Кто такие научные сотрудники

Профессия: учёный

Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

ПозицияКак достичь
студент / лаборантобучение в вузе
аспирант / специалистобучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.)кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.)кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.)кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.)доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.)доктор наук

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.

Внимание к мелочам

В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.

Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы

Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.

Умение общаться и поддерживать социальные связи

Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Путь в науку

С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..

О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.

За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.

Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.

Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

О науке

Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.

В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.

О финансировании науки и зарплатах учёных

Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.

Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.

Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.

Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.

Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.

О графике работы

В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.

Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.

О молодёжи в науке

Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.

Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.

Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Научный работник: кто это и какими привилегиями обладает?

Довольно часто при изучении различных критериев для участия в научных конкурсах конференциях, соискательстве встречается термин «научный сотрудник», но далеко не каждый понимает его значение. Давайте разберемся, кто это такой, какими правами обладает и какие привилегии он получает.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Довольно часто при изучении различных критериев для участия в научных конкурсах конференциях, соискательстве встречается термин «научный сотрудник», но далеко не каждый понимает его значение. Давайте разберемся, кто это такой, какими правами обладает и какие привилегии он получает.

Научный работник – это…

В большинстве случаев под таким человеком понимают сотрудника научной организации, но данная трактовка в корне неверна, так как не учитывает требования и особенности индивида. Ведь в таком случае, даже уборщицу или дворника можно приписать к этой категории лиц.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудникиКто является научным сотрудником

Научный работник или научный сотрудник – именно так называют лица, которые трудятся во благо науки и родины, имея за плечами ученую степень или звание. Фактически это тот, кто непосредственно связан с наукой и ее развитием.

Кто может стать научным сотрудником?

По сути, научным сотрудником становятся лишь те, кто получил соответствующее образование (в большинстве случаев оконченная аспирантура или прошел соискательство). Развивать новые идеи, научные концепции могут лишь квалифицированные эксперты, разбирающиеся в конкретном направлении, отрасли, области. Поэтому термин «научный сотрудник» применим ко всем исследователям независимо от их сферы деятельности. Уточнение области наук является лишь конкретизацией его работы, исследований.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудникиКак стать научным сотрудником?

Стать научным сотрудником непросто. Для начала необходимо выбрать подходящую профессию, специальность, освоить ее (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Уже на этапе выбора направления обучения у многих абитуриентов появляется множество вопросов: они не понимают, кем хотят стать, что им интересно, какими способностями они обладают.

Научные сотрудники — работники умственной отрасли, а это значит, что у них должны быть прекрасно развиты аналитические и логические способности.

Где трудятся научные работники?

Подвижники научной мысли редко трудятся на заводах, совмещая практику и теорию. В большинстве случаев они задействованы в научных организациях, ВУЗах, различных лабораториях, экспериментах и пр. Но для того, чтобы устроиться в конкретную научную организацию, им необходимо подтвердить свою квалификацию с помощью диплома об образовании.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудникиГде могут работать научные сотрудники?

Труд научного работника всегда хорошо оплачиваемый. Размер зарплаты может зависеть от уровня образования (аспирантура или докторантура), наличия конкретных навыков, опыта работы в определенной сфере, отрасли и пр. При этом все рабочие вопросы регламентированы Трудовым кодексом и иным нормативными актами.

Научный сотрудник также будет иметь права и обязанности, действовать согласно должностной инструкции, штатному расписанию и прочим внутренним документам той организации, где он трудоустроен.

Какие требования предъявляют к научным работникам?

Научный сотрудник должен иметь за плечами ученую степень или звание, подтвердить ее наличие документально. Получить ученую степень можно только после защиты диссертации, а это значит, что научный сотрудник должен иметь опыт в выполнении научных исследований и их оформлении.

В некоторых организациях устанавливают конкретные требования к кандидатам:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чем занимается научный сотрудник?

Работник научной организации занимается организацией и проведением научных изысканий, которые способствуют развитию научной мысли и прогресса, способствуют решению актуальных и важных проблем науки и отрасли и пр.

Финансированием исследований научных сотрудников занимается непосредственно сам ученый, организация (в которой он трудится) или государство (при помощи различных субсидий, грантов и пр.).

Научные работники также занимаются разработкой методических рекомендаций по проведению мероприятий, использованию полученных результатов. Помимо этого, они принимают участие в образовательной жизни, разрабатывая методички по написанию курсовых и дипломных работ, курируя студентов-дипломников и пр.

В зависимости о «высоты» научного сотрудника (главный, младший и пр.) требования к его кандидатуре могут разниться.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в становлении научного сотрудника на этапе обучения в аспирантуре или соискательства. Наши специалисты подготовят материал для выполнения диссертации, научной статьи или монографии с учетом всех заявленных заказчиком требований и пожеланий.

В нашем штате работают проверенные временем кадры: педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, теоретики и практики. Высокое качество услуг и индивидуальный подход – гарантия успеха для каждого клиента. Мы готовы помочь в короткие сроки в любое время года. Оформить заявку можно на нашем сайте.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Кто такой научный сотрудник?

Научный сотрудник – это ученый, осуществляющий научную деятельность (проведение экспериментов и т.д.) в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах или предприятиях. На эту должность имеют право претендовать лица с высшим профессиональным образованием и ученой степенью (кандидат/доктор наук).

Категории научных сотрудников, их функциональные обязанности

Существует 6 категорий научных сотрудников – это стажер-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший, ведущий, главный научные сотрудники.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Стажер-исследователь

Эта категория исследователей считается низшей квалификационной должностью научных работников. Претенденты без законченного высшего образования не рассматриваются.

Основные функциональные обязанности:

Младший научный сотрудник

Данная квалификационная категория – это переходная ступень между стажером-исследователем и научным сотрудником.

Какие должностные обязанности выдвигаются этим работникам?

Научный сотрудник

Должность является связующим звеном между младшим и старшим научным работником.

Старший научный сотрудник

Работники этого квалификационного уровня находятся между обычным научным и ведущим научным сотрудников.

Что входит в должностные обязанности?

Ведущий научный сотрудник

Указанная должность расположена между старшим и главным научным работником.

Функциональные обязанности, требования, выдвигаемые к специалисту:

Главный научный сотрудник

Высшая квалификационная должность научных работников, назначающаяся без факта руководства над обособленными структурными подразделениями общеобразовательной организации/предприятия.

Что требуется от специалиста?

Как стать научным сотрудником?

Претенденты на вакантные должности научного работника отбираются на конкурсной основе после объективного анализа критериев их деятельности. После периодической аттестации на соответствие занимаемой должности, есть два варианта: дисквалификация специалиста или перевод на другое место работы.

Срок пребывания на должностях «младший научный сотрудник», «научный сотрудник» — до трех лет. Старшие, главные, ведущие сотрудники избираются на пятилетний срок.

К отбору на должность младшего научного сотрудника допускаются лица с законченным высшим образованием (специалитет, магистратура, аспирантура), научным стажем от 1 года. Научный стаж необязателен, если соискатель опубликовал ряд научных работ в формате журнальных статей, докладов и т.д.

Претендовать на должность научного сотрудника имеют право лица с кандидатской ученой степенью. В случае отсутствия степени, необходим научный стаж от пяти лет, наличие публикаций в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК.

Старший научный сотрудник – это лица с ученой степенью «кандидат наук», общим стажем работы от трех лет непрерывного стажа, наличием нескольких публикаций по теме будущих исследований в рецензируемых изданиях. К соискателям с присужденной докторской степенью, требования к наличию научного стажа не выдвигаются.

Для претендентов на должность ведущего научного сотрудника выдвигаются следующие требования:

Главным научным сотрудником могут стать лица с докторской ученой степенью и званием профессора. Обязательное условие – регулярная публикация научных статей в авторитетных научных изданиях международного уровня, включенных в список ВАК.

Источник

Описание должностей работников, связанных с научно-педагогическим процессом¶

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

Должности профессорско-преподавательского состава:

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Кто такие научные сотрудники. Смотреть фото Кто такие научные сотрудники. Смотреть картинку Кто такие научные сотрудники. Картинка про Кто такие научные сотрудники. Фото Кто такие научные сотрудники

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

© Авторские права 2020, МГУ имени М.В. Ломоносова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *