Кто такие мумии для детей
Кто такие мумии для детей
Дома египтян были сделаны из необожженных глиняных кирпичей, а снаружи покрыты белой штукатуркой. Окна держали закрытыми, чтобы в доме было прохладно. Внутренние стены жилища часто покрывали яркими росписями. Мебель была продуманной и удобной. Кровать представляла собой деревянную раму, оплетенную лозой; голову спящий клал на деревянное изголовье. На кушетках для сидения были подушки, набитые гусиным пером, столы и сундуки украшались инкрустациями.
Любимым развлечением фараонов и знати была охота на опасную дичь, например, на леопардов или львов.
Самыми известными памятниками древнеегипетской цивилизации являются пирамиды. Их строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. Наиболее знамениты пирамиды в окрестностях города Гиза, это единственное чудо из семи чудес древнего мира, сохранившееся до наших дней. Там стоят 3 пирамиды, из которых самая большая при постройке имела в высоту 147 м.
Древние египтяне изучали движение звезд, Солнца и планет. Они верили, что души умерших царей попадают на небо, к богам. Пирамиды строили, ориентируясь на Полярную звезду, указывающую на север, так что каждая из четырех граней была в точности обращена к одной из сторон света: к северу, югу, западу и востоку. У основания пирамиды возводили храм, где жрецы совершали жертвоприношения душе царя. Вокруг пирамиды строили небольшие каменные гробницы для родственников царя и его придворных.
По приказу фараона тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в каменоломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков.
Отряды рабочих затаскивали наверх тяжелые каменные блоки с помощью пандусов, катков и салазок. Некоторые блоки весили больше 15 т.
Перед тем как поместить мертвое тело в гробницу, его следовало подготовить. Всех фараонов и высоких персон в Египте бальзамировали, то есть предохраняли от разложения. Это было связано с религиозными верованиями: душа могла оставаться живой только до тех пор, пока сохранялось тело. За бальзамирование были ответственны люди, которых называли бальзамировщиками.
После процедуры бальзамирования мумию клали в ярко раскрашенный гроб. Гроб помещали в тяжелый каменный ящик, именуемый саркофагом, который ставили в погребальную камеру рядом с сокровищами, необходимыми фараону в загробной жизни. Затем гробницу плотно закупоривали.
Футляр, в котором находилась мумия, украшали изображением умершего, чтобы его душа смогла узнать свое тело в загробной жизни. Тщательно выписанные иероглифы и сцены из Книги мертвых, книги магических заклинаний, должны были помочь мумии на ее пути в загробное царство.
Сначала бальзамировщики удаляли все внутренние органы (1), за исключением сердца, и помещали их в особые сосуды — канопы. На канопах было принято изображать либо голову умершего, либо богов, и эти сосуды оставляли рядом с мумией.
Потом мертвое тело набивали солью, песком и пряностями (2), втирали в него масла, вино и смолу.
И оборачивали длинными льняными бинтами (3). Теперь мумия была готова к погребению.
Мумию помещали в самую глубокую камеру пирамиды, а вход заваливали огромными камнями. Чтобы сбить с толку возможных грабителей, в пирамиде устраивали ложные проходы, ведущие в пустые камеры, а входы в них также заваливали камнями.
В результате искусного бальзамирования многие тела не разлагались в течение тысяч лет после мумификации.
Множество гробниц и погребенных в них сокровищ было разграблено ворами, однако гробница царя Тутанхамона оставалась нетронутой в течение 3300 лет. Эту гробницу обнаружили только в 1922 г. Археологи были поражены хранившимися в ней сокровищами: золотом, драгоценностями, изысканными одеждами, колесницами и музыкальными инструментами. Лицо мумии закрывала прекрасная маска из золота и драгоценных камней.
Когда Тутанхамон скончался, ему было только 17 лет.
Только дети фараонов и сыновья из знатных родов посещали школу. Девочки оставались дома со своими матерями, учившими их домашнему хозяйству, приготовлению пищи, прядению и ткачеству. Крестьянских детей тоже учили дома, им с раннего возраста предстояло работать в поле, ухаживать за посевами и пасти домашних животных. Рыбаки также передавали свое умение детям.
Многие образованные мальчики учились ремеслу писца. Писцов в Древнем Египте чрезвычайно уважали. В городах работали школы писцов, где учителями были жрецы и государственные чиновники.
Молодой писец практикуется в письме на глиняных черепках. Этот материал всегда находился под рукой. Знаки наносили тростниковым стилем. Ученики должны были копировать слова и тексты, чтобы научиться быстрому письму.
Будущим писцам предстояло выучить чтение и письмо, причем как иероглифическое, так и иератическое. С помощью иероглифов, которые представляли собой символические изображения, можно было делать как простые записи, так и более сложные, например, записывать стихи. Однако письмо иероглифами было медленным процессом, потому что каждый символ изображался отдельно. Иератическое письмо являлось упрощенной формой иероглифического. Так писать было легче и быстрее.
Иногда писцам приходилось читать надписи, сделанные иероглифами (вверху), а затем переводить их в иератическое письмо (внизу).
Большое внимание уделяли беглому чтению, и ученикам часто приходилось читать вслух. Они должны были учить наизусть целые предложения и показывать, что поняли их смысл.
Некоторые писцы работали в храмах, которых в Древнем Египте было великое множество. Храмам принадлежали крестьянские хозяйства, мастерские, библиотеки и «Дома жизни», где писцы записывали и копировали религиозные книги и другие храмовые документы. Жрецы пользовались большим почетом, многие занимали высокие государственные должности.
Древние египтяне поклонялись многим богам, и вся их жизнь была пронизана религиозными обрядами. Существовали местные божества, которым поклонялись только в определенном городе или округе. Имелись и общенациональные божества, которым поклонялись в крупных городах и больших храмах.
Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности
Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.
Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel
Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.
Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen
Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.
Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen
— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.
Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.
— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.
Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.
Мумия для среднего класса
Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.
Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.
Фото © Getty Images / Chesnot
Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.
Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.
Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.
Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.
Самые известные мумии и другие интересные факты из книги для детей «Кто боится мумий?»
Знали ли вы, что этот знаменитый слоган к фильмам «Мумия» и «Мумия возвращается» не есть что-то новое. Многие жители древних миров действительно верили в это. Более того, некоторые начинали процесс погребения ещё при жизни, а другие прихватывали с собой своих домашних питомцев, любимые наряды и украшения. Зачем? Потому что верили, что жизнь после смерти продолжается.
В книге «Кто боится мумий?» есть и загадки, и ужасающие факты, и новости науки: ведь недаром мумии – это важнейшие свидетели, которые могут немало рассказать нам об истории человечества. Приведены примеры самых загадочных и прекрасно сохранившихся мумифицированных тел, многие из которых по сей день хранятся в музеях или мавзолеях тех или иных стран. Ведь именно мумии до сих пор являются особенным предметом, вызывающим интерес у ныне большинства людей. О них пишут книги, снимают фильмы и используют специфические костюмы на Хэллоуин. Благодаря мумиям археологи узнают очень многое об истории человечества. Да, мумии не разговаривают, но им действительно есть что сказать. Порой мумии переворачивают с ног на голову представления историков о том, как всё было.
Однако среди обычных людей мало кто знаком с реальными фактами и историческими деталями, некоторые из которых гораздо более странные и леденящие кровь, по сравнению с тем, что придумал и снял о мумиях Голливуд. Но нам с вами, конечно же, не стоит их боятся, ведь они хоть и страшные, но ужасно симпатичные. В подтверждение тому – иллюстрации данной книги, изучив которые, порой хочется даже посмеяться!
Несколько интересных фактов о мумиях (и не только о них, конечно), о которых вы узнаете, прочитав книгу «Кто боится мумий?»
Мумиям не страшны энзимы, бактерии и насекомые. Их кожа, ногти и волосы не разлагаются, У некоторых мумий сохраняются глаза, ресницы и даже кожа на подушечках пальцев, благодаря чему можно снять отпечатки их пальцев. А все потому что бактериям, как и всем живым существам, нужна вода, тепло и кислород. В противном случае они не едят, не выделяют газов и не привлекают насекомых. Соответственно, тело не разлагается, а просто естественно высыхает. Оно костенеет, но все равно выглядит почти как при жизни. Тело может превращаться в мумию двумя способами. Первый естественный или естественная мумификация: это когда тело оказывается в условиях, не способствующих разложению, например, в песчаной или соляной пустыне, во льду или в торфяном болоте, т.е., тело мумифицируется само собой. Второй – искусственный: это когда тело специальным образом обрабатывают, чтобы неизбежное разложение его не затронуло.
Первые мумии были не в Египте, а в Южной Америке. Племена Чинчорро жили так давно, что теперь сложно понять зачем и почему они мумифицировали своих умерших, но доподлинно известно одно, что в отличие от инков и египтян, мумификации подлежали абсолютно все тела, независимо от сословия и знатности происхождения.
Но все же законным лидером в вопросам искусства мумификации был и остается Древний Египет. Здесь мумии изготовлялись на протяжении почти пяти тысяч лет – примерно с 4000 года до нашей эры до 392 года нашей эры. Делалось это из религиозных соображений. Египтяне верили, что мумии будут вечно жить в загробном мире, который представлялся им таким же, как их собственный, – полным людей, живущих обычной жизнью. Поскольку без тела в загробном мире не обойтись, его нужно было бальзамировать. Поначалу правом на телесное бессмертие и загробную жизнь пользовались только фараоны и их близкие родственники. Но со временем мумифицировать начали знатных людей, а затем и простых египтян. Чем богаче был умерший, тем более долгим и сложным способом его бальзамировали. Фараоны ещё при жизни строили для себя великолепные гробницы – пирамиды, которые наполняли сокровищами. Изготовление мумии начиналось сразу после смерти, пока тело не начало разлагаться. Это была сложная работа, для которой требовалось много знаний. Занимались ей специалисты-бальзамировщики. Весь процесс занимал примерно 70 дней.
Но самое удивительное это то, что мумификации подлежали не только тела людей. Учёные подсчитали, что всего в Древнем Египте было мумифицировано около 70 миллионов животных. Тогда почти все боги Древнего Египта изображались с головой животного или полностью в виде него. Например, Хор, покровитель фараонов, изображался с головой сокола; Нехбет, защитница женщин, – в виде коршуницы; Баст, богиня домашнего очага, – в виде кошки. Были у них и священные животные, которых считали воплощением бога на земле, – например, бык, олицетворявший бога-создателя Птаха. Такого быка называли Апис. После смерти его мумифицировали – не менее тщательно, чем людей. Но все же любимым домашним животным египтян была кошка, и этих животных египтяне особо почитали. Когда кошка умирала, хозяева мумифицировали её, чтобы питомец мог насладиться жизнью в загробном мире.
Инки же обожествляли силы природы. Главным их божеством было Солнце, но поклонялись они и Луне, и звёздам, и грому, и молниям. Вулкан Льюльяйльяко инки тоже считали своим божеством. Когда на трон вступал новый правитель, во время засух и эпидемий они приносили богам жертвы и надеялись на их помощь. Обычно в жертву приносили животных, но в особо серьёзных случаях – людей. Сегодня это кажется чудовищным, но инки жили в другое время и воспринимали мир совершенно иначе. Они считали, что принести ребёнка в жертву – огромная честь для семьи. Конечно, родители всё равно страдали от утраты. Но инки верили, что для того, чтобы заслужить благосклонность богов, надо отдавать им самое дорогое. Ребёнка, принесённого в жертву, называли la capacocha – «капакоча». Обычно для жертвоприношений выбирали только детей из знатных семей и без малейших отметин на теле – например, ребёнок с родинкой в жертву уже не годился.
А вообще в разные времена мумиям приписывали самые разные свойства, многие из которых покажутся сейчас абсолютно абсурдными. Например, из них изготовляли лекарство от всех болезней, которое на латыни называлось mummia. Врачи считали, что тела, способные так долго сохраняться, могут подарить человеку бессмертие и обладают целебными свойствами. Уже в 1000 году нашей эры порошком из мумий лечили тошноту, переломы, высыпания на коже, головокружения, боль в ушах, кашель и даже икоту. В Средние века считалось, что это средство отлично помогает при ушибах. Если кто-то падал с лестницы, ему просто давали немного этого порошка. Лекарство было очень дорогим, и покупать его могли только богачи. Французский король Франциск I всегда носил с собой мешочек этого порошка. Более того, среди художников XVIII и XIX веков была очень популярна коричневая краска, в которую добавляли порошок из толчёных мумий. Она была достаточно прозрачной и отлично подходила для изображения теней. Особенно она нравилась английским живописцам. Некоторые художники считали, что, раз краска сделана из тел, неподвластных разложению, то и картинам, для которых она используется, суждена вечная жизнь.
Но и это еще не все. В Англии XIX века мумии использовались не только для изготовления краски и удобрений. Их еще и на вечеринки приглашали! Многим людям того времени нравилось собираться и разматывать пелены, чтобы посмотреть, что за человек под ними скрывается. Мумии, не пришедшие в негодность во время вечеринки, украшали богатые дома. Их могли поставить прямо в гостиной, чтобы хвастаться ей перед гостями, или даже в спальне. А в Америке забальзамированные тела выставляли в цирках вместе с другими уродцами наподобие двухголовых куриц или пятиногих поросят. Вот такие были развлечения у леди и джентльменов того времени!
Еще одна мумифицированная знаменитость – это мумия аристократки Синь Чжуй, которая жила во времена династии Хань. Её огромная гробница и мумифицированное тело были обнаружены на глубине 12 метров во время военных учений в 1971 году. Тело Синь Чжуй, обёрнутое двадцатью слоями шёлка, покоилось в четырёх расписных саркофагах, вложенных один в другой. Сама гробница была засыпана толстым слоем глины и угля. Мумия Синь Чжуй позволила очень многое узнать о жизни аристократов в Китае более двух тысяч лет назад. Ни одна мумия не сохранилась так хорошо, как эта. Кожа осталась эластичной, руки и ноги не утратили гибкости, все внутренние органы сохранились. Есть предположения, что при жизни китайская аристократка не отличалась крепким здоровьем. Она страдала от избыточного веса и мало двигалась. Впрочем, ей это было и не нужно, ведь за неё всё делали слуги! Для учёных остаётся загадкой, почему тело китайской аристократки сохранилось так хорошо. Саркофаг, в котором оно покоилось, был наполнен красноватой жидкостью, но выяснить, способствовала ли она сохранности тела, так и не получилось. Исследователи до сих пор недоумевают, какое таинственное зелье помогло Синь Чжуй пребывать в отличной форме в течение двух тысяч лет.
В 1950 году жители деревни Толлунд в Дании добывали торф и наткнулись в торфянике на отлично сохранившееся тело человека с верёвкой на шее. Тело человека из Толлунда прекрасно сохранилось благодаря тому, что кислотность торфяных почв не даёт тканям разлагаться и способствует естественной мумификации. Сохранилась даже щетина на лице – а значит, человек из Толлунда брился за несколько дней до смерти. Сохранились не только брови и ресницы, но и губы, что бывает очень редко. Современные археологи считают, что человек из Толлунда был принесён в жертву богам. Германские и кельтские народы того времени считали торфяники входом в пограничное пространство, где можно пообщаться с духами, – ведь болото нельзя назвать ни сушей, ни водой. Неизвестно, зачем человека из Толлунда принесли в жертву. Возможно, в общине возникли какие-то трудности, которые люди попытались решить, подарив богам человеческую жизнь.
До появления рентгена и магнитно-резонансной томографии (МРТ) приходилось снимать с мумий пелены и делать вскрытие. К сожалению, после таких исследований мумии отправлялись на помойку. Работать с ними дальше было нельзя. В наши дни некоторые мумии тоже приходится препарировать, если другие методы исследования не подходят. Но всё же сегодня существует много способов изучить мумию, сохранив её целой и невредимой. Магнитно-резонансный томограф – самый удобный инструмент. В отличие от рентгеновского аппарата, которым врачи пользуются, например, при определении перелома и на снимках которого видны только кости и металлические предметы, МРТ показывает и кости, и ткани, и внутренние органы. Именно наука помогла пролить свет на тайну смерти фараона Тутанхамона. Его гробница, полная сокровищ и совершенно нетронутая, была обнаружена в 1922 году. Тогда изображение золотой маски фараона облетело весь мир. Тутанхамон умер очень молодым, в восемнадцать лет, девять из которых пробыл у власти. Тело фараона было реконструировано в 3D при помощи специальных сканеров, так что сама мумия осталась неповреждённой. Анализ ДНК показал, что родители Тутанхамона были братом и сестрой. Браки между родственниками в царских семьях были нередки в Древнем Египте: считалось, что таким образом поддерживается чистота крови. Но дети, рождённые от таких браков, часто страдают тяжёлыми заболеваниями. Это и произошло с Тутанхамоном.
Однако есть и менее удачливые экземпляры. Например, случай с Александром Македонским, тело которого хоть и было мумифицировано в мёде (!), но, к сожалению, было утеряно после того как династия Птолемеев лишилась власти. Или, например, более современный случай. В 2000 году в городе Рюэй-Мальмезон, неподалёку от Парижа, дворник обнаружил на помойке странный ящик, похожий на маленький гроб. В нём лежала египетская мумия. По-видимому, кто-то нашёл её у себя на чердаке и подумал: «Это ещё что за хлам? Отнесу-ка на помойку!» После долгих исследований археологи сумели установить возраст и пол мумии и даже узнать её имя. Это была четырех- или пятилетняя девочка по имени Та-Исет, что означает «принадлежащая богине Исиде». Теперь её можно увидеть в музее Рюэй-Мальмезона.
Вот такие они, загадочные, удивительные и порой шокирующие мумии, окруженные мифами и тайнами и конечно же еще не познанные нами до конца.