Кто такие скифы и где они жили и куда делись
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Кто такие скифы и куда они исчезли?
Скифы – древний народ, который жил на территории современной России. Были сильными бойцами – их не удалось покорить ни персам, ни Римской империи. Куда же исчезли скифы и кто теперь является потомками этого знаменитого народа? Давайте разбираться.
Сперва греки так звали только кочевников, но потом название закрепилось. И, к примеру, войско князя Олега, где было много славянских воинов и варягов, греки тоже называли «Великой Скифью». Отсюда и путаница, что много лет скифы считались предками русских. На самом деле, у скифов своя уникальная история.
Скифы жили на территории Украины и России. Это был север Причерноморья (земли, расположенные вокруг Черного моря). Греки описывали земли скифов, как «странные, где всегда снег». Это, конечно, было утрирование, но самим грекам наш климат явно был не по душе.
Семьи у скифов были по принципу коммуны. Жены и дети в племенах были общие, как таковые классические браки были редкостью. К женщинам относились хорошо, уважительно.
И очень любили выпить! Скифы не разбавляли алкоголь и пили залпом, чем удивляли греков! В Спарте даже было в ходу выражение «Налить по-скифски». Наивные греки, видели бы они, как люди пьют в наши дни, если их удивляло, что можно пить вино неразбавленным. Скифы и греки недолюбливали друг друга. Греки считали скифов варварами, а скифы греков – избалованными неженками.
У скифов был настоящий культ золота. Вроде бы ничего удивительного, кто ж не любит золото и богатство? Но скифы его прямо боготворили, и найденное золото собирали и копили, вместо того, чтобы тратить на улучшение своего быта или расширения войска.
А какими они были внешне? Скифы, по описанию Геродота, больше напоминали северные народности. Были плотного телосложения («мясистые, но без мускулов»). Женщины были похожи на мужчин. И все скифы – рыжие.
При этом у многих скифов были эндокринные проблемы. По изучению находок в захоронениях скифов, многие из них страдали от синдрома Морганьи — Стюарта — Мореля. Это целый спектр эндокринных проблем, включая диабет и избыточное оволосение у женщин. Часто приводит к ожирению, депрессии и специфической форме лба, так как лобная кость у больных утолщается изнутри.
В греческой мифологии скифы были потомками одного из сыновей Геракла. Видимо такая ассоциация была из-за их боевых качеств.
Меч-акинак. Короткий меч, длина клинка всего 40 см. По сути, длинный кинжал.
Они, в отличие от классических русских или европейских, легко натягивались и пружинили. Ими можно было вооружать даже женщин и детей, которые с такими луками были полноценными боевыми единицами.
Доспехи. Гибкие кожаные доспехи скифов были очень эффективны. Они покрывали их металлическими чешуйками. Пробить такой доспех было непросто, при этом он был очень легким.
Греки и скифы соперничали за господство в Причерноморье. Причем, скифы были удачливее. Они первыми захватили Мидию – богатое развитое государство, которое располагалось на территории современного Ирана. Скифы вытеснили киммерийцев – тоже древний кочевой народ, контролировавший Закавказье.
Отбиваться от лучших армий мира скифы тоже научились легко. Персидский царь Дарий, у которого, пожалуй, было самое сильное войско того времени, пошел на земли скифов. Но здесь скифы взяли хитростью – не вступая в прямую драку, они кружили вокруг персидских войск, обстреливая их из луков. А попробуй догони их в степи! В итоге Дарий, потеряв часть войск и время, вернулся назад ни с чем.
Примерно тоже случилось и с Александром Македонским. Пришел на земли скифов, погонялся за ними по степи. Потерял часть войска от огня лучников и вернулся ни с чем.
Закат величия скифов
За несколько веков это произошло естественным путем. То, что не удалось сделать лучшим армиям мира одним наступлением, решили годы противостояний с соседями. Из степей их вытеснили соседи, которые понемногу отхватывали часть территорий. Соседи – такие же кочевые племена: сарматы, саки, позднее – аланы. Это не было одномоментным захватом – скорее планомерным поглощением, потому что скифы смешивались с этими народами.
