Кто такие сеиды в исламе
Значение слова «сеид»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сейидами в мусульманском мире называли потомков пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и четвёртого халифа и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Сейиды составляли обособленную группу в социальной иерархии мусульманского общества. В сознании мусульман сейиды часто отожествлялись со святыми (авлия). Сейиды считались главными представителями религиозных идей ислама.
СЕИ’Д, а, м. [араб säjjid] (книжн.). В мусульманских странах: почетный титул лиц, ведущих свой род от Магомета.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Сеид.
сеи́д
1. почётный титул мусульманина, возводящего свою родословную к пророку Мухаммеду
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: измерение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Феномен сейдов в Азербайджане. Характеристика и исторический обзор
[55] Азербайджан являет собой интересный случай религиозного разнообразия ввиду большого этнического и, как следствие, культурного разнообразия. Более или менее светские регионы сосуществуют с религиозными анклавами. Эти анклавы охватывают так называемую «Зеленую зону»: деревни и пригороды Апшеронского полуострова (бакинский пригород в широком понимании этого слова), а также горные территории вокруг города Ленкорань, на границе с Ираном, населенные талышами [Trofimov 1993: 61].
Наиболее ярким примером религиозного анклава является Нардаран — поселок городского типа, расположенный всего в 30 км. к северо- западу от Баку. Центральное место в поселке занимает Нардаранский пир, где покоится Рагима Ханум, дочь Мусеи Казыма, одного из почитаемых мусульманами-шиитами имамов — потомков пророка Мухаммада. Пир, одним из наиболее популярных во всем Азербайджане, является местом преклонения мусульман-шиитов не только Азербайджана, но и других стран.
Высказывания типа «Ислам — это все, что у нас осталось» достаточно часто появляется в речах нардаранцев [Нардаран]. С одной стороны, это следствие трудной социальной ситуации, вызванной отсутствием возможности заработать. С другой стороны, население поселка само отказывается от активного участия в жизни страны. Это можно объяснить тем, что нардаранцы считают себя особой социальной группой, «избранной Богом». (Например, можно встретиться с мнением, что они обладают даром исцеления [Загорец]). Они наследники сейдов (аз.
[56] seyid) — религиозной аристократии потомков имама Хуссейна. Место сейдов в социальной структуре рассматривается следующим способом:
«Бог запретил сейдам занимается работой и торговлей. Так что они только молюсь, модлы ведут, а люди им помогают», «Настоящий сейд не просит денег и подарков, только Бог указывает, кто сейд, и тогда все ему помогают» [Rohoziński 2005: 208].
В азербайджанской традиции можно найти несколько примеров явления «святого поселения» или «поселения святых», как назывались места, где жили сейды. Наиболее известным примером является поселок Шихово с мечетью Биби-Эйбат, который сейчас включается в южные окрестности города Баку [Нуризаде 2007]. В начале XV века в этом месте существовал вакф — институт мусульманского права, которым руководил один из сейдов — мутавалли, «страж могилы». Построили там и ханаку: мусульманские культовые сооружения типа странноприимных домов для дервишей — мусульманских монахов, приверженцев суфизма.
Влияние сейдов усилилось во время царствования Сафавидов. Мемориальная доска, увековечивающая память о строителях от 1569/70 года, то есть во время правления Тахмасп I, второго шаха династии Сефевидов, упоминает имя сейда Фазлуллаха. Семья Фазлуллаха родом из персидского Хорасана. Этот факт является свидетельством того, что сейды пришли на территорию Азербайджана из Персии. Интересно, что эта группа населения пользовалась уважением также во время кратковременного завоевания Турцией, которое известно преследованием шиитов. Надпись от 1594 на камне в нефтяной скважине говорит о том, что эту скважину подарили сейдам [Ашурбейли 1992: 159].
Сейды пользовались особым статусом и в более поздний период. В начале XIX века, во время имперского правления, жители Нардарана, который уже входил в административный состав города Баку, были освобождены от уплаты налогов и прочих обязанностей перед городом. Их особый статус подчеркивался использованием титула «ших», от слова шейх. Правда, в конце концов, в 1850 году поселок обложили налогом и исключили его из административного состава города. Однако, эти перемены особенно не повлияли на исчезновение, или хотя бы пре- уменьшение традиционного статуса поселения [Тагиев 1999: 159–265].
[57]
В начале тридцатых годов советская этнография отметила существование целых поселков сейдов на территории Азербайджана. На первый взгляд, они не отличались от местного крестьянства, которое давало им пожертвования. (Случалась, что и сами сейды ходили по домам после урожая, и собирали «долю Пророка» [Алекперов, Bapтaпeтoв 1960: 189]). Позже присутствие этой социальной группы в Азербайджане стало в принципе одной из запретных тем антирелигиозной пропаганды. Непосредственно этот факт может свидетельствовать о том, что сейды уцелели без существенных изменений их социального статуса.
Процесс формирования социальной группы сейдов можно объяснить тем, что ее неким образом добавили к уже существующим слоям общества. На племенную иерархию, которая сформировалась в конце XV — начале XVI веков, наложились более поздние волны поселения и исламизация. Однако, в 1920 году ученые из Нахичевани указывали на существование на этой территории последних признаков племенной организации: Arablar, Afganlar, Bektaşlar, Sufiler. Некоторые из этих групп обладали племенным сознанием еще в XIX веке. В первой половине прошлого столетия историк Аббас Кулу-Ага Бакиханов писал, что в северо-восточной части страны, в Губинской и Шекинской губерниях, существуют поселки, жители которых называют себя арабами и общаются на искаженном арабским языке [Сумбатзаде 1990: 97]. Это были потомки арабских военных гарнизонов, которые поселились здесь в VIII веке для защиты от хазаров. Несмотря на то, что процесс их ассимиляции завершился в конце XIX века, свидетельства племенной организации сохранились. Следует обратить внимание на то, что арабские поселения тоже были организованы согласно племенному разделению. Именно на нем были основаны принципы постройки городов времени исламских завоеваний, хотя случалось, что племенная организация иногда подвергалась некоторым переменам с переездом на новое место. Вероятно, что корни сегодняшних сейдов надо искать у потомков арабских военных.
Условием возникновения и укрепления социальной группы сейдов было сохранение сильной племенной обособленности. Российские источники тридцатых годов указывают на существование на бывшей территории Нахичеванского ханства «татаров» и «кенгерли». Именно «кенгерли» считались местной аристократией, из этой группы вышли
[58] нахичеванские ханы и беки [Смирнов 1999: 30–35]. Возможно, что благодаря более прочной племенной традиции, чем в других местах, сегодня Нахичевань играет самую значительную роль в политической жизни Азербайджана.
Как явление «поселений святых» связано с сегодняшней ситуацией в Нардаране и его ролью в общественно-политической жизни Азербайджана? Местный пир, могила сестры седьмого имама, был открыт на рубеже XIX и XX веков. Вероятно, вблизи мечети поселились сейды, и одна из семей, как «родственники» святой (ведь сейды считались «родственниками» имамов), взяла на себя ответственность быть мутавалли могилы. Очень вероятен также то, что сейды приехали из Персии, так как в XIX веке персы играли большую роль в основании новых пиров.
В одном из своих дореволюционных рассказов Абдуррагим Ахвердов сатирически описывает двух сейдов из Персии, жильцов поселка Кукамар, которые приехали в российский Азербайджан собирать традиционный хумс — обязательный налог у мусульман-шиитов. Одновременно сейды внушали азербайджанским сельчанам, что во сне им явился «святой предок», который заявил, что в этой местности погребен их прапрадед. Один из сейдов поселился рядом с новым пиром и вступил во временный брак (siğə) с местной женщиной [Ахвердов 1950: 60–65].
Вероятно, что история, описанная Ахвердовым, была более распространенным явлением: сейды из Персии поселялись на территории Азербайджана на долгий срок, либо навсегда по случаю дня Ашуры или «открытия» нового пира и вступали во временные браки. Даже если через какое-то время они возвращались к себе, их дети становились сейдами. Конечно, в советский период нельзя говорить ни о вакфе, ни о каких-либо налоговых льготах. Однако местное население, вероятно, содержало сейдов традиционными пожертвованиями (nazir). Советская власть не отличала сейдов от остального общества, не осуществляла намеренных преследований или депортации. Свидетельства существования компактных мест проживания сейдов можно найти еще в начале тридцатых годов. Несмотря на то, что идеологи антирелигиозной кампании объявили, что сейды — «настоящее проклятие» для страны, власть была не в состоянии идентифицировать сейдов и прекратить их даль- нейшие миграции [Kolarz 1961: 424].
[59] Итак, сейды сохранилась в восприятии народа как особая категория и по сегодняшний день. Далее, экономическая ситуация и структурная безработица привели к тому, что нардаранцы в трудное для них время (восьмидесятые годы) «вспомнили» о значении «поселения святых» и начали исполнять роль «группового сейда». Фактически, как раз в этой роли их воспринимает остальная часть общества («они постоянно молятся», «они только молятся»). Это доказывает, что традиционная география религии глубоко укоренена в умах азербайджанцев. Кроме того, эта ситуация доказывает, что сильная религиозность в Азербайджане соотносится не с количеством работающих мечетей, а скорее с деятельностью «неофициального духовенства», а именно — сейдов, а также с присутствием святых мест — пиров [Асланова 1981: 18]. Таким образом, традиционная география религии объясняет, почему одни регионы страны являются более светскими, а другие остаются верными религиозным предписаниям.
дневник наблюдателя. религия
Кто такие сеиды?
Кто такие сеиды?
23.02.2007
На сегодняшний день в Азербайджане существует особое отношение к религиозным деятелям, которое делится на положительное и отрицательное. Согласно мнению лиц, положительно оценивающих религиозных деятелей, эти люди являются безупречнее остальных, так как они соблюдают все атрибуты религии. В то же время люди, придерживающиеся отрицательного мнения относительно верующих, полагают, что их слова не соответствуют поступкам, а сами верующие пользуются религией в качестве прикрытия собственных негативных поступков. И все же, вне зависимости от того, является ли человек верующим или нет, соблюдает ли он все повеления исламской религии, есть люди, к которым все проявляют уважение и почтение, о которых все хорошо отзываются за «авторитет» и «вес» их «джадда». Принято считать, что данные лица – сейиды, являются потомками Пророка, чем и отличаются от остальных людей. Возникает вопрос: кто же такие эти сейиды? Существенно ли отличаются они от других тем, что принадлежат к роду Пророка? Необходимо ли в действительности подавать милостыню именно им? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Значение слова «сейид»
Слово «сейид» имеет следующие значения: «бек», «влиятельное лицо», «глава». Однако сегодня этим словом называют лиц, принадлежащих к роду Хусейна, который был вторым сыном дочери Пророка Мухаммада (с) Фатимы и сына дяди Посланника Аллаха (с) Абу Талиба Али.
Во многих источниках Пророк Мухаммад (с) тоже называется сейидом. К примеру, Пророк Мухаммад (с) упоминался под именем «Сеййидус – Сагалейн» (господин мира и загробной жизни), «Сеййидул – анам» (величайший из созданных), «Сеййидул – анбийя» (глава всех Пророков). Передается в одном из хадисов, что Посланник Аллаха (с) говорил: «Я являюсь сейидом всего человечества» (Абу Давуд, «Сунна», 13; Ибн Маджа, «Зухд», 37), «Я предстану сейидом людей в Судный День» (Бухари, «Анбийя», 3; Муслим, «Иман», 367, 369).
Помимо этого, слово «сейид» в хадисах использовалось также в значениях главы или влиятельного лица племени, а пятница в свое время называлась «сейидом всех дней» (Ибн Маджа, «Игама», 79).
Сподвижники Посланника Аллаха (с) тоже использовали данное слово для восхваления влиятельных людей, находящихся среди них. Уместно было бы привести следующие слова Омара: «Абу Бакр является вашим сейидом. Он освободил сейида Билала» (Бухари, «Фадаилул-асхаб», 23).
Передают, что, находясь на минбаре, Пророк Мухаммад (с) сказал, указав на Хасана: «Этот мой сын является сейидом. Я надеюсь, что с его помощью Аллах помирит обе группы мусульман» (Бухари, «Сулх», 9; «Фадаилул-асхаб, 22; Тирмизи, «Манагиб», 31). В другом хадисе передается, что Пророк (с) говорил: «Хасан и Хусейн являются сейидами молодежи рая» (Тирмизи, «Манасиг», 31). Анас б. Мелик говорил о дочери Посланника Аллаха (с) Фатиме: «Фатима – сейид женщин рая» (Бухари, «Фадаилул-асхаб», 29; «Манагиб», 25).
Отношение правительств к сейидам
Любовь, проявленная людьми к Посланнику Аллаха (с), после его смерти стала распространяться на его внуков и их потомков. Во время правления Омейятов (661-750) потомки Пророка (с) были подвергнуты различным давлениям (достаточно привести в пример гибель Хусейна в Кербале). Однако впоследствии сейиды стали считаться наиболее влиятельными лицами во всех мусульманских странах. Позднее даже появились особые структуры, занимавшиеся делами сейидов (Нагибул-аш-раф).
Даже в государстве Саманидов земли, принадлежащие сейидам, не облагались налогами. В период Фатимитов в Египте была создана структура под названием Нигабатут-Талибиййин, в обязанности которой входило исследование рода сейидов и шарифов (потомки Хасана называются «шарифами»), решение различных вопросов, связанных с этими людьми, а также удержать их от поступков, не соответствующих их роду.
После того, как правитель Эльханидов Газан хан принял ислам, была создана организация, которая называлась «Нагиби-Нугабайы Садат». В обязанности данной структуры входило определение лиц из рода Пророка Мухаммада (с), выполнение всей работы, связанной с данной операцией, просвещением, и защитой их прав.
Позиция выше шейхульисламизма
В период властвования Османидов была создана особая организация «Нагибул-ашрафлыг» для представителей рода Пророка. Названная структура занимала позицию выше муфтийства и шейхулисламизма. Сейиды и шарифы назывались среди народа «эмирами», которых отличали по зеленым чалмам, называемые, соответственно, «чалмами эмиров». Если кто-либо из этих людей совершал преступление, он наказывался представителями вышеназванной организации. Существовали даже книги, которые назывались «шаджараи мутайиба», где перечислялись имена и роды сейидов и шарифов. Структуре «Нагибул-ашрафлыг» было выделено немаловажное место и в государственном протоколе. Впоследствии, после того, как в государстве стали иметь место такие негативные факторы, как самоуправство, а система была расшатана, многие люди стали называть себя сейидами и шарифами, и представлять ложные документы в Нагибул-ашрафлыг для того, чтобы иметь возможность воспользоваться льготами, предоставляемыми этим людям.
На данный момент в Иране сейидов от прочих людей можно отличить по их черным чалмам, в то время как в Турции сейиды носят чалмы зеленого цвета.
У Фатимы было пятеро детей
Как известно, три сына Пророка Мухаммада (с) погибли еще в младенчестве, а три дочери из четырех скончались еще при жизни Посланника Аллаха. Таким образом, Фатима была единственной дочерью Пророка (с), прожившей дольше своего отца. В то же время она является продолжательницей рода Пророка Мухаммада (с). Пророк (с) выдал свою дочь за сына своего дяди Абу Талиба Али. Об этого брака родились Хасан, Хусейн, Умму Гюльсум, Зейнаб и Мухсин. Большинство людей полагают, что от данного брака на свет появились лишь Хасан и Хусейн, им даже неизвестны имена остальных детей Фатимы и Али. Кроме того, мало кому известно, что сейидами называют лишь потомков Хусейна. Потомки первенца Фатимы Хасана в основном называются шарифами. Тот факт, что представители рода Хусейна именуются сейидами, отчасти обуславливается также тем, что жена имама была по национальности персидкой.
Имеют ли сейиды какие-либо преимущества?
Называя себя сейидами, некоторые люди пытаются тем самым поднять себя в глазах других. Многие люди, поверхностно знакомые с религией, верят в силу сейидов из-за уважения к роду Пророка (с). Однако каждый человек должен знать, что Аллах предоставляет преимущества лишь богобоязненным. В связи с этим Аллах велит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Аль-Худжурат» («Комнаты»), 13).
Как видно из приведенного аята, родословная людей не имеет никакого значения. Преимущества имеют лишь те люди, которые придерживаются всех повелений Аллаха. В своей прощальной хутбе Пророк (с) говорил: «Люди! Аллах един. Отец ваш един. Каждый из вас произошел от рода Адама. Адам же был сотворен из земли. Лишь тот из вас имеет преимущества, кто более богобоязнен. В остальном же арабы не имеют преимуществ перед людьми, не являющимися арабами, так же, как и представители других национальностей не имеют преимуществ перед арабами». После подобных слов нельзя сомневаться в том, что вопрос родословной не играет какую-либо роль, так как каждый человек является потомком первого пророка Адама.
В то же время, в Коране Аллах велит повиноваться Пророку (с). И все же это не означает, что необходимо повиноваться сейидам, являющимся его потомками. В свое время Пророк (с) сказал своей дочери Фатиме, дяде и другим родственникам, что не сможет помочь им в Судный День. Можно ли в таком случае поверить в то, что люди, называющие себя сейидами, или их потомки, смогут помочь себе этим? Будет ли в Судный День ставиться разница между сейидами и другими людьми?
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно хотя бы однажды прочесть Священный Коран. Подобное поведение некоторых лиц не имеет никакого отношения к исламской религии, которая стоит гораздо выше разговоров и поступков этих людей.
Не следует подавать милостыню сейидам
Пророк Мухаммад (с) никогда не брал у кого-либо милостынь, ни от кого не принимал закят и хумс и запрещал делать это своим родственникам. Однако ни для кого не секрет, что многие люди, называющие себя сейидами и пытающиеся заработать на этом, прося подаяние, лишь пользуются так называемым «религиозным» невежеством других. Человек, которому известны все вышеперечисленные детали данного вопроса, не станет давать милостыню этим людям, становясь тем самым причиной их грехопадения.
Пророк Мухаммад (с) сообщил мусульманам: «Закят не выплачивается Мухаммаду и его родственникам, так как это – излишки имущества» (Муслим, «Закят», 167; Ахмад б. Ханбал, V, 166). Пророк (с) повторяет это и в другом хадисе: «Мы принадлежим к роду Пророка, и нам нельзя выплачивать закят» (Абу Давуд, «Закят», 29; Муслим, «Закят», 161). Посланник Аллаха соблюдал данный принцип с великой осторожностью. Сообщается, что он запретил своему старшему внуку Хасану есть хурму, которая также была частью закята (Бухари, «Закят», 57, 60; «Джихад», 188; Муслим, «Закят», 161, Ахмад б. Ханбал, I, 200).
Помимо этого, мы очень часто становимся свидетелями использования кем-либо слов «джадд сейидов». Необходимо отметить, что все сейиды равны, а слова «джадд» и «джадда» означают в переводе с арабского языка «бабушка» и «дедушка».
Сейиды должны иметь родословную
Каждый человек, утверждающий, что он происходит от рода Пророка (с), должен иметь родословную. Данный документ в свою очередь свидетельствует о том, что отец или дед этого человека состоял в родстве с каким-либо знаменитым представителем рода Посланника Аллаха (с). Однако люди, как имеющие родословную, так и не имеющие ее, не должны пытаться завоевать доверие людей, сообщая им о своей принадлежности к роду Пророка (с), так как наказания и награды воздаются человеку не в соответствии с его родством, а исходя из его действий.
Представители рода Пророка (с), дошедшие до наших дней и соблюдающие все повеления Аллаха, достойны уважения. Это уважение должно восприниматься как почтение мусульманина к мусульманину, и выражать любовь к Пророку (с). Каждый человек достоин почтения за соблюдение повелений Аллаха. Если бы было обязательным проявление уважения к родственникам Пророков, Аллах бы не запретил молиться за неверующего отца Пророка Ибрагима, сына Пророка Ноя и дяди Пророка Мухаммада (с).
ДНК поможет найти сеидов в Азербайджане
«Были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран».
Ведь для многих мысль о развеянном мифотворчестве является концом мистического опыта».
Как передает Oxu.Az, об этом в беседе с echo.az сообщили соучредители ДНК-проекта Азербайджана Акпер Алиев и Фариз Абасов.
Тем не менее есть и положительный опыт. «Нашей группой Azerbaijan DNA Project были проведены ДНК-тесты на сеидство.
Совсем недавно были зафиксированы интересные результаты азербайджанца, живущего в одной из европейских стран. Его сеидство было подтверждено нашими тестами на Y-хромосому.
Издревле в традиционном обществе жрецы и шаманы почитались как посредники между «высшим» миром.
В сознании людей мистицизм играл определяющую роль, где жрецы были единственными хранителями «божественной силы».
С развитием религии появилась прямая наследственная преемственность жреческого звания, сложились особые привилегированные сообщества жрецов.
Несмотря на кажущуюся архаичность этой традиции, наследуемые жреческие сообщества в отдельных религиях в несколько измененной форме существуют до наших дней. В исламе они известны как сеиды.
По традиции, все сеиды по мужской линии считаются прямыми потомками имама Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда, живших примерно 1400 лет назад.
Современные методы генетической науки на основании исследований ДНК позволяют с абсолютной точностью установить наличие родства конкретного человека с другими людьми. Из биологии известно, что каждый мужчина является обладателем Y-хромосомы.
Одной из ее характеристик является т.н. Y-гаплогруппа, которая передается исключительно от отца к сыну, что и позволяет определять прямое родство по мужской линии.
Группа исследователей под руководством Беннета Гринспена решила выявить степень генетического родства между современными сеидами.
Были протестированы сотни сеидов из разных стран, в числе которых были представители знатных сеидских родов арабских стран.
Как выяснилось, среди современных сеидов оказались носители разных гаплогрупп.
Однако более половины протестированных относились к одной гаплогруппе, обозначаемой как J1-P858.
Расчеты показали, что эти люди имеют одного общего предка, жившего около 1400 лет назад, что полностью совпадает с исламской хронологией! Так кораническая традиция нашла свое подтверждение с помощью науки.
Кем же тогда являются те, кто называет себя сеидом, но не является носителем Y-гаплогруппы J1- P858? Напрашивается вывод, что за длительную историю распространения ислама нашлись люди, самовольно приписавшие себе сеидское происхождение.
Кроме того, в разных мусульманских странах народная традиция стала причислять к числу сеидов местных уважаемых людей, известных своей праведностью или необычными способностями, или просто лиц арабского происхождения.
В Управлении мусульман Кавказа пообещали echo.az в ближайшее время прокомментировать данную информацию.
В свою очередь доктор философских наук, профессор Рафик Алиев, отвечая на вопрос echo.az, заявил, что «связь человека как части Вселенной с космосом была всегда, имеется она и сегодня. Это вполне естественно, и логически, и научно предсказуемо».
«Что касается так называемых современных сеидов, якобы имеющих некое отношение к потомству пророка, мусульман по линии его двоюродного брата и зятя имама Али, Абу Талиба, то это считается еще одним элементом разногласия между суннитами и шиитами в исламе.
Он полагает, что у сеидов особых преимуществ перед другими мусульманами не имеется, хотя веками на практике это равенство перед Богом не учитывалось, и они считали и продолжают считать себя особой кастой среди мусульман мира.
«Это уже превратилось в некую традицию, идущую из глубины веков. А так, они обычные мусульмане. Все зависит от нас самих.
Своей верой в наличие такой таинственной связи мы настраиваем самих себя на волну позитива, и тогда Вселенная поступает с нами так же позитивно.
При этом, по словам Р.Алиева, исследования ДНК, которые проводит Azerbaijan DNA Project, могут быть интересны только с точки интереса науки.
«Сеиды в Азербайджане появились с начала распространения ислама. Возможно, изначально сеидами считались потомки имама Али, однако потом данный религиозный чин давался наиболее богатым религиозным деятелям, которые имели высокий социальный статус.
Получая данный титул, они одновременно получали и привилегии, так как им выделяли часть собранного другими мусульманами урожая, преподносили подарки и т.д.