Кто такие рабы в современном мире

Цивилизованное рабство. Большинство и сегодня выбирают положение угнетенных

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном миреСотни миллионов людей сегодня искренне стремятся к рабскому статусу. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Самое большое рабство – не обладая свободой,

считать себя свободным.

Иоганн Вольфганг Гёте

Вообще-то о рабстве не совсем уместно рассуждать в начале бурного и стремительного века электроники, кибернетики и прочего, что связано с компьютерами и производными от них. Попробуй сегодня скажи «успешному предпринимателю», а уж тем более какому-нибудь уважаемому СЕО, что он самый настоящий рабовладелец. Только без кнута и розг в руках, а подчиненные его – натуральные рабы, но без кандалов звенящих да ошейников, заклепанных намертво. И тем не менее…

Начну с того, что с рабством и рабовладением человечество познакомилось очень давно – еще в Древней Месопотамии. Тогда рабами становились обычно пленные враги, плюс за долги своим же собственным царям им подвластные продавали себя в рабство. Затем настали времена древних Египта и Греции, Римской империи, сам институт рабовладения постепенно развивался, укреплялся, становился все более универсальным, изощренным, жестоким и разнообразным. Рабами уже могли быть не только роющие канаву или строящие жилище хозяина, но и его личные садовники, учителя детей, переводчики-толмачи и писари.

Кстати, когда началась массовая бизнес-охота на рабов, самыми бесчеловечными среди будущих рабовладельцев слыли арабы из Омана. Именно они 100 очков форы по методам «эффективной оптимизации» обитателей Африки и Индии могли дать любым европейцам. А затем открылась новая история рабовладения в Америке, которая, что интересно, до сих пор окружена куда большим числом мифов и слухов, нежели реальным пониманием самого процесса переселения в Новый Свет сотен тысяч подневольных и бесправных.

К примеру, в Соединенных Штатах с XVII по XIX век оказалось «всего» 650 тыс. выходцев из Африки (еще 12 млн африканцев рабами были переправлены на другие территории Западного полушария). Попали в рабство в Америке и белые – особенно много среди них было ирландцев и шотландцев. А владели ими богатые, жестокие, абсолютно уверенные в своей власти люди, считавшие свой статус хозяев рабов почетным и в чем-то даже заслуженным.

Много с тех пор прошло времени, поменялось отношение людей к самому факту угнетения одних другими. Любое проявление рабовладельческих черт поведения нынче в цивилизованном мире считается позорным и достойным осуждения. А в американском случае так и вовсе причина для введения санкций или даже военного вторжения. Причем по американским лекалам думают и ведут себя все без исключения представители цивилизованного западного мира, которые всячески стараются позабыть именно о рабовладении в давние времена. Вне зависимости от того, кого конкретно в качестве рабов они эксплуатировали – индейцев в Америках или индийцев на хлопковых полях и плантациях сахарного тростника в Азии и на островах Тихого океана.

Но вот ведь что получается. Если позабыть на секунду о гуляющем по миру таинственном вирусе и разных противоречиях-противостояниях между государствами, то вырисовывается одна общая для всех «рвущихся в XXI век» проблема. А именно – все страны уверенно и дружными рядами стремятся сегодня вовсе не к прогрессу, а к укреплению позиций и власти… рабовладельцев (разумеется, в современном виде, без плетей и кандалов). А собственное население все стремительнее и безнадежнее превращают в самых настоящих рабов.

Опять-таки признать подобное значит подвергнуть сомнению существование всей рыночно развивающейся модели современных мировых отношений (называть их можно как угодно – хоть капитализмом с человеческим лицом, хоть социализмом со звериным оскалом все того же капитализма). А вот сам вектор такого развития совершенно точно направлен в никуда.

Работая около 30 лет в Америке, я постоянно убеждал американских коллег, а затем и студентов в университетах Вашингтона в самом важном, что дали Соединенные Штаты и себе, и всему остальному миру. Ведь именно в США (потом все это уже массово было скопировано в Европе, Австралии, странах Азии и Латинской Америки, чуть меньше – в Африке) создалась ситуация, когда общество разделилось вовсе не на мифические средний класс, бедняков и богачей, а всего на две группы. Это были бесправные мелкие собственники, которых регулярно и со вкусом грабят чуть ли не каждый день (пенсионная реформа, из пальца высосанный курс рубля к доллару, нынешняя «самоизоляция» в РФ или банковский кризис с «Леман Бразерс» в Америке – лишь частные примеры) и класс капиталистов – фактических современных рабовладельцев.

У этих людей (а к ним вполне можно отнести верхушку политической элиты Америки и других стран, а не только владельцев крупнейших компаний и корпораций) свои схемы уплаты налогов, своя высшего класса обслуживания медицина, образование исключительно среди себе подобных, досуг там и с теми, кто к «рабам» не имеет никакого отношения. А также эксклюзивный транспорт – личная авиация, многочисленная и многоуровневая охрана от «внешних раздражителей», масса подневольно-подчиненных, которая не просто эту публику по работе обслуживает, а безумно дорожит таким неслыханным счастьем.

Не знаю, как там у российских олигархов, но я бывал в поместье на острове Ланай на Гавайях, где справлял свою свадьбу Билл Гейтс, на одной из «загородных дач» на Яве богатейшего на тот момент гражданина Индонезии, в «горной сторожке» одного из японских олигархов на острове Кюсю. Так вот живут эти люди в совершенно ином, просто недоступном миллиардам обычных обитателей мире. При этом они совершенно уверены в том, что так и должно быть: рабам – одно, а рабовладельцам (непринципиально здесь, кто и как им стал) – совсем другое.

А между этими классами фактически скрытых рабов и не светящихся лишний раз рабовладельцев существует еще тонюсенькая социальная прослойка-прокладка высокого уровня профессионалов. Это штучного применения врачи, военные, адвокаты, мирового значения ученые (говорю здесь исключительно об Америке, потому как в той же России и многих других странах их уровень жизни намного ниже соответствующего американского), которые добросовестно и эксклюзивно обслуживают тот самый класс представителей капитала-рабовладения.

Замечу, что весьма высокие зарплаты-доходы этих людей (а есть еще немало зарабатывающие представители американского шоу-бизнеса – спортсмены профессиональных лиг, артисты, музыканты, художники, телеведущие) выплачиваются фактически из карманов все того же класса «рабов по найму».

А ведь если задуматься, то во всем этом довольно четко и стабильно устоявшемся разделении социальных групп самыми страдающими, как ни странно, являются, на мой взгляд, сегодняшние старшеклассники и студенты.

Мне доводилось читать лекции по международным делам в столичном Университете Джорджтауна, помню, как студенты (группа примерно в 20 учащихся, из которых лишь шестеро были американцами) просто возмутились одним из моих посылов, касавшимся их собственной перспективы пробиться по жизни с получением диплома престижного университета и шансом найти высокооплачиваемую и привлекательную работу.

Телевизор им твердил, что Америка – страна безграничных возможностей, потому они и учатся, чтобы ими воспользоваться. Я же объяснил им, что по большому счету не вижу особой социальной разницы между батрачившей и не разгибавшей спины швеей в одной из мастерских в Garment District в Нью-Йорке в начале прошлого века и современным молодым человеком – вчерашним выпускником даже самого престижного университета в Америке – в обнимку с лэптопом в офисе самой крутой компании. Ведь, по сути дела, все вокруг точно такое же, как и сотню лет назад: такое же трудовое бесправие, бесконечные ряды рабочих столов с компьютерами до самого горизонта офисной площади. Нет никакой возможности пообедать днем в кафе (времени лишь полчаса, а сделать надо по работе еще столько, что голова идет кругом). А после работы – бегом в крошечную съемную комнатушку. На Манхэттене студия – однокомнатная квартирка стоит до 3 тыс. долл. в месяц плюс дополнительные выплаты. Причем частенько такие «рабские хоромы» снимают по двое-трое молодых специалистов, чтобы было не так разорительно.

Добавьте к этому практически полное отсутствие каких-либо социальных лифтов, поездки на работу в малюсенькой машинке (которую в Нью-Йорке негде запарковать) или на забитом общественном транспорте. Да, нет на твоих запястьях ржавых кандалов, твой «хозяин» не колотит тебя плетью за «не совсем высокую производительность труда», но чем, скажите, все это не современное, доведенное до чудовищного цинизма человеческое рабство?

А ведь точно такая же картина сплошь и рядом во всех мировых столицах. В Лондоне, Париже, Гонконге, Шанхае, Джакарте, Сантьяго, тех же Москве с Питером – все один к одному. Может быть, общественный транспорт где-то получше работает (хотя теперь какая разница – все равно надо на два метра отбегать от рядом стоящего), где-то кафе-рестораны повкуснее на обед кашеварят (но и от этого преимущества ничего теперь не остается).

Вот только осознают ли подобное положение дел, к примеру, молодые люди? В Америке, по моим наблюдениям, – очень немногие, да и в Европе с Россией таких, кто бы о подобном серьезно задумывался, – единицы. При этом логика по крайней мере тех американцев, с которыми я на данную тему неоднократно беседовал, проста. Надо все равно где-то работать. Да, меня будут эксплуатировать, но зато у меня будут деньги, и я смогу себе много чего позволить. А если очень повезет, то от одного рабовладельца перейду к другому. Более щедрому и лично для меня более выгодному.

Но возможно ли подобное? Ведь фактически узаконенное во всем цивилизованном мире скрытое рабство – штука тонкая, изуверски лицемерная, просто мастерски продуманная теми, кто сидит где-то там наверху. Хотя основные положения современного рабства в любой точке мира не просто очень похожи, а практически полностью идентичны. Судите сами.

Что в Америке, что в России рядовой гражданин (или новый раб) вынужден постоянно трудиться. Однако в отличие от иных социальных формаций нынче он вынужден работать фактически без перерыва до самой смерти. Потому как то, что он зарабатывает в течение месяца, хватает лишь для оплаты скромного жилья, еды и транспортных текущих расходов. Да, не все люди живут от зарплаты до зарплаты, но, по последним официальным данным, именно таких в Соединенных Штатах – около трети населения, а в РФ – целых две трети.

Пенсии в Америке у большей части населения намного выше, чем в России и Европе, но замечу, что государство к этому имеет мало отношения (в основном это личные накопления и выплаты от частных компаний и пенсионных фондов). Зато подавляющее большинство рядовых пенсионеров в тех же постсоветских странах – фактически нищие рабы. Поскольку вынуждены отдавать пенсию в оплату за жилье, коммунальные платежи и минимальную еду, а средств на другие жизненные расходы никаких больше не остается.

Для того чтобы рядовой гражданин как можно активнее тратил свои небольшие сбережения, ему буквально навязывается мифический спрос на ненужные нормальному человеку товары. На это направлена навязчивая реклама, в магазинах постоянно перекладываются с места на место товары, чтобы привлечь внимание покупателя. Людям «рекомендуют» самым агрессивным образом некие последние модели чего угодно – лишь бы купили. И что показательно: что в Америке, что в России многие (особенно молодежь) на этот примитивизм действительно ведутся, приобретая то, что им абсолютно не нужно, но зато уже есть у других, точно таких же по статусу современных рабов, как они сами.

Можно ли жить людям как-то иначе? Наверное, можно – но только тем, кто классом повыше и с карманом пошире. Всех остальных умышленно (Россия, Китай и Индия как раз относятся к подобным примерам) настойчиво и методично загоняют в густо населенные города, лишая людей возможности жить на земле, обрабатывать ее и обеспечивать себя всем самым необходимым для жизни.

Через СМИ (особенно засорены этим телевидение и интернет) людям навязываются и вдалбливаются совершенно ложные образы и ценности, которые уводят их от понимания реально вокруг происходящего. Это и внушение, будто цель жизни – только деньги, надо обязательно быть модным и крутым (до сих пор вспоминаю, как в Лос-Анджелесе наблюдал за очередью у кинотеатра на просмотр новой серии фильма из цикла «Звездных войн», когда люди по несколько дней (!) ночевали в спальных мешках на улице, чтобы купить билет на статусное кино и подтвердить тем самым свою принадлежность к успешным и идущим в ногу со временем), владеть по возможности модной машиной, последней марки айфоном, айпадом и прочими причиндалами «товарного рабства».

Ладно Америка, но ведь все кругом по всему свету рвутся точно к таким же лжеидеалам. Это своего рода морально-этическое рабство – стремиться сделать так, как делают «успешные другие». И не важно, что эти «другие» – совершенно не такие, как ты. Живут по-другому, видят мир иначе, но раз они там вроде как «богатые и здоровые» (хотя вирус по этому мифу нанес мощнейший удар) – значит на это и надо равняться.

Не будем забывать и том, что именно в Соединенных Штатах еще в первой половине прошлого века прекрасно отработали систему выдачи кредитов, с помощью которых рядовые граждане втягиваются в зависимость от банков. Многие из моих знакомых американцев имеют долги в 30–40 тыс. долл., но вовсе не считают это какой-то трагедией или финансовой катастрофой. Напротив, они уверены, что именно такая система – самая что ни на есть справедливая и дающая возможность человеку пусть и в долг, но все же хорошо жить здесь и сейчас.

Многие американские эксперты не раз поднимали тему роли государства в столь очевидном разделении населения страны, по сути, на два полностью враждебных друг другу класса. В Америке государство в принципе уважают, но особо ему при этом не доверяют (как к государству относятся в России, вы сами прекрасно знаете).

К рабовладельческим методам контроля над «рядовыми» можно добавить полное отсутствие информации о том, какова реальная стоимость труда «раба» и какую прибыль он приносит «рабовладельцу». Но что в Америке, что в Буркина-Фасо рабы никогда не имели доступа к прибавочной стоимости, ее всегда при всех режимах условный рабовладелец забирал и продолжает забирать исключительно себе.

А ведь есть еще такая щекотливая тема, как получение доли прибыли всеми гражданами страны от эксплуатации природных и материальных ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями что белых, что черных рабов на протяжении тысячелетней истории человечества. Но тут уж правды и справедливости нигде и ни в чем не добиться. Никто в Америке или Англии не пойдет требовать делиться доходами к рабовладельцам из «Шеврона» или «БиПи», которые не пойми по какой причине кладут себе в карманы от нефтеторговли миллиарды, а всем другим оставляют то, что остается.

И еще один очень даже любопытный момент всей этой рабовладельческой истории в современном ее измерении. Разве рвущиеся через железные решетки в Америку выходцы из Гондураса и Сальвадора или обитатели республик Средней Азии, перемещающиеся в Россию в поисках работы, не понимают, что в краю далеком станут бесправными рабами? Что те, кто этим процессом управляют, фактически являются настоящими рабовладельцами? Да нет, вроде бы теоретически всем все ясно. Однако…

Ведь та же Америка – это не столько сверхдержава, сколько прежде всего страна-убежище. Все те, кто по каким-то причинам не нашел себе места в собственном доме, преследуется, не имея шансов развернуть бизнес, проявить свои научные и иные таланты, по-прежнему свято верят, что там, на далекой и таинственной планете под названием США, им всем непременно станет лучше – жизнь будет хоть немного справедливее. Точно так же думают и выходцы из Средней Азии, для которых что домашний «рабовладелец», что московский – все едино. Лишь бы платил.

Другой вопрос – а что взамен? Ведь по «нерабовладельческому» пути сегодня не развивается ни одна страна (кроме, может быть, КНДР и Кубы). А на положение рабов не просто согласны – к нему упорно и искренне стремятся сотни миллионов обитателей нашей планеты. В то же время сотни тысяч рабовладельцев по-прежнему уверены, что так жизнь человеческая и должна быть устроена. Одним – все и даже больше, другим – что осталось либо вовсе ничего.

Правда, вирусная заморочка может внести в историю всего человечества свои коррективы. Но, как показывает практика, стать рабом по-прежнему выгоднее – жизнь делается намного проще. Куда сложнее от рабства освободиться, даже если оно тебе и приносит некий материальный доход и пока обеспечивает самым необходимым.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Рабы и рабовладельцы. Торговля людьми в современном мире

30 июля отмечается Всемирный день борьбы с торговлей людьми. К сожалению, в современном мире проблемы рабства и торговли людьми, равным образом, как и принуждения к труду, по-прежнему актуальны. Несмотря на противодействие международных организаций, до конца справиться с торговлей людьми не удается. Особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где местная культурно-историческая специфика с одной стороны, и колоссальный уровень социальной поляризации — с другой стороны, создают благодатную почву для сохранения такого страшного явления как работорговля. Фактически сети работорговли так или иначе захватывают почти все страны мира, при этом последние разделяются на страны, преимущественно являющиеся экспортерами рабов, и страны, куда рабов ввозят для их использования в каких-либо сферах деятельности.

Сексуальное рабство

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном мире

В Афганистане распространено явление, называемое «бача бази». Это позорная практика обращения мальчиков — танцовщиков в фактических проститутов, обслуживающих взрослых мужчин. Мальчиков допубертатного возраста похищают или покупают у родственников, после чего заставляют выступать в качестве танцовщиков на различных торжествах, одевая в женское платье. Такой мальчик должен использовать женскую косметику, носить женскую одежду, ублажать мужчину — хозяина или его гостей. По данным исследователей, феномен «бача бази» распространен среди жителей южных и восточных провинций Афганистана, а также среди жителей некоторых северных регионов страны, причем среди любителей «бача бази» встречаются люди самых разных национальностей Афганистана. Кстати, как бы не относиться к афганским талибам, но они относились к обычаю «бача бази» резко негативно и когда взяли под контроль большую часть территории Афганистана, немедленно запретили практику «бача бази». Но после того, как Северному альянсу удалось взять верх над талибами, во многих провинциях практика «бача бази» была возрождена — причем не без участия высокопоставленных лиц, которые сами активно пользовались услугами мальчиков — проститутов. Фактически практика «бача бази» представляет собой педофилию, которая признается и легитимизируется традицией. Но также это и сохранение рабства, так как все «бача бази» являются рабами, насильно содержащимися у своих хозяев и изгоняемыми по достижению половой зрелости. Религиозные фундаменталисты видят в практике «бача бази» богопротивный обычай, поэтому она и была запрещена во время правления «Талибана». Схожий феномен использования мальчиков для танцев и гомосексуальных развлечений существует также в Индии, но там мальчиков еще и кастрируют, превращая в евнухов, которые составляют особую презираемую касту индийского общества, сформированную из бывших рабов.

Рабство в домашнем хозяйстве

Другой вид рабства, по-прежнему широко распространенного в современном мире — принудительный бесплатный труд в домашнем хозяйстве. Чаще всего, бесплатными домашними рабами становятся жители африканских и азиатских стран. Наиболее распространено домашнее рабство в странах Западной и Восточной Африки, а также среди представителей диаспор выходцев из африканских стран, живущих в Европе и США. Как правило, большие домашние хозяйства зажиточных африканцев и азиатов не могут обойтись лишь с помощью членов семьи и требуют наличия прислуги. Но прислуга в таких хозяйствах часто, в соответствии с местными традициями, работает бесплатно, хотя получает не столь плохое содержание и рассматривается скорее в качестве младших членов семьи. Впрочем, разумеется, имеет место и множество примеров жестокого обращения с домашними рабами. Обратимся к ситуации в мавританском и малийском обществах. В среде арабо-берберских кочевников, которые проживают на территории Мавритании, сохраняется кастовое деление на четыре сословия. Это воины — «хасаны», духовенство — «марабуты», свободные общинники и рабы с вольноотпущенниками («харатинами»). Как правило, в рабство обращали жертв набегов на оседлых южных соседей — негроидные племена. Большинство рабов — потомственные, потомки плененных южан или купленные у сахарских кочевников. Они давно интегрированы в мавританское и малийское общество, занимая в нем соответствующие этажи социальной иерархии и многие из них даже не тяготятся своим положением, прекрасно понимая, что лучше жить на правах слуги статусного хозяина, чем пытаться вести самостоятельное существование городского паупера, маргинала или люмпена. В основном, домашние рабы выполняют функции помощников по хозяйству, ухаживая за верблюдами, поддерживая в чистоте дом, охраняя имущество. Что касается рабынь, то там возможно выполнение функций наложниц, но чаще — также работы по домашнему хозяйству, приготовлению пищи, уборке помещений.

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном мире

Численность домашних рабов в Мавритании оценивается примерно в 500 тысяч человек. То есть, рабы составляют около 20% населения страны. Это самый большой показатель в мире, но проблематичность ситуации состоит и в том, что культурно-историческая специфика мавританского общества, как уже говорилось выше, не возбраняет такой факт социальных отношений. Рабы не стремятся покинуть своих хозяев, но с другой стороны факт наличия рабов стимулирует их владельцев к возможной покупке новых рабов, в том числе и детей из бедных семей, которые отнюдь не желают становиться наложницами или домашними уборщиками. В Мавритании действуют правозащитные организации, которые борются с рабством, но их деятельность встречает многочисленные препятствия со стороны рабовладельцев, а также полиции и спецслужб — ведь среди генералитета и старшего офицерства последних многие также пользуются трудом бесплатных домашних слуг. Правительство Мавритании отрицает факт рабства в стране и утверждает, что домашний труд традиционен для мавританского общества и основная масса домашних слуг не собирается уходить от своих хозяев. Примерно схожая ситуация наблюдается в Нигере, в Нигерии и Мали, в Чаде. Даже правоохранительная система европейских государств не может служить полноценным препятствием для домашнего рабства. Ведь мигранты из африканских стран привозят традицию домашнего рабства с собой в Европу. Зажиточные семьи мавританского, малийского, сомалийского происхождения выписывают из родных стран прислугу, которой, чаще всего, не платят денег и которая может подвергаться жестокому обращению со стороны своих хозяев. Неоднократно французская полиция освобождала из домашнего плена выходцев из Мали, Нигера, Сенегала, Конго, Мавритании, Гвинеи и других африканских стран, которые, чаще всего, попадали в домашнее рабство еще в детском возрасте — точнее, их продавали в услужение богатым соотечественникам их собственные родители, возможно, желая детям и хорошего — избежать тотальной нищеты в родных странах посредством жизни в богатых семьях за границей, пусть и в качестве бесплатной прислуги.

Домашнее рабство широко распространено и в Вест-Индии, прежде всего — на Гаити. Гаити — пожалуй, самая неблагополучная страна в Латинской Америке. Несмотря на то, что бывшая французская колония стала первой (кроме США) страной Нового света, добившейся политической самостоятельности, уровень жизни населения в этой стране остается крайне низким. Собственно говоря, именно социально-экономические причины побуждают гаитян продавать своих детей в более состоятельные семьи в качестве домашней прислуги. По данным независимых экспертов, в настоящее время не менее 200-300 тысяч гаитянских детей находятся в «домашнем рабстве», которое на острове называется словом «реставек» — «услужение». То, как будет проходить жизнь и работа «реставека» зависит, прежде всего, от благоразумия и доброжелательности его хозяев или от их отсутствия. Так, к «реставеку» могут относиться как к младшему родственнику, а могут превратить в объект издевательств и сексуальных домогательств. Разумеется, в конечном итоге большинство детей — рабов все же подвергается жестокому обращению.

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном мире

Детский труд в промышленности и сельском хозяйстве

Одним из наиболее распространенных видов бесплатного рабского труда в странах «третьего мира» является детский труд на сельскохозяйственных работах, на заводах и шахтах. Всего в мире эксплуатируется не менее 250 миллионов детей, причем 153 млн. детей эксплуатируется в странах Азии, а 80 млн. — в Африке. Конечно, не всех из них можно назвать рабами в полном смысле этого слова, так как многие дети на заводах и плантациях все же получают заработную плату, пусть и нищенскую. Но нередки случаи, когда используется бесплатный детский труд, причем детей покупают у их родителей специально в качестве бесплатных работников. Так, труд детей используется на плантациях какао-бобов и арахиса в Гане и Кот-д-Ивуаре. Причем основная часть детей — рабов поступает в эти страны из соседних более бедных и проблемных государств — Мали, Нигера и Буркина-Фасо. Для многих маленьких обитателей этих стран работа на плантациях, где дают поесть — хоть какая-то возможность выжить, поскольку неизвестно, как бы сложилась их жизнь в родительских семьях с традиционно большим количеством детей. Известно, что в Нигере и Мали — один из самых высоких уровней рождаемости в мире, причем большинство детей рождается в крестьянских семьях, которые и сами еле сводят концы с концами. Засухи в зоне Сахеля, уничтожающие урожаи сельскохозяйственной продукции, способствуют обнищанию крестьянского населения региона. Поэтому крестьянские семьи вынужденно пристраивают своих детей на плантации и рудники — только чтобы «скинуть» их с семейного бюджета. В 2012 г. полиция Буркина-Фасо с помощью сотрудников Интерпола освободила детей — рабов, трудившихся в золотодобывающем руднике. Дети работали в шахтах в опасных и антисанитарных условиях, не получая за это заработной платы. Аналогичная операция была проведена в Гане, где также полиция произвела освобождение детей, работавших в сфере сексуальных услуг. Большое количество детей находится в рабстве в Судане, Сомали и Эритрее, где их труд применяют, прежде всего, в сельском хозяйстве. В использовании детского труда обвиняется компания Nestle, являющаяся одним из крупнейших производителей какао и шоколада. Большинство плантаций и предприятий, принадлежащих данной компании, находится в странах Западной Африки, которые активно применяют детский труд. Так, в Кот-д-Ивуаре, дающем 40% мирового урожая какао бобов, на плантациях какао работает не менее 109 тысяч детей. Причем условия труда на плантациях являются очень тяжелыми и признаются в данный момент наихудшими в мире среди прочих вариантов использования детского труда. Известно, что в 2001 г. около 15 тысяч детей из Мали стали жертвами работорговли и были проданы на плантации какао бобов в Кот-д-Ивуар. Более 30 000 детей из самого Кот-д-Ивуара также работают на сельскохозяйственном производстве на плантациях, а еще 600 000 детей — на маленьких семейных фермах, причем среди последних встречаются как родственники хозяев, так и приобретенные слуги. В Бенине на плантациях используется труд, по меньшей мере, 76 000 детей — рабов, среди которых есть уроженцы и этой страны, и других стран Западной Африки, в том числе Конго. Большинство бенинских детей-рабов заняты трудом на хлопководческих плантациях. В Гамбии распространено принуждение несовершеннолетних детей к попрошайничеству, причем чаще всего попрошайничать детей заставляют … учителя религиозных школ, которые видят в этом дополнительный источник своего заработка.

Очень широко применяется детский труд в Индии, Пакистане, Бангладеш и некоторых других странах Южной и Юго-Восточной Азии. Индия занимает второе место в мире по численности детей-рабочих. Свыше 100 млн. индийских детей вынуждены трудиться, чтобы добывать себе пропитание. Несмотря на то, что официально детский труд в Индии запрещен, он носит массовый характер. Дети работают на строительных объектах, в шахтах, на кирпичных заводах, на сельскохозяйственных плантациях, на предприятиях и мастерских полукустарного производства, в табачном бизнесе. В штате Мегхалая на северо-востоке Индии, в угольном бассейне Джайнтия, трудятся около двух тысяч детей. Дети от 8 до 12 лет и подростки 12-16 лет составляют ¼ от восьмитысячного контингента шахтеров, но получают в два раза меньше, чем взрослые работники. Средняя дневная зарплата ребенка на шахте — не более пяти долларов, чаще — три доллара. Разумеется, ни о каком соблюдении техники безопасности и санитарных норм не идет и речи. В последнее время индийским детям составляют конкуренцию прибывающие дети — мигранты из соседних Непала и Мьянмы, которые оценивают свой труд еще дешевле, чем в три доллара в день. В то же время, социально-экономическое положение многих миллионов семей в Индии таково, что без трудоустройства на работу детей им просто не выжить. Ведь в семье здесь может быть от пяти и выше детей — при том, что взрослые могут не иметь работы или получать очень маленькие деньги. Наконец, нельзя забывать о том, что для многих детей из бедных семей работа на предприятии — это еще и возможность получить какой-никакой кров над головой, поскольку в стране миллионы бездомных. Только в Дели сотни тысяч бездомных, которые не имеют никакого крова над головой и живут на улице. Детский труд используют и крупные транснациональные компании, которые именно по причине дешевизны рабочей силы выносят свое производство в азиатские и африканские страны. Так, в той же Индии только на плантациях печально известной компании Monsanto трудится не менее 12 тысяч детей. Это фактически тоже рабы, несмотря на то, что их работодатель — всемирно известная компания, созданная представителями «цивилизованного мира».

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном мире

В других странах Южной и Юго-Восточной Азии детский труд также активно применяется на промышленных предприятиях. В частности, в Непале, несмотря на действующий с 2000 г. закон, запрещающий прием на работу детей до 14 лет, фактически дети составляют большую часть трудящихся. Причем закон подразумевает запрет детского труда только на зарегистрированных предприятиях, а основная масса детей трудится на незарегистрированных сельскохозяйственных фермах, в кустарных мастерских, помощниками по дому и т.д. Три четверти работающих юных непальцев заняты в сфере сельского хозяйства, причем в основном в сельском хозяйстве используется труд девочек. Также детский труд широко используется на кирпичных заводах, несмотря на то, что кирпичное производство является очень вредным. Также дети работают в каменоломнях, выполняют работы по сортировке мусора. Естественно, что нормы техники безопасности на подобных предприятиях также не соблюдаются. Большинство работающих непальских детей не получает ни среднего, ни даже начального образования и является неграмотным — единственный возможный для них жизненный путь — неквалифицированная тяжелая работа до конца жизни.

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном мире

В Бангладеш 56% детей страны живет на уровне ниже международной черты бедности — на 1 доллар в день. Это не оставляет им иного выхода, кроме как работать на тяжелом производстве. 30% бангладешских детей в возрасте до 14 лет уже работают. Почти 50% бангладешских детей бросают учебу еще до окончания начальной школы и отправляются на работу — на кирпичные заводы, предприятия по производству воздушных шаров, сельскохозяйственные фермы и т.д. Но первое место в списке стран, наиболее активно использующих детский труд, по праву принадлежит соседней с Индией и Бангладеш Мьянме. Здесь работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. Причем дети заняты не только на промышленных предприятиях, но и в армии — в качестве армейских грузчиков, подвергающихся притеснениям и издевательствам со стороны солдат. Бывали даже случаи использования детей для «разминирования» минных полей — то есть, детей выпускали на поле, чтобы узнать, где есть мины, а где есть свободный проход. Позже под давлением мировой общественности военный режим Мьянмы пошел на существенное сокращение количества детей — солдат и военной прислуги в армии страны, однако использование рабского труда детей на предприятиях и строительных объектах, в сфере сельского хозяйства продолжается. Основная масса мьянманских детей используется для сбора каучука, на рисовых и тростниковых плантациях. Кроме того, тысячи детей из Мьянмы мигрируют в соседние Индию и Таиланд в поиске работы. Некоторые из них попадают в сексуальное рабство, другие становятся бесплатной рабочей силой на шахтах. Но тем, кого продают в домашние хозяйства или на чайные плантации, даже завидуют, поскольку условия труда там несоизмеримо легче, чем на шахтах и рудниках, а платят за пределами Мьянмы даже больше. Примечательно, что за свой труд дети не получают заработную плату — за них ее получают родители, которые сами не работают, а выполняют функции надзирателей за собственными детьми. В случае отсутствия или малолетства детей работают женщины. Свыше 40% детей в Мьянме вообще не посещают школу, а посвящают все свое время трудовой деятельности, выступая в качестве кормильцев семьи.

Рабы войны

Еще одна разновидность использования фактически рабского труда — это применение детей в вооруженных конфликтах в странах «третьего мира». Известно, что в целом ряде африканских и азиатских стран существует развитая практика покупки, а чаще похищения детей и подростков в бедных деревнях, с целью последующего использования в качестве солдат. В странах Западной и Центральной Африки не менее десяти процентов детей и подростков вынуждены нести службу в качестве солдат в формированиях местных повстанческих группировок, а то и в правительственных войсках, хотя правительства этих стран, разумеется, всячески скрывают факт наличия детей в своих вооруженных подразделениях. Известно, что детей — солдат больше всего в Конго, Сомали, Сьерра-Леоне, Либерии.

Кто такие рабы в современном мире. Смотреть фото Кто такие рабы в современном мире. Смотреть картинку Кто такие рабы в современном мире. Картинка про Кто такие рабы в современном мире. Фото Кто такие рабы в современном мире

Во время Гражданской войны в Либерии в боевых действиях принимали участие не менее десяти тысяч детей и подростков, примерно такое же количество детей — военнослужащих сражалось во время вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне. В Сомали подростки до 18 лет составляют едва ли не основную часть солдат и правительственных войск, и формирований радикальных фундаменталистских организаций. Многие из африканских и азиатских «детей — солдат» после окончания боевых действий не могут адаптироваться и заканчивают свой жизненный путь алкоголиками, наркоманами и преступниками. Широко распространена практика использования насильно захваченных в крестьянских семьях детей — солдат в Мьянме, в Колумбии, Перу, Боливии, на Филиппинах. В последние годы детей-солдат активно используют религиозно-фундаменталистские группировки, сражающиеся в Западной и Северо-Восточной Африке, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также международные террористические организации. Между тем, применение детей в качестве солдат запрещено международными конвенциями. По сути дела, насильственный призыв детей на военную службу мало чем отличается от обращения в рабство, только дети подвергаются еще большему риску гибели или утраты здоровья, а также подвергают опасности свою психику.

Рабский труд нелегальных мигрантов

В тех странах мира, которые относительно развиты в экономическом отношении и являются привлекательными для иностранных трудовых мигрантов, широко развита практика использования бесплатного труда нелегальных мигрантов. Как правило, попадающие в эти страны нелегальные трудовые мигранты по причине отсутствия документов, разрешающих им работу, а то и удостоверяющих личность, не могут в полной мере защищать свои права, бояться обращаться в полицию, что делает их легкой добычей для современных рабовладельцев и работорговцев. Большинство нелегальных мигрантов трудится на строительных объектах, предприятиях обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, при этом их труд может не оплачиваться или оплачиваться очень скудно и с задержками. Чаще всего рабский труд мигрантов используют их собственные соплеменники, прибывшие в принимающие страны раньше и создавшие за это время собственный бизнес. В частности, представитель МВД Таджикистана в интервью Русской службе ВВС сообщил, что большинство преступлений, связанных с использованием рабского труда выходцев из этой республики, совершается также уроженцами Таджикистана. Они выступают в роли вербовщиков, посредников и торговцев людьми и поставляют бесплатную рабочую силу из Таджикистана в Россию, тем самым обманывая собственных соотечественников. Большое количество мигрантов, обращающихся за помощью в правозащитные структуры, за годы бесплатной работы на чужбине не только не заработали денег, но и подорвали свое здоровье, вплоть до превращения в инвалидов благодаря ужасным условиям труда и быта. Некоторые из них подвергались избиениям, пыткам, издевательствам, нередки также случаи сексуального насилия и домогательств по отношению к женщинам и девушкам — мигранткам. Причем перечисленные проблемы — общие для большинства стран мира, в которых проживает и трудится значительное количество иностранных трудовых мигрантов.

В Российской Федерации используется бесплатный труд нелегальных мигрантов из республик Средней Азии, прежде всего Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также из Молдавии, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. Кроме того, известны факты использования рабского труда и российских граждан — как на предприятиях и в строительных фирмах, так и в частных подсобных хозяйствах. Подобные случаи пресекаются правоохранительными органами страны, однако вряд ли можно говорить о том, что похищения людей и, тем более, бесплатный труд в стране будут изжиты в обозримой временной перспективе. Согласно докладу о современном рабстве, представленному в 2013 году, в Российской Федерации насчитывается примерно около 540 тысяч человек, чье положение можно охарактеризовать как рабство или долговую кабалу. Однако из расчета на тысячу человек населения это не столь большие показатели и Россия занимает лишь 49-е место в списке стран мира. Лидирующие позиции по количеству рабов на тысячу человек занимают: 1) Мавритания, 2) Гаити, 3) Пакистан, 4) Индия, 5) Непал, 6) Молдавия, 7) Бенин, 8) Кот-д-Ивуар, 9) Гамбия, 10) Габон.

Нелегальный труд мигрантов приносит много проблем — как самим мигрантам, так и экономике страны, их принимающей. Ведь сами мигранты оказываются совершенно негарантированными работниками, которых можно обмануть, не выплатить им зарплату, поселить в ненадлежащих условиях или не обеспечить соблюдение техники безопасности на работе. При этом и государство теряет, поскольку мигранты — нелегалы не уплачивают налоги, не регистрируются, то есть — официально являются «несуществующими». Благодаря наличию нелегальных мигрантов резко возрастает уровень преступности — как за счет преступлений, совершаемых самими мигрантами в отношении коренного населения и друг друга, так и за счет преступлений, совершаемых в отношении мигрантов. Поэтому легализация мигрантов и борьба с нелегальной миграцией является и одним из ключевых залогов хотя бы частичной ликвидации бесплатного и принудительного труда в современном мире.

Можно ли искоренить работорговлю?

По данным правозащитных организаций, в современном мире десятки миллионов людей находятся в фактическом рабстве. Это и женщины, и взрослые мужчины, и подростки, и совсем маленькие дети. Естественно, что международные организации пытаются в меру своих сил и возможностей бороться с ужасным для XXI столетия фактом работорговли и рабовладения. Однако эта борьба фактически не дает реального исправления ситуации. Причина работорговли и рабовладения в современном мире лежит, в первую очередь, в социально-экономической плоскости. В тех же странах «третьего мира» большая часть детей — рабов продается собственными родителями по причине невозможности их содержания. Перенаселенность азиатских и африканских стран, массовая безработица, высокий уровень рождаемости, неграмотность значительной части населения — все эти факторы в совокупности способствуют сохранению и детского труда, и работорговли, и рабовладения. Другая сторона рассматриваемой проблемы — морально-этническое разложение общества, происходящее, прежде всего, в случае «вестернизации» без опоры на собственные традиции и ценности. Когда оно соединяется с социально-экономическими причинами — возникает очень благоприятная почва для расцвета массовой проституции. Так, многие девушки в странах, являющихся курортными, становятся проститутками по собственной инициативе. По крайней мере, для них это — единственная возможность заработать на тот уровень жизни, который они пытаются вести в тайских, камбоджийских или кубинских курортных городах. Конечно, они могли бы оставаться в родной деревне и вести образ жизни своих матерей и бабушек, занимаясь сельским хозяйством, но распространение массовой культуры, потребительских ценностей доходит даже до глухих провинциальных районов Индокитая, не говоря уже о курортных островах Центральной Америки.

Пока не будут ликвидированы социально-экономические, культурные, политические причины рабовладения и работорговли, говорить об искоренении этих явлений в мировом масштабе будет преждевременно. Если в европейских странах, в Российской Федерации ситуацию еще можно исправить посредством повышения эффективности работы правоохранительных органов, ограничения масштабов нелегальной трудовой миграции из страны и в страну, то в странах «третьего мира», разумеется, ситуация будет оставаться без изменений. Возможно — лишь усугубляться в худшую сторону, учитывая несоответствие темпов демографического и экономического роста в большинстве африканских и азиатских стран, а также высокий уровень политической нестабильности, связанный в том числе и с разгулом преступности и терроризма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *