Кто такие притесненные в исламе

И спросит притесненный притеснителя…

Кто такие притесненные в исламе. Смотреть фото Кто такие притесненные в исламе. Смотреть картинку Кто такие притесненные в исламе. Картинка про Кто такие притесненные в исламе. Фото Кто такие притесненные в исламе

Все притеснения наказуемы

Сегодня ни для кого не секрет, что всё как в кривом зеркале перевернулось, перемешалось. Нравы настолько исказились, что порицаемое, запретное стало обыденным и привычным делом. Никого сегодня не удивишь вестью о убийстве. Что говорить, когда таких преступников считают авторитетами. Дети уже со школьного возраста знают, кто такой вор в законе, но у них к этому преступнику даже некая симпатия. Некоторые даже возводят таких в кумиры, стараются быть похожими на них, унижая и избивая своих уже со школьной скамьи. А задайтесь себе вопросом, кем станет такой ученик? Ну, уж точно могу сказать, не гордостью Дагестана, который бы пополнил ряды настоящих горцев. Таким образом дети привыкают к насилию и принуждению.

Родители же на это смотрят положительно, даже гордятся своими детьми. Но к чему мы идём, воспитывая такое общество? Мы идём к погибели, мы роем яму, в которую сами и попадём. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : إِيَّاكُمْ وَالظُّلْمَ ، فَإِنَّ الظُّلْمَ هُوَ الظُّلُمَاتُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

В другом хадисе говорится:

Уважаемые братья (обращение именно к мужской половине, так как именно с их стороны и проявляется это насилие), посмотрите, что говорит Всевышний в Священном Коране о угнетении и притеснении:

وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا( سورة الكهف49)

Смысл: «Твой Господь никого не притесняет»

وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِلْعَبِيدِ(سورة ق29)

Смысл: «Я не делаю притеснения рабам».

وَتِلْكَ الْقُرَى أَهْلَكْنَاهُمْ لَمَّا ظَلَمُوا (سورة الكهف 59)

Смысл: «А те сёла Мы уничтожили, когда они стали притеснять».

В другом аяте Аллах говорит:

فَتِلْكَ بُيُوتُهُمْ خَاوِيَةً بِمَا ظَلَمُوا( سورة النمل 52)

Смысл: «Их дома пустынны за то, что притесняли».

وَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ غَافِلًا عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الْأَبْصَارُ ) سورة إبراهيم (42

Смысл: «Не считайте Всевышнего не знающим о том, что творят залимы (притеснители). Он им откладывает наказание до того дня, в который выпучиваются глаза от страха».

Мусульмане, обратите на это угрожающее предостережение! Опомнитесь, ведь это обращение не вышестоящего начальства, это повеление и угроза со стороны нашего Творца. Ну разве можно быть настолько беспечными и беззаботными? До каких пор мы собираемся пользоваться благами, дарованными нам Всевышним и отвечать Ему неблагодарностью, проявляя ослушание? Разве не настало время опомниться, раскаяться в содеянном?

Знайте, что грех притеснения так опасен, что Всевышний не прощает его, пока не простит тот, права которого вы ущемили. Поэтому даже если всё таки вы притеснили кого-нибудь и решили раскаяться и выбрать путь Всевышнего, оставляя послушание дьяволу, то вы должны знать, что за те притеснения нам всё равно придётся отвечать в Судный день, если вас не простил притеснённый.

Подумайте над тем, что сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «В Судный день воскресят рогатого и безрогого барана, и тому безрогому Аллах даст рога, чтобы он забадал того, рогатого, за то, что он забадал его, безрогого на этом свете».

Если Всевышний воскресит баранов только лишь для того, чтобы один отомстил другому, а потом обратно умертвить, то как же будет обстоять дела с людьми, созданными для вечности? Поэтому, дорогие братья и сёстры, нам следует бояться этого Дня, Дня, когда не принесут никакой пользы ваши деньги, когда останетесь только вы и притеснённый вами.

А притеснения подразделяются на три категории, как сообщается в благородном хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям):

Третья степень притеснения… как она серьёзна, тяжка и трудна! О ней Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тот, кто притеснил своего брата, опорочив его честь или ещё как-то, пусть попросит прощения у него сегодня же, до того, как наступит день, когда не будет ни динара (золотой монеты), ни дирхама (серебряной монеты). По мере его притеснения заберут у него его благие поступки. Если не будет у него хороших деяний, то переведут на него плохие деяния того, кого он притеснил».

В другом хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится, что притеснённые будут стоять у моста Сырат, и ожидать своего притеснителя. И за те притеснения они будут забирать у своего обидчика хорошие деяния (в тот День уже не откупитесь зелёными бумажками, сколько бы их не было). Когда же хорошие деяния заканчиваются, а притеснённые остаются, то на него будут передавать злодеяния притеснённых и таким образом человек может придти в Судный день с горами хороших деяний, а в итоге остаться с горами грехов. И такого человека Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) имел ввиду, когда спросил своих сподвижников: «Вы знаете, кто является банкротом?». На этот вопрос сподвижники ответили, что банкротом является тот, у кого нет денег, дома и т.д. На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет, банкротом является тот человек, который в Судный день придёт с горами хороших деяний, но в итоге останется с горами плохих деяний, которые притесненные перевалят на него. Именно это человек является банкротом».

Так бойтесь же притеснять кого-либо, если не хотите оказаться банкротами в Судный день. Нет ничего тяжелее того, когда в Судный день ты лишаешься того, что является единственным твоим спасением.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также сказал: «Всевышний говорит: «Клянусь Моим величием, Я непременно накажу притеснителя, как на этом свете, так и на Том».

Имам аль-Газали рассказывает. Некий человек занимался рыболовством. И в один из дней в его сеть попалась большая рыба. Рыболов обрадовался и направился с ней на базар, чтобы продать, для того, чтобы хоть что-нибудь купить своей семье. По пути ему встретился человек, который спросил, не продаёт ли он эту рыбу. На что рыболов ответил отрицательно. Разозлившись, тот человек ударил его и забрал рыбу. Тогда рыболов поднял руки к небу и воззвал к Аллаху: «О Аллах, ты создал меня бедным и слабым, а его ни в чём не нуждающимся и сильным. О Аллах, я прошу у Тебя моё, возьми с него на этом же свете, я не могу терпеть, дожидаясь возмездия на Том свете». Притеснитель с рыбой направился домой, отдал к жене, велев ей быстро её пожарить. Жена всё сделала как нужно и жареную рыбу поставила перед мужем. Когда его пальцы дотронулись до рыбьей пасти, она укусила его. Началась сильная боль в пальце. И от этой боли ему пришлось обратиться к врачу. Врач сказал, что необходимо срочно отрезать палец, а не то боль перейдёт на всё тело. Палец отрезали. Но боль не уходила, она перешла на ладонь. Пошли к врачу, он же сказал, что нужно немедленно отрезать ладонь, а не то боль перейдёт на локоть. Но после этого боль перешла и на локоть. Врач сказал, что нужно отрезать руку, не то боль перейдёт и дальше. Тогда человек, испугавшись, убежал прочь от врача, куда глаза глядят, обращаясь ко Всевышнему и прося у Него помощи. Дойдя до дерева и оперевшись об него, он заснул и во сне увидел человека, который ему сказал: «Эй бедняга, до каких пор ты будешь резать руку? Иди, проси прощения у того рыбака». Проснувшись, он вспомнил рыбака, которого обидел. Направившись обратно в город, он начал искать того рыбака. Найдя его, он упал на колени и стал просить прощения. И после того, как тот рыбак простил его, боль прекратилась.

Поэтому в хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Остерегайтесь мольбы (дуа) притеснённого, поистине между ним и Всевышним нет преграды (т.е. Всевышний сразу отвечает на мольбу притеснённого)».

Уважаемые братья, разве не настало время для раскаяния? Сколько можно пользоваться благами Всевышнего и в то же время ослушаться его? Неужели вам дороже подчинение шайтану, нежели повиновение Владыке всего сущего? Поэтому, пока не поздно, осознайте греховность насилия и притеснения, вернитесь от дьявола к Всевышнему. Да поможет вам Аллах! Амин.

Кто такие притесненные в исламе. Смотреть фото Кто такие притесненные в исламе. Смотреть картинку Кто такие притесненные в исламе. Картинка про Кто такие притесненные в исламе. Фото Кто такие притесненные в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Мольба против тех, кто поступает несправедливо

اللَّهُمَّ مَتِّعْنِي بِسَمْعِي وَبَصَرِي وَاجْعَلْهُمَا الْوَارِثَ مِنِّي وَانْصُرْنِي عَلَى مَنْ يَظْلِمُنِي وَخُذْ مِنْهُ بِثَأْرِي

«Аллахумма, позволь мне пользоваться моим слухом и зрением, сделай их наследниками моими, помоги мне против того, кто поступает со мной несправедливо, и отомсти ему за меня» [Тирмизи, 3604; Адаб муфрад, 650].

Это краткое, но важное дуа пришло к нам из Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

«Аллахумма, позволь мне пользоваться моим слухом и зрением». Господи, сделай мои слух и зрение здоровыми, и пусть не будут они ущербными, и пусть мои уши и глаза исправно выполняют свою задачу, дабы я имел возможность использовать их угодным Тебе образом, Господи, и пусть они помогают мне снискать Твоё довольство и вершить угодное Тебе. Сделай их благодатными и полезными для меня, Господи!

Что может быть естественнее подобной просьбы? Ведь наши слух и зрение играют огромную роль в нашей жизни — столь огромную, что её трудно переоценить. Не приходится сомневаться в том, что возможности человека, лишённого слуха или зрения — или же и того и другого, — ограничены, и многие действия для таких людей либо недоступны, либо, по меньшей мере, сопряжены с определёнными трудностями.

Многие из нас настолько привыкли к тому, что обладают способностью видеть и слышать, что перестают замечать эти великие милости Всевышнего и им даже не приходит в голову благодарить Всевышнего Творца за эти милости. Но стоит лишь закрыть глаза и оказаться таким образом во мраке, в котором живёт слепой, или заткнуть уши и очутиться в мёртвой тишине, которая окутывает глухого, и мы поймём, чего лишены эти люди и какое сокровище есть у нас, слышащих и зрячих. Сколько награды могут принести нам наши собственные глаза и уши, если только мы будем использовать их по назначению, то есть в покорности Аллаху, и избегать грехов, которые совершаются с помощью этих органов!

Вот почему так важно замечать милости, которые приходят к нам ежедневно непрерывным потоком, и благодарить за них. Ведь Всевышний Аллах обещал одарить ещё большим тех, кто благодарит Его за даруемые Им милости. Это относится даже к самым незначительным на наш взгляд милостям. А что говорить о таких жизненно важных милостях как здоровье, слух, зрение, способность изъясняться.

«сделай их наследниками моими». Господи, и сделай так, чтобы я мог пользоваться моими слухом и зрением до самой смерти. Пусть это благо останется со мной до моих последних дней. Пусть мои глаза и уши служат мне верой и правдой до моего последнего вздоха, пусть они будут моими верным помощниками на протяжении всего моего земного существования, пусть они станут для меня путями, ведущими к Твоему довольству, спасению, преуспеянию, счастью в обоих мирах и, конечно же, Раю — обители вечного блаженства, приготовленной для богобоязненных!

«помоги мне против того, кто поступает со мной несправедливо». Господи, помоги мне против всех тех, кто станет притеснять меня и поступать со мной несправедливо, покушаясь на мою религию, жизнь, свободу, безопасность, честь, имущество, семью и вообще на всё, что мне дорого и что важно для меня в этом мире. Ведь Ты — наилучший защитник. Если Аллах не защитит, то кто же защитит. И Ты, Господи, можешь всё, и все Твои творения — в Твоей власти. Никто не сможет принести нам пользу или причинить нам вред вопреки Твоей воле, и лишь у Тебя мы просим помощи и защиты. Защити же нас от любых притеснений и посягательств на наши права, на нашу веру и на то, что Ты даровал нам по милости Своей!

«и отомсти ему за меня». Поскольку Всевышний Аллах абсолютно справедлив, это обращение предполагает, что справедливая кара постигнет лишь того, кто её заслужил, и лишь в той мере, в какой он это заслужил, дабы не пострадали невинные и дабы воздаяние соответствовало причинённому злу. Ведь нередко противостояние или нанесённая обида выливаются в конфликт, который выплёскивается далеко за границы воздаяния равным и восстановления справедливости и может привести к трагедии, и случается, что человек, давая волю своему гневу и мстительности, отвечает на несправедливость двойной несправедливостью, совершая тем самым грех и в итоге оказываясь в убытке.

Да убережёт нас Аллах от того, чтобы мы поступали несправедливо по отношению друг к другу, и да оградит нас Аллах от вреда, исходящего от тех, кто желает поступить несправедливо с нами!

Источник

Угнетение и притеснение

Кто такие притесненные в исламе. Смотреть фото Кто такие притесненные в исламе. Смотреть картинку Кто такие притесненные в исламе. Картинка про Кто такие притесненные в исламе. Фото Кто такие притесненные в исламеАллах создал Своих рабов из числа людей мужчинами и женщинами. Он разделил их на расы, народности и племена, чтобы они знакомились, дружили. Всевышний потребовал от людей жить и относиться друг к другу, как братья. И так, чтобы не притеснял сильный слабого, старший младшего, обладающий властью не обладающего ею. Создатель запретил рабам своим посягать на жизнь, честь, права и имущество друг друга.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Бойтесь притеснения, поистине оно обернется мраком в Судный день и остерегайтесь скупости, поистине скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (Муслим). Для притеснителя его деяния обернутся мраком, в то время, когда верующие рабы Аллаха в Судный день будут идти, озаряя себе путь светом своих благих деяний и будучи окруженными им. Притеснители же будут окутаны мраком, не видя ничего вокруг себя, кроме ужаса и страха, и таким образом будут брошены в пламя Ада.

Всевышний говорит в Коране (смысл): «И не считай (о, Мухаммад), будто не ведает Аллах о том, чем заняты притеснители. Дает он только отсрочку им до того дня (т.е. до Судного дня), когда люди будут возводить взоры от страха того, что они увидели» (сура «Ибрахим», аят 42).

То есть, наказание, уготованное для них, будет настолько сильным, что они не смогут отвести и сомкнуть глаз.

Притеснения могут быть различными. И самым большим из них является то, которым человек наносит вред самому себе, совершая грехи.

«Нет более нечестивого и несправедливого к истине и к себе, чем человек, которому дали понятия Корана, т. е. веры в Аллаха, но он отвращается от веры. Мы воздадим нечестивым грешникам возмездием!» (сура «ас-Саджда», аят 22).

«Мы подвергли много селений, жители которых ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате. Мы сочли все их деяния полностью и целиком, чтобы рассчитаться с ними за них на этом свете. Мы подвергли их мучительному наказанию» (сура «ат-Талак», аят 8).

Но Аллах не торопится наказывать рабов Своих и дает им время, чтобы они покаялись. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах оставляет притеснителя до тех пор, пока не накажет его. Наказания же он не избегнет» .

Всевышний также сказал (смысл): «Мучительное наказание, о, Пророк, постигшее народ Нуха, адитов, самудян и других, такое же суровое наказание, которое Всевышний посылает, когда Он направляет неправедным, неверным и нечестивым из обитателей селений. Поистине наказание Аллаха сильно и мучительно!» (сура «Худ», аят 102).

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму). Посмотрите, разве не зульму то, что родители не обучают своих детей Исламу, разве не зульму то, что люди вовремя не платят или не доплачивают, а то и вовсе не расплачиваются со своими рабочими?

Зульму происходит повсеместно. В некоторых школах и учреждениях женщинам запрещают ношение исламской одежды и грозят увольнением.

Зульму – это убийство и наказание невиновных, воровство, посягание на честь, кровь и имущество других людей. Многие молодые люди не считают для себя зазорным ударить более слабого, обидеть и накричать на старших, тем самым обидев и унизив их.

Одним из распространенных сегодня видов зульму является захват чужой земли. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто захватит землю притеснением размером в пядь, в Судный день на него оденут ожерелье из семи земель» (от ибн Умара хадис привели Бухари, Муслим, Ахмад).

Аллах угрожает наказанием не только тому, кто приближается к угнетению и притеснению, Он запрещает даже приближаться к тем, кто совершает зульму, а также остерегает нас от отказа в помощи угнетенному.

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в другом хадисе говорит: «Кто будет ходить с притеснителем, чтобы помочь ему, зная, что он притеснитель, тот покинул Ислам» (Ахмад, Табарани).

Аллах в Хадис уль кудси говорит: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я обязательно отомщу притеснителю в скором времени и позже, и Я обязательно отомщу тому, кто видел притесненного и не помог ему, в то время как мог помочь» (Ахмад).

В другом хадисе говорится: «Проклял Аллах того, кто увидел угнетенного и не помог ему» (Дайлами).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто будет виноват в притеснении относительно чести мусульманина или чего-то другого, то ему необходимо попросить прощения у угнетенного в тот же день до наступления того Дня, когда люди не смогут расплатиться деньгами, а если же он не попросит у него прощения, то в Судный день у него будут отняты хорошие поступки столько, сколько он совершал притеснение. А если же у него не будет хороших поступков, то грехи пострадавшего будут отданы ему» (Бухари).

То есть, он должен попросить прощения и восстановить нарушенные права.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим асхабам: «Знаете ли вы, кто настоящий банкрот?» Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закат, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад» .

Также необходимо оказывать помощь не только тем из наших братьев, которых угнетают, но и тем, кто угнетает. Мы это понимаем из следующего хадиса: «Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный». Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?». Пророк Мухаммад сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему» (Бухари).

В то же время отсутствие помощи притесненным грозит всеобщим бедствием.

Посмотрите, как поступил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с притеснителем, которым оказался Абу Джахль, когда он не заплатил за товар. Как-то Абу Джахль купил у Араши верблюда и стал тянуть с деньгами, и он пришел в место, где сидели многобожники, и обратился к ним за помощью, чтобы получить свои деньги. Они же захотели поиздеваться над ним и над Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «Тебе следует обратиться к Мухаммаду ибн Абдуллаху (да благословит его Аллах и приветствует), он единственный, кто может помочь тебе». Язычники сидели в ожидании схватки между ними. И им не терпелось увидеть победу Абу Джахля. Этот человек пошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пожаловался на Абу Джахля. Пророк (мир ему и благословение) пошел вместе с ним, несмотря на то, что враждовал с Абу Джахлем, и постучался в его двери. Абу Джахль закричал от злости: «Кто стучит?». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил, что это Мухаммад. Абу Джахль, услышав это, вышел из себя и полный ярости и гнева, изменившись в лице, вышел к нему. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал ему: «Возмести ему его права». И Абу Джахль не стал перечить ему, а, наоборот, вежливо сказал тому человеку: «Постой здесь, пока я не отдам тебе твой долг». Курайшиты были удивлены этим и сказали Абу Джахлю: «Горе тебе, о, Абу Джахль, мы не видели, чтобы ты делал когда-либо подобное». Абу Джахль сказал: «Горе вам, клянусь Аллахом, когда они постучались ко мне, я услышал голос, переполнивший меня страхом».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого мусульманина, который не оставил бы без помощи другого мусульманина в том месте, где унижают его честь и достоинство, кроме как оставит его Аллах без помощи там, где он будет нуждаться в ней» .

Табарани приводит хадис от ибн Масуда, в котором говорится: «Не притесняйте никого, а иначе вы будете взывать к Аллаху и не будет вам отвечено, будете просить дождя и вы не получите его, будете взывать о помощи и вам не помогут» .

К тому же надо опасаться от обращения к Аллаху (дуа) притесненного, так как между его мольбой и Аллахом нет никаких преград, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь мольбы притесненного, поскольку нет между ней и Аллахом никаких преград» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи).

Кто такие притесненные в исламе. Смотреть фото Кто такие притесненные в исламе. Смотреть картинку Кто такие притесненные в исламе. Картинка про Кто такие притесненные в исламе. Фото Кто такие притесненные в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

О тех, кто потворствует несправедливости

Кто такие притесненные в исламе. Смотреть фото Кто такие притесненные в исламе. Смотреть картинку Кто такие притесненные в исламе. Картинка про Кто такие притесненные в исламе. Фото Кто такие притесненные в исламе

В «Сахихе» Муслима (1854) приводится рассказ Умм Салямы о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إنَّه يُسْتَعْمَلُ علَيْكُم أُمَراءُ، فَتَعْرِفُونَ وتُنْكِرُونَ، فمَن كَرِهَ فقَدْ بَرِئَ، ومَن أنْكَرَ فقَدْ سَلِمَ، ولَكِنْ مَن رَضِيَ وتابَعَ.

«Вами будут править эмиры, и вы будете одобрять одни их деяния и не одобрять другие, и тот, кому их [злодеяния] будут ненавистны, не будет причастен к ним, и тот, кто будет порицать их, спасётся, а тот, кто одобрит их и последует за ними, [погибнет]».

Коран предостерегает не только тех, кто сам творит несправедливость, но и тех, кто закрывает на неё глаза. Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит его рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда в сердце, и это — самое слабое проявление веры» [Муслим 49]. То есть ощутить неприязнь к злодейству в сердце — это самая слабая степень веры в том случае, если человек может остановить его рукой или словами. Но не каждый верующий имеет такую возможность, и не всегда подобное вмешательство приносит пользу. Хорошо, если у тебя достаточно власти, силы и влияния, чтобы помешать несправедливости, а если нет, то может случиться, что твоё вмешательство только умножит зло и навредит тому, за кого ты заступился, и тебе самому. Но что происходит в твоём сердце, когда ты видишь несправедливость?

Но ещё хуже, если человек попустительствует злодеяниям из-за корысти или близости к тем, кто их совершает. Он пользуется своим положением для того, чтобы приумножать своё богатство, и, возможно, принимает подарки за то, что устраивает дела для других людей. Возможно, он считает, что помогает людям и получает вознаграждение за услугу, о которой его просили. Но ведь Аллах призывает нас самих быть справедливыми и отстаивать и защищать правду ради Него, а не ради тленных мирских благ.

Как-то раз Масрук, один из авторитетнейших табиев и ученик Абдаллаха ибн Масуда, заступился за какого-то человека, и тот подарил ему рабыню. Тогда Масрук сильно рассердился и сказал: «Если бы я знал, что ты поступишь так, то не стал бы помогать тебе, и я больше не буду просить за тебя. Я слышал, как Ибн Масуд сказал: «Кто ходатайствует для того, чтобы вернуть человеку полагающееся ему или защитить его от несправедливости, а потом принимает подарок, который ему преподносят, тот поедает запретное». Ему сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы считали, что это относится к взятке, которую берут за вынесение решения». Он ответил: «Брать взятку за вынесение решения — это неверие, как сказал об этом Всевышний: «Те же, которые не судят по тому, что ниспослал Аллах, суть неверующие» (сура 5 «Трапеза», аят 44) [Табари 8/432-433, Саид ибн Мансур 741]. В таком же духе высказался Умар ибн аль-Хаттаб, когда его спросили, относится ли взятка, полученная судьёй, к пожиранию запретного. Он сказал: «Нет, это — неверие, а пожирание запретного — это когда человек обладает положением и влиянием при правителе и не помогает людям удовлетворять их нужды, пока они не поднесут ему подарок» [Шарх адаб аль-кади 2/35].

Упомянутое здесь неверие не выводит человека из ислама, если только он не отрицает положение Шариата и не считает какое-то другое решение более правильным. Само по себе вынесение решения не по тому, что ниспослал Аллах, не подобно неверию в Аллаха, Его ангелов, Его Писания или Его посланников, о чём есть высказывания Ибн Аббаса, Аты ибн Абу Рабаха, Тавуса и других ранних комментаторов [Табари 8/464-466]. Тем не менее это — большой грех, и верующий должен препятствовать ему по мере своих сил и оставаться совершенно непричастным к нему.

Саид ибн аль-Мусайяб сказал: «При виде тех, кто помогает несправедливым, порицайте их в сердце, чтобы ваши праведные дела не стали тщетными». То есть, если вы опасаетесь их и не можете открыто удержать их от таких деяний, то непременно порицайте их в сердце. Не обольщайтесь их положением и возможностями и ни в коем случае не желайте оказаться на их месте, а не то ваши праведные дела станут тщетными и не принесут вам пользы. Другой выдающийся таби Макхуль сказал: «В день воскрешения будет сказано: «Где совершавшие несправедливости и их помощники? И не оставят даже тех, кто подавал им чернила, наполнял их чернильницы, точил для них перья или выполнял ещё меньшие обязанности — всех их соберут вместе с теми, кто вершил несправедливости, в огненном табуте, а потом бросят в геенну». Также сообщается, что как-то раз к Суфьяну ас-Саури пришёл портной и сказал: «Я шью одежду для [нашего] правителя. Отношусь ли я к тем, кто помогает несправедливым?» Он сказал: «Ты и есть один из несправедливых, а помогает несправедливым тот, кто продаёт тебе иголки и нити» [Кабаир, с. 112].

Праведные предшественники предостерегали от близости к власть имущим, потому что рядом с ними трудно говорить правду, сторониться грехов и воздерживаться от соблазнов. Али ибн Абу Талиб говорил: «Остерегайтесь дверей султана» [Шуаб аль-иман 8962]. А Ибн Масуд сказал: «Поистине, перед дверьми султанов таится опасность, как перед загоном с [паршивыми] верблюдами. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, сколько мирских благ вы приобретаете у них, столько же вашей религии они отнимают у вас» [Абд ар-Раззак 20644, Узля, с. 228].

Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто живёт в пустыне, тот становится грубым и чёрствым, кто увлекается охотой, тот становится небрежным, а кто заходит к власть имущим, тот подвергается искушениям» [Абу Давуд 2859, ат-Тирмизи 2256, ан-Насаи 4309, Ахмад 3362]. А в другой версии хадиса, переданной со слов Абу Хурайры, говорится: «Кто проводит много времени при правителе, тот подвергается искушениям, и чем ближе раб Аллаха к правителю, тем дальше он от Аллаха» [Абу Давуд 2860, Ахмад 9683].

Опасаясь соблазнов и тяжелейшей ответственности, многие имамы отказывались от должности кадия, даже когда их подвергали телесным наказаниям или заточали в тюрьму. Другим приходилось уезжать из страны, чтобы избежать назначения на государственную службу или наказания. Имама Абу Ханифу бичевали розгами в течение нескольких дней за то, что он отказывался занять хоть какую-нибудь должность при дворе Абу Джафара аль-Мансура, и говорят, что он был отравлен после этого [Абу Ханифа, с. 58].

Рассказывают также, что аль-Касим ибн Сабит аль-Ауфи, известный в своё время учёный из Сарагосы, тоже не соглашался занять должность кадия, а когда его отец стал настаивать, он попросил три дня для того, чтобы обдумать своё решение и обратиться с истихарой к Аллаху. Не прошло и трёх дней, как аль-Касим умер, и люди говорили, что Аллах забрал его душу из-за его мольбы [Ибн аль-Фаради 1/606].

Нужно отметить, что Юсуф попросил назначить его управляющим хранилищами или казной уже после того, как царь приблизил его к себе. Ведение общественных или государственных дел — это ответственность перед Аллахом и перед людьми, и справиться с ней удаётся лишь тому, кто обладает необходимыми знаниями и умениями и заслуживает доверия, кому Аллах оказывает милость и поддержку. Как-то раз Абу Зарр попросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначить его на какую-нибудь должность. Абу Зарр, один из первых мусульман, прошёл через большие испытания и был человеком набожным, но у него не было качеств, необходимых для управления людьми или распоряжения общественным имуществом. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил ему: «О Абу Зарр, ты слаб, а это — ответственность, и в день воскрешения она обернётся позором и сожалением для всех, кроме тех, кто получил её по праву и справился со своими обязанностями» [Муслим 1825].

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вообще не назначал на должности тех, кто стремился к этому. Однажды Абу Муса аль-Ашари пришёл к нему в сопровождении двух людей, которые попросили назначить их куда-нибудь. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказал им и сказал: «Поистине, мы не поручаем такие дела ни тем, кто просит об этом, ни тем, кто стремится к этому» [Бухари 7149, Муслим 1733]. А в другом хадисе сообщается, что он сказал Абд ар-Рахману ибн Самуре: «О Абд ар-Рахман, не проси власти, ибо если ты получишь её, попросив о ней, то будешь предоставлен в ней самому себе, а если она будет дана тебе без просьб с твоей стороны, то тебе будет оказана помощь» [Бухари 7146, Муслим 1652].

Для человека верующего управлять делами людей — значит нести за них ответственность, думать и заботиться о них прежде, чем о себе самом и своей семье, поступать справедливо и принимать правильные решения. От этой ответственности сбегали богобоязненные имамы, многие из которых считали, что они не справятся с ней. Но были и другие, которые выполняли свои обязанности верой и правдой. Они были и есть, и их старания приносят огромную пользу тем, кто находится у них в подчинении или зависит от них. И как же велика их награда у Аллаха!

Передают со слов Абдаллаха ибн Амра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, справедливые [будут восседать] перед Аллахом на минбарах из света. Это те, которые были справедливы в своих решениях, по отношению к своим семьям и всему, чем они управляли» [Муслим 1827]. И ближе всех их к Всемогущему Господу, по одесную Его, будут справедливые правители. И те, кто помогал им в благих делах, кто давал им правильные советы и удерживал их от ошибок, и даже те, кто молился за них и отзывался о них почтительно, не окажутся в убытке. Как сказал об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Кто оказывает почтение тому, кого Аллах наделил властью, тому Аллах окажет почести в день воскрешения» [Сильсиля сахиха 2297].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *