Кто такие тептяри откуда они появились

Кто такие тептяри откуда они появились

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

«О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга»
(сура «Аль-Худжурат», аят 13)

Ризаэддин хазрат родился в 1859 году в деревне Кичучат (Кичучатово) Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан). Р. Фахреддин происходил из рода потомственных мулл. В свое время его дед Сейфутдин Субханкулов (1776 г. р.) служил муллой в Кичучате всю первую половину 19 столетия. Позже трое его сыновей пошли по стопам отца.

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Ризаэддин Фахреддин с семьей

Вопрос о происхождении и национальности Ризаэддина Фахреддина часто становился предметом жарких споров между татарскими и башкирскими историками. Проблема заключается в том, что в дореволюционной России население делилось властью прежде всего на сословия, и конфессиональные группы, а не народности (национальности).

В метрических книгах, ревизских сказках и других официальных документах указывалась сословная принадлежность человека. Среди мусульман Поволжья и Урала в 18-19 вв. были распространены такие сословия, как ясачные татары, служилые татары, мещеряки, башкиры, новобашкиры, тептяри, казаки и др. В зависимости от сословия менялись налоги и повинности человека перед государством.

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Ризаэтдин Фахретдин: «Для меня узнать даты рождения учёных дороже, чем ведро золота»

Кто же такие тептяри?

Карл Вильгельм Миллер в конце 18 века дал следующее определение сословию тептяр:

Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которая в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собралась из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфимской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени.

Татарский этнограф Гайнуддин Ахмеров, одним из первых в 1908 году написавший научный труд о тептярях, приводит такое описание:

Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.

… Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.

Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский…

…сами тептяри называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами…

Его предки происходят из деревни Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне д. Большие Ширданы Зеленодольского района). Чтобы не подвергнуться насильственному крещению, они были вынуждены переехать на восток и в результате осели в деревне Кичучат Бугульминского уезда Самарской губернии. Данная родословная была написана Галимджаном Баруди на основе официальных документов и приводится Ризаэддин хазратом в “Асаре”.

Таким образом, род Ризаэддина Фахреддина происходит из казанских татар села Большие Ширданы, что находится на высоком берегу Волги. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, его прадед Юлдаш был вынужден переселиться на территорию современного Альметьевского района республики Татарстан. Однако необходимо отметить, что сам Ризаэддин хазрат не любил использовать название “татары”, а вместо этого предпочитал использовать определение “казанские тюрки”.

Также на эту тему читайте:

1. Ахмеров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320.

3. Ризаэддин Фахреддин. Асар. 3 һәм 4 томнар. — Казан: Рухият, 2010. — С. 364 (на татарском языке).

Источник

Тептяри

Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Типтәр

Содержание

Общая численность тептярей по переписи 1926 г. составляла 27,4 тысяч человек (в последующих переписях как отдельная группа не выделялась).

Живут в Татарстане, Башкортостане, Пермской, Оренбургской, Свердловской областях.

Большая часть тептярей пользуется мензелинским и близким к нему бирским говорами среднего диалекта татарского языка.

Верующие тептяри – мусульмане-сунниты.

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Традиционная одежда тептярки

История

Начало формирования тептярей относится ко второй половине XVI в. Наименование «тептярей» первонач. имело лишь определенный социально-экономический смысл (обозначало припущенников – людей, поселившихся (на тех или иных условиях) на башкирских землях). Среди них были татары, башкиры, бесермяне, марийцы, мордва, удмурты и чуваши.

Этимология термина «тептярей» восходит к персидскому слову «дэфтэр» («тетрадь»), заимствованному арабами и употреблявшемуся в значениях «список», «тетрадь-регистр для записи податного населения и судебных решений». Дореволюционные историки (Г.Н.Ахмаров и др.) отмечали, что именно в подобных тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.

В начале XVIII в. припущенники подразделялись на тептярей и бобылей, при этом под первыми обычно имелась в виду их тюркоязычная часть (татары, чуваши, башкиры), под вторыми – финноязычная (марийцы, удмурты, мордва).

К середине XVIII в. тюркоязычная часть тептярей стала обособляться в самостоятельную этническую группу. Основу тептярей составляли татары, башкиры, ассимилированные чуваши, а также небольшое число бесермян и марийцев.

В 1780-е гг. тептяри находились в ведении Уфимской казенной палаты, с 1798 г. – Оренбургского военного губернатора. По характеру повинностей и налогов тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.

В 1790-е гг. тептяри были переведены в разряд военно-служилого населения (правительством были сформированы 2 тептярских полка, которые существовали до 1835 г.). Со второй половины 1830-х гг. тептяри перешли в ведение местного гражданского начальства, но продолжали поставлять рекрутов и выплачивать налоги на содержание Оренбургского (затем Уфимского) казачьего полка.

В 1855–1865 гг. находились в составе башкиро-мещерякского войска.

В первой половине XIX в. тептяри расселялись в основном в северных и западных районах Башкирии (по нижнему течению реки Белая, в западной части бассейна реки Ик) среди башкир-вотчинников, перенимая у них многие культурные и языковые особенности. Этому способствовало то, что тептяри селились не только обособленно, но и образовывали поселения («концы») в башкирских деревнях.

В XVIII–XIX вв., с увеличением численности татар в местах компактного проживания тептярского этносословия, усиливается влияние татарской культуры и языка на процессы формирования этнокультурной идентичности тептярей. Материалы Всесоюзной переписи 1970 г. (по Башкирской АССР) показывают, что тептяри в большинстве случаев причисляли себя к татарам.

Многие этнокультурные признаки позволяют считать тептярей особой этнографической группой татар Среднего Поволжья и Приуралья.

Традиционные занятия

Основные занятия тептярей ‒ земледелие и животноводство (до 1930-х гг.). Возделывали овёс, просо, пшеницу, рожь. В некоторых районах компактного проживания тептярей (учалинские тептяри) преобладало скотоводство. Занимались охотой, пчеловодством, рыболовством, лесными и другими промыслами.

Традиционная культура

Традиционная культура, хотя и имела ряд особенностей, мало отличалась от культуры татар Волго-Уральского региона в целом.

В жилищах тептярей доминировали элементы, близкие по стилю к имевшимся в домах казанских татар Предкамья и Предволжья.

Самобытность одежды тептярей ярко демонстрирует женский костюм, основным предметами которого в XIX – начале XX вв. были большой калфак, особые покрывалообразные головные уборы (баузы яузык, ерпэк), нижняя и верхняя одежда приталенного покроя (эч билле, биш билле, кулмэк, ыштан и др.), узорная кожаная обувь с декоративным оформлением, одежда с узорным ткачеством, например нагрудники (кукрэкчэ) с тамбурной вышивкой.

Демисезонной одеждой тептярей были бешмет, казакин (в местах совместного проживания с татарами-мишарями), чекмень (чикмән), зимней – овчинная шуба (тун).

Ювелирные украшения были в основном такими же, как и у казанских татар (изу, яка чылбыры, сырга).

Из общественных обрядов и праздников особо выделялись проводы зимы (ташу карау), Джиен, а также Сабантуй, включавший несколько видов соревнований и игр (карга боткасы, сорэн, орлык чыгару), Курбан-Байрам и Ураза-Байрам; существовал также летний обряд пожелания благополучия (жертвоприношение, обливание водой).

Литература

Ахмаров Г.Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907.

Исхаков Д.М. Тептяри: опыт этностатистического изучения // Советская этнография. 1979. № 4.

Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993.

Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.

Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки (к проблеме генезиса этничности). М., 2001.

Источник

Тептяри

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Содержание

Формирование

В этом сословии находилась значительная часть припущенников, живших в XVIII — начале XX века среди башкир-вотчинников. [6]

Рахматуллин У.Х считает, что первыми тептярами были башкиры-асаба, вытесненные из своей общины. Попадание в группу тептяр для башкир не означало жесткого закрепления в ней, при благоприятных обстоятельствах башкиры-тептяри могли вновь вернуться в общину. [7]

Миллер считает тептярей частью бежавших из бывшего Казанского ханства после его падения татар, а частью бежавших оттуда же и ассимилировавших в татарской среде финно-угров:

Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которая в половине шестагонадесять столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собралась из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени.

— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. » Часть первая. О народах финского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.

[Татарские поселяна и татары-тептяри]

[Татары-тептяри] наряду с финскими поколениями тептярей как будто особые составляют колена. Кроме находящихся у тептярей разного происхождения татар, есть такие же перемешанные толпы или общества разных татар: в Нагайбацкой крепости при Ике, вышедших из Камы реки. О подверженных Российской державе Ногайских ордах говорено уже выше сего особливо. Кроме тех находящихся у казанских, уфских, оренбургских и иных татар, а наиначе башкирцев, произошедшие частию от оных орд.

— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. » Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.

Со взглядами Миллера схоже описание С. Рыбакова:

— С. Рыбаков. «Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии». С.-П., 1900.

Черемшанский и Городской считают тептярей выходцами из губерний Казанской и Вятской. [8] [9]

По мнению Рашида Шакура,

часть башкир, проживавшая в XVI веке на территории бывшего Казанского ханства «была вытеснена со своих мест проживания формировавшимся в новом ханстве казанско-татарским этносом и, уйдя к своим сородичам-башкирам, положила основу для образования сословия тептярей.» [11]

Черемшанский называет тептярей «беглецами, которые, по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам, удалялись в Башкирию и селились на их общественных землях за известные оброки, как и другие припущенники и впоследствии совокупностью своею образовали отдельное сословие под именем тептярей.»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение:

Тептяри или тептери, народность, живущая среди башкир Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т. душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и тептяри [12]

Татарский этнограф Г.Ахмеров [13] — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям, написанной в 1908 году, приводит такое описание:

Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.
. Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский.
. сами тептяри называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами.

В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками.

Среди современных авторов можно упомянуть А.З. Асфандиярова, Д.М. Исхакова, Р.И. Якупова. В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы. Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу XVIII в. в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов.

Теории о происхождении названия

По происхождению термина «тептярь» нет единого мнения; было создано много гипотез.

Черемшанский в своей работе «Описании Оренбургской губернии» говорит, «что откуда заимствовано это название и как оно характеризует разноплеменную массу народа, неизвестно». [14]

Исследователь Небольсин в 1852 году писал:

«Что за слово «тептярь» — доселе неизвестно. Предшествовавшие мне исследователи утверждали, что «тептярь» — башкирское слово, переводимое русским словом «бобыль», бедный человек.» [15]

В настоящее время распространены две гипотезы происхождения слова «тептяр»:

В Челябинской области есть озеро Тептярги. Башкиры дали такое название озеру из-за поселенцев, поселившихся возле него.

История сословия

Период ясачного сословия

Известны следующие упоминания тептярей в документах:

Административно тептяри с 30-х гг. XVIII в. делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимcкому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».

В 80-е гг. XVIII в. находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.

Период военно-служилого сословия

В 1790 г. тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк. Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля 1798 г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора. Позднее были сформированы еще 2 полка. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова. [18]

Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякского войска Башкирским войском» от 31 октября 1855 г. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры». [19]

Тептярское сословие (также как и сословие мещеряков) перестало существовать в 1863—1865 гг. в связи с упразднением Башкирского войска. Многие тептяри до Февральской революции числились в составе башкирского сословия. [3]

Численность

Численность тептярей по уездам губерний Российской Империи по данным переписи 1897 года

УездЧисленность тептярей
Вятская губерния
Елабужский уезд4220
Сарапульский уезд3568
Пермская губерния
Пермский уезд30
Красноуфимский уезд3649
Осинский уезд1614
Соликамский уезд2
Самарская губерния
Самарский уезд2
Бугульминский уезд43568
Бугурусланский уезд4110
Бузулукский уезд4
Оренбургская губерния
Оренбургский уезд2656
Верхнеуральский уезд13276
Орский уезд1
Троицкий уезд836
Уфимская губерния
Уфимский уезд9001
Белебейский уезд6894
Бирский уезд440
Златоустовский уезд4945
Мензелинский уезд14875
Стерлитамакский уезд3800

Численность тептярей по переписям:

В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 г. — 27 387 человек.

В настоящее время большинство тептярей — в составе татарского народа. [20] [21] Часть тептярей вошла в состав башкир.

Источник

Тептяри — воинственное сословие башкиров

Тептяри сложно отнести к отдельному народу. Скорее их выделяют как сословие или этносословную группу в Башкортостане. Предположительно, формирование ее началось в 17 веке.

Название

Не существует четкого определения этнонима «тептярь». Исследователи принимают во внимание несколько гипотез, устоявшихся на данный момент.

История

Основная версия происхождения тептярей утверждает, что формирование их сословия произошло в 17 веке. Вместе с татарами они переселялись на территории Южного Урала. Тогда тептяри считали отдельным народом, позже оказалось, что нет никаких оснований предполагать у них наличие культурных различий с татарами. Так тептяри были определены в качестве сословия. Они включают марийцев, чувашей, удмуртов и собственно татар, которые бежали из Казани на Урал. Значительное влияние на культуру оказывали башкиры. Это касалось даже нравов и традиций. Влияние было настолько велико, что теперь тептярей и башкиров довольно трудно отличить друг от друга. В 18 столетии тептяри вместе с башкирами и другими представителями народов, живущих на Урале, стали считать военным сословием, что было обусловлено соответствующими чертами характера и приверженностью к военному делу. Люди получили возможность избавиться от уплаты ясака, однако им было велено отправляться на военную службу в случае первой необходимости.

Многие из тептярей воевали. Особую роль они сыграли в крестьянской войне, разгоревшийся в 1773 году, выступая за Пугачева.

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Во время расселения тептяри селились в уездах Южного Урала. Ассимиляции способствовало вливание в состав татар: представители тептярского сословия охотно выдавали своих дочерей за татар и сами стремились породниться, беря татарских девушек в жены. Так культурные особенности постепенно стали исчезать.

Религия

Тептяри в большинстве своем являются мусульманами. Некоторые до сих пор сохранили языческие верования, однако такое явление характерно скорее для пожилых людей.

Традиции

У тептярей всегда были распространены малые семьи. Многоженство встречалось редко, в основном царила моногамия. Патриархат был абсолютно доминирующим явлением. Мужчина распоряжался имуществом и судьбой своих детей. Буквально в каждом вопросе слово отца становилось решающим фактором. Статус женщины определялся и возрастом. Если она являлась матерью, значит ее слово приравнивалось к слову отца. В ведение ее дел входили хозяйство и забота о семье. Она же имела значительное влияние на невесту своего сына.

Когда девушка выходила замуж, ее обязанностью становился уход за домом, скотом и одеждой. За женой сохранялось право требования развода, если ее не устраивало отношение мужа или его родителей к ней. В случае развода девушка получала приданое и могла забрать свое имущество. Однако муж часто оставлял детей у себя и отдавал только в обмен на выкуп. Повторно девушке выходить замуж было запрещено. Сейчас многие традиции упразднили, зато праздники отмечают так же, как и в прежние времена.

На праздник Каргатуй принято готовить пшенную кашу. Это важный день, посвященный пробуждению природы. Проводится он, как следствие, на открытом воздухе. Все люди собираются, чтобы отведать каши, обращаются к духам предков и богам, прося о дожде. На Каргатуй устраивают много соревнований, танцы, исполнение песен. Это чисто языческий праздник, как и Кякук сяйе, отмечаемый близ реки или рядом с горами. Если Каргатуй считается всеобщим днем, то Кякук — это исключительно женский праздник. В этот день девушки должны отправиться в лес и найти кукушку, обязательно взяв с собой угощение. Загадывая желание, девушка ожидает услышать заветное «ку-ку». Если оно звучит звонко, значит ее желание непременно исполнится. На Кякук устраивают много разных соревнований.

Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть фото Кто такие тептяри откуда они появились. Смотреть картинку Кто такие тептяри откуда они появились. Картинка про Кто такие тептяри откуда они появились. Фото Кто такие тептяри откуда они появились

Существует несколько интересных обрядов, которые тептяри переняли у башкиров. Одним из таких является «гусиная помощь». Этот обряд предполагает обход всех соседей с просьбой о помощи. Прибегают к нему накануне праздников. Отказывать в помощи нельзя, также нужно надеть самую красивую одежду.

Помощь называется «гусиной» вовсе не неслучайно, ведь хозяйка в буквальном смысле звала гостей, чтобы они помогли ей приготовить гуся. У всех были свои обязанности: хозяин дома гуся забивал, старшие женщины занимались ощипыванием птицы, молодые мыли ее в проруби. Юноши пели песни и играли музыку на гармошке. Когда начинался процесс приготовления супа из гуся, все гости собирались и играли в разные игры. Обычно это были задачи, требующие спеть, сплясать, сыграть на музыкальном инструменте, пересчитать как можно больше звезд на небе.

Другой обычай — вечерние посиделки. Он хорошо знаком всем, ведь многие любят собраться вместе и пообщаться за чаем, попутно занимаясь шитьем или вязанием. Посиделки сопровождают песни, музыка, легенды, а хозяйка угощает гостей сладостями. Обычай посиделок, в отличие от «гусиной помощи», встречается довольно часто.

Свадьба

Приходить свататься к девушке, до сих пор должны только самые уважаемые члены семьи со стороны жениха. Прийти может даже сам отец. Обязательным условием свадьбы является выплата калыма — выкупа. Раньше сохранялась традиция договоренности свадьбы: стоило ребенку появиться на свет, а его жизнь уже расписывали на много лет вперед. Договор скрепляется распитием баты — кумысом, который разводят водой или медом. Напиток выпивают из одной чаши.

После выплаты калыма следовал обряд бракосочетания, который проходил в доме семьи невесты.

Раньше свадебное торжество могло занять три дня. В первый день за организацию праздника и угощения бралась семья невесты, во второй бразды правления переходили к семье жениха. Праздник неизменно сопровождали игры, скачки, состязания. Третий день становился заключительным, молодоженам надлежало отправиться в дом жениха под шумные песни. Перед тем как уехать, невеста должна была подарить подарки всем своим родственникам. Обычно это были платки и полотенца, сшитые ею вручную. В обмен она получала деньги, скот, птицу. Всю процессию, включавшую сваху, старшего брата или подругу невесты, также важных гостей, возглавлял отец со стороны жениха. Сейчас сохранилась традиция поклона свекру и свекрови. Поклон совершается сразу после того, как невеста зайдет в дом мужа. Затем она должна подарить им подарки. После этого она идет к источнику и бросает одну серебряную монету. До рождения первенца невесте нужно будет избегать родителей мужа, скрывать лицо и не разговаривать с ними. Похищение невесты, имевшее никогда большую популярность, сейчас стало относительной редкостью.

Тептяри говорят на казанском диалекте татарского языка, который является наиболее распространенным среди жителей Татарстана и Башкортостана. Среди распространенных говоров присутствует кряшенский. В диалекте насчитывается множество особенностей морфологии и фонетических процессов, которые изучаются тюркологами и лингвистами. Также есть особое наречие, которое называется тептярским. Оно появилось как смешанный диалект, что объясняется контактированием различных диалектов друг с другом и общением разных представителей населения одной области.

Национальная кухня тептярей совпадает с башкирской и татарской. Самым желанным блюдом всегда оставалась конина, которую подавали вместе с бульоном. Пряности практически отсутствуют, хотя перец («красный» и «черный») время от времени в пищу добавляют, чтобы придать ей пикантности. Распространены зелень и овощи, в том числе петрушка и укроп, помидоры, огурцы, редис. Самой популярной сладостью является мед. Его используют для приготовления знаменитой сладкой закуски — чак-чак. Запивают такое яство чаем, причем иногда мед едят просто так, ведь это лакомство традиционно ассоциируется с богатством.

В пищу употребляют много кисломолочных продуктов, особенно кумыс. Знакомый всем кефир заменяет айран.

У тептярей не встречается различий между первым и вторым блюдами. Бульон может быть настолько густым, что в нем скорее больше мяса и лапши, чем самого бульона. Иногда конину заменяют мясом барана, говядиной или птицей. В любое горячее блюдо добавляются овощи: тыква и капуста.

Вторыми блюдами чаще всего являются пироги. Опять же в пищу могут употреблять всевозможное жареное или тушеное мясо. В него непременно добавляют зелень и овощи, которые служат гарниром. Часто к мясу подают и картофель. Пшеница и рис тоже стали излюбленными видами гарнира. А еще тептяри любят лук, причем добавляют его практически в любое блюдо. Лук редко варят и тушат, предпочитая есть овощ в свежем виде. Бешбармак и манты тоже снискали славу. Все эти блюда довольно сытные, а с учетом употребления кисломолочных продуктов, являющихся основными напитками, кухня тептярей без преувеличения считается одной из самых питательных и богатых калориями.

Пироги тептяри пекут весьма своеобразные. Их начинкой могут служить внутренности животных. Как и другая еда, пироги из слоеного теста являются довольно жирными. Само тесто часто пресное, помимо мясной начинки используют яйцо.

Жизнь

Историки выделяют в эволюции тептярей несколько этапов. Сейчас они находятся в так называемом периоде самосознания. У многих современных тептярей проявляется интерес к истории и культуре. Однако влияние башкир и татар на жизненный уклад сказывается довольно сильно, поэтому в вопросах самоидентификации тептяри все еще не определились, хотя «культурное возрождение» началось еще в середине 80-х годов прошлого века. Башкирская и татарская элита противоречиво относится к попыткам людей найти свою сущность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *