Кто такие шестидесятники в ссср
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
Поколения общественных и культурных деятелей, сформировавшиеся в 60-е гг.
Понятие «шестидесятники» появилось в XIX в. и относилось преимущественно к разночинцам, придерживавшихся демократических взглядов, нигилизма и народничества. В ХХ в. «шестидесятниками» стали называть поколение интеллигенции, сформировавшееся в период «оттепели». «Шестидесятники» выступали за умеренные демократические реформы в рамках социализма, их идеалом был демократический социализм и коммунизм. Из их рядов вышли советники высших руководителей СССР, писатели, кинорежиссеры, журналисты. В условиях «застоя» росло увлечение «шестидесятников» достижениями стран Запада, часть влиятельных «шестидесятников» стала переходить на позиции западничества и либерализма. В 80-е гг. усилились позиции «шестидесятников» в аппарате КПСС и средствах массовой информации (СМИ). В начале «Перестройки» «шестидесятники» стали излагать в своих выступлениях в СМИ все более смелые демократические идеи в рамках коммунистической идеологии (они опасались выступать еще более открыто, так как за это их еще могли исключить из КПСС и снять с руководящих постов). Таких публицистов, как Ю. Афанасьев, Г. Попов, М. Шатров, Е. Яковлев, В. Коротич и др. стали называть «прорабами Перестройки», то есть организаторами строительства нового общества. Позиции в партийно-государственных структурах и СМИ помогли «шестидесятникам» возглавить демократическое движение. Однако результаты преобразований 90-х гг. вызвали у большинства «шестидесятников» разочарование, так как итоги реформ существенно расходились с их идеалами.
Исторические источники:
Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: дневник и попутное (1953-1964). М., 1991;
Шестидеятничество было порождено хрущевской оттепелью. Оно было зачатком формирования российского самосознания, способствовало закату большевистского режима. Одно это делает Хрущева выдающимся российским реформатором.
После снятия Хрущева раздраженное поношение шестидесятников стало как бы неотъемлемой частью нашего обихода. Ниспровергатели жестко и уверенно доказывали, что это поколение было в сущности бесплодным и не привнесло ничего по-настоящему дерзкого, живого, изменившего общественный климат.
На самом деле шестидесятничество не только не утратило право на благодарность сегодня, но и в будущем. Оно сближает людей разного возраста и положения. Шестидесятники были активными участниками этого праздника духа 60-х. Они мучились, искали, ошибались, но никогда не лгали, не приспосабливались и не прислуживали.
Каждая эпоха имеет своих пророков и героев. Если начать с исторических аналогий, то я бы сравнил эпоху, сформировавшую шестидесятников, со счастливым периодом русской истории, подарившей нам декабристов, Чаадаева и его плеяду. И там, и здесь, может быть наивный, но стойкий оптимизм, нацеленность на реконструкцию общественных устоев, возможное их усовершенствование.
«Дети ХХ съезда», пройдя через горький опыт общественных катаклизмов, сумели сохранить упрямый оптимизм правдоискателей, дававший силу подниматься и преодолевать тьму и вселять надежду. Появившись в краткий миг хрущевской оттепели, они создавали литературу, искусство, ориентированные на огромную аудиторию.
Возникла огромная потребность в слове, в хотя бы первичном осмыслении того, что произошло с народом и страной. Таких профессий, как социолог, и, тем более, политолог, тогда просто не существовало, и аудитория привычно повернулась к писателям, поэтам, лекторам, артистам: от кого и ждать слова, как не от мастеров слова? Шестидесятники в полной мере вкусили, что значит быть властителями дум.
Молодые поэты вызывали у властей раздражение, а то и просто ненависть. Во время короткой оттепели государственные чиновники растерялись, не сразу освоились с новой реальностью и уловили опасность, исходящую от непривычных талантливых строк. Строчки эти были советские по-своему, а не по указанному, а такое в России никогда не поощрялось.
Жестко вломившийся в российскую жизнь после отстранения Горбачева рынок подвел черту под этой эпохой. Всего за несколько месяцев интеллигенцию оттеснили за черту бедности. Для учителей, врачей и рядовых инженеров проблема выживания стала основной. Да и для литераторов тоже.
Шестидесятники превыше всего ценили истину. Сегодня спецслужбы, бизнесмены и эстрадники с большим отрывом выходят в лидеры. Им сопутствует неизменный успех. Телеканалы, несшие актуальную политическую информацию, по указанию сверху закрываются. На их смену приходят «развлекаловки», «попрыгушки», «мыльные» телесериалы, засилие голых задниц.
Поколение бесстрашных романтиков: культура и менталитет шестидесятников
В 50-60 годах XX века в отечественной культуре появилось своеобразное и замечательное явление — «шестидесятники». Это было новое поколение либеральной советской интеллигенции сформировавшееся в условиях «хрущевской оттепели». Страна стала более открыта к диалогу с Западом, а внутренняя политика переориентировалась на другой образ жизни и формат экономики, что привело к появлению граждан с новым типом мышления и идеологии. Один из самых известных представителей этого течения Евгений Евтушенко характеризовал «шестидесятников», как поколение предрасположенных к страху людей, но отчасти победивших его.
Кто такие «шестидесятники»
Термин «шестидесятники» появился в 1960 году. В декабрьском номере журнала «Юность» была напечатана статья С. Б. Рассадина, в которой он сравнивал писателей поколения конца 1950-хх годов с либерально настроенной интеллигенцией 60-хх годов XIX века. Критик отмечал общие свойственные «шестидесятникам» черты — неприятие тоталитаризма, противостояние цензуре, борьба за демократические принципы.
Общепринятого определения понятия «шестидесятники» нет до сих пор, исследователи не дают четкой характеристики представителей этого поколения. Среди главных особенностей поколения «детей XX съезда», рожденных в промежуток между 1918 и 1940 годами, отмечается специфическое самосознание и дистанцирование от власти, активное участие в культурной и общественной жизни. Они пытались претворить в жизни демократические преобразования и стремились к свободе для себя и других. Основа «шестидесятников» — образованные люди науки, техники, культуры, занимавшиеся преимущественно умственным трудом.
При всем своем романтизме эти люди не были наивными или слишком доверчивыми. Их самосознание напоминало традиции русской интеллигенции XIX века, которая должна была стать совестью нации. Толерантность и уважение к иной точке зрения сочеталось с ответственностью за судьбу страны и готовностью к жертвенному служению правде.
Предпосылки появления
Родители «шестидесятников» — большевики и убежденные коммунисты, свою веру в «партию и Ленина» они передали и своим детям. Однако перед этими детьми стала дилемма — большевистские идеалы с одной стороны и сталинские репрессии с другой. Они не перестали верить в коммунизм, но перестали верить режиму.
Вслед за победой в войне будущие «шестидесятники» ожидали либерализации режима, но этого так и не произошло. Репрессии продолжились, пропаганда продолжала работать в полную силу, гремели процессы «врачей-убийц» и «безродных космополитов».
После развенчания культа личности на XX съезде КПСС в 1956 году Хрущев провозгласил новый политический, экономический и социальный курс, выражавшийся в продвижении от тоталитарного режима в сторону демократии, реабилитации политзаключенных, смягчении цензуры, поощрении инициативы на местах. Активизация международных коммуникаций позволила советским гражданам познакомиться с жизнью за рубежом. Колхозники получили право на паспорта и переезд из деревень, в городах массово отстраивались многоквартирные дома, популяризировалось всеобщее образование.
Символы эпохи «шестидесятников»
«Шестидесятники» с восторгом встретили перемены периода «хрущевской оттепели». Они оставались убежденными большевиками, а реформы хотя бы отчасти примирили их с властью формата «социализм с человеческим лицом».
Коммунистическими символами и легендами для представителей поколения стали В. И. Ленин, Гражданская война, Октябрьская революция. Личность Сталина перешла в разряд антагонистов. Кумиры «шестидесятников» — В. Маяковский, Че Гевара, Фидель Кастро, Эрнест Хемингуэй, Всеволод Мейерхольд, революционеры, бунтари, сторонники интернационализма. «Шестидесятники» верили в светлое коммунистическое будущее и прогресс науки, что отражается в научно-фантастических романах, таких как «Туманность Андромеды» И. Ефремова.
К эпохе «шестидесятников» относится знаменитый спор «физиков» и «лириков» — представителей научно-технической и гуманитарной прослоек советской интеллигенции. Спор практически сразу был выигран «физиками» — государство нуждалось в специалистах для развития оборонной промышленности, в ученых и изобретателях. «Лирики» — художники, поэты, писатели влияли на формирование общественного сознания, но оставались на вторых ролях. На десяток технических высших учебных заведений приходился один творческий вуз.
Искусство «шестидесятников»
Журнал «Юность», в котором впервые появился термин «шестидесятники», был основан в 1955 году по инициативе В. Катаева. Редакция ставила перед собой две задачи — поиск новых имен и разрушение литературных стереотипов соцреализма. Самыми известными публикациями журнала стали «Хроника времен Виктора Подгурского» А. Гладилина, «Звездный билет» В. Аксенова, посвященные поиску человеком собственного пути.
Еще один литературный символ эпохи — журнал «Новый мир», в 1958-1970 годах выпускавшийся под редакцией А. Твардовского. Откровенный либерализм и демократический социализм издания сделали его очень популярным в среде «шестидесятников». Журнал публиковал честные произведения о Великой Отечественной войне («Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова). Именно в нем была впервые напечатана скандальная повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, посвященная теме ГУЛАГа.
Популярными стали устные поэтические чтения. Начиная с 1958 года, на площади Маяковского (совр. Триумфальная площадь) проходили чтения на «Маяке». Здесь звучали оппозиционные и радикальные произведения В Осипова, Э. Кузнецова, В. Хаустова, которые вскоре попали под определение «антисоветских». На вечерах в Политехническом музее выступали молодые Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Б. Окуджава.
Последний стал отцом романтического направления бардовской музыки с ее «песней странствий», образами дружбы и дороги. Авторские песни распространялись устно или в магнитофонных записях, потому что радио и телевидение их игнорировали. Вскоре появилась целая плеяда авторов-бардов — А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор. После распространения и романтизации культуры туристов-походников, бардовские песни под гитару у костра стали важнейшей частью этого движения.
Свободолюбивые и талантливые «шестидесятники» создали такие шедевры кино, как «Летят журавли», «Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Хрущев хотя и провозглашал смягчение цензуры, но контроль за публичными видами искусства оставался жестким, поэтому настоящий расцвет «шестидесятников»-кинематографистов начался только в 1970-1980-х годах. Возможность критиковать недостатки советского быта была только в комедиях, к этому периоду относятся лучшие работы Э. Рязанова, Г. Данелия, М. Захарова.
Несмотря на относительный либерализм, у властей было свое видение искусства и полет творчества ограничивался определенными рамками. Ко времени «шестидесятников» относится разгром и запрет творчества художников-авангардистов. Хрущев, посетивший в 1962 году выставку абстракционистов в Манеже, резко высказался об их творчестве, после чего они вынуждены были уйти в подполье.
«Шестидесятники» в 1970-1980-х гг
После прихода к власти Брежнева произошел ряд событий, воспринятых «шестидесятниками» крайне негативно — холодная война, Шестидневная война (Арабо-Израильский конфликт), Пражская весна, травля главного редактора «Нового мира» А. Твардовского. Как характеризовал этот период кумир «шестидесятников» А. Сахаров, «застой» — это было время массового безразличия и цинизма общества при полной бесконтрольности власти.
Многие «шестидесятники» стали диссидентами и открыто говорили о недостатках режима, хотя большинство еще верило в коммунистические идеалы. Это привело к конфликту поколений, так как их дети в массе своей скептически относились к социализму. Самые видные фигуры из «шестидесятников» вынужденно уезжали за границу (В. Войнович, А. Галич, А. Синявский и другие).
«Шестидесятники» с энтузиазмом восприняли перестройку 1980-х гг. Более того, к этому времени они стали занимать руководящие посты в государственном аппарате и могли предлагать демократические идеи, оставаясь в рамках социалистических принципов. Для поколения «шестидесятников» перестройка стала возобновлением «оттепели», только теперь в их руках была реальная власть.
После развала СССР, которое поколение родившихся в 1920-1940-хх гг также приветствовало, резко изменился общественный строй, принципы существования государства и общества. Новый мир разочаровал оставшихся в живых «шестидесятников», так как имел в своей основе совсем другую идеологию.
Кто такие шестидесятники в ссср
Шестидесятники ХХ века, или как их ещё называют Советские шестидесятники — условный термин для обозначения поколения.
Этому поколению в 1956 году было 20 лет или около того, чьи молодость и зрелость пришлись на эпоху оттепели, реабилитации политических осужденных и хрущевских реформ, поздняя зрелость и наступление пожилого возраста выпали на период горбачевской перестройки и ельцинской шоковой терапии.
Советские шестидесятники — поколение «оттепели» — разнородный конгломерат людей, переживших одни и те же события.
Первоначально термин «шестидесятники» возник по аналогии с одноименным термином, относящимся к известному течению, существовавшему в 60-е годы XIX века (разночинцы).
Вначале в этимологическую основу термина «шестидесятники XX века» входил фактор временной: период прихода и творческого развития целой генерации поэтов, а затем художников, прозаиков, драматургов, публицистов, режиссеров в отечественную культуру — период «оттепели».
Этот термин прижился после того, как в журнале «Юность» в 1960 году была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина. Эта статья «Шестидесятники» была напечатана буквально за несколько дней до наступления самих 60-х, в декабре 1960 года.
С социологической точки зрения следует отметить, что шестидесятники — не движение, не партия, не социальный слой или сообщество единомышленников, а разнородный (говорят: гетерогенный) конгломерат людей.
Эти люди заметно отличаются друг от друга социальным происхождением и семейным воспитанием, мировоззрением и убеждениями, политическими идеалами и уровнем полученного образования, местом проживания (город или деревня), наконец, родом профессиональных занятий, полом, образом жизни.
Но сходство их в том, что примерно в одинаковом возрасте (с небольшим вариациями) они переживали одни и те же политические и культурные события, выпавшие на долю их страны. Они участвовали (с разной степенью активности) в одних и тех же экономических и социальных преобразованиях, в равной мере были преданы марксистской идеологии и патриотически настроены.
Знаковыми фигурами поколения шестидесятников, которые впервые в истории России осознали себя именно как поколение, являлись Булат Окуджава и Эрнст Неизвестный, Евгений Евтушенко и Александр Солженицын, Роберт Рождественский и Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский и Андрей Тарковский, Иосиф Бродский и Андрей Битов.
Конечно, на общем фоне многочисленного поколения шестидесятников можно выделить группы или даже круг людей, которых историки в дальнейшем сочли знаковыми, наиболее характерными или типичными, скажем поэтов Рождественского или Вознесенского, по которым они судили обо всем поколении, его мироощущении и отношении к происходящим событиям, т.е. идентифицировали поколение в целом. Но заключение о том, что именно они и представляют лицо поколения шестидесятников, было бы неправильным.
Так как более детальный анализ обнаруживает неоднородность поколения, наличие в нем множества стилевых течений, политических направлений, мировоззренческих ориентации и т. п.
Например, наряду с поэтами-шестидесятниками существовали не менее выдающиеся физики-шестидесятники, а рядом с комсомольскими вожаками, уводившими молодежь на стройки коммунизма, мирно уживались стиляги и фарцовщики, которые, как тогда выражались, представляли неприглядную изнанку общества. Помимо них к той эпохе относят рождение таких течений, как абстракционизм в живописи, диссидентство в политике, авангардизм в музыке (увлечение джазом, а затем рок-н-ролом). +Термин «шестидесятники» появляется к середине 1960-х годов, когда отчетливо начинают проступать поколенческие черты плеяды ведущих поэтов — Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина.
За словом «шестидесятники» не стоит единый монолит. Это не группа единомышленников, это просто люди, которые в этот период были достаточно взрослыми и сформировавшимися личностями.
Одни из них прошли фронты Второй мировой войны, другие работали в тылу, а третьи, будучи детьми, пережили все тяготы того времени и навсегда запомнили мучительное чувство голода, ужас бомбежек, похоронки и отчаянный женский плач по не вернувшимся с войны.
Шестидесятники — это субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».
Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убежденными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы была для большинства «шестидесятников» самоочевидной, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь. Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как именно эта среда больше всего пострадала от так называемых сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов — однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
Шестидесятые годы XX в. — не только хронологическое понятие, но и историческое. Разные исследователи определяют его рамки по-разному, ориентируясь на определенные события. Есть версия, что эта эпоха началась в 1956 году, в год XX съезда КПСС, а закончилась 1964 году, пленумом ЦК КПСС, освободившим Н.С. Хрущева от всех его постов. Таким образом, эпоха как бы связывается со временем правления Хрущева, иногда ее так и называют — «хрущевская оттепель».
Слово «оттепель» было придумано и пущено в оборот в 1954 году писателем и публицистом И. Эренбургом. П. Вайль и А. Генис, посвятившие анализу 1960-х годов книгу, изданную в США и перепечатанную журналом «Театр» в 1992 году, определяют начало этой эпохи 1961 годом, когда на XXII съезде КПСС была принята новая Программа партии и состоялся полет Ю. Гагарина в космос. Конец ее — ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года.
Хрущевскую оттепель считают также второй перестройкой: первая — период нэпа, а третья — правление М.С. Горбачева.
Многие историки делят правление Н.С. Хрущева на две части: первую пятилетку — с 1953 по 1958 г., и вторую пятилетку — с 1959 по 1964 гОДЫ.
Десятилетие, отведенное поколению шестидесятников, также можно условно разделить на две части: период надежд и период разочарований.
ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ШЕСТИДЕСЯТНИКАМ В ТВЕРИ
Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала Великая Отечественная война. В 1941 году старшей части поколения было 16 лет — и очень многие пошли добровольцами на фронт. Большая их часть, в частности, почти всё Московское ополчение, погибла в том же году. Но для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой, требовало формировать собственное мнение. Фронтовой опыт заставлял вообще по-иному относиться к социальным условностям. Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими, критичными и уверенными в себе людьми. +Они были уверенны в том, что после Победы жизнь должна, нет, просто обязана повернуться в сторону свобод. Конечно, не сразу, должно пройти время – его отводили на восстановление.
Однако их ждало разочарование. Вопреки массовым ожиданиям интеллигенции, что после войны наступит либерализация и очеловечивание строя, сталинский режим стал ещё жёстче и бескомпромисснее. По стране прокатилась волна мракобесия в духе Средневековья: борьба с «формализмом», кибернетикой, генетикой, врачами-убийцами, космополитизмом и т. д. Усилилась антизападная пропаганда.
Последовавшая за XX съездом либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом активной деятельности «шестидесятников». Шестидесятники активно поддержали «возвращение к ленинским нормам», отсюда апологетика В. Ленина (стихи А. Вознесенского и Е. Евтушенко, пьесы М. Шатрова, проза Е. Яковлева) как противника Сталина и романтизация Гражданской войны (Б. Окуджава, Ю.Трифонов, А. Митта).
Шестидесятники — убеждённые интернационалисты и сторонники мира без границ. Не случайно культовыми фигурами для шестидесятников были революционеры в политике и в искусстве — В. Маяковский, Вс. Мейерхольд, Б. Брехт, Э. Че Гевара, Ф. Кастро, а также писатели Э. Хeмингуэй и Э. М. Ремарк.
Заметнее всего «шестидесятники» выразили себя в литературе. Огромную роль в этом играл журнал «Новый Мир», с 1958 по 1970 год редактировавшийся Александром Твардовским. Журнал, стойко исповедовавший либеральные взгляды, стал главным рупором «шестидесятников» и был невероятно популярен в их среде. Трудно назвать печатное издание, имевшее сравнимое влияние на умы какого-нибудь поколения. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок.
Прежде всего, это были честные, «окопные», произведения о войне, в основном молодых авторов — так называемая «лейтенантская проза»: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мёртвым не больно» Василя Быкова и другие.
Но, очевидно, главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первого произведения о сталинских лагерях. Публикация эта стала почти столь же переломным и катарсическим событием, как и сам XX Съезд.
Организаторами чтений «на Маяке» были будущие диссиденты Владимир Буковский, Юрий Галансков и Эдуард Кузнецов.
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО И АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ, 1964 ГОД
Но традиции устной поэзии на этом не закончились. Её продолжали вечера в Политехническом музее. Там тоже выступали в основном молодые поэты: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава.
Съемки со знаменитых чтений в «Политехе» вошли в один из главных «шестидесятнических» фильмов — «Застава Ильича» Марлена Хуциева, а перечисленные поэты на несколько лет стали невероятно популярны.
Позже любовь публики перешла на поэтов нового жанра, порожденного культурой «шестидесятников»: авторской песней. Его отцом стал Булат Окуджава, начавший в конце 50-х исполнять под гитару песни собственного сочинения. Вскоре появились другие авторы — Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, ставшие классиками жанра. Появился аудио-самиздат, разнесший голоса бардов по всей стране, — радио, телевидение и грамзапись были тогда для них закрыты.
«Шестидесятники» состояли из двух взаимосвязанных, но разных субкультур, шутливо называвшихся «физиками» и «лириками» — представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции.
В частности, А. Эйнштейн и Л. Ландау были культовыми фигурами, чьи фото украшали квартиры людей далёких от физики. Естественно, «физики» меньше проявляли себя в искусстве, однако мировоззренческая система, возникшая в их среде, была не менее (а, может, и более) важна в советской культуре 60-х- и 70-х годов.
Присущая культуре «физиков» романтизация научного познания и научно-технического прогресса оказала огромное влияние на развитие науки и весь советский быт. В искусстве взгляды «физиков» проявлялись не часто — ярчайшим примером является проза братьев Стругацких. «Физики» (хотя их личные взгляды могли быть вполне независимыми) были гораздо более любимы государством, чем «лирики», — поскольку в них нуждалась оборонная промышленность. Это отражено в известной строчке Слуцкого: «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне». Видимо, отчасти, с этим связано то, что к 70-м эстетика «физиков» была воспринята советским официозом — «научно-фантастический» стиль стал архитектурно-дизайнерской нормой позднего СССР.
В конце 60-х, когда общественная жизнь в стране была придушена, в среде «физиков» возникла новая субкультура — туристов-походников. В её основе лежала романтизация таежного (северного, высокогорного) быта геологов и прочих полевиков. Простота, грубость и свобода их жизни были антитезой скучной бессмыслице «правильного» существования городского интеллигента.
Выражением этих настроений стал фильм Киры Муратовой «Короткие встречи» (1967 год) с Владимиром Высоцким в главной роли. Миллионы интеллигентов стали проводить свои отпуска в дальних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой, центральной практикой этой субкультуры было коллективное пение у костра под гитару — в результате чего авторская песня превратилась в массовый жанр. Олицетворением и любимейшим автором этой субкультуры был бард Юрий Визбор. Впрочем, расцвет её пришёлся не на «шестидесятников», а на следующее поколение.
В кино «шестидесятники» проявили себя исключительно ярко, несмотря на то, что этот вид искусства жёстко контролировался властью. Самыми известными фильмами, выражавшими настроения после XX Съезда, были «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова.
Вместе с тем, большинство актёров «золотой обоймы» советского кино — Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Леонид Броневой, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов, Зиновий Гердт, Олег Басилашвили, Алексей Смирнов, Валентин Гафт и многие другие, — были «шестидесятниками» и по возрасту, и по образу мышления.
Но гораздо больше кинематографисты-«шестидесятники» проявили себя в 1970-х — 1980-х годах — в основном в жанре кинокомедии, поскольку только в ней разрешалось критиковать отрицательные стороны жизни, как правило, на бытовом уровне. Именно тогда сняли свои лучшие фильмы такие типичные «шестидесятники» как Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Марк Захаров. Наиболее характерным примером «шестидесятничества» в театре были «Современник» Олега Ефремова и «Таганка» Юрия Любимова.
Оттепель оказалась утопией. Ничьих надежд она не оправдала. Ах, каким болезненным стало для многих крушение иллюзий! Не всем удалось с ним справиться. Осуждать шестидесятников за нерешительность, за то, что не довели начатое до конца? А может быть, хвалить за смелость? Думается, не стоит делать ни того, ни другого. Они часть истории той страны, которой уже нет. Шестидесятники сделали то, что смогли, поступая так, как считали правильным.
«Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа», — писал Окуджава. Не были безгрешными и шестидесятники. Но они пришли вовремя и ушли тогда, когда их время закончилось.
Чем же они прославились? Откройте их книги, вдумайтесь в каждое слово стихотворений, и вам откроется мир, о котором они искренне мечтали, и который им, увы, не удалось построить.
Перестройку «шестидесятники» восприняли с огромным энтузиазмом — как продолжение «оттепели», возобновление их давнего диалога со сталинизмом.
Они — после двух десятилетий бездействия — вдруг вновь оказались очень востребованными. Одна за другой выходили их книги о сталинской эпохе, производя эффект разорвавшейся бомбы: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Чёрные Камни» Анатолия Жигулина, «Белые Одежды» Владимира Дудинцева, «Зубр» Даниила Гранина и т. д.
Публицисты-«шестидесятники» (Егор Яковлев, Юрий Карякин, Юрий Черниченко, Юрий Буртин и др.) оказались на переднем крае борьбы за «обновление» и «демократизацию» социализма (поскольку этот дискурс вполне соответствовал их взглядам) — за что были названы «прорабами перестройки.
Всё дальше от нас отодвигаются во времени шестидесятые годы ХХ века, уходят поэты и писатели, навек замолкают голоса когда-то яростно спорящих физиков и лириков.
Но остаются их произведения, картины и великие открытия, которые иной раз говорят об авторах больше, чем любые биографы или историки.