Кто такие самаритяне и где они жили

Самаритяне: кто они такие на самом деле, и за что их не любили евреи?

О самаритянах или, как их еще называют, самарянах, люди знают в основном по евангельской притче, в которой этот самый самаритянин помог изрядно помятому человеку, мимо которого пошли представители иудейского священства.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Надо сказать, что тогдашнее еврейское сообщество свято верило, что настоящими людьми являются только они, а все прочие народы даже близко не могут сравниться с иудеями. Однако кроме них были еще и самаряне, которые были вроде как иудеи, а вроде как и нет. Поэтому на них смотрели как на полуязычников с окраины Израиля (и во многом справедливо).

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Сами самаряне считали себя потомками Иосифа, жители Иудеи – потомками египтянина, который прибился к бегущим из Египта евреям, короче, каждый лил воду на свою мельницу. Но, скорее всего, они начали оседать на этих землях с середины VIII века до н. э.

Несмотря на все библейские легенды, иудеи были не таким уж закрытым народом, и они тоже вступали в браки с представителями других национальностей.

Как результат в этих землях формировалась общность, достаточно далекая от жителей центральных регионов. К этому добавилось еще и то, что, пока иудеи пребывали в вавилонском плену, пустующие земли заселялись другими народами, которые после возвращения иудеев частично восприняли иудаизм.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Однако самарянский иудаизм имеет некоторые отличия от иерусалимского. В первую очередь они не сошлись по поводу того, где должен стоять храм. Да и другие отличия были. Одним словом, единства в еврейском обществе той поры не было, впрочем, с ним и сейчас не все гладко.

В религиозном плане самаряне соблюдали шаббат, но из Танаха, более известного европейцам как Ветхий Завет, они признавали только Книгу Иисуса Навина и так называемое Самаритянское Пятикнижие, которое отличается от Пятикнижия Моисея, содержащегося в Танахе, незначительно с точки зрения не иудея, и очень сильно с точки зрения исповедующих иудаизм. Какая версия старше – вряд ли когда-нибудь удастся установить.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Позднее, когда Иудея совсем ослабла, самаритяне даже возвели свой собственный храм, на горе Гаризим, однако просуществовал он довольно недолго, впрочем, как и иерусалимский. Когда Палестина стала римской, Самария обрела некую автономию, правда с условием не противодействовать языческим культам.

Проще говоря, взамен автономии с самарян потребовали соблюдать веротерпимость. Народу, который привык к репутации полуязыческого это было нетрудно.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Когда римляне ополчились на иудеев, самаряне не стали ввязываться, и даже воспользовались ситуацией к своей пользе. Но потом Империя пала, а Византия к тому времени свихнувшаяся на почве религиозного фанатизма практически опустошала эти нехристианские регионы. Правда, гражданам христианского вероисповедания в этом государстве порой тоже жилось не лучше, чем рабам.

И если против терпимых почти ко всем верам римлян самаряне не восставали, то против византийского террора не восстать не могли. Однако соотношение сил было разным, и они потерпели поражение.

Затем пришлось сносить арабский диктат, да и Крестовые походы тоже не принесли самаритянам мира, поскольку они часто оказывались меж двух огней. Итогом этого стало то, что к началу ХХ века от некогда довольно многочисленного по меркам Палестины народа осталось только 146 человек.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Когда был образован Израиль, самаритян было решено сохранить как часть пусть и противоречивую, но все же часть еврейского мира. Фактически их поставили под охрану как редкого зверя. «Зверь» отреагировал хорошо, и к сегодняшнему дню самарян уже около 700 человек, которые компактно проживают в некоторых районах вблизи Хайфы.

Интересно, что письменность самарян отличается от той, которая характерна для иврита. Фактически это полуеврейский-полуфиникийский алфавит. Разговорная речь тоже имеет отличия, поскольку в быту они используют два языка.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Первый – арабский: это понятно, поскольку в отличие от иудеев, самаряне своих мест не покидали, нигде не рассеивались, и многие века жили бок о бок с арабами. Вторым же языком является древнеарамейский – тот самый, на котором говорили жители Палестины две тысячи лет назад, и который был тогдашним «лингва франка» этого региона.

Так что решение сохранить самарян было правильным: такие реликты древнего мира следует беречь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кто такие самаритяне, как они живут и во что верят

Потомки колен Ефрема и Менаше — именно так называют себя самаритяне. Их этно-религиозная группа является одной из самых малочисленных в мире. Сегодня в мире насчитывается около 840 самаритян, хотя когда-то их количество измерялось в миллионах!

Встретить самаритян можно лишь в квартале Неве-Пинхас города Холон и в деревне Кирьят-Луза у горы Гризим. Интересно, что жители Холона говорят на иврите, а представители общины с горы Гризим — на арабском языке. С 1995-го самаритяне получают три удостоверения личности — израильское, палестинское и иорданское.
Самаритяне не верят в раввинские учения и придерживаются лишь того, что написано в Пятикнижие. Также в общине не празднуют Хануку и Пурим. Кроме того, самаритяне считают, что Б-г потребовал от праотца Авраама принести в жертву сына Исаака не в Иерусалиме, а на горе Гризим.

Вопрос об исчезновении общины затрагивался еще 110 лет назад. Тогда журналисты National Geographic сделали материал о «последних самаритянах», которых на тот момент насчитывалось всего 130 человек. Однако, несмотря ни на что, группа смогла уцелеть.
За свою долгую историю самаритяне никогда не покидали Земли Израиля, за что подвергались жестоким гонениям и наказаниям. Завоеватели насильно обращали их в свою веру. Самаритянский народ выдержал набеги ассирийцев, греков, римлян, персов, византийцев и мусульман. Из-за стольких бед в общине сформировалась одна главная ценность — вера в мир.

«Поскольку мы, самаритяне, пережили столько трудных времен, мы верим только в мир. У нас хорошие отношения с евреями и палестинцами. Война — это трагедия для всех. В войне нет победителей, поэтому мы молимся за настоящий мир. Когда на землю проливается кровь, нет различий между самаритянской кровью, еврейской кровью или арабской кровью,» — рассказал брат первосвященника общины Хусней Васеф Коэн.

В общине мужчин гораздо больше, чем женщин, но, несмотря на это, правила бракосочетания остаются неизменными. Женитьба вне веры — большой запрет в культуре самаритян. Единственной поправкой в этом вопросе стало разрешение старейшин общины заключать брак с посторонними женщинами, которые согласны стать самаритянками.

Салва Коэн вышла замуж за своего двоюродного брата. Вместе пара воспитывает троих детей. Салва объясняет: «Каждая девочка общины знает, что из 20 или 30 мальчиков, которых она знает, один из них будет ее мужем. Вы можете подумать, что это очень странно, но когда вы так воспитываете своих детей с ранних лет, они полностью принимают свою культуру».

По самаритянскому обычаю, члены семьи с фамилией Коэн считаются потомками рода Аарона — сословия священнослужителей в иудаизме. Самый старший мужчина из этого семейства удостаивается чести быть первосвященником самаритян. В деревне Кирьят-Луза этим человеком является Абдалла Васеф Тауфик. Должность первосвященника Коэны передают по мужской линии.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Источник

Самаритяне – народ, занесенный в «Красную книгу»

Благодаря библейским преданиям в нашу речь вошло выражение “добрый самаритянин”, о котором в одной из своих притч рассказывает Иисус. Сегодня же представителей самаритянского народа насчитывается не более 900 человек, а почти все они проживают в городе Холон, что располагается неподалёку от Тель-Авива.

У христиан всего мира самаритяне отождествляются с добрыми и бескорыстными людьми, готовыми прийти на помощь. Именно самаритянин спас Христа, как рассказывает нам Библия. Но что же мы знаем о самом народе? Как жили прежде и какой уклад жизни самаритян нашего времени?

Самаритяне – евреи или нет?

Самаритяне принадлежат к еврейскому субэтносу. Сами они считают, что происходят из Израильского царства, являясь потомками Иосифа. Именование исконной территории их проживания, Самария, связано с правлением царя Амврия, который правил в Израильском царстве. Впоследствии историческая область была разрушена ассирийцами.

Согласно многовековым принципам, самаритяне хранят верность традициям и вере Израиля. Поразительно, что сами самаритяне считают себя частью еврейского этноса, а вот евреи относят народ к потомкам ассирийцев. В записях историка Иосифа Флавия значится, что самаритяне и вовсе называли себя сидонцами, а именно – финикийцами. С давних времён многие израильские традиции у самаритян были более ярко выражены, чем у евреев.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жилиДревний свиток Торы, сохранившийся у самаритян

Даже сегодня строгое соблюдение традиций субботы у этого народа превосходит еврейские обычаи. Впрочем, далеко не все культурные особенности евреев близки самаритянам – лишь самые древние. К примеру, самаритянки не отмечают Хануку – один из главных еврейских праздников.

У них нет поста в День Ава, когда, согласно преданиям, были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Большинство самаритян отвергает библейских пророков, считая, что у иудеев был лишь один учитель Слова Божия – Моше Рабейну (Моисей).

Примечательно, что священнейшим местом для самаритянского народа является совсем не Иерусалим, а гора Гризим. Её называют Горой благословений, ведь именно с неё Моисей завещал своему народу произносить слова молитв и благословения. После завоевания Иудеи Александром Македонским самаритяне построили храм на священной горе, который, к сожалению, был разрушен спустя всего два века.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жилиМилосердный самаритянин. Традиционное изображение притчи о добром самаритянине.

Борьба за свободу

Непростые перемены в жизнь народа внесла римская административная реформа. Несмотря на то, что самаритяне получили на своих землях права жителей автономии, они вынуждены были признать языческую веру.

Разрушение Второго Иерусалимского храма толкает самаритян к поискам дома на чужих территориях. Их общины появляются за пределами Самарии, где народ не мог исповедовать веру предков.

Особенно сильные народные волнения начинаются в V-VI веках. В это время самаритянам даже удаётся отстоять свои права и получить независимость от Византии. Этот период ознаменовался правлением местных царей, которые получили поддержку народа. Увы, совсем скоро самаритяне были подавлены, а власть снова перешла к чужеземцам.

Сложный вопрос происхождения самаритян отразился и на их взаимоотношениях с евреями. В 1993 году, когда израильские войска были выведены из Шхема, представители самаритянского этноса потребовали, чтобы ряд их регионов получил статус израильских поселений, однако правительство ответило отказом.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жилиСамаритяне-старейшины носят традиционный красный фес со времён османского владычества
© Авраам Вальдман / thetower.org

На мой взгляд, причина крылась в возможных негативных политических последствиях, которые мог спровоцировать этот шаг. Несмотря на это, самаритяне подпадают под действие “Закона о возвращении”, поскольку имеют израильское гражданство и при желании могут переселиться в Израиль.

“Истинный иврит” – язык самаритян

Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.

Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.

Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жилиСамаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии
© Авраам Вальдман / thetower.org

Самаритяне в наши дни

Сегодня организацией ЮНЕСКО самаритяне отмечены как вымирающая этническая группа, о чём красноречиво говорит их малочисленность. Они занесены в “Красную книгу” племён и наций. Однако у этой “медали” есть и положительная сторона – самаритянская молодёжь может получать бесплатное образование в лучших израильских университетах.

Всего пару десятков лет назад самаритяне считались закрытым народом, но сегодня всё кардинально изменилось. Многие общественные и духовные лидеры вступают в браки с представителями других наций. Самаритянские старейшины поддерживают подобное отступление от древних традиций, считая, что новая кровь “омолодит” народ и, возможно, подарит ему времена возрождения.

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жилиОгненные ямы где будут готовиться жертвенные ягнята / © Авраам Вальдман / thetower.org

Самаритяне – малочисленный и загадочный народ, связанный парадоксальными противоречиями с евреями. Его представители считают себя частью еврейского этноса, носителями “истинного иврита”, а вот сами евреи не поддерживают этих идей. Кто же из них прав? Мне кажется, не стоит разжигать споры, ведь каждый из этих народов является обладателем древней и очень богатой истории.

Источник

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто они такие, самаритяне? Сегодня насчитывается менее тысячи представителей этого народа. Они проживают в городе Холон, расположенном недалеко от Тель-Авива, а также в городке Шхем (Наблус) на территории Палестинской национальной автономии.

Организация ЮНЕСКО занесла самаритян в «Красную книгу» этнических групп, которым грозит исчезновение. Этот статус, в частности, даёт право самаритянской молодёжи получать бесплатное образование в любом университете мира. Но подавляющее большинство самаритянских юношей и девушек предпочитают обучаться в израильских высших учебных заведениях.

Ещё двадцать лет назад самаритяне считались самой закрытой религиозно-этнической общиной Страны обетованной. Чужаков они напрочь к себе не допускали, и большинство браков заключались внутри общины. Однако за последнее время многое изменилось. Несколько лет назад Великий самаритянский Коэн, иначе говоря, религиозный лидер, Яир женился на украинке Александре Красюк. Жёнами самаритянских мужчин стали также четыре азербайджанки, русская и ещё одна украинка.

Поразительный факт: самаритяне всегда считали себя несомненными евреями

Самаритяне не сомневаются, что они говорят на том самом иврите, на котором изъяснялись древние евреи

Самаритяне не сомневаются, что они говорят на том самом иврите, на котором изъяснялись древние евреи. При этом самаритянский старейшина Ицхак Симхай в беседе с корреспондентом «Эхо» так обосновал уверенность в этом факте: «В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем». Конечно, старейшина Симхай немного лукавит. Ведь среди завоевателей, исторически отметившихся на Святой земле, были представители разных человеческих сообществ. Свой след, возможно и лингвистический, здесь оставили и многочисленные древние ближневосточные народы, которых уже давно нет на карте мира, а также ассирийцы, греки, персы, римляне, византийцы, арабы и турки. Весьма показательно, что все самаритяне владеют арабским и современным ивритом.

В Библии утверждается, что ассирийский царь, желая помочь выжить переселённым кутейцам, приказал отправить к ним одного из изгнанных из Иудеи еврейских священников. Этот человек и научил «кутим», «как чтить живого Господа, а не служить языческим идолам». Ассирийские источники трактуют принятие кутейцами иудаизма несколько иначе. Если верить этим документам, большинство евреев из Самарии изгнаны не были и при бывшие кутейцы влились в это сообщество. Новоприбывшие отказались от идоло- и огнепоклонства, прошли гиюр, процедуру принятия иудаизма, и стали евреями.

К началу прошлого века в мире осталось чуть более ста двадцати представителей самаритянского народа

К началу прошлого века в мире осталось чуть более ста двадцати представителей самаритянского народа. И все они жили на Святой земле в разных городах, посёлках и деревнях. Самаритянский старейшина Ицхак Симхай сказал мне, что от полной ассимиляции его народ спасло воссоздание Израиля в 1948 году. В начале 1950-х годов самаритянские лидеры обратились к тогдашнему президенту страны Ицхаку Бен-Цви, кстати, уроженцу России, с письмом, в котором, в частности, говорилось: «Помогите нам сохраниться как народу. Если мы будем жить только вкраплениями в еврейский или арабский этнос, то нам грозит ассимиляция и исчезновение». Президент Бен-Цви попросил мэра Холона выделить место для строительства самаритянского квартала. Так появился квартал Неве-Пинхас, в котором проживает более трёхсот самаритян. Этот квартал, состоящий из вилл, считается самым престижным в городе. В квартале действуют две самаритянские синагоги и Институт по изучению языка и культуры самаритян. Несколько самаритянских семей проживает в другом холонском квартале-Кирьят-Шарет. Примерно треть всех современных самаритян продолжает жить в посёлке Кирьят-Луза, рядом с горой Гризим.

На протяжении столетий серьёзной проблемой маленькой, фактически вымиравшей самаритянской общины были близкородственные браки. Из-за этого в общине рождалось много детей с генетическими заболеваниями. Конечно, абсолютного запрета на браки с иноплеменниками и особенно иноплеменницами не было. Тем более что национальность у самаритян, в отличие от евреев, определяется не по матери, а по отцу.

Лет десять назад немало самаритянских мужчин начали открывать для себя невест в странах СНГ. Одинокие самаритянские парни просто обращались в брачные агентства крупных городов

Самаритянские старейшины считают, что свежая славянская кровь омолодит общину и сделает её более стойкой. Интересно, что первой русской, ставшей самаритянкой, была сибирячка, которая почти век назад, оказавшись на Земле обетованной, вышла замуж за самаритянина и приняла имя Марьям Цадки. Согласно самаритянским законам своё происхождение, но отнюдь не вероисповедание, можно декларировать публично, определив себя «двойной национальностью». Поэтому здесь есть самаритяне-евреи, самаритяне-арабы, а теперь появляется всё больше самаритян-русских, самаритян-азербайджанцев, самаритян-украинцев. Причём славяне пока превалируют.

Нажмите на фотографию для увеличения:

Источник

Самаритяне

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Языкиврит, арабский
Религияиудаизм
Численность745 человек
Страны проживанияИзраиль, Палестина
Близкие народыЕвреи

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть фото Кто такие самаритяне и где они жили. Смотреть картинку Кто такие самаритяне и где они жили. Картинка про Кто такие самаритяне и где они жили. Фото Кто такие самаритяне и где они жили

Содержание

[править] Культура и религия

Языками самаритян являются иврит (самаритянская письменность на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому). Самаритяне Шхема владеют также арабским языком.

Религия — разновидность (секта) иудаизма. Священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя).

[править] История

[править] Происхождение

Согласно традиции самаритян, они — часть «народа Израиля», хранящая верность его подлинному наследию. Согласно этой же традиции, вплоть до дней священника Эли продолжался период, называемый рахута (по-арамейски «благоволение»), когда местопребыванием Бога была гора Гризим близ Шхема. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута («отход»), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь колено Иосифа, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.

[править] Древнее время

Ещё в начале периода возвращения в Сион лидеры Самарии во главе с Санваллатом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли сотрудничество, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно-этническую группу. Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.

[править] Античная эпоха

Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после Нехемии, когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещён Менашше из семьи первосвященников. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события, однако не подлежит сомнению, что ко времени завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским в 332 г. до н. э. самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.

После завоевания Александра Макодонского, которому самаритяне оказали поддержку, за что тот к ним благоволил, между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на Иерусалимский Храм. Вспомогательный самаритянский контингент, сопровождавший Александра в его походе в Египет, положил начало общине самаритян в Египте.

Самаритяне потеряли расположение Александра Макодонского, когда они восстали и сожгли македонского наместника в городе Самария. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в Шхем, который стал их религиозным центром.

Птолемей I Сотер (367 г. до н. э. — 283 г. до н. э.) переселил в Египет как иудеев, так и самаритян; впоследствии, как сообщает Иосиф Флавий, между иудеями и самаритянами в Египте возникли распри, так как первые хотели, чтобы жертвы посылались в иерусалимский храм, самаритяне же требовали того же для геризимского храма. Из этого, впрочем, видно, что в Египте иудеи и самаритяне в то время составляли одну общину.

Во время Птолемея V Эпифана (205−181 гг. до н. э.) самаритяне, которым, по словам Иосифа Флавия, жилось хорошо, притесняли иудеев, опустошали их нивы и даже уводили людей в плен.

Во время религиозных преследований на евреев Антиоха Эпифана (175−164 гг. до н. э.) самаритяне находили спасение, отрекаясь от своей национальности. В письме к Антиоху они пишут: «наши предки, побуждаемые к тому постигшими страну бедствиями, установили обычай почитать тот день, который у иудеев носит название субботы, и приносили разные жертвы в святилище, воздвигнутом ими на горе Геризиме, не определяя, какому собственно Богу оно посвящено… царские чиновники, полагая, что мы евреи и потому следуем их обычаю, подвергают и нас наказаниям, тогда как мы по происхождению своему сидоняне… Вместе с тем, пусть будет никому не посвященное святилище предназначено греческому Зевсу». Просьба их была уважена Антиохом, прекратившим против самаритян всякие преследования и наименовавшим их святилище храмом Зевса.

Это отречение от иудаизма не помешало, однако, египетским самаритянам утверждать в то же время на религиозном диспуте с иудеями перед Птолемеем Филометором, что святилище на горе Геризиме возведено согласно закону Моисея.

Самаритяне не участвовали в восстании Хасмонеев.

После первой победы Маккавеев, самаритяне, не веря в прочность их успеха, собрали большое войско, которое под предводительством Аполлона пошло воевать против иyдеев.

В правление иудейского царя Гиркана I Иоханана, самаритяне вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев.

В 128–127 гг. до н. э. Иоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем — лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Иоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.

Согласно Талмуду, в день победы евреев над самаритянами и разрушения их святилища установлен был полупраздник (по Иома, 69а — 25 Тебета, a по Мегиллат Таанит, IX — 21 Кислева).

[править] Римское время

Завоевание Эрец-Исраэль Помпеем в 63 г. до н. э. не повлияло на положение самаритян, однако последующая административ­но-территориальная реформа в 56 г. до н. э., предоставившая самаритянам территориальную автономию, способствовала их политической консолидации.

Иудейский царь Ирод I пользовался услугами самаритян в борьбе с Антигоном II. Сыновья Ирода, которым он завещал власть, — Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп I — были детьми его самаритянской жены Малтаки.

При римском прокураторе Кумане (48−52 гг.) группа галилейских евреев, шедших в Иерусалим через деревню Гинею (Dschenin), подверглось там нападению и избиению. Подкупленный насильниками прокуратор отказался от наказания виновных.

Мессианские движения в период, непосредственно предшествовавший Первой Иудейской войне, по-видимому, захватили и самаритян. Так, известно о собрании самаритян на горе Гризим, где новоявленный самаритянский «мессия» обещал явить верующим священные предметы, которые, по самаритянской традиции, были скрыты в конце периода рахута (см. выше), и их явление должно было символизировать окончание периода пнута. Собрание завершилось кровавой бойней, которую учинили римляне по приказу прокуратора Иудеи Понтия Пилата (26–36 гг. н. э.). Самаритяне обратились с жалобой к римскому наместнику Сирии Вителлию, и тот отправил Понтия Пилата в Рим с тем, чтобы он дал отчет в своих действиях императору. Это решение свидетельствует о том, что римляне видели в самаритянах лояльных подданных.

Антиримское восстание почти не затронуло район Самарии. Во время подавления восстания в Галилее в 66 году Веспасиан пресёк беспорядки на горе Гризим, которые не перешли в восстание. В 72 году Веспасиан основал близ Шхема новый город Флавия Неаполис, часть населения которого составили самаритяне. По-видимому, отношения между римлянами и самаритянами в этот период были хорошими: вместо изображений языческих богов на монетах Шхема изображалась гора Гризим.

Хотя в начале восстания Бар-Кохбы самаритяне, видимо, склонялись к его поддержке, во время его подавления они заняли нейтральную и даже проримскую позицию, что отражено как в еврейских, так и в самаритянских источниках. При Адриане на горе Гризим был воздвигнут языческий храм. Запустение, постигшее еврейские поселения после подавления восстания, привело к расселению самаритян в районах, примыкавших к территории Самарии (Северная Иудея, Приморская равнина, долина Бет-Шеана), где они составили значительную часть населения. Самаритянское население появилось и в более удаленных от Самарии районах — в Башане, возле Яффы, Явне и др.; в городах Бет-Шеан, Кастра (близ Хайфы), Тив‘он, Кесария, Эммаус, Яффа и Явне сложились значительные самаритянские центры.

Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными.

В 194 году самаритяне восстали против Септимия Севера. Последний в наказание за это лишил их главный город Неаполис (древний Сихем) городских прав, в Самарии же он посадил римлян и сделал этот город римской колонией.

Преследования христиан в 3 в. сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и их заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить обрезание, и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны производить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.

С торжеством христианства в 4 в. начались новые преследования самаритян, многие из них перешли в христианство, причем часть их осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках в правление Юлиана Отступника (361–363 годы). Перевод в середине 4 в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.

Из римских законов от конца 4 в. мы знаем, что в это время существовали самаритянские общины в Европе, на некоторых островах Красного моря и в других местах; в Риме они имели к началу 6 в. свою синагогу. Согласно приписываемому Адриану письму, все самаритяне в Египте были астрологами (haruspices) и знахарями.

[править] Византийское время

В 390 году в Византии был издан так называемый «судовой закон» — навигационный эдикт в пользу евреев и самаритян, подтверждавшийся затем тремя императорами (Валентином и Феодосием, а впоследствии Аркадием).

Гонения самаритян христианами продолжались в 5 в. и 6 в. и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 году. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны. В правление императора Анастасия (491—518 годы) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами: толпа самаритян, руководимая женщиной, вновь собралась и перебила всех сторожей церкви.

В 529 году самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бет-Шеане и Кесарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению. Во время восстаний 484 и 529 самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей (Юстуса в 484 году и Юлиануса в 529 году). Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.

После этого Юстинианом были приняты против самаритян суровые меры, долженствовавшие привести к окончательному уничтожению их национальной самостоятельности. Синагоги были ограблены; самаритяне не могли занимать официальных должностей; приобретение имущества посредством дарения или наследования им запрещалось. Несмотря на то, что позднее строгость этих мер была смягчена, они настолько угнетали самаритян, что часть их бежала в Персию, но большинство ассимилировалось с окружающим населением. После эдикта Юстиниана самаритяне, как и евреи, занимались преимущественно денежными операциями, поэтому писцы банкиров назывались «самаритянами».

Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец-Исраэль в 614 году, за что по возвращении византийцы учинили им резню.

[править] Исламская эпоха

Во время арабского завоевания в 638 году многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили самаритян от поземельного налога (однако уже в 680–683 годах этот налог был на них распространен). Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов. Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец-Исраэль крестоносцами (см. Крестовые походы) превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов. В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе Лода, а после основания Рамлы там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период известны в Явне, Кесарии и Газе. За пределами Эрец-Исраэль небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей. В начале 11 в. наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его значительное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в Дамаске, Халебе, Тире и Газе, а также в Каире и Александрии.

По сообщению отцов церкви, Эпифана, Оригена и др., от самаритян откололись четыре секты, но более подробные данные y нас сохранились только о досифейцах. Караимский ученый Гадаси говорит ; двух самаритянских сектах; то же самое сообщает и арабский писатель Масуди. Согласно одному арабскому источнику, члены досифейской секты имели свои законы.

Биньямин из Туделы, посетивший Эрец-Исраэль в середине 12 в., сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400, всего — менее 2-х тысяч семейств.

В 13 в. в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.

По словам Вениамина Тудельского, священники у самаритян из потомства Аарона, и потому их звали Ааронидами; члены семейств Ааронидов вступают в брак только между собою, чтобы не смешаться с народом. В 1523 умер первосвященник, последний из потомства Аарона, и эту должность впредь занимали члены младшей линии из потомства Уззиэля б.-Кегата; священники стали именоваться когенами-левитами.

В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий; главная самаритянская синагога была превращена в мечеть; власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять ислам. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни самаритян в 14 в.

В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в 17 в. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии кохенов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты.

В конце 18 в. исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор (с перерывами из-за запретов мусульман) служит местом пасхального жертвоприношения.

В 1842 году самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима (ришон ле-Цион) Аврахам Хаим Гагин (1787–1848 годы) официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления.

В 1854 году британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.

[править] Современность

В начале 20 в. укрепились связи самаритян с еврейским ишувом, в первую очередь благодаря деятельности Ицхака Бен-Цви. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Аврахама Цедаки (Цадки), который вместе с семьей переселился из Шхема в Яффу ещё в начале 20 в. В 1951 году на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами самаритянам — жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *