Кто такие нагайбаки история происхождения

Нагайбаки — малочисленный коренной народ России

Нагайбаки — этнорелигиозная группа татар, малочисленный коренной народ России. Входили в состав Оренбургского казачества во времена Российской империи.

Известны с 18 века под названием «уфимские новокрещены». Благодаря проведенным различным исследованиям, ученые полагают, что у народа казанско-татарское, арско-татарское или ногайско-татарское происхождение. Императрица Анна Иоанновна в 1736 году создала Нагайбакское казачье войско, для укрепления пограничного с казахскими степями района в Южном Зауралье. На реке Ик заложена была Нагайбакская крепость. Туда на службу приехали уфимские новокрещены вместе с семьями.

Где живут

Народность проживает в Российской Федерации, Челябинской области на территории Нагайбакского, Чебаркульского муниципальных районов, в Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Башкортостане. Центр нагайбаков — село Фершампенуаз, является районным центром Нагайбакского района. В конце 18 века жили в Верхнеуральском уезде, селе Бакалы, Нагайбакской крепости и 12 деревнях. Помимо них здесь проживали татары-тептяри, с которыми казаки очень часто заключали браки. Часть нагайбаков проживала в казачьих поселениях, расположенных в Оренбургском уезде: Гирьял, Подгорный, Ильинский, Алабайтал, Нежинский.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

Численность

В советский период после 1926 года народ не учитывался отдельно, а записывался вместе с татарами, из-за чего точное определение их численности было затруднено. Сейчас всего в мире проживает около 9 600 представителей народности.

Название

Уфимские новокрещены стали встречаться под названием «нагайбаки» в 19 веке. История этнонима происходит от башкирского кочевника по имени Нагайбак, который жил в местностях современного Башкортостана. Туда в 1522 году, после падения Казани, переселились предки нагайбаков — арские татары, принявшие христианство. Именем кочевника был сперва назван один населенный пункт, созданный народом, затем вся этническая группа. Во времена Оренбургского казачества назывались «оренбургские казаки».

Язык нагайбаков — говор среднего диалекта татарского языка.

Религия

В 16-18 веках народ был обращен в православие. Исповедует православное христианство.

У нагайбаков есть своя традиционная кухня, но они всегда охотно заимствовали рецепты живущих по соседству народов. Ежедневно в каждом доме готовят суп с лапшой и крупяную кашу, независимо от достатка семьи. На праздники готовят суп-лапшу на мясном бульоне. Всегда на столе много изделий из теста. Из мяса едят баранину, говядину, конину, свинину, птицу: уток, кур, гусей. Готовят студень, кровяную колбасу. Пельмени подают в бульоне, готовят их к повседневному и праздничному столу. Раньше из кислого теста пекли хлеб, сегодня из сдобного делают пироги с разными начинками, шаньги, крендели. Из пресного теста пекут лепешки, пироги, оладьи, пирожки, хворост. На праздник готовят курник, пироги с вишней, ягодами, свеклой, морковью. Из сушеной вишни делают вишневое масло «чеяле май»: плоды заливают на несколько часов горячей водой, измельчают в мясорубке, перемешивают со сливочным маслом и сахаром. Сладкую массу скатывают в шарики, замораживают. Едят с чаем, намазывая на хлеб, используют в качестве начинки для выпечки.

Из молока делают различные продукты:

После кипячения сыворотки до полного выпаривания, получается красновато-коричневая пористая масса, с кисловато-сладким вкусом, которую нагайбаки соединяют с маслом, подают к чаю.

Кухня этого народа в 1996 год получила бриллиантовую звезду на конкурсе в Мексике за экологическую чистоту и качество.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

Внешность

Одежда

Традиционный костюм мужчин выполнен в стиле Оренбургского казачества. В качестве нижней одежды носили белую рубаху, домотканые брюки, косоворотку — рубаху с косым воротом. Считается что косым ворот был сделан для того, чтобы во время работы крестик не выпадал из-под одежды. Шили их из пестряди — разновидности грубой ткани. Низ рубахи украшали оборкой, ворот был со стойкой, рукава прямые. Часто их отделывали рюшами. Женские рубашки оформлялись более оригинально. На талии и в области груди вышивали аппликацию в виде круговых композиций, использовали для этого яркие куски ткани.

Верхнюю одежду шили из сукна, дубленой кожи. Подпоясывали цветными кушаками, длина которых была до трех метров. Завязывали кушаки традиционно, обматывая вокруг пояса, концы прятали, если на них были кисти — выпускали. Традиционной обувью у нагайбаков являются «татарские» прямоплетеные лапти.

Летом мужчины носили фуражку, в холодное время — папаху из каракуля. Женщины надевали колпак, пошитый из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Носили его вместе с головной повязкой. Основная часть представителей народности сегодня носит городскую одежду казачьего образца.

Жилище

Поселения нагайбаков располагаются неподалеку от рек, отличаются правильной квартально-уличной планировкой. В каждом селении есть церковь, площадь-плац, провиантские склады, магазины. Основная часть усадеб однодворная. Отдельно от жилища строились хозяйственные постройки. Живут нагайбаки зимой в срубных домах, летом — в саманных. Жилища одноэтажные, состоят в основном из двух комнат. В конце 19 века войсковое начальство распорядилось, чтобы все разбивали перед жилищем палисадники, для предотвращения распространения пожаров. Палисадник, крыльцо и наличник красят в голубой цвет. В 20 веке появился обычай, который сохранился до сих пор — побелка внешней части дома. Особенностью старинного нагайбакского жилища является печь с чугунным котлом-казаном, напротив устанавливали нары, которые раньше заменяли кровать.

Жизнь

Традиционное занятие нагайбаков — залежное земледелие, выращивают ячмень, пшеницу, овес, полбу, рожь, коноплю, лен. Занимаются животноводством, разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, домашнюю птицу. Зажиточные отдавали скот казахам на выпас или держали его на отдаленных хуторах (кырга чыгу). Занимаются пчеловодством, раньше была развита добыча камня. Традиционное пахотное орудие народа сабан — тип плуга на двух колесах. Хлеб мололи молотильным катком. Из промыслов занимались производством экипажей, плотницким делом.

Культура

Песенный фольклор народа очень богат. В каждом селе поют по-своему, везде песни разные. Широко распространены песни-сказания, активно поют нагайбаки русские произведения. Песни-проводы занимают особое место, они передают ностальгию по родным местам, ожидание встречи с родными.

В Нагайбакском районе есть достопримечательности:

Традиции

В дни зимнего солнцестояния и начала нового года отмечается праздник Нардуган. Сопровождается торжество молодежными играми, которые длятся две недели. На Нардуган все надевали лучшие украшения и наряды, девушки показывали свои способности в приготовлении угощений. Накануне Нового года или Крещения проводили гадания на суженого, замужние гадали на достаток в доме и благополучие.

Каждая девочка с пяти лет начинала готовить себе приданое, которое состояло из кровати, перины, подушек, сундука, рушников. Девушки на посиделках вышивали, выбивали покрывала, полотенца. Та, у которой не было выбитых вещей, считалась плохой невестой. После свадьбы молодая жена должна была развязать пояс на костюме жениха.

У народа было три формы бракосочетания:

Юноша сам искал себе невесту, если в родном селе ее не находил, уходил в соседние селения. Парень стремился добиться взаимности от девушки, заявлял своим родителям о желании жениться. Те посылали в дом девушки сватов. Размер калыма определяли родственники с обеих сторон и сваты. Отец девушки назначал день помолвки. Приданое невеста собирала с помощью подружек, ее мать шила жениху свадебный наряд. Накануне свадьбы невеста устраивала девичник и обрядовую баню, жених — парнишник и баню. После венчания и бракосочетания родители давали молодым свое благословение и начинался праздник. На следующий день все гости звали молодых к себе, дарили домашних животных, гости приглашали в дом тестя, пировали в нескольких домах по очереди в течение нескольких дней.

Источник

Нагайбаки: история, происхождение, традиции, культура

Нагайбаками называется одна из этнорелигиозных групп татарского народа, проживающая преимущественно на территориях Нагайбакского и Чебаркульского районов Челябинщины. Исповедуют православное христианство, говорят на одном из диалектов татарского языка, на законодательном уровне признаны коренным малочисленным народом. Согласно результатам переписи 2002 года нагайбаками назвали себя 9 600 человек, перепись 2010 года учла 8 148 представителей субэтноса.

Внешность

Обладают нетипичной и незаурядной внешностью, поскольку являются симбиозом нескольких этнических групп. Их отличает худощавость, стройность, несмотря на наличие тюркских черт, большинство отличается светлыми волосами и глазами, а также самобытным говором.

Происхождение

Термин «нагайбак» встречается уже в 19 столетии, под именем уфимских новокрещен ногайбаки известны еще с 18 века.

Некоторые исследователи полагают, что они относятся к потомкам ногайцев-христиан, отколовшихся в свое время от Ногайской орды и заселивших берега реки Ик. По этой версии название субэтнической группы происходит от термина «ногай бэк», означающего «ногайский князь».

Другие считают данный этнос потомками казанских, а если точнее – то арских татар, происходящих из города Арск, расположенного на берегах Казанки.

Арск упомянут и в третьей версии, являющейся попыткой объединения двух предыдущих. Согласно ей, примерно в 1533 году дочь ногайского мурзы стала женой казанского хана. Она отправилась в Казань не одна, а в сопровождении шестисот джигитов, которые поселились возле Арской заставы и со временем были полностью ассимилированы татарами. Впоследствии их и их потомков и стали называть арскими татарами.

После падения Казани в 1552 году арские татары приняли христианство и переселились на земли современного Башкортостана. В местах их расселения в то время кочевал башкир Нагайбак, по имени которого получил свое название сначала один из населенных пунктов переселенцев, а уже впоследствии – и сама этническая группа.

История

В 17-18 столетиях взаимоотношения между русскими и нагайбаками с одной стороны, и проживающим рядом с ними коренным населением – башкирами, складывались нелегко. Еще больше ситуация осложнялась из-за набегов кочевников из Кызыл-Кайсацкой орды, грабивших села и уводивших в рабство их обитателей. В целях защиты южных рубежей государства началось строительство Закамской оборонительной линии, состоявшей из целого ряда крепостей, среди которых была и Нагайбакская.

Нагайбаки несли воинскую повинность, но включались в сословие крестьян и выплачивали дань. В 30-ые годы 18 века произошло восстание башкир, во время него нагайбаки встали на сторону властей. За это они были освобождены от уплаты дани и включены в казачье сословие, а также наделены землей. Кроме того, в 1736 году императрица Анна Иоанновна создала Нагайбакское казачье войско, целью которого стала охрана южноуральского пограничья, у берегов реки Ик была заложена одноименная крепость. На службу собирались новокрещеные из территорий современных Татарстана и Башкортостана. В конце 18 века они проживали в Нагайбакской крепости, в селении Бакалы и еще в двенадцати селениях.

Нагайбаки приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года и отличились во многих сражениях последовавшего за ней заграничного похода. В той компании им довелось сражаться у города Кассель, в битве при Лейпциге, они штурмовали Фершампенуаз-на-Марне и закончили войну в столице Франции – Париже.

В 1842 году последовало новое переселение, связанное с разделением враждовавших между собой башкирского и казахского народов, и одновременно должное обеспечить безопасность торгового пути в азиатские страны. С этой целью в середине 1830-ых годах была построена линия из крепостей и укрепленных поселений, протянувшаяся от Троицка до Орска.

Именно сюда, на территорию современного Нагайбакского района, и переселили героев нашего повествования, здесь им дали землю, лес для строительства изб, здесь ими были основаны станицы, получившие названия в честь памятных мест победных сражений, в которых им довелось поучаствовать. Теперь эти станицы имеют еще и местные названия.

В конце 19 и начале 20 веков казаки-нагайбаки приняли участие в войне с Японией и Первой мировой войне, а также в походах в Туркестан. В разгоревшейся затем гражданской войне они выступили на стороне «белых».

Многие нагайбаки стали жертвами репрессий в период расказачивания, а затем – и во времена раскулачивания, именно тогда ими уничтожались документы, вещи и одежда, хоть как то напоминающие о прошлом. В итоге сведений о жизни в нагайбакских селениях дореволюционных времен сохранилось очень мало. После ликвидации казачества в 1920 году нагайбаки снова стали крестьянами, спустя семь лет власти организовали Нагайбакский район. Лишь в конце 20 столетия начало постепенно возрождаться национальное самосознание, в самом конце 1990-ых нагайбаки были законодательно признаны отдельной этнической группой.

Динамика численности

К концу 18 столетия нагайбаков насчитывалось примерно 12 000 человек. Определить их точное число на протяжении всего советского периода очень трудно, тогда они учитывались в составе татарского народа. И. Р. Атнагулов привел такие сведения, касающиеся общего числа рассматриваемой этнической группы в разные годы: 1866 г. – 4287; 1897 г. – 7812; 1926 г. – 7722; 1959 г. – 8 700; 1979 г. – 9 700; 1989 г. – 12 000; 2002 г. – 9 600; 2010 г. – 8148.

Отметим, что при переписи 1926 года они были учтены в качестве отдельной народности, во все последующие переписи — как татары, при проведении переписи 2002 года — как отдельный этнос.

Традиционная одежда

Поскольку исторически нагайбаки – оренбургские казаки, то и традиционной мужской одеждой у них была форма оренбургских казаков. О каких-либо других типах одежды, распространенных ранее, данных почти не осталось.

Нижней одеждой являлась белая рубаха, домотканые брюки и косоваротка, материалом для их изготовления служила пестрядь – одна из разновидностей грубой ткани. Низ у рубах украшали оборкой, ворот – как правило, стойка, рукава были прямыми. Рукава и ворот нередко отделывали рюшами.

Особой оригинальностью отличалось оформление женских рубашек, не имевшее аналогов ни в одной другой группе татар волжско-уральского региона. В область груди и на талию наносили аппликации в виде круговых композиций, куски ткани для них отличались яркостью и контрастностью.

Верхняя одежда была или суконной, или шилась из дубленой кожи. Ее подпоясывали кушаками различных цветов, длина которых доходила до трех метров. Завязывали их традиционным способом – обматывая вокруг пояса, а концы прятали, либо, наоборот выпускали, если на них были кисти. Традиционная обувь – прямоплетенные лапти, известные как «татарские».

В летнее время главным мужским головным убором неизменно была фуражка, в холодную пору года в этой роли выступали каракулевые папахи. Основным женским головным убором был колпак из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, который носили вместе с головной повязкой. В начале прошлого столетия большинство нагайбаков стало одеваться в городскую одежду казачьего образца.

Кухня

Нагайбаки часто и охотно перенимали рецепты народов, живущих с ними по соседству, но, вместе с тем, сумели сохранить и традиции собственной кухни. Каждый день в любом нагайбакском доме готовили кашу из круп и суп-лапшу, на столе всегда было много мучных изделий. Любимым мясом всегда считалась баранина, часто применялась говядина и мясо птицы, не употреблялись в пищу свинина и конина. Кроме того, готовили студень, распространена была кровяная колбаса. Пили в основном кисломолочные напитки – катык и айран, а также чай, компот и настойку из свеклы. Молоко употреблялось преимущественно в переработанном виде.

Песенные традиции

Песенный фольклор нагайбаков очень богат, в нем повествуется об истории народа, сохранились и некоторые древние легенды. В каждом селении поют по-своему, песни везде разные, но широко распространены и песни, характерные для других групп татар, а также песни-сказания. Помимо этого всегда активно воспринимались русские песни, а особенное место в нагайбакском музыкальном фольклоре занимали песни-проводы, передающие ностальгию казака по родным местам, и ожидание встречи с родными.

Современная культура

В последнее время нагайбакские населенные пункты становятся все более интересны туристам не только из России, но и из-за рубежа. Например, еще летом 2005 года в селе Париж открыли телефонную вышку, представляющую собой копию Эйфелевой башни в уменьшенном масштабе, которая теперь стала самой узнаваемой визиткой всего района. Кроме того, добились известности фольклорные ансамбли, знакомящие с национальной культурой и фольклором нагайбаков и россиян, и жителей зарубежных стран.

Герб Нагайбакского района

Если понимать под национальными атрибутами герб и флаг, то своей национальной символики у нагайбаков нет, но есть общерайонный герб.

Его композиция представляет собой меч, обвитый колосьями, что означает преемственность между поколениями, и одновременно – славу местных жителей, добытую ими и их предками на полях сражений и в повседневном труде в мирное время. Колосья, как символ плодородия указывают на сельскохозяйственную ориентацию района, золотой цвет выступает как символ процветания. Меч олицетворяет мужество и решимость, серебро – древний символ мудрости и чистоты. Композиция представлена в виде буквы «Н», служащей отсылкой к названию района. Лазоревое поле символизирует собой географическое положение местности и ее природные памятники.

Музеи

Нагайбакский район по праву считается одним из наиболее богатых в музейном плане во всей Челябинской области.

Дом камня

В Доме камня геологом А. Маторой собраны и представлены уникальнейшие коллекции камней и минералов со всего Урала.

Музей истории в с. Париж

Музей открылся 28 октября 1989 года в самом центре населенного пункта, в старом казачьем доме. Здесь имеется несколько залов с экспозициями и собственная маленькая картинная галерея.

Первая экспозиция восстанавливает перед посетителями интерьер казачьего жилища, вторая расскажет об истории нагайбаков, в третьей представлены лучшие, наиболее уважаемые в селе люди, чья жизнь тесно связана с тяжелым сельскохозяйственным трудом. Еще одна экспозиция предоставляет подробную информацию о местных жителях – участниках различных войн и военных конфликтов. Для самых юных посетителей открыт «Уголок краеведа», есть в музее и зал, посвященный жизни села в наши дни.

Картинная галерея в с. Фершампенуаз

Галерея была открыта в доме, построенном еще в начале 20 века и являющемся местным архитектурным памятником, в мае 1991 года, ее организовал краевед А.М. Маметьев. Фонд был сформирован благодаря подаркам местных жителей, есть в галерее и ценные экспонаты, подаренные районной администрацией.

Дом ремесел в с. Фершампенуаз

Был создан в 2000 году, здесь работает несколько мастерских: бисероплетения, лоскутного шитья, лозоплетения, ткачества, резьбы по дереву и др.

Музей в поселке Остроленский

Кассельский музей национальных культур

Открылся в 2006 году в здании старого казачьего дома. Здесь посетитель сможет прикоснуться к истории и современности населенного пункта, к казачьей бытовой культуре, а также посмотреть на работы местных мастериц. В музее часто проводят выставки, экскурсии и встречи, кроме того, он сотрудничает с музеем города Кассель в ФРГ.

Отражение этноса в литературе и кинематографе

Пожалуй, самым первым крупным исследованием, посвященным нагайбакам, стала книга историка из Магнитогорска И. Атнагулова. Тема книги – этнографическое исследование нагайбакской материальной культуры на рубеже 19-20 веков.

Светлана Вдовина, автор книги «Соты памяти народной», при ее написании решила – никакие документы не смогут рассказать о народе лучше, чем его представители. С этой целью она начала опрашивать стариков и записывать все услышанные рассказы и воспоминания. На это ушло немало времени, но усилия не пропали даром – в книге есть сказки и легенды, обряды и традиции, сведения об одежде и кухне нагайбаков.

Ольга Терякова в своем произведении «Сарашлы – Золотая долина» рассказывает о нагайбакских легендах, в которых упоминаются древние сокровища.

Помимо этого, о нагайбаках снимались документальные фильмы, например: «Здравствуйте, нагайбаки!», «Казаки из Парижа», «Путь нагайбаков: долг, боль и свет».

Источник

Казаки из Фершампенуаза и Парижа: как в Оренбургском казачьем войске появилось «татарское управление»

В полемику на страницах «Реального времени» вокруг будущего казачества наряду с башкирскими и русскими представителями «казацкого народа» включился и ученый Рустем Аминов. Он напомнил, что есть еще один забытый тюркский народ, который не относит себя к татарам, но говорит на татарском, а также имеет древние традиции в несении воинской службы.

Переселили после завоевания Ивана Грозного?

Начнем с того, кто такие нагайбаки в классическом понимании. Нагайбаки — это группа крещеных татар, которая сформировалась непосредственно в XVIII веке на территории современного Бакалинского района Башкортостана. А впервые слово «нагайбаки» в отечественной историографии зафиксировано в 1852 году в работе Небольсина. Эта работа называется «Отчет о путешествии в Оренбургский и Астраханский край». До этого нагайбаки фиксировались, как крещеные татары.

Вообще, известно, что до 1736 года нагайбаки проживали на территории тогдашней Уфимской губернии, но если рассматривать данный вопрос глубже, выясняется, что до сих пор неизвестно и не установлено точной даты переселения их на эту территорию. Потомственная нагайбачка Е.А. Бектеева пишет по этому поводу следующее: нагайбаки после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году были записаны в подушный оклад и переселены на свободные земли в Уфимскую губернию. Но дело в том, что в 1552 году они никак не могли быть переселены туда и не могли там проживать. Скорее всего, переселение произошло ближе к XVIII веку, а именно, мы считаем, что это вторая половина XVII века, время существования Старой Закамской линии.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

Е.А. Бектеева пишет: нагайбаки после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году были записаны в подушный оклад и переселены на свободные земли в Уфимскую губернию. Фото war16-17.blogspot.ru (Штурм Казани. Художник — О.Ю. Брандуков)

«Татарское управление»

Ученые не сходятся во мнении в вопросах о происхождении нагайбаков. На сегодняшний день нами выявлено четыре версии: арская (татарская), ногайская, башкирская и татаро-калмыкская. Автор является сторонником ногайской версии происхождения нагайбаков. Согласно дореволюционным исследованиям нагайбакского священника Альметьева, термин нагайбак имеет киргизское происхождение. Оно происходит от слов нугай — татарин, и бак — сокращение от слова бакмак, то есть пасти или управлять. В итоге получается, что слово «нагайбак» в данной трактовке означает татарское управление.

Согласно же В.Н. Витевскому, нагайбаки были сформированы из различных этнических элементов. Ключевую роль, на его взгляд, играли татары и калмыки — то есть он сторонник татаро-калмыкской версии.

Казанский ученый Д.М. Исхаков выдвигает версию о возможной связи между арскими наездниками (казаками) времен Казанского ханства и предками нагайбаков, считавших себя арскими татарами.

Или крещеные башкиры?

Уфимский историк Р. Шакуров считает, что первоначально определенную часть новокрещеных нагайбаков составляли башкиры — именно они являлись первыми поселенцами на будущей территории нагайбаков Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Этот автор подкрепляет свою версию тем, что среди башкир было популярно мужское имя Нагайбак, с чем он и связывает происхождение нагайбаков. Уфимский исследователь А.И. Кортунов поддерживает версию, что нагайбаки являются крещеными башкирами.

До сих пор нагайбаки позиционируют себя не татарами, а именно нагайбаками. К слову говоря, в 1999 году нагайбаки официально были признаны малым этносом. В их истории это очень важная дата.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

На первое время к крещеным татарам-нагайбакам определили воеводу – Василия Ивановича Суворова. Фото liveinternet.ru

А Суворов был у них воеводой.

В 1734-1740 годах произошло башкирское восстание. Дело в том, что в первой половине XVIII века российское правительство решило обратить внимание на территорию Оренбургских степей и Казахстана. В итоге было решено создать Оренбургскую экспедицию в 1734 г. (с 1737 г. — Оренбургская комиссия (до 1744 г.) с целью освоения региона. В связи с этим башкиры, которые были вотчинниками своих земель, опасались, что российское правительство отнимет их земли. Нагайбаки в то время проживали в Уфимской губернии, а если быть точнее — недалеко от Белебеевского уезда. Они были обложены ясаком, то есть являлись податным населением. Именно поэтому они решили остаться на стороне правительственных войск и не поддержали башкиров в их восстании. В связи с этим указом от 11 февраля Анна Иоанновна сняла с них ясак и определила в казачью службу. Им были выделены вотчинные земли башкир «на 50 верст во все стороны от их места жительства». Нагайбакская крепость была основана на месте башкирского поселения Нагайбак. На первое время к крещеным татарам-нагайбакам определили воеводу — Василия Ивановича Суворова (отца известного русского полководца), а через 3 года на казачьем кругу избрали первого атамана.

280 лет как на службе

Кстати говоря, в этом году исполняется 280 лет со дня вступления нагайбаков в казачью службу. Это событие документально зафиксировано вышеупомянутым законом от 11 февраля 1736 года.

В 1750-х гг. В XVIII веке нагайбаки проживали в следующих деревнях: Ахманово, село Бакалы, где была церковь, Балыклы, Зияшево, Иликово, Кастеево, Килеево, Маты, Нагайбакская крепость (имелась также церковь), Новая Юзеевка, Старое Умирово, Старые Усы и Шерашли. В этих поселениях нагайбаков Белебеевского уезда также проживали новокрещеные тептяри, которые в небольшом количестве также в первой половине XVIII века были определены в казачью службу и тоже стали нагайбаками.

В 1752 г. в число нагайбаков были записаны так называемые выходцы «из киргизского плена»: 45 персиян, 12 аравитян, 3 бухарца, 2 каракалпака, все данные новокрещеные были поселены неподалеку от Нагайбакской крепости среди деревень, в которых проживали нагайбаки. Немного позднее, а именно в 1764 г., в нагайбаки были приписаны 20 душ крещеных башкир.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

В этом году исполняется 280 лет со дня вступления нагайбаков в казачью службу. Фото perevalnext.ru

Мурзы понаехали

Рассмотрим дальнейший этноконфессиональный состав поселений нагайбаков. Анализируя материалы VII ревизии (1816 г.), обнаружено, что в 1812-1815 гг. в село Бакалы были переселены татарские князья (мурзы). В 1815 г. сюда были переведены мурзы Чанышевы. Всего в Бакалах поселилось семь семей («8 душ мужского пола» из рода Чанышевых). В 1812 г. в с. Бакалы был определен мурза Асфандияр Максютов, служивший в 1816 г. в чине есаула. По сведениям VIII ревизии (1834 г.) установлено, что в 1819-1829 гг. татарские князья из с. Бакалы были переведены в д. Кузеево Белебеевского уезда. Дальнейшая судьба Асфандияра Максютова была связана со 2-м тептярским полком, куда он был приписан в 1817 г. Мурзы присутствовали и в д. Маты — две семьи князей Кудашевых (4 души м.п.), определенные к поселению сюда в 1813 г. По данным VIII ревизии фиксируется, что Кудашевых (3 души м.п.), также как и Чанышевых, перевели в д. Кузеево, а Араслангарей Кудашев в 1826 г. переселен в Воздвиженскую станицу.

В первой половине XIX в. практиковалось подселение в нагайбакские населенные пункты (3-го кантона Нагайбакской и Бакалинской станиц) русских казаков. В 1816 г. они проживали в шести (с. Бакалы, Нагайбакская крепость, д. Зияшева, Маты, Усы, Шерашли) из 14 нагайбакских поселений (3-й кантон ОКВ). Анализ материалов VIII ревизии (1834 г.) показывает продолжение данной политики. Важно отметить, что по данным VII ревизии фиксируется появление нагайбаков в д. Мушуга (ныне Мензелинский район Республики Татарстан), в 1835 г. данные нагайбаки переселены в Нагайбакскую крепость.

Что касается численности нагайбаков, то в 1795 г. ( V ревизия) их насчитывалось 2838 человек, в 1816 г. (VII ревизия) — 2805 чел., в 1834 г. (VIII ревизия) — 3529 чел., что составляло в то время 5% от общего числа Оренбургского казачьего войска). В 1865 г. количество нагайбаков увеличилось до 4997 чел. (2,11% от общего количества войска), в 1880 г. — 5891 чел.(2,04%), 1890 г. — 8709 чел. (2,64%) и наконец, в 1902 г. — 11900 чел., (2,9%). Очевидно, что удельный вес нагайбаков в составе Оренбургского казачьего войска во второй половине XIX в. уменьшался, несмотря на положительную динамику численности среди самих нагайбаков.

На рубеже XIX–XX вв. представители офицерской династии нагайбаков Бектеевых образуют хутора. Так, в 1900 г. в хуторе Бектеев насчитывалось 30 дворов (220 чел.), хутор с аналогичным названием присутствовал и в Верхнеуральской станице (в 1900 г. 103 чел. в 17 дворах). Судя по всему на данной территории проживали крестьяне, которые арендовали участки офицеров-нагайбаков, этнический состав жителей данных хуторов установить пока не удалось.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

Дочери атамана пос. Фершампенуаз Ф.А. Танаева. Фото scarb.ru

Крестились и обособились

Безусловно, важным фактом является то, что кроме крещеных татар среди нагайбаков присутствовали и другие иноверцы, которые также были крещены и определены в казачью службу. Прежде всего, это крещеные калмыки и небольшое количество башкир. Но основа нагайбакского этноса, естественно, была татарской, в этом нет никаких сомнений. Именно в период основания Оренбургского казачьего войска нагайбаки проживали компактно на своей территории и самоидентифицировали себя в отдельную прослойку казачьего войска в виду того, что они были крещены, стали крещеными казаками и обособились от татар-мусульман. Несение казачьей службы идентифицировало нагайбаков от других крещеных татар, проживавших на территории тогдашних Оренбургской и Казанской губерниях.

С течением времени, а именно в первой четверти XIX в., нагайбаки в небольшом количестве переселяются на другую территорию — на Оренбургскую пограничную линию, это поселок Нежинка, Подгорный, Ильинка. С тех пор нагайбаки проживают в двух территориальных группах — одна в Белебеевском уезде Оренбургской губернии, вторая — в Оренбургском уезде той же губернии. В 1835 году с целью повышения обороноспособности было решено создать Новую пограничную линию, потому что прежнее расположение Оренбургской линии было не совсем выгодным в финансовом плане и вызывало трудности при формировании казаков, так называемых внутренних кантонов (3-й и 5-й) на линейную службу, в том числе и белебеевских нагайбаков.

В ходе Генерального межевания земель в Оренбургской губернии (1798-1842 гг.) в поселениях нагайбаков Белебеевского уезда возникали споры между нагайбаками и крестьянами. Причина споров кроется в том, что Казенная палата, переселяя крестьян на протяжении XVIII в. на земли Нагайбакской и Бакалинской станиц, не производила крестьянам формального отвода и допускала их в общее владение землями нагайбаков. После переселения нагайбаков на Новую линию земельные споры отпали сами с собой. Стоит заметить, что нагайбаки владели землями не в статусе вотчинников — за службу им давалось 30 десятин на душу мужского пола вместо жалования. На одну церковь нагайбаков выделялось 300 десятин.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

Нагайбакская семья, пос. Фершампенуаз, начало XX века. Фото scarb.ru

Казаки из Фершампенуаза и Парижа

С февраля 1842 года началось переселение нагайбаков: в числе 2877 душ обоего пола они были переселены на Новую линию (современная территория Нагайбакского района Челябинской области) и основали там поселки. Первоначально эти поселки получили порядковые номера. К примеру, поселок Кассель — № 1, Остроленко — №2, Фершампенуаз — №3, Париж — №4 и Требий — №9. Данные поселки образовали верхнеуральскую группу.

В том же году в Кундравинскую станицу было переселено 350 душ мужского пола нагайбаков, в Верхнеувельскую станицу — 140 душ мужского пола. Если быть точным, в то время к данным станицам относились поселения нагайбаков: Болотово, Краснокаменский, Ключевский–2 (Лягушина), Попово, Верхнеувельский (Варламово). С переселением нагайбаков в данные поселки была сформирована третья территориальная группа нагайбаков — троицкая.

В Кассель было переведено 229 человек, в том числе 29 калмыков, в Остроленко — 219 человек, в том числе 19 калмыков, в Париж — 332 человека, в числе которых 32 калмыка, в Требий — 200 нагайбаков, в Фершампенуаз — 250 человек только мужчин-нагайбаков.

«Нагайбаки поселков Алабайтал и Гирьял ассимилировались с татарами-мусульманами и отпали обратно в ислам»

Интерес представляют сведения о численности калмыков в поселениях нагайбаков. Следует сказать, что число калмыков уменьшалось путем их самовольной отлучки, начиная с 1855 г., когда калмык Ефим Цорипов покинул пос. Кассель и пропал без вести. К 1866 г. калмыки зафиксированы лишь в пос. Париж (74 душ об. пола), примечательно, что в это же время здесь наблюдается уже присутствие русских казаков (141 душа обоего пола). Обращаясь к причинам сокращения численности калмыков, мы считаем, что это связано издержками в перехода от кочевого к оседлому образу жизни, замкнутостью их общины, их стремлением по мере возможности не контактировать с представителями других этнических групп.

Необходимо сказать, что основанные поселения нагайбаков после их перевода в Новолинейный район (1842 г.) получили названия в честь побед на местах сражений в ходе Наполеоновских войн (Требий), Заграничного похода (Кассель, Париж, Фершампенуаз) и подавления Польского восстания 1830 г. (Остроленко).

В поселениях Верхнеуральского уезда (Париж, Кассель, Остроленко, Требий, Фершампенуаз, позднее Астафьевский (основан в 1877 г.) нагайбаки составляли этноконфессиональное большинство и были в них первопоселенцами, исключение составлял пос. Куликовский.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

Казаки-нагайбаки из пос. Париж, начало ХХ в. Фото scarb.ru

В таких поселках Оренбургского уезда, как Алабайтал и Гирьял, в которых нагайбаки фиксируются с 1845 года, в то время насчитывалось 16 и 79 семей соответственно. Они были подселены к татарам-мусульманам. В поселках троицкой, верхнеуральской и оренбургско-орской групп нагайбаки жили вплоть до упразднения Оренбургского казачьего войска в 1920 г. и после.

В поселениях троицкой группы нагайбаки проживали совместно с русскими, при этом во многих поселениях количество русских преобладало — они составляли в них этноконфессиональное большинство. В поселках Верхнеуральского уезда этноконфессиональное большинство, напротив, составляли нагайбаки, за счет чего они сохранили свою самобытность и не ассимилировались с русскими. Оренбургско-орская группа развивалась самобытно. Дело в том, что в поселках Алабайтал и Гирьял, как уже говорилось выше, проживали татары-мусульмане и их было больше, чем нагайбаков и русских. В начале XX в. нагайбаки пос. Алабайтал и Гирьял ассимилировались с татарами-мусульманами и отпали обратно в ислам. Нагайбаки другого поселка (Нежинка) оренбургско-орской группы, также испытывали сильное мусульманско-татарское влияние. К примеру, есть данные о том, что «нежинцы» соблюдали уразу. В 1904 г. атаман пос. Нежинка Леонтий Уряшев и нагайбаки-казаки ходатайствовали о переводе (возвращении) их в мусульманскую веру. К 1905 г. весомая часть нежинцев-нагайбаков отпала в ислам.

В начале XX века по архивным данным, было зафиксировано большое количество ходатайств о возвращении нагайбаков оренбургско-орской группы в ислам. Причем эти прошения в основном были удовлетворены.

Карбышевы от персов Карабашевых

В 1849 году небольшая часть нагайбаков с целью укрепления Сибирского казачьего войска была переселена наряду с крестьянами Оренбургской и Саратовской губерний, среди которых были башкиры, татары и нагайбаки, на Сибирскую пограничную линию. Именно с этого периода в архивных документах усматривается появление династии Карбышевых. Теперь династия Карбышевых фиксируется уже не в статусе Оренбургского казачьего войска, а в статусе Сибирского казачьего войска. В оренбургском архиве нами обнаружена следующая информация: в 1750-х годах потомки Карбышевых являлись крещеными персами, то есть иранцами. При крещении и определении в казаки они приняли фамилию Карабашев. Оттуда и пошла фамилия Карабашев, которая со временем была искажена на русский лад на Карбышев. Таким образом, официально доказано, что с 1750-х годов потомки Карбышевых были крещены и определены в казачью службу в Нагайбакскую крепость и близлежащие деревни. В архивных документах также зафиксировано крещение перса (1753 г.) А. Маметьева.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

С 1750-х годов потомки Карбышевых были крещены и определены в казачью службу в Нагайбакскую крепость (сейчас село Нагайбаково) и близлежащие деревни. Фото janinas.livejournal.com

Во имя империи

Особо следует остановиться на формировании представителей офицерской династии нагайбаков — Альметьевых, Бектеевых. Е.А. Бектеева считает, что династии Бектеевых и Альметьевых происходят из рода татарских мурз. Ко второй половине XIX в. — началу XX в. из среды нагайбаков выделяются потомки данных мурз. Среди них выделялся офицер Василий Михайлович Альметьев, служивший в 1914 г. в 16-м отделением конского полка (ОКП), позднее командовал 4-м отделением конского запаса, 18 ноября был переведен в Оренбургский отдельный казачий дивизион, а в сентябре 1918 гг. стал помощником командира 5-го ОКП по хозяйственной части. Следует обратить внимание на историю службы в Оренбургском казачьем войске (ОКВ) его старшего брата Николая Михайловича, который с 8 ноября 1914 г. по 8 января 1917 г. служил начальником штаба ОКВ. Н.М. Бектеев до первой мировой войны был наблюдающим за конно-плодовыми табунами 2-го отдела. Доказано участие нагайбаков в Отечественной войне 1812 г., Заграничных походах русской армии в 1813 – 1815 гг., Русско-турецких войн 1828-1829 и 1877-1878 гг., Русско-японской войне 1904-1905 гг., Первой мировой войне (1914-1919 гг.), в подавлении Польского восстания в 1830 г. Таким образом, служба офицеров-нагайбаков отличается яркими и положительными моментами, оставившими заметный след в истории оренбургского казачества.

Пограничники и полицейские

По штату 1755 г. Оренбургское казачье войск» делилось на три группы: 1) «казаки Оренбургского нерегулярного корпуса» (1094 чел.), 1000 рядовых получали в год по 15 руб., 94 чиновника имели более высокие оклады; 2) «маложалованные казаки» (703 чел.), 3) все остальные казаки (3080 чел.), в том числе и нагайбаки были отнесены к безжалованной группе.

Кроме кордонной службы, которая была отменена в 1876 г., нагайбаки несли множество других повинностей и платили налоги.

К примеру, еще в XVIII в. казаки Уфимской провинции, в том числе и нагайбаки, которые не посылались на пограничную линию, несли полицейскую службу: «содержали городовой караул в пристойных местах, препровождали денежную казну и колодников до разных городов», из числа отставных нагайбаков ежегодно «назначалось 3 чел. для продажи соли». Тем не менее в первой половине XIX в. оренбургских казаков часто командировали в Вятскую, Казанскую, Пермскую, Сибирскую губернии для охраны мостов, переправ, сопровождения каторжников, где на них также возлагались различные полицейские функции. В частности, в 1807 г. 417 нагайбаков были направлены в Казанскую губернию с целью сопровождения преступников, посылаемых в Сибирь, в связи с этим казаки Нагайбакской станицы на 1807 г. были освобождены от линейной службы. 21 мая 1818 г. в годичную службу на Сибирский тракт из той же станицы были направлены: 1 офицер, 4 урядника и 100 казаков (40 чел. — в г. Вятку и 60 чел. — в г. Екатеринбург). 20 ноября 1817 г. было объявлено о ежегодном командировании в распоряжение городничего г. Бугульмы из Нагайбакской станицы 1 урядника и 15 казаков, нагайбаки должны были следить за порядком в период проведения двух ярмарок: с 8 по 10 июля и с 14 по 20 сентября.

Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть фото Кто такие нагайбаки история происхождения. Смотреть картинку Кто такие нагайбаки история происхождения. Картинка про Кто такие нагайбаки история происхождения. Фото Кто такие нагайбаки история происхождения

В составе оркестра казаки нагайбаки. Фото gumilev-center.ru (Остроленский краеведческий музей)

Воинская повинность, согласно «Положению» 1840 г., отбывалась нагайбаками-казаками в течение 30 лет, из которых 25 лет они служили на полевой службе и 5 – на внутренней. Полевая служба казаков разделялась на линейную (с 16 мая по 16 ноября) и на службу внутри империи и ее границах.

28 октября 1866 г. срок службы для казачьих войск сократили, теперь для полевой он составлял 15 лет, а для внутренней 7 лет. Таким образом, с этого времени срок службы оренбургского казака и нагайбака составлял 22 года, то есть уменьшился в общей сложности на 8 лет. В 1909 г. срок службы уже составлял 18 лет.

В частности, нагайбаки, как и оренбургские казаки, несли дорожную, постойную, арестантско-этапную, подводную повинности с летучей почтой, караул при станичных правлениях, хлебных магазинах, лесах, школах, церквях, тушили пожары в лесах и степях, содержали случные пункты, дороги, паромы, перевозы, лодки, истребляли вредных животных и насекомых, содержали штаты станичных и поселковых правлений, школы и приемные покои и т.д. Все данные натуральные повинности нагайбаки несли в возрасте от 17 до 55 лет.

Таким образом, нагайбаки на протяжении всей истории «Оренбургского казачьего войска» являлись достойным оплотом государства, доблестно несли свой воинский долг перед Отечеством. Яркой страницей истории нагайбаков в ОКВ стала служба офицеров Бектеевых и Альметьевых.

Исследование этнических групп в ОКВ, в том числе нагайбаков, позволяет увидеть механизмы взаимодействия различных этнических групп военно-служилого сословия, выявить новые малозначимые факты из истории ОКВ, нераскрытые прежде всего из-за изучения оренбургского казачества как русского явления и не проявления особого внимания роли других этносов, входивших в Оренбургское казачье войско.

Справка

Аминов Рустем Равилевич — научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (область интересов: нагайбаки, татары-казаки Оренбургского казачьего войска, татары-мусульмане Южного Урала). В ближайшее время состоится защита его диссертационной работы по теме: «Татары в Оренбургском казачьем войске (1748 –1917-е гг.)», в которой проанализирована динамика численности татар-казаков мусульман и нагайбаков, прослежено их правовое положение, рассмотрены земельные отношения, исследованы налоги и повинности, этноконфессиональный состав поселений татар-казаков, составлена карта расселения нагайбаков и татар-мусульман на территории Оренбургского казачьего войска, рассмотрены вопросы участия татар-казаков в военных кампаниях Российской империи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *