Кто такие новые люди в литературе
«Новый человек» в литературе
Исторический контекст
Крестьянская реформа Александра II (1861 г.) расколола общество на либералов и революционеров-демократов. Их объединяла идея, что Россия нуждается в коренных изменениях; вопрос был только в том, каким образом необходимо воплотить их в жизнь.
Либералы считали, что реформы должно проводить правительство без революционного вмешательства со стороны народа. В основном, к этому направлению относились представители торгово-промышленных кругов, интеллигенция и среднее чиновничество. К либеральному направлению можно отнести Гончарова, Островского, Тургенева, Толстого, Лескова и Достоевского.
Революционные демократы в свою очередь призывали покончить с самодержавием, настаивая на необходимости ломки старых устоев. Полагали, что единственный верный путь России – крестьянская революция. В подавляющем большинстве, к этому направлению относились разночинцы. В отличие от крестьян, они не имели земельного надела, а в отличие от дворян – родового состояния; их единственной возможностью закрепиться в жизни было получение образования и преподавание.
В числе революционеров-демократов были такие общественные деятели, как Писарев, Добролюбов, Некрасов, и Чернышевский. Именно эти люди станут в дальнейшем прообразами первых «новых людей» в русской литературе.
Черты «нового человека»:
— сильная личность
— образованность
— чаще всего разночинец
— новое восприятие устоявшихся ценностей
— культ разума
— вера в общественный прогресс
— внутренний конфликт
Гончаров «Обломов» (1859 г.)
«Новый человек» Штольц в этом романе противопоставляется «лишнему человеку» Обломову.
Андрей Штольц вырос в семье русской обедневшей дворянки и немецкого бюргера. Каждый из родителей имел свое понятие о воспитании сына, и каждый из них внес свою лепту в формирование личности Штольца.
Отец Андрея давал сыну свободу и позволял шалить, а «. мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки…». Если бы не разрешение отца, мать не отпускала бы сына ни на шаг, и подвижность, а также деятельное начало в ребенке превратилось бы в глубокую мыслительную сторону его души (что и произошло с Обломовым).
Карьера Штольца сложилась: «он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги… Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Он по-европейски деятелен, поэтому по-восточному созерцательный Обломов так ждет друга для разрешения своих проблем, а Штольц с удовольствием общается с Ильей Ильичей, наслаждаясь его размышлениями.
В финале романа Илья Ильич называет своего сына в честь Штольца Андреем. В этом мальчике Гончаров видит будущее России: душу Обломова и воспитание Штольца.
Таким образом, Обломов заканчивает галерею «лишних людей», уступая дорогу «новому человеку» Штольцу.
«Отцы и дети» (1862 г.)
Продолжает галерею «новых людей» Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» (впервые главным героем становится не дворянин, а разночинец).
Несмотря на то, что произведение написано через тридцать с лишним лет после восстания декабристов, проблема «века нынешнего и века минувшего» продолжается, но уже носит название проблемы «отцов и детей».
Философия Базарова – «нигилизм» (отрицание всевозможных принципов и авторитетов) отражает взгляды демократических революционеров на ранних этапах после введения крестьянской реформы. Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов – либеральный барин. Рассмотрим основные различия их мировоззрений.
Кто такие новые люди в литературе
Основные признаки «Нового человека»:
1. Герой занимает определенное место в обществе
2. Один или два главных героя имеют определенную цель в жизни
3. Имеют свое дело и занимаются им по всю свою жизни
4. Развитие сюжета строится на жизни героя, события идут в определенное время его жизни.
Тема «Нового человека» как и «Маленького человека» разрабатывалась последовательно. Началось все с И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», это был первый набросок характеристики лишнего человека. Затем были Обломов и Штольц И. А. Гончарова, Инсаров и Базаров И. С. Тургенева, а потом главные герои романа «Что делать» Н. Г. Чернышевского.
Все они относятся к типу человек-деятель.
В новой литературной теме каждый имеет цель, но каждый достигает ее решения по-разному, разными средствами и в разное время.
Роман построен на жизни Обломова. Построение идет от 33-34 лет жизни главного героя и до его смерти (смотреть 4 признак). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Тема «нового человека» не была толком начата и не закончилась. Она просто существовала некоторое время. Образы развивались со временем и даже в современной литературе 21 века можно встретить данный литературный тип.
Рисуя образы «нового человека», писатели подчеркивают значимость дела или работы, которую осуществляет герой. Авторы обращают внимание на отношения героя с другими героями в романе, как на семейные, так и на дружественные, и даже любовные.
«Новые люди»
«НО́ВЫЕ ЛЮ́ДИ» — так в лит-ре и критике 1860-х гг. стали называть демократов и нигилистов, героев романов, напис. разночинцами. Термин был взят из подзаголовка к ром. Н. Г. Чернышевского «Что делать?» («Из рассказов о новых людях»). Новыми они могли быть по отношению к прежним героям рус. лит-ры — «лишним людям».
Смотреть что такое ««Новые люди»» в других словарях:
Новые люди — «Новые люди (альбом)» альбом российской рок группы «Сплин», выпущенный в 2003 году. Новые люди (движение) молодёжное движение, организованное в 2005 году … Википедия
Новые люди — Прикам. Новое поколение. МФС, 56 … Большой словарь русских поговорок
Новые люди (движение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новые люди. Содержание 1 История создания 2 Направления деятельности … Википедия
Новые люди (альбом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новые люди. Новые люди Студийный альбом Сплин Дата выпуска 14 февраля 2003 … Википедия
“Новые левые” — “НОВЫЕ ЛЕВЫЕ”, совокупность разнородных леворадикальных идейных течений и политических движений конца 50 – 70 х гг. 20 в. в западных странах (Франция, США, Италия, Германия) главным образом среди интеллигенции и студенчества. В основе концепций… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НОВЫЕ РУССКИЕ — В России конца XX (см. перестройка*) начала XXI в. представители нового социального слоя частных предпринимателей, появившегося в период становления рыночной экономики. Cловосочетание новые русские впервые появилось в публикации газеты… … Лингвострановедческий словарь
ЛЮДИ — Выйти с людей. Пск. Ирон. Потерять силы, состариться, ослабеть. СПП 2001, 51. Не дошёвши до людей. Пск. Неодобр. О бестолковом, неразвитом, неумелом человеке. СПП 2001, 51. Не из людей вон. Кар. Неодобр. Быть не самым плохим. СРГК 1, 226. Смешить … Большой словарь русских поговорок
Люди-X — Люди Икс Общая информация Издатель Marvel Comics Дебют X Men #1 (сентябрь 1963) Автор(ы) Стэн Ли и Джек Кирби Штаб квартира Институт для одаренных подростков профессора Ксавьера Состав См … Википедия
Люди-Икс — Общая информация Издатель Marvel Comics Дебют X Men #1 (сентябрь 1963) Автор(ы) Стэн Ли и Джек Кирби Штаб квартира Институт для одаренных подростков профессора Ксавьера Состав См … Википедия
Новый человек в русской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Новый человек в русской литературе
Что такое новый человек в русской литературе? Прежде всего, нам следует разобраться для какой эпохи он «новый». Если брать эпоху начала девятнадцатого века, конца девятнадцатого, начала двадцатого и конца двадцатого, то представления о «новизне», а, следовательно, и о новом человеке в русской литературе будут различаться.
Рассмотрим первую из вышеуказанных литературных эпох. В начале девятнадцатого века в русской литературе преобладал сентиментализм, романтизм и реализм. В большинстве произведений тех времен раскрывается тема «потерянного человека», не сумевшего найти себя в жизни и реализоваться. Так, можно предположить, что именно этот типаж является «новым» человеком для той эпохи. Так, рассматривая произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова («Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» соответственно), можно увидеть следующие особенности, характеризующие «нового» человека того периода:
Итак, вот он – представитель нового человека начала девятнадцатого века. Чем же он отличается от представителя конца девятнадцатого века? Найдем эти различия, анализируя произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
Готовые работы на аналогичную тему
Итак, герой конца девятнадцатого века – это нигилист, умный, образованный человек, умеющий сочувствовать и переживать, однако, остающийся холодным и равнодушным. Нося эту маску жесткости, он забывает об одном – о том, что когда-нибудь его принципы не пройдут проверку и всем виден будет он – он настоящий.
Характерные черты «нового» человека первой половины двадцатого века ничем сильно не отличаются от новизны в конце двадцатого века. Черты эти следующие:
Так, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в разные эпохи и времена в русской литературе был различен и образ «нового» человека, и человека-образца и примера для подражания. И, как мы видим, это образ не всегда был наделен высоконравственными качествами. Даже наоборот, людей во все времена шокировал образ аморального, эгоистичного человека, потому что так жить, по мнению людей, было просто нельзя.
Значение нового человека в русской литературе
Каково же значение «нового» человека в русской литературе и всегда ли оно оправдывает ожидания? Почему именно «новый» человек является символом той эпохи, в которой ему было суждено стать «новым».
Ответ на этот довольно непростой вопрос можно найти, проанализировав классические произведения в русской литературе. На самом деле, образ «нового» человека не всегда оправдывает ожидания, возложенные на него, а скорее шокирует людей. Так произошло и с Онегиным, и с Печориным, и с Базаровым. А вот в начале двадцатого века образ «нового» человека стал образцом и примером для подражания подрастающему поколению. Рассмотрим же значение нового человека в русской литературе.
Во-первых, образ «нового» человека имеет историческую ценность. Всегда интересно знать, что являлось новым для русского народна, ведь то, что шокировало когда-то народ, может сказать нам много нового об их традиционном образе жизни.
Во-вторых, образ нового человека в русской литературе может сказать нам о том, что было модным в тот или иной период времен в России.
В-третьих, новый человек в русской литературе может показать нам то, какие качества шокировали людей или же, наоборот, ценились и были в почете. Так, данный образ может нести еще и поучительную функцию: любой читатель может самостоятельно делать выводы из той или иной ситуации в романе.
В-четвертых, новый человек в русской литературе играет значение не только примера или образца, но и антипода приличного и умного человека. Такой «новый человек» встречается не только в русской литературе, но и в зарубежной (О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ нового человека в различное время может играть различную роль в русской литературе.
В девятнадцатом веке, а точнее, в его начале, – это образ антипода нормального человека, поскольку «новый» человек эгоистичен и равнодушен. Во второй половине девятнадцатого века образ нового человека играет роль не сколько образца, сколько деятеля. Это – пример длительного труда по выработке собственного мнения, говорит читателю о том, что человеческий ум не имеет начала и конца, он неиссякаем. В двадцатом веке «новый» человек – это пример, образец для подражания подрастающему (и не только) поколению.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что образ нового человека играет большую роль в русской литературе, потому что именно благодаря ему формируется мировоззрение и взгляд на русскую литературу того или иного периода в России.
Литературный тип
Литературный тип – это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Теория литературы определяет тип как такой характер, в котором содержится социальное обобщение.
(определение: «Справочник по литературе» под ред. Скубачевской).
То есть литературный тип отражает те черты, которые свойственны для некоторых героев, схожих друг с другом мировоззрением, жизненной позицией манерой социального поведения, представлением о счастье и т.д.
Каждое время рождает свои типы героев – характерных представителей этой эпохи. А писатели выбирают этих героев и изображают в произведении для того, чтобы отразить колорит эпохи, дух времени, охарактеризовать поколение, продемонстрировать социальные противоречия. То есть герой, который представляет определённый литературный тип, становится объектом исследования писателя, а его использование способствует раскрытию авторского замысла.
Литературные типы сменяют один другой. Например, на смену «лишнему человеку» (Чацкий, Онегин, Печорин) пришёл «новый человек», воплотившийся в герое «Отцов и детей» И.С.Тургенева – в Базарове.
Чем отличается литературный тип от характера героя
Литературный тип и характер героя (литературного персонажа, действующего лица) – понятия нетождественные, то есть обозначают не одно и то же.
Характер персонажа – это индивидуальные особенности в поведении героя, психологические свойства, уникальные черты и качества личности.
Литературный тип – обобщенный образ, основанный на схожести мировоззрений, социального положения, типизации разных героев.Слово «тип» произошло от греческого «typos», что в переводе означает – отпечаток, образец.
Характер часто бывает уникальным, неповторимым. Но даже в тех случаях, когда мы говорим о чертах характера, повторяющихся у разных героев (например, смелость или трусость), мы всегда подразумеваем особые свойства личности, индивидуальные проявления характера. Два героя, обладающие одинаковыми чертами характера, например, два честных человека (Петр Гринев и Пьер Безухов) не всегда будут соответствовать одному и тому же литературному типу.
Литературные типы и замысел автора
Важно: литературных персонажей больше, чем литературных типов. Не каждый герой в произведении будет соответствовать какому-то типу. Многие герои неповторимы, уникальны, они создаются в помощь писателю – двигают сюжет и помогают раскрыть авторский замысел. Некоторые герои наделяются особыми, уникальными чертами характера, как например Татьяна Ларина и Наташа Ростова – которые при некоторой схожести не соответствуют какому-то определенному литературному типу.
В то же время некоторые персонажи создаются писателем специально для того, чтобы изобразить типические черты, охарактеризовать типических представителей своего поколения, отразить цайтгайст (дух времени), обозначить некую болевую точку в развитии общества. И тогда писатель создает типического персонажа. Иногда осознанно, иногда нет.
Любопытно, что названия типам часто придумывают не писатели, а литературные критики, проявляющие интерес к классификациям, или писатели более поздних эпох. То есть Пушкин, создавая Онегина, хотел изобразить современный ему тип очень молодого светского человека, позера, циника, заложника общественного мнения, и конечно, рассчитывал поиронизировать над байроническим героем, так же известным, как романтический герой. Но такой категорией, как «лишний человек», Пушкин не мыслил. Понятие «лишний человек» вошло в литературный обиход позже – после выхода в 1850-м повести Тургенева «Дневник лишнего человека».
Типы литературных героев: определение и примеры
Байронический герой
Чайльд-Гарольд, Мцыри, Алеко, Данко. Персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье.
Лишний человек
Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов. Представители этого типа имеют общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам, скептицизм и общественная пассивность. Предается праздным развлечениям, дабы развеять скуку, но все равно не способен утолить экзистенциальной тоски, и это зачастую приводит к саморазрушительному поведению.
Маленький человек
Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич («Шинель»), герои «Белых ночей», Мармеладов («Преступление и наказание») герои рассказов Чехова, жители ночлежки («На дне»), герои рассказов Шукшина. Представители этого литературного типа занимают невысокое социальное положение, часто незнатного происхождения, не одарены выдающимися способностями, не отличаются силой духа и характера, но при этом добродушные, безобидные. Выбирая маленького человека в качестве объекта изображения, Пушкин, Гоголь, Достоевский стремились обратить на него внимание читателя и напомнить, что обычный человек тоже достоин сочувствия и внимания.
Новый человек
В 50-60 годах 19 века на смену «лишнему человеку» в русской литературе пришел тип нового человека. Этот литературный тип отличает активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер, вера в общественный прогресс, духовная свобода личности. Образы новых людей представлены в романах И. С. Тургенева «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), а также «Отцы и дети» (1862 г.), главный герой которого – Евгений Базаров – бескомпромиссный нигилист.
«Босяк»
(«Бывший» человек, попавший на «дно» жизни, бродяга) тип, появившийся в произведениях Горького 1890-х — в рассказах «Челкаш», «Бывшие люди», «Мальва», в пьесе «На дне». «Босяки» — выходцы из различных слоев общества, оказавшиеся на обочине, а часто на «дне» жизни. Это бродяги, обитатели ночлежек, притонов, живущие случайными заработками, воровством или подаянием. У них нет собственности, они презрительно относятся к быту. Горький подчеркнул в своих героях особые духовные качества: гордость, свободолюбие, жесткость, даже жестокость по отношению к людям и в то же время готовность отдать последнее. «Босяки» презирают жалость, не чувствуют себя отверженными, а, напротив, любят подчеркивать, что это они отвергли фальшивый мир людей, их ложные ценности. У них складывается своя романтическая философия жизни, основанная на культе свободного, гордого и сильного человека.
Самодур
Госпожа Простакова и Скотинин («Недоросль»), Фамусов («Горе от ума»), Кабаниха и Дикой («Гроза»), Костылев («На дне») – деспотичный, наглый, уверенный в собственной безнаказанности человек, который рассчитывает на абсолютное повиновение окружающих. При этом трусливый, часто малообразованный, корыстный и стремящийся обогатиться любыми путями.
Резонёр
Слово происходит от французского raisonneur «рассуждать». Это герой, который, не принимая активного участия в действии, призван увещевать и обличать других персонажей, а также произносить нравоучительные монологи. Литературный тип «резонёр» воплотился в образе Чацкого.