Кто такой барон майгель в мастере и маргарите

Барон Майгель

Барон Майгель — персонаж произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Появляется в 23 главе произведения. Новоявленный «Иуда». На великом балу у сатаны послужил той жертвой, кровь которой оказалась в «литургической» чаше Воланда.

Предполагаемые прототипы

Это собирательный образ, в отношении которого в булгаковедении упоминаются три реальных прототипа:

Примечания

Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Фото Кто такой барон майгель в мастере и маргарите Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
ПерсонажиМастер · Маргарита · Воланд и его свита (Азазелло, Фагот (Коровьев), Кот Бегемот, Гелла) · Михаил Александрович Берлиоз · Григорий Данилович Римский · Никанор Иванович Босой · Иван Бездомный · Барон Майгель
Персонажи романа Мастера: Иешуа Га-Ноцри · Понтий Пилат · Иуда · Каиафа · Афраний · Левий Матвей
ГеографияАлександровский сад · Нехорошая квартира · Патриаршие пруды · МАССОЛИТ · Театр «Варьете» · Клиника профессора Стравинского · Иудея · Ресторан Грибоедов · Сад Аквариум · Ялта · Воробьёвы горы
Экранизациифильм 1972 года (ФРГ, Польша) · сериал 1972 года (Югославия, Италия) · сериал 1989 года (Польша) · фильм 1994 года (Россия) · сериал 2005 года (Россия)

Полезное

Смотреть что такое «Барон Майгель» в других словарях:

БАРОН МАЙГЕЛЬ — Персонаж романа «Мастер и Маргарита», имеет несколько литературных и, по меньшей мере, одного реального прототипа из числа булгаковских современников. Этот реальный прототип бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, уроженец Киева, в 20 е и… … Энциклопедия Булгакова

Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» — Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… … Энциклопедия Булгакова

Мастер и Маргарита (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Мастер и Маргарита (телесериал, 2005) — Мастер и Маргарита Жанр социальная сатира Режиссёр Владимир Бортко В главных ролях Олег Басилашвили (Воланд) Анна Ковальчук (Маргарита) Александр Галибин (Мастер) Владислав Галкин (Иван Бездомный (Поны … Википедия

ДЕМОНОЛОГИЯ — Раздел средневековой христианской теологии (западных ветвей христианства), рассматривающий вопрос о демонах и их сношениях с людьми. Д. происходит от древнегреческих слов daimon, демон, злой дух (в античной Греции это слово еще не имело… … Энциклопедия Булгакова

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич — (3(15).05.1891 10.03. 1940), писатель, драматург. Родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу… … Энциклопедия Булгакова

Иуда Искариот — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Иуда Искариот (значения). З … Википедия

Левий Матфей — Левий Матфей … Википедия

Каиафа — Христос перед Каиафой (фреска … Википедия

Источник

Барон Майгель

Барон Майгель — персонаж произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Появляется в 23 главе произведения. Новоявленный «Иуда».

Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.

На великом балу у сатаны был застрелен демоном по имени Азазелло и послужил той жертвой, кровь которой оказалась в «литургической» чаше Воланда. Только кровь Майгеля подходила в качестве напитка для жертвенной чаши, в которую превратилась голова Берлиоза. Почему? Видимо на этот вопрос есть только один ответ. Потому, что барон Майгель совершенный предатель. Тот самый, который предаёт, подчиняясь только одному монстру – своему собственному страху. Ибо страх, порождающий всепоглощающую трусость – есть самый страшный человеческий порок.

А барон Майгель боялся. Бесконечно боялся. И бесконечно предавал. Неспроста прозвучали слова: «Наушник и шпион». Подчиняясь своему страху, барон жил только тем, что подсматривал, подслушивал и предавал. Разве мог Булгаков не написать этот вечно вздрагивающий и бегающими глазами, потеющий и бледнеющий образ в своём романе?

Только в этот раз барон Майгель совершил ошибку. Он решил предать самого Сатану. Если Иуде удалось втереться в доверие, занять место рядом с Иешуа, а после беспрепятственно предать бездомного сына неизвестных родителей, то Воланд не даёт такой возможности никому. И барону, в том числе.

И Маргарита, узнав его, тоже удивилась тому, что этот человек оказался на балу. Завсегдатай театров и выставок, в жутко скрипящих лакированных туфлях и чёрном фраке, не преминувший испить шампанского из хрустального бокала, барон всё же был сбит с толку, почти пьян от того, что предстало ему на балу.

Конечно член зрелищной комиссии не мог себе представить, что ему предстоит увидеть в гостях у нового иностранного гостя столицы, напрашиваясь к нему по «долгу службы». От того и был потрясён, ошеломлён, даже сломлен увиденным. Одно отличало его от всех присутствующих. Он был ещё жив, входя на бал. И он бы с радостью бежал оттуда, если бы мог.

Но Азазелло стреляет в него, а Коровьев собирает его кровь в кубок, который совсем недавно был головой Берлиоза. И в этот раз Воланд не отошел от принципа: Каждому воздастся по вере его. Мёртвое тело барона уже никого не интересовало. А его кровь стала уникальным напитком. Жертвенным вином, которое предстоит выпить героине.

Большая часть булгаковедов считает барона Майгеля собирательным образом. В качестве реальных прототипов упоминаются три человека, носившие фамилии, имеющие фонетическое созвучие с фамилией этого булгаковского персонажа:

— бывший барон Борис Сергеевич Штейгер, уроженец Киева, в 1920-е и 1930-е годы работавший в Москве в качестве уполномоченного Коллегии Наркомпроса РСФСР по внешним сношениям. Одновременно Штейгер являлся штатным сотрудником ОГПУ-НКВД. Он следил за входившими в контакт с иностранцами советскими гражданами и стремился получить от иностранных дипломатов сведения, интересовавшие советские органы безопасности. В апреле 1937 года Штейгер был арестован, обвинён в шпионаже в пользу неназванного империалистического государства и в августе того же года расстрелян как враг народа. Не реабилитирован;

— комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель, ранее послуживший также прототипом коменданта барона Кригсмута из романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Равно как интеллигентный, знающий языки и приятный в общении барон Майгель безразличен к жертвам своих доносов, так и интеллигентный и увлечённый своим делом тюремщик Майдель, по воспоминаниям шурина Льва Толстого Степана Андреевича Берса, стремился произвести на графа хорошее впечатление, проявляя полное равнодушие к заключённым.

— ленинградский литературовед Михаил Гаврилович Майзель. В начале 1930-х годов написал ряд критических статей о творчестве Булгакова, в которых называл писателя представителем «новобуржуазного направления» и обвинял его в непринятии революции и в «апологетическом отношении к дореволюционному прошлому». Майзель не был бароном, но, по мнению литературного критика Золотоносова, Булгаков нарочно называет персонажа романа «бароном Майгелем», в этом именовании звучит саркастический намек на баронскую фамилию Ротшильд. М. Майзель в 1936 году был арестован и расстрелян, а при Хрущёве реабилитирован.

Источник

БАРОН МАЙГЕЛЬ

У наушника и доносчика Б. М. были и литературные прототипы. Сама фамилия Майгель — это слегка измененная фамилия баронского рода Майделей, внесенного в дворянские матрикулы всех прибалтийских губерний России. Реальную фамилию Булгаков переделал так, что она стала ассоциироваться с магией, подчеркивая инфернальную сущность Б. М. Скорее всего, его прототипом послужил также комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель (1817-1881), которого запечатлел в романе «Воскресение» (1899) Лев Толстой (1828-1910) в образе коменданта барона Кригсмута. В воспоминаниях Степана Андреевича Берса (1855-1910), брата жены Толстого Софьи Андреевны Толстой (урожденной Берс) (1844-1919), опубликованных в 1894 г., приводится рассказ писателя о посещении им Е.И.Майделя в Петропавловской крепости: «Лев Николаевич с отвращением передавал мне, как комендант крепости с увлечением рассказывал ему о новом устройстве одиночных камер, об обшивке стен толстыми войлоками для предупреждения разговоров посредством звуковой азбуки между заключенными, об опытах крепостного начальства для проверки этих нововведений и т.п., и удивлялся этой равнодушной и систематической жестокости со стороны интеллигентного начальства. Лев Николаевич выразился так: «Комендант точно рапортовал по начальству, но с увлечением, потому что выказывал этим свою деятельность».

В «Мастере и Маргарите» Б. М. — служащий Зрелищной комиссии и занимается ознакомлением иностранцев с достопримечательностями столицы, подобно тому, как его прототип Б.С.Штейгер ведал внешними сношениями Наркомата просвещения. Председатель же Зрелищной комиссии Аркадий Аполлонович Семплеяров имел одним из своих прототипов А.С.Енукидзе, занимавшего аналогичный пост главы органа, контролировавшего основные театры страны, причем Штейгер, судя по всему, с Енукидзе был близко знаком. Е.И.Майдель показывал «достопримечательности» своего мрачного заведения и Л.Н.Толстому. Интеллигентный, знающий языки, приятный в общении, светский Б. М. совершенно равнодушен к жертвам своих доносов, будь то именитые иностранцы или простые советские граждане. Точно так же «интеллигентный» и «увлеченный» тюремщик Е.И.Майдель стремился произвести хорошее впечатление на известного писателя, выказывая при этом полнейшее равнодушие к заключенным — жертвам его «усовершенствований».

Полезное

Смотреть что такое «БАРОН МАЙГЕЛЬ» в других словарях:

Барон Майгель — Барон Майгель персонаж произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Появляется в 23 главе произведения. Новоявленный «Иуда». На великом балу у сатаны послужил той жертвой, кровь которой оказалась в литургической чаше Воланда.… … Википедия

Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» — Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… … Энциклопедия Булгакова

Мастер и Маргарита (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Мастер и Маргарита (телесериал, 2005) — Мастер и Маргарита Жанр социальная сатира Режиссёр Владимир Бортко В главных ролях Олег Басилашвили (Воланд) Анна Ковальчук (Маргарита) Александр Галибин (Мастер) Владислав Галкин (Иван Бездомный (Поны … Википедия

ДЕМОНОЛОГИЯ — Раздел средневековой христианской теологии (западных ветвей христианства), рассматривающий вопрос о демонах и их сношениях с людьми. Д. происходит от древнегреческих слов daimon, демон, злой дух (в античной Греции это слово еще не имело… … Энциклопедия Булгакова

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич — (3(15).05.1891 10.03. 1940), писатель, драматург. Родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу… … Энциклопедия Булгакова

Иуда Искариот — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. У этого термина существуют и другие значения, см. Иуда Искариот (значения). З … Википедия

Левий Матфей — Левий Матфей … Википедия

Каиафа — Христос перед Каиафой (фреска … Википедия

Источник

Образ и характеристика Барона Майгель в романе Мастер и Маргарита

Барон Майгель – один из второстепенных персонажей в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но только его кровь подходила в качестве напитка для жертвенной чаши, в которую превратилась голова Берлиоза. Почему?

Видимо на этот вопрос есть только один ответ. Потому, что барон Майгель совершенный предатель. Тот самый, который предаёт, подчиняясь только одному монстру – своему собственному страху. Ибо страх, порождающий всепоглощающую трусость – есть самый страшный человеческий порок.

А барон Майгель боялся. Бесконечно боялся. И бесконечно предавал. Неспроста прозвучали слова: «Наушник и шпион». Подчиняясь своему страху, барон жил только тем, что подсматривал, подслушивал и предавал. Разве мог Булгаков не написать этот вечно вздрагивающий и бегающими глазами, потеющий и бледнеющий образ в своём романе?

Только в этот раз барон Майгель совершил ошибку. Он решил предать самого Сатану. Если Иуде удалось втереться в доверие, занять место рядом с Иешуа, а после беспрепятственно предать бездомного сына неизвестных родителей, то Воланд не даёт такой возможности никому. И барону, в том числе.

И Маргарита, узнав его, тоже удивилась тому, что этот человек оказался на балу. Завсегдатай театров и выставок, в жутко скрипящих лакированных туфлях и чёрном фраке, не преминувший испить шампанского из хрустального бокала, барон всё же был сбит с толку, почти пьян от того, что предстало ему на балу.

Конечно член зрелищной комиссии не мог себе представить, что ему предстоит увидеть в гостях у нового иностранного гостя столицы, напрашиваясь к нему по «долгу службы». От того и был потрясён, ошеломлён, даже сломлен увиденным. Одно отличало его от всех присутствующих. Он был ещё жив, входя на бал. И он бы с радостью бежал оттуда, если бы мог.

Но Азазелло стреляет в него, а Коровьев собирает его кровь в кубок, который совсем недавно был головой Берлиоза. И в этот раз Воланд не отошел от принципа: Каждому воздастся по вере его. Мёртвое тело барона уже никого не интересовало. А его кровь стала уникальным напитком. Жертвенным вином, которое предстоит выпить героине.

Конечно, можно найти тысячи или одно веское оправдание тому животному страху барона, а в его образе и ещё миллионам советских людей, каждый день предававших всех, на кого упадёт взгляд. Барон смертельно боялся за свою жизнь. Именно так. Смертельно боялся за жизнь.

В то время этому страху, как самому ужасному, мерзкому, гнусному пороку было подвержено слишком много людей, чтобы выяснять, кто именно стал прототипом этого образа. Но, уж, конечно, они были, хотя большинство критиков сходится на мнении, что образ барона Майгеля собирательный. Либо самому Михаилу Александровичу приходилось сталкиваться с такими людьми, либо слышать от кого-то, как некий интеллигентный, образованный, бывший барон, поступивший на советскую службу, отправляет в тюрьмы невинных людей и совершенно равнодушен к их судьбам, довольствуясь только тем, что сам жив. Вот только на долго ли? Каждого предателя ждёт своя кара. Во все времена. Всегда и всюду.

Источник

Михаил Булгаков

August 2014

SMTWTFS
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Литературные и реальные прототипы Барона Майгеля.

Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Фото Кто такой барон майгель в мастере и маргарите
Воланд и Барон Майгель. Иллюстрация: И.Кулик.

17 апреля 1937г. Штейгер был арестован по делу бывшего секретаря Президиума ЦИК А. С. Енукидзе, являвшегося также председателем Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами. 16 декабря 1937 г. вместе с другими подсудимыми по этому делу бывшего барона по ложному обвинению в измене Родине, террористической деятельности и систематическом шпионаже в пользу одного из иностранных государств приговорила к расстрелу Военная Коллегия Верховного Суда СССР. Приговор был немедленно приведен в исполнение.

В той же записи от 3 мая 1937 г. Е. С. Булгакова указала, что накануне к ним заходил переводчик Эммануил Львович Жуховицкий, совместно с секретарем американского посольства Чарльзом Бооленом работавший над переводом на английский пьесы «Зойкина квартира», и «плохо отзывался о Штейгере». Вероятно, Жуховицкий, которого все подозревали в сотрудничестве с НКВД, видел в бывшем бароне опасного конкурента.

Вместе с Булгаковыми Штейгер был и на грандиозном приеме в американском посольстве, устроенном послом У. Буллитом 23 апреля 1935 г. Этот прием послужил прообразом Великого бала у сатаны в «Мастере и Маргарите», где нашел свой конец Барон Майгель.

24 апреля 1935 г., описывая по памяти прием у Буллита, Е. С. Булгакова упомянула и Штейгера: «. Мы уехали в 5 1/2 (часов утра 24 aпреля) в одной из посольских машин, пригласив предварительно кой-кого из американских посольских к себе. С нами в машину сел незнакомый нам, но известный всей Москве и всегда бывающий среди иностранцев, кажется, Штейгер».

Похоже, что это была первая встреча Булгаковых со знаменитым бароном, о котором писатель и его жена были наслышаны ранее. Они нисколько не сомневались, что Штейгер сел с ними в одну машину только в целях осведомления, пытаясь выведать впечатления о приеме для доклада в инстанции.

Интересно, что в варианте «Мастера и Маргариты», написанном в конце 1933 г., сцена смерти Барона Майгеля уже присутствовала (правда, тогда вместо Великого бала у сатаны в Нехорошей квартире происходил куда менее значительный шабаш). В образе Майгеля Булгаков предсказал гибель Б. С. Штейгера за четыре года до того, как она произошла в действительности. А вот сцена убийства Барона на Великом балу у сатаны вошла в текст только в 1939 г., во время булгаковской болезни и уже после казни Б. С. Штейгера.

Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Смотреть фото Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Смотреть картинку Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Картинка про Кто такой барон майгель в мастере и маргарите. Фото Кто такой барон майгель в мастере и маргарите
Д.Нагиев в роли Майгеля.

Скорее всего, его прототипом послужил также комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель, которого запечатлел в романе «Воскресение» Лев Толстой в образе коменданта барона Кригсмута. В воспоминаниях Степана Андреевича Берса, брата жены Толстого Софьи Андреевны Толстой, опубликованных в 1894 г., приводится рассказ писателя о посещении им Е. И. Майделя в Петропавловской крепости: «Лев Николаевич с отвращением передавал мне, как комендант крепости с увлечением рассказывал ему о новом устройстве одиночных камер, об обшивке стен толстыми войлоками для предупреждения разговоров посредством звуковой азбуки между заключенными, об опытах крепостного начальства для проверки этих нововведений и т.п., и удивлялся этой равнодушной и систематической жестокости со стороны интеллигентного начальства. Лев Николаевич выразился так: «Комендант точно рапортовал по начальству, но с увлечением, потому что выказывал этим свою деятельность».

Posted on Jun. 3rd, 2014 at 07:18 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *