Кто такой альжан исмагулов
Сначала «съели» Украину, теперь принялись за нас: известный блоггер рассказал об опасности подстерегающей Казахстан
Альжан Исмагулов, известный левый активист и блогер, разоблачающий отечественных неонацистов, ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана». Он прокомментировал попытки казахских националистов лишить официального статуса русский язык, влияние украинского фактора на рост неонацистских групп в стране и возможность кордайских событий повлиять на превращение их в массовое движение.
— Э.К. Что, по Вашему мнению, стоит за многочисленными попытками со стороны националистов лишить русский язык официального статуса?
— А.И. По мнению, нацпатриотов, мы должны знать только одну сторону «Правды» и именно ту, которая не на русском языке. Желательно, на английском языке. Отсюда попытка переписывания истории, замена советского названия «Великая Отечественная война», которое было принято в Советском Союзе на «Вторая Мировая война» принятое в англоязычной историографии. Чем меньше людей будет слушать и слышать русскую речь, читать учебники и СМИ на русском языке, тем легче внедрить народу новую инфоматрицу западного образца. Те, кто этого добивается — хотят превратить страну в обычную западную экономическую колонию. Ведь на Западе капитализм и никто не будет уступать место нашей стране. А это значит, мы будем сидеть на задворках Старого Мира. Те же, кто пытается это сделать надеются получить кусочек пирога со стола западных хозяев. Эдакие гауляйтеры. Лишаешь языка, значит полностью отключаешь целый культурный пласт, целую цивилизацию. А это значит, уменьшаешь образованность людей. А менее образованными управлять в колонии легче, чем более образованными.
Но конечно же, всё это обильно смазывается маслом «патриотизма». Якобы, уничтожая русский язык, мы улучшаем среду для казахского языка.
Комиссия США отметила развитие в сфере религиозных свобод в Казахстане
Китай и Казахстан начали совместную работу по увеличению пропуска грузов на границе
В Казахстане прекратили более 14 000 незаконных административных дел
В Кыргызстане предотвратили попытку государственного переворота
— Э.К. Не кажется ли Вам что казахские ультраправые черпают идеи у своих украинских коллег? В связи с чем и попытки добиться признания «Голодомора» с рекламой «документального фильма» Мамая, и призывы запретить коммунистическую идеологию.
Создается стойкое впечатление, что по нашим странам работают из одного центра. Сначала «съели» Украину, теперь принялись за нас. Так сильно переживают за нашу страну, аж кушать не могут. Конечно же, основная цель не мы, а Россия. Мы нужны для создания пояса напряженности вокруг России и для обеспечения западного мира нашими ресурсами.
— Э.К. После кровавых кордайских событий, которые почему-то именуются «беспорядками на бытовой почве», у казахского национализма и фашизма появился шанс превратиться в массовое движение, способное стать серьезной политической силой?
— А.И. Такой шанс всегда есть, вне зависимости от того были такие события в Кордае или где-то еще. Достаточно, чтобы во власть пришли люди, которые готовы «сдать» страну с потрохами. Украина, как пример. И нужна пропаганда, промывающая мозги годами.
Прямо, в данный момент времени в Казахстане национализм пока находится в маргинальной стадии и не приобрёл массового характера. Национализм — удел маленьких групп населения и отдельных глупых личностей во властных кабинетах. Подавляющая масса населения до сих пор интернациональна. Этому способствует и русский язык, как язык межнационального общения. Ведь у многих еще жива память о том, что мы жили в одной стране, у большинства есть друзья или родственники в ближайшем зарубежье. Простому народу делить нечего.
— Э.К. Что в этих условиях делать интернационалистам и активистам левых взглядов? Есть ли основа для консолидации в целях противодействия фашизму?
— А.И. В данной ситуации активисты левых взглядов стоят перед одной проблемой. Отсутствие классового сознания у людей. Что это такое, классовое сознание? Это понимание причин и следствий своего состояния и позиции в жизни. Когда человек задаст себе вопрос: «почему я должен платить за медицинское обслуживание, если раньше оно было бесплатным, и кто в этом виноват?», — тогда появляется возможность для того, чтобы это сознание проснулось. А пока, люди надеются воплотить «американскую мечту» — стать богатыми, честно заработав. Не понимая при этом, что при нынешнем общественно-экономическом укладе это невозможно. Хотя, с каждым днём всё больше и больше людей уже начинают осознавать, что происходит и требовать того же, что требовали большевики и простой народ перед революциями. Медленно, медленно, но мы движемся в этом направлении. Почему медленно? Потому, что мешают остатки социальных достижений советской власти. Пока еще есть пенсии от государства, но все идет к тому, что только на себя будем рассчитывать и работать до 67 лет. Пока есть отпуска, но кто знает, что будет дальше? Пока есть 8-ми часовой рабочий день. Пока есть бесплатное медицинское обслуживание в экстренных случаях. Пока, всё «пока».
Думаю, активистам левых взглядов нужно сосредоточить внимание на нескольких вещах. Первое: отстаивание правды истории. Левые должны бороться с дискредитацией коммунистической идеи, доказать, что она на самом деле человечная. Но для этого нужно самому стать эрудированным человеком и знать историю. Второе: вести свою пропаганду и агитацию новыми методами. Не использовать закостеневшие термины и выражения, от которых шарахаются люди. Третье: создать платформу для объединения левых сил в политическое движение, обрести политическую субъектность для участия в представительских органах власти, в том числе и в Парламенте. Цели и задачи должны быть четко прописаны, разъяснены и превратиться в план действий. Если мы сумеем осуществить эти шаги, то возможно, Казахстан пойдёт по иному пути развития. Именно развития, а не регресса и деградации.
Альжан Исмагулов: власти прекрасно осведомлены о призывах к межнациональной розни в социальных сетях
О проблемах национализма, ультраправых движений и угрозе распространения неонацизма в Казахстане мы поговорили с известным левым активистом и антифашистом Альжаном Исмагуловым. Он ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав рост националистических настроений и деятельность блогеров, разжигающих межнациональную рознь в социальных сетях.
— Э.К. В течение последних десяти лет идет рост националистических движений и настроений, которые порой поддерживаются сверху. Так, многие эксперты утверждали, что за известными националистическими проектами и лидерами стояла фигура Марата Тажина. Как Вы думаете конфликт между национал-патриотом, членом НСОД Мухтаром Тайжаном и крупным предпринимателем Маргуланом Сейсембаем, который заявил, что на протяжении нескольких лет финансировал деятельность первого, подтверждает эту версию? Он также не исключил, что за финансированием могли стоять другие люди и олигархи, связанные с властью.
— А.И. По крайней мере, внешние признаки конфликта Мухтара Тайжана и Маргулана Сейсембая не говорят о связи с уехавшим пить чешское пиво Маратом Тажиным. Этот конфликт больше напоминает то, что у обоих оппонентов были немного разные взгляды относительно друг друга. Думаю, Сейсембай, как «спонсор» или «заказчик» ожидал неких реверансов в свою сторону от Тайжана, или хотя бы молчание, по той или иной теме, которая затрагивала личные или финансовые интересы олигарха. Однако, Тайжан решил показать, что он «независимый» игрок, который выполнил определённые обязательства, взяв за это деньги, а значит более ничего не должным ему. Мне не хотелось бы рассматривать конспирологические версии, не имея достоверных данных о связи этих троих персонажей между собой. Вполне вероятно, это битва за денежные потоки или за потоки влияния в коридорах власти.
— Э.К. Почему, по Вашему мнению, в социальных сетях действуют блогеры и активисты, которые безнаказанно разжигают межнациональную рознь и им за это ничего нет? Или с известным советником президента и политологами общаются представители турецкой фашистской организации «Серые Волки» и это также остается без внимания властей и правоохранительных органов?
Комиссия США отметила развитие в сфере религиозных свобод в Казахстане
Китай и Казахстан начали совместную работу по увеличению пропуска грузов на границе
В Казахстане прекратили более 14 000 незаконных административных дел
В Кыргызстане предотвратили попытку государственного переворота
Вы не правы, говоря, что это остается без внимания властей. Власти знают о происходящем в сети. Многие неравнодушные граждане пишут заявления в полицию, в Генеральную прокуратуру, в Комитет национальной безопасности. У кого-то заявление списывают в архив, у кого-то возбуждается уголовное дело и дело отправляется на экспертизу. То есть, информации о происходящем у властей хватает. Какие-то особенно социально значимые дела, например, дело бывшего журналиста NUR.kz Манаса Бистаева, призывавшего вырезать русских, сразу доходят до суда, полиция моментально реагирует. В других случаях, когда подозреваемый в преступлении, говорит скрытыми подтекстами, смыслами, витиеватыми фразами, где только эксперт может выявить состав преступления, квалификации следователей не хватает.
К примеру, в частном разговоре, спрашивая консультацию по одному делу, один следователь сказал мне, что дела по статье 147 УК РК (Распространение сведений о частной жизни) практически не умеют расследовать. И таких дел, одно-два. И тем более связывать эту статью с делом о межнациональной розни, когда подозреваемый в преступлении начинает распространять личные данные жертвы в социальной сети, чтобы до него могли добраться радикально настроенные граждане. А представьте себе уголовное дело, в котором несколько тысяч страниц доказательств, а если это ещё и группа лиц. Ведь выявлять связи между лицами, их намерения, цели и задачи, кем финансируется, все это огромный и сложный труд. А наши следователи завалены делами и получается, что времени на распутывание таких сложных дел нет.
Есть еще другой аспект. Я допускаю, что в рядах полиции существуют сотрудники, которые также больны национализмом и поддерживают радикальный национализм, «сливая» личные данные потенциальных жертв подозреваемым, всячески под разными предлогами тормозя уголовное дело, пытаясь его развалить, или просто надеясь на то, что жертва откажется дальше настаивать на расследовании уголовного дела. Ну или банально помогая подозреваемым «сливая» им же информацию и документы об уголовном деле, открытом на них, чтобы они успели спрятать улики, стереть носители информации, поменять телефоны и планшеты.
Или просто начинают искать совсем с другого конца, когда можно было бы посмотреть телефоны подозреваемых для поиска таких сотрудников, помогающих радикальным националистам.
Есть и еще одна возможная причина. Если звёзды зажигаются, то значит это кому-нибудь нужно. Националист бегающий на свободе значит, кому-то нужен. К примеру, власть, напуганная украинскими событиями, сепаратизмом и так далее, создаёт специальные группы людей, или начинает финансировать просто людей, которые своими призывами возбуждают в людях определённые эмоции. К примеру, националисты начинают ругаться в социальной сети с представителями иной национальности. Выводят его на определенные высказывания, в ярости человек может наговорить глупостей. Потом, сдают его в руки органов власти. При этом, все свои высказывания они могут стереть. И остается, только вина этого человека. Нисколько не оправдываю таких людей. Просто, как пример. Так вот, деятельность таких националистов, может быть использована как борьба с потенциальным сепаратизмом. А раз так, то какой-то государственный служащий может посчитать возможным финансирование таких групп и временное предоставление индульгенции в виде освобождения от ответственности.
И последний аспект, который мы не можем не упомянуть. Власти невыгодно увеличение численности преступлений на межнациональной почве. Наша страна, как бы декларирует рай для разных национальностей в плане межэтнического мира. И поэтому, даже если будет много заявлений, то вполне могут их скидывать в архив, отказывать в рассмотрении под предлогом отсутствия признаков преступления или тянуть и не доводить до суда. Чтобы не портить статистику.
— Э.К. То, что президент Токаев предложил дунганской диаспоре лучше изучать казахский язык после известных событий в Кордае, не является ли заигрыванием с национал-патриотическим электоратом и как это вообще объяснить?
— А.И. И да, и нет. Думаю, в данный момент, Токаев стоит перед сложным выбором. Удержать лодку посередине. Нужно учесть и возникающие национальные вопросы, и одновременно не распугать граждан иных национальностей. Любой президент любой страны будет всегда за развитие языка коренной национальности. Мы не учитываем страны, в которых коренное население уступило место переселенцам, а именно США, Канада, Австралия. Заявление Токаева о развитии языка закономерно и правильно. Другой вопрос в том, что почему он это сказал по отношению к дунганам сразу после Кордайских событий? Как мы знаем, знание языка не спасло учителя казахского языка дунганской национальности. Значит, дело было не в том, что дунгане не знают казахский язык. Поэтому, в данном конкретном случае, думаю Токаев дал понять, кто «хозяева» в нашей стране, и это есть определённое заигрывание с национал-патриотами.
Казахстан: Операция «Декоммунизация»? Ч.2
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также в закон «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» по вопросам парламентской оппозиции». Напомним, в данном законе впервые в Казахстане вводится понятие «парламентской оппозиции», которая будет выражать мнение народа и поднимать волнующие все население вопросы.
Сегодня в казахстанском парламенте представлены три партии — Nur Otan (партия власти, председателем которой является первый президент республики, Лидер нации Нурсултан Назарбаев), демократическая партия «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК). В количественном выражении от Nur Otan в парламенте представлены 84 депутата, по 7 депутатов у «Ак жол» и КНПК, еще 9 – так называемых нефракционных депутатов – это выдвиженцы от Ассамблеи народа Казахстана.
На фоне новостей о рассмотрении и принятии данного закона в Казахстане прошли еще несколько немаловажных событий, которые, как кажется, являются пазлами одной картины.
Во-первых, президент Казахстана поручил создать Государственную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий для восстановления исторической справедливости.
3 июня депутат партии «Ак жол» Берик Дюсембинов обратился с официальным запросом к заместителю премьер-министра Ералы Тугжанову, в котором от лица партии призвал начать работу по признанию «Ашаршылык» (Великого голода 1932-1933 гг.) фактом геноцида.
Параллельно с этим в казахстанских СМИ стали появляться откровения историков и экспертов, призывающих запретить в Казахстане советскую символику.
– Как вы расцениваете вбросы о том, что коммунистические партии и символику надо запретить?
А как они отнесутся к той исторической справедливости, где большевики и коммунисты впервые за 205 лет с момента вступления Казахского ханства в Российскую империю в 1731 году дали Казахстану настоящую независимость, образовав в 1936 году Казахскую Советскую Социалистическую Республику со своей Конституцией, Флагом, Гимном, Верховным Судом, Верховным Советом, своим правительством, министерствами, и даже со своими руководителем? Все признаки независимости присутствуют.
Признав коммунистов преступниками, они выбивают краеугольные камни из-под нашей независимости. Ведь тогда и законы Казахской ССР были незаконными? Значит, Казахская ССР создана преступниками? И Жумабек Ташенов, член ЦК КП Казахстана, тоже преступник? Или Динмухамед Кунаев? И все наши герои, бившиеся за Родину под Советским флагом тоже преступники? Или наши солдаты-герои, но воевали на стороне преступников? Что за историческая шизофрения? Заметьте, что эти вбросы происходят на фоне реабилитации фашистских коллаборационистов, типа Мустафы Шокая, которому ставят памятники и называют в его честь улицы в Казахстане. Но то, что Шокай работал с нацистами, пока громко не говорят.
Заметьте, что нет ни одного исторического документа, в котором было бы сказано, что нужно уничтожать казахскую нацию. Раскулачивание происходило только в отношении баев и кулаков, которых было всего 34 893 человека, что является всего 0,682% от общей численности населения Казахстана (согласно справке ОГПУ). Раскулаченное добро уходило в пользу народа. Может, те кто призывает к запрету советских символов соскучились по баям и кулакам? Если Казахская ССР является государственным образованием созданной преступниками, то разрывается наследственная связь. И Республика Казахстан не имеет прав на наследие Казахской ССР. В том числе, и на Великую Победу 9 мая 1945. Тогда победили другие – советские казахи, а не те, кто осудил советскую реальность.
Данияр Ашимбаев (Д.А.): Тема репрессий, на мой взгляд, чрезмерно политизирована. И с каждым годом она все больше становится пространством для политических игр и заявлений. Серьезного исторического анализа периода коммунизма у нас никто не делал. Хочется напомнить, что даже партия «Алаш» и правительство Алаш-Орды, к которым частенько апеллируют, не выступали за государственную независимость, что пытаются им приписать. Но «Алаш» выступал за автономию в составе России. То есть реальные исторические оценки мало кого интересуют. Возьмем, к примеру, фигуру Жумабека Ташенова — председателя Совета Министров КазССР, который якобы боролся против передачи казахских районов Узбекистану, Туркмении и Целинного края — в пользу России. Но если смотреть документы, картина возникает совершенно иная. К примеру, Ташенов делал доклад по передаче Бостандыкского района Узбекистану и по его докладу район и передали. Что касается Целинного края, то вопрос не стоял о выделении его из состава КазССР с дальнейшей передачей РСФСР. Напомню, что освоение целины было одним из важнейших проектов экономической политики Хрущева. Но финансирование шло через Алма-Ату. И, естественно, какая-то значительная часть денег до целины попросту не доходила. И идея создания Целинного края прежде всего преследовала цель, чтобы финансирование шло напрямую из Москвы, минуя Алма-Ату, которая на бюджетные потоки, как всегда, имела свои планы. Против этого Ташенов и возражал, но сильно сомневаюсь, что он грозил Хрущеву «обращением в ООН». Борьба с так называемым «целинным сепаратизмом» имела место быть только через три года после отставки Ташенова, и он был жестко подавлен республиканским руководством. То же самое можно сказать и о вопросе передачи Мангышлака Туркмении. На самом деле вопрос стоял о передаче нефтегазовых месторождений в подчинении «Туркменнефти» в рамках создания межреспубликанских «кластеров», как бы их назвали сейчас. Разговоры эти были тоже много после отставки Ташенова. Вот и получается, что из советского чиновника сделали эдакого «борца за независимость». И это ж не единственный пример!
Или взять тему «голодомора». Сначала было 10 миллионов погибших, потом 20 миллионов. Сейчас уже кто-то про 60 миллионов заговорил. И объясняют тем, что у Сталина якобы были антиказахские и антитюркские взгляды. Но если посмотреть на другие тюркские республики, где проходила коллективизация, то там таких перегибов не было. Один уважаемый историк, анализируя документы того периода, обращал внимание на то, что для проведения коллективизации в казахские районы отправляли казахов, а в русские – русских с тем, чтобы не было национальных конфликтов. И те перегибы, которые привели к плачевным последствиям, были, собственно, нашими же кадрами и организованы.
Голод был обусловлен не только политикой центра, но в значительной степени самодеятельностью на местах. В одном исследовании отмечалось, что Москва выделяла в начале голода значительные средства на восстановление поголовья скота, но – цитирую – «средства эти были использованы не по назначению». Проблема в том, что те казахские политические деятели, которые проводили ускоренную коллективизацию, сами стали жертвами репрессий 1937–1938 гг., что как бы сняло с них политическую ответственность. Но любой, кто будет работать с документами тех лет, поймет, что проблема была вызвана радикализмом казахских же партийных работников.
Известно, что казахи из-за коллективизации и голода вынуждены были бежать в Туркмению, Узбекистан и Киргизию. Но ведь эти же регионы также подвергались коллективизации, но таких перегибов в других республиках не было. Никто не говорит о голоде или «голодоморе» в Туркмении, Киргизии или в Башкирии.
Для понимания проблем политической борьбы в Казахстане в те годы нужно знать и проблемы социального расслоения в казахском ауле, и фактор родовой борьбы в казахской элите, и идейные конфликты по социально-политической модернизации республики. Но у нас, как вы знаете, структура традиционного общества сильно мифологизирована. В современной литературе сам термин «социальное расслоение» вообще пропал: были только ханы, султаны, бии и батыры. Даже термин «бай» практически перестал употребляться. Как пишет наш видный историк, бывший аким Жамбылской области Омирбек Байгельди: «История свидетельствует, что наш народ был чрезвычайно богат, носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд, ездил в золотом седле, а правители восседали на золотом троне. Собрания проводились в золотых дворцах. А мы – потомки того великого народа. Это никакое не преувеличение, это есть историческая правда».
Про родовую борьбу в казахском руководстве писать сейчас вообще не принято. Идет чрезмерная идеализация и исторического прошлого, и отдельных исторических персонажей, и их взглядов. События, происходившие в республике, вырываются из контекста не только общестрановой, но даже региональной истории, что создает не только путаницу, но и ведет к откровенной фальсификации причин и последствий.
Кстати, отмечу, что так называемые «антиказахские взгляды» Сталина можно сопоставить с такими фактами, что казах Турар Рыскулов был одним из высших руководителей российского правительства с 1926 по 1937 г., а главным органом национальной политики в РСФСР – отделом национальностей ВЦИК – руководили опять-таки казахи Санджар Асфендияров, Абильхаир Досов и Нигмет Нурмаков.
Когда пишут, что казахские «батыры» отстаивали границы республики и ее территорию, не нужно забывать, что такую же борьбу вели и представители других республик и национальностей, у которых были свои представления об этих границах. Забывается, какая борьба была вокруг разделения Туркестана в 1924–1925 гг., которая привела к объединению казахских районов в рамках одной республики. Повышение статуса Казахстана до союзной республики в декабре 1936 г., которое предопределило в том числе и современную историю республики, было инициировано Сталиным, а не сделано по просьбе Алма-Аты.
Говорить о «геноциде», на мой взгляд, это сильное передергивание исторических фактов.
Советскую эпоху в истории Казахстана нельзя оценивать однозначно; в ней были и трагические, и позитивные страницы. Про последние почему-то принято забывать или замазывать черной краской.
Но декоммунизация в Казахстане, на мой взгляд, невозможна. Или давайте сносить памятники или давайте снесем все то, что было построено в советское время. Правда, многие наши ведомства исходят как раз из этого принципа. К примеру, инициатива нашего Минздрава снести 40 старых больниц и построить 15 якобы «новых и современных» – вписывается в этот оборот.
А что касается сноса памятников. Несколько лет назад возник скандал, когда был опубликован документ об увеличении квоты репрессированных за подписью первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Левона Мирзояна. Сразу возникла тема, что «подлый армянин» хотел уничтожить всех казахов. И сразу же улицы имени Мирзояна срочно были переименованы и в Астане, и в Алматы. Но на оригинале этого документа присутствует полтора десятка подписей, половина из которых казахские. Но о переименовании их улиц я нигде разговоров не слышал. Вырывание фактов из контента и насаживание их на либерал-националистические концепты — как правило, очень плохо заканчивается. Неумение делать выводов из собственной истории и трактовка фактов в угоду политическим маневрам — всегда заканчивается плохо.
– Нет ли связи между этими вбросами и законом о парламентской оппозиции? Не идет ли все к тому, чтобы на следующих выборах в парламент коммунистам вход туда будет заказан?
Д.А.: Нынешняя КНПК не является наследником Компартии Казахстана. Прежняя Компартия была переименована в Социалистическую партию и в таком качестве примерно в 1996 году умерла окончательно. КНПК же является отпочкованием от той партии, поскольку Косарев и его соратники посчитали, что Абдильдин движется в фарватере Аблязова, что подрывало идейные основы коммунистов. КНПК как партия состоялась. Даже если в Казахстане запретят слово «коммунистический», она может переименоваться в Социал-демократическую партию и спокойно участвовать в выборах с той же программой. КНПК – это партия, имеющая свой электорат, и которую перед выборами многие хотели бы утопить. Так что здесь может быть элемент партийно-электоральной борьбы. Но я считаю, что запрет коммунистической символики – просто глупость.
А.И.: Законы о парламентской оппозиции никак не связаны с запретом на советскую символику, так как в тексте ничего не говорится об этом, и это никак не влияет на то, будет ли запрещена советская символика или нет. Скорее, от активности КНПК, которая присутствует в парламенте, зависит то, будет ли в Казахстане т.н. декоммунизация или нет. Как она будет защищать советские символы, советскую историю, считает ли она себя наследником Компартии Советского Союза, Советского Казахстана, наследником коммунистов. Ну и конечно же, от нас – неравнодушных граждан, которые защищают советскую Историю Казахстана.
– Какова вероятность того, что в Казахстане будет введен запрет на коммунистическую/советскую идеологию и символику?