Кто такой адмирал бенбоу
Морская гордость Британии
Адмирал Бенбоу был в Англии XVIII века образцом настоящего военного. Одним из тех морских волков, на которых держалась военная мощь страны. Героем он стал не столько благодаря победам, сколько из-за характера.
В честь Джона Бенбоу названа гостиница, которой владеет отец Джима Хокинса — главного героя «Острова сокровищ». Именно здесь начинается действие знаменитого романа Роберта Стивенсона. Сюда приходит Билли Бонс, здесь Джим находит карту Флинта, тут стучит своей палкой слепой Пью. В честь адмирала Бенбоу в XVIII веке была названа не одна гостиница и сложена не одна песня. Он считался национальным героем и национальной гордостью. И все благодаря одному-единственному случаю, который стоил ему жизни.
Адмирал Бенбоу
Адмиралы Томас Филиппс, Джон Бенбоу (в центре) и Ральф Делаваль — герои Девятилетней войны
Он был сыном дубильщика Уильяма Бенбоу, который жил в крайней бедности и умер, судя по всему, от болезней, вызванных пьянством. Джону на тот момент было пять или шесть лет. Несчастья семьи на этом не кончились. Дом дяди будущего адмирала, куда его мать с детьми переехала после смерти отца, сгорел во время лондонского пожара. Так 13-летний Джон едва не остался на улице.
Впрочем, именно дядя чуть позже помог племяннику поступить в морскую академию. Из нее Бенбоу вышел офицером и почти сразу попал на войну. Это был худощавый юноша с болезненно бледным лицом. Его отличала редкая неуклюжесть. Бенбоу несколько раз срывался с канатов и получал травмы. Один раз он сломал ногу, которую чудом удалось залечить. Судя по описаниям, он был еще и долговяз. Высокий и худощавый юноша всегда выделялся из толпы, вот только на флоте лишние пять-шесть сантиметров роста могут обернуться серьезными проблемами. Бенбоу не помещался в стандартном корабельном гамаке — не мог лечь в полный рост. Позднее, став капитаном, она заказал себе в каюту специальную кровать. Возможно, он вообще был первым человеком, поставившим кровать на корабле.
Так или иначе, а сперва он отправился в Средиземное море усмирять берберов. Берберские корсары в те времена были бичом Европы. Причем страдали от них отнюдь не только страны, выходившие к Средиземному морю. Берберы уходили и на север. В середине 50-х один из таких корсаров захватил небольшой островок в Ла-Манше и использовал его как базу для набегов на побережье Англии и Франции. Его выкуривали оттуда без малого семь лет. Карательная экспедиция в Алжире и Тунисе завершилась для Британии, в целом, удачно, а Бенбоу получил два тяжелых ранения и временно оставил службу.
100-пушечный линейный корабль «Британия», на котором одно время Бенбоу служил лейтенантом
Джон скопил некоторое количество денег и захотел открыть собственное дело. Как и его дядя, бывший успешным негоциантом, он подумывал заняться торговлей. Точнее, торговыми перевозками. Именно таким образом зарабатывали деньги во второй половине XVII века многие англичане, французы и голландцы. Суть довольно проста. У тебя есть небольшой корабль, с ним ты отправляешься в Новый Свет, где закупаешь по сравнительно небольшой цене какой-нибудь колониальный товар. Например, хлопок, табак или сахар. С этим товаром ты возвращался в Европу, где его можно было продать с трехкратной выгодой. Впрочем, для такой торговли нужны были официальные бумаги, вроде торговых лицензий, иначе ты рисковал быть обвиненным в контрабанде. Да и покупка собственного корабля была делом недешевым. Так что многие опытные морские офицеры нанимались, например, в Вест или Ост-Индские компании и зарабатывали перевозкой, а затем выкупали свои корабли, заводя собственное дело. Бенбоу, впрочем, пошел третьим путем.
Пошел в торговый дом своего дяди и ходил в знакомое ему Средиземное море, ведя дела в портах Испании, Италии, а иногда даже Османской империи. Впрочем, в 1685-м его корабль нарвался на османских пиратов и чудом отбил атаку. Людей и судно спасти удалось, а часть груза пришлось выкинуть. Бенбоу нарвался из-за этого на серьезные неприятности и решил вернуться в военный флот. В 1686-м он получил чин адмирала и свой первый корабль — 52-пушечный фрегат «Йорк». Вскоре началась Девятилетняя война, ставшая для Бенбоу трамплином для грандиозного карьерного взлета.
На войне, как на войне
Французский флот горит в битве при Ла-Хог
Он даже объявил награду за голову Бенбоу. Надо сказать, что эта история продолжилась и после заключения мира, который был подписан в 1697 году. Власти Франции настойчиво требовали выдать им виновника разгрома в порту. Британия сделать это отказалась. Несмотря на то, что гнев короля-солнца остыл, для многих французских капитанов Бенбоу стал врагом номер один. Еще раньше корабль Бенбоу принял участие в битве при Ла-Хог. Здесь английский флот нанес решительное поражение французской эскадре адмирала Турвиля. Французы потеряли 15 линейных кораблей, которые сгорели дотла. Бенбоу получил в том бою очередное ранение.
Живя в доме Бенбоу, Петр регулярно посещал Депфортские доки, изучая морское дело
Раны и Бенбоу — это отдельная история. Из-за неуклюжести и некоторой расположенности к несчастным случаям он получал их часто. В Девятилетней войне он был ранен трижды. Всего же тело его хранило отметины от 12 различных ранений. Девятилетнюю войну Бенбоу заканчивал адмиралом и весьма зажиточным человеком.
Относительно происхождения его капитала ходили разные слухи. В 1697 году новоиспеченный адмирал купил себе роскошный особняк в Депфорте — пригороде Лондона. Здесь он руководил работой доков. На жалование офицера королевского флота жить на широкую ногу было трудно. Существует мнение, что Бенбоу изрядно поживился во время разгрома Сен-Мало. Полагают также, что во время войны он изрядно пощипал французских торговцев. Как раз в то время в новый дом Бенбоу прибыли нежданные гости. В Лондон из далекой Московии приехали послы правителя этого царства. Речь, конечно, о Великом посольстве.
Получилось так, что Петр, Лефорт, Головин остановились именно в особняке адмирала. Царя решили поселить в Депфорте, а дом Бенбоу был самым роскошным строением в городке. Петр прожил тут три месяца, после чего уехал, а Бенбоу вернулся в свое жилище. Здесь его ждал шок. Дом был разгромлен примерно так же, как в свое время Сен-Мало. Поломанная мебель, разбитая посуда, прожженный паркет, обваленный камин, сломанная лестница, порванные портьеры. Бенбоу пришел то ли в ужас, то ли в ярость и обратился в парламент с требованием компенсировать ему затраты на ремонт. Инспектировать особняк отправили знаменитого архитектора Кристофера Рена, того самого, который отстроил Лондон после Великого пожара. Рен, похоже, тоже пришел в ужас и оценил нанесенный ущерб очень высоко. Бенбоу получил от парламента 350 фунтов на ремонт.
Раненный Бенбоу продолжает командовать эскадрой в бою у Санта-Марты
Восстановлением жилища, однако, занимался уже не адмирал, а кто-то из его помощников. Самого Бенбоу вскоре отправили в Новый Свет командовать расположенным здесь английским флотом. Здесь адмирал сражался сначала с испанцами, а затем с французами.
В 1701 году в Европе произошли большие политические перемены. В Мадриде умер последний представитель испанской ветви Габсбургов Карл II. Это был несчастный, больной ребенок, который не мог иметь наследников по целому ряду генетических причин. Трон Испании опустел, а свои претензии на него заявили Франция и австрийские Габсбурги. Так началась Тринадцатилетняя война за испанское наследство, которое сильно перекроила существовавшие в Европе союзы. Англия и Испания стали союзниками, а Бенбоу получил приказ топить французские суда в Вест-Индии и всячески препятствовать доставке серебра из Нового Света во Францию.
19 августа 1702-го его эскадра неожиданно столкнулась с французами близ города Санта-Марта (современная Колумбия). Под началом Бенбоу было семь кораблей, столько же было и у Жана-Батиста Дюкасса, который командовал французской эскадрой. Вот только два-три судна Бенбоу проигнорировали приказ вступить в бой. Сражение длилось шесть дней. Бенбоу заставил Дюкасса отступить и отдал приказ преследовать неприятеля.
Однако и здесь трое капитанов ослушались адмирала и в погоню не пустились. Бенбоу вел преследования с четырьмя кораблями, Дюкасс решил остановить погоню, развернул корабли и встретил англичан ошеломляющим залпом. Бенбоу получил очередное ранение. Ядро расплющило ему ногу и повредило живот. Адмирал, однако, продолжал командовать, игнорируя советы врачей. Погоня длилась еще два дня, после чего французы оторвались. Смертельно раненного Бенбоу доставили на Ямайку. Здесь ему ампутировали ногу, но от смерти его это не спасло. У адмирала началось заражение крови. Он промучился несколько месяцев и умер в ноябре 1702-го. Вскоре после боя он получил от Дюкасса письмо: «Сэр, в прошлый понедельник я имел мало шансов избежать ужина в вашей каюте, но Бог решил иначе. Что касается ваших трусливых капитанов, повесьте их, они это заслужили».
История последнего боя адмирала Бенбоу имела широкий резонанс. В обществе вызвало восхищение его решение продолжать погоню, несмотря на смертельную рану. Немалую роль в этом сыграли английские газеты, которые описывали Бенбоу как истинного английского героя. В следующие годы об адмирале было сложено немало баллад. Некоторые из них, например, «Храбрый Бенбоу» стали частью английской литературы. Их поют на британских кораблях даже в наши дни.
Адмирал Бенбоу – человек и трактир
Вы слышали про адмирала Бенбоу? Конечно, скажете вы. Кто же не знает про трактир из «Острова сокровищ», в котором началась одна из самых знаменитых пиратских историй. Но оказывается, что трактир назывался не в честь какого-то придуманного книжного героя. А в честь вполне реального и весьма уважаемого в Великобритании человека – героя войны за Испанское наследство, настоящего британского морского офицера – а значит, матерщинника, пирата, но при этом человека чести и настоящего героя. Как в них это уживается, не понимаю. Но, тем не менее, вернемся к Бенбоу.
Все знаю, что в Индии есть такая вещь как касты – и перепрыгнуть из одной в другую не получится никогда. Если ты воин – будешь воином. Если ты дубильщик – им и останешься. На самом деле так принято не только в Индии. В Англии в середине XVII века, тоже было не очень то можно выпрыгнуть из своего привычного круга (собственно, во многих странах и для многих людей это справедливо и сейчас) Но Джон Бенбоу был не таким. Дубильщиком он быть не хотел, но зато хотел стать моряком. И стал.
Карьеру он начал с матроса. То есть кубрик с койкой шириной 20 дюймов, еженедельная плановая порка провинившихся, зуботычины и прочие радости. Плюс гонки по Средиземному морю за пиратами. Но видно, что-то в нем было, так как он смог подняться из матросов в офицеры. А это – серьезный показатель. Потом королем стал Яков II. Он был католиком в протестантской стране. Но это не помешало ему начать выживать протестантов из армии и флота. Бенбоу тоже уволили, а в результате он оказался капитаном торгового корабля. Само собой, когда грянула Славная революция и Якова II скинули – он не расстроился.
Но до этого Бенбоу совершил свой первый славный подвиг. Как командир торгового корабля он ходил из Англии в Испанию и далее в Италию и Ливан. В Средиземном море тогда было весело, а пиратов было много. Кораблю Бенбоу не повезло – он нарвался на пиратов. Но вместо того, чтобы мирно отправиться в рабство или ко дну, будущий адмирал отправил свою команду на абордаж пиратского корабля, выиграл бой и перебил пиратскую команду. Так что в реальности получилось так, что не повезло как раз пиратам. Но на этом история не закончилась. Перебитым пиратам он приказал отрубить головы, засолить в бочке, а по прибытии в испанский порт Кадис сдал их испанским властям и потребовал у них оплату за уничтожение пиратов.
После Славной революции протестантов возвращают на флот. Причем Бенбоу повезло с карьерой, так как тут как раз началась Девятилетняя война. Союз европейских стран пытался умерить французские амбиции. На суше получалось не очень, а вот на море английские и голландские моряки и Бенбоу в том числе пиратствовали славно. Впрочем, французы тоже были не промах кого-нибудь ограбить. В смысле – заниматься каперством. Ведь можно быть просто пиратом, а можно капером. И те, и другие – на самом деле пираты. Но каперы – пираты с разрешения своего правительства и грабят на благо Франции или Англии. Впрочем Бенбоу был ни пиратом, ни капером – он был английским офицеров, то есть грабил французов строго во имя Англии.
Потом война закончилась, а Бенбоу стал командовать доками в Дептфорде. Это было очень неплохое место. Но прославился он в мирный период не тем, что воровал на строительных подрядах, а тем, что в 1698 году в его доме остановилось Великое посольство Петра I. Три месяца Петр познавал английские науки, учился мореходству, курению табака и пьянству. А заодно, царская свита и он сам уделали дом адмирала так, что Бенбоу пришлось писать жалобу в Парламент, чтобы ему возместили ущерб, нанесенный в ответ на оказанную любезность. И кстати, английский парламент в итоге постановил выплатить приличную сумму.
К слову, в мирное время Бенбоу занимался не только доками, но и рулил на строительстве маяка на Эдистонских скалах в Ла-Манше. Но самый свой главный подвиг этот адмирал совершил в конце жизни.
В 1701 году Европа на востоке Европы гремела Северная война, а затем началась еще более крупная – война за Испанское наследство. Если говорить по делу, она была вполне мировой, так как боевые действия на самом деле велись по всему миру.
Адмирал Бенбоу возвращается с командования доками к более серьезному и прибыльному делу и отправляется на охоту за испанским «серебряным караваном» в Вест-Индию. Тут летом 1702 года он и прославился.
В августе 1702 года эскадра Бенбоу встретились с французской эскадрой под командованием Дюкасса. У англичан было 7 линейных кораблей, у французов – всего 4 и еще фрегат. Но 4 корабля англичан, несмотря на отданный приказ, в бой не вступили.
В Бенбоу прилетело ядро, раздробившее ему ногу. Но даже раздробленная нога – оказалась не поводом для того, чтобы оставить бой. Бенбоу не ушел (не дал себя унести) с капитанского места, отбился от окруживших его французов и отдал команду преследовать французскую эскадру. На военном совете все капитаны английской эскадры выполнить приказ адмирала отказались и корабли пошли на Ямайку.
Командир французской эскадры Дюкасс, признавая смелость своего противника, немного позднее переслал ему письмо, в котором были такие строки:
«Сэр, в прошлый понедельник я имел мало шансов избежать ужина в вашей каюте, но Бог решил иначе. Что касается ваших трусливых капитанов — повесьте их, они это заслужили».
Английский трибунал решил немного по-другому – двух капитанов англичан расстреляли за трусость, а одного уволили и отправили в тюрьму. Может быть, это стало одной из причин того, что в дальнейшем, английские капитаны стремились четко выполнять приказы. И когда Нельсон поднял через 100 с небольшим лет сигнал-приказ «Пусть каждый исполнит свой долг», все его исполняли, не считаясь с потерями.
А Бенбоу ампутировали раздробленную ногу. Других вариантов не было. Впрочем, это не помогло и он умер от заражения крови 4 ноября 1702 года. Дело в том, что ногу ампутировали не сразу, а это значит, что гангрена в тех условиях была обеспечена. В Англию он уже не вернулся и был похоронен на Ямайке.
Кто такой адмирал Бенбоу?
Помните, где начинается роман Р. Стивенсона «Остров сокровищ»? В окрестностях английского порта Бристоля, в небольшом трактире «Адмирал Бенбоу».
Когда я читал эту книжку в первый раз, то на название трактира совсем не обратил внимания. Название и название. Адмирал и адмирал. Может, и не было никогда в жизни такого адмирала, может быть, мифическая он личность вроде царя Гороха из русского фольклора?
Оказывается, был такой адмирал в стае британских морских волков. Адмирал Джон Бенбоу (John Benbow) (1653−1702) славно воевал на морях и океанах и за свою отчаянную храбрость стал героем английских матросских песен. Старый пират Билли Бонс, выбирая место для постоя, вполне возможно, и на название трактира тоже сориентировался. Может быть, в какой-нибудь «Голубой канарейке» он бы останавливаться не стал. Но «Адмирал Бенбоу» — это совсем другое дело!
Джон Бенбоу родился в семье дубильщика, но хотел стать моряком и стал им. В 25 лет он, матрос британского королевского флота, воевал в Средиземном море у берегов Алжира с берберскими пиратами.
В 1688 году в Англии произошла так называемая «славная революция», в результате которой король Яков II был свергнут. Королем Англии стал Вильгельм III Оранский (1650−1702), правивший также и Голландией. Это, впрочем, не означало англо-голландской унии. Но, самое главное, протекция католикам прекратилась, и Джон Бенбоу вернулся на королевский флот.
Как раз в это время началась Девятилетняя война (1688−1697). В этой войне коалиция европейских стран пыталась укротить территориальные притязания Франции. Франция к тому времени была самой сильной страной европейского континента. А вот на море ей следовало бояться гораздо более опытных моряков Англии и Голландии.
Девять лет — большой срок. За это время Джон Бенбоу прослужил на разных кораблях офицером и стал капитаном. Он воевал и у французского побережья, и против пиратов на Средиземном море. В 1693 году его корабль принимал участие в осаде французского порта Сен-Мало и в сражениях французскими каперами в Ла-Манше. В марте 1695 года Джон Бейнбоу получил чин адмирала.
По окончании войны Бенбоу назначили руководить доками в Дептфорде. Сейчас Дептфорд — район Большого Лондона, но в то время он был отдельным городком к юго-востоку от столицы. Новому адмиралу сняли под жилье просторный дом некоего Джона Эвелина. Дом этот находился совсем рядом с доками. Настолько рядом, что по приказу Бенбоу в ограде прорубили калитку, чтобы новый начальник смог посещать вверенные ему доки, даже не выходя на улицу.
Только адмирал обосновался в дептфордском доме, как ему пришлось покинуть жилище на три месяца. В 1698 году в январе в Англию прибыло из России Великое посольство, которое возглавлял царь Петр I. Русского царя было решено разместить в самом лучшем доме города. Этим домом оказался дом Джона Эвелина, который снимал адмирал Бенбоу. Поселившемуся здесь царю, стремившемуся постигнуть все хитрости судостроения, за секретами ходить было недалеко.
Кстати, возвращаясь к ныне актуальной в России теме о курении. Именно в Дерпфорде Петр I предоставил английскому маркизу Кармартену право исключительной торговли табаком в России. Кармартен заплатил за эту привилегию единоразово 20 тысяч фунтов стерлингов (или по тогдашнему курсу 48 тысяч рублей). Привилегия позволяла Кармартену продавать в год 3 тысячи бочек табаку. А своим подданным царь дозволил «никоциан курить и употреблять, не смотря на все прежние противные указы и права».
Парламент поручил осмотреть загаженный и поврежденный дом знаменитому архитектору Кристоферу Рену. К. Рен руководил восстановлением Лондона после большого пожара 1666 года и построил собор святого Павла. Рен оценил убытки Дж. Бенбоу, как съемщика дома, в изрядную сумму — 350 фунтов стерлингов.
Джон Бенбоу еще несколько лет прожил в Дерпфорде, надзирая за строительством новых кораблей. В те же годы под его руководством был построен важный военный объект: маяк на Эдистонских скалах (Eddystone Lighthouse). Эти скалы находятся в проливе Ла-Манш в 14 километрах к югу от мыса Рэйм (Rame Head).
Но все же главный (и последний) подвиг в его жизни был еще впереди. В сентябре 1701 года эскадра под командованием вице-адмирала Дж. Бенбоу отправляется в Вест-Индию. Война с Францией продолжалась. Правда, это была уже другая война, которую нынешние историки называют «войной за испанское наследство». Адмиралу поручили перерезать морские пути, по которым во Францию из Южной Америки доставляли серебро.
9 августа 1702 года в Карибском море неподалеку от города Санта-Марта эскадра Джона Бенбоу начала бой с французской эскадрой, которой командовал Жан-Батист Дюкасс. У англичан было 7 линейных кораблей, у французов — 4 линейных корабля и один фрегат. Но командиры 4 линейных кораблей в эскадре адмирала Бенбоу в бой не вступили, несмотря на приказ. Таким образом, Дж. Бенбоу принял сражение в явном меньшинстве. Бой длился 5 дней. 24 августа утром флагманский корабль англичан был окружен кораблями французов. Бенбоу ядром раздробило ногу, но он продолжал руководить морским сражением. Отбившись от противника, он дал команду на преследование врага. Ни один из его капитанов этого приказа не выполнил. Был созван военный совет, на котором все капитаны отказались преследовать французские корабли. Бенбоу приказал уходить на Ямайку, в Кингстон.
Капитаны, ослушавшиеся приказа адмирала, были наказаны за трусость. Двоих из них расстреляли, а одного уволили с флота и посадили в тюрьму.
Сам же Бенбоу скончался 4 ноября 1702 года. Такой исход был неизбежен. Несколько дней с раздробленной ногой достаточно для того, чтобы началась гангрена. И хотя Бенбоу ампутировали ногу, но от заражения крови это его не спасло.
Могила храброго адмирала находится далеко от милой Англии, на Ямайке. Вполне возможно, что Р. Стивенсон специально назвал трактир, в котором начинается действие его романа, именем славного адмирала. Как бы намекая, что главные события будут разворачиваться под тропическим солнцем на одном из Карибских островов.
ДЖОН БЕНБОУ
Имя Джона Бенбоу большинству читателей знакомо по названию гостиницы «Адмирал Бенбоу» из романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ». Моряк, умерший от боевых ран и отличавшийся храбростью, стал популярным в Англии морским героем.
Родился Джон 10 марта 1653 года. Сын дубильщика из Шроусбери (Шропшир), он служил на военных и торговых судах и стал капитаном морского судна в 1689 году. Как мастер морского дела, он под командованием адмирала Эдуарда Расселя участвовал в уничтожении французского флота в битве у Ла?Хога (май 1692 г.), а в ноябре 1693 года бомбардировал французский порт Сен?Мало. Затем моряк преследовал французских каперов в Ла?Манше.
Когда в 1696 году Бенбоу руководил доками Дептфорда, он встречался с Петром I и даже предоставлял ему жилище.
В 1698 году Бенбоу с эскадрой отправился в Вест?Индию и действовал против испанцев. Он был командующим английским флотом в Вест?Индии (1698–1700).
Вторично Бенбоу появился в Вест?Индии вице?адмиралом. В сентябре 1701 года, после начала войны за испанское наследство, король Вильгельм III направил для захвата Картахены, центра торговли в Вест?Индии, эскадру Бенбоу. 19 августа 1702 года Бенбоу, имея 7 кораблей, сразился севернее Картахены с отрядом Ж.Б. Дюкасса. Французы были посланы для доставки боеприпасов и поддержки крепости.
Бенбоу вел сражение 5 дней, однако командиры 4?х его судов, вопреки приказу, отошли, избегая боя. С оставшимися силами Бенбоу не мог выполнить задачу. 24 августа из?за недисциплинированности двух командиров корабль Бенбоу «Бреда» был окружен французами. Несмотря на раздробленную книпелем правую ногу, флагман оставался на юте и руководил боем. Но корабль его пострадал, и капитаны заставили флагмана идти на Ямайку. Французам удалось уйти.
Перед смертью Бенбоу получил письмо от французского коммодора со следующими строками: «Вчера я не имел иной надежды, как на то, что я буду ужинать в вашей каюте. Что же касается ваших трусливых капитанов, то повесьте их, ибо, клянусь богом, они заслуживают этого». Действительно, двоих капитанов военный суд обвинил в нарушении дисциплины и ошибках; они были повешены.
Умер Джон Бенбоу от ран 4 ноября 1702 года на Ямайке, в Порт?Ройяле, и похоронен в Кингстоне. В его честь были названы несколько кораблей ВМС Великобритании.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Джон Бидуэлл
Джон Бидуэлл Джон Бидуэлл, прибывший в Калифорнию в 1841
ДЖОН ФОН НЕЙМАН
ДЖОН ФОН НЕЙМАН (1903—1957)Венгерский еврей Джон фон Нейман был, пожалуй, последним представителем исчезающей ныне породы математиков, одинаково уютно чувствовавших себя в чистой и прикладной математике (как и в других областях науки и искусства). Принадлежа к
Джон Браун
Джон Браун С борьбой американских негров за свои права связано имя Джона Брауна, предки которого приехали в XVII веке в Америку из Англии в поисках свободы совести и демократического строя. Будущий борец за освобождение негров родился в 1800 году в штате Коннектикут – месте
Джон Уилкс
Джон Уилкс Отец свободы Стоял февраль 1768 года. Англия тогда все еще находилась в объятиях мини-ледникового периода, Темзу снова сковало льдом, в Вестминстере было адски холодно. Как-то утром в красивом городском особняке недалеко от Динс-ярд, на месте которого теперь
Джон Кабот
Джон Кабот Эта история произошла пять веков назад. За давностью лет ее подробности стерлись. Остались только скупые факты из жизни этого морехода-первооткрывателя, еще раз доказывающие, что с давних времен морские путешествия были полны опасностей и нераскрытых
ДЖОН КЕРНКРОСС
ДЖОН КЕРНКРОСС Д. Кернкросс родился в 1913 году в Шотландии. После Кембриджа был принят в Форин оффис, с 1940 года он стал личным секретарем лорда Хэнки, который имел непосредственное отношение к секретным службам. От Кернкросса было получено очень много материалов о
Сэр Джон
Сэр Джон Младший сын Капитана Уильяма, Джон, родился в 1532 году. После смерти отца он вел дела совместно со старшим братом. Правда, каждый из них сохранял самостоятельность: Уильям занимался делами в Плимуте, и на плечи Джона легли торговые сделки с Канарскими островами.
ДЖОН КУК
ДЖОН КУК Почему Кук так полюбил Россию и Петербург?Конечно, современному читателю будет интересно узнать, чем же на самом деле занимался в Петербурге Кук. Но прежде уточним, что это не английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель Кук (Джеймс Кук!),
Джон Юз[2]
Джон Юз[2] Царское правительство упорно искало капиталистов, чтобы они около незащищенных южных границ империи заложили чугуноделательные и рельсовые заводы. По-разному складывались судьбы предпринимателей и управляющих русских компаний. Одни, не зная техники, другие,
Джон Стейнбек. Полное имя – Стейнбек Джон Эрнст (27.02.1902 – 20.12.1968)
Джон Стейнбек. Полное имя – Стейнбек Джон Эрнст (27.02.1902 – 20.12.1968) Американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1962 г.).Романы «Золотая чаша», «И проиграли бой», «Гроздья гнева», «На восток от Эдема», «Зима тревоги нашей»; повести «Квартал Тортилья-Флэт», «О мышах и