Кто такой азазелло в мастере и маргарите

Азазелло

История персонажа

Персонаж фантастического романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Демон-убийца, входит в свиту Воланда. Назван также «демоном безводной пустыни». Изображен в романе как необыкновенно широкоплечий огненно-рыжий мужчина маленького роста с мерзкой физиономией и клыком, торчащим изо рта. На голове Азазелло носил котелок. В финале внешность героя преображается, и тот предстает перед читателем в истинном облике, без бельма на глазу и клыка, – воин в стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом.

История создания

Булгаковский Азазелло ведет происхождение от апокрифического библейского персонажа. В Книге Еноха — апокрифе Ветхого Завета — описывается падший ангел Азазель, знаменосец адской армии и демон пустыни. В переводе с иврита имя Азазель означает «демон». Этим словом назывался также древний обряд «козла отпущения грехов», когда на животное символически возлагали грехи целого народа и с этим «грузом» отпускали его в пустыню.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргаритеСвита Воланда

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргаритеАзазелло

«Мастер и Маргарита»

В романе Азазелло играет второстепенную роль, но участвует в нескольких ключевых сценах. Обольстительные функции героя несколько нивелированы, скорее, Азазелло свойственная «разбойничья прямота». В основном герой выставляет неприятных персонажей из квартиры, где поселились Воланд со свитой, и совершает убийства, когда нужно. Например, когда в Москву приезжает дядя Берлиоза Максимилиан Поплавский, который хочет прибрать к рукам столичную квартиру погибшего племянника, Азазелло выставляет того вон.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргаритеАзазелло и Маргарита

Когда измученная неизвестностью Маргарита сознается, что ради того, чтобы узнать о пропавшем Мастере, она готова заключить пакт с дьяволом, рядом с ней немедленно материализуется Азазелло с интересным предложением. Герой же передает Маргарите крем, который превращает ту в ведьму и дарит молодость и способность к полету.

Экранизации

В итало-югославской экранизации 1972 года роль Азазелло исполнил актер Павле Вуисич. В фильме отсутствует третий член «шайки» Воланда — кот Бегемот, и дьявола в Москве сопровождают только Азазелло и Коровьев. Есть и другие отличия от романа. Например, у безымянного в тексте мастера появляется имя — Николай Максудов.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргаритеПавле Вуисич в образе Азазелло

В 1988-1990 годах выходил четырехсерийный польский фильм «Мастер и Маргарита», где роль Азазелло досталась актеру Мариушу Бенуа. В 1989 году актер снялся в другом фантастическом фильме — «Алхимик», где главный герой предстает перед средневековым судом и превращает простой металл в золото. Бенуа исполняет там роль отца Иеронима.

Первую российскую экранизацию романа «Мастер и Маргарита» снял режиссер Юрий Кара в 1994 году, однако из-за ряда конфликтов с продюсерами и наследниками Булгакова зрители увидели фильм только в 2011 году. Роль Азазелло в этом фильме исполнил актер Владимир Стеклов. Создатели фильма внимательно отнеслись к деталям. Например, во время встречи с Маргаритой в Александровском саду из кармана пиджака Азазелло торчит куриная кость, точно как было описано в романе.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргаритеВладимир Стеклов в образе Азазелло

В 2005 году вышел сериал «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который до этого уже экранизировал Булгакова в 1988 году, сняв фильм «Собачье сердце» по одноименной повести. Роль Азазелло в сериале играет актер Александр Филиппенко. Интересно, что тот же актер уже снимался в экранизации романа «Мастер и Маргарита» у режиссера Юрия Кары. В первый раз Филиппенко исполнил роль Коровьева.

В сериале много неточностей, некоторые эпизоды роман опущены, а некоторые моменты и персонажи, которых у Булгакова не было, придуманы и введены создателями сериала. Без учета внешности и возраста подобраны актеры на роли ключевых персонажей.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргаритеАлександр Филиппенко в роли Азазелло

К примеру, в романе волосы у Азазелло ярко-рыжие, а у актера Александра Филиппенко, который исполняет эту роль в сериале, — темные. Воланд по роману выглядит как мужчина 38 лет, брюнет, в то время как актеру Олегу Басилашвили на момент съемок было уже 50 лет, и актер был полностью сед. Владислав Галкин, исполнивший роль поэта Бездомного, также на десять лет старше собственного персонажа.

Цитаты

«Ведь ваша подруга называет вас мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!»

«Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно?»

«Трудный народ эти женщины! Зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный. »

«. Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!»

«Тогда огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!»

Источник

Азазелло (Мастер и Маргарита)

Азазелло – один из самых интересных образов в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот герой, являясь посланником самого дьявола, интересен с ветхозаветной точки зрения. Он наиболее полно раскрывает образ Воланда.

Прототип

Герой романа имеет прототип из ветхозаветной книги. Азазел – падший ангел, который является тем, кто научил женщин «раскрашивать лицо». Неслучайно именно Азазелло дает Маргарите крем, которые способен перевоплотить героиню. Также Азазел был создателем атрибута женской красоты – зеркала. Не зря Азазелло из «Мастера и Маргариты» появляется в Нехорошей квартире из зеркала.

Все это отсылает проницательного читателя к герою Ветхого Завета. Склонности к убийству и обольщению женщин, которые приводят общество к разврату, свойственны герою булгаковского произведения.

Внешность и характер

Характеристика Азазелло полно отражается в описании его внешнего вида. Этот «огненно-рыжий» герой был «маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию». Персонаж прихрамывал и имел на руках когти, а также бельмо на левом глазу.

Внешность Азазелло, имеющая нескрытый фантастический и мифический вид, запоминается читателю надолго.

Внешность героя, в особенности его торчащий клык, полностью отражает имя героя, которое в переводе с еврейского означает «Козел-Бог».

Хоть в финале произведения внешне Азазелло преображается, но все же остается в «стальных доспехах с пустыми черными глазами и белыми холодным лицом».

Герой с «разбойничьей рожей» и демоническим видом в целом имеет и такой же характер. Он груб и бесцеремонен. Чертой его характера была жестокость и хитрость, граничащая с коварством.

Герой не только физически справлялся с другими людьми, но и мог манипулировать ими, управлять их сознанием и поступками.

Азазелло «ловко пил» коньяк, который на него «не производил никакого впечатления», курил сигары.

Функция в свите

Причем, все это, как отмечает сам Азазелло, для него «пустяк».

Для Воланда Азазелло – исполнительный и организованный слуга, потому что «всегда точный и аккуратный Азазелло хотел проверить, все ли исполнено, как нужно». Герой относится к Воланду почтительно и вежливо.

Несмотря на то что герой занимает в свите второстепенное место, он участвует во многих значимых эпизодах романа. Именно он помогает Маргарите вновь обрести своего любимого – Мастера. Он заключает с ней своеобразную сделку и дает крем, которым и воспользовалась героиня ради спасения Мастера.

Источник

Кто ты, демон Азазелло?

Поэтому в последнем полете Азазелло обретает облик демона безводной пустыни. А в образе «нечистой птицы» воробья он предстает перед профессором Кузьминым, превращаясь затем в странную сестру милосердия с птичьей лапой вместо руки и мертвым, демоническим взглядом.Интересно, что эпизод с наказанием профессора Кузьмина Булгаков продиктовал в январе 1940 года после посещения профессораВ. И. Кузьмина, безуспешно лечившего автора от нефросклероза и не скрывавшего от писателя, что жить тому осталось недолго.
Апокриф об Аврааме отразился в булгаковском черновом наброске, датируемым 1933 годом:
«Встреча поэта с Воландом.
Маргарита и Фауст.
Черная месса.
Ты не поднимешься до высот. Не будешь слушать мессы. Но будешь слушать романтические…
Маргарита и козел.
Вишня. Река. Мечтание. Стихи. История с губной помадой».
Здесь дьявол не отпускал Мастера (Поэта, Фауста) к «святым высотам», где нет «пищи человеческой», а отправлял его творить в последний романтический приют с земными плодами (вишнями) и рекой, из которой можно напиться воды. Азазелло тут, очевидно, превращен в козла, т. е. обрел свой традиционный облик, а в качестве чудесного крема выступает губная помада, которую тоже дал людям Азазел.
Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

В Книге Еноха Азазел также выполняет функции козла отпущения.
Господь говорит ангелу Рафуилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда.
И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрелна свет! И в великий день суда он будет брошен в жар (в геенну).
И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление, что Я исцелю ее и что не все сыны человеческие погибнут чрез тайну всего того, что сказали стражи и чему научили сыновей своих; и вся земля развратилась чрез научения делам Азазела: ему припиши все грехи!» (Енох 2:35–38).

Енох сообщает об этом Азазелу:

История козла отпущения изложена в Библии (Левит, XVI), правда не очень понятно, относится ли имя Азазел к пустыне, куда изгоняется козел, или к той силе, которой он приносится в жертву. Позднейшее же еврейское предание называет Азазелом одного из ангелов, сброшенных с неба во время войны титанов.

Русский публицист А. В. Амфитеатров писал об об Азазеле:
«Евреи слишком долго жили кочевниками в жгучих пустынях, чтобы не вынести из них мифа о царящем в них злом духе Азазеле, — быть может, отголоске египетского Сэта, которому подчиненным египтяне считали Синайский полуостров. Пресловутый обычай выгонять в жертву этому Азазелю «козла искупления», нагруженного грехами Израиля, общеизвестен.
Он держался в иудаизме едва ли не до падения иудейской государственной самостоятельности и, умирая, соприкоснулся с христианским символом-антитезою агнца, принявшего на себя грехи мира».

Апокрифическая книга «Берешитт раббан» «считает этого Азазела худшим из ангелов, пленившихся земными женщинами и чрез то сделавшихся демонами. Он научил женщин украшать себя драгоценностями и камнями, румяниться и белиться».
Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

А. В. Амфитеатров в книге «Дьявол в быте, в легенде и литературе Средних веков» отмечал: «Противоречие между самым понятием «злого духа» с одной стороны и «добра“ с другой, казалось, должно было бы помешать народу создать идею о добром черте, в контраст или в поправку к черту злому. Но не только народ, а и богословы не удержались от соблазна открыть двери этой примитивной идее».

Один из таких добрых чертей в награду за службу в монастыре попросил «пеструю одежду с бубенчиками», и именно так в ранней редакции «Мастера и Маргариты» одет будущий Азазелло.
Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

Автор «Дьявола» цитирует немецкую лубочною историю о Фаусте, где тот «ведет с Мефистофелем длинный богословский разговор. Демон весьма обстоятельно и правдиво рассуждает о красоте, в которую облачен был на небе его повелитель Люцифер и которой лишился он за гордость свою, в падении мятежных ангелов; об искушениях людей дьяволами; об аде и его ужасных муках.
«Фауст. Если бы ты был не дьявол, но человек, что бы ты сделал, чтобы угодить Богу и быть любимым людьми?
Мефистофель (усмехаясь ). Если бы я был человеком, тебе подобным, я преклонился бы пред Богом и молился бы ему до последнего моего издыхания, и делал бы все, что от меня зависит, чтобы не оскорбить Его и не вызвать Его негодование. Соблюдал бы Его учение и закон. Призывал бы, восхвалял бы, чтил бы только Его и через то заслужил бы, после смерти, вечное блаженство.»

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите
А возможно, что портрет Азазелло в чем-то подсказан внешностью Троцкого, поскольку Азазелло — худой человек в очках, и его работа столь же безукоризненна, как и деятельность Троцкого на посту главы военного ведомства. И оба они равнодушны к жертвам войны.
Кто ты, Коровьев-Фагот?
Кто ты, Кот-Бегемот?

Источник

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

История создания

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

Булгаков не просто так сделал Азазелло членом свиты Воланда. Именно он предложил Маргарите крем, который перевоплотил ее. На его счету изобретение зеркала, и именно из этого предмета он появляется в помещении.

Внешность и характер

В романе «Мастер и Маргарита» Азазелло описан как мужчина маленького роста с ярко-рыжими волосами. Он был необычно широкоплечим с очень мерзким лицом, и его внешность особенно портил торчащий клык. На руках вместо ногтей росли когти, а один глаз украшало бельмо.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

Такая фантастическая внешность была придумана автором не случайно. Ему нужно было сделать запоминающийся образ, который бы отличал демона от двух других участников свиты — кота Бегемота и Коровьева.

Несмотря на несерьезный вид, Азазелло умел внушать ужас. В финале он разительно преображается. В стальных доспехах, спокойный и сдержанный, мужчина показал свою настоящую сущность. У него исчезло бельмо и торчащий клык, пустые черные глаза внушали чувство ужаса. Именно в конце романа Азазелло становится демоном-убийцей.

В начале он предстает как мужчина с разбойничьей внешностью и гнусавым голосом. Постепенно его характер становится виден. Основные черты:

У демона есть и вредные привычки. Он любил пить алкогольные напитки, особенно коньяк, много курил. Воланд ценил своего слугу за организованность, аккуратность и исполнительность. Он был уверен: стоило отдать приказ Азазелло, и все будет сделано предельно быстро и точно. В отличие от Бегемота, мужчина немногословен и привык все выполнять молча.

Если Азазелло хотел, то он мог влиять на людей не только с помощью физической силы. Он управлял их сознанием, манипулировал поступками и запугивал.

Сцена с Маргаритой

Одно из ключевых мест романа — это знакомство Азазелло и Маргариты. Он пригласил ее на встречу с Воландом. Мужчина появился в тот момент, когда женщина в сердцах пожелала продать душу Дьяволу, но лишь бы узнать информацию о любимом.

Азазелло бесшумно появился рядом с Маргаритой, откинулся на спинку скамейки и завел беседу. Он не собирался быть вежливым, прямо назвал ее «дурой», но все же выполнить задание мессира для него было задачей первой важности, поэтому он прочел наизусть отрывок из произведения Мастера, и Маргарита не могла не вернуться к своему новому знакомому.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

В конце диалога Азазелло окончательно выходит из себя и просит Маргариту отдать ему крем. После того как она соглашается выполнить указания, демон отвлекает ее возгласом и моментально исчезает.

Азазелло не любит женщин и подчеркивает, что представительницы прекрасного пола сложные натуры. Он несколько раз за беседу выходил из себя, порывался все бросить и перепоручить дело коту Бегемоту. Поэтому, когда Маргарита все же согласилась принять приглашение, он облегченно вздохнул.

Не всегда читателю понятно, почему Маргарита поверила Азазелло. Он не только процитировал роман Мастера, но и пообещал узнать все о его состоянии, но только при одном условии: женщина должна провести бал.

Азазелло честно предупредил, что крем сделает Маргариту снова роковой красавицей, так как от горя она постарела и выглядела грустно. Когда женщина последовала его совету, то сначала не поверила своим глазам, а потом развеселилась. Она резко помолодела и выглядела как двадцатилетняя девушка.

Финал романа

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

В тексте романа Азазелло отведена второстепенная роль, но все его появления важны для лучшего понимания сюжета. В конце произведения именно он приходит за Мастером и Маргаритой. Для этого он является к ним поздним вечером, постучав в окно и поприветствовав.

Маргарита была так весела, что не заметила своей наготы. Сам гость же сказал, что видел не только голых дам, но и женщин с содранной кожей. Его пригласили к столу, где он легко пил коньяк и не пьянел.

Мастер не воспринимал всерьез гостя, так как не мог поверить, что этот маленький рыжеволосый человек — слуга Дьявола. Наблюдательный писатель заметил, что в глазах Азазелло скрывается какая-то мысль, которую он пока не решается озвучить.

Демон пригласил Маргариту и Мастера на прогулку с Воландом, а перед этим выпить немного древнего вина. Они втроем отпили чудесного напитка, и влюбленные почувствовали агонию. После Азазелло оживляет их и не реагирует на оскорбления, подчеркивая, что такие слова — лучшая награда.

В конце романа Воланд со свитой, Мастер, Маргарита отправляются к вечному покою. Эта необычная группа передвигалась по Москве на черных лошадях под проливным дождем. Именно в финале Азазелло решил расстаться со своей маской и предстать в истинном облике безжалостного демона. Его работой было казнить провинившихся и выполнять поручения шефа.

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

Современные читатели не всегда правильно могут оценить произведение Булгакова. Для того чтобы понять образы всех героев, нужно правильно работать с цитатами. Именно через них можно узнать не только внешность персонажей, но и их привычки, особенности поведения.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Азазелло является участником свиты Воланда. Он отличается исполнительностью, жестокость и аккуратностью. Его отталкивающая внешность служит лишь прикрытием настоящей демонической сущности. Ему нравится играть с людьми, подталкивать их на путь зла.

В книге не рассказывалась настоящая история происхождения демона, но она мало отличалась от прототипа. Он искушал людей, учил их лгать, обольщать и вести себя развратно. Все это было для него лишь развлечением. Сам Азазелло относится к Воланду с уважением и почтением. Он всегда готов исполнить приказы, даже если они ему не особо нравятся.

Источник

Булгаковская нечисть: кто есть кто в свите Воланда

Рассказываем о героях одного из самых знаменитых романов XX века

Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой азазелло в мастере и маргарите. Фото Кто такой азазелло в мастере и маргарите

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — говорит Воланд Левию Матвею. И на эту реплику апостолу нечем ответить. Нечистая сила в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это одно из двух «ведомств», уравновешивающих мир. Первым «руководит» Иешуа Га-Ноцри, вторым — Воланд. Оба знают цену человеческим слабостям и страстям и имеют свои представления о справедливости. Но если с Иешуа все понятно, то милосердие Воланда вызывает по меньшей мере изумление.

Мы решили выяснить, кто же такой «князь тьмы» и почему его сопровождает такая странная свита.

Воланд

Сатана появляется уже в первой главе книги. По словам Мариэтты Чудаковой, изначально «Мастер и Маргарита» задумывался как роман о дьяволе, и в итоге Воланд играет куда более заметную роль, чем Иешуа.

Высокого роста, в костюме, с тростью, чей набалдашник выполнен в виде головы пуделя, он напоминает осовремененную версию Мефистофеля. Тот тоже явился Фаусту с пуделем, правда, с живым. У булгаковского героя функцию придворного животного выполняет кот Бегемот. Перед Балом Воланд страдает от боли в колене, оставленной ему «на память одной очаровательной ведьмой», с которой он познакомился «в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре». И тут стоит напомнить, что первые легенды о докторе Фаусте появились именно в XVI веке, а шабаш на Брокене (аналог славянской Лысой горы) — как раз то место, где герои Гёте встретили призрак Маргариты.

В ранних редакциях романа сатана назван «Азазелло» и «Велиаром». Однако итоговое имя героя тоже отсылает нас к произведению немецкого классика: в главе «Вальпургиева ночь» Мефистофель назван «Junker Voland» (дословно — «господин Черт»). Иностранное происхождение («пожалуй, немец», гл. I) и эпиграф из «Фауста» тоже не оставляют сомнений в генеалогии булгаковского персонажа. При этом некоторые исследователи, среди которых филолог Борис Гаспаров, проводят параллели еще и с оперой Гуно — сценической интерпретацией гётевского «Фауста». К такому выводу ученых приводит музыкальный лейтмотив, постоянно сопровождающий повествование романа: среди прочего Воланд то и дело напевает арии, предназначенные для басов.

Итак, если с литературными прототипами разобрались, то по поводу реальных исторических лиц, которые могли бы стать прообразами Воланда, филологи спорят до сих пор. Мариэтта Чудакова отождествляет булгаковского сатану со Сталиным. К этой гипотезе исследовательницу подтолкнула кропотливая работа над черновиками романа и общение с Еленой Сергеевной Булгаковой, вдовой писателя. По мнению Чудаковой, образы Сталина и Воланда сомкнулись после телефонного разговора с «вождем народов», когда прозаик, отвечая на коварно заданный вопрос «Совсем ли мы (страна? власть?) вам надоели?», сказал, что передумал уезжать за границу. Беседа со Сталиным оказалась выгодной для Булгакова: был снят негласный запрет на постановку его пьес, в прессе прекратилась его травля. При этом сам писатель до конца жизни корил себя за малодушие и трусость, а новое отношение к себе воспринимал как результат сделки с дьяволом. В свете этой гипотезы линия Воланд — Мастер приобретает автобиографические черты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *