Кто такие нигилисты в романе отцы и дети
Русская литература. 10 класс
Отцы и дети
Сюжет и композиция романа.
Замысел романа «Отцы и дети», по словам И. С. Тургенева, родился в августе 1860 года. Писатель всегда проводил кропотливую подготовительную работу перед созданием своих романов, составлял планы-конспекты, выверяя сюжетные линии, работал над образами. Далее читаем: «. вернувшись в Париж, я снова принялся за неё — фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России, в деревне, в июле месяце». Роман был напечатан в феврале 1862 года в журнале «Русский вестник», однако позже И. С. Тургенев его несколько раз дорабатывал.
Сюжет романа всецело связан с главным героем — нигилистом, химиком-естествоиспытателем Евгением Базаровым. Критик Д. И. Писарев определяет его как «центрального героя» и «лицо трагическое». Все сюжетные линии сходятся к нему как к сюжетному и проблемному центру произведения. Все герои в большей или меньшей степени оттеняют масштаб личности Базарова, заполняя собой художественное пространство произведения. Именно они становятся воплощением России на переломе: праздный аристократ Павел Петрович, прогрессивный помещик и хороший человек Николай Петрович, добрый друг, но идейно далёкий от нигилизма Аркадий, мещаночка Фенечка, живущая «по уму» Анна Одинцова, пародийные «люди времени» Ситников и Кукшина.
Произведение имеет кольцевую композицию (схема 8). Весь роман — это своеобразное «путешествие» Базарова и Аркадия Кирсанова по маршруту, который они проделали дважды: имение Кирсановых (Марьино) — имение Одинцовой (Никольское) — небольшое «именьице» Базаровых. Первый приезд в каждое из названных имений для главного героя становится поводом для новых встреч и знакомств, второй — это расставания, мучительные разрывы и прощания. Поэтому роман делится на две части, очень разные по эмоциональной окраске: во второй части во всём чувствуется обречённость, предсказуемость трагического финала. Это всецело зависит от внутреннего состояния главного героя. К примеру, Базаров, который не мыслит себя без постоянной работы, в свой второй приезд в Марьино «работал упорно и угрюмо».
Схема 8. Особенности композиции романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева |
Во второй части романа Базаров изменяется и уже не может только отрицать, следуя своей философии. Очень скоро он сам это осознаёт. Для И. С. Тургенева важно было показать, что «новый герой» русской литературы — фигура трагическая. Базаров приезжает к Кирсановым уверенный в своих взглядах, а затем вступает в конфликт со своими убеждениями и чувствами и под влиянием любви к Одинцовой преображается.
Нигилист Базаров
Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.
Принципы Базарова
Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Столкновение теории и реальности
Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.
Почему Базарова называют нигилистом что и почему он отрицает
Нигилизм — философское учение, отрицающее принятые обществом моральные нормы и ценности. Фридрих Ницше впервые дал всесторонний анализ этого мировоззрения как общеевропейской реалии. Не обошли этот феномен и российские авторы, ставившие подобный вопрос в темах сочинений. Нигилист Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети» стал первым представителем людей, которые пытались разрушить идеалы поколений предков и проповедовали принципы новой морали.
Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»? – База ответов на любые вопросы
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.
Революционность мировоззрения Базарова
Тем не менее в произведении «Отцы и дети» Базаров-нигилист, критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда «только болтать» о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в нигилизме Базарова видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.
Студент-нигилист Базаров: образ в романе «Отцы и дети»
Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.
Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.
Одинцова приглашает друзей к себе погостить в имении. Аркадий, в отличие от Евгения, не скрывает своего восхищения девушкой, поездка будет хорошим способом наладить отношения и добиться благосклонности девушки.
Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.
Отношения Базарова и Одинцовой
Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой – очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.
А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.
Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.
Во второй половине 19 в. в русской литературе появляется новый тип героя, он получает название «новый человек». Герои такого типа имели отличительный признаки: по происхождению разночинцы, передовые люди своего времени, культивирующие разум и труд, они верили в общественный прогресс.
В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Популярные сочинения
Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.
У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.
Он не благородного происхождения, но это не мешает ему занять выгодное положение в обществе и обзавестись хорошими друзьями. Его друзья и знакомые считают, что Базаров сможет добиться значительных результатов на поприще медицины и естественных наук.
Будущее России и нигилизм
Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.
Сочинение на тему» Базаров — Нигилист «
Демократизм в общении с представителями простого народа унаследовал от отца и Евгений. При этом, что примечательно, Базаров-сын никогда не заигрывает с крестьянами, не прикидывается своим, не играет перед ними в «добренького барина» (отметим, что для крестьян он все-таки остается «барином», правда, «чудным»). За это крепостные крестьяне и уважают Базарова, и даже немного побаиваются.
Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Жорж Санд. Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.
«…Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный…»
Вопросы нововведений в стране, которые связаны с отменой крепостного права, остро интересуют Евгения, и он твердо выступает за освобождение простого люда. Позиция Базарова непонятна его другу, Аркадию Кирсанову, который не считает крестьян равными по положению его семейству. Друзья отчаянно пытаются доказать друг другу правоту своих позиций и все споры приводят к тому, что их дружба разваливается.
Последняя встреча
Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.
Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.
Сочинение Базаров — новый человек
Базаров отвергает существование человека в гармонии с природой. Он считает, что человек вправе распоряжаться всеми доступными ресурсами природы, а не благоговеть перед ней: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Учитель: Откройте таблицу «Взгляды Базарова, которую мы составили на предыдущем уроке, просмотрите все взгляды Евгения Базарова и ответьте на вопрос, прав ли автор, причисляя Базарова к нигилистам?
«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.
Отрицательные стороны нигилизма Базарова
Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.
Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех «второстепенных недостатках» сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.
Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.
«Базаров — «новый человек»»
Наиболее резко Базаров отзывается по поводу искусства. Он считает его бесполезной сферой, которая ничего не дает человеку, кроме глупого романтизма. Искусство же, по мнению Павла Петровича, это духовная сфера. Именно благодаря ему человек развивается, учится любить и мыслить, понимать другого, узнавать мир.
«Снежная королева» — сказка Г.Х. Андерсена о трогательной детской дружбе. Нежные узы привязанности объединяли мальчика и девочку. Звали их Кай и Герда
«…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»
Сюжет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» строится на столкновении двух систем взглядов, двух идеологий – либерально-дворянской и разночинно-демократической. Последнюю разделяет главный герой романа, Евгений Базаров. Ему противостоит Павел Петрович Кирсанов. Из споров между ними мы можем сделать выводы о том, в чем же заключаются новаторские на то время убеждения Базарова.
Отцы и дети, сочинение. Рождение нигилизма
Сочинение
Сила любви. Рождение нигилизма
(по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Любовь столь всесильна,
что перерождает нас самих.
Ф.М.Достоевский
Литература – одна из самых важных и влиятельных вещей в мире. Произведения многих поэтов и писателей способны менять наши взгляды на мир и закладывать свои идеи в наши убеждения.
Существует эстетическое мнение о том, что художественный вымысел лучше реальности. Ирландский писатель Оскар Уайльд в своей книге «Упадок искусства лжи» высказал идею о том, что жизнь подражает искусству. Исходя из этого, настоящий художник придумывает тип героя, его мир и модель поведения. В свою очередь, жизнь пытается это перенять и воспроизвести всё в популярной форме.
Смотря на русскую литературу XIX века, можно заметить, какое колоссальное воздействие она оказывает на российскую реальность. Так в шестидесятые годы XIX века появляется роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Это произведение стало знаковым для своего времени. По моему мнению, Иван Тургенев не только написал гениальный роман, но и, по сути, создал русских нигилистов.
Главным персонажем романа «Отцы и дети» является разночинец Евгений Васильевич Базаров. Тургенев описывает его так: «…высокого роста в длинном балахоне с кистями…», «…тёмно-белокурые волосы, длинные и густые…», «…с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Базаров называет себя нигилистом. Нигилизм – это философия, которая отрицает и ставит под сомнение все общепринятые ценности, нормы и идеалы. На мой взгляд, вся сущность нигилистических взглядов проявляется в диалогах Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – помещик, который придерживается консерватизма и традиционных взглядов на мир. Базаров же человек иного мировоззрения, он не разделяет взглядов старшего поколения.
Главный герой относится ко многим вещам своеобразно. Его главный предмет – естественные науки, а всё остальное он не признаёт. По поводу искусства Базаров говорит: «Рафаэль гроша медного не стоит…», «…порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…», «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество».
Евгений Базаров – это умный и самоуверенный мужчина. Он не любит «церемоний» и не танцует на балах. Это твёрдый и хладнокровный человек, который не признаёт человеческих чувств («…Базаров и тут остался холоден как лёд…», «…любовь…ведь это чувство напускное»).
Из-за всех своих качеств, которые не могут быть совместимы с другими людьми, у Базарова часто появляются разногласия с героями романа. В диалогах с Павлом Петровичем возникает всем известный конфликт «отцов и детей», популярный во все времена. Старшее поколение настаивает на своём мнении, основываясь на жизненном опыте, а младшее отстаивает собственные взгляды на жизнь.
Несмотря на это, у Базарова складываются хорошие взаимоотношения с родителями. На первый взгляд, можно сказать, что базаров не ценит их заботу. Но, по моему мнению, он всё прекрасно видит. Евгений любит своих родителей, однако он не считает нужным показывать свои истинный чувства, так как нигилистические убеждения не дают ему поддаваться эмоциям. В конце романа базаров говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать». В этих словах выразилась вся настоящая любовь, которую герой испытывает к своим родным.
Таким образом, в своём романе Иван Тургенев выразил основные поведенческие черты нигилистов и всю суть их мировоззрения. На деле, когда роман стал популярным, реальные люди стали подражать Базарову и перенимать его черты, вдохновившись полюбившимся персонажем. Именно после этого в России сформировывается тип людей – нигилисты. Конечно, они существовали и раньше, однако именно И.С.Тургенев создал целый общественный тип, имеющий определённую идеологию.
На создание образа Евгения Базарова Тургенева натолкнула одна реальная история. Однажды он ехал из Петербурга в Москву. В купе к нему подсел молодой врач, который ехал узнать о новом средстве от сибирской язвы. В беседе доктор спросил: «А вы кто?» Тургенев, уже автор многих произведений, не без гордости ответил, что он известный литератор. На что получил ответ: «Да? Это меня не интересует».
Тургенева сильно поразила эта история, за которой он смог увидеть что-то большее. По моему мнению, доктор просто не обращал внимания на человеческие условности, которые заставляют нас обходиться с другими вежливо и учтиво. Без этого нельзя обойтись, ведь если говорить лишь правду, то можно остаться одиноким. Так И.С.Тургенев за одной фразой смог увидеть образ нового и не стандартного типа людей.
Классик заметил, что в обществе зарождается тип личностей, которых перестаёт устраивать всё старое и фальшивое. В своём романе Тургенев дал форму этому общественному движению. Он наполнил образ Базарова тем содержанием, которое соответствовало этому типу людей, их новому состоянию ума и мыслей. Он наполнил главного героя презрением к искусству, тотальным отрицанием и требованием перемен в обществе.
Тургенев дал основу мировоззрения и создал яркий образ, который всем запомнился.
Молодые люди представляли Базарова сильным и уверенным человеком, который нацелен на реальное дело. Классик сформировал героя, о котором до этого никто не слышал. После выхода романа люди начали вживаться в образ любимого персонажа и перенимать его черты. Так и появились нигилисты.
Принципиальный нигилист Евгений Базаров, отрицающий чувства и романтику, в один день встречает богатую помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Она сразу понравилась Базарову. В романе это описывается так: «Она поразила его достоинством своей осанки», «…у неё такие плечи, каких я не видывал давно…», «Этакое богатое тело! – продолжал Базаров. – Хоть сейчас в анатомический театр…». Евгений находит того человека, который способен понять и разделить его мысли. Незаметно для самого себя Базаров влюбляется в Одинцову. Он начинает испытывать чувства, которые прежде были ему неизвестны. Базаров начинает стыдиться своих порывов, ведь они противоречат его принципам.
В итоге, оказавшись во власти любви, Базаров совершает множество глупых поступков. Сила любви постепенно разрушает всю сущность нигилизма героя. В конце романа это уже далеко не тот человек, которого мы видели ранее. Жизненная энергия Базарова пропадает, и он впадает в депрессию.
В конце романа Базаров смертельно заболевает. Чувство любви настигает его и тут. Он не хочет рассказывать родителям о болезни, так как не желает огорчать их потерей единственного сына. Дело доходит до того, что перед смертью Базаров просит встречи с Анной Одинцовой. Как и все люди, главный герой перед собственной кончиной вспоминает ту женщину, которая покорила его сердце. Попросив не забывать его стариков, Базаров покидает этот мир.
Это доказывает нам истинную силу любви. Любовь переворачивает наше сознание. В тяжёлые моменты мы всегда думаем о тех, кого мы полюбили.
Подводя итоги, можно сделать важные выводы. Прочитав роман «Отцы и дети», каждый поймёт его по-своему. На мой романтичный взгляд, смысл произведения Ивана Тургенева заключён в любви.
Кем бы мы ни были, каким бы ни было наше мировоззрение, любовь – главное чувство в жизни. Любовь управляет человеческим сознанием и заставляет нас действовать. А.П.Чехов писал: «Уходить от любимых людей – это самоубийство». На примере Евгения Базарова мы действительно можем это понять. Поэтому люди не должны избегать любви, а, напротив, должны делать всё ради неё.