А скифы, как народ, в начале нашей эры остались только в Крыму. Там они от кочевого образа жизни перешли к «эллиннизированному». Стали строить города, заниматься земледелием. В скифские города стали приезжать торговцы из Греции, многие оставались жить в этом благодатном крае.
Одним из главных городов стал Неаполь Скифский, который был расположен на окраине нынешнего Симферополя.
В таком состоянии скифы могли прожить еще долго, но в 3 веке пришли воинственные готы. Эти племена объявили войну всем и сразу. Они легко разрушали крепости и один за другим скифские города пали.
Скифы поделились на два лагеря. Большая часть из них ушла в горы, спасаясь от захватчиков. А остальные влились в армию готов и пошла на Римскую империю. Довершили историю гунны – еще одни захватчики, которые пришли на место готов. Скифы, как самостоятельный народ, перестали существовать.
Сейчас некоторые историки считают, что современные чеченцы и осетины – потомки тех самых скифов, аланов и сарматов, которые ушли в горы, спасаясь от набегов готов и гуннов.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Кто такие скифы и куда они исчезли?
Скифы – древний народ, который жил на территории современной России. Были сильными бойцами – их не удалось покорить ни персам, ни Римской империи. Куда же исчезли скифы и кто теперь является потомками этого знаменитого народа? Давайте разбираться.
Сперва греки так звали только кочевников, но потом название закрепилось. И, к примеру, войско князя Олега, где было много славянских воинов и варягов, греки тоже называли «Великой Скифью». Отсюда и путаница, что много лет скифы считались предками русских. На самом деле, у скифов своя уникальная история.
Скифы жили на территории Украины и России. Это был север Причерноморья (земли, расположенные вокруг Черного моря). Греки описывали земли скифов, как «странные, где всегда снег». Это, конечно, было утрирование, но самим грекам наш климат явно был не по душе.
Семьи у скифов были по принципу коммуны. Жены и дети в племенах были общие, как таковые классические браки были редкостью. К женщинам относились хорошо, уважительно.
И очень любили выпить! Скифы не разбавляли алкоголь и пили залпом, чем удивляли греков! В Спарте даже было в ходу выражение «Налить по-скифски». Наивные греки, видели бы они, как люди пьют в наши дни, если их удивляло, что можно пить вино неразбавленным. Скифы и греки недолюбливали друг друга. Греки считали скифов варварами, а скифы греков – избалованными неженками.
У скифов был настоящий культ золота. Вроде бы ничего удивительного, кто ж не любит золото и богатство? Но скифы его прямо боготворили, и найденное золото собирали и копили, вместо того, чтобы тратить на улучшение своего быта или расширения войска.
А какими они были внешне? Скифы, по описанию Геродота, больше напоминали северные народности. Были плотного телосложения («мясистые, но без мускулов»). Женщины были похожи на мужчин. И все скифы – рыжие.
При этом у многих скифов были эндокринные проблемы. По изучению находок в захоронениях скифов, многие из них страдали от синдрома Морганьи — Стюарта — Мореля. Это целый спектр эндокринных проблем, включая диабет и избыточное оволосение у женщин. Часто приводит к ожирению, депрессии и специфической форме лба, так как лобная кость у больных утолщается изнутри.
В греческой мифологии скифы были потомками одного из сыновей Геракла. Видимо такая ассоциация была из-за их боевых качеств.
Меч-акинак. Короткий меч, длина клинка всего 40 см. По сути, длинный кинжал.
Они, в отличие от классических русских или европейских, легко натягивались и пружинили. Ими можно было вооружать даже женщин и детей, которые с такими луками были полноценными боевыми единицами.
Доспехи. Гибкие кожаные доспехи скифов были очень эффективны. Они покрывали их металлическими чешуйками. Пробить такой доспех было непросто, при этом он был очень легким.
Греки и скифы соперничали за господство в Причерноморье. Причем, скифы были удачливее. Они первыми захватили Мидию – богатое развитое государство, которое располагалось на территории современного Ирана. Скифы вытеснили киммерийцев – тоже древний кочевой народ, контролировавший Закавказье.
Отбиваться от лучших армий мира скифы тоже научились легко. Персидский царь Дарий, у которого, пожалуй, было самое сильное войско того времени, пошел на земли скифов. Но здесь скифы взяли хитростью – не вступая в прямую драку, они кружили вокруг персидских войск, обстреливая их из луков. А попробуй догони их в степи! В итоге Дарий, потеряв часть войск и время, вернулся назад ни с чем.
Примерно тоже случилось и с Александром Македонским. Пришел на земли скифов, погонялся за ними по степи. Потерял часть войска от огня лучников и вернулся ни с чем.
Закат величия скифов
За несколько веков это произошло естественным путем. То, что не удалось сделать лучшим армиям мира одним наступлением, решили годы противостояний с соседями. Из степей их вытеснили соседи, которые понемногу отхватывали часть территорий. Соседи – такие же кочевые племена: сарматы, саки, позднее – аланы. Это не было одномоментным захватом – скорее планомерным поглощением, потому что скифы смешивались с этими народами.
А скифы, как народ, в начале нашей эры остались только в Крыму. Там они от кочевого образа жизни перешли к «эллиннизированному». Стали строить города, заниматься земледелием. В скифские города стали приезжать торговцы из Греции, многие оставались жить в этом благодатном крае.
Одним из главных городов стал Неаполь Скифский, который был расположен на окраине нынешнего Симферополя.
В таком состоянии скифы могли прожить еще долго, но в 3 веке пришли воинственные готы. Эти племена объявили войну всем и сразу. Они легко разрушали крепости и один за другим скифские города пали.
Скифы поделились на два лагеря. Большая часть из них ушла в горы, спасаясь от захватчиков. А остальные влились в армию готов и пошла на Римскую империю. Довершили историю гунны – еще одни захватчики, которые пришли на место готов. Скифы, как самостоятельный народ, перестали существовать.
Сейчас некоторые историки считают, что современные чеченцы и осетины – потомки тех самых скифов, аланов и сарматов, которые ушли в горы, спасаясь от набегов готов и гуннов.
Куда делись скифы и сарматы?
О скифах и сарматах современные историки знают не только благодаря археологическим находкам, но и из текстов античных греческих авторов. Эти кочевые народы издавна соседствовали с жителями Пелопонесского полуострова, так что греки с ними постоянно контактировали. Названия «скифы» и «сарматы» на самом деле обозначают множество самых разных степных племён. Слово «скиф» происходит от греческого названия лучников, изначально греки так называли вообще всех кочевников, вооружённых луками. Но в античных текстах сарматы упоминаются как родственное скифам, но иное племя.
Скифский воин. Современная реконструкция.
Античное изображение скифа на греческом блюде. VI в. до н.э.
Сарматская кавалерия. Картина современного художника.
Этот натиск сарматов на Запад продолжался несколько веков и завершился переселением сарматских племён в Северное Причерноморье. Сарматы принимали участие и в Великом переселении народов. Римский автор Аврелий Виктор, в трактате «О цезарях» пишет, что во время провозглашения цезарем Флавия Юлия Константа (330-е гг.), были разгромлены полчища готов и сарматов. Византийский писатель V в. н.э. Сократ Схоластик сообщает, что в год смерти Валентиниана I (375 г.), сарматы напали на Римскую империю, перейдя Дунай в области Реция. Но и до того западные сарматские племена, например языги, активно воевали с римлянами. В 179 г. н.э. император Марк Аврелий заключил с ними мирный договор, при этом языги вернули около 100 тыс. римских пленных. Отряд из 8 тыс. языгских всадников был принят в римскую армию, часть из них отправилась служить в Британию.
Сарматские воительницы. Картина современного художника.
Раненный скиф. Картина современного художника.
Скифское царство в Крыму и низовьях Днепра просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы растворились среди прочих племён, участвовавших в Великом переселении народов. Что касается сарматов, то постоянные войны с римлянами, германскими племенами и кочевниками на востоке ослабили и разделили их на отдельные самостоятельные группы, которые со временем растворились в других народах. Современные аланы считаются единственными потомками древних сарматов. Генетическая экспертиза останков скифских и сарматских захоронений не оставила сомнений — других прямых потомков этих племён не осталось.
Доспех польского гусара, стилизованный под сарматского всадника. XVII в. н.э.
Занятный исторический факт — польская шляхта с XVI по XVIII века всерьёз считала себя потомками сарматов. По теории так называемого «сарматизма», эти кочевники завоевали местных славян и остались в польских землях в качестве правящего класса. Поэтому на многих портретах этого периода знатные шляхтичи изображены в некоем подобии восточных одежд, в польском искусствоведении даже есть специальный термин: «сарматский портрет».
Следы влияния так называемого «Сарматского барокко» остались и в польской архитектуре и даже в литературе, в книгах Г. Сенкевича. Это, пожалуй, самый масштабный случай псевдоисторического культурного косплея в Восточной Европе.
Скифы: куда исчез этот народ
Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. С ними не смогли справиться ни Персидская империя, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно исчез из исторического контекста, просто растворился, оставив после себя лишь величественные курганы. Day.Az со ссылкой на Рамблер расскажет читателям об этом загадочном народе.
Кто такие скифы
Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее в византийских хрониках скифами могли именовать уже и славян, аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими народами, наиболее отдаленными от западного мира.
В «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».
Некоторые подробности жизни скифов демонстрируют, насколько варварскими были у них нравы: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот замечает, что и скифы посмеивались над эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».
Борьба с другими народами
Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующим окружающие их земли, античная литература богата сведениями о народе кочевников. В VI веке до н. э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого они ушли в регион северного Причерноморья, где стали соперничать с греками за новые территории.
В конце VI века персидский царь Дарий начал войну против скифов, однако, несмотря на сокрушительную мощь его войска и огромное численное превосходство, ему не удалось сломить кочевников. Они выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. В итоге скифы остались непобежденными и заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
Исчезновение скифов
Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще некоторое время продолжала свое существование. Прибежищем для спасавшихся бегством скифов стали крепости, оставшиеся на юго-западе, также были образованы несколько поселений в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они вскоре пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий готы вели уже с римлянами, получила такое странное название из-за того, что скифами стали именовать готов, победивших скифов настоящих. Хотя была в этом и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Так Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.
Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и расправившиеся с последними скифами, обитавшими в горах Крыма и долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельной идентичности уже не было и речи.
Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, они остались только на страницах исторических трактатов, авторы которых с завидным упорством продолжают именовать скифами все дикие и непокоренные народы. Интересно также, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.
Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1
Ряд русских историков, исследователей 18-20 столетий и современного времени считали и считают, что т. н. скифы и родственные им народы (киммерийцы, сарматы, роксаланы и др.) имеют непосредственное отношение к Руси, русскому народу, суперэтносу русов. К примеру, Борис Рыбаков считал, что «скифы-пахари», по Геродоту они жили в районе Приднепровья, относились к праславянам. Юрий Петухов относил скифов к суперэтносу русов. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на этом древнейшем периоде истории нашей Родины, рассмотреть скифский мир и скифов внимательнее. Не зря византийские источники называли русов первых князей семьи Рюриковичей «тавроскифами», «Великой Скифией».
Киммерийцы и предшествующие им культуры
Наиболее ранние из доступных науке письменных источников древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (т. е. «Киммериец») – это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф. Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен). Мы видим полную преемственность – от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени «киммериец» можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.
Киммерийцы жили в южнорусских степях ещё в начале железного века – 1 тыс. до н. э. Но ясно, что их цивилизация сложилась намного раньше. Археологические данные говорят о том, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1100 гг. до н. э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала Срубная культура. «Срубники» были земледельческо-скотоводческим народом индоевропейского корня. Они были предшественниками Киммерийского царства. Срубная археологическая культура в свою очередь обнаруживает полную преемственность с более древними культурами: Катакомбной (3-2 тыс. до н. э.), Ямной (4-3 тыс. до н. э.). Эти культуры также занимали территории Южной России. Ямная культура считается «протоарийской»: именно с её территории и в то время исходили миграционные импульсы, которые привели к сложению на огромных территориях Евразии в 3-начале 2 тыс. до н. э. многих родственных культур и народов индоевропейской языковой семьи.
Все эти культуры отличались одним обрядом погребения в курганах (что говорит об общности религиозных представлений), он различается только в деталях – сначала под курганом делали обычную яму, затем конструкцию в виде катакомбы, ещё позже устанавливали деревянный сруб. На протяжении всей эпохи бронзы сохранялась преемственность в керамике, жилище, хозяйстве (сочетавшее пашенное земледелие с оседлым скотоводством), в антропологическом типе.
В тоже время есть и данные о том, что Киммерийское царство (династия их царей) пала под натиском скифов. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону. Об этом рассказывают древние письменные источники. Судя по всему, в это время произошла смена правящей элиты. Киммерийское царство (династия) было сменено Скифским, но основная масса населения никуда не делась, составив большую часть населения. Только часть людей последовали за князьями – киммерийцы появляются в Малой Азии и на Балканском полуострове.
Что известно о киммерийцах и скифах?
Согласно античным историкам, скифы трижды господствовали над всей Азией. Первый период продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054 г. до н. э. Таким образом, скифы доминировали в Азии в 36-21 вв. до н. э., в эпоху ранней бронзы. Этот период совпадает со временем существования Ямной культуры и началом Катакомбной. Как уже отмечалось, эти культуры обнаруживают преемственность, но ясно, что период перехода одной культуры в другую отражает какие-то серьёзные социально-политические, возможно, религиозные сдвиги, внутреннюю перестройку. Естественно, что в этот момент Великая Скифия ослабла и потеряла часть влияния на окружающие регионы. Античные источники и отразили общую геополитическую ситуацию, хотя не донесли до нас подробностей.
В период 21-13 вв. до н. э. упоминается «царство амазонок», которое было тесно связано со Скифией. Согласно Помпею Трогу, это царство основали скифские юноши царского рода Плин и Сколопит. Греческие мифические рассказы об «амазонках» явно преувеличенно пересказывают реальные обычаи скифских женщин.
В 16 веке до н. э. зафиксировано появление в Причерноморье культуры многоваликовой керамики, которая нехарактерна для скифов. Одновременно античные источники сообщают о поражении, которое скифы понесли от фракийцев. Кроме того, в это время прекращается Катакомбная культура, к тому же все западные области этой культуры оказываются занятыми общностью «многоваликовой культуры». А за Доном до Урала сложилась Срубная культура, которая продолжала местную традицию. Многоваликовая и Срубная культуры были разделены линией крепостей на Нижнем Дону. Примерно в 14 в. до н. э. скифы восстановили своё господство на территории современной Украины. Срубная культура восторжествовала.
Примерно в 1100-1000 гг. до н. э. Срубная культура распадается. Появляется различие между «скифами» (восточная часть прежней общности) и «киммерийцами» (западная часть). Но это не были два разных народа. Русский историк Г. В. Вернадский совершенно правильно писал, что «… время от времени новые правящие рода захватывали контроль над страной, и несмотря на то что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев» (Г. В. Вернадский. Древняя Русь). Границей между Киммерийским царством (оно простиралось от Карпат и низовьев Дуная на западе до Приазовья) и Скифией был Дон. Около 800 г. до н. э. рубеж был прорван. Причём, «вторжение» скифов надо понимать не как неожиданное нападение нового, чужого народа, а как внутрисистемное изменение (скифы и киммерийцы относились к одной древней цивилизации, культуре). Примерно в 800 г. до н. э. в южнорусских степях сменилась политическая власть, одна династия была сменена другой. Это косвенно подтверждает и Геродот. Он сообщает, что наступление скифов вызвало раскол среди киммерийцев. Правящая элита решила сопротивляться до конца, а простой народ поддержал «захватчиков». Началась гражданская война. Киммерийская правящая элита потерпела поражение, и скифы заняли территории Приазовья и Причерноморья фактически без боя. Исходя из этих данных, Вернадский даже предположил, что киммерийская элита была инородной по отношению к простому народу. Н. И. Васильева (автор исследования «Великая Скифия») говорит о кризисе социальной системы: произошло «загнивание» правящих классов, распад общества на группы, потеря обороноспособности. Во время падения Киммерийского царства не было полной смены населения. Были свергнуты только правящие слои. Пришедшие скифы образовали новую элиту.
В 7 в. до н. э. начался третий этап господства скифов над Азией. Скифы вторгаются в Мидию, Сирию, Палестину, создают в Малой Азии своё государственное образование. Тот факт, что скифы имели мощное войско, способное успешно бить армии развитых государств, говорит о развитой экономике Скифии. Она позволяла вооружать большие армии, формировать флоты.
Внутри Великой Скифии выделялось несколько областей, территориально–политических объединений. Это скифы, с которыми греки вступали в непосредственный контакт, они занимали территорию от устья Дуная до Волги.
Их восточными соседями примерно с 6 века до н. э. были сарматы-савроматы. Первоначально они занимали территорию южного Приуралья. Сарматы, видимо, были потомками части Андроновской культуры. Эта культура развилась на основе Ямной и охватывает период времени XVII—IX веках до н. э. Примерно в 600 г. до н. э. сарматы вышли к Волге и Дону, а во 2 веке до н. э. заняли всё северное Причерноморье, фактически повторив «опыт» скифов. Согласно Геродоту, сарматы были потомками скифов и «амазонок», говорили на «испорченном» скифском языке. То есть скифы и сарматы были одним народом, они имели небольшие территориальные различия и разные правящие династии.
Земли к востоку от Каспийского моря, Приаралье и Среднюю Азию занимали массагеты (в Индии и Персии их называли саками). Персидские источники говорят, что во всём этом регионе проживал только один народ – саки.
Ни один из древних авторов, которые писали о древних скифах, не указал на серьёзные языковые различия между жителями Скифии. Это говорит о том, что огромные территории населял один народ. Все названия скифских «народов» – это территориальные обозначения. Вроде славянских «земель», союзов племен периода раннего средневековья.
Период расцвета этой цивилизации – 800-400 годы до н. э. (третий этап господства скифов в Азии). В это время на юге Великая Скифия включала в сферу своего влияния Персию, Северную Индию и северо-западные области Китая. Во многих странах правили династии и правящие элиты, которые имели «арийское» происхождение. Римский историк Помпей Трог сообщает, что скифы были родоначальниками Парфянского и Бактрийского царств. «Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побеждёнными чуждым владычеством».
Неудачу потерпели, и попытки македонян расширить свою сферу влияния за счёт Скифии. Александр Филиппыч не смог твёрдо утвердиться в Средней Азии, его полководцы не смогли прорваться через Дунай.
Это была самая мощная в военном отношении цивилизация планеты, которая столетиями контролировала огромные территории Евразии. Только геополитические реалии последних столетий не дают историкам признать, что все развитые цивилизации существовали на периферии Великой Скифии. Древний Египет, Древняя Греция, цивилизации Передней Азии, Древняя Индия, Древний Китай – не были пассионарным ядром Древнего мира, им была Скифия. Великая Скифия доминировала от бассейна реки Хуанхэ, Тибета и Северной Индии до Центральной Европы и Палестины. Причём, «северные варвары» не только господствовали в военно-политическом плане. Уровень развития их экономики был не ниже, чем у культур Юга. «Варвары» Севера первыми приручили лошадь, изобрели колесницу, вызвав революцию в средствах передвижения. Есть мнение, что и первые шаги в сфере культивации растений были сделаны в районе Среднерусской возвышенности. Наиболее ранние сельскохозяйственные культуры, известные в центрах Передней Азии и Северного Китая – полба, ячмень, просо – происходят из Средней Европы. По мнению Н. И. Васильевой, «по уровню развития «техносферы» жители Восточной Европы и степной зоны Азии не только не отставали от народов тёплых стран, но и значительно опережали их».
Кроме того, на основе мифологии (духовной культуры) «варваров» Севера создано почти всё культурное наследие древнего мира. «Веды» и «Авеста» (как и другие литературные памятники той эпохи) ставшие основой индийской и иранской культур, пришли вместе с ариями с севера. Греческая мифология создана на основе эпоса «варваров», которые пришли с Севера (Гипербореи). Почти все боги Олимпа, в том числе и Зевс, Аполлон, Лета, Артемида, Арес, Посейдон и пр., имеют не греческое происхождение, их образы принесены в готовом виде с севера. На юге их только приукрасили. Есть предположение, что первая письменность, к которой восходят все системы прогрессивной слоговой и алфавитной письменности, которыми пользовались культуры Средиземноморья и Южной Азии, также была создана в Северной Евразии. К примеру, такого мнения придерживается Г. С. Гриневич – автор работы «Праславянская письменность».