Кто такие нереиды и тритоны

Арнольд Бёклин «Тритон и Нереида»

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Автор: Бёклин Арнольд (Arnold Böcklin)
Название: «Тритон и Нереида»
Год написания: 1874 год
Место: Галерея Шака, Мюнхен
Направление: Символизм

«Тритон и Нереида» является последним полотном Бёклина, приобретённым для собрания Шака. Тему для картины художник в очередной раз почерпнул из древней мифологии: он изображает морских существ в психологически напряженной ситуации, что побуждает зрителя к размышлениям о взаимоотношениях между отдельными персонажами, представленными на полотне. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, сочетает в своём облике черты человека и рыбы: у него фигура мужчины с рыбьим хвостом. По замыслу Бёклина, Тритон предстаёт бородатым, диким существом: повернувшись к зрителю своей покрытой волосами спиной, он трубит в большую раковину. Нереида, одна из дочерей морского старца Нерея, изображена в виде молодой женщины с длинными каштановыми волосами и тёмными глазами, которая в двусмысленной позе раскинулась на скале. Она обнажена, и лишь тонкая красноватого цвета ткань прикрывает её ноги. Будто поддавшись внезапному порыву, она повернулась к огромной морской змее, вынырнувшей перед ней из пучины морской. Художник мастерски передаёт мрачный простор. Небо, завешенное темными, серо-синими тучами, незаметно переходит в серо-чёрное море, которое пенится мелкими, виртуозно выписанными бурунчиками. Персонажи на картине полностью покорились этой грандиозной, бесконечной стихии. Художник воздерживается от попытки толкования изображённого на картине. Вода как первопричина жизни, существа, обитающие в этой стихии, а также эротическое влечение полов оставляют зрителю широкую свободу для ассоциаций.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Цитатник

Схемы от Inna Guseva

Рубрики

Фотоальбом

Метки

Приложения

Ссылки

Новости

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Тритон и Нереида- картина с мифическим сэжетом и эротическим подтексом

«Тритон и Нереида»: картина с мифическим сюжетом и эротическим подтекстом

Арнольд Бёклин — швейцарский художник и скульптор. Его шедевры отличались некоторой мрачноватостью, но вместе с тем яркие контрастные образы надолго запечатлеваются в памяти зрителей.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

«Остров мёртвых» — версия 1883 года

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Значительная же часть его творчества связана с древнегреческими (и не только) мифами: живописцу нравилось изображать фантастических существ на своих полотнах.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Одна из наиболее знаменитых картин по мифическим сюжетам — «Тритон и Нереида».

Тритон и Нереида: образы в мифологии и на картине

Тритон — сын бога моря Посейдона и нереиды Амфитриты. У него торс человека, а ниже пояса — рыбий хвост.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Около 550 до н. э., Метрополитен-музей

У Тритона есть раковина, с помощью которой он управляет морскими водами. Трубя в нее, он может вызвать волны или успокоить их.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

На картине Тритон изображен спиной к зрителю, он трубит в свою огромную витую раковину. У морского бога спутанные волосы, длинная борода, что может олицетворять собой дикую природу, свободу и непокорность.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Впрочем, у художника есть и другая картина с аналогичным сюжетом. Но здесь мы видим абсолютно другого Тритона.

Нереиды — морские нимфы, что-то вроде русалок, только зачастую их изображают без рыбьих хвостов, совсем как на картине у Бёклина.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Амфитрита, жена Посейдона

Спутница Тритона лежит в сластолюбивой позе на спине. Ее тело обнажено, только небольшой кусок красной полупрозрачной ткани едва прикрывает бедра. Она повернулась к морскому змею, который вынырнул из волны, и положила на него руку.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Бёклин никогда не давал названия своим полотнам и не любил прямолинейность в живописи. На этом полотне художник решил объединить сразу несколько символов: вода — источник жизни, Тритон и Нереида — загадочные существа водной стихии, элементы эротики — сексуальное притяжение между персонажами на картине.

Источник

Мифы и Легенды * Нерей и Нереиды

Мифы и Легенды * Нерей и Нереиды

Скульптура Нерея (Nereo)
в Археологическом Музее Carmona

Материал из Википедии

Понт же Нерея родил, ненавистника лжи, правдолюбца,
Старшего между детьми. Повсеместно зовется он старцем,
Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде
Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.

(Гесиод.Теогония./Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко)

Нерей живет в гроте на дне моря, в обществе 50 (или 100) дочерей, нереид.
Однажды Геракл связал его. Жители Гитиона (Лаконика) называют его Старцем. Ему посвящен XXIII орфический гимн.
Этимология Нерея возможно связана с обозначением человека в иллирийском языке (ср. алб. Njeriu)

Дорида верхом на гиппокампусе освещает двумя факелами свадебную процессию
Посейдона и Амфитриты
Скульптурная группа, конец II века до н. э. Мюнхен, Глиптотека

Дорида (др.-греч. Δωρίς ) — в древнегреческой мифологии океанида, дочь титанов Океана и Тефиды. Жена Нерея, мать пятидесяти (или ста) нереид. Сестра трех тысяч океанид и трех тысяч речных богов.
В честь Дориды назван астероид Дорида, открытый в 1857 году.

Нерей и Океан (Алтарь в Пергамо. Гигантомахия)

Нереиды (др.-греч. Νηρηίδες ) — в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды.
Их 50 (Гесиод в «Теогонии» утверждает, что их пятьдесят, но поименно называет пятьдесят одну) или 100. Живут в гроте на дне моря.
Судя по их именам, они — олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды. Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.

Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою — полубогиня грудь
Младую, белую как лебедь, воздымала
И пену из власов струею выжимала.

Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции — вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

Особенно известны из них были:

Посейдон и Амфитрита

* Амфитрита — супруга Посейдона ;
* Фетида — руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но выдана Зевсом за смертного Пелея после получения неблагоприятного предсказания от Прометея;
* Галатея — возлюбленная Акида, убитого циклопом Полифемом в приступе ревности;
* Немертея (др.-греч. Νημέρτεια — истина);
* Талия — участвовала в плаче нереид вместе с Ахиллом по погибшему Патроклу.

Список нереид :

* Автоноя
* Агава
* Актея
* Амафея (Амафия/Аматия)
* Амфинома
* Амфифоя (Амфитоя)
* Амфитрита (супруга Посейдона)
* Апсевда (Апсевдес)
* Асия Результат ошибочного чтения текста Вергилия
* Галатея
* Галена (у Еврипида Галанея) «Спокойствие». Божество спокойного моря. Ее статуя в Коринфе. Участница пятого из «Морских разговоров» Лукиана. Согласно Мнасею, рождена Рыбой и ее братом Покоем, сестра Мурены и рыб-Веретен
* Галимеда
* Галия
* Гиппоноя
* Гиппофоя
* Главка
* Главконома
* Деиопея, эпитет «азийская»
* Дексамена
* Деро
* Деянира (супруга Геракла)
* Динамена (en:Dynamene)
* Диона
* Дорида (Дориса)
* Дото (Дота)
* Дрима (Дримо)
* Евагора
* Еварна (Эварна)
* Евдора
* Евкранта (Эвкранта) (Эвкрата у Аполлодора)
* Евлимена (Эвлимена)
* Евмолпа (Эвмолпа)
* Евника (Эвника)
* Евпомпа (Эвпомпа)
* Евридика
* Ианасса (Янасса)
* Ианира
* Иера (Иэра)
* Иона
* Ифианасса
* Калипсо
* Каллианасса
* Каллианира
* Кето
* Кидиппа
* Киматолега
* Кимо
* Кимодока
* Кимотоя (Кимофоя) Напоминает о предсказании Прометея. Помогает троянцам Энея после бури
* Климена (У Гигина имя названо дважды, она возникла в результате чтения Вергилия, спутана с океанидой)
* Кранто
* Кренеида
* Ксанфо (Ксанто)
* Лаомедея
* Леагора
* Левкотоя
* Лигейя (Лигея)
* Ликориада (en:Lycorias, Ликорида)
* Лимнорея (Лимнория)
* Лисианасса
* Мелита, спутница игр Персефоны
* Мениппа
* Мера (Майра/Мэра)
* Навсифоя (Навситоя)
* Немертея
* Неомерида
* Несея (Несайя, en:Nesaea)[25] (у Вергилия Низея)
* Несо
* Нимерта
* Ниса
* Опис
* Орифия
* Панопея
* Пасифея
* Плексавра
* Плото
* Полиноя
* Понтомедуса
* Понтопорея (en:Pontoporia)
* Проноя
* Прото (Прота)
* Протомедея
* Пулиноя
* Сао
* Спейо (Спио/Спея)
* Талия, Нереида
* Фелия
* Фемисто
* Феруса
* Фетида
* Филодока (Филлодока)
* Фоя (Тоя)
* Эиона
* Эрато
* Эфира

* В честь Фетиды назван астероид Фетида, открытый в 1852 году
* В честь Амфитриты назван астероид Амфитрита, открытый в 1854 году.
* В честь Галатеи назван астероид Галатея, открытый в 1862 году, а также а также спутник Нептуна Галатея, открытый в 1989 году.
* В честь Климены назван астероид Климена, открытый в 1868 году
* В честь Динамены назван астероид Динамена, открытый в 1879 году.
* В честь Евкранты (Эвкраты) назван астероид Эвкрата, открытый в 1885 году
* В честь Галены назван астероид Галена, открытый в 1897 году.

Источник

Тритон

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Доброго времени суток, дорогие читатели, поклонники и поклонницы сказаний, мифов и легенд. Сегодня мы хотим занырнуть в морские пучины Древней Греции, где скрывается от нас Тритон, сын Посейдона, вестник глубин. Это один из богов, имя которых знакомо очень многим людям во всем мире, но не все знают о его настоящей сущности и истории. И в сегодняшней статье мы действительно хотим рассказать вам о настоящей истории этого божества, рассказать вам о его истории с рождения и до заката времен, а также рассказать, какую роль он играл во времена Эллады.

На самом деле, имя Тритона знакомо многим из вас, ибо имя этого бога получили и персонажи мультфильмов Disney, и персонажи различных киновселенных. Да и вообще, существует рептилия с таким названием, так что имя древнегреческого бога надежно закрепилось в современной культуре, пусть и потеряло свое истинное значение.

Происхождение Тритона

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Пожалуй, начать эту историю нужно со времен становления Посейдона, когда они вместе с Зевсом и Аидом разделили мир на 3 части, и каждый из братьев стал владыкой своей стихии. В те далекие годы каждый из братьев захотел жениться. Зевс, например, женился на Метиде – богине мудрости. Но если быть женой Зевса мечтала каждая девушка в мире, смертная или бессмертная, то 2 других брата были несчастливы. Женой Аида девушки не хотели становиться, ибо тогда бы им пришлось провести вечность в подземном царстве. Тогда Аид похитил Персефону. Посейдон же – владыка морей, отличался крайне суровым нравом. И если любовницами его девушки становились охотно, то замуж за него они отказывались идти.

