно-Алтая. Ушедшие к северу самодийцы положили начало таким народам как ненцы, нганасаны, селькупы. Восточная ветвь самодийцев, дошедшая до Байкала стала в XII-XII веках известна как меркиты. Собственно меркиты, по самодийской теории, являются потомками пазырыкцев Горного Алтая.
В целом, самодийская гипотеза происхождения меркитов от пазырыкцев Горного Алтая является более глубокой проработкой тюркской версии.
По мнению Н.Я.Бичурина, пазырыкцы были оттеснены в горно-таежный район Саян около озера Хубсугул, где упоминаются примерно в VII веке как племена милигэ (в юаньскую эпоху китайцы слово «меркэ» передавали иероглифами «мэ»-«ли»-«ци»). Впоследствии они входили в состав курыканской общности. Наконец, к концу XII века выступают как меркиты.
Ряд исследователей указывают на тот факт, что племена милигэ составляли три аймака, входившие в состав Восточного Тюркского каганата. Курыканы также упоминаются как «уч курыкан», здесь тюркское числительное «уч» («три») обычно интерпретируется как союз трех племен. Так и меркиты разделялись на три племени: удуит-меркитов, увас-меркитов и асахан-меркитов. Сохраняя преемственность, современные якуты называют себя «Yс Саха» («три Саха»).
Однако прямое генетическое наследование пазырыкцы-милигэ-курыканы-меркиты неверно. Так курыканы не являлись единым народом, а составляли полиэтничную общность, в которую входили и милигэ, предки меркитов.
Однако, появившиеся на Алтае так называемые пазырыкские погребальные традиции, затем распространенные на весь тюркский мир, четко прослеживается как в захоронениях меркитов, так и в элементах погребальной культуры саха.
Многие исследователи связывают этноним «меркит» с тотемным обозначениям беркута. Принятый в тюркских языках процесс перехода звуков «б-м» указывает на происхождение этнонима «меркит» от слова «мyркут» («беркут»). Кроме того, известно, что на Алтае телеутский сеок меркут считал себя происшедшим от белоголового орла. Такая трактовка этнонима «меркит» если не подтверждает, то не опровергает гипотезу, что меркиты, возможно, были потомками древнего населения Южной Сибири, почитавшего орла (беркута) в качестве своего родоначальника.
Потомки меркитов
Разбитые Чингисханом и кереитами Ван-хана меркиты вынуждены частично были отступить, перейдя через Баргузин и Верхнюю Лену в недоступные для монголов северные пределы, в Якутию.
Оставшиеся меркиты позже не раз пытались вернуть свою независимость, сыновья Тохто-Беки продолжали борьбу с монголами на стороне Найманского ханства. Здесь они были разбиты окончательно. Остатки некогда грозного народа были распределены по улусам и воинским частям монголов. Не покорившаяся часть меркитов, как и предыдущая волна, ушла на север, что нашло отражение в преданиях якутов.
Мотив бегства знаменитого воина, преследуемого на своей родине грозным царем, живущего на новой родине в постоянном страхе от возможного прихода преследователей, запечатлен в якутских легендах о родоначальнике Омогое. Мифологический образ Омогоя хорошо связывается с меркитом Чильгир-Боко, который украл жену Тимучжина Бортэ, а затем бежал от Темучжина, требовавшего возмездия. Однако с Омогоем в фольклоре саха связан только первый этап заселения скотоводами Средней Лены. Другой родоначальник саха Эллэй, с которым связывают тюркоязычие этноса, также бежит с отцом через безводные пустыни, спасаясь от преследования монголами. И здесь уже угадываются полностью разбитые сыновья Тохто-Беки.
Так или иначе, якутские предания о своем происхождении, связывают приход предков саха-якутов на Среднюю Лену борьбой с Чингисханом, в результате которой они были загнаны в эти труднодоступные края. При этом, якутский эпос практически полностью пересказывает борьбу меркитов с Чингисханом. Это позволяет с огромной долей вероятности связать предков современных якутов именно с меркитами.
Меркиты
Меркиты (также Мергеды, от монг. мэргэд — меткие, искусные) — монгольское племя, вошедшее в империю Чингисхана в н. XIII в. [1] Населяли Забайкалье (территория современной Бурятии). По одной из достоверных версий, предки некоторых родов современных бурят.
Содержание
Этническая принадлежность
Несмотря на то, что большинство историков придерживается традиционной версии, восходящей к Рашид-ад-Дину («меркиты — это часть монгольского племени» [2] ), выдвигались и другие версии:
История
Первые упоминания в источниках
Племенная структура
Меркиты делились на три ветви: увас (хоас), хаат и удуит. Удуит-меркиты были наиболее многочисленны и делились на следующие подразделения: уйкур, мудан, тудаклин и джиюн.
Меркиты и Чингисхан
Согласно «Сокровенному сказанию монголов», будущая мать Темуджина, Оэлун, была сосватана меркиту Чиледу в 1153 г., однако её умыкнул Есугей-Батур. Позже три сотни меркитов совершили рейд на становище молодого Темуджина, и он бежал, бросив свою жену Бортэ, взятую меркитами в отместку за украденную его отцом Есугеем Оэлун. Это оказалось переломным моментом в истории меркитов.
Темуджину удалось мобилизовать монголов-кераитов под руководством Тогрул-хана, чтобы вернуть жену, и меркиты были частично перебиты, частично бежали в Забайкалье. Рейды на меркитов продолжались в ещё течение двадцати лет после первого разгрома. Однако, в меркитском плену Бортэ родила сына Джучи, предположительно — от получившего её в наложницы меркита Чильгира. Темуджин признал своё отцовство, однако даже его родной младший брат Чагатай называл Джучи «наследников меркитского плена». [10]
Чингис-хан постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним. Немногие оставшиеся в живых или пребывали тогда в утробах матери, или были скрыты у родственников [11] |
Меркиты после разгрома
К моменту провозглашения Темуджина Чингис-ханом в 1206 году меркиты, очевидно, не составляли уже самостоятельной этносоциальной структуры. Остатки меркитов были распределены по улусам монгольского государства. Многие меркиты влились в остальные монгольские племена, или откочёвывали на запад, где смешивались с кыпчаками. [12] В 1215—1218 годах Джебе и Субэдэй разгромили остатки меркитов, руководимые сыновьями их бывшего вождя Тохтоа-беки. У самого Чингисхана была жена-меркитка Хулан; меркитками были жена Угэдэя Дорегене и жена его сына Гуюка Огул-Гаймыш. Меркиты Баян и его племянник Тогто служили советниками в монгольской династии Юань в Китае. После изгнания монголов из Китая их потомки составили отдельный клан в числе других родоплеменных объединений Северной Юань.
Войдите в ОК
Существует легенда о происхождении меркитов:
У подножья высокой горы жили бездетные муж с женой. Сильно горевали они, что у них нет детей, молились неустанно.
Однажды ночью разразилась сильная гроза, раскаты грома сотрясали юрту, от непереставаемой вспышки молнии было светло как днем. Казалось пришел конец света. Испуганные люди сжигали в огне арчын (можжевельник), при каждом ударе молнии низко наклоняли головы и шептали : «кайрако-он баш болзын». Под конец пошел град величиной с куриное яйцо. Пробив покрытие юрты крупные градинки падали в огонь. Скоро погас огонь в очаге и наступила тьма. Люди от страха забились под овчинные одеяла. Слышно было как животные с диким ревом носились вокруг юрты. Внезапно все стихло.
В ней говорится о том, что это кочевой народ, занимает земли в районе озера Косогол (Байкал) в северо-западной Монголии. «Живут в избах, берестою покрытых. У них много хороших лошадей. В обыкновении кататься по льду на деревянных лошадях. К ногам подвязывают лыжи, а под мышками упираются на клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто вперед чрезвычайно быстро» (доктор исторических наук Ямаева Е.Я.)
Персидский путешественник-ученый Рашид Ад-Дин относит меркитов к монголам: « Это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Ван-ханом». Но более ранний источник X века «Тан-шу» гласит следующее, что аймак Миликей ( в китайской транскрипции тюрское слово- Меркит) находится в составе Тюркского Каганата и располагается в районе озера Косогол (Байкал). И так ссылаясь на китайский источник «Тан-шу» определено, что меркиты были тюрками.
Меркиты, как и все тюркские народы, ведут свое начало от животных или птиц.
С алтайского языка слово Меркит переводится согласно «Ойротско-русскому словарю», как орел (беркут). В данном случае свой род меркиты ведут от орла. У алтайцев птица муркут считается священной птицей. Никто не должен разорять гнездо этих птиц, тем более убивать. Вся семья будет подвергнута страшным проклятиям. Орел считается небесной птицей. По преданию он добыл людям огонь от солнца.
«Чингис-хан постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним».
Рашид —ад дин, конец Х111 в.
Существует несколько домыслов родства Тэмуджина (впоследствии ставшим великим завоевателем Чингисханом) с меркитами.
По одной версии мать его была из рода меркитов, по второй он сам был сыном одного из братьев хана из этого племени.
В 1998г. утверждена к печати Ученым Советом Байкальского института РП СО РАН документальная книга «Гибель племени меркитов» о военных походах Чингис-хана по Забайкалью, о завоевании им меркитского ханства, (автор А.В. Тиваненко). Автор проделал большую работу, прежде чем выпустить книгу.
Ханство меркитов делилось на аймаки, которые соответствовали трем основным родам: хаос, хаат, удуит — меркиты. Последние составляли по численности половину всего меркитского улуса. Все три ветви управлялись родными братьями, но главенствующее положение среди них занимал вождь удуит-меркитов Тох-то-бек. Он был старшим сыном в княжеском роде, после гибели отца Тудур-бека унаследовал верховную и духовную власть, т.е. являлся еще и очень сильным шаманом (кам) рода, облачался в белую одежду, ездил на белом коне.
Тохто-бек был великим предводителем, военачальником, который а итоге многолетних битв за независимость своей земли, рода был убит Чингис-ханом. Меркиты издавна враждовали с монгольскими племенами из-за территории. До захвата монголами земля меркитов была процветающей. Наравне с развитием скотоводства, меркиты, по утверждению монголов, промышляли лесной охотой, рыболовством. Есть доказательства, что они занимались хлебопашеством. В сокровенном сказании утверждается, что во время разгрома кочевий Тохто-бека по долине Селенги были захвачены не только «многочисленные табуны и княжеские юрты, но и хлебные запасы». Кочевой народ имел зимнюю и летнюю ставки. В зимних стойбищах они имели добротные дома.
Алтайские меркиты
Вопреки желанию и усилиям Чингис-хана, разгромленные и рассеянные по земле меркиты не исчезли с исторической арены. Плененные остались на земле Монголии, значительная часть ушла в Китай. Бежавшие на запад отмечены в XVI веке в числе племен Средней Азии. Большая часть, которая к 1204 году бежала на запад Монголии вошла в состав бурятов и калмыков и составила среди них значительную часть этноса. Селенгинские меркиты до сих пор живут среди калмыков родом хо-меркит, что в переводе означает «благородные меркиты». Немало их проживают и среди телеутов. После полного разгрома на р. Чуя, часть племени ушла в глубь Алтая, где и поныне проживают их потомки.
Из алтайских меркитов наиболее многочисленны Кулаковы, Маташевы, которые произошли из одной семьи. Наши общие предки владели землями в урочищах — Туукей, Чакыр, Адаткан в Усть-Канском районе. Имели многочисленные стада крупнорогатого скота, овец, табуны лошадей. После победы Социалистической революции все богатство, земли были отняты Советской властью. Сейчас, когда настали другие времена, может потомки сумеют вернуть земли, по праву принадлежащие им.
Мой дедушка — Кулак имел 6 сыновей и дочь. Самый старший его сын Мартыш был уважаемый всеми человек. Мы звали его- Каака, любили, почитали. Очень ловкий, лихой наездник он всю войну поставлял фронту лошадей.
Один из его внуков известный в республике бизнесмен — Александр Васильевич Кулаков.
Один сын дедушки Папай погиб на фронте. Его сыновья — Макар и Михаил первыми в с. Келей получили высшее образование, работали на руководящих должностях, сейчас находятся на пенсии. Самый младший сын дедушки мой отец —Тыска (по паспорту Дмитрий) был призван на службу в армию в 1939г.
Незадолго до окончания службы началась Великая Отечественная война. Отец всю войну прошел пулеметчиком на Дальневосточном фронте. Имел награды, к сожалению они не сохранились. Домой он вернулся только через семь лет. Всю остальную жизнь прожил в с. Ябоган, умер в 1984г. Мама наша была в девичестве Бытысова, из рода Ара. Они с отцом родили и воспитали семерых детей. Отец много интересного рассказывал о своем роде, братьях. Из поколения в поколение в нашем роду передавался Судур бичик (алтайская библия). Впоследствии, где-то в 20-е годы, при переправе через большую реку Судур бичик нечаянно выронили. Легенду о происхождении меркитов также рассказал отец. Я сейчас очень жалею, что не записывала, не придавала значения его рассказам.
Интересна и богата событиями семья Шабураковых. В XIII в. их предки переселились из Кузнецка на Алтай и обосновали с. Улус-Черга. Один из братьев Шабураковых — Орыска держал большой конезавод и поставлял лошадей в царскую армию. За эти заслуги он был вызван в Москву Екатериной II, награжден золотыми часами и меховой шубой.
В 1919г. в кровавые времена 14 мужчин из семьи Шабураковых были расстреляны.
Софья ( алтайское имя Кымыс) Николаевна Шабуракова известна далеко за пределами республики. Недавно она отмечала свой 90-летний юбилей.
В 18 лет, после окончания педтехни-кума, она стала работать учительницей в с. Ябоган. В 1939г. была первой из учителей РСФСР награждена лично Калининым М.И. орденом Трудового Красного Знамени. В 1959г. ей было присвоено звание Заслуженный учитель РСФСР.
Из семьи Алагызовых мне известно только про Ивана Савельевича Алагы-зова. Он был вторым по счету Председателем Ойротского облисполкома (с1924г.-1930г). До 1937г. работал в Москве в представительстве Ойротской автономной области при ВЦИК. Избирался делегатом съезда РКП (б), награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1937г. арестован по ст.58 и расстрелян. Посмертно Алагызова И.С. реабилитировали в 1958г.
У нас в республике проживают много телеутских меркитов. Это Тушмана-ковы, Сыркашевы.
Р. КУЛАКОВА. (автор Р.Кулакова, газета «Алтайдын Чолмоны») Алтайдын Чолмоны
Кто такие меркиты и где они жили
Существует легенда о происхождении меркитов:
У подножья высокой горы жили бездетные муж с женой. Сильно горевали они, что у них нет детей, молились неустанно.
Однажды ночью разразилась сильная гроза, раскаты грома сотрясали юрту, от непереставаемой вспышки молнии было светло как днем. Казалось пришел конец света. Испуганные люди сжигали в огне арчын (можжевельник), при каждом ударе молнии низко наклоняли головы и шептали : «кайрако-он баш болзын». Под конец пошел град величиной с куриное яйцо. Пробив покрытие юрты крупные градинки падали в огонь. Скоро погас огонь в очаге и наступила тьма. Люди от страха забились под овчинные одеяла. Слышно было как животные с диким ревом носились вокруг юрты. Внезапно все стихло.
В ней говорится о том, что это кочевой народ, занимает земли в районе озера Косогол (Байкал) в северо-западной Монголии. «Живут в избах, берестою покрытых. У них много хороших лошадей. В обыкновении кататься по льду на деревянных лошадях. К ногам подвязывают лыжи, а под мышками упираются на клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто вперед чрезвычайно быстро» (доктор исторических наук Ямаева Е.Я.)
Персидский путешественник-ученый Рашид Ад-Дин относит меркитов к монголам: « Это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Ван-ханом». Но более ранний источник X века «Тан-шу» гласит следующее, что аймак Миликей ( в китайской транскрипции тюрское слово- Меркит) находится в составе Тюркского Каганата и располагается в районе озера Косогол (Байкал). И так ссылаясь на китайский источник «Тан-шу» определено, что меркиты были тюрками.
Меркиты, как и все тюркские народы, ведут свое начало от животных или птиц.
С алтайского языка слово Меркит переводится согласно «Ойротско-русскому словарю», как орел (беркут). В данном случае свой род меркиты ведут от орла. У алтайцев птица муркут считается священной птицей. Никто не должен разорять гнездо этих птиц, тем более убивать. Вся семья будет подвергнута страшным проклятиям. Орел считается небесной птицей. По преданию он добыл людям огонь от солнца.
«Чингис-хан постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним».
Рашид —ад дин, конец Х111 в.
Существует несколько домыслов родства Тэмуджина (впоследствии ставшим великим завоевателем Чингисханом) с меркитами.
По одной версии мать его была из рода меркитов, по второй он сам был сыном одного из братьев хана из этого племени.
В 1998г. утверждена к печати Ученым Советом Байкальского института РП СО РАН документальная книга «Гибель племени меркитов» о военных походах Чингис-хана по Забайкалью, о завоевании им меркитского ханства, (автор А.В. Тиваненко). Автор проделал большую работу, прежде чем выпустить книгу.
Ханство меркитов делилось на аймаки, которые соответствовали трем основным родам: хаос, хаат, удуит — меркиты. Последние составляли по численности половину всего меркитского улуса. Все три ветви управлялись родными братьями, но главенствующее положение среди них занимал вождь удуит-меркитов Тох-то-бек. Он был старшим сыном в княжеском роде, после гибели отца Тудур-бека унаследовал верховную и духовную власть, т.е. являлся еще и очень сильным шаманом (кам) рода, облачался в белую одежду, ездил на белом коне.
Тохто-бек был великим предводителем, военачальником, который а итоге многолетних битв за независимость своей земли, рода был убит Чингис-ханом. Меркиты издавна враждовали с монгольскими племенами из-за территории. До захвата монголами земля меркитов была процветающей. Наравне с развитием скотоводства, меркиты, по утверждению монголов, промышляли лесной охотой, рыболовством. Есть доказательства, что они занимались хлебопашеством. В сокровенном сказании утверждается, что во время разгрома кочевий Тохто-бека по долине Селенги были захвачены не только «многочисленные табуны и княжеские юрты, но и хлебные запасы». Кочевой народ имел зимнюю и летнюю ставки. В зимних стойбищах они имели добротные дома.
Алтайские меркиты
Вопреки желанию и усилиям Чингис-хана, разгромленные и рассеянные по земле меркиты не исчезли с исторической арены. Плененные остались на земле Монголии, значительная часть ушла в Китай. Бежавшие на запад отмечены в XVI веке в числе племен Средней Азии. Большая часть, которая к 1204 году бежала на запад Монголии вошла в состав бурятов и калмыков и составила среди них значительную часть этноса. Селенгинские меркиты до сих пор живут среди калмыков родом хо-меркит, что в переводе означает «благородные меркиты». Немало их проживают и среди телеутов. После полного разгрома на р. Чуя, часть племени ушла в глубь Алтая, где и поныне проживают их потомки.
Из алтайских меркитов наиболее многочисленны Кулаковы, Маташевы, которые произошли из одной семьи. Наши общие предки владели землями в урочищах — Туукей, Чакыр, Адаткан в Усть-Канском районе. Имели многочисленные стада крупнорогатого скота, овец, табуны лошадей. После победы Социалистической революции все богатство, земли были отняты Советской властью. Сейчас, когда настали другие времена, может потомки сумеют вернуть земли, по праву принадлежащие им.
Мой дедушка — Кулак имел 6 сыновей и дочь. Самый старший его сын Мартыш был уважаемый всеми человек. Мы звали его- Каака, любили, почитали. Очень ловкий, лихой наездник он всю войну поставлял фронту лошадей.
Один из его внуков известный в республике бизнесмен — Александр Васильевич Кулаков.
Один сын дедушки Папай погиб на фронте. Его сыновья — Макар и Михаил первыми в с. Келей получили высшее образование, работали на руководящих должностях, сейчас находятся на пенсии. Самый младший сын дедушки мой отец —Тыска (по паспорту Дмитрий) был призван на службу в армию в 1939г.
Незадолго до окончания службы началась Великая Отечественная война. Отец всю войну прошел пулеметчиком на Дальневосточном фронте. Имел награды, к сожалению они не сохранились. Домой он вернулся только через семь лет. Всю остальную жизнь прожил в с. Ябоган, умер в 1984г. Мама наша была в девичестве Бытысова, из рода Ара. Они с отцом родили и воспитали семерых детей. Отец много интересного рассказывал о своем роде, братьях. Из поколения в поколение в нашем роду передавался Судур бичик (алтайская библия). Впоследствии, где-то в 20-е годы, при переправе через большую реку Судур бичик нечаянно выронили. Легенду о происхождении меркитов также рассказал отец. Я сейчас очень жалею, что не записывала, не придавала значения его рассказам.
Интересна и богата событиями семья Шабураковых. В XIII в. их предки переселились из Кузнецка на Алтай и обосновали с. Улус-Черга. Один из братьев Шабураковых — Орыска держал большой конезавод и поставлял лошадей в царскую армию. За эти заслуги он был вызван в Москву Екатериной II, награжден золотыми часами и меховой шубой.
В 1919г. в кровавые времена 14 мужчин из семьи Шабураковых были расстреляны.
Софья ( алтайское имя Кымыс) Николаевна Шабуракова известна далеко за пределами республики. Недавно она отмечала свой 90-летний юбилей.
В 18 лет, после окончания педтехни-кума, она стала работать учительницей в с. Ябоган. В 1939г. была первой из учителей РСФСР награждена лично Калининым М.И. орденом Трудового Красного Знамени. В 1959г. ей было присвоено звание Заслуженный учитель РСФСР.
Мы, меркиты, поздравляем уважаемую Софью Николаевну с юбилеем и очень гордимся ею.
Из семьи Алагызовых мне известно только про Ивана Савельевича Алагы-зова. Он был вторым по счету Председателем Ойротского облисполкома (с1924г.-1930г). До 1937г. работал в Москве в представительстве Ойротской автономной области при ВЦИК. Избирался делегатом съезда РКП (б), награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1937г. арестован по ст.58 и расстрелян. Посмертно Алагызова И.С. реабилитировали в 1958г.
У нас в республике проживают много телеутских меркитов. Это Тушмана-ковы, Сыркашевы. Я надеюсь, что они обязательно приедут на праздник в Усть-Кан и мы познакомимся ближе.
Итак, кратко я рассказала про своих алтайских соплеменников. В газете «Алтайдын Чолмоны» в конце апреля мною было дано объявление о встрече меркитов 12 июля в ур. Сары-Кообы Усть-Канского района, просила позвонить по тел. 2-23-41, 6-37-28. К сожалению, кроме Тудиных из с. Беш-Озек никто не позвонил.
Сообщаю, что намечается большая встреча. Будут организованы конные скачки, спортивные состязания, концерт. Каждая семья (фамилия) расскажет про историю своей семьи, покажет художественный номер. Приглашаются меркиты из других регионов, из Монголии, Китая.
Напоследок желаю всего хорошего всем и жду звонков.
#АС_Меркит
Р. КУЛАКОВА. (автор Р.Кулакова, газета «Алтайдын Чолмоны») Алтайдын Чолмоны 5 июня 2008 г.