Кто такой антикризисный менеджер
Антикризисный управляющий
Особенности профессии
Антикризисные управляющие выполняют следующие функции:
— установление и уведомление выявленных кредиторов должника о возбуждении процедуры банкротства;
— проведение анализа финансового состояния должника;
— определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
— получение и рассмотрение установленных требований кредиторов;
— составление и ведение реестра их требований;
— проведение инвентаризации имущества предприятия-должника и анализа его состояния;
— принятие мер по защите имущества предприятия;
— оформление имущественных прав на объекты недвижимости;
— оценка имущества, составление отчета по утвержденной типовой форме;
— оптимизация финансовых потоков;
— управление конфликтными ситуациями;
— выполнение решения арбитражного суда о реализации одной из процедур банкротства со всей полнотой персональной ответственности за его воплощение.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Профессия считается чрезвычайно престижной. Услуги опытного специалиста всегда востребованы. Кредиторы, довольные результатом работы управляющего, советуют обратиться к нему знакомым, попавшим в похожую ситуацию. Владельцы предприятий, испуганные перспективой потерять свой бизнес, на вознаграждение обычно не скупятся. Девизом грамотного антикризисного управляющего является не «всех за ворота», а «спасти любой ценой». Обновленная компания, поправив свои дела, в конечном итоге создаст новые рабочие места. А специалист, спасший не одно предприятие от полного разорения и закрытия, может рассчитывать на продолжение успешной карьеры.
Минусы
Возможные трудности, с которыми может столкнуться успешный кандидат, – это, во-первых, сопротивление среды и активное противодействие его начинаниям и идеям, заведомо ложное истолкование информации и неточная ее подача как внутри предприятия, так и во внешней среде. Во-вторых, возможен саботаж потенциальных подчиненных, отказ от повиновения, что может привести к конфликтам и хаосу.
Место работы
Предприятия и организации любых форм собственности, находящиеся на стадии банкротства.
Студентов специальности «Антикризисное управление» охотно приглашают на практику и стажировки такие компании, как: Государственное учреждение «Московский авиационный центр», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ООО «Аудит-Балт», ЗАО НПО «Мобильные Информационные Системы», ЗАО «ВТБ 24», ЗАО «Северсталь-ресурс», ЗАО «Инвестиционная компания ФИНАМ», ЗАО «KPMG», ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», Комитет экономики Читинской области, ООО «ЭКСПЕРТ-ФИНАНС» и другие организации.
Важные качества
На должность антикризисного управляющего может претендовать человек, имеющий не только диплом, обширные знания из разных областей, но и определенный жизненный опыт, а также:
— наличие аналитических способностей; умение оперативно ориентироваться в сложной обстановке;
— умение анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, распознать потенциальное воздействие внешних и внутренних факторов, оценить перспективы развития (увидеть слабые, сильные стороны, возможности и риски);
— готовность противостоять внешнему влиянию;
— способность отделить субъективно-эмоциональное отношение от объективной реальности, фактов;
— высокая работоспособность в условиях неопределенности и дефицита времени; умение расставлять приоритеты; продуктивно работать с документами; оперативно решать административные вопросы; работать в условиях сопротивления; владение навыками регуляции эмоционального состояния;
— умение эффективно взаимодействовать на любом организационном уровне, «слушать и слышать», точно без искажений доносить свои идеи и организовать взаимообмен деловой информацией с партнерами (внутри организации и с акционерами);
— управление конфликтами (умение осуществлять контроль за кризисными ситуациями в коллективе, управлять конфликтной ситуацией: нейтрализовать и улаживать возникшие конфликты);
— способность мыслить масштабами всего предприятия и генерировать новые решения по развитию или диверсификации имеющегося бизнеса; видение возможностей, в том числе неочевидных, умение реально оценивать ситуацию и адекватно реагировать при повышении рисков.
Профессия: антикризисный менеджер
Деятельность по антикризисному управлению (crisis management) — сравнительно новая и непривычная для нашей страны. Эти специалисты стали востребованными с тех пор, как в России увеличилось число банкротств.
Особенности профессии
Кто такой кризис-менеджер? Это специалист, который грамотно анализирует бизнес, выявляет слабые и сильные его стороны и вырабатывает ряд мер для выхода из сложной ситуации с минимумом потерь.
В идеале кризисный управляющий обязан ликвидировать долги перед кредиторами, поставить предприятие «на ноги», позаботиться о сотрудниках и сохранении производственных мощностей. А если ситуация совсем плохая, то выгодно реализовать имущество и за счет него расплатиться с задолженностями.
Сделать это способен только настоящий профессионал — талантливый управленец, экономист, отчасти психолог, а также юрист, аналитик, финансист, маркетолог, аудитор и пр.
Деятельность антикризисного управляющего часто происходит в атмосфере, накаленной, что называется, добела, в гуще напряжения и конфликтов. Так что эта профессия требует большой стрессоустойчивости и смелости.
Функции антикризисного менеджера таковы:
— выявление кредиторов и оповещение их о начале процедуры банкротства по решению суда;
— анализ финансового состояния предприятия-должника;
— определение «симптомов» характера банкротства (было ли оно фиктивным, преднамеренным и пр.)
— проработка требований кредиторов, их мониторинг;
— инвентаризация имущества предприятия, меры по его защите;
Плюсы и минусы
С одной стороны, быть антикризисным управляющим довольно престижно. Такие услуги востребованы всегда, а владельцы компаний, столкнувшиеся с риском потерять весь бизнес, не скупятся на вознаграждение.
Но с другой стороны, кризис-менеджер сталкивается с ложью и неточной передачей информации, саботажем работников, откровенным хаосом. Так что это работа не для сентиментальных людей. Нужно уметь лишать работы, сокращать зарплаты, принимать жесткие решения. Особенно сурово все выглядит, если речь идет о градообразующих предприятиях, находящихся на стадии банкротства, — от них зависит финансирование социальной сферы.
Обучение
Получить навыки и знания, необходимые для работы кризисным управляющим, можно в разных вузах страны: в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, Государственном университете управления, Российском государственном социальном университете и пр. В основном, речь идет о специальностях «Финансы и кредит». Но иногда встречается формулировка именно «Антикризисное управление» — такая профессиональная подготовка уже ведется в Российском государственном гуманитарном университете, в Финансовой академии при Правительстве РФ, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и т. д.
Доход
По данным кадровых бирж, сегодня в среднем по России ежемесячный заработок антикризисного управляющего составляет от 35 до 150 тысяч рублей, по Москве — от 50 до 250 тысяч.
Важные качества
Одного диплома для такой работы мало! Успешно вести деятельность антикризисного менеджера может человек широкого кругозора и эрудиции, а также обладающий богатым жизненным опытом. Для успешной работы важно следующее:
— умение быстро ориентироваться в напряженных обстоятельствах;
— умение мыслить на долгосрочную перспективу, комплексно видеть слабые и выигрышные стороны, возможности и опасности;
— большая стрессоустойчивость, нонконформизм;
— талант отделять субъективное отношение и эмоции от реальности и неоспоримых фактов;
— повышенная работоспособность в условиях цейтнота, умение ставить приоритеты;
— усердность, усидчивость, скрупулезность, повышенная концентрация внимания — для кропотливой работы с документами;
— владение техниками самовосстановления эмоциональных ресурсов;
— умение эффективно общаться на любом уровне, слышать людей, четко излагать свои мысли, аргументировать;
— сглаживать возникающие конфликты, успокаивающе влиять на людей.
Описанные качества замечательно развиваются на курсах «Викиум». Так, «Целеполагание» поможет сфокусироваться на главных направлениях деятельности и достигать намеченного; «Эффективное общение» — это онлайн-интенсив для налаживания продуктивных коммуникаций с любыми людьми. Занимаясь на курсе «Развитие внимания», а также на специализированных тренажерах по развитию когнитивных навыков, вы улучшите концентрацию, перестанете отвлекаться на раздражающие факторы. А курсы «Мышление Шерлока» и «Идеальный русский» позволят выйти на новый уровень владения речью, логикой, искусством аргументаций в спорах.
Антикризисный менеджер (а нужен ли он кому то?)
Как всегда времени нет писать подробно с рюшечками, поэтому берите как есть:
Я люблю работать антикризисным менеджером или директором. И всякий раз, когда я прихожу собеседоваться на очередную вакансию в компанию, где мудрые начальники завалили работу и довели компашку до кризиса, происходит одно и то же, а именно:
-Вы сможете решить наши проблемы?
-Для того, чтобы я смог ответить на этот вопрос, мне нужен доступ к нескольким документам (штатное расписание, структура предприятия, бухгалтерский баланс, структура поставщиков и покупателей с оборотами, фактические доходы и расходы)
И каждый раз слышу в ответ:
-Мне не можем предоставить постороннему человеку такие данные.
Неужели непонятно, что мне, как постороннему лицу глубоко наплевать на вашу контору. Даже если я не возьмусь, мне эту информацию сливать или девать некуда. Никому не интересны дела в компании, которая на ладан дышит.
Или вот что непонятно: Ну а кого вы возьмете разгребать ваше говно? Того, кто не посмотрев, что вы из себя представляете, заявит, что он несомненно справится? Тупо как то.
И если случается получить хотя бы какой то доступ к документации, начинаешь работать, происходит вот такое:
-Ты пока не разбираешься в теме (это я то не разбираюсь в теме, как вытащить предприятие из кризиса? Я, который спас уже десяток таких как вы в различных сегментах рынка? А вы стало быть разбираетесь? Нуну, а меня то зачем позвали?
-Не надо менять принципы работы в отделах, не надо увольнять руководителей отдела (а вы не понимаете, что благодаря вашей мягкотелости, вы как раз и попали в такую жопную ситуацию?)
-Зачем ты отменил треннинги? (да потому, что ваши треннинги морально устарели лет на 20, да и сам тренер тоже застрял где то в начале 2000-х, и да, я разбираюсь в треннингах как и во многом другом).
-Мы лучше знаем как нужно извлекать прибыль из этого сегмента рынка, мы на нем давно работаем. (И какие результаты? Забыли что ли, что было пол-года, год назад? Или вас взбудоражили первые три месяца в прибыли?)
-Предприятие работает нормально, может ты как то перестанешь влезать в работу всех и вся? Давай некоторыми отделами мы сами будем рулить? (А зачем вы меня позвали? Ну если сами могли?)
Антикризисный менеджер – плюсы и минусы профессии
Наверное, любое из предприятий испытывало в свое время затруднения в финансовой деятельности. Именно в этот момент ему на помощь должен прийти антикризисный менеджер. Так кто такой антикризисный менеджер? Такие менеджеры присутствуют практически на всех крупных предприятиях. Их деятельность направлена на своевременное проведение качественного анализа работы предприятия. Для чего это нужно?
Главным образом для выявления слабых сторон – в связи с финансовыми дырами, неграмотными решениями руководителей, разного рода попустительств и т. п. на предприятии могут начаться большие проблемы типа банкротства, кризиса или же какого-то иного вида ухудшения в финансовом состоянии. Антикризисный менеджер как раз и занимается спасением организации. Понятно, что такая работа очень трудная и крайне ответственная. Не то чтобы работать, а даже получить такую профессию способен далеко не каждый.
Основными функциями и обязанностями антикризисного менеджера принято считать
: – обнаружение признаков банкротства на предприятии;
– имущественную оценку, составление нужных отчетов;
– принятие мер, связанных с защитой имущества предприятия, при необходимости возбуждение процедуры по банкротству;
– работа с кредиторами;
-улаживание всевозможных конфликтов, работы по инвентаризации; работы по оптимизации в финансовых потоках;
– исполнение решений и требований арбитражных судей и многое еще другое.
Невзирая на массу функций, выполняемых антикризисным менеджером, стоит выделить лишь две основных составляющих его работы:
– недопущение регресса в сфере финансов на предприятии. Данное направление свойственно предприятиям с целым блоком антикризисных специалистов;
– спасение предприятия при совершившихся кризисе или банкротстве. Такая ситуация в основном характерна для организаций, обращающихся к антикризисному менеджменту лишь в критических случаях.
Профессия антикризисный менеджер крайне сложна и ответственна. К антикризисным менеджерам предъявляются довольно сложные, даже несколько специфические требования. Это способность к оперативному мышлению, легкой ориентации в непредвиденных ситуациях и способность грамотно и с перспективой проанализировать ситуацию. Должен четко распознавать влияние всех внутренних и внешних факторов на складывающуюся ситуацию, должен уметь качественно распознавать влияние на ситуацию различных внешних и внутренних факторов.
Также крайне важны способность к профессиональной оценке перспектив работы предприятия, наличие навыков работы с документацией, способность к грамотной расстановке приоритетов, способность в простой форме доносить до окружения сложную информацию. Профессия также подразумевает бесконфликтность и продуктивность специалиста, его внутреннюю уравновешенность. Для трудоустройства антикризисному менеджеру нужно обучение соответствующей специальности в экономическом ВУЗе.
Закончившим ВУЗ для начала рекомендуется некоторое время поработать в качестве арбитражных управляющих. Не нужно строить с самого начала большие планы, поскольку умение быстрого и качественного вывода предприятий из кризисной ситуации приходит со временем. Потребуется ознакомление с большим числом нормативно-правовых актов, познакомиться с работой специалистов более высокого ранга. Ведь деятельность арбитражных судов тесно объединена с банкротствами и иными видами финансовой политики. Постоянная стрессовая обстановка, периодические неудачи, множество обязанностей – до этого, разумеется, необходимо дорасти и уметь грамотно со всем справляться.
Так же предлагаем ознакомиться с профессиями водителя, сварщика и электрика.
На следующем этапе уже можно будет заняться непосредственно антикризисным менеджментом. Опять же, стоит некоторое время поработать в качестве совершенно незаинтересованного лица, к примеру, в «Союзе менеджеров и антикризисных управляющих». В этом некоммерческом партнерстве (НП) можно будет получить весь необходимый опыт работы, а «отстраненное положение» избавит от стрессов. Многие продвигаются дальше, регистрируются в качестве ИП и открывают собственное дело. Так же возможны консультации, на которых антикризисный менеджер дает советы бесплатно.
Распознать проблемное предприятие на сегодня весьма несложно, множество новостных компаний периодически знакомят нас со списками таких предприятий. Разумеется, получить работу на предприятии, подавшем заявление о банкротстве значительно проще, их руководство с радостью примет в свои ряды антикризисного менеджера. Однако требования к нему будут довольно большими.
Теперь стоит еще раз сказать о «плюсах» профессии антикризисный менеджер, которых значительно больше, чем «минусов». Это в первую очередь:
– довольно большая востребованность на рынке труда;
– престижность профессии с несколько гуманистическим оттенком, растущая год от года;
– стабильно высокая зарплата, повышающаяся вместе с карьерным ростом;
– возможность весьма быстрого восхождения по карьерной лестнице и многое другое.
К «минусам» профессии относят:
– работу во враждебной обстановке. Так можно коротко охарактеризовать главный «минус» этой профессии;
– постоянная и весьма значительная ответственность за любые свои действия;
– зачастую сложные отношения с руководством;
– периодическая довольно значительная загруженность, работа менеджеров в кризисной ситуации.
Таким образом, можем сказать, что профессия антикризисный менеджер – это весьма престижная, но, вместе с тем невероятно сложная и крайне ответственная работа.
Узнать больше о профессии можно на видео:
Что делает и сколько получает антикризисный управляющий
Профессия антикризисного управляющего очень престижная и высокооплачиваемая. Но просто так больших денег никто платить не будет – нужно быть высококлассным «спасателем» тонущего бизнеса.
Экскурс в историю
Кризисные менеджеры начали пользоваться очень высоким спросом во время кризиса 2006 года, когда страну накрыло массовое банкротство компаний. Однако первым представителем этой профессии можно смело назвать Алексея Орлова, который сумел вывести Российскую империю не из одного кризиса. Конечно же, тогда никто не знал о существовании подобной специальности, но Орлов стал ее ярким представителем.
Он помог царице Екатерине совершить государственный переворот, свергнув с престола ее супруга – царя Петра III. Позже предложил российскому флоту разбить сильнейший в мире и веками господствовавший в Средиземном море турецкий флот в его же водах. После этого Россия на долгие годы обрела морское господство. Это далеко не все заслуги Орлова перед Екатериной и всей страной, которые характеризуют его как нестандартно мыслящего человека, умеющего искать выходы даже из самых сложных ситуаций.
Особенности профессии
Современный кризис-менеджер занимается тем же, чем в свое время прославился Алексей Орлов. Он приходит в самый сложный для компании или предприятия момент, оценивает риски, условия работы и другие показатели, влияющие на финансовое здоровье. Далее – разрабатывает и внедряет план по спасению организации и выводу ее из кризисного состояния.
Найти все «проплешины» в финансовом секторе и работе руководства и определить другие слабые места может только очень грамотный специалист. Основными функциями менеджера являются:
Чтобы выстроить грамотную стратегию по выводу компании из сложной ситуации, нужно обладать не только большим багажом знаний, но и психологической устойчивостью. Менеджер работает, как правило, в неблагоприятной моральной среде, потому он должен иметь стойкую нервную систему.
Специализации
В антикризисном менеджменте есть два основных направления. Первое – арбитражный консультант. Его особенность заключается в некоммерческом партнерстве. При Союзе менеджеров и антикризисных управляющих содержится арбитражный суд, который выдает компании специалиста в случае ее заявления о банкротстве или возникновении кризисной ситуации. Для начала работы не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, необходима только лицензия.
Второе направление – независимый консультант. Это индивидуальный предприниматель и коммерческое лицо, которое по-настоящему заинтересовано в благополучном исходе антикризисной кампании и дальнейшей судьбе организации, которая его нанимает. Он не только прогнозирует выход предприятия из кризиса, но и участвует в аттестационных комиссиях, оценке платежеспособности предприятия, переговорах с кредиторами, погашении долговых обязательств перед ними и т. д. Уровень ответственности и обязанностей намного больше, чем у арбитражного консультанта, соответственно, и оклад выше.
Где получить образование
Для того чтобы работать в антикризисном департаменте крупной компании или открыть свою собственную организацию, нужно иметь диплом о высшем образовании. Получить его удастся в учреждениях, где готовят специалистов по антикризисному управлению.
Выбрать можно, например, среди таких престижных вузов:
Дополнительное образование дают в Школе бизнеса при Академии внешней торговли (ВАВТ, Москва). Также можно окончить Президентскую программу «Подготовка народных кадров для хозяйства и экономики РФ» по специализации «Антикризисное управление». Управляющие с несколькими образованиями выше ценятся, также освоение смежных профессий дает больше понимания о работе рынка, заключении сделок, международных отношениях и других отраслях, в которых должен ориентироваться профессионал.
Что касается экзаменов, то перед поступлением в экономические вузы нужно позаботиться об успешном прохождении ЕГЭ по русскому языку и математике. Скорее всего, понадобятся еще и английский язык или обществознание (или оба предмета сразу) – это надо уточнять на сайте выбранного вуза.
Круг обязанностей
Работать приходится в накаленной атмосфере вражды, ведь к помощи кризис-менеджеров чаще всего прибегают только в критических ситуациях. Долги, размолвки между владельцами и управляющим составом, явные и скрытые войны, недовольные сотрудники – все это входит в привычную для консультантов обстановку. При этом необходимо мобилизовать все силы и выполнять обязанности антикризисного менеджера максимально точно.
Антикризисный менеджер проводит следующие мероприятия:
Также важно уметь регулировать конфликтные ситуации. Менеджер является связующим звеном между всеми участниками оформления процесса банкротства.
Личные качества
Работать кризис-менеджером может далеко не каждый человек. Эта профессия требует наличия специфических знаний в области экономики, менеджмента, аудита, бухгалтерского учета, маркетинга, юриспруденции. Профессионалы должны обладать такими личными качествами:
Антикризисному управляющему нужно уметь доносить даже очень сложную информацию простыми словами, чтобы ее восприняли все участники процесса выведения компании из состояния банкротства.
Сколько можно заработать
Как строить карьеру
Идеально, если у компании есть свой антикризисный департамент, в котором работает несколько специалистов, способных предотвратить критические ситуации. Однако далеко не все организации могут себе позволить такую роскошь, – это первая и главная причина, по которой в штат кризис-менеджеров не берут. Также управляющий, который длительное время работает в организации, не может объективно оценить ее проблемы и найти эффективные пути их решения. Именно по этой причине в России большинство антикризисных управляющих – это птицы свободного полета.
Начинать карьеру можно уже на последних курсах вуза, молодые менеджеры на стадии преддипломной практики востребованы в государственных и муниципальных организациях. Также можно найти место младшего сотрудника или помощника в консалтинговых конторах, юридических фирмах или антикризисных департаментах крупных организаций.
Еще один вариант – попробовать свои силы в качестве арбитражного управляющего, это позволит набраться опыта у коллег высшего ранга, ознакомиться с документацией, необходимой для работы, и приобрести другие профессиональные качества.
Спустя пару лет можно перейти к практике независимого консультанта. Для этого специалист должен получить работу в некоммерческом партнерстве «Союз менеджеров и антикризисных управляющих». У некоторых на этой ступени карьерный рост заканчивается. Но наиболее упорные профессионалы идут дальше – регистрируют ИП, открывают собственный отдел в СРО «Союз менеджеров антикризисных управляющих».
Перспективы
Кризисные менеджеры довольно востребованы, а по-настоящему классные специалисты еще и очень высоко оплачиваемые. Большинство профессионалов отходят от дел уже после 50 лет, так как у них просто-напросто отпадает потребность в работе. Однако для того чтобы стать настолько «прокачанным» управляющим, нужно работать с крупными предприятиями. Краткосрочные проекты не очень хорошо отражаются на резюме, лучше всего, если сотрудничество с одним клиентом длится 1–2 года. Но если за время недлительного партнерства были достигнуты блестящие результаты, это, конечно же, только плюс к репутации антикризисного менеджера.