Кто такие нестяжатели и нестяжатели

НЕСТЯЖАТЕЛИ

Взгля­ды нестяжателей раз­ли­ча­лись в сво­их ак­цен­тах и трак­тов­ках. Так, уче­ние Ни­ла Сор­ско­го но­си­ло иси­ха­ст­ский ха­рак­тер (см. Иси­хазм), ис­хо­ди­ло пре­имущественно из ду­хов­ных за­про­сов. В со­чи­не­ни­ях Вас­сиа­на (Пат­ри­кее­ва) уче­ние о не­стя­жа­нии при­об­ре­ло со­ци­аль­но-по­ли­тич. ок­ра­ску: Вас­си­ан об­ли­чал со­би­ра­ние мо­на­стыр­ских бо­гатств не­пра­вед­ны­ми сред­ст­ва­ми, стрем­ле­ние мо­на­хов к «мир­ским по­пе­че­ни­ям», по­это­му пред­ла­гал пе­ре­дать управ­ле­ние мо­на­стыр­ски­ми зем­ля­ми епи­ско­пам и под­чи­нён­ным им эко­но­мам. Од­на­ко сам Вас­си­ан не был ас­ке­том и не при­дер­жи­вал­ся прин­ци­па лич­но­го не­стя­жа­ния, в чём его об­ли­чал Зи­но­вий Отен­ский. Мак­сим Грек вы­сту­пал про­тив уве­ли­че­ния мо­на­стыр­ских бо­гатств, при­об­ре­тае­мых с по­мо­щью спе­ку­ля­ций, рос­тов­щи­че­ст­ва, жес­то­ких форм экс­плуа­та­ции кре­сть­ян­ско­го тру­да, од­на­ко очень ос­то­рож­но вы­ска­зы­вал­ся о се­ку­ля­ри­за­ции мо­на­стыр­ских зе­мель. В середине XVI века од­ним из вид­ней­ших идео­ло­гов нестяжателей стал игу­мен Тро­иц­ко­го монастыря (бу­ду­щая Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра) Ар­те­мий. Он осу­ж­дал зем­ле­вла­де­ние мо­на­сты­рей, од­на­ко счи­тал, что зем­ли не сле­ду­ет от­ни­мать си­лой, мо­на­хи са­ми долж­ны от­ка­зать­ся от них.

Государственная власть не­од­но­крат­но пы­та­лась ис­поль­зо­вать идео­ло­гию нестяжателей для оп­рав­да­ния се­ку­ля­ри­за­ции мо­на­стыр­ских зе­мель. Во­прос о пра­ве мо­на­сты­рей вла­деть сё­ла­ми был по­став­лен на цер­ков­ном со­бо­ре 1503 года по ини­циа­ти­ве великого князя Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча. По не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам, на со­бо­ре раз­го­ре­лась по­ле­ми­ка ме­ж­ду прп. Ни­лом Сор­ским, ут­вер­ждав­шим, что «мо­на­хам не дос­той­но иметь сё­ла», и прп. Ио­си­фом Во­лоц­ким, счи­тав­шим вла­де­ние вот­чи­на­ми не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем ста­биль­но­го су­ще­ст­во­ва­ния мо­на­сты­рей и Церк­ви (см. так­же Иосиф­ля­не). В 1515-1517 годы Вас­си­ан (Пат­ри­ке­ев) по бла­го­сло­ве­нию ми­тро­по­ли­та Мо­с­ков­ско­го Вар­лаа­ма со­ста­вил но­вую ре­дак­цию Корм­чей кни­ги (из­вест­но 3 ав­тор­ских ре­дак­ции), при­зван­ную ис­сле­до­вать во­прос о ка­но­нич­но­сти мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния. Этой же те­ме бы­ла под­чи­не­на со­вме­ст­ная ра­бо­та Вас­сиа­на и Мак­си­ма Гре­ка по ис­прав­ле­нию и пе­ре­во­ду с греческого языка бо­го­слу­жеб­ных и ка­но­нических книг. Осу­ж­де­ние на цер­ков­ном со­бо­ре 1531 года Вас­сиа­на и Мак­си­ма Гре­ка, уже на­хо­див­ше­го­ся в за­то­че­нии по при­го­во­ру со­бо­ра 1525 года, су­ще­ст­вен­но ос­ла­би­ло по­зи­ции нестяжателей и фак­ти­че­ски пре­кра­ти­ло их фи­ло­ло­гические и бо­го­слов­ские ис­сле­до­ва­ния.

Дви­же­ние нестяжателей пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать по­сле то­го, как в 1550-е годы на цер­ков­ных со­бо­рах бы­ли осу­ж­де­ны и со­сла­ны игу­мен Ар­те­мий и его еди­но­мышлен­ни­ки мо­нах Ио­а­саф (Бе­ло­ба­ев), прп. Фео­до­рит Коль­ский и др., а так­же по­сле при­ня­тия по­ста­нов­ле­ний Сто­гла­во­го со­бо­ра (1551 год), со­бо­ров 1573 года, 1580-1584 годов, ог­ра­ни­чив­ших рост мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния.

Исторические источники:

Пре­по­доб­ные Нил Сор­ский и Ин­но­кен­тий Ко­мель­ский. Со­чи­не­ния. СПб., 2005.

Дополнительная литература:

Пав­лов А.С. Ис­то­ри­че­ский очерк се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель в Рос­сии. Од., 1871. Ч. 1: По­пыт­ки к об­ра­ще­нию в го­су­дар­ст­вен­ную соб­ст­вен­ность по­зе­мель­ных вла­де­ний рус­ской церк­ви в XVI в. (1503–1580);

Лу­рье Я.С. Идео­ло­ги­че­ская борь­ба в рус­ской пуб­ли­ци­сти­ке кон­ца XV – на­ча­ла XVI в. М.; Л., 1960;

Ка­за­ко­ва Н.А. Ко­гда на­ча­лась по­ле­ми­ка не­стя­жа­те­лей с ио­сиф­ля­на­ми // Из ис­то­рии фео­даль­ной Рос­сии. Л., 1978;

Си­ни­цы­на Н.В. Не­стя­жа­тель­ст­во и Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь XIV–XVI вв. // Ре­ли­гии ми­ра: Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Еже­год­ник. 1983. М., 1983;

Источник

Кто такие иосифляне и нестяжатели: в чем суть их борьбы

Исследователи русской истории 16 века давно обратили внимание на развернувшийся в то время крупный церковный конфликт, оказавший влияние на внутреннюю политику государства. Участниками спора были иосифляне и нестяжатели, занимавшие полярные позиции в вопросах об отношении православных монастырей к миру и допустимых способах ведения монастырского хозяйства.

Краткий обзор

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжателиНестяжатели и иосифляне название противоположных течений в жизни Русской Православной Церкви, зародившихся в эпоху, предшествующую правлению Ивана Грозного.

Отвечая на вопрос, кто такие представители иосифлян и нестяжателей, нельзя забывать, что сами они так себя изначально не называли, а градус разногласий по многим темам был искусственно поднят по мере развёртывания полемики.

Долгое время в отечественной историографии главенствовал подход, при котором иосифлян последователей Иосифа Волоцкого объявляли реакционерами, а нестяжателей в исторических исследованиях стали именовать прогрессивными церковными деятелями, хотя они с подобным формулировками, скорее всего, не согласились бы.

Нил Сорский, в отличие от своего соперника Иосифа, выступал за сохранение древних укладов монастырей и самосовершенствование иноков для восхождения к мистическим высотам и привлечения Божественной благодати. Иосиф Волоцкий, наоборот, поставил новые в то время для Церкви вопросы об исправлении нравов мирян и поддержке действующей власти.

Борьба иосифлян и нестяжателей по датам совпадает с укреплением государственности Великого Княжества Московского, его территориальным ростом, повышением международного престижа и началом активной внешней политики за пределами земель бывшей Киевской Руси и Золотой Орды.

Это интересно! Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери

Если описать значение борьбы иосифлян и нестяжателей кратко, то она способствовала укреплению роли православия в русской жизни и проникновению знаний о внутренних монашеских принципах в умы широкой общественности. Победившие в конфликте иосифляне вели полемику с привлечением цитат из Библии и трудов отцов церкви, что способствовало оживлению церковной жизни и росту количества высокообразованных церковных деятелей.

Начавшись с конкретных вопросов о судьбе имущества монастыря и допустимых методах противодействия ереси жидовствующих в Новгороде, полемика продемонстрировала наличие в Церкви двух непохожих типов мышления.

Возьмите на заметку! Различные мировоззрения, которых придерживались нестяжатели и иосифляне, распространялись на многие другие социальные и этические вопросы, волновавшие русских людей того времени.

Сущность споров

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжателиВ чем заключалась суть споров нестяжателей (представителей лагеря Нила Сорского) и иосифлян (последователей учения Иосифа Волоцкого). К 16 веку монастыри на Руси, сосредоточив под своей властью обширные земли и завладев большими богатствами, стали привлекать не только тех, кто действительно заботился о спасении своей души, но и людей, желавших праздно и безбедно проводить время.

Приток подобных бездельников расшатал нравы во многих монастырях, что вызвало ответную реакцию. Старец Нил Сорский, видя ухудшение духовного состояния иноков в монастырях, начал проповедовать нестяжательство отказ от имущества. Он считал, что монашествующим следует питаться за счет собственного труда, а главными их занятиями должны быть подвижничество и непрестанная молитва в духе византийского исихазма.

Не согласился с подобными утверждениями Иосиф Волоцкий настоятель Волоколамского монастыря. Святой отец Иосиф Волоцкий не отрицал расшатывания внутренних порядков в монастырях и предлагал бороться с этим явлением так же, как он сам это делал: путем введения строгой дисциплины и тщательного контроля за времяпрепровождением иноков. Накопление богатств в монастырях Иосиф Волоцкий оправдывал тем, что это повышает авторитет православия в народе.

Это интересно! Форма выполнения повинности барщина: что это такое

Другим принципиальным вопросом, показавшим различие двух лагерей, стало отношение к ереси жидовствующих. Подпав под влияние ученого еврея Схарии, многие жители Новгорода, а затем и Москвы, стали отрицать церковные таинства и сомневались в православном учении о Троице. Они поставили на первое место Ветхий Завет, а Евангелиями пренебрегали.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжателиЕресь жидовствующих, похожая в главных чертах на иудаизм и протестантизм, получила широкое распространение в Новгороде, где близость к ней выказывал действующий митрополит. Она также едва не отвратила от православия великого князя Ивана III.

Один из заметных представителей ереси жидовствующих думный дьяк Фёдор Курицын написал интересное произведение древнерусской словесности Сказание о Дракуле, где описал жестокости валашского правителя Влада Цепеша, имя которого впоследствии попало в массовую культуру как имя бессмертного вампира.

Обратите внимание! Подавление ереси произошло при прямом участии иосифлян. Сам Иосиф Волоцкий активно проповедовал против еретиков, действуя в одном направлении с новым архиепископом Новгорода Геннадием.

Известные представители ереси:

Заволжские старцы (так еще называли сторонников Нила Сорского) предлагали не преследовать жидовствующих, а мирно переубеждать их. Подобная мягкость впоследствии дала возможность обвинить часть сторонников движения в потакании отступникам от истинной веры.

Это интересно! Эпоха Столыпина: столыпинские реформы – емко и кратко об итогах

Полезное видео: нестяжатели и иосифляне

&lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Википедия о нестяжательстве

Борьба нестяжателей и иосифлян в 16 веке отражена в нескольких статьях открытой энциклопедии на сайте Википедия. Её авторы называют нестяжательство монашеским движением в РПЦ, которое существовало в конце 15 начале 16 века.

Церковный деятель, идеолог и глава нестяжателей Нил Сорский характеризуется как один из наиболее просвещенных русских святых. Его взгляды известны по собственным трудам четырём посланиям, Уставу скитской жизни и Преданию ученикам. Нил Сорский не выступал за отмену монастырского землевладения, но утверждал, что святая обитель должна сама заниматься земледелием силами иноков с привлечением мирян к работе лишь время от времени. Также он разрешал монахам принимать небольшую милостыню, которую приносили в монастырь жители, но не более необходимого.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжателиДостойно упоминания имя князя-инока Вассиана Патрикеева, одного из тех, кто был ревностным лидером нестяжателей в 16 веке. В его трудах, написанных после 1509 года, взгляды Нила Сорского на проблему монастырских имуществ, как считают исследователи, были полемически заострены. Сторонником Патрикеева был приезжий монах Максим Грек.

Союз с этим иностранцем подорвал позиции Вассиана, которому сначала покровительствовал великий князь Василий.

Дело закончилось двумя судами над Максимом Греком в 1525 и 1531 годах. Последняя дата стала роковой для всего движения. Максим Грек, признанный еретиком, был сослан в Отроч монастырь. А тогдашний глава нестяжателей князь Вассиан, ученик Нила Сорского, как впоследствии утверждал диссидент времен Ивана Грозного Андрей Курбский, был в скором времени уморен презлыми иосифлянами.

Дискуссия, впрочем, не закончилась, и через некоторое время появилась «вторая волна нестяжателей», которые проповедовали до второй половины 16 века.

Представители «второй волны»:

Это интересно! Нашествие Батыя — 1237 год: страшное событие на Руси

Сторонники просвещения

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжателиИосифляне в Википедии характеризуются не только как защитники монастырского землевладения, но и как сторонники активной просветительской и благотворительной деятельности монахов.

В своём сочинении Просветитель Иосиф Волоцкий утверждал, что храмы, украшенные красивыми росписями и иконостасами, приносят большую пользу в деле распространения церковного учения. Последователи Иосифа Волоцкого смогли переманить на свою сторону великого князя Ивана III на соборе 1503 года. Приверженцы учения отца Иосифа также сумели стать ведущими идеологами православной церкви и выдвинули доктрину о божественном происхождении власти царя.

Обратите внимание! Псковский монах Филофей, который популяризировал концепцию Москва Третий Рим, задававшую тон политики Русского государства вплоть до 1917 года, принадлежал к движению иосифлян.

Сторонники Иосифа Волоцкого последовательно требовали, чтобы Московская митрополия получила статус патриархии, что произошло через много десятилетий после завершения борьбы с нестяжателями в 1589 году. Впоследствии ученики Иосифа Волоцкого Макарий и Сильвестр инициировали созыв Стоглавого собора при Иване Грозном. Ряд историков считает, что деятельность данного движения помешала русским великим князьям провести планировавшуюся секуляризацию церковного имущества по примеру протестантских князей.

Таблица: сравнительная характеристика взглядов нестяжателей и иосифлян

ВопросПозиция Иосифа ВолоцкогоПозиция нестяжателей
Монастырское землевладениеПолная поддержка монастырского землевладенияУмеренная поддержка монастырского землевладения
Дисциплина в монастыряхНеобходимо укрепление надзора со стороны игумена монастыряНеобходим отход от материальных излишеств и практика исихазма в монастырях
Отношение к еретикамНеобходимо преследовать еретиковНеобходимо переубеждать еретиков словом

Это интересно! Династия Рюриковичей: генеалогическое древо рода с годами правления

Полезное видео: спор иосифлян и нестяжателей

&lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Вывод

Борьба заволжских старцев и сторонников Иосифа Волоцкого, окончившаяся победой последних, ознаменовала частичный отход русской церкви от пришедшей из Византии традиции исихазма, которая была связана с наследием святителя Григория Паламы и утверждала приоритетным для монаха идеал умного делания в отрыве от мирской суеты. Вместо этого в русских монастырях временно возобладала идея широкого участия монахов в распространении церковного учения среди мирян.

Источник

Нестяжатели

Из Википедии — свободной энциклопедии

Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали. В этом вопросе им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах и вообще имущественными вопросами: различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Данный спор, окончившийся победой иосифлян, имел важное значение для Русской церкви.

Сами нестяжатели, как и иосифляне, судя по сохранившемся документам, почти не использовали этот термин. Известны два случая употребления этого слова в данном смысле: Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный»; нестяжателем назвал опального князя Вассиана (Патрикеева) сосланный новгородский инок Зиновий Отенский, выступая с критикой против него. Лишь в конце XIX века этот термин был введён в употребление; он устоялся и стал привычен. Однако следует учесть, что личное нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосифо-Волоцкого) было, пожалуй, радикальнее, чем скитских монахов, так как имущество в общежительном монастыре является общим, и это исключает необходимость личного имущества, в скиту же по самим условиям жизни наличие в личной собственности каких-либо предметов — неизбежно, поэтому ряд авторов (Николай Никольский, Яков Лурье, Екатерина Романенко и др.) высказываются за условность термина «нестяжатели».

Источник

В данной статье вы сможете прочитать о том, как вели борьбу нестяжатели и иосифляне. Вы узнаете, какой «лагерь» за что выступал и какой идеологии придерживался.

Вашему вниманию будет представлена небольшая таблица того, в чем было отличие этих двух духовных течений. Вы узнаете, какие были последователи иосифлян и нестяжателей.

Определение

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Многие моменты духовных вопросов тех лет остаются актуальными и на сегодняшний день. В XV-XVI веках церковь всегда принимала участие в судьбе страны, и многие происходящие события не обходились без вмешательства духовной организации.

Сравнение

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Нестяжатели, во главе с Нилом Сорским, выступали за то, чтобы монахи полностью отказались от всего имущества. Святой Нил считал, что монахи должны заниматься лишь молитвой, а также изучать Писание, кроме того, он считал, что каждый старец должен добывать себе пищу лишь своим трудом.

Собственные мысли Сорский также зафиксировал в одном сочинении под названием «Предание и устав». По его мнению, допускались лишь продажа своих трудов за чисто символическую цену или же нужная милостыня от христолюбивых, однако она должна была быть минимальной. Также Нил считал, что украшение церкви является лишним и ничего ценного в ней быть не должно.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Мировоззрение Иосифа Волоцкого было совершенно противоположным, так как он считал, что вполне можно сочетать богатство монастыря вместе с нестяжанием монахов. Несмотря на то, что мнения Иосифа и Нила были совершенно разными по поводу того, богатой или бедной должна быть церковь, существовали и другие факторы вражды.

У них также были разные взгляды на то, какой должна быть православная вера, как должны взаимодействовать духовная и светская власть, какой должна быть царская власть. Так, в середине XV века в церкви образовалось два течения – иосифляне и нестяжатели.

Существует мнение, что серьезное влияние на мировоззрение Нила Сорского оказало православное учение – исихазм. Именно это оно основывалось на единении человека с Богом, возможностью самосовершенствования и созерцания Божественной сущности.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

По мнению Нила, религия должна была быть личным выбором каждого человека. Нестяжатели считали, что главное в жизни – совершенствоваться в душе, а не по отношению к миру. Также нестяжатели выступали за то, чтобы церковь и государство не объединялись воедино. Их вполне устраивало разделение церковной и светской жизни, так как они считали, что религия должна быть свободной абсолютно от всего.

Монашеская роль должна сводиться лишь к тому, чтобы молится за себя и других, думая о спасении души, в свою очередь царь должен отвечать за земли. В случае, если царь пытается управлять землями вместе с церковью, тогда ему лучше вовсе лишиться власти.

Противостояние

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Однако Иосиф Волоцкий утверждал, что царь – далеко не первый человек в государстве и вся духовная власть находится в руках церкви, именно поэтому церкви необходимо поклоняться более, чем правителю. Таким образом иосифляне выступали за то, что не вся власть «от Бога», но есть и власть «от дьявола», однако после того, как Иван III стал на сторону иосифлянского духовенства, Волоцкий кардинально поменял свое мнение на противоположное.

Иосифляне начали придерживаться мысли о том, что царь отвечает за своих подданных перед Богом, поэтому он должен заботиться о них и всячески защищать не только телесно, но и духовно. Именно поэтому приверженцы Иосифа начали активно охранять веру и преследовать еретиков, которых они считали разбойниками, негативно влияющими на людские души.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

В свою очередь нестяжатели всячески пытались заступиться за еретиков. Из этого выходит, что государство могло вторгаться в духовную жизнь, так как царь является посланником Бога и делает все то, что требует Всевышний. Непослушание правителю теперь считалось не только преступлением, но и большим грехом. В одном из своих посланий Иосиф призывал людей служить царю, как Господу.

Именно поэтому власть очень заинтересовалась идеологией иосифлян, ведь для одной и другой стороны это была очень выгодная сделка. Московские правители могли стать недосягаемыми для общества, оставляя церкви привилегии в виде земельных владений, а церковь, в свою очередь, готова была полностью подчиниться государству.

Борьба этих двух направлений длилась еще в течении нескольких десятилетий, и все привело к тому, что иосифлянская идеология одержала победу. Однако все привело к тому, что царь ограбил множество церквей, заставил духовенство лишить сана митрополита Филиппа, а в дальнейшем Филипп и вовсе был задушен по приказу царя.

Таблица

Иосифляне и нестяжатели, сравнительная таблица монахов представлена ниже.

Источник

Нестяжатели и иосифляне: суть конфликта

На рубеже XV-XVI веков в Российском православии назрели серьезные проблемы, вылившиеся в противостояние двух религиозно-политических групп, известных под названиями «нестяжатели» и «иосифляне».

Между представителями этих ветвей русского православия разразилась жесткая полувековая дискуссия о праве монашествующих на владение земельными угодьями и имуществом вообще, а также о способах борьбы с еретиками, которых в России становилось все больше.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Кто такие нестяжатели и иосифляне

Термины «нестяжатели» и «иосифляне» появились позже, чем происходил сам конфликт между двумя этими течениями. Проповедующих нестяжательство еще называли «заволжскими старцами», потому что монастыри их, как правило, находились далеко от центра Руси, «за Волгой».

Происхождение слов

Слово «нестяжатели» произошло от термина «нестяжание», в православии это — нищета, избранная по собственной воле, — один из обетов, которые даются монахами при пострижении.

Иосифлянами (по имени Иосиф) стали называть приверженцев Иосифа Волоцкого, одного из духовных лидеров Русской Православной церкви конца XV — начала XVI веков.

Значение понятий

Иосифляне, приверженцы консервативного учения Иосифа Волоцкого, крайне негативно относились к любым группам, настаивавшим на реформировании Церкви, отстаивали возможность для монастырей владеть землей и ратовали за физическое уничтожение еретиков.

Нестяжатели, сторонники Нила Сорского, требовали безукоризненного соблюдения монахами своих обетов, в частности, обета бедности, а также выступали за снисходительное отношение к раскаявшимся еретикам.

Противостояние двух этих течений наложило глубокий отпечаток на религиозно-общественную ситуацию в России XV-XVI веков.

Идеология движений

Идеологическое кредо иос ифлян и «заволжских старцев» значительно отличалось.

Для духовного лидера «старцев» Нила Сорского вера в Господа была исключительно личным делом каждого верующего, ведь все важное свершается не в мире вещественном, а в душе. Отсюда и призыв к нестяжательству как способу достигнуть полной внутренней свободы для безукоризненного служения Богу.

«Заволжские старцы», в том числе Максим Грек и Вассиан, не признавали огосударствление Церкви, сводя роль монашества к:

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Управлять же землями и мирянами — задача земных властителей. В первые годы правления Ивана IV эта концепция с его стороны одобрялась, и в ближайшем окружении Грозного, «Избранной раде», главные роли играли сочувствовавшие взглядам Нила священник Сильвестр, боярин Адашев и князь Курбский.

На рубеже XV-XVI веков иосифляне с трудом находили согласие с Иваном III, в те годы более склонным прислушиваться к старцу Нилу и вынашивавшим планы по возвращению государству монастырских землевладений.

Недовольный возможностью секуляризации, а также снисходительным отношением великого князя к еретикам-«жидовствующим», например, к своим приближенным дьяку Федору Курицыну и протопопу Алексею, Иосиф создал теорию, согласно которой властитель — в первую очередь человек, хоть и назначен к «божественному служению».

В своем труде «Просветитель» Волоцкий указывал, что князю мирскому могут быть свойственны ошибки, способные погубить не только самого властителя, но и всех подданных. По мнению Иосифа, которое позже подверглось изменению, светского владыку надлежит почитать; но князья имеют власть лишь над телом, и повиноваться им следует «телесно, а не душевно».

Кроме того, в то время Иосиф считал, что власть духовная выше светской власти, и церкви необходимо «поклонятися паче», нежели государю.

Тем не менее, иосифляне, исходя из постулата ответственности мирского властителя за жителей своего государства перед Господом, видели его прерогативу в заботе и о мирском, и о духовном окормлении людей, охране подлинной веры, защите подданных, в том числе, от влияния еретиков. Еретики растлевают души людей, а, значит, хуже разбойников, посягающих только на «тело»; значит, их нужно «жечи да вешати», как выразился архиепископ новгородский Геннадий.

С течением времени взгляды иосифлян на взаимоотношения в триаде «Церковь — власть — народ» претерпели изменения, и они стали считать положение мирской власти не ниже, а вровень с церковной. Последователи Иосифа возгласили, что не слушаться мирского правителя — грех, и даже призвали служить ему как Господу, а не как человеку.

Нестяжатели же признавали идею об ответственности власти перед народом, считая, что обязанность власти — «судить и защищать». Для них настоящий, избранный Богом властитель должен осознавать свою высочайшую ответственность перед Господом и людьми, соблюдать моральные принципы согласно своему статусу помазанника Божия.

Напротив, согласно учению иосифлян, правители не просто избраны Небом, они сами являются почти сакральными личностями.

Поэтому их идеи пришлись по нраву русским князьям и царям до такой степени, что они отказались от гигантских земельных угодий церкви, получив взамен недосягаемость для контроля общественных институтов, то есть стали абсолютными монархами.

Уже при Иване Грозном дискуссия развернулась и по вопросу о книгах. Будучи сторонниками появившихся на Руси в то время печатных книг, нестяжатели указывали на массу допущенных переписчиками ошибок, что вело к разнобою и «нестроению» в церковном служении и мирской жизни.

Иосифляне же восприняли книгопечатание как очередную «латынянскую» ересь, утверждая, что простым людям «чести Апостол и Евангелие» — грех.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Историческая справка

Со времен Крещения на Руси не было серьезных религиозных конфликтов, и, тем более, репрессий на почве веры. Если на Западе свирепствовала инквизиция, Европу раздирали войны между католиками и протестантами, то Русь, Киевская, а после Московская, оставалась безраздельно преданной Православной Церкви.

И все-таки, хотя основные догматы православия остались незыблемыми, во второй половине XV века и в России наметился внутрицерковный раскол.

Возникновение движений

Спор двух течений русского православия, начавшийся в конце ХV столетия, происходил на фоне успехов страны и во внешней, и во внутренней политике.

В 1480 году великий князь Иван III добился юридической независимости от Золотой Орды, которая в то время распадалась на отдельные ханства.

Тогда же полным ходом шел процесс объединения земель Руси под рукой Москвы:

После падения Византии Московская Русь стала единственной суверенной страной, в которой исповедовалось православие. Царевна Софья Палеолог принесла на Русь новый герб — византийского двуглавого орла, и в обществе постепенно стала формироваться уверенность в том, что русский князь — наследник монарха Византии, а Москва, как единственная хранительница и защитница православия, — «Третий Рим».

Из титула «царь», которым в то время часто начали именовать властителя Руси, и обретения герба не следовало, что Русь унаследовала все принципы государственного и духовного устроения Византийской империи. Но православие, пришедшее из Константинополя, стало в душе народа объединяющей, истинно русской силой.

Таким образом, русская церковь перестала зависеть от кого бы то ни было, даже от «колыбели православия», а князья получили в ней большое влияние.

Остатки язычества, которые еще сохранялись на Руси, подверглись решительному наступлению со стороны Церкви, равно как и проникшие на Русь ереси. В основном речь шла о богомильской ереси «стригольников» и пришедшей с литовскими евреями ереси «жидовствующих».

Именно в вопросе о борьбе с еретиками, точнее, о наказаниях для них, «заволжские старцы» и иосифляне впоследствии круто разошлись во мнениях.

В этих условиях внутри самой Церкви появились предпосылки для возникновения дискуссии вокруг духовно-нравственных проблем, оформившейся в противостояние двух группировок. Их лидеры, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский со своими приверженцами, никоим образом не боролись друг с другом, их споры не вели к схизме, а полемика носила конструктивный характер и касалась лишь поиска пути развития приоритетов применительно к новым политическим и духовным реалиям.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Развитие и распространение

Светские власти, конечно же, не устранились от дискуссии. Земли Руси в то время были не столь велики, обеспечить всех служилых людей достойными вотчинами не представлялось возможным, поэтому Иван III вначале принял позицию нестяжателей, согласных предоставить в распоряжение государства монастырские земли.

Но в это время выяснилось, что все больше чиновников примыкает к ереси «жидовствующих», и князь, как гарант соблюдения чистоты веры, перешел в лагерь иосифлян.

Тяжелая болезнь, сразившая в 1500 году великого князя, также сыграла им на руку, потому что соправитель и наследник, княжич Василий, был духовным сыном Иосифа Волоцкого и полностью подпал под его влияние. Во многом благодаря этим обстоятельствам, на Соборе епископов, обсуждавшем проблему еретиков, было принято решение организовать на Руси собственную инквизицию и посылать «жидовствующих» и других еретиков на костер.

Это было поражением нестяжателей, призывавших действовать убеждением, а не огнем.

Впоследствии «заволжские старцы» еще дважды навлекли на себя великокняжеский гнев. Василий III, занявший престол по кончине отца, был бездетен и обвинил в этом свою жену, Соломонию Сабурову. Заточив ее в монастырь, он добился развода и женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.

Инок Вассиан, в миру — князь Патрикеев, в то время виднейший представитель нестяжателей, открыто обвинил князя в отступлении от канонов христианства, запрещавших развод. Тогда Василий ІІІ не стал подвергать Вассиана опале. Но чаша терпения оказалась переполненной, когда монах публично предъявил ему обвинение в предательстве и клятвопреступлении против князей из рода Шемячичей, которых Василий вызвал из Чернигова в Москву, обещав полную безопасность, а потом заточил в темницу.

Терпеть подобные обличения Василий III не стал, и Вассиан под предлогом впадения в ересь был насильно отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Причины конфликта

Причинами многолетнего конфликта между двумя течениями Русской Православной церкви были не просто разногласия между определенными группами священнослужителей, но и отношение к затронутым проблемам светских властей.

Именно власть, в конечном итоге, сделала свой выбор, поставив точку в полувековом споре течений, известных под названием «иосифлянство» и «нестяжательство».

Спор между организациями

Пик конфликта между стяжателями иосифлянами и нестяжателями пришелся на время Собора 1503 года, когда между ними вспыхнула дискуссия о том, кто должен владеть землями и иным имуществом, отписанным монастырям либо постригающимися, либо мирскими людьми «ради неустанных молитв за упокой душ их, дабы в Царствии Небесном пребывали».

Нил Сорский, призвав Церковь отказаться от земли и крестьян, приводил в качестве аргумента заповедь бедности, обязательную для монашествующих, а также утверждал, что монахи, владея богатствами, впадают в грех алчности.

Иосиф Волоцкий, отвечая на это обвинение, утверждал, что богатства необходимы для:

Но никак не для личного обогащения монахов, которые и в состоятельном монастыре соблюдают заповеди аскетизма.

Правда, он тут же начал себе противоречить, вопрошая, как можно «честному и благородному» человеку постричься в бедном монастыре. Действительно, привыкшие к достатку знать и купечество, постригаясь, и в монастыре желали вести привычный образ жизни. Кроме того, Иосиф напомнил, что высшие иерархи в большинстве своем имеют знатное происхождение, а если они перестанут принимать постриг, «отколе взятии на митрополию, или архиепископа, или епископа?»

Поскольку большинство на Соборе было за приверженцами Иосифа Волоцкого, Нил Сорский добиться принятия своих требований не смог, а великому князю, хотя и имевшему интерес в секуляризации церковных земель, пришлось покориться мнению большинства.

В постановлении Собора по вопросу нестяжательности был сделан вывод: «Стяжатели церковные — Божии суть стяжатели».

В 1504 году новый церковный Собор вызвал очередной конфликт иосифлянства и нестяжетельства и подтвердил поражение последнего, приняв решение о сожжении еретиков.

Но окончательную победу иосифляне одержали спустя полвека, когда в 1551 году на Стоглавом соборе было отвергнуто предложение священника Сильвестра об ограничении церковных земельных наделов.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Духовные лидеры объединений

Мировоззрения Нила Сорского и Иосифа Волоцкого существенно различались. Но фактов личной вражды между ними в истории не сохранилось.

Старец Нил скончался в 1508 году, имеются косвенные сведения о его канонизации, хотя соответствующих документов не сохранилось. Иосиф Волоцкий умер через семь лет после кончины своего оппонента, причислен к лику святых в 1579 году.

Иосиф Волоцкий

Основоположник иосифлянства, в миру носивший имя Иван Санин, родился в 1440 году в селе Язвище под Волоколамском в семье служилого человека. Когда ему исполнилось 20 лет, постригся в Боровском монастыре, где обрел авторитет как не только благочестивый и ученый инок, но и хороший организатор.

Спустя несколько лет он основал новый, Иосифо-Волоколамский монастырь, который, благодаря покровительству князя Волоцкого, вскоре превратился в одну из богатейших обителей Руси.

Настоятель монастыря пользовался славой рачительного хозяина, используя любую возможность увеличить достояние обители и прирастить ее владения.

Монахи жили в соответствии со строгим уставом, сам архимандрит был аскетом, но, не желая упускать возможность пострига знати и богатых купцов, разделил иноков на три «узаконения»:

Состоятельная и людная обитель славилась на всю Россию, а ее настоятель был в чести у Московского великого князя, пользовался почтением среди духовенства, а его сочинения по различным проблемам жизни Церкви снискали ему славу авторитетного богослова.

В 1503 году на Соборе иерархов в Москве стоял единственный вопрос о наказании вдовых священников, которые, не имея права жениться во второй раз, заводят себе незаконных сожительниц. Иерархи, в том числе Иосиф Волоцкий, приняли решение вовсе отстранить овдовевших попов и дьяконов от обязанностей по отправлению обрядов.

По принятию этого решения, когда многие участники Собора уже разъехались по своим епархиям и обителям, внезапно потребовал слова инок весьма отдаленного от Москвы Белозерского монастыря Нил Сорский.

«Повестка дня» Собора оставила его равнодушным, но в своей эмоциональной речи монах обрушился на своих собратьев — настоятелей монастырей, стремящихся любыми путями накопить как можно больше богатств. Хотя Собор уже фактически завершился, речь старца заинтересовала великого князя Ивана III, который велел не прерывать его, а продолжить заседание Собора и обсудить предложение белозерского инока со всей тщательностью.

Большинство, которое составляли приверженцы Иосифа, спешно послало гонцов за ним и, вернувшись, тот вступил в яростную полемику. Именно тогда и состоялась первая схватка двух ветвей русской церкви и первое столкновение их духовных вождей.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Нил Сорский

Духовный лидер нестяжателей, позже названых «заволжскими старцами», появился на свет в Москве в 1433 году и в миру звался Николай Майков. Послужив в одном из приказов, он постригся в монахи в Кирилло-Белозерской обители.

Отец Нил, считавший книги «величайшим наслаждением», очень много читал.

В отличие от Иосифа Волоцкого, тоже весьма начитанного, он:

В поиске новых знаний Нил, получив благословение настоятеля, оставил обитель и отправился на Афон, снискавший себе славу поистине святого места.

По возвращении со Святой Горы он выстроил небольшой скит поодаль от Кирилло-Белозерского монастыря, на берегу реки Соры. Отсюда и принятое им имя — Нил Сорский. В основанном им ските обрели место для жизни в молитве еще около десяти монахов, ставших его учениками и соратниками.

В написанном для своих последователей «Уставе о жительстве скитском» Нил размышлял о подлинном призвании инока — уйти из «злосмрадного» внешнего мира и во имя постижения Промысла Божия совершенствовать свои внутренние нравственные устои.

Посетившие скит странники разносили по Руси весть о «великом богомольце», его Устав переписывался и расходился по всей православной земле, привлекая к своему автору сотни новых почитателей. По словам современника, старец «сияше тогда яко светило в пустыни на Бело озеро».

Убежденный бессребреник, старец полагал наистрашнейшим из грехов «стяжание», то есть обогащение за чужой счет. Поэтому старец и восстал против повсеместного попечения о монастырском землевладении. Копить золото и серебро вместо того, чтобы стремиться обрести духовное богатство — не есть ли это высшее зло среди всех людей, а особенно среди священников и монахов, которые по самой природе своей должны следовать заветам бедности и смирения? Возмущенный открывшейся ему бездной порока, Нил Сорский возвысил свой голос за нестяжательность и остался в памяти потомков как поистине святой подвижник.

Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Смотреть картинку Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Картинка про Кто такие нестяжатели и нестяжатели. Фото Кто такие нестяжатели и нестяжатели

Видео

В этом видео можно посмотреть, как выглядит в наши дни Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный в 1479 году св. Иосифом Волоцким.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *