Кто такие сифиты и каиниты
Новое в блогах
Каиниты: Христиане иного пути
Каиниты: Христиане иного пути
Первые века христианства обогатили человечество огромным количеством манускриптов, на свой лад толкующих события из жизни Иисуса и Его высказывания. Можно сказать, что у каждой христианской общины на огромном пространстве Великой Римской империи был свой Христос.
Сегодня очень легко отличить истинно верующих от еретиков. Но два тысячелетия назад никакой официальной христианской церкви ещё не было. Первые христиане свою веру тщательно скрывали, новому богу молились в глубокой тайне. С церковной литературой было ещё хуже. Евангелий, то есть свидетельств очевидцев о жизни Христа, имелось почти столько же, сколько крупных групп верующих.
Правильные и неправильные
Существовали не только Евангелия от Марка, Луки, Матфея и Иоанна, были также и от Фомы, Марии Магдалины, Иуды и прочих учеников или современников Иисуса. В некоторых из них Иисус предстаёт очень непохожим на привычного нам Сына Божьего. Например, в одном тексте от Марии Магдалины Он приводит её на высокую гору, вынимает из собственного ребра (как Бог-Творец из ребра Адама) некую женщину, набрасывается на неё со всей мужской страстью, а потом поедает плоды своих действий и объясняет обескураженной Марии, зачем этот акт творения и божественного проникновения был необходим. Мы такого рода текст сразу распознали бы как совершенно еретический. Но в те времена он считался просто гностическим. Еретическим же стал много позже, когда христианство крепко встало на ноги и даже превратилось в государственную религию. Вот тогда-то и пошли крупные церковные съезды, на которых иерархи договорились о том, во что они верят. Из всего многообразия рассказов о Христе осталось всего четыре общепризнанных. Был утверждён Никейский символ веры. Правильно верующие получили название ортодоксов, а все остальные, не признанные официально, — еретиков.
Но и до этого церковь яростно пыталась создать единую доктрину. Учёные умы того времени даже составляли целые трактаты, чтобы можно было легко отличить правильно верующих от еретиков. Ириней Лионский в своём многотомном сочинении о врагах веры «Против ересей» упоминает и валентиниан, и маркосиан, и последователей Валисида, Карпократа, Симона Мага, Сатурнида, и энкратитов, и офитов, и варвелиотов, и, разумеется, каинитов. Последних он называет лютыми зверями, разрушающими единство церкви.
Кто такие каиниты
На самом деле, о каинитах, с которыми так яростно взялся бороться второй епископ Лиона Ириней, мы практически ничего не знаем. Никто, кроме борцов с ересями, не оставил о них ни единого упоминания. Самому Иринею было, наверно, достаточно самоназвания этой группы верующих. Имя Каина сразу говорило о еретическом пересмотре христианских ценностей! Ведь Каин совершил первый в истории человечества грех братоубийства. Смиренным и кротким, как агнцы, христианам не полагалось оправдывать подобное и тем более нарекать себя столь проклятым именем. Последующие борцы с ересями тоже включили каинитов в список наиболее опасных сообществ. Но все они опирались на бессмертный труд Иринея.
Каиниты были одним из ответвлений раннехристианских гностиков, известны они со II века, когда велись яростные дискуссии о том, кто такой Иисус Христос и чему Он на самом деле учил. Гностики считали, что истинные слова Христа были не поняты современниками и извращены потомками. Согласно их представлению, Иисус вовсе не был сыном того сверхъестественного божества, которого иудеи называют Яхве, а гностики именовали Ялдаваофом. Этот еврейский бог, с которым Моисей заключил пакт о взаимопомощи, был на самом деле отвратительным злобным созданием, изгнанным из мира любви и гармонии, то есть с небес. Тот высший небесный мир был создан прародительницей (прародителем) Барбело, имеющей черты как женские, так и мужские. Ялдаваоф, ревновавший к славе и власти своего создателя (создательницы), попробовал за пределами небес сотворить мир для себя. Это именно тот страшный несправедливый мир, в котором оказались создания Ялдаваофа — люди. Люди делятся на два рода существ: тех, у кого есть только тело и душа, и после смерти их поедают черви; и те, кто несёт в себе частицу мудрости небесного мира. Когда они умирают, что есть благо, а не повод для печали, частица их духа устремляется в свой родной дом, мир Барбело.
Таким образом, каиниты верили в существование двух богов — истинного, на небесах, доброго и благого, и злобного, больше похожего на демона, бога Ветхого Завета. Этот бог не сделал ничего доброго для человечества, только насылал на людей всевозможные беды, чтобы его боялись. Для избавления от власти этого узурпатора в человеческий, то есть материальный, мир был послан помазанник Божий, Иисус, который воплотился в человеческом теле, хотя Его природа была сугубо духовной.
Иисус, Каин и Иуда
Крест и поклонение кресту
Глава II. Допотопное и Послепотопное Человечество
Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества
Лишившись своего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила» сына, которому дала имя Каин, что значит: «приобрела я человека от Господа» ( Быт. 4:1 ). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. В их первом сыне для прародителей явилось только начало новых, неизвестных еще им страданий и горя; впрочем, Ева скоро сама поняла, что слишком скоро стала лелеять себя надеждой на исполнение обетования, и потому, когда у нее родился второй сын, она назвала его Авелем, что значит призрак, пар. Увеличение семьи требовало от Адама все больше и больше сил для добывания пищи. Вскоре ему в этом деле стали помогать его сыновья. Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Но первородный грех не замедлил проявить себя с жестокой силой уже в первом семействе.
Братоубийца не мог больше оставаться со своими родителями. Он ушел от них и поселился в земле Нод, еще дальше на восток от Эдема. Но Каин переселился сюда не один. Как ни велико было злодеяние и оскорбление, нанесенное им чистоте и святости братской любви, из среды размножившихся за это время братьев, сестер и последующих поколений нашлись люди, которые решились последовать за Каином в страну изгнания. Каин поселился на новом месте с женою. Вскоре у него родился сын, которого он назвал Енохом.
Удаленный от остального общества людей, предоставленный своей собственной судьбе, Каин, от природы суровый и упорный, еще с большим упорством должен был бороться с природой и внешними условиями жизни. И он действительно отдался тяжелому труду для обеспечения своего существования и был первым человеком, который построил город, как начало оседлой жизни. Город назван был по имени его сына Еноха.
Потомки Каина и Сифа
Поколение Каина стало быстро увеличиваться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой. В борьбе с природой потомки Каина научились добывать медь и железо и изготавливать из них орудия труда. Увлекаясь материальным благополучием и чисто житейскими заботами, каиниты меньше всего заботились о духовной жизни. Такое пренебрежение духовной жизнью развивало в их среде бесчисленные пороки. При таком направлении жизни каиниты не могли стать истинными представителями человеческого рода и, тем более, хранителями великих духовных сокровищ – первого обетования о Спасителе и связанных с ним первобытных религиозных и нравственных установлении. Поколение Каина своим грубым житейским материализмом и безбожием было только способно извратить предназначенный человечеству исторический ход развития. Этому одностороннему направлению необходим был противовес. И он действительно явился в поколении нового сына Адама – Сифа, родившегося после убийства Авеля.
С рождения Сифа в допотопном человечестве начинается поколение людей, которое по своему духовному настроению представляло полную противоположность Каина. В поколении Каина люди поклонялись единственно материальной силе и все свои способности (до полного забвения Бога) обращали на приобретение материальных благ. В поколении Сифа, напротив, вырабатывалось и развивалось совершенно иное, более возвышенное направление жизни, которое, пробуждая в людях смиренное сознание человеческой беспомощности и греховности, оно устремляло их помыслы к Богу, давшему падшим людям надежду на избавление от греха, проклятия и смерти. Такое духовное направление жизни среди сифитов заметно проявило себя уже при сыне Сифа – Еносе: «Тогда, – говорит Бытописатель, – начали призывать имя Господа [Бога]» ( Быт. 4:26 ). Это, конечно, не значит, что до этого времени совершенно не было в употреблении молитв, в которых призывается Бог. Религия стала выражаться во внешних формах, а следовательно, и в молитве, еще при Адаме. Выражение это означает лишь то, что теперь в поколении Сифа призвание имени Господа Бога сделалось открытым исповеданием их веры в Бога в противовес поколению каинитов, которые за свое безбожие стали именоваться сынами человеческими. Высшим выразителем и представителем духовной жизни сифитов явился Енох, который «ходил перед Богом» ( Быт. 5:22,24 ), т.е. всегда в своей жизни воплощал высоту первоначальной человеческой чистоты и святости. Вместе с тем он первый сознал, к какой бездне порочности и греховности может привести безбожие каинитов, и выступил первым проповедником и пророком, возвестившим страшный грядущий суд Божий над «нечестивыми» ( Иуд. 1:15 ). В награду за это высокое благочестие и пламенную веру Господь живым взял его с грешной земли ( Евр. 11:5 ).
Поколение Сифа, будучи носителем истинной религии и связанного с нею обетования, естественно, должно было стать тем корнем, из которого должно было развиваться все «дерево человечества». В этом поколении выступают один за другим патриархи – великие представители допотопного человечества, которые, будучи крепкими духом и телом, призваны были долголетним трудом вырабатывать и сохранять духовные принципы, которые должны были лечь в основу нравственной жизни всех дальнейших поколений. Для успешного осуществления своего назначения они, по особому промыслу Божию, были наделены необыкновенным долголетием, так что каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования. Первый человек Адам жил 930 лет; его сын Сиф – 912 лет; сын Сифа Енос – 905 лет; представители последующих поколений: Каинан – 910 лет, Малелеил – 895, Иаред – 962, Енох – 365, Мафусаил – 969, Лемех – 777 и Ной – 950 лет.
Всемирный потоп
Необычное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества и для скорейшего заселения земли и распространения полезных знаний, и, особенно, для сохранения чистоты первоначального богопочитания и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений. Так, Адам был живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Лемеха, а отец Лемеха – Мафусаил жил почти до самого потопа.
Но, с другой стороны, долголетие нечестивых людей могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». ( Быт.6,5 ). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «. раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт. 6:6–7 ). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Лемеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох.
И вот, когда земля «растлилась пред лицом Божиим и наполнилась … злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое. Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег. Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт. 6:9–18 ). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое могло вызвать у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.
Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 30 локтей. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку – дверь. Он должен был состоять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог…» ( Быт. 6:22 ).
Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» ( Лк. 17,27 ).
Ко времени окончания Ноем ковчега ему было 600 лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных, как чистых, так и нечистых. Ной послушался Бога и вошел в ковчег. И вот «. разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей ( Быт. 7:11–12 ). После окончания вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле» ( Быт. 7,21 ).
Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову.
«И вспомнил Бог о Ное, и о всех. бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились» ( Быт. 8,1 ). Постепенно вода начала убывать, так что на седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдет ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и тогда под вечер голубь вернулся, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он «сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт. 8:21 ).
Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]». ( Быт. 9:1 ).
После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешает человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запрещает вместе с мясом есть кровь, ибо «в крови животных душа их». В то же время дан был закон против человекоубийства – на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека» ( Быт. 9:6 ).
После потопа религия была обновлена новым союзом, который Бог заключил с Ноем. В силу этого союза Господь обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли». Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга. Разумеется, радуга, как физическое явление, была и до потопа, но теперь она стала символом завета.
Потомки Ноя
После потопа опять началась обыденная жизнь с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих сыновей. Но слаб человек в борьбе с грехом. Вскоре и сам праведный Ной показал своим сыновьям пример порочной слабости. Однажды Ной выпил виноградного вина, в опьянении сбросил с себя одежду и обнаженный уснул в своем шатре. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидел, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к своим братьям и с чувством злорадства стал рассказывать им об отце. Но Сим и Иафет проявили сыновнюю любовь к отцу: отводя глаза, чтобы не видеть его наготы, они укрыли его одеждой. Когда Ной проснулся и узнал, как вел себя Хам, он проклял его потомков и предсказал, что они будут рабами Сима и Иафета. Обращаясь к Симу и Иафету, он сказал: «Благословен Господь Бог Симов; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» ( Быт. 9:26–27 ).
Первобытное общество было патриархальным, Патриарх, т.е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть. Он в то же время выполнял роль священника, принося жертвы, был хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям, действительно, имело решающее значение для их будущей судьбы. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми, и наибольшее пространство займут потомки Иафета (индоевропейские народы), истинная религия сохранится у потомков Сима – семитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т.е. они уверуют во Христа, в то время как семиты (евреи) откажутся от Него.
Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от рождения. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. От сыновей Ноя произошло потомство, которое заселило землю. Потомки Сима – семиты поселились в Азии, по преимуществу – на Аравийском полуострове с прилегающими к нему странами; потомки Хама – хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета – иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство.
Вавилонское столпотворение и рассеяние народов
Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаарскую долину, которая находилась между реками Тигром и Евфратом. Плодородная почва и другие благоприятные условия Месопотамии привлекали сюда послепотопное человечество, и вскоре здесь начала развиваться цивилизация. Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское. Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама. Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов. Не удивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, в которой потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, составив совет, решили в знак своего политического могущества и явного богоборчества построить «башню вышиною до небес». Предприятие, несомненно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное. Преступное потому, что вытекало из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборчество, и опасное потому, что выходило из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием.
И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». ( Быт. 11:6–8 ). Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение.
Событие «смешение языков» нельзя отождествлять с появлением новых языков. Языки появились постепенно, тогда же, при строительстве башни. Господь смешал их понятия, так что люди не стали понимать друг друга. Событие – смешение языков и рассеяние народов по земле – имело положительное значение.
Во-первых, люди избежали угнетения и политического деспотизма, что неминуемо произошло бы, если бы они попали под власть таких деспотов, как Нимрод. Во-вторых, рассеянием человечества Господь предотвращал возможность крайнего религиозного и нравственного развращения; и в-третьих, человечеству, расселенному по всей земле в виде отдельных племен и народов, представлялась полная свобода развивать свои национальные способности, а также устраивать свою жизнь сообразно с условиями местожительства и историческими особенностями.
Начало идолопоклонства
Но, уходя все дальше и дальше в неизвестные для них земли, люди постепенно стали забывать предания об истинном Боге. Под влиянием грозных явлений окружающей природы люди сначала стали искажать истинное понятие о Боге, а потом и совсем забыли Его. Забывая истинного Бога, люди, разумеется, не становились абсолютными атеистами, в глубине их духовной природы жило религиозное чувство, у них осталась потребность в духовной жизни, их души тяготели к Богу.
Но, потеряв понятие о невидимом Боге, они стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Так появилось идолопоклонство.
Идолопоклонство выражалось в трех основных видах: сабеизме – обоготворении звезд, солнца и луны; зоотеизме – обоготворении животных; и антропотеизме – обоготворении человека. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в Месопотамии, Египте и Греции.
Волны греха и суеверия, затопляя землю, опять грозили искоренить в сердцах людей истинную религию, а вместе с ней и надежду на грядущего Мессию, Который должен освободить людей от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохранили истинную веру. Но окружающая среда быстро могла и их увлечь общим потоком неверия. Поэтому, чтобы сохранить семена истинной веры и подготовить путь грядущему Спасителю мира, Господь среди языческого мира избирает крепкого духом и верой патриарха Авраама, а в его лице и весь еврейский народ, который должен был произойти от него.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Лекция 14. Родословие сифитов и каинитов
только что вышла из печати небольшая, но очень ценная книжка: «Предсмертный дневник отца Иоанна Кронштадтского», 1908 год, в котором он и скончался.
Дневниковые записи, спорадические, краткие очень, и прекрасные проповеди, где он, внимательным взором всматриваясь в то, что происходит у нас в России, : какая вакханалия, какое начинается безобразие относительно Церкви, какая поднялась травля в печати против него самого – вот это всё описано в этой книге.
Они хранились в особом хранилище, но вот пришло время, и они стали доступны. Поэтому, если кто из вас увидит вот эту предсмертную летопись, дневник, – обязательно приобретите себе. Там, в частности, дан практически без сокращения документ «Отлучение Льва Толстого от Церкви» – за его безбожие, за его кощунство, за его искажения и хулу на догматы нашей Церкви, на Христа и на Церковь. Вот это всё – прекрасные примечания, вот это всё – вам надо знать и делать соответствующие выводы. Так.
Ну, а мы продолжаем свои занятия по Священной Библейской истории Ветхого и Нового Завета и рассматриваем первые одиннадцать глав Книги Бытия, которые являются наиболее трудными. Жизни не хватит, чтобы их рассмотреть так, как полагается, во всей глубине.
Но мы с вами преследуем цель – не просто знать Священное Писание Ветхого Завета, а мы смотрим на эти книги из Евангелия. Мы должны с вами Ветхий Завет понимать христологически. Потому что цель писания Ветхого Завета педагогическая – привести нас к Евангельскому порогу.
Конец Закона, – скажет Апостол Павел, – Христос (см. Рим. 10:4 ). И вот, когда придёт Христос, уже многое теряет свою ценность, является чисто историческим. Ну, зачем нам с вами изучать, допустим, особенно подробно жертвенный культ ветхозаветный храмовый, когда у нас своё богослужение? Зачем, скажем, изучать все обязанности священника и церемониал богослужебный, когда у нас своё священство, своя иерархия и свои Таинства?
Но, тем не менее, это нужно делать, потому что всё корнями уходит в Ветхий Завет. Апостолы и в первое время после Воскресения Христа ходили в ветхозаветный Храм и принимали участие в богослужении.
Но жертвенный культ отпадает. Почему? Потому что мы приносим не животных в жертву, а непорочного и чистого Агнца, закланного прежде создания міра (см. 1Пет. 1:19 ), и, устанавливая на Тайной Вечери Новый Завет с нами, Он сказал: Сие творите в Мое воспоминание (см. Лк. 22:19 ). Вот в Его воспоминание ежедневно и совершается Литургия, где священник приносит безкровную жертву, совершая это действо не над животными, а над хлебами, над просфорой – приношение, просфора. И вот в момент эпиклезиса, то есть призывания Святаго Духа на эти хлеб и вино, они таинственным непостижимым образом пресуществляются, то есть становятся истинным Телом и Кровью Господа. И мы творим это в Его воспоминание.
Это такое Таинство, это такие Дары, это такая милость Божия, что пренебрегать этим нельзя, но, – говорит, – к этому надо готовиться. Потому что человек незаметно ко всему привыкает и уже не замечает, что он делает – причастился и пошёл, как будто что-нибудь совершил. А так нельзя. Потому что, как вы сами знаете, Таинство это может послужить нам в осуждение: Да не в суд или во осуждение, – в 11-й главе Послания к Коринфянам – открывайте – мы находим такие слова. Забыли первые христиане, что они собираются на агапы, на Вечери любви, а не на чаепития. И когда приходил момент причащаться, – 1 Послание к Коринфянам, 11-я глава, – он, узнав, что на этих Вечерях происходит, пишет им – 17-й стих:
– Да я сегодня не могу, я не готовился, я не достоин.
– А ты думаешь, я достоин?
Да и вообще, как ставить вопрос о достоинстве? Мы все недостойны. И никогда достойны не будем, но, тем не менее, что от нас зависит – нужно выполнять, готовиться. Дальше. Так вот: “ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем]. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы».
Поэтому каждый на свою совесть положи какое-то правило и, в первую очередь, конечно, примирись накануне; потому что быть злым постником – это нонсенс. Поститься? – Диавол вообще ничего не ест! Молиться, бодрствовать? Он вообще не спит и, однако, остаётся диаволом. Вот, поэтому примириться и, можно уж так сказать, не особенно и поститься. Каждый по своей немощи. Больным людям какие там предписывать посты? А вот, кто может – вот положи себе это правило и никого к нему не принуждай. Один может эту норму выполнить, другой – нет. А вот простить от сердца – мы все должны друг друга.
Так, теперь, что касается Ветхого Завета. Грехопадение произошло в Раю. Как говорить об Адаме и его свойствах души до падения? Был он совершенным или не был? Вот есть святоотеческие мнения разные. Если вы почитаете в «Добротолюбии» Макария Великого (там он описывает состояние человека до его падения и после), то очень высоко его ставит.
Иоанн Златоуст, рассматривая тему грехопадения, высказывает другую мысль: кто так легко согласился нарушить заповедь Божию, тот и до этого показывал, что он невысокого достоинства, невысокого уровня.
А действительно – в этом кроется великая тайна. Как, будучи образом и подобием Божиим, обладая такими дарованиями, он так легко согласился нарушить эту заповедь? Почему нарушение идёт через женщину? Вот я бы вам всем советовал опять приобрести книгу Нила Мѵроточивого. Посмертные сказания Нила Мѵроточивого. Это святой афонский монах XVI века, который являлся монаху XIX века и раскрывал ему многие тайны, в том числе и давал экзегезу трудных мест Священного Писания. Я не буду его пересказывать, но предлагаю вам эту книгу приобрести, если только увидите её на прилавках. Это небесное чтение, поразительное.
Следовательно, вот, Адам стал как один из Нас, – скажет Господь, – и поэтому как бы он не вкусил от древа жизни и через это не обезсмертил грех. Поэтому его нужно изгнать из Рая, поместить за его пределами, а у древа жизни и у входа в Рай поставить Херувима с мечом огненным. Вот мы и читаем в 3-й главе Книги Бытия последний стих:
«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Не само древо Жизни называется этим деревом жизни. Жизнь сообщает Господь – Он творец жизни. Это был просто сѵмвол жизни, вкушая от его плодов, человек таинственным образом принимал благодать Святаго Духа в себя. И поэтому был предназначен к безсмертию. Он бы не старел ни по телу, ни, тем более, по душе и жил бы вечно, общаясь с Богом.
Древо Жизни является прообразом и Самого Христа, а Рай, вообще, прообраз Церкви. Вот одно из первых упоминаний, один из первых прообразов: Рай. Рай был на Земле, и Рай есть внутри человека. Царствие Божие внутрь насъ есть (см. Лк. 17:21 ): не нужно совершать никакие паломничества, ни поездки – вы всё можете иметь внутри себя. Грех человека страшен тем, что он оказался наследственным. Он не ограничился только этой первой четой, а он перешёл во все потомство.
Вот это заложите, а Послание к Римлянам, 5-ю главу, откройте. Открывайте Новый Завет. Почему мы вот так – из Ветхого в Новый? Мы должны изучать Священное Писание в его единстве. Повторяю, это не книги, а Книга. Ветхий Завет сейчас для нас – это Иисус Христос ожидаемый, чего нет у иудеев.
Они так по-прежнему и надеются, что будут иметь Храм, что восстановят богослужение с жертвоприношениями, что у них будет своё священство – и так пойдёт, пойдёт и наконец придёт мессия, какой-то необычайно умный, талантливый и гениальный человек.
И вот, если вы в «Протоколах сионских мудрецов» читали их план порабощения и закабаления всего міра – это прямо писал какой-то людоед – человек вот с таким состоянием, потому что кто инициировать может такую ненависть? На такую ненависть человек и неспособен. Конечно, это инициация тёмных сил.
Вот вы прочитайте – с комментариями опубликовал их впервые где-то в 1903-м году Нилус, Сергей Александрович Нилус. И вот всё, что есть у этого писателя, приобретите. Он в семи, по-моему, томах – полное собрание сочинений его.
Вот, теперь нужно посмотреть 5-ю главу. Найдите 5-ю главу, читаем – с 6-го стиха:
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых [Когда мы были врагами Божиими, и проклятие Божие тяготело на нас. Вот что значит немощны. И упразднивъ клятву, дадѣ благословеніе. Вот вы поёте тропарь 4-го гласа : И упразднивъ клятву, дадѣ благословеніе. Что это за упразднивъ клятву? Упразднив проклятие: Проклята земля за тебя. Вот грех человека отразился на всем міроздании. И отныне страдает всё творение. Он вовлёк своим проступком вот в эту трагедию всю тварь. И она совоздыхаетъ донынѣ (см. Рим. 8:22 ), смотрит на нас удивлёнными глазами и никак не может понять: почему мы проявляем своё такое упорство, валяемся в бездне греховной и не хотим обратиться (см. Иер. 5:3 ), чтобы взывать к Богу: Авва! – Отче. Такого-то и слова не было. Потому что человек, на котором тяготеет проклятие, не может и к Отцу-то Небесному обратиться этим словом. Вот это всё нам возвратил Господь. Так вот, когда мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Вот определённое время.
Кто интересуется вопросами библейской хронологии и любит вписывать все эти события в исторический контекст, пожалуйста, занимайтесь выкладками и поставьте перед собой задачу: не я буду, если не вычислю год Рождества Христова. Вот в определённое время.
Вы затронете такую тему, какая не в подъём, я не знаю, математикам и астрономам. Это нужно знать все календари, начиная от Шумерского. Вот у нас такой был гениальный историк Василий Васильевич Болотов, и он был приглашён в Пулковскую обсерваторию, когда там происходили заседания по реформе календаря.
И всё соединяется в нём. Жизненная сила зерна настолько велика, что находя и делая эти археологические открытия, вскрывая саркофаги с фараонами – там у них всё необходимое для будущей жизни оставляли, в том числе в мешках и зерно – оно за эти тысячелетия обуглилось, превратилось в уголь, а когда высеяли – оно взошло.
Вот так Апостол Павел рассмотрел тему грехопадения в Раю. И вот сопоставил Адама с Христом, как второго Адама.
Начинается жизнь вне Рая, и у них появляется потомство. Первый человек, родившийся от Адама и Евы – Каин. При его рождении Ева говорит: Приобрела я человека от Господа (см. Быт. 4:1 ). Это великие слова она сказала. Во-первых, чадородие – это дар Божий. Дети не от брака, а от благословения Божия. Многие состоят в браке, но не имеют потомства. Следовательно, приобрела я человека от Господа, это первое.
Второе. Возможно, она надеялась увидеть в нём то семя жены, о котором было сказано в Раю, что семя Жены сотрет главу змия. Вот в этом она ошиблась. Вскоре в этом сыне стали проявляться такие черты, что просто откуда они и взялись? Откуда они и взялись?
Вот она говорит: Приобрела я человека от Господа. А что о нём скажет Апостол Иоанн Богослов? Он скажет совершенно другое. Вот это заложите, а 1-е Иоанново Соборное Послание откройте. Здесь речь идёт о сынах диавола и о детях Божиих. Вот он нам с вами говорит: Иоанн, 3-я глава, 2-й стих:
«Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
«Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что диавол сначала согрешил».
Вот таким образом появляются дети Божии и дети диавола. А как разобраться, кто мы с вами? Очень простой ответ. Чью волю мы творим, того мы и дети. Творим мы волю Божию – мы дети Божии. Творим волю диавола – мы дети диавола. И не нужно этим возмущаться.
Это так и есть. Смотрите: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга [и дальше на тему Каина], не так как Каин, который был от лукавого ».
И вот этот «Словарь библейского богословия» с прекрасной вступительной статьей написан группой франкоязычных католических богословов.
Всё, что нас смущает относительно вероучения, мы не берём, а всё остальное сделано прекрасно. Смотрите, статья «Авель»: «История Каина и Авеля кладёт начало теме о страдающем праведнике. Он – первая жертва зависти, злобы со стороны ближних своих. Отнесённая повествователем уже к первому поколению, она имеет значение примера и конкретно представляет одну из особенностей человеческого существования, общую для всех исторических эпох: латентный конфликт людей».
Что значит латентный? Скрытый. Всё это подспудно. Мы ненавидим друг друга скрытно, но скрывать ненависть всегда невозможно, вот она и проявляется вовне: «. общую для всех исторических эпох: латентный конфликт людей, несмотря на то, что они кровные братья, приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову Авелево жертвоприношение угодно Богу». Остановимся на этом.
Дальше мы читаем, что Авель был пастырь овец. А Христос Кто? Добрый Пастырь. Вот Авель – первый прообраз Христа. Каин – земледелец. Вот они приносят Богу жертву. А как появились эти жертвоприношения? Кто их предписал? Прямого указания в тексте нет, поэтому можно сделать такое предположение: чувство вины заставляет человека как-то эту вину загладить, сделать что-то хорошее Тому, перед Кем он провинился.
И вот он думает, как же это загладить вину-то перед Богом? Ему надо приносить жертву. А что Ему нужно приносить – ведь Он ни в чём не нуждается? Самое лучшее, что у него есть. Чем он занимается? Вот он – пастырь овец.
надо принести лучшего непорочного ягнёнка. Значит, созидался из камней жертвенник. На жертвенник возлагались дрова, убивался и разделывался ягнёнок и возлагался на эти дрова – прообраз безкровной Жертвы.
Когда Иоанн Предтеча говорит: Вот Агнец Божий, – указывая на Христа, он предписывает Ему смертный приговор: агнец должен стать жертвой ( Ин. 1:29 ).
Каин приносит жертву от плодов земли. Единственное, что настораживает: вот они приносят жертву на разных жертвенниках – он на своём, этот на своём – уже нет любви. Уже нет любви.
Посмотрите дальше – нужны ли Богу жертвы? Есть ответ в самом тексте. 4-й стих:
«И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» ( Быт. 4:4–5 ). – Вот Иоанн Златоуст говорит: вот где и ответ есть: Богу жертвы не нужны. Он принимает не жертву, а сердечное расположение, с каким человек приносит жертву. С верой, с любовью, с благоговением, – и призрел Господь на Авеля, – на его сердце, а потом уже и на дар его. А на Каина – который это делал небрежно, без веры – не призрел.
Как это выразилось? Ну, художники обычно изображают на картинах что? Дым от жертвы Авеля идёт столбом к небу, дым от жертвы Каина стелется по земле. Он увидел это по состоянию Авеля, что он приносит жертву с особым чувством, а он этого чувства не переживает и не испытывает.
И вот посмотрите ещё, насколько близок Бог к человеку, даже после грехопадения. Он сразу чувствует внутри себя Божий зов, Божий голос: Почему поникло лицо твое? Когда делаешь добро, не поднимаешь ли лица своего? А если делаешь зло, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. – Вот это и написано в 6-м стихе: отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Вот передана вся внутренняя ситуация.
Читаю : « приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Каинову Авелево жертвоприношение угодно Богу (см. Быт. 4:4 ) в силу внутреннего расположения приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет правѣдника, к которому Бог благоволит, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает правѣдника, чтобы его умертвить» (см. Пс. 9:27–32 ), – и ссылки безконечные на тексты Священного Писания. – Таков всеобщий закон. И кровь правѣдных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (см. Быт. 4:10 ).
Так вот: таков всеобщий закон, и кровь правѣдных, пролитая от начала века, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды.
Второй пункт этой статьи нас переводит в Новый Завет:
Однако, в то время, как звучит этот голос, взывающий об отмщении, поднимается голос другой крови, более драгоценной, чем Авелева: голос очистительной Крови Иисуса. Она испрашивает у Бога прощения: Отче прости им, ибо не знают они, что делают.
Таким образом, положение, созданное убийством правѣдного Авеля, переходит в свою противоположность в Иисусе, в страдающем Правѣднике в самом абсолютном смысле этого слова. Но Авель – в противоположность Каину, представляющему для нас трагическое отсутствие любви в человеческом сердце, остаётся примером внутренней прямоты, веры, приводящей к правде; вот почему он и по смерти говорит ещё».
Вот я хочу сказать: вот если бы не было разделения! Мы же практически пользуемся всеми трудами западных богословов, но не можем объединиться и не можем сесть и принять вот эту Евхаристию – что и явилось бы признаком подлинного единения. Вот кто разберёт эти завалы, кто примирит Восток с Западом в церковном смысле? Спаситель сказал, что есть у Меня овцы и не от двора сего, и тех Мне подобает привести, и будет едино стадо и един пастырь (см. Ин. 10:16 ).
О единстве Церквей мы молимся каждый раз на ектенье: О соединении Церквей Господу помолимся. А вот что мешает? Мы даже со своими зарубежниками никак не можем соединиться! А уж с католиками и с протестантами. А уж о сектах, которые практически покинули поле Евангелия Христианского, так там не знаешь и вообще, как с ними беседовать и как с ними говорить.
Поэтому не будем оскорблять убеждения друг друга, спорить на эти темы, а поставить вопрос на платформу такую: “Вот давайте так: я с уважением отношусь к вашим убеждениям – прошу уважать и мои, давайте как-то сосуществовать, иначе только будет смертный исход”.
Вот если бы было единство! Сослагательного наклонения в истории нет. «Было бы », «если бы»! Надо исходить из того, что есть. А что было бы, если бы Адам не согрешил? А как жили бы люди, если бы не было смерти? Они заполонили бы быстро всю землю. Где бы они помещались? Иоанн Златоуст говорит: а почему вы боитесь этого демографического взрыва? Его бы не было.
Фраза, которая вызывает недоумение: с кем он встретится? Говорят, с кем он может встретиться, когда их было только двое? Адам, Ева – Авеля не стало, Каин один. Встречи с кем он боится? Да не о всех детях речь идёт. У Адама, и помимо Авеля и Каина, ещё были дети и дочери – указание об этом есть в 5-й главе (см. Быт. 5:3–4 ). Вот в силу этого он и боится, что ему будут мстить его же родственники.
Вот пошла параллельно линии каинитов линия сифитов, которые были носителями духа, религиозной идеи. Но близкое соседство и общение привело к тому, что вот этот mixis, это смешение сифитов с каинитами привело к всеобщей заразе и умножению зла на земле.
И вот, если посмотреть даже на расположение глав: 3-я глава – грехопадение, 4-я – братоубийство, а 6-я глава – уже всемірный потоп: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» ( Быт. 6:3 ).
Значит, грех уже захватил все слои, и потоп греховный предшествует потопу водному. Сначала души захлестнул грех, как потоп, а уж водный потоп – это следствие того потопа. Это наказание Божие и наказание природы, Земли, которая не терпит, чтобы её попирали нечестивые люди.
5-я глава очень важная. Она даёт родословную сифитов. И вот эти родословные имеют одну цель: вывести нас на некое семейство, в котором будет помечен человек, с именем которого Христос свяжет Своё имя. Как Евангелие от Матфея начинается? Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова (см. Мф 1:1 ).
Я благодарю вас за внимание, мы продолжим в следующий раз.