Так было и с Амфитритой. Сначала, когда Посейдон начал к ней приставать, нереида, дочь Нерея, попросту убежала. Однако в этот раз Посейдон не стал преследовать возлюбленную. Вместо этого он отправил к ней дельфина, который поведал Амфитрите, сколь глубоки чувства морского владыки. Амфитрита прониклась столь глубоким чувством. Она сама пришла к Посейдону, и они поженились, после чего нереида родила Посейдону нескольких детей, одним из которых и был Тритон.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Другие же источники говорят о том, что Тритон обитал в Ливии, в Тритоновом озере, которое существует в Ливии и поныне, в 9 километрах к югу от посёлка Юго-Камский в непроходимой тайге на южном спуске Калиновой горы. Именно с этим озером мифологи связывают легенду о Ясоне, когда Тритон помог аргонавтам выйти в море, но подробнее об этом мы расскажем далее.

Как выглядел Тритон? Его Атрибуты

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

На самом деле, несмотря на то, что Тритон не так уж часто становился главным героем той или иной легенды, он сыграл достаточно значимую роль у жителей Эллады. Именно поэтому его часто изображали на вазах, стенах храма и т.д. Однако изображения сильно разнятся друг от друга.

Например, изначально стоит отметить, что и Амфитрита обладала незаурядной внешностью. Например, в легендах о Тесее, когда он спустился в царство Посейдона, смертный герой встретил там Амфитриту. И легенда описывает нереиду не как обычную девушку. Тело, руки и голова у нее были человеческими, а ноги – состояли из воды.

Возможно, именно поэтому Тритона описывают как человека, обладающего, вместо ног, дельфиньими хвостами. Овидий, в своих произведениях, пошел еще дальше и более детализировал облик Тритона. Судя по этим данным, сын Посейдона обладал лазурной или синей кожей, а на плечах у него располагались морские раковины. При этом, волосы божества были ярко-зеленого цвета.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Кроме того, есть древние статуэтки, на которых Тритон изображался с лошадиными копытами, вместо рук. Впрочем, тут тоже нет ничего удивительного, ибо если вы являетесь нашим постоянным читателем, то наверняка знаете о любви Посейдона к лошадям. А самое невероятное – Тритона также часто изображали с руками, но обладающими перепонками. Что касается атрибутов Тритона, то ими стали дельфин, рог для вина (предположительно – легендарный рог изобилия, а также витая раковина.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Легенды о Тритоне

Как мы уже сказали выше, Тритон часто упоминается во многих легендах, но практически нигде не играет главной, первоначальной роли. Поэтому историй о нем мы знаем достаточно много, но все они будут максимально короткими.

Роль Тритона во времена Девкалионового потопа

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Первая легенда, судя по всему, относится ко временам, когда Зевс решил уничтожить человечество, которое «выращивал для себя» Кронос. То были «золотые времена», но, как говорят легенды, люди не были собой. Все они находились в трансе, гипнозе или полусне. Из-за этого они ни в чем не нуждались, жили в достатке, не было зависти, злости и других пороков.

Однако воля Зевса была непоколебима. После свержения титанов, боги увидели, что люди совсем не желают жить по их законам и всячески игнорируют послания богов. Тогда Зевс и решил затопить всю землю. Исключение он сделал только для 1 мужчины и 1 женщины, для Девкалиона и его жены Пирры, ибо они были праведниками и соблюдали законы олимпийцев. Девкалион считался сыном Прометея. По одной из легенд – именно Прометей научил сына, как спастись от потопа.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Что касается самого потопа, то он в точности такой же, как и в Библии, вот только имена героев и обстоятельства немного разнятся. Начался потоп по воле все того же Тритона. Заиграл сын Посейдона на своей раковине и вздыбились волны, и затопили землю полностью, оставив лишь некоторые вершины самых высоких гор. Девкалион и Пирра, наученные Прометеем, спрятались в сундуке и 9 суток плавали по волнам, пока они не вынесли их на гору Отрис в Фессалии (или же на Парнас, судя по более поздним легендам). В тот же день снова заиграл Тритон на своей раковине, и утихли воды океана.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Роль Тритона в Гигантомахии

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Значимую роль Тритон сыграл и в Гигантомахии. Лучше всего об этой битве рассказывает Западный фриз на северном выступе Пергамского алтаря, которые вы можете увидеть на скрине выше.

Всю левую часть данного произведения занимает кусок, на котором показывается битва гигантов и морских существ, в числе которых и сам Тритон. Кстати, это дает нам еще некоторые особенности его внешности. В данном произведении Тритон обладает телом и головой человека, но лошадиными копытами и рыбьим хвостом. Чем-то он напоминает кентавра, только морского. Кроме того, он дерется с гигантами на равных, а это значит, что он тоже обладал невероятным ростом и огромной физической силой.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Тем не менее, данное произведение позволяет нам увидеть, что Тритон одновременно захватил троих гигантов. Одного из них он схватил хвостом и душит, другого – затаптывает ногами, а третьего – схватил за шкуру рукой. Но даже это произведение не в полной мере описывает значение Тритона в той битве. Известно, что если бы не Геракл, олимпийцы бы проиграли ту битву. Но не многие знают, что именно Тритон дал олимпийцам время пережить нападение, ибо именно во времена гигантомахии Тритон поднял раковину с земли, выдолбил в ней дыру и настолько грозно затрубил, что гиганты в страхе и панике отступили с поля боя.

Тритон и Мизен

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Если вы сильны в Географии, то, может быть, знаете одноименный мыс на западе Неаполитанского залива в городе Баколи, в 20 км от Неаполя. Однако не многие знают, что данный мыс получил имя в честь безумца Мизена, о котором мы и хотим вам поведать.

Собственно, известно, что Мизен изначально был трубачом Гектора, сына троянского царя Приама и брат Париса. Но после смерти Гектора от рук Ахилла и после падения Трои, Мизен поступил в услужение Энею, под началом которого он и прославился на весь древний мир своей игрой на роге. Однако, популярность настолько сильно ударила ему в голову, что Мизен дерзнул вызвать Тритона на состязание в игре на роге.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

В этом месте легенды имеют небольшие нестыковки. Согласно одним данным, Тритон принял вызов и победил, согласно другим – он отказался состязаться с наглым смертным. В любом случае, заканчивается эта история трагически. Тритон просто сбросил Мизена с мыса в море, где тот и утонул. Однако, с тех самых пор мыс носит его имя, даже тысячи лет спустя.

Тритон и аргонавты

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Пожалуй, подробно о плавании аргонавтов мы расскажем вам в следующий раз, а пока просто уделим внимание моменту, когда они столкнулись с Тритоном. Собственно, легенда гласит, что после того, как аргонавты, во главе с Ясоном, погостили у Атланта и Гесперид, они повернули Арго на восток и поплыли вдоль берега, но чтобы они не делали, а дорога всегда приводила их обратно к тому месту, от которого они отплыли.

Тогда Ясон увидел юношу, который любовался своим отражением в водах озера. Ясон спросил у него, почему они не могут выбраться в открытое море. Тогда юноша сказал, что это озеро принадлежит Тритону, и что нужно ему молиться, чтобы выбраться. Сразу после этих слов юноша исчез, но его туманный ответ ничего не сказал аргонавтам. Быстрее всех сориентировался Орфей. Он предложил поставить треножник в честь бога Тритона и принести ему тучную жертву.

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Когда аргонавты сжигали жертву на костре, из огня и дыма появился тот самый юноша, которого они видели тогда на берегу. Он протянул ком земли Евфалу, после чего исчез. Немного погодя они услышали рог, а затем и увидели самого Тритона. Это грозный сын Посейдона трубил в свою раковину, звуки которой заставили землю разойтись и открыть аргонавтам путь в Средиземное море. Но, едва Арго выплыл в море, как берега снова сомкнулись. Легенда гласит, что аргонавты попали в то самое Тритоново озеро, расположенное в Ливии.

Потомство Тритона

Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть фото Кто такие нереиды и тритоны. Смотреть картинку Кто такие нереиды и тритоны. Картинка про Кто такие нереиды и тритоны. Фото Кто такие нереиды и тритоны

Пожалуй, самым интересным моментом в истории о Тритоне является то, что он не был «официально» женат. Существует множество сказаний, основанных на рисунках и скульптурах, из которых мы узнаем, что Тритон был тем еще охотником до красавиц. Большинство его потомков так и получили свои имена – Тритоны.

Именно тритоны сложили наши современные понятия о русалках. Дело в том, что Тритоны полностью переняли черты своего отца, вот только хвосты их стали полностью рыбьими, а не дельфиньими, а также нет никаких упоминаний о лошадиных копытах. Зато Тритоны имели острые зубы, перепонки между пальцами рук и крайне длинные когти. Примечательно, что даже человеческая их часть была почти полностью покрыта серебристо-голубой чешуей, не говоря уже о нижней, рыбьей части.

Источник

ПО СЛЕДАМ НЕРЕИД, ТРИТОНОВ И РУСАЛОК

ВИДЕВШИЕ СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Известный мореплаватель и открыватель новых земель Генри Гудзон, плавая неподалеку от Новой Земли, в корабельном журнале своей рукой записал: «Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины. у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.».

Записал это в корабельном журнале, повторяю, тот самый Гудзон, ответственный и авторитетный путешественник и географ, чье имя носят залив в Канаде, река и пролив, открытые им.

О встречах с русалками упоминали в своих записках Колумб и некоторые из его спутников.

В те годы, когда о встрече с русалкой писал Гудзон, такие встречи в тех же краях случались, похоже, не так уж редко. Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминав ших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно было приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья. Дело в том, что в плавании я видел не раз, как большие киты и другие огромные рыбы выскакивают из воды, подпрыгивая высоко. Отступая назад, уверяю, я только это имел в виду. Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.

Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.

Я предполагаю, это была русалка или водяной. Поскольку другие писали о таких существах, я решил рассказать то, что видел сам и что есть самая истинная правда».

Петр I в бытность свою в Голландии увидел гравюру с изображением русалки в одной из книг. Конечно, нужно было быть тем, кем он был, чтобы заинтересоваться этим настолько, чтоб разыскать издателя и попросить его уточнить у автора, какие есть у него доказательства, что русалки действительно существуют.

Свидетельств такого рода слишком много, чтобы на них просто махнуть рукой. Иногда очевидцев было несколько, некоторые заверяли свои показания у нотариуса, а другие подкрепляли их клятвой на Библии.

В нескольких случаях русалок удалось освидетельствовать более досконально. 31 октября 1881 года американские газеты сообщили о том, что в заливе выловлено тело русалки. Находку доставили в Новый Орлеан, где выставили на всеобщее обозрение.

И хотя сегодня в сознании многих русалка не больше чем сказочный персонаж, свидетельства о встречах с ними известны со времен незапамятных, со времен Древнего Египта и Вавилона. Древнегреческий историк Мегасфен подробно писал о русалках. Плиний Старший, римский ученый и энциклопедист, в своей «Естественной истории» описывал их.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ НАМНОГО МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ

В 1830 году на острове Бенбекула, одном из Гебридских островов, местные жители собирали водоросли вдоль кромки прилива. Море было совершенно спокойным, и одна из женщин, услышав внезапный всплеск, обернулась. Она увидела рядом с собой, буквально в нескольких футах, в воде, существо, «представлявшее собой как бы женщину, только в миниатюре». На ее крик сбежались другие и в изумлении наблюдали, как существо это радостно резвилось в воде, ныряло и кувыркалось, как малый ребенок. Близость людей русалку ничуть не смущала и не пугала. Но когда мужчины, что были там же, попытались вброд обойти ее с моря, чтобы поймать, та тут же поняла их маневр и без труда отплыла подальше. Мальчишка, под одобрение взрослых, стал кидать в нее камни, и один, к восторгу всех, угодил в нее.

Известие о происшедшем, о чем написали газеты, собрало на побережье толпы людей, желавших убедиться во всем своими глазами. Им это удалось. Еще в 1900 году исследователь, который побывал в тех местах, застал людей, которые своими глазами видели то существо, лежавшее на берегу, и даже трогали его, и охотно рассказывали об этом.

Никто не знал, что делать с русалкой, пока местный шериф Дункан Шоу не распорядился изготовить для нее саван и гроб и похоронить там же на берегу, немного повыше места, куда ее вынес прибой. Тем из сограждан, кто возражал, он объяснил, что существо, будучи хотя бы отчасти людского рода, заслуживает того, чтобы быть похороненным, как человек.

Известно еще несколько свидетельств о встречах именно с таким, миниатюрным, видом этих существ.

Рассказывают, будто таких небольших русалок видят иногда и в других местах. «Их можно и в Балтийском море встретить. Перед бурей попадаются маленькие дети, моему знакомому рыбаку попался один, он сам видел, женщина была. И грудями воспитывают их». «Мы не раз в нашей речонке видели их. Плавают таки маленькие человечки». (Этнографическая запись, Эстония.)

БРЮНЕТКИ С РЫБЬИМ ХВОСТОМ

По словам рыбаков, заметивших с лодки русалку размером «с лосося», была она черноглаза и черноволоса. Случайное совпадение или нет, но и миниатюрная русалка острова Бенбекула тоже была брюнеткой. Напомню, такой же, черноволосой, описал русалку в свое время Генри Гудзон.

«Шиппинг Гэзет» от 4 июня 1857 года приводила рассказ нескольких моряков-шотландцев, которые поклялись на Библии, что «недалеко от берега своими глазами видели в море существо с внешностью женщины, с полной грудью, черноволосую».

Рыбаки, ловившие крабов в районе Оркнейских островов, заметили на одном из камней русалку «с черноволосой небольшой головой, белым телом и длинными руками» (1890 г.).

Так же выглядят часто и речные русалки, о встречах с которыми в разных местах в России рассказывали не только в прошлом, но и в наши дни: «Как девка, стоит среди болота, волосье черное, до сих пор, не косой, так распущены. Лицо белое, глаза черные».

И еще. «Как-то бывает, она привиждается. Обязательно на камне, посреди реки. Сидит женщина с черными волосами». (Запись 1990 г.)

«А вот дядя, мне по мамы дядя, Макарий звали. В самый Макарий, двадцать пятого июля, по старому стилю. Он пошел на берег за водой на чай. Идти далековато. Иду, говорит, на берег, сидит на камню. И там, говорит, была в деревне в ихней Катерина Прокофьевна, девка черная. Он с ведром-то идет, подходит к берегу и говорит: Катерина Прокофьевна, ты что рано купаешься-то?

А волосы, говорит, распущены.

Одним словом, свидетели из совершенно разных времен и мест говорят о русалках почему-то преимущественно черноволосых.

РУСАЛКИ ОЗЕРНЫЕ И РЕЧНЫЕ

«Дедушка покойный был сторожем в барском саду. Там был хороший пруд. В этом пруду он видел русалок. Они купались. У них были волосы» (с. Княжуха Сурского района).

«Девочки, лет по 18, они ходили по воде. Как хоровод на Ивана Купала, и пели что-то. Это в Гулюшеве было. Это давно было, тетка рассказывала. И вот из середины круга выплыла с рыбьим хвостом большая женщина, страшная, волосы зеленые. Ну, стали разбегаться, она за ними поплыла, но не успела. » (с. Хмеевка Сурского р-на).

Озерные, речные русалки известны и у народов Сибири. В древности такая русалка известна была у тевтонских племен, а сегодня у немцев.

Европейцы, открыватели новых земель, пришедшие в Африку и в Америку, в мемуарах тоже упоминали русалок, водившихся в озерах и реках. Некоторые приводили рассказы местных жителей, другие сами видели их.

Бойкий английский мальчик, который пытался «подбить» русалку камнем, возможно, и не был таким уж злым. Через него проявился, нашел выход охотничий инстинкт, который всегда владеет толпой, тот самый инстинкт, которому следует кошка, стараясь схватить, запустить когти во все, что движется перед ней.

Любознательность, впрочем, наверное, и правда, не знает границ. Не иначе, как именно этим благим побуждением движимы были моряки английского корабля «Галифакс», о которых писал журнал «Скотс Мэгезин» за 1739 год. Они не ограничились тем, что на побережье Маврикия отловили нескольких русалок, где их оставил отлив. Хотя те, по словам моряков, имели человеческий облик и «весьма жалобно и громко стенали», матросы зажарили их и съели. Мясо русалок понравилось им и напоминало телятину.

Грех, конечно, сказать, но такие убийства имели хотя бы какой-то гастрономический смысл. Другие случаи, когда убивали русалок, лишены были даже такого смысла.

В один из дней 1819 года в Ирландии замечена была русалка, которая плескалась в водах прибоя у самого побережья. Собравшиеся на берегу смотрели на это редкое зрелище. Пока один из зрителей не попытался «для интереса» ее пристрелить. Он выстрелил, и она, писал репортер, «с пронзительным криком ушла под воду».

В России народ когда-то относился к русалкам со страхом, а следовательно, с известным почтением. Но времена эти давно прошли. Удивление или хотя бы осмотрительное любопытство сменили враждебная настороженность, а то и просто вражда.

Вот записи, сделанные разными экспедициями уже в наши дни.

«У нас рассказывала бабушка Назарьевна.

Раньше говорили: чертовка вот на камне чесалась. Теперь, пришел Соболев.

— Вы, гыт, видите, кто на камне сидит?

К камню подбежали, а на нем золотой гребень. Взяли и в омут за ней же бросили в воду.

Это бабушка рассказывала. С крыльца стреляли. Но то давно. И с тех пор она не вылазила».

Другие, к сожалению, попадали.

В НЕВОЛЕ ОНИ НЕ ЖИВУТ

В свое время профессиональный интерес к русалкам питали католические миссионеры. Важно было установить, люди это все-таки или рыбы. Если они люди и у них есть душа, до них следовало донести слово Божие. Но для начала нужно было поймать хоть одну. Неслучайно поэтому в мемуарах миссионеров нередко можно прочесть о таких попытках.

Еще один миссионер, итальянец, отец Францис из Павии, который в 1701 году посетил Анголу, не поверил сначала, когда местные жители ему рассказали, что в их озере обитают русалки. Тогда, чтобы ему доказать, отловили в сети одну и предъявили ему. Миссионер детально ее осмотрел и описал в своих записках, добавив, что через сутки после того, как ее поймали, она, к сожалению, умерла.

Уточнить, есть ли у русалок душа, важно было в Анголе еще потому, что туземцы не просто ловили русалок, а часто и ели их. Кого же ели они, в конце концов, рыб или людей?

К ответу на этот вопрос церковь никогда не была близка так, как в 1560 году, когда у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семь русалок. Отцы-иезуиты, оказавшиеся в тех краях, естественно, постарались не упустить случай и выяснить, люди ли это и есть ли у них душа. Но исследователи потонули в дискуссиях и ни к какому выводу прийти не смогли.

К более определенному выводу пришел М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа, оказавшийся там же. Приложив к делу как свои профессиональные познания анатомии, так и скальпель, он в своем заключении утверждал, что русалки, пойманные у острова Мандар, не только внешне, но и по внутреннему строению подобны во всем людям. Очевидно, он не резал по живому. Потому что все русалки, которых сразу поместили в большие баки с водой, через несколько дней умерли.

Отчаяние ли неволи было тому причиной или еда, которую им предлагали и которую они не могли принять, только все обитатели моря, которых удавалось поймать, жить у людей не могли.

В январе 1738 года газета «Лондон дейли пост» сообщила своим читателям, что в заливе возле городка Топсхэм, графство Девон, поймали русалку. Ее показывали потом публике в городах Экстер, Бристоль и Бат. Неизвестно, сколько она прожила в неволе и что было с ней потом.

Хотя, если верить свидетельствам тех лет, русалки встречались в морях не так уж редко, для людей они оставались все-таки диковинными существами. Вот почему, когда в 1531 году в Балтийском море в сети поймали русалку, ее тут же поторопились отправить в подарок польскому королю Сигизмунду II. Король и весь двор имели случай своими глазами видеть ее. К сожалению, тоже недолго. На третий день пленница умерла.

Я нашел только два сообщения о русалках, которым удалось какое-то время прожить в неволе.

В 1430 году в Голландии буря размыла дамбу, и многие земли оказались затоплены морем. Жителям приходилось передвигаться на лодках. Как-то поутру девушки из городка Эдам плыли в лодке доить коров. В мелководье, в жидкой грязи, заметили они русалку, застрявшую там. Они взяли ее с собой, и она стала жить с ними. Русалка прожила у них целых пятнадцать лет. Правда, говорить она так и не смогла. Но зато они научили ее носить платье, вязать и есть вместе с ними. Кроме того, как добрые католички, они научили ее поклоняться кресту. Последнее, гласит хроника, дало повод, когда она умерла, по-христиански похоронить ее.

О другой русалке, что тоже жила в неволе, сохранились не только запись, но даже ее портрет, который был исполнен «прославленным Сью Готье» с натуры в 1758 году в Париже. Здесь она выставлена была для всеобщего обозрения в большом аквариуме на ярмарке в предместье Сен-Жермен. Кормили ее, писал современник, хлебом и рыбой. Была она «очень подвижна и с удовольствием ловко плескалась в чане с водой, где держали ее. Отдыхает она в положении вертикальном. Внешность же имеет она уродливую и мерзкую». Взглянув на рисунок, дошедший до нас, трудно с этим не согласиться.

Правда, бывало, что пойманных отпускали и сами ловцы.

В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, заметили с борта человекоподобное существо, плывшее по тому же курсу. Добрые люди бросили ему большой ломоть бекона, просто чтобы порадовать. Простодушная тварь, неискушенная в людском коварстве, не могла, конечно, предположить, что в беконе спрятан крючок на прочном шпагате. Попавшись на эту приманку, морской водяной был втащен на палубу. Но он так громко кричал, в крике его было что-то столь угрожающее, что пугливые моряки сочли за благо бросить его обратно в море.

Иногда пойманных отпускали обратно и рыбаки. Как-то такое произошло у одного из Шетландских островов. Как сообщал об этом журнал, издававшийся в Эдинбурге, рыбаки, доставая сеть, вытащили с нею русалку. Была она сероватого цвета и без чешуи на хвосте. Подержав ее в лодке какое-то время, они решили, что, от греха подальше, лучше избавиться от нее. И выбросили за борт. Живи, мол. Считалось, случись потом какое несчастье в море, все говорили бы, мол, из-за вас. Не надо было морскую тварь мучить.

Так же, наверное, рассуждали и шестеро рыбаков у острова Йелл, которые в тех же местах в 1833 году тоже поймали русалку. Сделали это невольно, она запуталась в сети, которую они вынимали. Ростом, рассказывали они, она была фута три. На теле ее не было жабр, а на хвосте не было чешуи. По их рассказу, она не сопротивлялась и даже не пыталась кусаться, а только стонала жалобно. Продержав пленницу в лодке часа три, они тоже выпустили ее обратно в море. По их словам, она тут же нырнула и ушла в глубину.

И еще рассказ о такой поимке, который записал в свое время В. И. Даль. «В Петровском правлении есть деревня; крестьяне зовут ее Монастырем; выстроена она на берегу озера, имеющего в окружности версты две. Рассказывают, что давно тому мужики этой деревни, неводя рыбу, вытащили из озера сетями ребенка; ребенок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребенка, сказал ему однажды:

— Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы.

Ребенок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали. Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребенка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду.

Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы! Мужичок обогатился рыбною ловлей».

Наверное, эта русалка, как и другие, попав в неволю, долго не прожила. Там же, куда отправили («куда следовать»), концов, само собой, не найти.

РАНЬШЕ ОНИ ЧАЩЕ ПРИХОДИЛИ К НАМ

Опыт подобных встреч, видимо, научил русалок: ничего хорошего от людей ждать нельзя. Естественно, они всеми силами стали избегать их. Наверное, поэтому в прошлом видели их куда чаще.

Когда-то в России исследователи отмечали: «Вы встретите много простолюдинов, которые расскажут вам, как и когда они видели русалок» (1838 г.). «Многие с божбой уверяют, что им случалось много раз видеть русалок» (1848 г.).

В народе и сейчас считают: «В прежни времена русалок так многа было, что оны качались по веткам, по лясам. Не только ночью, но даже и в полдни» (1979 г.).

Ежегодник английского приморского городка Абердин за 1658 год («Абердин Альманах») приглашал желающих посетить город, обещая, что они «непременно увидят прелестную компанию русалок, этих очаровательных созданий». Во всяком случае, в мае.

В середине XIX века английский исследователь писал, что еще лет пятьдесят назад русалки в Шотландии были не таким уж редким зрелищем.

Мореплаватели, открыватели безлюдных, новых земель, поначалу тоже нередко упоминали их. Но все реже и реже из века в век.

РУСАЛКА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ?

А от этого чувства до другого лишь малый шаг. Любовь человека к русалке, о чем написано так много красивых баллад, возможно, не только литературный факт.

Наверное, нет народа, у которого не было бы рассказов о жителях вод и о встречах с ними. И в памяти этой, в этих рассказах всегда есть эпизод любви русалки и человека. При счастливом исходе, как и у людей, любовь эта завершается браком. Но, тоже как и у людей, по той или иной причине случается и иной исход.

Шотландцы рассказывают, что когда-то жил в их краях пастух по имени Манкс. Русалка приметила и полюбила его. Как-то она обняла его так сильно, что у него чуть кости не затрещали, он вырвался и оттолкнул ее. Конечно, грубый пастух, что с него взять? Но русалке, обиженной и оскорбленной, разве что-нибудь объяснишь! Она швырнула в него камнем, да так, что тот свалился, поболел недолго и умер. А все ведь могло бы быть по-иному.

И правда, так бы было это или, может быть, по-другому, трудно сказать. Тем более, когда человек продолжает жить в своем мире, а его возлюбленная в другом и встречаются они только на кромке соприкосновения двух этих миров.

У разных народов, да и в России, о таких встречах имеется немало «быличек». «Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она, русалка, выходила, песни пела. Итак, она ему так понравилась, что влюбился. А любовь у ней настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд». (Записано в 1990 г., деревня Хорошово Новгородской области.)

Впрочем, необязательно, чтобы все завершалось печально. В России в народе считали, что, если русалку крестить или хотя бы надеть на нее крест, она становится человеком и может жить среди людей. В воду больше ее не тянет. Убеждение это нетрудно отнести к области мифологической, если б не было рассказов о том, что такое действительно происходило. В этих случаях, как можно понять, речь идет все о тех же «речных», или «луговых», русалках.

На такие случаи ссылаются и другие исследователи. В Орловской губернии женился якобы один на русалке. В Калужской губернии на русалке женился пастух: «Священник крестил ее, и стала она обыкновенной женщиной». «Такие случаи бывали и во Владимирской губернии, где даже два парня женились на окрещенных русалках». («Этнографическое обозрение», 1914 г.)

В Шотландии, где память предков тоже чрезвычайно чтут и из века в век ведут им запись, считается, что один из кланов, Макларен (Maclaren), произошел от брака простого смертного и русалки.

В Ирландии тоже есть некий род, Machaire, ведущий, по преданию, происхождение свое от русалки. А на побережье, тоже в Ирландии, есть деревня, все жители которой считаются потомками такого брака.

Потомки подобного брака есть и в Канаде, в одном из индейских племен. Там на протяжении нескольких поколений хранится память о вожде, который поймал русалку в реке, привел в свой вигвам и сделал женой.

НЕ ДО КОНЦА ПЕРЕВЕЛИСЬ ОНИ, ВИДНО, И В НАШИ ДНИ

Если бы нас где-то так встречали, мы тоже, наверное, не раз бы подумали, стоит ли нам вообще появляться там. Мы, правда, не знаем, не можем знать, каков тот, другой, их мир, откуда русалки приходят к нам. Может, не дай бог, им еще хуже там. Как бы то ни было, насколько можно судить, дорогу сюда, к нам, они не забыли до сей поры.

В 1890 году русалок замечали трижды возле Оркнейских островов, что рядом с Шотландией. В одном из заливов русалку видели сотни свидетелей. По словам одного из них, переданным газетным репортером, «. она была шести или семи футов ростом, черноголовая, белое тело, две руки, и, когда она находится в воде, можно подумать, что это плывет человек. Несколько раз она располагалась, очевидно, на подводном камне, и тогда можно было видеть движения ее рук и как она махала рукой».

Автор одной из работ, посвященных этому феномену, встречался в Шотландии с человеком, местным землевладельцем, который поведал ему, как в 1900 году он пошел со своею собакой выручить из оврага упавшую туда овцу. Он шел вдоль оврага, впадавшего в море, когда собака его не залаяла даже, а испуганно вдруг завыла. Взглянув, он буквально рядом с собой, футах в шести или семи, увидел русалку. Она была ростом, как человек, с рыжевато-желтыми вьющимися волосами, глазами голубовато-зелеными и бровями «домиком». По людским меркам, вспоминал он потом, она была очень красива, но во взгляде, которым она его встретила, он прочел только ярость и страх. Чувство страха, видно, передалось и ему, и он опрометью, не глядя, бросился прочь. Уже отбежав, он сообразил, что она оказалась, наверное, на мели и должна была дожидаться прилива, чтобы выбраться в море. Но возвращаться благоразумно не стал.

Несколько раз замечали русалок в 1913 году в лимане Портленд, возле острова Хой, тоже Оркнейские острова.

После путешествия Хейердала на «Кон-Тики» другой известный мореплаватель, Эрик де Бишоп, отправился тоже на самодельном плоту на восток от Таити в направлении Чили. В повествовании своем о путешествии и опасностях, поджидавших его (кстати, эта книга вышла и в русском переводе), он приводит эпизод, который рецензенты настоятельно советовали ему опустить. Случай этот, говорили они, не повышает доверия к рассказу о том, что он пережил. Но путешественник на самоцензуру идти не пожелал.

Вскоре после полуночи 3 января 1957 года, пишет де Бишоп, он поднялся на палубу. Матроса, который стоял на вахте, на месте он не увидел. Через минуту, правда, тот появился с передней части плота. Шел он, еще не видя своего капитана и ругаясь последними словами. Он не был пьян, он не пил вообще, да и на вахте тем более.

20 декабря 1977 года южноафриканская газета «Претория Ньюз» напечатала сообщение своего корреспондента в Лусаке, Замбия. В период дождей и муссонов озера и реки тех мест обычно выходят из берегов, все заливая вокруг. Водами половодья и занесло, наверное, одну из местных русалок в коллектор для сбора воды в пригороде Лусаки. Сначала ее заметили дети, которые криками оповестили всех, так что возле коллектора собралась толпа. По словам очевидцев, была она внешне, «как белая женщина».

Последнее из сообщений, известных мне, относится к 1991 году. Австралийский стражник береговой охраны, по-нашему пограничник, Квинсленда подал рапорт, где сообщал, что на дежурстве видел во время прилива русалку. Собственными глазами.

Такие свидетельства, тоже последних лет, имеются и в России. Обычно это рассказы тех, кто видел русалку сам или слышал об этом из первых уст. Свидетели подобных встреч, само собою, не горожане. Только там, в глубинке, на северных реках, глухих озерах Сибири рискуют еще появляться те, кого всеми силами мы же сами стараемся так отвадить и отпугнуть.

Записи этнографов и фольклористов об этих встречах сохраняют особенности местной речи. Это придает им как бы добавочную документальность. Кажется, что слышишь голос того, кто говорит.

«Дружинин рассказывал. Он ехал ночью. Там где-то омут был. И на камне сидит русалка.

На крыльцо-то забежала, бабушка говорит:

— Ты че? Ты кого напугалась? Тебя кто напугал?

— Ой, бабушка, молчи. Никово. Утре расскажу тебе.

— Но че, Анна? Кто тебя напугал? Что за беда получилась у тебя?

— Дак ее которы стары-то видали: сидит на камешке. Но редки видали ее.

А потом-то этого гребня не стало. Взяла она его, видно. Шура-то все время потом боялась проходить мимо того камня». (1977 г., Читинская область.)

Одним словом, ни в России, ни в других местах русалки, как видно, не перевелись, и время от времени, как и прежде, людям случается их встречать.

ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ОНИ

Я думать так не могу.

Не могу не сказать и еще об одной версии. Последние годы люди науки пишут все чаще о многомерности нашего мира. На тему эту выходят монографии и статьи. Речь идет о параллельных мирах, которые, возможно, находятся рядом с нашим. При этом некоторые считают, что между пространства ми и мирами существуют своего рода «порталы», туннели, пути перехода. Время от времени появляются сообщения, свидетельства и даже находки существ, которых биологи затрудняются отнести к каким бы то ни было видам, существующим на Земле. Некоторые исследователи допускают мысль, что, возможно, существа эти попадают к нам из таких параллельных миров или других эпох.

Через какие-то доступные им переходы, «порталы», они иногда появляются здесь. А потом тем же путем из нашей реальности уходят обратно в свою. А нам не последовать за ними никак. И, наверное, слава Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *