Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Нагайбаки — малочисленный коренной народ России

Нагайбаки — этнорелигиозная группа татар, малочисленный коренной народ России. Входили в состав Оренбургского казачества во времена Российской империи.

Известны с 18 века под названием «уфимские новокрещены». Благодаря проведенным различным исследованиям, ученые полагают, что у народа казанско-татарское, арско-татарское или ногайско-татарское происхождение. Императрица Анна Иоанновна в 1736 году создала Нагайбакское казачье войско, для укрепления пограничного с казахскими степями района в Южном Зауралье. На реке Ик заложена была Нагайбакская крепость. Туда на службу приехали уфимские новокрещены вместе с семьями.

Где живут

Народность проживает в Российской Федерации, Челябинской области на территории Нагайбакского, Чебаркульского муниципальных районов, в Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Башкортостане. Центр нагайбаков — село Фершампенуаз, является районным центром Нагайбакского района. В конце 18 века жили в Верхнеуральском уезде, селе Бакалы, Нагайбакской крепости и 12 деревнях. Помимо них здесь проживали татары-тептяри, с которыми казаки очень часто заключали браки. Часть нагайбаков проживала в казачьих поселениях, расположенных в Оренбургском уезде: Гирьял, Подгорный, Ильинский, Алабайтал, Нежинский.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Численность

В советский период после 1926 года народ не учитывался отдельно, а записывался вместе с татарами, из-за чего точное определение их численности было затруднено. Сейчас всего в мире проживает около 9 600 представителей народности.

Название

Уфимские новокрещены стали встречаться под названием «нагайбаки» в 19 веке. История этнонима происходит от башкирского кочевника по имени Нагайбак, который жил в местностях современного Башкортостана. Туда в 1522 году, после падения Казани, переселились предки нагайбаков — арские татары, принявшие христианство. Именем кочевника был сперва назван один населенный пункт, созданный народом, затем вся этническая группа. Во времена Оренбургского казачества назывались «оренбургские казаки».

Язык нагайбаков — говор среднего диалекта татарского языка.

Религия

В 16-18 веках народ был обращен в православие. Исповедует православное христианство.

У нагайбаков есть своя традиционная кухня, но они всегда охотно заимствовали рецепты живущих по соседству народов. Ежедневно в каждом доме готовят суп с лапшой и крупяную кашу, независимо от достатка семьи. На праздники готовят суп-лапшу на мясном бульоне. Всегда на столе много изделий из теста. Из мяса едят баранину, говядину, конину, свинину, птицу: уток, кур, гусей. Готовят студень, кровяную колбасу. Пельмени подают в бульоне, готовят их к повседневному и праздничному столу. Раньше из кислого теста пекли хлеб, сегодня из сдобного делают пироги с разными начинками, шаньги, крендели. Из пресного теста пекут лепешки, пироги, оладьи, пирожки, хворост. На праздник готовят курник, пироги с вишней, ягодами, свеклой, морковью. Из сушеной вишни делают вишневое масло «чеяле май»: плоды заливают на несколько часов горячей водой, измельчают в мясорубке, перемешивают со сливочным маслом и сахаром. Сладкую массу скатывают в шарики, замораживают. Едят с чаем, намазывая на хлеб, используют в качестве начинки для выпечки.

Из молока делают различные продукты:

После кипячения сыворотки до полного выпаривания, получается красновато-коричневая пористая масса, с кисловато-сладким вкусом, которую нагайбаки соединяют с маслом, подают к чаю.

Кухня этого народа в 1996 год получила бриллиантовую звезду на конкурсе в Мексике за экологическую чистоту и качество.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Внешность

Одежда

Традиционный костюм мужчин выполнен в стиле Оренбургского казачества. В качестве нижней одежды носили белую рубаху, домотканые брюки, косоворотку — рубаху с косым воротом. Считается что косым ворот был сделан для того, чтобы во время работы крестик не выпадал из-под одежды. Шили их из пестряди — разновидности грубой ткани. Низ рубахи украшали оборкой, ворот был со стойкой, рукава прямые. Часто их отделывали рюшами. Женские рубашки оформлялись более оригинально. На талии и в области груди вышивали аппликацию в виде круговых композиций, использовали для этого яркие куски ткани.

Верхнюю одежду шили из сукна, дубленой кожи. Подпоясывали цветными кушаками, длина которых была до трех метров. Завязывали кушаки традиционно, обматывая вокруг пояса, концы прятали, если на них были кисти — выпускали. Традиционной обувью у нагайбаков являются «татарские» прямоплетеные лапти.

Летом мужчины носили фуражку, в холодное время — папаху из каракуля. Женщины надевали колпак, пошитый из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Носили его вместе с головной повязкой. Основная часть представителей народности сегодня носит городскую одежду казачьего образца.

Жилище

Поселения нагайбаков располагаются неподалеку от рек, отличаются правильной квартально-уличной планировкой. В каждом селении есть церковь, площадь-плац, провиантские склады, магазины. Основная часть усадеб однодворная. Отдельно от жилища строились хозяйственные постройки. Живут нагайбаки зимой в срубных домах, летом — в саманных. Жилища одноэтажные, состоят в основном из двух комнат. В конце 19 века войсковое начальство распорядилось, чтобы все разбивали перед жилищем палисадники, для предотвращения распространения пожаров. Палисадник, крыльцо и наличник красят в голубой цвет. В 20 веке появился обычай, который сохранился до сих пор — побелка внешней части дома. Особенностью старинного нагайбакского жилища является печь с чугунным котлом-казаном, напротив устанавливали нары, которые раньше заменяли кровать.

Жизнь

Традиционное занятие нагайбаков — залежное земледелие, выращивают ячмень, пшеницу, овес, полбу, рожь, коноплю, лен. Занимаются животноводством, разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, домашнюю птицу. Зажиточные отдавали скот казахам на выпас или держали его на отдаленных хуторах (кырга чыгу). Занимаются пчеловодством, раньше была развита добыча камня. Традиционное пахотное орудие народа сабан — тип плуга на двух колесах. Хлеб мололи молотильным катком. Из промыслов занимались производством экипажей, плотницким делом.

Культура

Песенный фольклор народа очень богат. В каждом селе поют по-своему, везде песни разные. Широко распространены песни-сказания, активно поют нагайбаки русские произведения. Песни-проводы занимают особое место, они передают ностальгию по родным местам, ожидание встречи с родными.

В Нагайбакском районе есть достопримечательности:

Традиции

В дни зимнего солнцестояния и начала нового года отмечается праздник Нардуган. Сопровождается торжество молодежными играми, которые длятся две недели. На Нардуган все надевали лучшие украшения и наряды, девушки показывали свои способности в приготовлении угощений. Накануне Нового года или Крещения проводили гадания на суженого, замужние гадали на достаток в доме и благополучие.

Каждая девочка с пяти лет начинала готовить себе приданое, которое состояло из кровати, перины, подушек, сундука, рушников. Девушки на посиделках вышивали, выбивали покрывала, полотенца. Та, у которой не было выбитых вещей, считалась плохой невестой. После свадьбы молодая жена должна была развязать пояс на костюме жениха.

У народа было три формы бракосочетания:

Юноша сам искал себе невесту, если в родном селе ее не находил, уходил в соседние селения. Парень стремился добиться взаимности от девушки, заявлял своим родителям о желании жениться. Те посылали в дом девушки сватов. Размер калыма определяли родственники с обеих сторон и сваты. Отец девушки назначал день помолвки. Приданое невеста собирала с помощью подружек, ее мать шила жениху свадебный наряд. Накануне свадьбы невеста устраивала девичник и обрядовую баню, жених — парнишник и баню. После венчания и бракосочетания родители давали молодым свое благословение и начинался праздник. На следующий день все гости звали молодых к себе, дарили домашних животных, гости приглашали в дом тестя, пировали в нескольких домах по очереди в течение нескольких дней.

Источник

«К татарам не приписывайте!» Кто они — нагайбаки из Фершампенуаза и Парижа

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Нагайбаки — малочисленный коренной народ, проживающий в одноименном районе Челябинской области. Их всего около восьми тысяч человек. Они считают себя потомками казаков, ходят в церковь, говорят на диалекте татарского языка и проводят обязательный языческий обряд Аш биру. Почему нагайбаки не хотят, чтобы их называли татарами, и как народ, почти растерявший свое самосознание во времена советской власти, вот уже тридцать лет успешно по крупицам собирает его остатки — в материале «Idel.Реалии».

«Мы с душой вас встречаем», — говорят нагайбаки уже более 200 лет тем, кто прибывает к ним в гости, в далекий район на границе с Казахстаном. Это строчка из народной величавой песни. С ней встречали гостей, которые долго ехали по проселочной дороге на лошадях. Так и нас встретили нагайбаки в своем Доме творчества, где в тот вечер проходили культурные мероприятия — выступал местный ансамбль народной песни, а незадолго до этого дети приходили на мастер-класс по соломоплетению.

Мы приехали в столицу района поселок Фершампенуаз в самом начале зимы. Снег окончательно еще не лег, но утром было так холодно, что поля в округе стали совершенно белыми. В центре поселка с необычным названием — площадь. На площади — памятник Ленину перед забором из металла, раскрашенным в цвета российского флага. Площадь закатана в асфальт и абсолютно пустая. На ее самом краю стоят две бабушки с лыжными палками в руках.

— Скандинавской ходьбой занимаетесь?

— Да, тренируемся, чтобы так просто не сидеть без дела, — отвечают нам.

Спрашиваем, говорят ли они на татарском. Бабушки оживляются и беседуют с нами уже на родном языке, отмечая, что им так даже лучше. Спрашивают, для чего мы к ним в поселок приехали. Отвечаем, что рассказать о них — нагайбаках.

— У нас интересная история! — радуются они.

ПЕСНИ ДЛЯ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В Доме творчества оживленно. В одном зале уже началось выступление народного ансамбля «Сак-Сок». В другом — дети сидят за большим столом и занимаются. В третьем — за накрытый стол усадили нас. На столе — традиционные блюда и чай.

— У нас не так давно выпустили открытки с национальными блюдами. Красивые такие, не помнишь, где они у нас? — спрашивает одна из наших собеседниц другую.

— Не нужно, спасибо, мы уже купили их и книгу про нагайбаков в магазине на площади, — отвечаем.

— Эти блюда можно очень легко приготовить дома, там все написано, — говорит Надежда Алексеева.

Не дав до конца договорить, ее перебивает подруга — начинает петь народную песню. Все эти женщины — члены местного ансамбля. Они в ярко красных национальных нарядах.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Кто такие нагайбаки и почему они не считают себя татарами?

No media source currently available

ПОЮТ ДЛЯ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

— У меня бабушка пела эту песню. Мужиков мало было же тогда. Она пела мужским голосом, давала себе его специально. Вот так воздух брала и пела, — рассказывает исполнительница Нина Салова.

— Давайте, кушайте, — обращается к нам ее подруга, пододвигая к нам тарелку с выпечкой.

— Грубый голос делала специально. И мне в детстве говорила, что ее голос мне передался. Бабушка прожила 97 лет! А я вот уже 82 год живу. Наверное, перегоню бабушку, раз ее голос передался. Человечность, доброта — тоже от бабушки у меня. Для меня все хорошие — и казахи, и русские, и мордва, и кто бы ни был. И всегда поклон и спасибо, что вы меня слушали! — продолжает Салова.

Зашел разговор о религии. Женщины уточняют, что носят крестики и обязательно ходят в церковь.

— Мы там поем «Отче наш» на русском, а потом нагайбаки поют на своем языке. И знаете как красиво!

— Пейте чай! — добавляет другая.

— Наши песни поются не для себя — а для будущего поколения, — рассказывает Надежда Алексеева. — Есть у нас такая строчка в песни. Когда мы в первый раз поехали в Казань в консерваторию, там заметили, что наши песни очень многоголосные и певучие. На одноголосье у нас нет почти песен. В основном песни о жизни, об истории народа. В песни вкладывались все важные события.

Они вспоминают сказку местную «Сак-Сок» (именно в честь нее и назван их ансамбль). Про двух братьев, которые не слушались свою маму. Однажды их мать сказала: «Не слушаетесь — становитесь тогда птицами и улетайте». И они превратились в птиц. Теперь летают два брата — одного зовут Сак, другого — Сок. Эту сказку рассказывают детям, чтобы они помнили: слово матери и отца важно.

— Это для того, чтобы слушались маму. Вот она сказала, чуть ли не прокляла и они превратились в птиц. Это воспитательная легенда такая, мы теперь это поем, чтобы напоминать об этом детям, — рассказывает одна их наших собеседниц.

ОТ ПАРИЖА ДО ФЕРШАМПЕНУАЗА

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Село Париж находится в сорока минутах езды от Фершампенуаза. Въезжая в поселок, путников встречает белая табличка с названием. Проезжающие мимо часто фотографируются здесь.

Есть в поселка и еще одна достопримечательность — башня связи «Ростелекома». В любом другом месте компания бы построила обычную вышку, увешанную аппаратурой, но не тут. 50-метровую башню, копию Эйфелевой башни во французском Париже, построил мобильный оператор еще 13 лет назад. Теперь это главная достопримечательность района.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Мы приехали сюда на следующий день, чтобы пообщаться с хранителем Парижского музея Людмилой Араповой. Местный музей находится в 120-летнем доме купца второй гильдии Андрея Тиннибаева. «Дом стоили верхнеуральские мастера из очень хорошей лиственницы. Поэтому он сохранился в таком состоянии», — рассказывает Арапова.

В 1922 году купца раскулачили, выслали из села, а в его доме сделали школу. Она работала до 1971 года, потом в дом въехали новые жильцы, а в начале 90-х решили тут разместить музей.

Именно тогда, в начале 90-х годов, у нагайбаков случился национальный бум — они добились официального признания их малочисленным коренным народом и стали вспоминать кто они такие. Большой вклад в восстановление национальной культуры внес Алексей Маметьев.

В первой комнате экспозиции музея расположена нагайбакская изба. Экскурсовод отмечает, что нагайбакская и русская избы абсолютно одинаковы, кроме одна вещи — печи. «Она тоже очень похожа на русскую печь, но отличительная черта — вмазанный сбоку котел», — отмечает она. Этот котел был необходим для повседневного приготовления пищи, чтобы летом не топить всю печь.

— Предки нагайбаков прибыли с территории современного Башкортостана, а до этого, вероятно, проживали в Татарстане. Скорее всего, это заимствовано у тюркских народов, так как это встречается у них, — рассказывает она.

Рядом с печкой — спальное место детей — палата. Там было очень тепло и уютней рядом с ней. По диагонали от печи расположено самое святое место — красный угол. Он оформлялся хозяйкой полотенцами и вышивкой. Икону ангел, которая сейчас стоит в музее, сберегла местная жительница. В 1930 году церковь в селе разрушили и она забрала икону к себе, спрятала и 70 лет держала на чердаке. А когда открылся музей, отдала туда.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

— Отличительная черта нагайбакского убранства — обязательно накрытый скатертью стол, — продолжает экскурсию Арапова. — Как бы семья не жила, стол должен обязательно должен был быть накрыт скатертью. Если кто-то зашел в дом, а стол не покрыт — это считалось позором хозяйки. Поэтому первое, что делала девушка себе в приданое — скатерть.

Кровать хозяйки тоже очен важное место. Более зажиточные казаки могли себе позволить построить двухкамерную избу с горницей. Именно в ней стояла кровать. Она обычно тоже была срублена хозяином, а хозяйка ее обустраивала перинами, одеялами, делала подзор, подушки. Главное — подушки, чем больше было на постели подушек и чем они были пышнее — по этому судили о хозяйке.

Сейчас, как отмечает экскурсовод, элементы традиционного убранства редко можно встретить в дома. Только в трех-четырех домах у пожилых можно увидеть традиционные красные покрывала на кроватях, у остальных — нет.

Следующая комната посвящена истории нагайбаков, их переселению и национальному платью и костюму.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

— Есть много разных версий о том, кто такие нагайбаки. Есть часть исследователей, которая называет предками народа арских татар, которые проживали на арской заставе недалеко от Казани. После завоевания Казани были крещены и потом уже были переселены на территорию Уфимской губернии. Другие считают, что нагайбаки — это потомки ногайцев и не применимая мусульманства они сразу перешли в православие.

Есть очень красивая легенда о царице Сююмбике, которая объединяет обе эти версии. Сююмбике — ногайская принцесса, была выдана замуж за казанского хана Джана-Али и в ходе дворцовые переворотов даже не так долго правила Казанским ханством. И вот когда выходила замуж, ее сопровождали 600 холостых ногайских джигитов. Это было обязательное условие. А когда Иван Грозный завоевал Казань, и Сююмбике увезли в Москву, этим 600 джигитам запретили возвращаться на родину и их поселили на арской заставе. Там они ассимилировались с татарским население и были переселены на территорию современного Башкортостана.

В 1704-1711 годах на территории современного Башкортостана начались восстания, вызванные введением дополнительных налогов и рядом мер, которые ратронули религиозные чувства башкир. Нагайбаки, рассказывает хранительница, не участвовали в этих восстаниях и в благодарность за это в 1736 году императрица Анна Иоановна подарила им в собственность эту землю и возвела их в казачье сословие. Нагайбаки построили крепость Нагайбак, объединившую 11 деревень.

— На территории современного Нагайбакского района всегда враждовали башкиры и киргиз-касаки (так русские в XVIII — начале XX века называли киргизами также казахов — «Idel.Реалии»). И чтобы примирить эти два народа, было решено проложить тут новую линию — сдвинуть границу России ближе к Казахстану. Решили тогда заселить эту линию казаками-нагайбаками. Так в 1842 году предки пересекли Уральский хребет и двинулись на эти земли. Переселение, надо сказать, было не добровольным. Нужно было в очень короткий срок собраться и приехать.

Картографы вышли из Верхнеуральска и поставили колышки в тех местах, где должны были появиться новые села. Первый колышек — село Кассель, второй — Остроленка, третий — Фершампенуаз, четвертый — Париж, пятый — Великопетровка и так далее до границы. Сначала поселения просто нумеровались, Париж, например, был постом №4. В 1843 году по ходатайству Оренбургского генерал-губернатора Обручева было решено дать название этим постам в честь городов, которые нагайбаки когда-то прошли в войне с Наполеоном. Вот так появились эти названия, нам досталось самое красивое, — уверена Арапова.

ОХРАННИК ТАЗОБЕДРЕННОЙ КОСТИ

— Аш биру — это свято. Мы очень долго готовимся, это один из самых важных обрядов, — хранительница музея и наша сопровождающая, которую к нам приставили из местной администрации, говорят об обряде с придыханием и понижая голос. Для них этот обряд один из последних неправославных, который так чтут и хранят.

Чашки расставляют на столы. Столов накрывается штуки четыре-пять, потому что очень много людей приглашают. Как только становится понятно, что все чашки и родственники собрались, начинается раздел чашек. Из них всех делается три чашки. Одна — для того человека, в честь которого проводится обед. Вторая — для всех умерших родственников. Третья — для тех, кто умер не своей смертью, детей, которые погибли при трагических обстоятельствах. Она называется «ушабаши».

Самую главную чашку, в честь усопшего, отдают тому, кто телочку заколол. Он берет чашку и говорит слова в честь покойного. На следующий день, человек, которому дали чашку приглашает на обед в свой дом. Раньше еще и на третий день приглашали.

Аш биру — один из последних плодов языческих верований у нагайбаков. Раньше их было больше, но сегодня уже никто не помнит их. А Аш биру чтят и соблюдают. Это своеобразные поминки, которые проводят не ранее чем через три года после смерти родственника.

— В котле обязательно варится тазобедренная кость, — продолжает смотрительница музея. — Ее достают потом, ставят на стол, где сидят люди и обедают. Эта кость так и стоит на столе все время. Назначают одного человека, который должен охранять кость. Если он куда-то уходит, то должен накрывать кость тряпкой или полотенцем. Тогда ее никто не тронет. А если он уйдет и оставит кость просто так, тогда ее могут украсть и потребовать у охранника деньги. Один день кость стоит просто так весь день. На второй день с нее начинают срезать частями мясо и раздавать каждому. Тут много тонкостей.

Основная цель этого обряда, считают нагайбаки, — это жертвоприношение. Как только мясо с кости все съедалось и она оставалась абсолютно чистой, ее выносят и кладут на какое-то высокое место — на чердак сарая или дома. Там кость должна пролежать какое-то время. Весной, когда начинается половодье, хозяин достает ее и бросает в реку.

— Считается, что эта кость, пока лежит на чердаке, собирает в себя все самое плохое, а потом, когда ее выбрасывают, она утекает, забрав все это, — объясняет Арапова. — Батюшки очень недовольны этим обрядом и просят не делать. Но он до сих пор живет в домах и практикуется. У меня у самой свекрови было три года со дня смерти, а обряд проводится как раз не ранее трех лет со дня смерти. В конце ноября, до поста. Или сразу после рождественского поста. Мы часто делаем в само Рождество. Нам надо в этом году делать, пока еще не готовы и не собрались, но обязательно нужно это сделать.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

Сами похороны у нагайбаков никак не отличаются от православных. При этом нагайбаки празднуют Сабантуй. Раньше он проводился в каждом поселке, теперь — только в столице. Чего почти совсем не осталось у современных нагайбаков — это казачьего наследия.

— Раньше казаки уходили, нужно было организовывать проводы, были казачьи свадьбы. Сейчас такого нет, но можем просто реконструировать. Религия осталась, а вот казачества — нет. Почти все казаки были репрессированы в 30-х годах XX века. Если посмотреть список репрессированных — только казаки. Они боялись говорить об этом, чтобы не забрали и их, — объясняет хранительница.

Я — КРЯШЕН!

— Ишмаметьевы, Батраевы, Саперовы, Бегашевы, Киртяновы — это чисто нагайбакские фамилии. Имена у нас все русские, православные. Зато, есть клички. У моего отца была кличка Жамалай. Жана калай — новая крыша, покрытая жестью. Они тогда новую крышу сделали для дома, отсюда и кличка такая, — рассказывает одна из наших собеседниц за столом Дома творчества в Фершампенуазе.

— А у меня дедушка в Остраленке (Остраленский — поселок в районе — «Idel.Реалии») строил мельницу для народа. Все мололи там. И вот, когда крыли крышу камнями, они стали падать. «Ой, дыбыр-дыбыр», — сказал дедушка. Падают! Вот ему дали такую кличку — Дыбыр. Маму звали Дыбыр санук (Александра Егоровна), — рассказывает другая.

О своем наследии и предках нагайбаки говорят много. Для них это — самый верный источник своей культуры. В XX веке почти забытой и утерянной. Народ появился почти 300 лет назад, совсем не много, если сравнивать в масштабах истории, но современные нагайбаки уже больше не казаки, свой язык тоже почти не сберегли — молодежь на нем не говорит, единственное, что осталось — православие.

— Я работаю в Доме культуры. Я — истинная нагайбачка, хорошо владею нашим языком и поэтому — пою. У меня нет никаких смешений в семье. Рәхәтләнеп сөйләшәм крәшенчә, җырлыйм, биим. (Хорошо говорю по-кряшенски, пою и танцую — «Idel.Реалии») Моя бабушка говорила мне, что наши предки — персы и турки. У нас все трактуют иначе, — рассказывает Надежда Алексеева. — Кстати, у нас традиция сохраняются, особенно вкусная у нас еда. Кому не дадим попробовать кыстыбый, все говорят — очень вкусно! Объеденье! В Мексике нам за нашу еду дали бриллиантовую звезду! Но у нас не было возможности поехать туда — денег не было. Может быть когда-то съездим туда и заберем.

— Традиции сохраняют, а вот дети наши вообще не знают языка. Мы и сами-то в основном на русском говорим. Поэтому так плохо получается, — продолжает Алексеева.

Мы попросили их говорить на татарском для видео, но у них не получается вспомнить все слова и рассказ постоянно срывается на русский.

— Хотя очень хотелось бы, чтобы дети и внуки могли говорить по нагайбакском, — говорит она. — Надо бы, чтобы в школе учили язык.

— Хотелось бы, да, — говорит ее подруга и поясняет, что речь идет именно о нагайбакском языке. — Если бы моей маме сказали бы, что она татарка, она бы сказала: «Нет, я — крящен. К татарам не приписывайте!»

Доктор исторических наук Дамир Исхаков считает нагайбаков частью татарского народа. Три года назад в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле работала выставка, посвященная истории, культуре и быту нагайбаков. Еще в начале 2000-х в Татарстане об этой этнической группе знали очень мало. Специально для Радио Азатлык Дамир Исхаков провел экскурсию по выставке нагайбаков, видео можно посмотреть здесь (на татарском языке).

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Картинка про Кто такие нагайбаки и откуда они взялись. Фото Кто такие нагайбаки и откуда они взялись

карина джамал

Журналист «Idel.Реалии». Пишет о событиях в Татарстане и Удмуртии. Занимается расследованиями, посвященными коррупционным преступлениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *