Кто такой бабур история
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур
Среднеазиатский и тимуридский правитель Индии и Афганистана. Полководец. Основатель династии Бабуридов и империи Великих Моголов. Известен также как поэт и писатель.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижан, Узбекистан. Мальчик вырос в семье эмира Ферганы, Умар-Шейха-мирзы II. Рано лишившись отца, двенадцатилетний юноша не располагая опытом и боролся за власть в своем уделе. Однако его амбиции стать главой всего Мавераннахра оказались столь велики, что решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать империю Тимуридов со столицей в Самарканде.
В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил им менее четырех месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.
В 1500-1505 годах вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке шахиншаха Азербайджана и Ирана Исмаила I Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, оставил город. С 1514 года его целью стала Индия.
С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году призвал на помощь Аллам-хана, соперника делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Захир-ад-дин, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битвах с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа, близ Сикри, в 1527 году Бабур одержал победы. В своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие: пушки и ружья. Добившись успеха, перенес центр вновь образованной державы в Агру. После захвата северной Индии, Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», который позже передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.
В 1520-х годах Захир-ад-дин Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии. К 1529 году владения правителя включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии. В 1530 году отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу, который добрался до Москвы только через три года.
Захир-ад-дин переписывался с Алишером Навои. Его стихи, написанные на тюркском отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура: автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздает детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Французский востоковед Луи Базан в своем введении к французскому переводу писал, что «автобиография Бабура представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе». В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура.
Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается во всех востоковедческих центрах мира.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур скончался 26 декабря 1530 года в индийском городе Агра от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки перенесены в афганский Кабул, в основанный им сад Верности. Позднее, на этом месте построили мавзолей.
Бабурнома. Записки Бабура. Одно из первых изданий «Бабур-наме» издано в 1857 году великим русским тюркологом Н. И. Ильминским в Казанской типографии.
Бабур. Избранная лирика. Перевод на русский язык. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент, 1982. 126 с.
Переводы газелей: Л. М. Пеньковский, Р. Д. Моран, А. Наумов. Рубаи: Л. Пеньковский (1-18). Наум Гребнев (20-57, 59-106, 108-124). А. Наумов (19, 58, 107, 125-150). Кытъа: Н. Гребнев. Фарды: Н. Гребнев. Масневи: Л. Пеньковский, Н. Гребнев, Д. Лукашевич.
После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.
В 1981 году писатель Пиримкул Кадыров написал роман о Бабуре «Звёздные ночи».
В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АНРУз действует экспозиция (зал) Бабура.
В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.
В Ташкенте есть парк имени Бабура.
В городе Ош (Киргизия) узбекский театр Ошский государственный узбекский музыкально-драматический театр имени Бабура, именем З. М. Бабура также названа школа № 43.
К настоящему времени «Бабурнамэ» переведено на 31 язык мира.
К 525-летию Бабура в 2008 году в Узбекистане были выпущены девять почтовых марок с изображением Бабура и миниатюр из его произведений.
Почтовая марка с изображением Бабура была выпущена в Турции.
Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.
Андижанская областная библиотека им. З. М. Бабура.
Ежегодно узбеки Кабула отмечают его день рождения.
От разных жен у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:
(с 1503) Айша Султан-бегум, главная жена падишаха, его двоюродная сестра, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
Фахр ан-Ниса-бегум (1502-1502)
(с 1504) Зайнаб Султан-бегум (ум. 1508), его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
(с 1507) Махам-бегум (Хазрат-Валида) (ум. 1535), дочь шиитского шейха Ахмада из Торбете-Джам, родственница тимурида Хусейна Байкары;
падишах Насир ад-дин Мухаммад Хумаюн (1508-1556),
Михр Джахан-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),
Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве),
шахзаде Барбул-мирза (1518-1521),
шахзаде Фарук-мирза (1526-1527)
(с ок. 1507) Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум), его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум) (р. до 1519), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы,
(с 1508) Масума Султан-бегум (ум. 1509), его двоюродная сестра, пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
Масума Султан-бегум (Чача Нур) (р. до 1509), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы
(с 1509) Гюльрух-бегум (ум. до 1545), вероятно сестра Амира Султана Али-мирзы Бегчика;
шахзаде Камран-мирза (1509-1557), наваб Кабула, Кандагара (до 1528), Мултана (с 1528), Газни и Пенджаба (в 1530-1553),
Гюль Изар-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),
шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517-1554), наваб Мултана (до 1528), Чандери (в 1528-1530), Самбхала (в 1530-1534),
шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517-1525),
шахзаде Шахрух-мирза (1522-1527)
(с 1519) Биби Мубарика (Бега-бегум) (ум. 1556), дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая;
дочери:
Гульбадан-Бегим, Фахр ан-Ниса и Алтун Бишик
14 февраля 1483 года родился Бабур-Тигр, великий завоеватель Индии
Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.
Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.
Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».
Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.
Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.
Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.
Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.
Бабур отметился не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как весьма образованный человек, умеющий ценить искусство. В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.
Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.
Бабур
тимуридский полководец, основатель империи Великих Моголов, поэт и писатель
Захир-ад-дин Мухаммед Бабур (узб. Zahiriddin Muhammad Bobur) родился 14 февраля 1483 года в Андижане (Узбекистан). Отец Бабура, Омар-Шейх Мирза – прямой потомок Тамерлана, мать, Кутлуг Нигорханым – чингизидка, дочь ташкентского правителя Юнусхана.
В возрасте 11 лет унаследовал от отца престол Ферганы. Отец Бабура Омар-Шейх погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. Бабур в течение многих лет вёл междоусобную борьбу с другими феодалами.
В 1500–1505 годах был вытеснен монгольским ханом чингизидом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле. Оттуда в 1526 году предпринял завоевание Индии, куда перенёс центр вновь образованной Империи Великих Моголов.
До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Бабур совершал с 1519 года походы в Северо-Западную Индию и в 1525 году предпринял поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.
Помимо войн и правительственных дел, Бабур занимался и творчеством. Его стихи, написанные на чагатайском языке, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура – автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздаёт детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Бабур переписывался с Алишером Навои.
Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре (Индия) от дизентерии.
Бабур
♦ Правитель Ферганы в 1494-1504 годах.
♦ Правитель Кабула в 1504-1526 годах.
♦ Глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507-1526 годах.
♦ Правитель Мавераннахра в 1497-1498 и 1511-1512 годах.
♦ Правитель Кандагара в 1512-1526 годах.
♦ Падишах Хиндустана в 1526-1530 годах.
Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане.
Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани. Бабур писал: «Старше всех дочерей была Хан-Заде-биким; она родилась от одной со мной матери и была старше меня на пять лет. моя старшая сестра, Ханзаде-биким, попала в руки Шейбани-хана. У нее родился сын, по имени Хуррам-шах, это был приятный юноша. Шейбани-хан отдал ему область Балх, а через год-два после смерти своего отца он отправился к милости Аллаха».
Другая двоюродная сестра Бабура, дочь Махмуд-хана Кутлук-ханум была замужем за шибанидом султаном Джанибек-султаном.
Политическая карьера Бабура
Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации, не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако, его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде, где правил его двоюродный брат Байсункар мирза. Бабур следующим образом характеризовал влияние некоторых представителей знати на Байсункара: «Наставником его был, говорят, Сейид Махмуд, шиит, поэтому Байсункар Мирзу тоже укоряли в ереси. Позднее говорили, что в Самарканде он отказался от этих дурных убеждений и стал чист верой».
В 1497 году Бабур после семимесячной осады взял Самарканд и Байсункар мирза вынужден был бежать в Гиссар.
В дальнейшем в борьбе за власть в Мавераннахре Бабур столкнулся с опытным полководцем Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.
В XV веке жителей Улуса Джучи называли узбеками, в отличие от чагатаев кочевников. Однако, тимуридский поэт Алишер Навои считал узбеков наряду с арабами одними из древних жителей Мавераннахра.
В 1504 году Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Кабульское владение тимуридов. В этом владении с 1469 до 1501 года правил его дядя, брат отца Улугбек Кабули, а затем правил его сын Абдураззак (1501-1502). Абураззак был свергнут представителем знати Мукимбеком.
В 1504 году Бабур разгромил Мукимбека и сам стал владетелем Кабульской области. Его кузен Абдураззак стал его военачальником. В 1508 году знать пыталась вновь привести к власти Абдураззака, однако заговор был раскрыт. В «Бабур-наме» отсутствуют части, относящиеся к периоду с мая 1508 года до 1519 года, поэтому деятельность Бабура и его взаимоотношения с оставшимися тимуридами остается малоизученной. Известно лишь, что Абдураззак был убит в 1513 году, то есть после окончательного поражения Бабура от шейбанидов и отступления в Кабул.
После гибели Шейбани-хана в ноябре 1510 года, в январе 1511 года Бабур вновь попытался вернуть Бухару и Самарканд и ради этого он был вынужден в 1511 году попросить помощи от основателя государства Доулет-е Кызылбаш (Кызылбашское государство) сефевидского шаха и шиита Исмаила I против коалиции Шибанидов во главе с Суюнчходжа-ханом, придерживавшихся суннизма.
Шах Исмаил вернул ему его сестру Ханзаде Бегим, которую была отдана Бабуром Шейбани Хану в Самарканде в 1500 году. Причем он относился к главе Сефевидской империи шах Исмаилу I уважительно.
В октябре 1511 года Бабуру удалось взять Самарканд. Бабур согласился подчиниться шах Исмаилу и стать шиитом. Это включало в себя чтение хутбы на сефевидский манер, чеканку денег на имя Исмаила и 12 имамов и даже облачение в кызылбашский наряд. Бабур надел красную 12-конечную чалму шейха Хайдара и присоединился к рядам кызылбашских приверженцев шаха Исмаила. Отныне он правил как Сефевидский вассал. По-видимому, Бабур разыгрывал шиита из политических соображений и это было ловким маневром с его стороны.
Современник Бабура и его родственник Мирза Хайдар писал: «Народ Мавераннахра, особенно жители Самарканда, вот уже долгие годы раздували утренними вздохами факелы своих желаний, обращаясь к чертогу Всевышнего, защитника всех сотворенных, о возвращении Падишаха. Они всегда желали, чтобы тень Падишаха от дерева разума с листьями и плодами благодеяний простиралась бы над ними. Вместе с надеждой на это они рассчитывали, что он снимет одежду кизилбашей, являющуюся выражением сущей ереси, близкой к неверию, в которую он облачился по необходимости, установит закон шариата пророка, и на голову положит венец сунны Мухаммада, а венец шаха [Исма’ила] отошлет ему с несколькими шиитами. Однако эта надежда жителей Самарканда не оправдалась. Причина была в том, что [Падишах] считал, что он все еще нуждается в помощи Шаха Исма’ила и находил свою силу недостаточной для борьбы с узбеками. Поэтому произошла задержка в этом деле и была проявлена сдержанность в отношении бедствий, чинимых кизилбашами. По этой причине народ Мавераннахра обрубил надежды, которые он связывал с Падишахом».
В мае 1512 года войска Бабура были разгромлены под Бухарой Убайдулла-ханом, и он покинул Мавераннахр. Последнее правление Бабура в Самарканде продлилось 7 месяцев.
Осенью 1512 года шейбанидские султаны собрались в Самарканде и избрали внука узбекского хана Абулхайр-хана и тимурида внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана (1512-1530) верховным ханом государства Шейбанидов. В 1512 году Кучкунджи-султаном были отправлены на помощь Убайдулла-хану Мухаммед Тимур-султан и Абу Саид-султан. Они участвовали в решающем сражении в Гиждуване, в войне Шейбанидов Мавераннахра с одной стороны и контингента из Сефевидского государства под командованием Наджма Сани с другой, в ходе которой Шейбаниды во главе с Убайдулла-ханом одержали решительную победу над армией Наджма Сани и спасли страну от зависимости от государства кызылбашей.
Суннизм был сохранен в ханстве как господствующее направление ислама. С приходом к власти в Мавераннахре своего родственника Кучкунджи-хана Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию. А в 1514 году союзник Шибанидов османский султан Салим полностью разгромил кызылбашей Исмаила Сефеви в Чалдыранской битве и окончательно похоронил активную восточную внешнюю политику шаха Исмаила.
Основание империи
Бабур решил создать новое государство в южных областях на территории северной части Индии.
В XIII веке весь север Индии оказался под властью тюркских мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы тюркской мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети. Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в 1398-1399 годах произошел распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джам.
С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию.
В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битве с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года Бабур одержал победу. Войско Бабура включало в себя около 15 000 человек и от 20 до 24 пушек. Бабуру противостояло войско Лоди в 30 000-40 000 воинов, включавшее, по разным оценкам, от 100 до 1000 боевых слонов. Далее Бабур разбил раджпутского князя Санграм Сингха при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году.
Бабур основал новое государство, ставшее основой могущественной империи, которую европейцы называли империей Великих Моголов, а русские востоковеды империей Бабуридов. Сам Бабур использовал название могул, монгол к нецивилизованным, негородским, кочевым жителям степей.
Первые известные монеты Бабура были выпущены в 1497 году, в которых были помещены надписи: султан Захир аддин Мухаммад Бахадур (Бабур) и султан Ферганы, то есть в 1497 году Бабур позиционировал себя как местный правитель Ферганской области.
На монетах, выпущенных Бабуром в Самарканде в 1511-1512 годах, была изображена водоплавающая птица с распростертыми в полете крыльями. Можно предположить, что образ летящей птицы, воспринимаемый в средневековье как идея света, благоденствия, был призван вселять надежду самаркандцам в неспокойное время.
На монетах Бабура, выбитых в Мультане в 1530 году, четко выражена приверженность Захир аддин Мухаммад Бабура основам суннитского толка и помещены имена четырех правоверных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.
Монета Бабура
В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.
К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.
В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Посол добрался до Москвы только в 1533 году.
Творчество Бабура
Бабур оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшая мировое признание, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»), поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хатт-и Бабури». Бабур переписывался с Алишером Навои.
В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура. Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.
Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?
Но кто прочтет «Бабур-наме», увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.
После захвата Северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.
В 1496 году Бабур построил на горе Сулайман-Тоо в городе Ош домик, который был разрушен советскими властями в 1960-х годах и восстановлен в 1989 году.
Бабур, будучи в горных районах современного Таджикистана в 1501 году, написал на камнях несколько надписей. Одна из них гласит:
Слышал я, что Джемшид, блаженный по природе,
Написал на камне у ручья:
«У этого ручья, как и мы, многие отдыхали
И ушли, не успев мигнуть глазом.
Захватили мы мир мужеством и силой,
Но не унесли с собою в могилу».
Бабур обменивался письмами и стихами с известными тюркскими поэтами своей эпохи. Он отправил свои стихи и получил ответное письмо от Алишера Навои.
Смерть Бабура
Бабур умер 26 декабря 1530 года в Агре в Индии, возможно, от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.
Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи.
Мавзолей Бабура
Знаменитое «Бабур-наме» было переведено на персидский (1586), голландский (1705), английский (1826), французский (1871), турецкий (1940) и русский (1942) языки. На основе «Бабурнаме» написаны романы зарубежных авторов Ф. А. Стиль (Париж,1940), Ф. Гренарда (Париж,1930), Г. Лемба (Нью-Йорк,1961), В. Гаскони (Нью-Йорк,1980), Мунилаъла (6 романов) и др.
В Российской академической науке интерес к личности и творчеству Бабура проявился в первой половине XIX века.
Первый роман «Бабур тигр», посвященный истории жизни и деятельности Бабура, принадлежит перу американского писателя Герарда Лема, опубликован в США в 1961.
В Узбекистане политическую деятельность Бабура изучала С. Азимджанова. Единственным ученым, отрицательно трактовавшим Бабура, был советский востоковед М. А. Абдураимов.
В 1958 году академик И. Муминов был одним из главных организаторов первой научной конференции в Узбекской ССР, посвященной 475-летию Захир аддин Мухамад Бабура.
В 1981 году писатель Пиримкул Кадыров написал роман о Бабуре «Звездные ночи».
В индийском телесериале 2021 года «Империя» Бабура сыграл Кунал Капур.
После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.
В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.
В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АНРУз действует экспозиция Бабура.
В 2020 году памятник Бабуру был установлен в Аллее поэтов в Ташкенте.
Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.
Ежегодно узбеки Кабула отмечают его день рождения.
В феврале 2021 года в «Узбеккино» состоялся специальный показ документального фильма «Захириддин Мухаммад Бабур» по случаю 538-летия поэта и полководца Захириддина Мухаммада Бабура. Фильм был снят киностудией «Синтез фильм» по заказу Национального агентства «Узбеккино» совместно с Военно-техническим институтом Национальной гвардии. Данный исторический документальный фильм был снят по поручению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева во время его посещения Аллеи литераторов в 2020 году. Автор сценария и режиссер фильма Бабур Шер оглы.
Личная жизнь Бабура:
Имел много жен. От них у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве.
Родился сын Фахр ан-Ниса-бегум (1502-1502).
У них родились дети:
— падишах Насир ад-дин Мухаммад Хумаюн (1508-1556);
— Михр Джахан-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве);
— Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве);
— шахзаде Барбул-мирза (1518-1521);
— шахзаде Фарук-мирза (1526-1527).
Родилась дочь Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы.
Родилась дочь Масума Султан-бегум (Чача Нур), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы.
У них родились дети:
— шахзаде Камран-мирза (1509-1557), наваб Кабула, Кандагара (до 1528), Мултана (с 1528), Газни и Пенджаба (в 1530-1553);
— Гюль Изар-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве);
— шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517-1554), наваб Мултана (до 1528), Чандери (в 1528-1530), Самбхала (в 1530-1534);
— шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517-1525);
— шахзаде Шахрух-мирза (1522-1527)
У них родились дети:
Библиография Бабура:
Бабурнома. Записки Бабура. Одно из первых изданий «Бабур-наме» издано в 1857 году великим русским тюркологом Н. И. Ильминским в Казанской типографии;
Бабур-наме. Записки Бабура;
Бабур. Избранная лирика. Перевод на русский язык
последнее обновление информации: 14.08.2021