Кто такой берлиоз в мастере и маргарите
Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Иван Бездомный (слева), Воланд (в центре), Берлиоз (справа). Художник Виктор Ефименко |
Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
У Берлиоза высокий голос, «высокий тенор»:
«. Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее. «
«. Хлопец, наверно, на Клязьме застрял. » (слова пожилой литераторши о более молодом Берлиозе)
Берлиоз является литератором, председателем правления литературной ассоциации МАССОЛИТа, а также работает редактором художественного журнала:
«. председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала. »
«. литераторы немедленно начали икать. »
«. Секретаря МАССОЛИТа Берлиоза. «
Берлиоз является однофамильцем французского композитора Гектора Берлиоза, о чем тоже упоминается в романе:
«. Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор – это однофамилец Миши Берлиоза. »
«. никому не известный композитор‑однофамилец, и пришлось вписать: «. не композитором. »..»
«. сколько я о нем слышал, все‑таки хоть что‑то читал. »
«. редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков. »
«. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович. »
«. возразил образованный редактор. «
Михаил Александрович Берлиоз является атеистом. Он не верит в существование Иисуса Христа:
«. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. «
При этом он также не верит в существование дьявола:
«. Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич. » (Иван Николаевич Бездомный и Берлиоз оба не верят в дьявола)
Герой является красноречивым человеком, он умеет красиво говорить:
«. красноречив до ужаса. «
«. жилплощадь покойного, то есть три комнаты (бывшие ювелиршины кабинет, гостиная и столовая), переходят в распоряжение жилтоварищества. »
«. прописаться в трех комнатах покойного племянника. »
«. высадились около дома N 302‑бис на Садовой улице. «
У Берлиоза есть домработница:
«. был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет. «
У героя есть элитная дача в литераторском поселке, где живут только «элитные» литераторы:
«. Хлопец, наверно, на Клязьме застрял. »
«. дачный литераторский поселок Перелыгино на Клязьме – общее больное место. »
«. Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас. »
«. Одни в пяти комнатах в Перелыгине. «
Берлиоз женат, но его жена сбежала к какому-то балетмейстеру:
«. покойный Берлиоз с супругой. »
«. Про супругу Берлиоза рассказывали, что будто бы ее видели в Харькове с каким‑то балетмейстером. «
У Берлиоза нет детей, поэтому его наследниками являются его тетя и дядя из Киева:
«. я являюсь единственным наследником покойного Берлиоза, моего племянника, погибшего, как известно, на Патриарших, и я обязан, согласно закону, принять наследство, заключающееся в нашей квартире номер пятьдесят. »
«. я велю сейчас дать телеграмму вашему дяде в Киев. «
Месть Воланда Берлиозу
«. только что человек соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай. «
«. И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы. «
«. сегодня вечером задавило трамваем на Патриарших. «
«. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие. «
Это был цитатный образ и характеристика Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, биография героя, описание внешности и характера в цитатах.
Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман Булгакова бессмертное произведение, интерес к которому не угасает по сей день. Образ и характеристика Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита» показывает, насколько важна его роль в произведении. Пускай не главная, второстепенная, но не менее важная по своему значению.
Берлиоз – полное имя Михаил Александрович Берлиоз. Литератор, атеист, председатель МАССОЛИТа. Действующее лицо в романе.
Место проживания
Коммуналка. Три комнаты полностью в его распоряжении. Нехорошая квартира, числящаяся под номером 50, находится в самом центре Москвы. Улица Большая Садовая, 302-бис. Пятый этаж.
Внешность
Обычная внешность. Пройдешь мимо и не заметишь. Мужчина среднего возраста. Невысокого роста. Телосложение плотное. Лысый, что тщательно пытался скрыть под шляпой с широкими полями. Лицо украшали очки массивные, в черной оправе.
Одеваться Михаил Александрович предпочитал в классику. Строгий костюм. Шляпа. Очки. Туфли. На лицо чисто интеллигент.
Голос
Голос Берлиоза – тенор, достаточно высокий.
Семья
Известно, что по паспорту у него имелась супруга. Вместе они не жили. Вертихвостка сбежала от мужа с запавшим ей в душу балетмейстером. Детей у них не было. Вся его родня это тетка и дядя из города Киева. Вела домашнее хозяйство в отсутствии жены домработница Груня, прекрасно справляясь с обязанностями.
Деятельность
Является редактором журнала. Председатель правления крупной московской литературной ассоциации. Литератор. Пользуется в кругу журналистов почетом и уважением. Состоятелен. Пользуется всеми благами, которые дает членство в союзе литераторов.
Черты характера
Любит спорить. Обычный разговор способен перейти в дискуссию, способную растянуться по времени на несколько часов. Отрицает существование Бога. Не верит в дьявола.
Образован. Начитан. Эрудирован.
Судьбоносная встреча
Во время беседы с молодым поэтом Иваном Бездомным на Партиарших на тему образа Иисуса Христа, в его новой поэме к ним подошел незнакомец. На вид иностранец. Это был Воланд (сатана). Он вклинился в заинтересовавший его разговор. Между участниками развернулась жаркая дискуссия. Все трое спорили на тему, может человек управлять собственной судьбой или нет. Воланд пророчит Берлиозу скорую гибель.
Смерть
На предстоящее заседание МАССОЛИТа литератор не попал. Поскользнувшись на разлитом Аннушкой подсолнечном масле, он попадает под трамвай. Как результат отрезанная голова. Месть Воланда свершилась. Он наказал Берлиоза за неверие. На ежегодном балу у Сатаны он дал понять, что потусторонний мир существует и наказан будет всякий, кто смеет отрицать подобное.
В наказание за неверие и отрицание Берлиоз получает бессмертие. Став золотым кубком, он находится на грани между мирами. Не жив и не мертв.
Берлиоз (Мастер и Маргарита)
Берлиоз – один из самых интересных персонажей в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно он становится первой жертвой действий Воланда в Москве 30-х гг.
Характеристика
У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».
Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.
Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.
Председатель МАССОЛИТа
Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы). Данную аббревиатуру писатель дал по аналогии с Мастерской коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ), существовавшей в реальности. Здесь же автор отсылает читателя и к аббревиатурам РАПП, МАПП и к другим аббревиатурам, которые касались идеологии коммунистов.
Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.
И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.
Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.
Причины смерти
Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.
Берлиоз говорит Воланду: «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Эта фраза доказывает факт того, что Берлиоз действует по шаблону, который дала народу власть. М. А. Булгаков пытается показать, что это неправильно.
При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?
Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.
Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.
Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.
Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.
Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.
Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.
Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.
2 вариант
Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.
Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.
Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.
Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.
Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.
Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита
В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.
Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.
Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.
Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…
Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.
Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Возможна ли гармония между личностью и обществом? Вероятно, возможна, однако достичь этого трудно. Почему же так происходит? Скорее всего, потому что гармония – это идеальные отношения
Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки
Марина Цветаева это известная поэтесса, творчество которой относится к удивительному этапу развития государственной литературы, его принято называть «Серебряным веком».
Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных
Берлиоз
История персонажа
Второстепенный персонаж в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Литератор, редактор толстого художественного журнала, председатель правления МАССОЛИТа, атеист. В результате встречи с дьяволом на Патриарших прудах в Москве пострадал из-за атеистических убеждений — попал под трамвай.
История происхождения
Образ Михаила Александровича Берлиоза, влиятельного человека в московском литературном сообществе, руководителя писательской организации, вероятно, списан Булгаковым с кого-то из советских идеологов того времени.
Михаил Булгаков
Прототипом персонажа может оказаться Леопольд Авербах – основатель Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), или дипломат Федор Раскольников, или публицист и журналист Михаил Кольцов. Мог быть прототипом Берлиоза Владимир Блюм — театральный критик и журналист, который публиковал рецензии в центральных газетах «Известия» и «Правда», а мог и Демьян Бедный, знаменитый пролетарский поэт.
Фамилией Михаил Александрович Берлиоз обязан французскому композитору XIX века Гектору Берлиозу. Этот выбор сделан Булгаковым не случайно. Некоторые музыкальные произведения Гектора Берлиоза тематически пересекаются с сюжетными линиями романа «Мастер и Маргарита». Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».
«Мастер и Маргарита»
Берлиоз выглядит как человек маленького роста, темноволосый и лысоватый, лет сорока, упитанный и аккуратно выбритый, носит массивные очки в черной роговой оправе. По убеждениям Берлиоз атеист. Герой начитан, хорошо образован и не верит в бога и дьявола, чем гордится. Собственное отношение к христианской религии персонаж пытается привить молодому поэту Ивану Бездомному.
Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный
В начале произведения Берлиоз прогуливается с Бездомным по Патриаршим прудам в Москве и делится с молодым коллегой воззрениями на религиозные вопросы и на то, как те должно отражать в литературе. За этой беседой парочку литераторов застает Воланд, который расспрашивает Берлиоза и, выслушав мнение, что человек сам управляется с собственной судьбой, тут же предсказывает Берлиозу скорую гибель. Что и происходит немедленно — Берлиозу отрезает голову трамваем.
Позже читатель видит отрезанную, но живую голову Берлиоза на балу Сатаны, где Воланд превращает эту голову в чашу и пьет из нее вино. Такая судьба постигает Берлиоза из-за того, что тот не верил в бессмертие души и считал, что со смертью для человека все заканчивается. Так и стало — лично для персонажа.
Кот Бегемот
Берлиоз — второстепенный персонаж романа, и биография героя детально не прописана. Известно, что Берлиоз жил на Большой Садовой, в доме номер 302 бис, в коммунальной квартире за номером 50. В этой квартире герою принадлежали три комнаты. Там же после гибели литератора поселился Воланд со свитой, так что квартира прослыла «нехорошей». Позже член этой свиты кот Бегемот устраивает в бывшей квартире Берлиоза пожар, из-за чего сгорает дом.
У Берлиоза была жена, которая сбежала с неким балетмейстером в Харьков, а детей не было. Единственным родственником, который претендовал на жилплощадь покойного Берлиоза, оказался дядя из Киева по фамилии Поплавский. В остальном вплоть до рокового вечера все у героя было неплохо. Отменное здоровье Берлиоза не доставляло персонажу проблем, дела профессиональные шли хорошо. Персонаж был неплохо обеспечен и держал домработницу.
Экранизации
Берлиоз как второстепенный персонаж фигурирует в части экранизаций романа «Мастер и Маргарита», но далеко не во всех. Персонаж появляется в итало-югославской экранизации 1972 года «Il Maestro e Margherita», где эту роль исполнил актер из Югославии Фабиян Совагович.
Актер Фабиян Совагович
Музыку к фильму написал знаменитый итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе, известный миру по саундтреку к фильму «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, за который Морриконе получил «Оскар».
Михаил Данилов в образе Берлиоза
В российской экранизации 1994 года режиссера Юрия Кары роль Берлиоза исполнил актер Михаил Данилов, а озвучил Сергей Юрский. Эта роль стала последней в актерской карьере Данилова.
Александр Адабашьян в образе Берлиоза
В телесериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который вышел на экраны в 2005 году, роль Берлиоза сыграл актер Александр Адабашьян. Интересно, что Адабашьян на двадцать лет старше собственного персонажа, которому по книге должно быть сорок лет. Внешность актера также не совпадает с книжным обликом героя, поскольку булгаковский Берлиоз лыс.
Цитаты
«Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых».