Кто такой бастард короля
Коронованные бастарды
В недавнем посте Encore про скандал с престолонаследием в Монако (относительно недавнем, конечно, я просто так долго посты пишу) возникла любопытная тема про правовое положение внебрачных детей в мировой истории. Всем нам привычен преподносимый литературой образ незаконнорожденного дитяти как бедного вьюноши с горящим взором, обиженного суровыми законами и мерзковатыми, зато законными отпрысками разгульного папаши. Разумеется, большей частью так и было: дети от невенчанных союзов влачили довольно жалкое существование, поскольку редко наследовали что-то за своими отцами, тем более, если наследство представляло собой не просто деньги, а титулы и прилагающиеся к ним земельные угодья с дворцами и замками. Однако были в истории весьма удачливые бастарды, и список их на удивление не так уж и короток.
При этом обсуждаемый Жуан был как раз самым неочевидным претендентом на трон, поскольку в пользу двух других бастардов говорило заявление их отца, что он тайно был все-таки женат на их матери, Инес де Кастро. В отношении же нашего Жуана сомнений не было, он точно был плодом греховной связи )) Но повезло именно ему.
Жуан I
После смерти Педру I на португальском троне расселся его законный сын Фернанду, вскоре женившийся на весьма властолюбивой даме Леоноре Теллеш де Менезеш. Причем брак их был окружен весьма романтическими или, если смотреть здраво, весьма неприглядными обстоятельствами. Знакомство короля с Леонорой, бывшей в то время благополучно замужем, состоялось благодаря сестре Леоноры, Марии Теллеш, которая была фрейлиной принцессы Беатрисы, дочери покойного короля Педру и Инес де Кастро. При этом сама Мария Теллеш вскоре вышла замуж за брата Беатрисы, дона Жуана, старшего из внебрачных сыновей короля Педру.
Фернанду прямо скажем обезумел от страсти (видимо, у них это было семейное, весь в папу), развел Леонору с мужем (есть легенда, согласно которой тот добавил после развода золоченые рога на свой герб) и тайно женился на своей даме сердца. Долго тайна не продержалась, поскольку по причине нового матримониального статуса Фернанду пришлось отказаться от союза с кастильской принцессой Элеонорой, что ну совсем не улучшило отношения с Кастилией и подорвало недавно заключенный военный союз. При этом Кастилия была давним и главным врагом Португалии, так что судите сами, насколько разумным было поведение влюбленного монарха. К тому же королю не повезло, в браке с Леонорой родилось несколько детей, но почти все они умерли в младенчестве, кроме дочери Беатрисы (да-да, такие вот они были скучные по части имен).
Коварная королева Леонора
Жуан I
Простите, но это единственное сносное изображение Манфреда, которое я смогла найти ))
Дальнейшая судьба Энцо печальна. Император Фридрих с сыном поддерживали «партию» гибеллинов, выступавшую против гвельфов, жаждавших ограничения власти в Италии императора Священной Римской империи и усиления папской власти. В итоге, Энцо был захвачен в плен в Болонье, городе-предводителе партии гвельфов, где провел в заточении последующие 22 года своей жизни, несмотря на многократные попытки любящего отца выкупить его или обменять на других пленников.
Заточение это, правда, была весьма королевским, до сих пор в Болонье сохранился так называемый Дворец короля Энцо, где тот и провел годы своего заключения за занятиями литературой, попутно обзаведясь рядом любовниц и выводком незаконнорожденных детей. Могущественный род Бентивольо, который в 14 веке по сути стал править Болоньей, по слухам, произошел как раз от бастардов короля Энцо. Похоронен этот коронованный пленник был с подобающими почестями в болонском соборе Святого Доминика со всеми полагающимися его статусу регалиями: в пурпурной одежде с тиарой, скипетром и мечом.
Маргарита
В 1559 году новый император Священной Римской Империи Филипп II (законный сын Карла V) назначил Маргариту штатгальтером, то есть наместником, по сути правителем, Нидерландов. И целых 8 лет Маргарита успешно управляла этой немаленькой провинцией. Затем ее сменил герцог Альба, а она отправилась назад в Италию, где и умерла. За 8 лет до ее смерти наместником Нидерландов стал ее сын Алессандро. Опять же, неплохая «карьера» для внебрачной дочери фламандской горничной!
Свен II
Харальд III
Кнуд Святой
Теперь о Святом. Сразу после смерти Кнуда в Дании начался неурожай и продлился много лет, что суеверные люди связали с убийством на освященной земле законного правителя. А тут еще и пошли слухи о чудесах на месте его погребения. Поэтому уже через 15 лет после гибели Кнуд был канонизирован, и с тех пор 10 июля католической церковью отмечается как день Святого Кнуда.
Собор Святого Кнуда, место упокоения короля
Олаф I
Эрик I
Кнуд Лавард
Народ поддержал Эрика, папа король пометался, даже временно выслал сына, но потом они собрались с силами и решили сразиться с Эриком. И проиграли. Магнус погиб в сражении, Нильс был вынужден бежать, завещав власть в усмирительных целях Эрику и его брату Харальду (Копье). Однако бежал Нильс по недомыслию в Шлезвиг, которым ранее правил так полюбившийся гражданам Кнуд Лавард. Горожанам приезд Нильса не понравился так сильно, что они ворвались во дворец и убили короля с его свитой.
Нильс
А к власти в стране пришел Эрик II, внебрачный сын Эрика I. Но это уже перебор, если кто дочитал до конца, им и так похвала за терпение ))
Бастарды — это социальные изгои V&S дань традициям
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда нам встречаются слова, смысл которых не совсем понятен, а значение уходит корнями глубоко в историю.
Одним из таких слов является бастард — термин, который начал активно использоваться чуть ли не тысячу лет назад и для многих людей это слово было судьбоносным.
Сегодня мы поговорим про то, кто такие бастарды, когда появился этот термин, как менялось отношение к таким людям в разные века и какие известные исторические личности и герои книг были бастардами.
Бастард — это.
Понятие «бастард» появилось еще в Средневековье. Первое упоминание этого термина можно найти во французских источниках, датируемых XI в. Поскольку базисом для социальной жизни в Западной Европе того времени служила религия, церковный брак считался нерушимым.
Бастарды — это дети, рожденные вне брака, которые не могли претендовать ни на какой-либо статус, ни на наследство, ни на легитимное признание. Более того, средневековое общество относилось к таким людям с неприкрытым презрением.
Интересна и особенность происхождения этого слова. Его значение лингвистически связано с латинским «bastum» (прямой перевод – «седло»), но употребляется эта основа уже не в прямом, а в переносном смысле.
Получилась вполне логичная цепочка: «bastardus» –> «зачатый в седле» –> «ребенок, зачатый на ходу неким путником». Это значит, что дитя родилось не от законных супругов в оседлом браке, а походя, случайным образом.
Что касается русского языка, то в соответствии с «Толковым словарем» В. Даля,
бастард – это не только незаконнорожденный ребенок, но и гибрид животных или некая помесь от скрещивания растений разных видов.
При этом Википедия предлагает еще несколько значений, самое актуальное из которых связано с англоязычными ругательствами, аналогичными по смыслу русским «ублюдкам» и «выродкам».
В Средние века любая связь вне брака считалась постыдной и как дитя позора незаконнорожденный ребенок не мог наследовать ни имя, ни титул, ни земли знатного родителя.
Однако некоторых бастардов все же признавали. Обычно это были дети высокопоставленных особ, обладавших достаточной властью, чтобы в некоторой степени «узаконить» такого ребенка и обеспечить ему будущее.
Бастарды королевской крови могли претендовать даже на титул, но лишь в том случае, если их мать была дочерью князя или представителя такого же знатного рода. Известны случаи, когда мужья подговаривали своих жен соблазнить знатного мужчину, чтобы зачать ребенка и, таким образом, получить пожизненное обеспечение.
Однако внебрачное происхождение отнюдь не считалось табуированной темой, и эти вопросы зачастую обсуждались на законодательном уровне. Самые яркие примеры таких законов – это «Мертонский статут» (1235 г.) и «Законы о бедных», принятые в Англии в 1536-м. Это были отличные попытки предотвратить конфликты и судебные тяжбы путем регулирования прав наследования и снятия некоторых социальных ограничений.
А запретов для незаконнорожденных было немало: к примеру, бастарды не могли практиковать в качестве врачей и не могли занимать никаких публичных должностей.
Время перемен
Дискриминационное положение внебрачных детей, черной нитью пронизавшее целую эпоху от VII до XI вв., медленно, но уверенно менялось. Эти изменения коррелировали с продиктованными жизнью изменениями в имущественном праве и семейном законодательстве.
Особенно это было заметно во времена разработки григорианской реформы, ужесточившей рамки брака и запретившей инцест и полигамию, и затем позже, когда в Европе начали практиковать принципы майората вместо завещательных свобод, позаимствованных у древних римлян.
В этом плане переломным моментом можно считать пограничье XIV-XV веков, кардинально изменившее отношение к незаконнорожденным.
Некоторые значимые города наделили бастардов правом стать своими полноправными жителями, были приняты законы, позволяющие оделять бастардов (еще не имевших право наследовать основное имущество) щедрыми дарами от движимого имущества, обеспечивать расширенным приданным и наделять их пожизненным пансионом.
Помимо этого, незаконнорожденные получили право на собственную геральдику. Так, герб бастарда мог повторять символику дома его отца, но при одном условии: рисунок перечеркивался красной линией («перевязью»), которая указывала на его особый статус.
Ну, и саму дворянскую перевязь бастарды тоже могли носить, но, в отличие от законных наследников, крепиться она должна была не на правом, а на левом плече.
В России тоже существовала своя система для узаконенных бастардов – их фамилия становилась производной от фамилии благородного рода. Например, бастарды Трубецких могли носить фамилию Бецкие.
Они имели право занимать высокопоставленные должности и претендовать на часть имущества именитых родителей. Однако это правило сохранялось лишь для тех, чьи мать и отец были представителями дворянских династий.
Так продолжалось до начала XVIII в., пока в России не был издан указ о праве внебрачного ребенка наследовать имущество матери и получать ограниченное содержание от отца.
В это же время в Британии был провозглашен «Акт о законнорожденности», который признавал равенство всех детей. А уже во второй половине XVIII в. подобные законодательные акты были подписаны и правительством США.
Известные бастарды
История припоминает немало случаев, когда бастарды занимали высокое положение в обществе. Например, незаконнорожденный сын Генриха II Вильгельм получил титул графа и впоследствии стал одним из наиболее влиятельных вельмож Англии.
В то время как граф Овернский Шарль де Валуа, внебрачный ребенок Карла IX и красавицы-фламандки Мари Туше, не был удовлетворен полученным титулом и после смерти отца участвовал в заговорах против нового короля Генриха IV, который по иронии судьбы тоже был отцом бастарда – Антуана Бурбон-Бея.
Заговоры в отношении королей в Западной Европе того времени были привычным делом – так же, как и наличие у них незаконнорожденных детей, которые всеми силами и возможными средствами пытались захватить власть.
Однако многие из бастардов все же получали признание и трон без особых интриг и конфликтов, особенно когда у могущественных интересантов имелись собственные цели. Как правило, это было лишение наследства кого-либо из своих родственников. Но есть и другие примеры признания бастардов:
В целом же, если проанализировать генеалогические древа любых династий, в каждом из них непременно найдется отпрыск либо незаконнорожденный и наделенный правами, либо с подозрением на внебрачное происхождение. А в некоторых родословных таких потомков оказывается не один-два, а изрядное количество.
Иногда реальность подменялась орудием в политических играх, но это не помешало некоторым бастардам занимать престолы, а законным наследникам, утратившим шансы на власть, оказаться за бортом только потому, что враждебные придворные коалиции (что это?) заклеймили их бастардами.
Истории о бастардах в культуре и литературе
Первые упоминания о детях, рожденных вне брака, можно встретить в древнегреческой мифологии. Боги Эллады славились своими любовными связями с простыми смертными. Наиболее известный древнегреческий бастард – Геракл, сын Зевса и красавицы Алкмены, верной супруги героя Амфитриона, в образе которого воспылавший страстью бог явился к Алкмене и возлежал с ней как муж.
Тема бастардов всегда была животрепещущей и отражалась не только в литературе, но и на самых двойственных страницах истории. Так, Елизавета I Тюдор, одна из величайших королев эпохи позднего Средневековья, не раз клеймилась бастардом, хотя ее родителями был король Генрих VIII и его законная супруга Анна Болейн.
Дело в том, что после смерти матери, казненной на эшафоте, отец вознамерился вступить в новый брак ради рождения престолонаследника. А Елизавету объявили незаконнорожденной, поскольку ее мать так и не стала настоящим монархом и до смерти оставалась королевой-консортом.
Истории о судьбе внебрачных детей вдохновляли многих именитых авторов – Федора Достоевского, Льва Толстого, Чарльза Диккенса.
А начало этой эпопее положил француз-трувер Рауль Камбрейский, которому приписывается авторство эпонимической (давшей название, одноименной) поэмы о легендарном бастарде, борющемся за право владения собственным фьефом (вассальным наделом).
И это не говоря о таких «избитых» темах, как король Артур (в V-VI вв. был вождем бриттов) и Карл Великий по прозвищу Шарлемань, король франков и лангобардов во второй половине VIII в.
Но пожалуй, самым популярным бастардом в медиапространстве сегодня остается красавец Джон Сноу – один из ключевых персонажей цикла книг Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени».
Благородный юноша, которого все считали внебрачным сыном «зачавшего в седле» Неда Старка, на деле оказался законным наследником Железного трона, который ему никогда и не был нужен.
Но выбор у бастардов того времени (в «Игре престолов» был еще Рамси Болтон, Уолдер Риверс, Коттер Пайк и т. д.) обычно невелик – либо вечное дежурство в Ночном дозоре, либо бесперспективная служба в дружине какого-нибудь лорда.
Заключение
Впрочем, история учит нас и другому: социальный статус – это не приговор. И условия рождения не всегда определяют дальнейшую судьбу ребенка.
Более того, человек в такой ситуации может обрести особую внутреннюю силу, способную побудить его на великие свершения. Примеры здесь, разумеется, излишни.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
В связи с последними событиями в мире и нарастающем ппц, думаю в ближайшем времени увидим возвращение к истокам. К крепостному праву и отношению к бастардам, а что система долгое время просуществовала!. Ни то что демократия или СССр.
Я так поняла, бастард — это синоним слова «байстрюк», а еще имеет значение «негодяй» в разговорном англ.
Термин bastardus — средневековое изобретение и, согласно наиболее распространенному объяснению, происходит от латинского слова bastum («седло»), а обозначает, соответственно, человека, зачатого «в седле», то есть на ходу и(ли) каким-то путником, а не в оседлом браке с законным мужем.
Тоже средневекового, даже более позднего происхождения, понятие illegitimus («незаконный»), появляющееся в источниках XIII века. Но до того были в ходу другие термины, пришедшие из древнееврейского, греческого и классической латыни и обозначающие различные категории незаконнорожденных, хотя эти различия разными авторами определялись по-разному.
Парфении — сословие потомков детей, рождённых спартанками от илотов, во время Мессенских войн обладали урезанными гражданскими правами и были бедны даже по спартанским меркам (сословие прекратило существование после попытки государственного переворота, когда их, в связи с их многочисленностью, вместо казни просто отселили за пределы Спарты).
Чунъин — сословие потомков детей наложниц дворян в средневековой Корее (несмотря на свою законность, были менее полноправны, чем незаконнорождённые дети европейских дворян, хоть и имели более высокое положение, чем простолюдины)
В средние века на Руси внебрачные дети назывались безбатешными, пауголоками, байстрюками, ублюдками от слова блуд.
Воспитанник (воспитанница) — так в России называли детей (обычно сирот), взятых на воспитание в приёмную семью. Иногда так же называли и внебрачных детей дворян, о воспитании которых заботились отцы, поскольку часто такие воспитанники жили в семье отца-дворянина, будучи записанными на фамилию матери.
Вот Вам (именно Вам двум моим подписчикам, хотя я на 90% уверен что один подписался для того чтобы меня минусить, но это моя параноя) и как всегда все это «украдено» в сети для тех кому лень искать=) Засим закругляюсь Ваш Гномья задница
Но Джон не бастард, к чему эта картинка?
Собственно, от сюда и перевод:
Дом #2
Город Тё (Theux), Валлония, Бельгия. Дом построен в 16 веке, жилой до сих пор, передается по родственной линии с момента строительства.
Покровский угол
Одно из самых красивых мест Пскова, куда возят не всех туристов, а чаще показывают из окна автобусов. Юго-западный угол Средневекового Пскова с одной из крупнейших башен в Европе. Это Покровская башня и Церковь Рождества от Покрова и Пролома.
Битва на самом деле была гораздо эпичнее, чем, например, то же Ледовое Побоище, но исторический дискурс он такой. Карл Брюллов, который нарисовал знаменитую картину «Последний день Помпеи», взялся изобразить осаду Пскова. Долго готовился и изучал предмет. Но картина ему не далась, осталась недорисованной, и сам Брюллов мрачно называл ее «досадой Пскова». Как видите у художника получилась не битва, а какой-то крестный ход. Поэтому картина малоизвестна.
До осады в этом уголке находилась церковь Рождества, оставшаяся Рождественского монастыря, упраздненного еще в 15 веке. Немного удивленные собственной крутостью псковичи в знак благодарности небесам построили рядом еще одну церковь названную Церковью Покрова от Пролома, что как бы прямо намекает на произошедшие события. Церковь была построена не отдельно, а пристроена к Рождественской Церкви. Так в Пскове появилась необычная «сдвоенная» церквушка, которая до сих пор восхищает гостей города. В советские времена в ней был стильный археологический музей (я ходил туда с классом на экскурсию) с выставленными мечами, топорами, застёжками и черепками. Сейчас это обычный действующий храм. Вот так вот. Ничего святого :)))
Сейчас в Покровском углу всё облагорожено. Вход в башню закрыт, там иногда организуют экспозиции и выставки. На стены просто так не поднимешься, подземные коридоры только для спецэкскурсий. Но зато чисто, не воняет, наркоманов, бомжей и панков местечко больше не привлекает. Дембельских надписей и телефонов проституток на стенах тоже нет. Теперь тут снуют паломники и туристы.
На фото: вид со стены, где несколько лет назад проходила экспозиция на тему довлатовских дней.
На фотографии ниже: ворота, выводящие на набережную. Ворота часто используют для съемки сцен исторических фильмов. Вроде как аутентичненько смотрятся.
Рядом с Покровским углом много всего интересного, на самом деле, в одном посте обо всем не расскажешь. Сам угол находится в пешей доступности от центра города, и входит в ряд обзорных туристических маршрутов.
Лучше всего там, конечно, летом в жаркий будничный полдень, когда народу почти нет, воздух звенит от тишины, пахнет свежескошенной травой и цветами, а от древних стен веет необычной прохладой. И как-то не верится, что за стеной пролегает одна из главных транспортных артерий города.
Не могу не любить это местечко еще и потому, что в окрестностях прошло мое школьное детство, пусть и в благословенные суровые 90-е.
Метка на карте для тех, кто планирует посетить Псков и заинтересовался достопримечательностью. Очень рекомендую.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на сообщество. Приезжайте в гости.
Как в вузах раньше богатые с бедными учились
Автор: Ксения Чепикова.
Думаете, в средневековых университетах не было обнаглевших мажоров, козырявших фразой «Да ты знаешь, кто мой отец?» и считавших всех остальных нищебродами? Да, кстати, а что насчет нищебродов? Могли бедняки получить образование?
Парадная одежда немецкого аристократа, середина 16 века
17 ноября 1520 года сенат университета Фрайбурга выдвинул против пятерых студентов обвинение в ношении неподобающей одежды, нарушавшей правила, – яркой, многоцветной, с разрезами, в общем, самый писк моды. Четырех студентов бюргерского происхождения приговорили к штрафу в один шиллинг, а единственный аристократ отделался простым предупреждением, хотя его обвиняли уже несколько раз, и именно его одежда отличалась наибольшим шиком. Двое из наказанных возмутились такой несправедливостью и потребовали лучше исключить их, чем так унижать. Что, видимо, и было сделано.
В 1546 году группа магистров Виттенбергского университета обратилась к саксонскому курфюрсту с коллективным письмом. Ректорат выпустил новый Kleiderordnung – правила, кому из обитателей университета какую одежду полагается носить. Многие знатные студенты не обратили на него никакого внимания, продолжая щеголять в модном коротком платье, в то время как им предписывалось скромное длинное. Обиженные преподаватели вопрошали: чем плохой и нерадивый студент благородного происхождения лучше заслуженного магистра? Вместо того, чтобы призвать к порядку отпрысков аристократических родов, курфюрст потребовал у руководства университета примерно наказать авторов письма. Несправедливость ситуации была очевидна всем, тем не менее, через несколько недель ректорат выпустил новые правила, по которым знатным студентам разрешалось носить такую же одежду, как и магистрам.
Длинная, «приличная» студенческая одежда. Миниатюра из Eстава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
…все люди равны, но некоторые, как известно, немного равнее. Сегодня мы склонны воспринимать старый европейский университет как свободную равноправную общность студентов и ученых, члены которой склоняются перед властью главной ценности – знания. Это заблуждение. Строгая иерархия существовала там с самого начала, выражаясь в многочисленных символах и ритуалах: церемониях, нормах общения, одежде, рассадке на официальных мероприятиях. Бакалавр, магистр, доктор, профессор, декан, канцлер, проректор и ректор – каждый ранг давал его обладателю определенные привилегии и требовал соответствующего почтения. Своеобразная иерархия существовала и среди студентов: те, кто проучились несколько семестров, стояли по студенческим понятиям выше только что поступивших и требовали к себе уважительного отношения, что выражалось в различных ритуалах студенческого быта.
В эту систему совершенно не вписывалась аристократия. Со второй половины 15 века она понемногу устремилась в университеты – сначала в небольших количествах, однако с середины 16 века все активнее. В Ингольштадте доля студентов из благородных семей в начале 16 столетия – 4,5%, а к концу его – уже 17%. В 1570-1605 годах доля знатных студентов составляла в Лейпциге 5,8%, в Эрфурте 6%, в Виттенберге 6,3%, в Йене 9,4%. Среди них находились уже графы и герцоги – будущие правители немецких земель.
Ингольщтадт к концу 17 века. Слева увеличенный фрагмент – здание университета
Конечно, нельзя сказать, что они считали своих преподавателей полным ничтожеством. Все-таки в те времена обладатель докторской степени приравнивался по статусу к мелкой аристократии. Так что, допустим, ректор – это не просто человек значительный и в обществе уважаемый, но глава самостоятельного субъекта права, примерно как глава города, пусть и маленького. Тем важнее становилось для юных мажоров показать, кто здесь круче. Кто настоящий хозяин жизни. Отсюда – непрекращающиеся споры о том, кто кому какие почести должен оказывать, постоянные конфликты из-за вызывающего поведения знатных студентов, регулярные жалобы в высшие инстанции как от рассерженных профессоров, так и от оскорбленных аристократов. В архивах университетов и правителей за столетия скопилось множество таких записей.
Кроме того, соображения престижа. У нас учится наследник самого барона, графа, герцога (нужное подчеркнуть)! Внук канцлера! Сын обергофмейстера! А лет через десять-двадцать, когда этот самый молодой человек унаследует титул или получит высокую придворную должность – разве не вспомнит он со светлой ностальгией прекрасные студенческие годы? Разве не окажет своей alma mater высокое покровительство? Неужели стоит наказывать или исключать способного мальчика только за то, что он носит слишком яркую одежду или достал шпагу в присутствии профессора?
Костюм саксонского аристократа, середина 16 века
Еще один интересный эффект присутствия знати в университетах – усиление социального расслоения и дискриминация малоимущих студентов. Возьмем, например, квартирный вопрос. Для студентов он всегда стояла остро: горожане не могли, а часто и не хотели сдавать им комнаты в достаточном количестве. Так появились коллегии – своеобразный прообраз студенческих общежитий. Студент получал там комнату (часто это была одна комната на двоих) и мог питаться в конвикте (что-то вроде студенческой столовой). В коллегии жили также некоторые неженатые преподаватели. Такие комнаты были недорогими, а для бедных студентов иногда даже бесплатными, но удобством не отличались. По своей аскетичности они больше напоминали монастырские кельи.
Однако вместимость любой коллегии оставалась ограниченной, а селиться в более чем скромных помещениях стремились обычно непритязательные студенты из небогатых семей и стипендиаты, считавшие каждый грош. Прием в коллегию и дешевая или бесплатная еда действительно становились для них вопросом выживания. Юноши же из состоятельных фамилий предпочитали арендовать жилье в городе: комфортнее, вкуснее, гораздо веселее и никакого контроля. Или снимать комнату в доме профессора – этот вариант выбирали те, кто приезжал действительно учиться, а не веселиться.
Комната в коллегии, миниатюра из Устава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
Но к середине 16 века ситуация поменялась. Богатых и знатных студентов становилось все больше, и те из них, кто не мог найти себе комнату в городе или не считал возможным жить в одном доме с простолюдинами, обращались к руководству университетов с просьбой предоставить им жилье. Быстро выяснилось, что путем нехитрого косметического ремонта комнату в коллегии можно сделать намного более комфортабельной и красивой, после чего сдавать ее за весьма высокую плату. Это означало, что беднякам из коллегий пришлось убраться. Куда?
В каждом крупном университете в свое время появлялись «дома для бедняков», где размещались как те, кто мог заплатить некую сумму за жилье, так и те, кому платить было совсем нечем. Так, «дом для бедняков» знаменитого Коллеж де Монтегю в Париже по утверждению Эразма Роттердамского в конце 15 века представлял собой «отвратительную дыру, в которой господствуют репрессивные порядки». При этом Эразм относился к числу тех, кто платил за проживание и находился поэтому в «привилегированном» положении. Те, кто заплатить не могли, отрабатывали жилье и еду на различных хозяйственных работах. Но это ладно. А вот суровые бытовые условия, запрет покидать территорию без разрешения, применение телесных наказаний, всего один комплект одежды и один кусок хлеба в день… да, разница между коллегиями могла быть огромной.
Юноши из бедных семей могли получить образование. Они допускались в университеты и освобождались от платы за обучение, а иногда за проживание и питание – это рассматривалось как проявление христианского милосердия и реализация принципа «знания должны быть доступны всем». Доля бедных или неимущих студентов, называемых pauperes, составляла в Средневековье примерно 15-20%. Но университетские власти их, конечно, не любили, а заботиться о них стремились по минимуму. Еще бы, ведь университеты полностью финансировались за счет студентов – их взносов за учебу, экзамены, питание и прочее, – а эта сомнительная категория мало того, что денег никаких не приносила, так еще и требовала определенных расходов!
Да, нередко эти расходы брала на себя церковь, иногда – добрый правитель, бывало, и щедрые меценаты – выпускники, многого добившиеся в жизни. Кроме того, неимущие студенты часто сами отрабатывали свое содержание. И все же ректораты всеми силами старались сократить «неоправданные расходы». А если деньги и выделялись в достаточном количестве, то часть их неизбежно оседала на разных этапах долгого пути от главного казначея до завхоза «коллегии для бедных».
Доходило до того, что правитель, каким-то образом узнававший о бедственном положении pauperes в том или ином университете, обращался к его руководству с требованием лучше заботиться о бедных студентах. Например, обеспечить им достаточные для выживания рационы или отремонтировать, наконец, жилые помещения. Насколько бедственным могло быть положение pauperes? Скажем так: однажды руководство Венского университета выпустило специальный документ, запрещавший студентам просить милостыню.
Печать Гейдельбергского университета
На каком основании студент освобождался от платы за обучение? Поначалу просто «на глаз». Статус и доход человека декан или ректор определял в личной беседе и по внешнему виду. Конечно, тут открывался широкий простор для махинаций: одеться в лохмотья, сочинить трогательную историю о голодном в детстве в семье без кормильца – до этого, несомненно, додумывались многие. С другой стороны, с таким подходом соискатель бесплатного места оказывался полностью зависимым от доброй воли и настроения собеседника. Однако процесс постепенно формализовался. Например, с 1510 года в том же Венском университете ввели норму, по которой право на бесплатное обучение получали лица с доходом менее 10 гульденов в год (это не так уж мало, многие неквалифицированные рабочие зарабатывали меньше) после предъявления соответствующих письменных доказательств.
Теоретически, конечно, знания – это дар Божий, они должны быть доступны каждому; по крайней мере, так это произносилось в торжественных речах и писалось в сочинениях о пользе образования. На практике же богатые и знатные студенты отделялись от бедных даже пространственно. Речь не только о том, что жили они в разных местах и в разных условиях – это как раз вполне естественно. Но в лекционном зале бедный студент никогда не мог бы занять место в первом ряду, чтобы хорошо слышать профессора и видеть все, что тот пишет на доске. Вот расценки из университета Орлеана, 1307 год: 10 шиллингов (видимо, в семестр) за место в первом ряду, 6 – во втором, 4 – в третьем, 2 – в четвертом.
С другой стороны, не стоит подходить к ситуации с современными мерками. В начале 16 века сыну крестьянина или мелкого ремесленника оказаться в одном лекционном зале с сыном барона или графа, слушать одного профессора и получать одни и те же задания – это уже огромное социальное достижение и невиданное проявление равенства. Грех жаловаться – учиться нужно.
Автор: Ксения Чепикова.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Печенеги и Византия
Сороковые годы XI века были тем временем, когда степные племена пришли в движение. В 1043 г., по сообщению Кекавмена, много печенегов перешли Дунай. Один из печенежских вождей — Кеген — в 1045 г. перешел на службу к ромеям и вместе с своими людьми принял крещение.По сведениям ал-Бекри, в начале XI в. около 12 тыс. печенегов приняли ислам.Относительно же традиционных верований, то, вероятно, печенеги верили в Тенгри, Умай, Ыдук Эр-Суб, т.е. исконно тюркских богов.Печенежские могильники свидетельствуют, что печенежскую знать погребали в курганах со своими конями.
Главный из печенежских князей Тирах высказал возмущение, когда ромеи приняли у себя Кегена, который был его врагом. Это дало формальный повод для постоянных набегов печенегов. По сведениям Иоанна Скилицы, в 1053 г. император Константин IX заключил с печенегами мир на тридцать лет. В составе Парадунавона (византийская провинция, охватывающая южный берег Нижнего Дуная ) была автономная единица — Пацинакия. На византийском берегу Дуная образовались печенежские анклавы. Ее правитель получил титул магистра, а также назывался архонтом. Один из таких печенегов был крещен и получил имя Иоанн. Возможно, что это тот же Кеген, поскольку в Силистрии была найдена печать с надписью «Помоги, Боже, Иоанну Кегену архонту нашему». Людей Тираха расселили между Софией и Нишем. Много печенегов расселилось в Плиске, Преславе, Одарчии, Исакче, Нуфару, Гарване, Махмудии, Пэкуюл-луй-Соарэ, Дристре (Силистрии), Варне.
Естественно, что заинтересованность византийцев в печенегах проистекала из-за их военных качеств. Византийская принцесса Анна Комнина указывала, что у печенегов прирожденное искусство воевать, устраивать засады, строить ряды.
Печенеги могли также брать приступом фортификации. 8 июня 1050 г. они взяли укрепленный лагерь Константина Арианита под Адрианополем. На Руси ими была взята крепость Новотроицкого городища, расположенная на мысе и, казалось, защищенная самой природой. Во время действий под Дристрой в 1088 г. печенеги повалили шатер самого императора и чуть не захватили в плен Алексея Комнина, схватив за узду его лошадь. К печенегам попала важная реликвия — омофор Богородицы. В 1090 г. ими был уничтожен отряд из 300 архонтопулов (телохранителей). В 1059 г. отряды одного из печенежских вождей Селте сражались против всего войска ромеев. Печенеги на Балканах, в отличие от восточноевропейского этапа их истории, приобрели навыки взятия городов.Иногда они брали города с союзниками — с венграми и болгарами Дебелт (Валандар) в 934 г., с венграми — Белград в 1059 г., с Никифором Вриеннием — Константинополь в 1074 г., вместе с кыпчаками и Никифором Василаки — Адрианополь. В 1078 г. печенеги смогли сами взять Хариуполь, в 1088—1089 гг. — Филиппополь, в 1089 г. — Кипселлу, в 1089—1090 гг. — Тавроком, весной 1090 г. — Хариуполь.
Против подобного противника ромеи применяли свои ответные меры (Истребление печенегов). 40 тысяч половцев под предводительством Тугоркана и Боняка и отряд русского князя Василька Ростиславича содействовали тому, что печенежское войско было уничтожено 29 апреля 1091 г. С победой над печенегами византийцам перестала угрожать опасность соединения азиатских и европейских тюрков (печенегов, половцев и сельджуков). Слова Анны Комнины о истреблении мириада печенегов стоит воспринимать как фигуру речи. Печенеги продолжали служить в византийских войсках.
Став жителями Византийской империи, печенеги были зачислены в военное сословие и с достоинством исполняли свои обязанности. В 1064 г. они приняли активное участие в отражении вторжения огузов, а в 1071 г. сражались на стороне ромеев в битве против турков-сельджуков. Битва под Манцикертом была не единственным столкновением печенегов с сельджуками. Печенеги уже в 1049 г. воевали против них на стороне ромеев. Также печенеги действовали против крестоносцев. Известно, что именно византийский император Алексей Комнин обратился к папе Римскому с просьбой помочь с сельджукской угрозой. Также в Константинополе крестоносцы принесли Комнину вассальную присягу и дали обещание передавать ему, как их сюзерену, завоеванные крестоносцами области на Востоке.
Однако крестоносцы занялись грабежами на византийских землях по пути в Святую землю, также они не намеревались делиться с ромеями завоеванными территориями.
Когда на Балканы вторглись банды Петра Пустынника, печенеги и туркопулы противостояли Крестовому походу бедноты и не дали им возможности опустошить весь край. Также печенеги активно использовались против отрядов рыцарей-крестоносцев, проявляющих агрессию по отношению к ромеям. Когда войска Готфрида Бульонского проходили через земли Византии, то по сведениям Петра Тудебода император Алексей приказал своим туркопулам и печенегам нападать на его крестоносцев. В 1097 г. печенеги напали на войска Росиньола и его брата епископа около Пелагонии. Сообщалось, что и далее отряды из турок, славян, куманов, печенегов, огузов устраивали засады и нападали на крестоносцев. В 1096 г. печенеги атаковали ополчение Петра Пустынника и многих из крестоносцев победили. Альберт из Аахена отмечал, что в 1096 г. печенеги напали на пилигримов-крестоносцев около Белграда. Эти печенеги охраняли перевозы через Дунай и Саву. По сведениям Петра Тудебода, печенеги захватили епископа Подио.В 1101 г. печенеги нанесли серьезный ущерб отрядам крестоносцев из Аквитании и Баварии, которые двигались через Византию. Бои происходили у Адрианополя.
По данным Одона из Деои печенеги и кыпчаки осенью 1147 г. напали на войска французского короля Людовика, когда те были на территории ромеев. По «Итиренариуму пилигримов» в 1189 г. печенеги, аланы, гунны напали на Фридриха Барбароссу. В 1107 г. печенежские войска в составе армии ромеев воевали у Отранто.
С середины 11 в. происходит массовое переселение печенегов в Венгрию. Янош Туроци сообщал, что какие-то куны, разбитые византийским императором, нашли укрытие у венгерского короля Иштвана II. И. Князький считал, что побежденных печенегов и огузов приняли в 1124 г. в Венгрии.
Упоминания «служилых» печенегов в венгерских источниках встречаются вплоть до 2-й пол. 13 в. Э. Сейдалиев указывает, что побежденные ромеями в 1122 г. печенеги, кроме Нижнего Подунавья, использовались и в Юго-Восточном Крыму.
Часть печенегов со 2-й пол. 11 в. становятся федератами киевских князей, войдя в состав чёрных клобуков. В последний раз эти некогда могучие кочевники побеспокоили Византию уже в XII веке — вместе с огузами и половцами, но они уже не играли решающей роли в тех событиях.
Через сто лет участники Четвёртого крестового похода взяли штурмом Константинополь. Рыцарское войско намеревалось вмешаться в вопросы византийского престолонаследия, однако не получило обещанного вознаграждения от тех, кто привёл его под стены города. В результате Константинополь в 1204 году был разорён.
В соответствии с научной гипотезой, одна часть печенегов составила основу народностей гагаузов и каракалпаков. Другая часть влилась в объединение юрматы. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области России. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов.
Источник: История от Ярослава Пилипчука / Реальное время