Кто такой азазелло на самом деле
Булгаковская нечисть: кто есть кто в свите Воланда
Рассказываем о героях одного из самых знаменитых романов XX века
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — говорит Воланд Левию Матвею. И на эту реплику апостолу нечем ответить. Нечистая сила в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это одно из двух «ведомств», уравновешивающих мир. Первым «руководит» Иешуа Га-Ноцри, вторым — Воланд. Оба знают цену человеческим слабостям и страстям и имеют свои представления о справедливости. Но если с Иешуа все понятно, то милосердие Воланда вызывает по меньшей мере изумление.
Мы решили выяснить, кто же такой «князь тьмы» и почему его сопровождает такая странная свита.
Воланд
Сатана появляется уже в первой главе книги. По словам Мариэтты Чудаковой, изначально «Мастер и Маргарита» задумывался как роман о дьяволе, и в итоге Воланд играет куда более заметную роль, чем Иешуа.
Высокого роста, в костюме, с тростью, чей набалдашник выполнен в виде головы пуделя, он напоминает осовремененную версию Мефистофеля. Тот тоже явился Фаусту с пуделем, правда, с живым. У булгаковского героя функцию придворного животного выполняет кот Бегемот. Перед Балом Воланд страдает от боли в колене, оставленной ему «на память одной очаровательной ведьмой», с которой он познакомился «в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре». И тут стоит напомнить, что первые легенды о докторе Фаусте появились именно в XVI веке, а шабаш на Брокене (аналог славянской Лысой горы) — как раз то место, где герои Гёте встретили призрак Маргариты.
В ранних редакциях романа сатана назван «Азазелло» и «Велиаром». Однако итоговое имя героя тоже отсылает нас к произведению немецкого классика: в главе «Вальпургиева ночь» Мефистофель назван «Junker Voland» (дословно — «господин Черт»). Иностранное происхождение («пожалуй, немец», гл. I) и эпиграф из «Фауста» тоже не оставляют сомнений в генеалогии булгаковского персонажа. При этом некоторые исследователи, среди которых филолог Борис Гаспаров, проводят параллели еще и с оперой Гуно — сценической интерпретацией гётевского «Фауста». К такому выводу ученых приводит музыкальный лейтмотив, постоянно сопровождающий повествование романа: среди прочего Воланд то и дело напевает арии, предназначенные для басов.
Итак, если с литературными прототипами разобрались, то по поводу реальных исторических лиц, которые могли бы стать прообразами Воланда, филологи спорят до сих пор. Мариэтта Чудакова отождествляет булгаковского сатану со Сталиным. К этой гипотезе исследовательницу подтолкнула кропотливая работа над черновиками романа и общение с Еленой Сергеевной Булгаковой, вдовой писателя. По мнению Чудаковой, образы Сталина и Воланда сомкнулись после телефонного разговора с «вождем народов», когда прозаик, отвечая на коварно заданный вопрос «Совсем ли мы (страна? власть?) вам надоели?», сказал, что передумал уезжать за границу. Беседа со Сталиным оказалась выгодной для Булгакова: был снят негласный запрет на постановку его пьес, в прессе прекратилась его травля. При этом сам писатель до конца жизни корил себя за малодушие и трусость, а новое отношение к себе воспринимал как результат сделки с дьяволом. В свете этой гипотезы линия Воланд — Мастер приобретает автобиографические черты.
Кто ты, демон Азазелло?
Поэтому в последнем полете Азазелло обретает облик демона безводной пустыни. А в образе «нечистой птицы» воробья он предстает перед профессором Кузьминым, превращаясь затем в странную сестру милосердия с птичьей лапой вместо руки и мертвым, демоническим взглядом.Интересно, что эпизод с наказанием профессора Кузьмина Булгаков продиктовал в январе 1940 года после посещения профессораВ. И. Кузьмина, безуспешно лечившего автора от нефросклероза и не скрывавшего от писателя, что жить тому осталось недолго.
Апокриф об Аврааме отразился в булгаковском черновом наброске, датируемым 1933 годом:
«Встреча поэта с Воландом.
Маргарита и Фауст.
Черная месса.
Ты не поднимешься до высот. Не будешь слушать мессы. Но будешь слушать романтические…
Маргарита и козел.
Вишня. Река. Мечтание. Стихи. История с губной помадой».
Здесь дьявол не отпускал Мастера (Поэта, Фауста) к «святым высотам», где нет «пищи человеческой», а отправлял его творить в последний романтический приют с земными плодами (вишнями) и рекой, из которой можно напиться воды. Азазелло тут, очевидно, превращен в козла, т. е. обрел свой традиционный облик, а в качестве чудесного крема выступает губная помада, которую тоже дал людям Азазел.
В Книге Еноха Азазел также выполняет функции козла отпущения.
Господь говорит ангелу Рафуилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда.
И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрелна свет! И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну).
И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление, что Я исцелю ее и что не все сыны человеческие погибнут чрез тайну всего того, что сказали стражи и чему научили сыновей своих; и вся земля развратилась чрез научения делам Азазела: ему припиши все грехи!» (Енох 2:35–38).
Енох сообщает об этом Азазелу:
История козла отпущения изложена в Библии (Левит, XVI), правда не очень понятно, относится ли имя Азазел к пустыне, куда изгоняется козел, или к той силе, которой он приносится в жертву. Позднейшее же еврейское предание называет Азазелом одного из ангелов, сброшенных с неба во время войны титанов.
Русский публицист А. В. Амфитеатров писал об об Азазеле:
«Евреи слишком долго жили кочевниками в жгучих пустынях, чтобы не вынести из них мифа о царящем в них злом духе Азазеле, — быть может, отголоске египетского Сэта, которому подчиненным египтяне считали Синайский полуостров. Пресловутый обычай выгонять в жертву этому Азазелю «козла искупления», нагруженного грехами Израиля, общеизвестен.
Он держался в иудаизме едва ли не до падения иудейской государственной самостоятельности и, умирая, соприкоснулся с христианским символом-антитезою агнца, принявшего на себя грехи мира».
Апокрифическая книга «Берешитт раббан» «считает этого Азазела худшим из ангелов, пленившихся земными женщинами и чрез то сделавшихся демонами. Он научил женщин украшать себя драгоценностями и камнями, румяниться и белиться».
А. В. Амфитеатров в книге «Дьявол в быте, в легенде и литературе Средних веков» отмечал: «Противоречие между самым понятием «злого духа» с одной стороны и «добра“ с другой, казалось, должно было бы помешать народу создать идею о добром черте, в контраст или в поправку к черту злому. Но не только народ, а и богословы не удержались от соблазна открыть двери этой примитивной идее».
Один из таких добрых чертей в награду за службу в монастыре попросил «пеструю одежду с бубенчиками», и именно так в ранней редакции «Мастера и Маргариты» одет будущий Азазелло.
Автор «Дьявола» цитирует немецкую лубочною историю о Фаусте, где тот «ведет с Мефистофелем длинный богословский разговор. Демон весьма обстоятельно и правдиво рассуждает о красоте, в которую облачен был на небе его повелитель Люцифер и которой лишился он за гордость свою, в падении мятежных ангелов; об искушениях людей дьяволами; об аде и его ужасных муках.
«Фауст. Если бы ты был не дьявол, но человек, что бы ты сделал, чтобы угодить Богу и быть любимым людьми?
Мефистофель (усмехаясь ). Если бы я был человеком, тебе подобным, я преклонился бы пред Богом и молился бы ему до последнего моего издыхания, и делал бы все, что от меня зависит, чтобы не оскорбить Его и не вызвать Его негодование. Соблюдал бы Его учение и закон. Призывал бы, восхвалял бы, чтил бы только Его и через то заслужил бы, после смерти, вечное блаженство.»
А возможно, что портрет Азазелло в чем-то подсказан внешностью Троцкого, поскольку Азазелло — худой человек в очках, и его работа столь же безукоризненна, как и деятельность Троцкого на посту главы военного ведомства. И оба они равнодушны к жертвам войны.
Кто ты, Коровьев-Фагот?
Кто ты, Кот-Бегемот?
Кто такой Азазель, почему он демон пустыни и как стал падшим ангелом
Версий о демоне пустыни Азазель великое множество, это существо описано в иудаизме, в мусульманстве и в христианстве. Все описания сводятся к тому, что первоначально он был ангелом, возможно херувимом. Впоследствии был сброшен с небес на землю и стал демоном пустыни и предводителем допотопных гигантов в восстании Люцифера против Бога.
Демон Азазель — опаснейший помощник Люцифера и главный желтоглазый знаменосец ада. Есть поверье, что высшие демоны, такие как Азазель, могли вселяться в тела обычных людей и творить свои черные дела.
Происхождение имени Азазель
История этого имени восходит к ритуальному обряду иудеев по искуплению человеческих грехов. Азазель на иудейском языке означает «отпущение». Раввины выводили за городские ворота жертвенного козла, который должен был стать козлом отпущения грехов, на шею ему повязывали красную ленту. Второго козла сжигали живьем на огне. Этот обряд отождествлялся с отпущением грехов.
Есть и другая версия, согласно которой, козлы являлись жертвенными животными богу Яхве и идолу Азазу. От названия последнего и произошло имя демона пустыни Азазель.
Согласно пророчествам древнееврейского Исайя имя Азазель звучит как Израиль. В откровении Исайя в главе 14 подробно описывается из-за чего херувим Израиль был низвергнут и говорится о том, что Господь смилостивится над ним и избавит его от страха и рабства. Повержен же он был потому, что гордыня его взыграла и взяла верх над разумом.
Облик демона пустыни
Демон Азазель — страшный бородатый мужчина гигантского роста с козьими рогами на голове, держащий на поводке чёрного козла.
Есть мнения, что у него облик, напоминающий обычного человека, и поэтому его изображали пожилым мужчиной с козлиной бородой и козлиными рогами, у которого на привязи шел козёл с черной шерстью и с короной на голове.
Ранние ханаанские легенды описывали демона Азазель как большого исполинского червяка, обитающего в пустыне.
Произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже описывает этого демона, правда, там он Азазелло (с испанской ноткой), выступающий роковым соблазнителем и убийцей. Булгаков считал, что Азазелло — это древне-иудейский демон.
В фильме «Сверхъестественное» он предстает желтоглазым демоном и доверенным лицом Люцифера, Князем Ада, обладающим уникальными способностями. Он нечувствителен к обыкновенным методам уничтожения дьяволов. Согласно версии сценаристов, во время заточения Люцифера, Азазель управлял Преисподней и не претендовал занять трон Хозяина. Он предпринимал множество попыток освободить своего господина в течение многих лет. Наконец, он нашел Врата Грёз — вход в темницу, где стояла Клетка, удерживающая Хозяина Ада. Врата были расположены под монастырем Святой Марии. Там, лишив монахинь жизни, демон вызволил из плена своего господина и получил от него план действий.
История его падения
Служители Торы верят, что Азазель был низвергнут архангелом Рафаилем — исцеляющим ангелом, наказывающим демонов и падших ангелов, который столкнул непокорного в яму, затерянную в песках времени, и закрыл ее огромным камнем. И с того времени ждет заключенный в этой темнице Азазель, когда его выпустят, и он увидит свет. Но не знает он, что даже в момент освобождения свет останется недоступным его глазам. Согласно легенде свет он сможет увидеть, пройдя через очищающее пламя огня.
Согласно Библии — это змей-искуситель, который обманом заставил Еву сорвать запретный плод и вкусить его. За такой грех Адам, Ева и змей были изгнаны из Эдема — райского города — на землю.
Согласно записям имама Риды: джинна Иблиса первоначально называли Харис в переводе на русский язык означает «стражник», «труженик». Аллах создал его из могущественного огня, чтобы он верно служил ему. Харис преданно нёс службу Всевышнему и тогда Ясноликий возвысил и приблизил его к себе, поставив в один ряд с высшими ангелами. Но, когда Могущественный, создав первого человека Адама, велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса: «В чем причина твоего неповиновения?». На что Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, сделанного из обычной глины, в то время как Харис создан из могущественного огня.
После этих слов Всевышний разгневался и низверг джинна с небес и дал ему новое имя иблис Азраил, которое переводится как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня. Но Аллах отказался, тогда падший ангел поклялся, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов и стал их предводителем.
Что может и умеет Азазель?
Он научил представителей человечества обманывать друг друга и близких родственников, превратил их в безбожников, отвернул от веры, обучил разврату.
Есть версия, что он подобно Прометею, открыл для них металлы, научил человечество ковать металлические орудия, делать браслеты и расшивать орнаменты, научил понимать стоимость драгоценных металлов, показал красящие составы, чтобы красить брови и ресницы. В отрывке из Книги Еноха говорится, что Азазель обучил людей делать мечи, ножи, щиты, нагрудные латы, ознакомил с металлами земли и искусством обработки их, с браслетами и украшениями, с применением сурьмы и наложением краски на глаза, со всеми видами драгоценных камней и со всеми оттенками цветов.
В мусульманстве же Азазель (Азраил на арабский манер) считается ангелом смерти, забирающим души людей. В исламе это один из четырех ангелов, приближенных к Всемогущему. Стоит указать, что в Священном Писании Азраил не называется этим именем, но современные последователи ислама считают, что под его руководством совершается таинство проведения в другой мир праведников и грешников.
В описании сцен Страшного суда говорится, что перед этим событием протрубит в рог Исрафаил — умрут практически все творения Всевышнего, при втором звуке рога — исчезнут ангелы, а Азраил погибнет последним. Мусульмане считают, что Азазель имеет множество глаз.
Как проявляются силы Азазель?
Наставления демона второго ряда приходят в сновидениях, а мощные силы падшего ангела проводятся через Врата Грез. Поэтому, Азазель считается Князем тьмы и властелином ведьм. Он контролирует шабаши, устраиваемые в бесовские ночи, и созывает своих подданных на Горе Тьмы, и дозволяет проводить там таинства, и дарит знания, передающиеся им с помощью огня, полыхающего между его рогами.
Занятия и работа демона пустыни
Во многих притчах и сказаниях предводитель допотопных гигантов фигурирует под разными личинами. Обычное его занятие – это сеять на Земле обман и разврат. Он поощряет ложь и провоцирует гнев в людях. В других источниках по иудаизму падший ангел Азазель – это демонизированный покровитель домашнего скота.
Призывают этого демона, чтобы в мужчине разбудить гнев и ненависть. Для женщин его проявление несет вспышки тщеславия. Приносит раздор в домашний очаг. Демону пустыни Азазель приписывают функционал инкуба по некоторым источникам.
Как Азазель стал предводителем гигантов, населявших Землю во времена до Великого потопа?
Люцифер решил завладеть престолом Царя Небесного. Считается, что хозяин Преисподней пренебрег свободой, полученной из рук Божьих, и посягнул на Божью власть и Его авторитет. Для этого собрал недовольных устройством Вселенной гигантов, чтобы свергнуть Всевышнего, а во главе войска допотопных гигантов поставил своего ближайшего помощника — знаменосца ада — демона Азазель.
Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера
В этой статье представлен образ и характеристика Азазелло в романе «Мастер и Маргарита», описание внешности и характера героя в цитатах.
Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Азазелло является одним из помощников Воланда и состоит в его свите:
«. А между тем я к вам послан по делу. «
Имя Азазелло является вариантом имени «Азазель» на итальянский манер. В переводе с еврейского Азазель (‘azā’zēl) означает «Козел-Бог». В талмудической литературе Азазель также является синонимом сатаны.
У Азазелло «разбойничья рожа»:
«. Совершенно разбойничья рожа..»
«. рожу Азазелло перекосило смешком. »
«. уже не походил на того разбойника, в виде которого являлся Маргарите. «
У него гнусавый голос:
«. рыжий гнусавил все больше и больше. »
«. Я это и говорю, – прогнусил рыжий. »
«. Другой, неприятный и, гнусавый голос отозвался. «
Азазелло выполняет «грязную работу» в свите Воланда. Этому персонажу чаще всего поручается кого-то побить и т.д.:
«. Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого‑нибудь, или какой‑нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность. »
«. крепко и страшно так ударил по шее Поплавского. »
«. сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь. «
Азазелло является убийцей. Он убивает барона Майгеля, а также Мастера и Маргариту:
«. вы его застрелили, этого бывшего барона. »
«. А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы. «
Азазелло является опасным типом:
«. я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках! никто не поздравил бы этого встретившегося. «
Он отлично стреляет:
«. Не желала бы я встретиться с вами, когда у вас в руках револьвер, – кокетливо поглядывая на Азазелло, сказала Маргарита. У нее была страсть ко всем людям, которые делают что‑либо первоклассно. »
«. Ах, как он стреляет, – вскричала Маргарита. «
Он является точным и аккуратным исполнителем:
«. Всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно. И все оказалось в полном порядке. «
Азазелло умеет «творить чудеса»:
«. Без всякого ключа Азазелло открыл чемодан. »
«. таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. »
«. Азазелло на ходу вынул из‑под мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте. «
При этом он всегда вежлив со своим «повелителем» Воландом:
«. Азазелло шевельнулся и ответил почтительно. «
Известно, что разбойник Азазелло имеет вредные привычки (он курит сигары и пьет спиртное):
«. Коньяк он тоже ловко пил, как и все добрые люди, целыми стопками и не закусывая. »
«. сизые кольца от сигары Азазелло уплывали в камин. »
«. Маргарита налила Азазелло коньяку, и он охотно выпил его. »
«. Выпив третью стопку коньяку, который на Азазелло не производил никакого действия. «
Азазелло не любит иметь дело с женщинами, так как они кажутся ему трудными:
«. Трудный народ эти женщины! – он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, – зачем, например, меня послали по этому делу. »
«. Без драм, без драм, – гримасничая, отозвался Азазелло. «
Вероятно, Азазелло является левшой:
«. Этот второй, будучи, очевидно, левшой, съездил администратору по другому уху. «
Кто такой Азазелло на самом деле?
На самом Азазелло является демоном-убийцей, «нечистой силой», помощником сатаны Воланда:
«. настолько убедителен был голос рыжего демона. »
«. ведь не каждый же день встречаешься с нечистой силой. »
«. Маргарита права! Конечно, передо мной сидит посланник дьявола. «
Внешность Азазелло-демона в цитатах:
«. Азазелло, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города. »
«. одежда не совсем обыкновенная – какая‑то ряса или плащ. »
«. Азазелло, у которого в черном хвосте его плаща летели мастер и Маргарита. »
«. Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон‑убийца. »
«. Азазелло кивнул головою и пустил своего коня галопом. «
Азазелло
История персонажа
Персонаж фантастического романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Демон-убийца, входит в свиту Воланда. Назван также «демоном безводной пустыни». Изображен в романе как необыкновенно широкоплечий огненно-рыжий мужчина маленького роста с мерзкой физиономией и клыком, торчащим изо рта. На голове Азазелло носил котелок. В финале внешность героя преображается, и тот предстает перед читателем в истинном облике, без бельма на глазу и клыка, – воин в стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом.
История создания
Булгаковский Азазелло ведет происхождение от апокрифического библейского персонажа. В Книге Еноха — апокрифе Ветхого Завета — описывается падший ангел Азазель, знаменосец адской армии и демон пустыни. В переводе с иврита имя Азазель означает «демон». Этим словом назывался также древний обряд «козла отпущения грехов», когда на животное символически возлагали грехи целого народа и с этим «грузом» отпускали его в пустыню.
Свита Воланда
Азазелло
«Мастер и Маргарита»
В романе Азазелло играет второстепенную роль, но участвует в нескольких ключевых сценах. Обольстительные функции героя несколько нивелированы, скорее, Азазелло свойственная «разбойничья прямота». В основном герой выставляет неприятных персонажей из квартиры, где поселились Воланд со свитой, и совершает убийства, когда нужно. Например, когда в Москву приезжает дядя Берлиоза Максимилиан Поплавский, который хочет прибрать к рукам столичную квартиру погибшего племянника, Азазелло выставляет того вон.
Азазелло и Маргарита
Когда измученная неизвестностью Маргарита сознается, что ради того, чтобы узнать о пропавшем Мастере, она готова заключить пакт с дьяволом, рядом с ней немедленно материализуется Азазелло с интересным предложением. Герой же передает Маргарите крем, который превращает ту в ведьму и дарит молодость и способность к полету.
Экранизации
В итало-югославской экранизации 1972 года роль Азазелло исполнил актер Павле Вуисич. В фильме отсутствует третий член «шайки» Воланда — кот Бегемот, и дьявола в Москве сопровождают только Азазелло и Коровьев. Есть и другие отличия от романа. Например, у безымянного в тексте мастера появляется имя — Николай Максудов.
Павле Вуисич в образе Азазелло
В 1988-1990 годах выходил четырехсерийный польский фильм «Мастер и Маргарита», где роль Азазелло досталась актеру Мариушу Бенуа. В 1989 году актер снялся в другом фантастическом фильме — «Алхимик», где главный герой предстает перед средневековым судом и превращает простой металл в золото. Бенуа исполняет там роль отца Иеронима.
Первую российскую экранизацию романа «Мастер и Маргарита» снял режиссер Юрий Кара в 1994 году, однако из-за ряда конфликтов с продюсерами и наследниками Булгакова зрители увидели фильм только в 2011 году. Роль Азазелло в этом фильме исполнил актер Владимир Стеклов. Создатели фильма внимательно отнеслись к деталям. Например, во время встречи с Маргаритой в Александровском саду из кармана пиджака Азазелло торчит куриная кость, точно как было описано в романе.
Владимир Стеклов в образе Азазелло
В 2005 году вышел сериал «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который до этого уже экранизировал Булгакова в 1988 году, сняв фильм «Собачье сердце» по одноименной повести. Роль Азазелло в сериале играет актер Александр Филиппенко. Интересно, что тот же актер уже снимался в экранизации романа «Мастер и Маргарита» у режиссера Юрия Кары. В первый раз Филиппенко исполнил роль Коровьева.
В сериале много неточностей, некоторые эпизоды роман опущены, а некоторые моменты и персонажи, которых у Булгакова не было, придуманы и введены создателями сериала. Без учета внешности и возраста подобраны актеры на роли ключевых персонажей.
Александр Филиппенко в роли Азазелло
К примеру, в романе волосы у Азазелло ярко-рыжие, а у актера Александра Филиппенко, который исполняет эту роль в сериале, — темные. Воланд по роману выглядит как мужчина 38 лет, брюнет, в то время как актеру Олегу Басилашвили на момент съемок было уже 50 лет, и актер был полностью сед. Владислав Галкин, исполнивший роль поэта Бездомного, также на десять лет старше собственного персонажа.
Цитаты
«Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!»
«Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?»
«Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный. »
«. Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!»
«Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!»