Кто такие сеиды в азербайджане
ДНК поможет найти сеидов в Азербайджане
«Были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран».
Ведь для многих мысль о развеянном мифотворчестве является концом мистического опыта».
Как передает Oxu.Az, об этом в беседе с echo.az сообщили соучредители ДНК-проекта Азербайджана Акпер Алиев и Фариз Абасов.
Тем не менее есть и положительный опыт. «Нашей группой Azerbaijan DNA Project были проведены ДНК-тесты на сеидство.
Совсем недавно были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран. Его сеидство было подтверждено нашими тестами на Y-хромосому.
Издревле в традиционном обществе жрецы и шаманы почитались как посредники между «высшим» миром.
В сознании людей мистицизм играл определяющую роль, где жрецы были единственными хранителями «божественной силы».
С развитием религии появилась прямая наследственная преемственность жреческого звания, сложились особые привилегированные сообщества жрецов.
Несмотря на кажущуюся архаичность этой традиции, наследуемые жреческие сообщества в отдельных религиях в несколько измененной форме существуют до наших дней. В исламе они известны как сеиды.
По традиции, все сеиды по мужской линии считаются прямыми потомками имама Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда, живших примерно 1400 лет назад.
Современные методы генетической науки на основании исследований ДНК позволяют с абсолютной точностью установить наличие родства конкретного человека с другими людьми. Из биологии известно, что каждый мужчина является обладателем Y-хромосомы.
Одной из ее характеристик является т.н. Y-гаплогруппа, которая передается исключительно от отца к сыну, что и позволяет определять прямое родство по мужской линии.
Группа исследователей под руководством Беннета Гринспена решила выявить степень генетического родства между современными сеидами.
Были протестированы сотни сеидов из разных стран, в числе которых были представители знатных сеидских родов арабских стран.
Как выяснилось, среди современных сеидов оказались носители разных гаплогрупп.
Однако более половины протестированных относились к одной гаплогруппе, обозначаемой как J1-P858.
Расчеты показали, что эти люди имеют одного общего предка, жившего около 1400 лет назад, что полностью совпадает с исламской хронологией! Так кораническая традиция нашла свое подтверждение с помощью науки.
Кем же тогда являются те, кто называет себя сеидом, но не является носителем Y-гаплогруппы J1- P858? Напрашивается вывод, что за длительную историю распространения ислама нашлись люди, самовольно приписавшие себе сеидское происхождение.
Кроме того, в разных мусульманских странах народная традиция стала причислять к числу сеидов местных уважаемых людей, известных своей праведностью или необычными способностями, или просто лиц арабского происхождения.
В Управлении мусульман Кавказа пообещали echo.az в ближайшее время прокомментировать данную информацию.
В свою очередь доктор философских наук, профессор Рафик Алиев, отвечая на вопрос echo.az, заявил, что «связь человека как части Вселенной с космосом была всегда, имеется она и сегодня. Это вполне естественно, и логически, и научно предсказуемо».
«Что касается так называемых современных сеидов, якобы имеющих некое отношение к потомству пророка, мусульман по линии его двоюродного брата и зятя имама Али, Абу Талиба, то это считается еще одним элементом разногласия между суннитами и шиитами в исламе.
Он полагает, что у сеидов особых преимуществ перед другими мусульманами не имеется, хотя веками на практике это равенство перед Богом не учитывалось, и они считали и продолжают считать себя особой кастой среди мусульман мира.
«Это уже превратилось в некую традицию, идущую из глубины веков. А так, они обычные мусульмане. Все зависит от нас самих.
Своей верой в наличие такой таинственной связи мы настраиваем самих себя на волну позитива, и тогда Вселенная поступает с нами так же позитивно.
При этом, по словам Р.Алиева, исследования ДНК, которые проводит Azerbaijan DNA Project, могут быть интересны только с точки интереса науки.
«Сеиды в Азербайджане появились с начала распространения ислама. Возможно, изначально сеидами считались потомки имама Али, однако потом данный религиозный чин давался наиболее богатым религиозным деятелям, которые имели высокий социальный статус.
Получая данный титул, они одновременно получали и привилегии, так как им выделяли часть собранного другими мусульманами урожая, преподносили подарки и т.д.
Феномен сейдов в Азербайджане. Характеристика и исторический обзор
[55] Азербайджан являет собой интересный случай религиозного разнообразия ввиду большого этнического и, как следствие, культурного разнообразия. Более или менее светские регионы сосуществуют с религиозными анклавами. Эти анклавы охватывают так называемую «Зеленую зону»: деревни и пригороды Апшеронского полуострова (бакинский пригород в широком понимании этого слова), а также горные территории вокруг города Ленкорань, на границе с Ираном, населенные талышами [Trofimov 1993: 61].
Наиболее ярким примером религиозного анклава является Нардаран — поселок городского типа, расположенный всего в 30 км. к северо- западу от Баку. Центральное место в поселке занимает Нардаранский пир, где покоится Рагима Ханум, дочь Мусеи Казыма, одного из почитаемых мусульманами-шиитами имамов — потомков пророка Мухаммада. Пир, одним из наиболее популярных во всем Азербайджане, является местом преклонения мусульман-шиитов не только Азербайджана, но и других стран.
Высказывания типа «Ислам — это все, что у нас осталось» достаточно часто появляется в речах нардаранцев [Нардаран]. С одной стороны, это следствие трудной социальной ситуации, вызванной отсутствием возможности заработать. С другой стороны, население поселка само отказывается от активного участия в жизни страны. Это можно объяснить тем, что нардаранцы считают себя особой социальной группой, «избранной Богом». (Например, можно встретиться с мнением, что они обладают даром исцеления [Загорец]). Они наследники сейдов (аз.
[56] seyid) — религиозной аристократии потомков имама Хуссейна. Место сейдов в социальной структуре рассматривается следующим способом:
«Бог запретил сейдам занимается работой и торговлей. Так что они только молюсь, модлы ведут, а люди им помогают», «Настоящий сейд не просит денег и подарков, только Бог указывает, кто сейд, и тогда все ему помогают» [Rohoziński 2005: 208].
В азербайджанской традиции можно найти несколько примеров явления «святого поселения» или «поселения святых», как назывались места, где жили сейды. Наиболее известным примером является поселок Шихово с мечетью Биби-Эйбат, который сейчас включается в южные окрестности города Баку [Нуризаде 2007]. В начале XV века в этом месте существовал вакф — институт мусульманского права, которым руководил один из сейдов — мутавалли, «страж могилы». Построили там и ханаку: мусульманские культовые сооружения типа странноприимных домов для дервишей — мусульманских монахов, приверженцев суфизма.
Влияние сейдов усилилось во время царствования Сафавидов. Мемориальная доска, увековечивающая память о строителях от 1569/70 года, то есть во время правления Тахмасп I, второго шаха династии Сефевидов, упоминает имя сейда Фазлуллаха. Семья Фазлуллаха родом из персидского Хорасана. Этот факт является свидетельством того, что сейды пришли на территорию Азербайджана из Персии. Интересно, что эта группа населения пользовалась уважением также во время кратковременного завоевания Турцией, которое известно преследованием шиитов. Надпись от 1594 на камне в нефтяной скважине говорит о том, что эту скважину подарили сейдам [Ашурбейли 1992: 159].
Сейды пользовались особым статусом и в более поздний период. В начале XIX века, во время имперского правления, жители Нардарана, который уже входил в административный состав города Баку, были освобождены от уплаты налогов и прочих обязанностей перед городом. Их особый статус подчеркивался использованием титула «ших», от слова шейх. Правда, в конце концов, в 1850 году поселок обложили налогом и исключили его из административного состава города. Однако, эти перемены особенно не повлияли на исчезновение, или хотя бы пре- уменьшение традиционного статуса поселения [Тагиев 1999: 159–265].
[57]
В начале тридцатых годов советская этнография отметила существование целых поселков сейдов на территории Азербайджана. На первый взгляд, они не отличались от местного крестьянства, которое давало им пожертвования. (Случалась, что и сами сейды ходили по домам после урожая, и собирали «долю Пророка» [Алекперов, Bapтaпeтoв 1960: 189]). Позже присутствие этой социальной группы в Азербайджане стало в принципе одной из запретных тем антирелигиозной пропаганды. Непосредственно этот факт может свидетельствовать о том, что сейды уцелели без существенных изменений их социального статуса.
Процесс формирования социальной группы сейдов можно объяснить тем, что ее неким образом добавили к уже существующим слоям общества. На племенную иерархию, которая сформировалась в конце XV — начале XVI веков, наложились более поздние волны поселения и исламизация. Однако, в 1920 году ученые из Нахичевани указывали на существование на этой территории последних признаков племенной организации: Arablar, Afganlar, Bektaşlar, Sufiler. Некоторые из этих групп обладали племенным сознанием еще в XIX веке. В первой половине прошлого столетия историк Аббас Кулу-Ага Бакиханов писал, что в северо-восточной части страны, в Губинской и Шекинской губерниях, существуют поселки, жители которых называют себя арабами и общаются на искаженном арабским языке [Сумбатзаде 1990: 97]. Это были потомки арабских военных гарнизонов, которые поселились здесь в VIII веке для защиты от хазаров. Несмотря на то, что процесс их ассимиляции завершился в конце XIX века, свидетельства племенной организации сохранились. Следует обратить внимание на то, что арабские поселения тоже были организованы согласно племенному разделению. Именно на нем были основаны принципы постройки городов времени исламских завоеваний, хотя случалось, что племенная организация иногда подвергалась некоторым переменам с переездом на новое место. Вероятно, что корни сегодняшних сейдов надо искать у потомков арабских военных.
Условием возникновения и укрепления социальной группы сейдов было сохранение сильной племенной обособленности. Российские источники тридцатых годов указывают на существование на бывшей территории Нахичеванского ханства «татаров» и «кенгерли». Именно «кенгерли» считались местной аристократией, из этой группы вышли
[58] нахичеванские ханы и беки [Смирнов 1999: 30–35]. Возможно, что благодаря более прочной племенной традиции, чем в других местах, сегодня Нахичевань играет самую значительную роль в политической жизни Азербайджана.
Как явление «поселений святых» связано с сегодняшней ситуацией в Нардаране и его ролью в общественно-политической жизни Азербайджана? Местный пир, могила сестры седьмого имама, был открыт на рубеже XIX и XX веков. Вероятно, вблизи мечети поселились сейды, и одна из семей, как «родственники» святой (ведь сейды считались «родственниками» имамов), взяла на себя ответственность быть мутавалли могилы. Очень вероятен также то, что сейды приехали из Персии, так как в XIX веке персы играли большую роль в основании новых пиров.
В одном из своих дореволюционных рассказов Абдуррагим Ахвердов сатирически описывает двух сейдов из Персии, жильцов поселка Кукамар, которые приехали в российский Азербайджан собирать традиционный хумс — обязательный налог у мусульман-шиитов. Одновременно сейды внушали азербайджанским сельчанам, что во сне им явился «святой предок», который заявил, что в этой местности погребен их прапрадед. Один из сейдов поселился рядом с новым пиром и вступил во временный брак (siğə) с местной женщиной [Ахвердов 1950: 60–65].
Вероятно, что история, описанная Ахвердовым, была более распространенным явлением: сейды из Персии поселялись на территории Азербайджана на долгий срок, либо навсегда по случаю дня Ашуры или «открытия» нового пира и вступали во временные браки. Даже если через какое-то время они возвращались к себе, их дети становились сейдами. Конечно, в советский период нельзя говорить ни о вакфе, ни о каких-либо налоговых льготах. Однако местное население, вероятно, содержало сейдов традиционными пожертвованиями (nazir). Советская власть не отличала сейдов от остального общества, не осуществляла намеренных преследований или депортации. Свидетельства существования компактных мест проживания сейдов можно найти еще в начале тридцатых годов. Несмотря на то, что идеологи антирелигиозной кампании объявили, что сейды — «настоящее проклятие» для страны, власть была не в состоянии идентифицировать сейдов и прекратить их даль- нейшие миграции [Kolarz 1961: 424].
[59] Итак, сейды сохранилась в восприятии народа как особая категория и по сегодняшний день. Далее, экономическая ситуация и структурная безработица привели к тому, что нардаранцы в трудное для них время (восьмидесятые годы) «вспомнили» о значении «поселения святых» и начали исполнять роль «группового сейда». Фактически, как раз в этой роли их воспринимает остальная часть общества («они постоянно молятся», «они только молятся»). Это доказывает, что традиционная география религии глубоко укоренена в умах азербайджанцев. Кроме того, эта ситуация доказывает, что сильная религиозность в Азербайджане соотносится не с количеством работающих мечетей, а скорее с деятельностью «неофициального духовенства», а именно — сейдов, а также с присутствием святых мест — пиров [Асланова 1981: 18]. Таким образом, традиционная география религии объясняет, почему одни регионы страны являются более светскими, а другие остаются верными религиозным предписаниям.
Кто такие сейиды?
Слово «сеид» или «сейид» (араб. سيّد — вождь, господин, глава), почётный титул потомков благочестивого рода Посланника Всевышнего Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Сейиды – почтенные внуки нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), сыновья его любимой дочери Фатимы. Они обладали и обладают нравственностью, знаниями, мудростью, являются примером любви и привязанности к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям). При этом в исламской литературе сейидами называют потомков благочестивого Хусайна (радыяллаху анху), а следующих по родовой цепочке за Хасаном, называют шарифами.
Пророк очень любил своих внуков. Однажды он известил о том, что Хасан и Хусаин (радыяллаху анхума) станут «Двумя повелителями юношей в Раю» (Тирмизи, «Манакыб», 31).
Во всех мусульманских сообществах является важной традицией проявлять уважение и почтение к потомкам рода Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям).
Умар бин Абдульазиз (радыяллаху анху), будучи губернатором Медины, так и в период своего правления халифатом, проявлял особое почтение к сейидам и шерифам. Он старался предугадать их нужды, и с особым адабом стремился обеспечить им уровень жизни, достойный их высокого положения иметь честь быть потомками любимого Пророка.
Зайд бин Аркам (радыяллаху анху) передал наказ Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям):
«Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) беседовал с нами, стоя у водоема Хум, расположенного между Меккой и Мединой. После вознесения хвалы Всевышнему, он обратился к нам с наставлением. Он сказал: «О, люди! Я тоже человек. Вскоре гонец Всевышнего прибудет и ко мне, и я уйду вслед за Его приглашением. Я оставляю вам две важных вещи. Первая – это ведущая человека к истине и служащая ему светочем книга Аллаха – Коран. Крепко держитесь за нее. ».
Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) дал нам несколько рекомендаций, связанных со священным Кораном, а затем продолжил свою речь:
«И еще я оставляю вам членов своего рода (ахли-байт). Бойтесь Аллаха и проявляйте уважение к моим близким! (Муслим, «Фадаилу’с-Сахаба», 36).
В другом хадисе говорится: «Это мои сыновья и сыновья моей дочери. О, мой Аллах, я так люблю их. Ты тоже люби их, а также возлюби любящих их» (Бухари, «Манакыб», 27).
Сейиды ходили в зелёной чалме. Из сейидов выбирали накиб аль-ашрафа, который занимался всеми делами благочестивого семейства, вел родословную, фиксировал даты рождения и смерти членов рода, препятствовал их занятию случайными профессиями, распределял между ними материальные ценности и налоги[1], не позволял девушкам выходить замуж за недостойных их мужчин.[2]
Накиб аль-ашраф обладал правами общего опекуна потомков Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). В связи с почетностью этой должности, по протоколу он занимал в обществе второе место после халифа. Кроме того, на церемонии восхождения правителя на трон, клятву верности ему приносил сначала накиб аль-ашраф, а затем остальные члены двора. Первым поздравлял мусульман с праздниками тоже накиб аль-ашраф. Во время произношения им поздравления, правитель вставал на ноги.
Благочестивый Убайдуллах Ахрар так говорил о почтении и уважении к потомкам рода Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), являющимися его наследниками не только по крови, но и по благочестию:
«Я не смогу жить по соседству с сейидами. Потому что они превосходят меня по величию, благодаря своему родству с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Эту честь невозможно объяснить словами. Поэтому я не смогу проявить достойную их степень уважения».
Хаким Тирмизи говорил:
«Есть два типа сейидов. Одни – по происхождению, другие – по душевному родству».
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Будьте внимательны: мои друзья – это не семья моего отца. Мои истинные друзья – это Всевышний и его истинные верующие» (Муслим, «Иман», 366; Бухари, «Адаб», 14).
«Несомненно, мои истинные друзья благочестивы» (Абу Давуд, «Фитан», 1/4242).
В другом хадисе говорится:
«… Человека, который не совершает богоугодных дел, не спасет его происхождение»(Муслим, «Зикр», 38; Ибн-и Маджа, «Мукаддима», 17).
По этому поводу Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал своей дочери Фатиме (радыяллаху анха):
«О, Фатима, дочь Посланника Всевышнего Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)! Творите богоугодные дела! (Если вы не совершаете их, то не полагайтесь на меня). Потому что я не смогу спасти вас (если вы не проявляете покорность Ему)»! (Ибн-и Са‘д, II, 256; Бухари, «Манакыб», 13-14; Муслим, «Иман», 348-353).
Таким образом, раба может приблизить к Всевышнему не родство по крови или брачным узам, а то, насколько он соответствует образу жизни и поведению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Например, дядя Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) по отцу Абу Лахаб по степени родства был наиболее близок Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), однако не принял переданное ему послание и погиб в темноте невежества.
В то время как Салман Фариси (радыяллаху анху), несмотря на отсутствие кровной связи, настолько приблизился Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в своем благочестии, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал о нем:
«Салман из нас, из нашей семьи, из ахли-байт!» (Ибн-и Хишам, III, 241; Ибн-и Сa’д, IV, 83; Хаким, III, 691/6541; Хайшами, VI, 130).
То есть, главное условие для вхождения в благочестивую семью – это самоотверженное служение Всевышнему. Помимо кровной принадлежности к роду Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), бывает еще духовная. Это самая почетная степень для души верующего. Другими словами, происхождение из рода Посланника еще не говорит о том, что этот человек отличается чем-то от остальных людей. Происхождение людей не наделяет их особыми качествами, в силу которых их следовало бы выделять среди других людей. Единственным отличием является праведность людей, следование их путем, указанным Всевышним. Но если человек и благочестив, и является потомком Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) – ему, без сомнения, особое почтение.
Слова, которые Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) произнес, провожая в Йемен Муаза (радыяллаху анху), подчеркивают это:
«Самые близкие мне люди, где бы они ни находились, – это те, кто живет в таква по отношению ко Всевышнему, это муттаки»[3].
Тогда нам остается совершать благие дела и возносить молитву:
«Да причислит нас милость и величие Всевышнего к обществу истинных рабов, заслуживших приближенность к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) своим благочестием».
Аминь…
[1] Налоги, взимаемые в исламском государстве с немусульман.
Это загадочное слово «сеид»: сколько их в Азербайджане
«Время от времени к нам обращаются граждане Азербайджана, которые хотят узнать свою принадлежность к роду пророка Мухаммеда, но после того, как понимают, что они все-таки могут оказаться самозванцами, бросают эту затею. Ведь для многих мысль о развеянном мифотворчестве является концом мистического опыта».
Об этом в беседе с echo.az сообщили соучредители ДНК-проекта Азербайджана Акпер Алиев и Фариз Абасов. Тем не менее, есть и положительный опыт. «Нашей группой Azerbaijan DNA Project были проведены ДНК-тесты на сеидство. Совсем недавно были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран. Его сеидство было подтверждено нашими тестами на Y-хромосому.
Издревле в традиционном обществе жрецы и шаманы почитались как посредники между «высшим» миром. В сознании людей мистицизм играл определяющую роль, где жрецы были единственными хранителями «божественной силы». С развитием религии появилась прямая наследственная преемственность жреческого звания, сложились особые привилегированные сообщества жрецов.
Несмотря на кажущуюся архаичность этой традиции, наследуемые жреческие сообщества в отдельных религиях в несколько измененной форме существуют до наших дней. В исламе они известны как сеиды. По традиции, все сеиды по мужской линии считаются прямыми потомками имама Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда, живших примерно 1400 лет назад.
Только в Азербайджане: «удостоверение сеида»
Алхас Исмайлов, собкор 14 июня 2017, 14:44
Во всем мусульманском мире сеиды всегда считались потомками Пророка Мухаммеда, за что пользовались особыми привилегиями. Сегодня, по крайней мере в нашей стране, представители этого святого рода уже не могут, как прежде, вершить суд, да и сами от суда не застрахованы, тем не менее в народе сеидов по сей день почитают как самых безупречных и доверяют более чем кому-либо другому.
И действительно, по шариату сеид не вправе принять подарок, не может просить чего-то у кого-то — этот запрет от самого Пророка (с). В противном случае он не сеид, а проходимец какой-то. Зато именно сеидам следует в первую очередь подавать милостыню, что в наше время означает всяческую материальную помощь.
Таково требование исламских законов. Но оказывается, их можно успешно обойти, претворяя в жизнь лишь последнее условие. А чтобы ни у кого не было сомнений — кого почитать и кому помогать, на свет появилось специальное «удостоверение сеида». Или «сеидское удостоверение», кому как нравится.
Одним из тех, кто внедряет это новшество в жизнь, стал гази Южного регионального отделения Управления мусульман Кавказа (УМК) Миргияс Тахмазов, наградивший таким документом некоего Эльнура Тагиева. Как выяснилось, за непонятно какие заслуги удостоил он этого почетного религиозного статуса и многих других.
А между тем существуют четко обозначенные правила, только в строгом соответствии с которыми человек может называться сеидом. Причем без всяких «удостоверений». Haqqin.az об этом поведал теолог Эльшад Мири.
«Мулла Тахмазов действовал вопреки шариату. Никто не давал ему права выдавать кому-то «удостоверение сеида». Называя себя сеидами, некоторые пытаются тем самым превознести свою значимость перед другими. Увы, многие люди, поверхностно знакомые с религией, верят в силу сеидов из-за уважения к роду Пророка (с). Каждый человек, утверждающий, что происходит от рода Пророка (с), должен иметь родословную. Такой документ свидетельствует, что отец или дед этого человека состоял в родстве с каким-либо знаменитым представителем рода Посланника Аллаха (с). Однако люди, как имеющие родословную, так и не имеющие ее, не должны пытаться завоевать доверие окружающих, сообщая им о своей принадлежности к роду Пророка (с), так как наказания и награды воздаются человеку не в соответствии с его родством, а исходя из его действий», — утверждает богослов.
Неверное толкование служителем культа из Южного региона мусульманских законоуложений отмечает и бывший председатель Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев.
«Это не что иное, как мошенничество. Разве мулла может подтвердить родословную человека? Я, по крайней мере, знаю во всем мире только одного потомка Пророка Мухаммеда — это нынешний король Иордании Хусейн из рода Хашемитов. А пользоваться именем сеида без всяких на то оснований грешно и аморально», — полагает ученый-теолог.
УМК не стало прибегать к крайним мерам, ограничившись лишь внушением гази Миргиясу Тахмазову, внесшему собственное новшество в установленные исламом законы.