Кто такие удины народность
Удины — сохранившие веру
Удины — автохтонный восточно-кавказский народ, исторической областью расселения которого выступает территория современного Азербайджана. Древние предки удин входили в число влиятельных племен Кавказской Албании: могущественного государства, образованного в II-I столетии до нашей эры. Несмотря на арабское и тюркское влияние, народ сумел сохранить приверженность христианской вере. Уникален и язык удин, являвшийся одним из основных в древней Кавказской Албании.
Название
С древнейших времен народ известен под именами «ути», «уди». Племя «утиев», участвовавшее в Марафонской битве на стороне персов, упоминает в знаменитом труде V в. до н.э. «История» античного автора Геродота. Упоминание народности встречается в памятниках I в. до н.э.-II в. н.э. Страбона, Плиния, Клавдия Птолемея, Гая Плиния Секунда. В V в. н.э. от этнонима произошло название одного из регионов Кавказской Албании — Утик или Ути, занимавшего часть территории современного Азербайджана.
Где живут, численность
В древности удины занимали обширные территории Кавказской Албании, включавшие бассейн реки Куры, область от Кавказских гор до Каспийского моря. Арабское вторжение заставило удин покинуть Нагорный Карабах и большую часть Утика. Народ переселился на территорию современного Габалинского района Азербайджана в село Нидж, где сегодня компактно проживает крупнейшая удинская диаспора.
Численность народа в 1880 г. составляла порядка 10 000 человек. Вхождение в состав Российского государства, прекращение деятельности Албанского католикосата, перешедшего в ведение Армянской церкви, привели к утрате национальной самоидентификации части удин. Поводом к переселению народа с исторических территорий стала Армяно-азербайджанская война 1918-1920 гг. В результате часть удин переместилась в Грузию, основав поселение Зинобиани, впоследствии получившее наименование Октомбери.
Приход советской власти с идеологией атеизма, политика раскулачивания и коллективизации 1930-х гг. привели к сокращению численности населения, миграции некоторых семей в соседние регионы. Негативные факторы привели к значительному сокращению численности народа, составлявшей к 1926 г. всего 2 440 человек. Следующим знаковым событием в истории народа становится Карабахский конфликт, в результате которого около трети удин мигрировали в Россию и другие государства.
Сегодня число представителей народности в мире составляет 10 000 человек. Из них 3 800 человек проживают в Азербайджане (3 697 в Габалинском районе в селе Нидж). В России, по данным переписи 2010 г., зарегистрировано 4 267 удин:
Нидж — единственная зона компактного расселения удин. Отдельные семьи и представители народности проживают за рубежом:
Язык удин выступал одним из основных в Кавказской Албании. На его основе в V столетии создается албанская письменность, получившая широкое распространение. На албанский перевели основные библейские тексты, что привело к вытеснению армянского языка при проведении церковных служб. Со временем письменность вышла из употребления, однако ученым удалось найти литературный памятник, содержащий полный албанский алфавит, состоявший из 52 букв.
Со временем древний удинский модифицировался под влиянием азербайджанского, русского, сирийского, арабского, грузинского, греческого языков. В XIX-начале XX вв. предпринимались попытки создания национальных школ, преподавания на родном языке. Сегодня в начальной школе поселения Нидж ведется изучение удинского языка, разработана письменность, создан букварь.
Внешность
Удины относятся к европеоидам, балкано-кавказской расе, кавкасионскому типу. Иностранцы отмечали высокий рост, хорошее сложение, физическую силу представителей народности. По сравнению с другими народами Кавказа отличаются преобладанием каштановых и светлых волос, среднего роста. К другим характерным особенностям внешности относят:
Одежда
Традиционный мужской костюм удин напоминал общекавказский, отличаясь некоторыми деталями. Нательную одежду представляла рубаха гурат со стоячим воротником, свободные штаны. Поверх надевали облегающий кафтан c высоким воротником — архалук. Наряд подвязывали поясом, декорированным бляшками из серебра, крепили на него кинжал. Головным убором служила папаха из овчины, имевшая конусообразную форму.
Женский наряд похож на армянский, карабахский национальный костюм. Нательная одежда состояла из длинных штанов, доходящей до пола рубахи. Поверх надевали укороченное распашное платье, по крою напоминавшее присборенный в талии архалук с разрезными удлиненными рукавами. Скрепляли наряд поясом: серебряным — в зажиточных семьях, матерчатым — в обычных.
В выходной костюм добавляли длиннополый фартук, завязывающийся в зоне подмышек. Интерес представляет сложный головной убор, состоящий из круглой шапки, поверх которой крепили завязывающиеся под подбородком, соединенные тесьмой матерчатые треугольники. Сверху надевали два платка разных размеров, затем дайну — большой черный платок. Замужним женщинам полагалось прятать нижнюю часть лица, для чего использовали яшмак — небольшой платок, крепившийся на шее.
Семейный уклад
Главой удинской семьи выступал мужчина, имевший решающее слово в общественных и хозяйственных делах. Жили большими и малыми семьями, роды селились рядом, образуя в поселениях фамильные кварталы. Уклад жизни отразился в языке: слова «сосед» и «родственник» у удин однокоренные.
Брачный возраст наступал у девушек в 12-14 лет, у юношей — в 16-17 лет. Девушка 18-20 лет считалась старой девой, выйти замуж в таком возрасте становилось чрезвычайно сложно. Женщина занимала в семье зависимое, полностью подчиненное положение. В ее задачи входили хозяйственные работы, приготовление пищи, воспитание детей. Женщинам запрещалось вступать в общие разговоры, обедать за одним столом с мужчинами, покидать двор без разрешения супруга.
После свадьбы на молодую жену налагался ряд запретов. Среди них длившееся до 15 лет избегание свекров, старших родственников мужа, включавшее сокрытие лица и молчание. После лицо позволялось открывать, однако молчать невестка часто продолжала до конца жизни.
Радостным событием в семье становилось рождение мальчика. Появившаяся на свет девочка могла стать причиной гнева отца, мать нередко били, унижали за рождение ребенка нежеланного пола. Если в семье часто умирали новорожденные, проводили ритуал обмана злых сил. Для этого использовали два метода:
Ритуалы продажи и молочного братства делали участников родственниками, поэтому в будущем членам их семей запрещалось вступать между собой в брак.
Женщина в состоянии беременности и первых 40 дней после родов считалась нечистой: ей давали отдельную посуду, запрещали месить тесто, ходить к родинку. При родах присутствовала повитуха, помимо медицинской помощи исполнявшая ряд ритуалов. Появление крови во время родов приписывали действию злых духов. Чтобы избежать негативных последствий, под подушкой роженицы держали кинжал, чеснок, шампур. Если процесс проходил тяжело, над головой женщины разламывали хлеб, брызгали водой, в которой мыл руки отец ребенка.
На восьмой день устраивали крестины по православным канонам. Крестный отец становился родственником семьи, на протяжении всей жизни крестника играл в ней важную роль: дарил подарки, участвовал в свадебном обряде, становился почетным гостем на любом мероприятии.
Важность роли крестного закреплена в языке: «хашба-ба», как называли его, значит «луна-отец». Термин восходит к древним дохристианским верованиям удин, поклонявшихся луне. Во время празднества крестный обещал родителям сделать жертвоприношение барана на одно из дней рождения малыша. В указанный срок он созывал к себе семью именинника, забивал животное, мясо которого обязательно варили: другие способы приготовления в этом случае не использовались.
Жилище
Поселения удин имели разбросанную планировку, включали один или несколько центров, где располагалась церковь, площадь для общих сборов, различные учреждения. Усадьбу огораживали каменной или плетеной оградой, во дворе располагали хозяйственные постройки, загоны для скота, тандыр — печь для приготовления хлеба.
Традиционное жилище — одноэтажный дом, возведенный из речного камня, сырцового кирпича. Отличительные особенности строения — высокий фундамент с подвалом. Под двух- или четырехскатной крышей оборудовали просторный чердак, где сушили фрукты, разводили шелкопрядов.
До повсеместного распространения стекла, окон в жилище не делали, освещая пространство небольшими оконцами, дымовым отверстием в полке. Днем настежь открывали двери, ночью использовали масляную лампу. В центре дома размещали открытый очаг, позже замененный камином с трубой для вывода дыма. С языческих времен сохранилась традиция поддержания огня в очаге круглосуточно: следить за сохранностью полагалось женщине.
Жизнь
Основные занятия удин связаны с землей: полеводство, табаководство, огородничество, земледелие, садоводство. Основными культурами выступали пшеница, рис, кукуруза, ячмень, просо. В усадьбах преобладали фруктовые сады, где выращивали груши, сливы, алычу, абрикосы, яблоки, инжир, хурму, кизил. Обширные территории занимали плантации грецкого ореха, фундука, каштанов, винограда, тутовника. Разнообразные культуры встречались на огородах: тыква, баклажан, помидоры, мята, кинза, чеснок, огурцы, перец, арбуз, дыня.
Животноводство играло второстепенную роль. Разводили овец, свиней, кур, индеек, крупный рогатый скот. В основном животных содержали в подсобных хозяйствах, использовали для получения молочных продуктов. Мясо в повседневном рационе не присутствовало, появляясь на столах в праздничные дни. Традиционные ремесла обеспечивали нужды народа, произведенные товары не экспортировались. Наиболее развитыми считались гончарное дело, обработка шерсти, резьба по дереву.
Религия
Албанская церковь, к которой принадлежали удины, является одной из древнейших в христианском мире. Распространение новой веры в регионе началось во II столетии, с приходом рукоположенного первым патриархом Иерусалима апостола Елисея. Он заложил в поселении Гисе, сегодняшнем селе Киш, первую церковь, ставшую первопрестольным духовным центром.
Изначально Албанская церковь состояла в единстве с Апостольской церковью Армении. В VI веке провозглашена автокефалия, связанная с захватом Армении византийцами. Однако уже столетие спустя независимость была потеряна, после чего Албанская церковь получила статус автономного католикосата в составе Армянской. В XI столетии усиливается могущество Грузии, стремившейся обратить в собственную веру соседние народы. Это привело к отчуждению значительной части удин в сторону Грузинской православной церкви, что повлекло растворение и полную ассимиляцию представителей народности в грузинской среде.
Захват влияния в регионе Российской империей привел к разделению исторической зоны проживания удин. Существовавший до конца XIX столетия в Нагорном Карабахе Албанский католикосат переформирован в митрополию Армянской церкви. Оставшиеся в Азербайджане удины не принадлежат к определенной церкви, периодически взаимодействуя с азербайджанской епархией РПЦ.
Несмотря на раннее воцарение христианства, в традициях удин сохранились пережитки прежних языческих верований. Яркий пример — праздник Вардавар, приуроченный ко дню Преображения Господня. Характерная особенность праздника — обливание водой и использование роз, выставляющихся на улицах, у дверей домов. Корни традиции ведут к древним праздникам в честь богини водной стихии Астхик и богини-матери, богини любви и плодородия Анаит.
Традиции
Свадебная традиция удин считается одной из наиболее сложных и насыщенных обрядами среди кавказских народов. Традиционный вариант — свадьбы по сговору с уплатой калыма. Практиковались люлечные браки, крайне редко невест похищали, поскольку это считалось серьезным оскорблением семьи девушки.
Свадебная обрядность состояла из следующих этапов:
Основу рациона удин составляла растительная и молочная пища. Повсеместно распространен плов, основой которого в разных вариациях выступают рис, фасоль, каштаны, кукуруза, сухофрукты. Традиционное удинское блюдо, считавшееся повседневной пищей земледельцев, — хариса. Состоит из разваренной до состояния кашицы пшеницы, обильно сдобренной сливочным маслом с добавлением мелких кусков птицы, мяса.
В кухне удин множество блюд из овощей и зелени: баклажанов, тыквы, крапивы, щавеля, помидоров, перцев, капусты. В кулинарии активно использовали орехи для приготовления пирогов, сладостей, создания орехового масла, в качестве добавки в салаты, горячее, супы. Часть блюд заимствована из традиционных кухонь Армении, Азербайджана: долма, шашлык, куриная чыхыртма.
Видео
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Общепринятой датой начала христианской эпохи на территории современной России считается X век. Если быть точнее, то 988 год. Именно в этом году киевский князь Владимир начал крестить Русь, сделав христианство официальной религией государства. Однако славяне были далеко не первым народом (в границах современной РФ), кто отошел от язычества и принял веру в Иисуса Христа.
На целых 6 столетий раньше исповедовать христианство начали удины – одна из древних народностей, населявших Кавказ.
Ученые и этнографы считают удинов, как народ, прямыми потомками древних коренных жителей кавказской Албании. Хотя истоки происхождения этой народности практически полностью потерялись в глубине прошлых веков. Существует несколько исторических упоминаний различных этносов, которых считают предками удинов.
Этнические удины
Некоторые исследователи, ссылаясь на труды Геродота, датированные V веком до нашей эры, считают, что удины – это никто иной, как один из народов Персидского государства царя Дария, называемый греческим историком как “утии”. Однако, если верить Геродоту, местом коренного проживания этого народа был Белуджистан – территория, входящая в состав нынешних Пакистана, Ирана и Афганистана.
Более близкими к истине, по всей видимости являются те историки, которые ссылаются на труды древнеримского ученого Плиния Старшего. В написанной им в I веке до н. э. “Естественной истории” Плиний упоминает о некоем народе Udini, живущем рядом с кавказской Албанией. Если внести коррективы в географию (Плиний не был силен в этой науке), то можно с большой долей уверенности сказать, что удины обитали в прикаспийской части современного Дагестана.
Кавказская Албания
Как бы там ни было, но язык удинов во многом схож с языком документов, созданных в кавказской Албании – государстве, которое возникло на территориях современного Дагестана и Западного Азербайджана примерно в II-I веках до нашей эры. Хотя единого языка в этой древней стране никогда не было, историки все же склоняются к тому, что именно в кавказской Албании стоит искать следы появления удинов как отдельного народа.
Первые проповедники христианства в народе
Если верить удинским преданиям, то крестителем государства кавказская Албания был Елисей – ученик апостола от 70-ти Фаддея. По легенде после того, как Елисей был рукоположен в сан епископа, он прибыл в страну удинов. Тут новоиспеченный епископ построил первую церковь и начал проповедовать христианство. Все это происходило в некоем городке под названием Гис. Кстати, тут же через несколько лет проповедований язычники и убили Елисея.
Церковь удинов в Азербайджане
Историки и исследователи пришли к выводу, что летописный город Гис – это современное село Киш. Находится оно в Азербайджане. Еще не так давно этот населенный пункт был удинским. Здесь хорошо сохранился христианский храм XII века, в котором сейчас расположен музей. Легенды гласят, что этот храм верующие построили на месте церкви Елисея. Интересен и тот факт, что Елисей является исключительно “местным” почитаемым святым. Ведь в Армяно-Григорианской церкви (к которой в настоящее время принадлежат удины) этот святой не канонизирован.
Обращение удинов в христианство
Согласно летописям, правящие круги в кавказской Албании начали принимать христианство в 370-х годах. До этого Армения и Грузия уже были крещены, так что для проповедников веры во Христа в регионе были созданы весьма благоприятные условия. По историческим данным, с начала своего существования Албанская церковь имела широкую автокефалию, дарованную ей Константинополем.
Албанская церковь
Однако на IV Вселенском соборе (451 год) монофизитство – учение о единой природе Бога Иисуса Христа (которое исповедовали все 3 кавказские церкви), было подвергнуто осуждению. После этого в 554 году на Двинском соборе Албанская, Армянская и Грузинские церкви вышли из-под константинопольской юрисдикции и стали независимыми. Грузины обратились в православие, а армяне и албанцы сохранили приверженность к монофизитскому учению. В последствии Албанская церковь утратила автономию и была поглощена Армянской.
Интересен тот факт, что удины, даже после принятия крещения, ревностно соблюдали отдельные языческие обычаи и правила. Так, в удинском доме очаг никогда не гас – горение в нем постоянно поддерживалось. Считалось, что таким образом, род (семья) постоянно живет.
Еще более интересный обычай удинов, который они принесли с собой из языческого прошлого – молиться на Луну. Даже ставши христианами, они преподносили вечерние и ночные молитвы не иконы, а именно на ночное светило.
Где сейчас проживают удины
В настоящее время удины не имеют какого-либо национального или этнического центра. До начала 1990-х годов наибольшее число удинов проживали в Азербайджане. Однако потом большинство их переселилось в Армению, Россию и Грузию. По переписи 2009 года на своей исторической родине – в Азербайджане, проживало 3 тыс. 800 человек. Причем все они жили в одном населенном пункте – селе Нидж, в Габалинском районе.
Современные удины
Что касается России, то на 2010 год в стране проживали 4 тыс. 127 удинов. В основном они осели на Кавказе и в Ростовской области. Есть небольшие удинские диаспоры в Армении, Грузии, Казахстане и Украине. Всего же на планете сейчас живет не больше 10 тыс. представителей этого народа. Народа, который первым был крещен из всех наций и этносов, проживающих на территории современной России.
Удины — от прошлого к настоящему
Кто такие удины и почему они претендуют на армянские храмы? Об этом точно сказал Вольфганг Шульц — немецкий лингвист, профессор, исследователь кавказских языков и один из крупнейших специалистов по удинскому языку. «Начиная с 1992 года, официально поддерживаемое азербайджанскими властями „возрождение“ удин, продиктовано желанием доказать, что удины представляют собой остатки автохтонного сегмента населения Азербайджана, который ассоциируется с одной из этнических групп древней Кавказской Албании, проживавшей в Карабахском регионе задолго до иммиграции армян и постепенной арменизации его коренных жителей. Эта взаимосвязь используется для подтверждения тезисов Азербайджана о том, что Карабах был занят армянами в значительно позднее время, а не был населен ими постоянно. Таким образом официальная „забота“ об удинах тесно связана с „использованием“ их в качестве главного свидетеля неармянской истории Нагорного Карабаха».
Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке. Иллюстрация: Max Karl Tilke
Геродот и иже с ним
Происхождение удин теряется в глубине веков. Принято считать, что удины — прямые потомки населения древней Кавказской Албании. Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории». Описывая Марафонскую битву, древнегреческий историк писал о том, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты «утиев».
Персидские войска. Марафонская битва. Источник: factinate
Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» древнеримского писателя-эрудита Плиния Старшего. Он пишет о некоем племени, жившем на берегах Каспийского моря, недалеко от Кавказской Албании. Однако то место, где Плиний располагает удин, не соответствует реальному географическому объекту, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном.
Плиний называет это племя скифским, хотя, по свидетельству ученых, у удин практически нет заимствований из иранских наречий, которые бы могли свидетельствовать о том, что они — скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана.
Греко-римские историки называли область Кавказской Албании Отеной или Утиком — последнее созвучно со словом «удины». И область эта располагалась не в приморском Дагестане, а в долине, образуемой слиянием рек Аракс и Кура и ограниченной с запада Нагорным Карабахом. Можно, конечно, предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но точных свидетельств на этот счет нет.
Доподлинно известно, что в Албании не было единого разговорного языка. Античный историк и географ Римской Греции Страбон вычислил, что албаны на Кавказе делились на 26 племен, которые практически не понимали друг друга. Вполне может статься, что удины и были одной из народностей этого древнего государства, которой удалось избежать полной ассимиляции.
Более поздние историки — Аполлоний, автор «Аргонавтики», а также историк и государственный деятель Полибий — указывали местом проживания удин территории от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, вдоль побережья реки Куры.
Обращение в христианство
Иллюстрация: Апостол Елисей. Мозаика церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция. XIV век. Источник: Демид
В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Исторически достоверное крещение удинов относится к концу IV века. К тому времени Григорий Просветитель уже обратил в христианство Армению. Согласно трудам армянского историка Моисея Каганкатваци (VII век), Григорий крестил и правителя Албании Урнайра. Есть также мнение, что распространение христианства в Албании связано с деятельностью внука Григория Лусаворича — Григориса, ставшего первым епископом Албании. В 70-х годах IV века в Албании было принято христианство, центром которого стал город Барда (Партав), расположенный в области Утик, то есть на земле удинов.
Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали Албанской церкви, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви рукополагался армянским католикосом. Албанская церковь была автокефальной, как Армянская и Грузинская. В 451 году IV Халкидонский собор осудил монофизитство, которого придерживались кавказские церкви, как ересь.
В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось.
В 554 году на II соборе в армянском городе Двин кавказские церкви окончательно порвали с византийской. Грузинская церковь позже стала православной, а Армянская и Албанская сохранили монофизитство. В начале VIII века Албанская церковь утратила свою административную независимость и вошла в состав Армянской церкви.
После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сократилась. Если в VI–VII веках Утик был в значительной степени арменизирован, то с приходом арабов начался активный процесс мусульманизации удин.
В 704–705 одах, после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, Албанская церковь решила вернуться под начало Армянской церкви. С прекращением существования албанской государственности и почти полной ассимиляции албанцев-христиан среди армян Албанская церковь превратилась в автономный католикосат Армянской церкви.
С вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселенном Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар) просуществовал до конца XIX века и был преобразован в митрополию Армянской апостольской церкви. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские, были подчинены Армянской церкви.
Если в XIX веке удины принимали армяно-григорианскую веру, то со временем они ассимилировались с азербайджанцами. Ко времени прихода русских на Кавказ, многие семьи уже считались азербайджанскими, хотя еще помнили удинский язык.
Сегодня удины Азербайджана, где по известным причинам невозможна деятельность Армянской церкви, живут обособленной этно-религиозной группой, сохраняя отношения с Русской православной церковью, имеющей в Азербайджане свою епархию.
На данный момент большинство удин — православные христиане и в качестве церковного пользуются юлианским календарем.
Письменность
Первоначально языком письменности и богослужения в Албании был армянский. Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нем велась церковная служба. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться, были даже попытки перевести удинский язык на кириллическую письменность, но безуспешно.
Сейчас удины пытаются заново составить словарь, азбуку на базе кириллицы, и перевести на удинский Библию.
Быт и нравы
Удинские семьи с удовольствием выращивают орехи, ухаживая за ореховыми садами. Раньше в каждой семье было принято разводить тутовый шелкопряд. Коконы этого шелкопряда сдавали в колхозную контору в качестве сырья для производства натурального шелка.
Удинская свадьба. Фото: zen.yandex
Будучи христианами, удины сохраняли ряд прежних ритуалов языческого толка. К примеру, в удинских семьях сохранился обычай поддерживать огонь в домашнем очаге, читать в определенные дни молитвы на Луну и многое другое. Удины считают непреложной истиной тот факт, что если всерьез соблюдать ритуалы и всевозможные традиции, то в семье будут царить любовь и благополучие.
Незаменимое место в жизни удинов отводится свадьбам. Современный свадебный обряд удинов претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются. По мнению этнографов, ни у одной из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа.
Брак удинов заключался только между очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, скрупулезно выясняют родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны (запрещалось жениться родственникам до седьмого колена). До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. Как только невесте надевают на палец обручальное кольцо, она не просто получает статус помолвленной, но и приобретает право называть родителей своего будущего супруга «мамой» и «папой». Основное приданое невесты — целая гора одеял и матрасов, которые вышиваются вручную родственницами невесты. На свадьбе обычно присутствует от 250 человек и более.
До сих пор у удин сохраняется допотопная традиция: если невеста девственница, то родители жениха идут в гости к сватьям с бутылкой алкоголя, обмотанной красной лентой. Так озвучивается вопрос репутации невесты. И не дай Бог, если она «опростоволосится» — позора ей и ее семье не избежать.
Когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников открыто обращается к Всевышнему с обещанием того, что, когда ребенку исполнится три или десять, или пятнадцать лет, он принесет жертву в виде петуха или барана. В обещанный день приносится оная жертва, кровью которой ставится метка в виде креста на лбу ребенка, готовое же блюдо — вареное мясо или шашлык — раздается соседям да и самим хозяевам. Сей ритуал называется «резать курбан».
Традиционная одежда и кухня удин закономерно схожи с одеждой и кухней народов Кавказа, а их традиционный костюм близок костюму карабахских армян.