Кто такой будулай определение
Значение слова Будулай
Будулай Будула́й Рома́нов — цыган, главный герой романа писателя Анатолия Калинина, воплощённый на экране актёрами театра и кино Евгением Матвеевым, Михаем Волонтиром и Отаром Мегвинетухуцеси в художественных фильмах и сериалах производства СССР и России.
Цыгане! — Моему взору открылась картина в лучших традициях фильмов « Будулай », «Возвращение Будулая », «Цыганка Аза» и Кº: ночь, костер, потасканная кибитка и сидящие вокруг непонятные личности в ярких нарядах.
А утром пришел плюгавенький в штаб, в кабинет Храпунова, представился, мол, не Федя я, там, Шаюшкин, а ревизор Генштаба полковник Будулай Каретов.
Первоначально было задумано снять всего лишь четыре серии, и в последней Будулай должен был погибнуть.
И учился Будулай в некоей Британии, на странном колдовском острове, где среди туманов стоит город Коксфорд, а в нем древнее обучилище по имени университет!
Там и встретились два человека — Евгений Гончаревский («Джил», «Лермонтов», «Ольшанский», «Учитель», «Розенбаум») и Виктор Пономарёв («Дим Димыч», «Исполняло», «Мясоруб», «Бернес», «полковник Кудасов», « Будулай »).
Будулай
История персонажа
История жизни и любви обрусевшего цыгана Будулая Романова легла в основу книги Анатолия Калинина. Читатели познакомились с харизматичным героем еще в начале 60-ых годов прошлого столетия. Кинороль Будалая примеряли три актера, но окончательно покорить сердца миллионов советских зрителей удалось обаятельному молдаванину Михаю Волонтиру.
История создания
Над романом «Цыган» писатель Анатолий Калинин трудился очень долго – работа заняла 14 лет. Сначала автор задумывал литературное детище в виде повести, главы которой появились в начале 1960-ых годов в журнале «Огонек». Сюжет и персонажи настолько пришлись по душе читателям, что редакцию заполонили письма с требованием рассказать о дальнейшей судьбе Будулая. Так свет увидели вторая и третья части о хитросплетениях судеб донской казачки Клавдии и благородного цыгана. Последнюю – девятую – издали в 2011 году, уже после смерти писателя.
Писатель Анатолий Калинин
Произведение прославило Калинина на весь мир, книги огромными тиражами выпускались в Англии, Югославии, Китае, Франции и даже Вьетнаме.
Будулай – далеко не плод фантазии Анатолия Вениаминовича. У персонажа были вполне конкретные прототипы из числа представителей кочующей по свету национальности. В военные годы автор романа познакомился с цыганом-разведчиком Ищенко (до сих пор у исследователей не получается выяснить имя и отчество), которого за боевые заслуги наградили Орденом Красной Звезды.
Будулай в кузнице
Колеся по военным тропам, писатель однажды увидел растерзанную цыганскую кибитку и услышал историю о том, что выжившего в ней младенца забрала молодая украинка. А один из хуторов на Дону, где поселился Калинин, славился цыганом-кузнецом с золотыми руками. Младший брат мужчины носил имя Будулай – оно привлекло писателя мелодичностью. Из этих кусочков и возник образ книжного персонажа и главные сюжетные линии.
Дочь писателя Наталья Калинина вспоминала:
«Ни одно из своих произведений отец не писал с такой страстной и беззаветной самоотдачей, как роман о Клавдии и Будулае».
Критики, оценивая произведение, отмечали у писателя глубокое знание уклада жизни россиян. У него получилось реалистично передать быт и «душу» народа. А вот что касается цыганского бытия, то здесь Калинин прошелся по верхам, используя штампы восприятия. Но безусловная заслуга Анатолия Вениаминовича в создании образа цыгана-фронтовика. Он талантливо и ярко написал о роли этой нации на пути к победе над фашистами.
Биография и сюжет
Военная биография Будулая перекликается со службой Ищенко: цыган с легкой руки писателя тоже превратился в разведчика, участвовавшего в освобождении Ростова-на-Дону и взятии Будапешта. В личной жизни герой пережил трагедию – в 1942 году потерял жену. До войны трудился кузнецом, а после какое-то время скитался по необъятной России, пока не осел в донском хуторе Вербный. В окрестностях этого хутора и была раздавлена немецкими танками цыганская кибитка, в которой ехала его супруга.
Будулай и Ваня
Дружба с мальчиком по имени Ваня будит в Будулае отцовские чувства. Позже главный герой знакомится с его приемной матерью Клавдией, и между ними вспыхивает любовь. В начале войны Клавдия забрала из разбитой кибитки цыганского младенца и воспитывала как родного вместе со своей дочерью. Тайну появления Вани знала только соседка, постоянно шантажируя женщину.
С появлением Будулая в поселке размеренная жизнь героини меняется. Клавдия разрывается между нежными чувствами к цыгану и страхом потерять мир и покой в семье, ведь настоящий отец может лишить ее сына. В итоге Будулай принимает решение покинуть хутор.
Будулай и Клавдия
В экранизации романа Будулай лишается памяти в результате зверского избиения бандитами. Вспомнить прошлое помогает Ваня, которому мать рассказала правду рождения. Гордому цыгану удается отомстить обидчикам, упрятав их за решетку. После чего Будулай возвращается в село Вербное, чтобы мирно коротать остаток века с Клавдией.
Фильмы и роли
Сюжет романа Анатолия Калинина в кино перенесли три режиссера. Открыл список постановок Евгений Матвеев в 1967 году. Советский зритель увидел картину «Цыган», где главную роль сыграл сам режиссер. Образ возлюбленной цыгана воплотила Людмила Хитяева. Читатели, знакомые с произведением Анатолия Вениаминовича, с восторгом приняли ленту – премьеру ждал аншлаг.
Евгений Матвеев в роли Будулая
Однако большей симпатией советский зритель проникся к Будулаю, появившемуся в 1979 году на экранах в мини-сериале Александра Бланка «Цыган». Бывший разведчик, потерявший семью, предстал в лице молдаванского артиста Михая Волонтира. Ему удалось сформировать образ смелого и благородного представителя своей нации. Актер настолько гармонично вжился в роль, что в дальнейшем ценители киноискусства называли его просто Будулаем, забывая настоящую фамилию.
А ведь Волонтир попал на съемочную площадку по счастливой случайности. Производство картины постоянно откладывалось – не давали «добро» вышестоящие инстанции, да и авторы искали подходящего мужчину на роль Будулая. На пробы приходили актеры Николай Сличенко и Армен Джигарханян, однако режиссера кандидатуры не устроили.
Поставила точку в поиске Клара Лучко, которой предстояло сыграть Клавдию. На предварительном распределении ролей присутствовал Анатолий Калинин – писатель видел свою героиню только в лице Клары Степановны. Актрисе стоило показать постановщику фотокарточку Волонтира, как судьба намечающегося сериала тут же решилась. Кстати, у Клары с Михаем сложились теплые дружеские отношения, продлившиеся до конца жизни.
Михай Волонтир в роли Будулая
«Цыган» – редкая киноработа, которую можно смело поставить в один ряд с книжной версией, уверены поклонники творчества Калинина. А Лучко и Волонтира после выхода фильма накрыла волна зрительского обожания. Действительно, лента получилась доброй, пронзительной и невероятно искренней.
По сценарию Будулай погибал, но актер, предчувствуя, какой успех ждет фильм, предложил перекроить финал. И, как ни странно, автор романа поддержал Михая. Так картина обрела открытый финал, а спустя шесть лет в 1985 году советские кинозрители получили продолжение приключений цыгана «Возвращение Будулая» с теми же актерами в главных ролях.
Отар Мегвинетухуцеси в роли Будулая
Третьим актером, примерившим образ персонажа книги Калинина, стал Отар Мегвинетухуцеси. Четырехсерийный фильм Александра Фенько «Будулай, которого не ждут» сняли в 1993 году. За основу взяли элементы романа, изменив важные посылы. Например, цыган возвращается в донскую станицу не с фронта, а после 10 лет тюрьмы. Клавдию сыграла Ирина Купченко.
Интересные факты
Цитаты
Фильмы про цыгана, снятые Александром Бланком, встали в ряд с самыми цитируемыми картинами советского кинематографа: «Белое солнце пустыни», «Берегись автомобиля», «Джентльмены удачи» и другими.
«Если уважаемая Тамила сказала «крышка» – значит, «крышка».
«Вы хочете песен? Их есть у меня!»
«Ты старый, Будулай. Я тебе танцую у костра, а ты даже не смотришь».
«Нехороший ты человек, Кируша. Слякоть».
«Передайте по цыганской почте, что ждут его жена и сын».
«Земля не может утомить идущего. Утомляют злость, неверие, отчаянье и одиночество. Лишь бы оставалось впереди то, к чему стремишься, лишь бы не оказалось позади то, к чему спешишь».
«Не жалей себя, не надо. Никто другой не сможет пройти твою дорогу. Только ты сам».
Как Будулай стал русофобом, но российские фанаты всё равно ему помогли
В зоне особого внимания
Волонтир появился на свет 9 марта 1934 года в молдавском селе Глинжены, которое на тот момент находилось под властью Королевства Румыния. Отец-лесничий с ранних лет приучал Михая к труду: будущий актёр ухаживал за огородом, водил на водопой лошадей. Когда Волонтиру было 11 лет, в село пришла советская власть. С 18 лет будущий актёр преподавал в деревенской школе, затем окончил педагогическое училище и стал заведовать сельским клубом, принимая участие в художественной самодеятельности.
Михай Волонтир в фильме «Это мгновение». Кадр из фильма
В 1957 году после республиканского смотра самодеятельности талант Михая заметили, и молодого человека пригласили в учебную актёрскую группу Музыкально-драматического театра в Бельцах. Волонтир прославился не только как театральный актёр, но и как певец.
Михай Волонтир в фильме «В зоне особого внимания». Кадр из фильма
Возвращение Будулая
Михай Волонтир в фильме «Цыган». Кадр из фильма
Ответный ход
В девяностые годы Волонтир ударился в политику, заняв позицию национал-демократа, ратующего за молдавскую государственность. Многие поклонники артиста были неприятно удивлены, услышав, как их кумир с трибуны призывает «гнать и резать русских оккупантов» и выступает за объединение Молдовы с Румынией. Вместе с тем с крахом СССР закончилась и актёрская карьера Волонтира. У его родной страны не было денег на фильмы, да и для театра, в котором Михай продолжал играть и ставить спектакли, наступили тяжёлые времена — артисты работали в неотапливаемом помещении, а сам Волонтир был вынужден существовать на зарплату в 20 долларов в месяц.
Михай Волонтир в фильме «Стук в дверь». Кадр из фильма
— Я стал старым. С того времени, когда я был Будулаем, всё сильно изменилось. Раньше мы жили при советской власти, а теперь у нас всё другое! Я никому не нужен! — жаловался некогда популярный актёр в одном из интервью. — У нашего правительства на меня никогда нет ни денег, ни времени. А Россия для нас — заграница. Даже картину, которую я мечтал снять всю жизнь, мне не дали. Моя самая заветная мечта так и осталась невыполнимой мечтой.
В конце жизни Михай Ермолаевич страдал от сахарного диабета и проблем со зрением. На помощь Волонтиру пришли его российские поклонники, собравшие с помощью пожертвований деньги на необходимые пожилому актёру операции. Оперировали актёра тоже в России, в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга.
15 сентября 2015 года Михай Волонтир после продолжительной болезни ушёл из жизни на больничной койке в Республиканской клинической больнице в Кишинёве. После смерти 81-летнего актёра в Молдове был объявлен трёхдневный траур.
Почему актёр, сыгравший Будулая в фильме «Цыган», стал затворником: Любовь и боль Михая Волонтира
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Увлечённость
Отец будущего актёра Ермолай Волинтир был лесником, мама же занималась домашним хозяйством и воспитанием восьмерых детей. Фамилия Волонтир возникла позже, когда семья уже перебралась в коммуну Глинжены, а территории отошли нынешней Молдавии. При замене документов писари в сельсовете допустили ошибку и все члены семьи получили фамилию Волонтир.
Как во многих многодетных семьях, в доме у Михая было чёткое распределение обязанностей. Даже малыши выполняли несложную домашнюю работу, а старшие – помогали там, где младшие справиться не могли. Михай в раннем возрасте собирал хворост для растопки печи, а ещё аккуратно складывал подобранные гусиные перья, из которых мама позже делала мягкие подушки.
Он вполне мог стать учителем, так как с 18-летнего возраста занимался преподаванием в сельской школе, но после окончания педучилища вскоре возглавил сельский клуб. Однако ни первое, ни второе занятия не приносили ему удовлетворения, он находился в мучительном поиске себя, пытаясь понять, чем бы он мог заниматься на протяжении всей жизни. Но поиски себя никто не оплачивал, и Михай Волонтир какое-то время занимался тяжелым неквалифицированным трудом, работая в карьере и занимаясь погрузкой извести.
Встреча актёра с театром была чистой случайностью. Как-то он в Рыбице увидел работу актёров из Бельц, которые приехали на гастроли с Русским театром, и был совершенно очарован их талантом и мастерством. До этого его взаимоотношения с театром ограничивались прослушиванием радиопередачи «Театр у микрофона», а после Михай Волонтир уже сам стал ездить в театр в Бельцы, да ещё ходить на репетиции самодеятельного театра в Рыбнице.
Михай Волонтир неожиданно для самого себя увлёкся и понял, кем же на самом деле он хочет быть. Он не особенно понимал, как сможет стать профессиональным актёром, но, увидев в газете объявление о конкурсе, в результате которого планируется сформировать молдавскую труппу театра в Бельцах, Михай тут же решил принять в этом участие.
Первую свою роль на большой сцене Михай Волонтир сыграл в спектакле «Кирица в Яссах». А после этого он прослужил в театре имени Александри в Бельцах целых 57 лет, не соглашаясь ни на какие предложения столичных театральных режиссёров, независимо от того, были они из Кишинёва или из Москвы.
Он говорил: «Театр подобен любви». И был не намерен предавать свою первую любовь. Он много и продуктивно снимался в кино, но в его жизни театр был только один. Театр и подарил ему встречу с главной женщиной в его жизни.
Верность
Когда он появился в образе кучера в постановке «Кирица в Яссах», к нему были прикованы сотни глаз. Но сам он безошибочно нашёл те, что смотрели на него из-за кулис с нескрываемым восхищением. Ефросинья Добындэ, молодая актриса, на которую он обратил внимание при первой же встрече.
Михай Волонтир в жизни никогда не отличался многословием, а тут и вовсе больше молчал, чем говорил. Даже предложение возлюбленной он сделал письменное. Просто дал ей в руки лист бумаги со словами: «Выходи за меня». Конечно, она была согласна. Ефросинья Добындэ уже не представляла себе жизни без тёплых рук своего Михая. Впрочем, они в чём-то были даже похожи. Жена актёра тоже не любила пустых разговоров, просто в трудную минуту она всегда становилась рядом с мужем.
Молодожёны поначалу жили очень скромно, оба играли в театре, но зарплаты там были настолько небольшие, что денег, фактически, хватало только на еду. Но когда Михай Волонтир начал сниматься в кино, доходы семьи возросли, к тому же актёр стал очень популярен. В фильме «В зоне особого внимания» Михай Волонтир снялся, когда ему было уже 43 года. В 1979 на экраны вышел «Цыган», и в актёра влюбились едва ли не все женщины Советского Союза.
Тогда ходили слухи о том, что у Михая Волонтира и Клары Лучко, исполнительницы роли Клавдии, вспыхнул роман на съёмочной площадке. Просто невозможно было поверить, что актёры столь достоверно играют чувства. Но никакого романа не было. Михай Волонтир на протяжении всей жизни хранил верность своей Ефросинье. А после, когда стали мешками приходить письма от поклонниц, актёр поручил разбирать их супруге, а сам, кажется, даже не прочёл ни одного пылкого признания в любви.
Много лет спустя, когда актёра уже не было в живых, актриса Елена Проклова заявила о романе между ней и Волонтиром. Якобы отношения возникли во время съёмок фильма «Будь счастлива, Юлия!» Но Ефросинья Добындэ-Волонтир уверена: чувства у Прокловой к Михаю быть могли, а вот романа – нет. Михай Волонтир всегда был очень верным и порядочным, чтобы опускаться до мимолётных интрижек.
После распада Советского Союза Михай Волонтир продолжал работать в родном театре. Ему снова пришлось вспомнить о тех временах, когда они с женой и маленькой дочкой жили очень стеснённо. Только теперь дочь выросла, а актёр стал болеть. Маленькой пенсии ни на что не хватало, а в театр в те сложные времена люди почти не ходили.
Сахарный диабет дал осложнение на глаза, и Михай Волонтир почти перестал видеть. Лечение было долгим и очень дорогим, семья актёра продала почти всё, что у них было. После о беде коллеги узнала Клара Лучко, она создала фонд, стала собирать деньги на лечение. К диабету добавился инсульт, а после у него диагностировали онкологическое заболевание.
Болезнь не позволяла актёру работать в полную силу, и он практически превратился в затворника. Ефросинья Алексеевна всегда была рядом с мужем, оберегала его от любых волнений, поддерживала, помогала, ухаживала. Журналисты, вдруг вспомнив об актёре, стали осаждать его семью, старались сделать фото и видео с актёром. И любимый всеми цыган расплакался и попросил: «Не надо меня жалеть. Я болен. Но я не умер…»
После этого жена актёра всегда стояла на страже и часто не пускала тех, кто пытался выпустить горячий материал, используя беду актёра, и мог бы расстроить Михая Волонтира или заставить его нервничать.
В сентябре 2015 года актёр покинул этот мир. А Ефросинья Добындэ-Волонтир по-прежнему хранит память о человеке, которого любила всю жизнь. И не дает никому опорочить его доброе имя рассказами о романах, которых не было.
Несмотря на то, что до «Цыгана» Михаил Волонтир уже снимался в кино, всенародная любовь обрушилась на актёра именно после роли Будулая, а спустя 5 лет успех повторился в продолжении – «Возвращение Будулая». Практически все актёры, снявшиеся в этих двух картинах, стали звёздами, правда, далеко не каждый из них смог в полной мере использовать свой счастливый билет в кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не стало легендарного Будулая — в Молдавии скончался актёр Михай Волонтир
О чем советский сериал? Кто сыграл, помимо Волонтира и Лучко, в «Возвращении Будулая»? Актеры, съемочная группа, интересные факты из истории создания картины — обо всем этом рассказано в статье.
Литературный первоисточник
Анатолий Калинин — писатель, чье имя сегодня знают немногие. В советские времена выходил журнал «Роман-газета». В одном из номеров этого издания в начале семидесятых появилась повесть «Цыган». Это самое известное произведение Калинина.
Писатель был родом из Ростовской области, очень любил свой край. В одном из донских хуторов он поселил героев произведения, которое легло в основу фильмов «Цыган» и «Возвращение Будулая».
Актеров, исполнивших в советской мелодраме главные роли, уже нет в живых. Прежде чем рассказать о них подробнее, представим информацию о киноленте, вышедшей на экраны в конце семидесятых.
«Будулая любили больше всех»: не стало Михая Волонтира
Фото: ТАСС/ Михаил Потырнике
15 сентября в Молдавии на 82-м году жизни умер актер Михай Волонтир. Об исполнителе роли Будулая, ставшей знаковой для нашего кино – в материале m24.ru.
Актера Михая Волонтира знал и любил весь Советский Союз. Роль Будулая принесла ему колоссальную известность, однако сам артист с натяжкой мог назвать ее любимой. Волонтир был уверен: в его карьере были работы намного лучше и сильнее, однако зрители всецело полюбили и приняли только один образ – мужественного сильного цыгана.
«Будулай шел по телевизору в каждом доме, поэтому его и любили больше остальных, – говорил артист в интервью. – Никакого другого объяснения нет».
Тем не менее, фильмы «Цыган» и «Возвращение Будулая» становились настоящим кино- и телесобытием: их обсуждали, волновались о судьбах героях, а исполнителей главных ролей – Михая Волонтира и Клару Лучко навсегда связали несуществовавшим в реальности любовным романом.
Михай Волонтир родился в молдавском селе Глинжены. Окончил педагогическое училище и работал в местной школе. Участвовал в смотрах самодеятельности, и после одного из них его пригласили в учебную группу Музыкально-драматического театра имени Александри в Бельцах. Там он и стал актером.
В кино Волонтир попал в 1967 году, когда ему было уже 33 года. Он много играл, но ни один из фильмов не становился, что называется, прорывным. Первый успех пришел после съемок в картине «В зоне особого внимания», где он и Борис Галкин исполнили главные роли. А спустя три года, в 1979 году, Волонтир мгновенно становится главной звездой СССР: на телеэкраны выходит четырехсерийный фильм «Цыган», снятый по повести снятый режиссером Александром Бланком по мотивам одноименного романа Анатолия Калинина.
История скитающегося по свету цыгана, ищущего счастья, любви и свободы, покорила страну. Советский сериал смотрели на одном дыхании, Волонтира забрасывали письмами с признаниями в любви. Но на послания поклонниц актер не реагировал: на тот момент он уже был женат.
«Мы с женой вместе играли в театре, – не раз вспоминал он. – Другие девушки мне были неинтересны. Я полностью жил искусством».
В 1985 году Волонтир вновь оказался на пике славы: на экраны вышел фильм «Возвращение Будулая». И снова успех, творческие встречи, многочисленные признания и безграничная народная любовь.
Свои роли, как в кино, так и в театре, Волонтир всегда принимал близко к сердцу. Он не играл, он жил на сцене и на съемочной площадке. «Мои роли – мои дети, это как пальцы на руке: каждая дорога, с каждой невозможно расстаться, – часто повторял артист. – Я ни о чем не жалею, ни об одном мгновении своей жизни».
Последние годы Михай Волонтир сильно болел. Онкология, осложнения в виде диабета и практически полной слепоты. Однако он настолько был предан Национальному театре имени Александри, что поднимался на сцену вплоть до 2014 года. В кино артист исполнил более 130 ролей, но зрители, услышав его имя, вспоминают главную – честного принципиального цыгана Будулая.
Фото: ТАСС/ Михаил Потырнике и Альберт Симановский
Михаил Боярский
Это огромная потеря для всего нашего кино. С именем Волонтира связана целя эпоха. Будулая знали все! Очень жаль, когда из жизни уходят мастера такого класса. Михай Волонтир – человек большого таланта, сыгравших одну из самых значимых ролей отечественного кинематографа. Знаю, что в последнее время он сильно болел…Приношу искренние соболезнования его семье, его родным.
Фото: ТАСС/ Станислав Красильников
Подбор актеров в фильм «Цыган» (1979)
Главную женскую роль в этой картине могла сыграть только Лучко. Александр Бланк, режиссер «Возвращения Будулая» и «Цыгана», другие кандидатуры даже не рассматривал. Во-первых, Лучко была одна из самых известных и талантливых советских актрис. Во-вторых, она еще в конце сороковых прославилась ролью в фильме Пырьева «Кубанские казаки», и хотя была родом из Украины, зрителями воспринималась как истинная казачка.
Итак, готовясь к съемкам фильма «Цыган», в роли главной героини Бланк хотел видеть исключительно Клару Лучко. Калинин тоже считал, что только эта актриса сможет достоверно сыграть донскую казачку, сильную женщину, вырастившую чужого ребенка как своего. Тот факт, что Лучко к тому моменту было за пятьдесят, а героине фильма около сорока, не смущал ни режиссера, ни автора сценария. Впрочем, актриса выглядела моложе своего возраста.
Сложнее дело обстояло с поиском артиста, который смог бы сыграть Будулая. Актеров пробовалось на роль цыгана много, но ни один из претендентов не нравился режиссеру. И здесь помогла Клара Степановна. Именно она предложила кандидатуру молдавского артиста.
Будулая мог бы сыграть Армен Джигарханян. Но он не смог приехать на пробы. Пробовался также очень талантливый актер из Армении. Однако о нем Лучко сказала режиссеру так: «Я не смогу его полюбить». А потом вспомнила о Михае Волонтире, с которым впервые встретилась в 1977-м во время съемок картины «Корень жизни».
Молдавский актер не сразу согласился. На нем держался весь репертуар театра в Бельцах. Однако, прочитав сценарий, он не смог отказаться. Актер приехал на пробы в Ростовскую область, и его игра привела в восторг режиссера. Правда, пришлось подтянуть русский язык — Михай Волонтир говорил с сильным акцентом, но не хотел, чтобы его дублировали.
Ностальгический клуб любителей кино
Драма «Цыган» и ее продолжение «Возвращение Будулая» – одни из самых популярных картин советского телевидения. Но мало кто знает, что эти фильмы как в прямом, так и в переносном смысле могли не состояться без Клары Лучко и Михая Волонтира.
Так спустя шесть лет на радость зрителям появилось продолжение цыганской драмы «Возвращение Будулая». Именно после этого исполнителям главных ролей Михаю Волонтиру и Кларе Лучко было присвоено звание «Народный артист СССР».
О том, что Клавдию Пухлякову может сыграть другая актриса, Калинин и слышать не хотел. Писатель не мог забыть своих впечатлений от ее игры на сцене Театра киноактера в спектакле «Суровое поле» – тоже, кстати, поставленном по его роману. Актриса впоследствии часто рассказывала о том, как в очередях ее окликали: «Эй, Будулаиха!» А когда она выступала на творческом вечере в каком-нибудь городе, ее неизменно спрашивали о здоровье мужа Будулая. По книге Пухляковой – под 40. И до сих пор, глядя на экран, невозможно поверить в то, что Кларе Лучко на момент съемок оставалось всего пара лет до выхода на пенсию.
Кстати, благодаря именно Лучко Будулая сыграл Михай Волонтир. Исполнителя этой роли искали долго. Актеры один за другим проходили пробы, но никто из них не годился в цыгане. Эту роль мог бы сыграть Армен Джигарханян, но не смог из-за вечной нехватки времени. Вот тогда-то Лучко и рассказала про молдавского актера, с которым годом ранее работала в картине «Корень жизни». Именно Клара Степановна поставила на уши всю Молдавию, когда утвержденного на роль Волонтира отказались отпускать из театра в Бельцах, ссылаясь на то, что он является ведущим актером труппы. Потраченные время и нервы оправдали себя с лихвой – это было прямым попаданием: образ Будулая, сыгранный Волонтиром, навсегда впечатал его в историю советского кинематографа и полюбился зрителям. Когда советские женщины отправляли Волонтиру трогательные письма, они просто делали на конверте пометку: «Кино. Будулаю».
А вот исполнитель роли Ивана, Алексей Никульников, попал в «Цыгана» случайно: режиссер картины, будучи в Ростове по киношным делам, зашел в местное театральное училище, где полным ходом шел репетиционный процесс и Никульников читал монолог Павки Корчагина. А через несколько дней молодого актера вызвали на пробы, в ходе которых его утвердили на роль. Из-за этого ему пришлось бросить училище – студентам не разрешали совмещать учебу со съемками в кино.
Фильм снимали под Ростовом – в родных местах писателя Калинина. Рассказывают, что для съемок свадьбы цыганки Насти и шофера Мишки Солдатова режиссеру потребовались настоящие цыгане. Помощники режиссера нашли их на городском рынке, «завербовав» около 20 человек. А на следующий день на съемочную площадку явился весь табор – «статисты» прибыли с детьми, женами, родственниками. Всего около ста человек. И даже тот факт, что вечно дефицитные свободные номера в гостинице были заказаны строго на утвержденных цыган, никого не смутил – весь табор прекрасно рассредоточился по имеющимся площадям. После съемок они закатили в ресторане банкет для всех, а утром отбыли, прихватив с собой гостиничные полотенца и даже простыни. Бухгалтерии киностудии пришлось возмещать ущерб.
Книга Алексея Калинина «Цыган» пережила несколько экранизаций – например еще в 1966 году свою киноверсию предложил Евгений Матвеев. Он же снялся в главной роли вместе с Людмилой Хитяевой. В 1994 году вышел еще один вариант – с Отаром Мегвинетухуцеси, Ириной Купченко и Лидией Вележевой. Телефильм назывался «Будулай, которого не ждут». И хотя его создатели тоже на время съемок перебрались в Ростовскую область, о самом фильме сегодня мало кто знает. Теми самыми Клавдией и Будулаем в сознании и сердцах телезрителей навсегда остались именно Клара Лучко и Михай Волонтир.
Сюжет фильма «Цыган»
Главная героиня, Клавдия Пухлякова, во время войны видит цыганскую кибитку, раздавленную немецким танком. Ей удается спасти ребенка. Мать его погибла в той кибитке, а отец на фронте. Клавдия растит мальчика как своего сына. У нее есть старшая дочь. Муж погиб на войне.
Проходят годы. Сын Иван считает Клавдию своей родной матерью. Но однажды в хуторе появляется немолодой цыган, и женщина понимает, что он настоящий отец мальчика. Ваня сближается с Будулаем. Клавдия опасается, что появление цыгана принесет раздор в ее семью. Но вскоре она сама полюбит Будулая.
По сюжету произведения Калинина главный герой погибает. Однако во время съемок фильма «Цыган» Михай Волонтир начал уговаривать режиссера не «убивать» Будулая. Да и сценаристу стало жалко своего героя.
В последней серии «Цыгана» бандиты жестоко избивают Будулая. Что с ним произойдет дальше, неизвестно. Но после того герои четырехсерийного фильма приобрели всесоюзную славу, стало понятно, что следует снимать продолжение. «Возвращение Будулая» на экраны вышло в 1985 году.
Кто есть кто в сериале «Цыганка»?
Рада – цыганка (актриса Виктория Полторак)
Рада – цыганская красавица, которая выросла вне табора, у нее есть образование и желание вести образ жизни обычной современной девушки. Она современно одевается и мечтает поступить в медицинское училище. Вместе с мамой и папой Рада жила в большом городе, где родители выступали на сцене филармонии. Но девочкой часто приезжала к бабушке по матери в поселок. Та научила ее разбираться в травах. Рада не хочет примириться с традицией табора – выбор жениха за дочь делает отец. Она хочет сама сделать выбор. И, случайно встретившись с молодым ученым Максимом, отдаст ему свое сердце и будет любить его всю жизнь. Но есть традиции и цыганские законы, которые нарушать нельзя, поэтому она должна выйти замуж за Баро. И Рада пытается смириться с этим.
Домашний
Виктория Полторак
: «Моя бабушка была цыганкой, и мне всегда хотелось сыграть цыганку. Это – моя карма. Тем более, что моя Рада – особенная. Она бунтует, хочет быть образованной европеизированной женщиной. Но эмоции у нее при этом цыганские, так что я могла не сдерживать свой темперамент на этих съемках. Рада – страстная натура. На ее пути встречается много достойных мужчин, но она идет по своему пути – к Максиму, которого полюбила раз и навсегда. И в процессе этого пути меняется – становится мудрее, набирается опыта».
Максим Рощин – филолог, аспирант из Петербурга (актер Дмитрий Пчела)
Максим – филолог из интеллигентной семьи коренных петербуржцев. Умный, эрудированный, начитанный, романтик. Очень предан своему делу и, несмотря на отсутствие перспектив в науке в 93 году, не собирается менять его на более выгодное. С виду он спокойный, даже несколько холодный человек, и не верит в спонтанные чувства. Но, как оказалось, способен глубоко и сразу полюбить. Встретив цыганскую девушку Раду, Максим ради нее был готов пожертвовать всем, он не боялся брать на себя ответственность. В то же время, всегда оставлял выбор за любимой и не хотел разрушать ее жизнь, заставляя идти против воли отца и всего табора.
Роль преподавателя Максима в мелодраме «Цыганка» сыграл Дмитрий Пчела
: «Для меня этот проект стал уникальным шансом попробовать то, чего никогда не сможешь себе позволить в обычной жизни. Мы работали с настоящим цыганским театром, учились танцевать национальные танцы, петь таборные песни. Полное погружение в удивительную, незнакомую ранее культуру. Это все отражалось и на моих эмоциях. Меня возмущал главный недостаток моего героя – нерешительность, происходящая от хорошего воспитания. Временами даже хотелось сказать ему: «Одумайся, питерский интеллигент! Борись за свою любовь».
Баро – цыганский барон (актер Андрей Ланд)
Баро – сильный, властный, богатый, авторитарный человек с обостренным чувством собственного достоинства. Промышляет криминальными делами и крепко держит цыганскую общину в своих руках. В отношениях со слабым полом Баро не привык особо церемониться – ему по статусу положены «лучшие женщины». Он никому не позволяет покушаться на то, что считает своим по праву. Он одержим Радой, для него она – собственность, дорогая игрушка, он уверен в своей беспредельной власти и не допускает и мысли о том, что на «его» женщину осмелится посягать кто-то другой, равно как и не сомневается в преданности Рады. Боготворит свою мать, всегда советуется с ней в трудных ситуациях. Но из-за Рады готов вступить с ней в конфликт.
: «У моего персонажа, как у всех, кто связан с криминалом, жесткая жизненная позиция – никаких компромиссов. Баро – человек, который благодаря своему уму, умению зарабатывать деньги, влиятельности и харизме завоевал непререкаемый авторитет в таборе. Но при этом есть моменты, когда Баро меняется до неузнаваемости. Например, рядом со своей мамой он становится трепетным, любящим и трогательным сыном. А еще Баро не может справиться с женщиной, которую любит и не желает признавать, что она ему не по зубам».
Янош – скрипач, отец Рады (актер Игорь Крикунов)
Янош – отец Рады, который искренне и нежно любит свою дочь и желает ей счастья. Он – человек сложный и надломленный житейскими обстоятельствами, потерей горячо любимой жены Тамары. Она тяжело заболела. И Янош тратил все деньги на лечение, пытаясь спасти жену, влез в долги и оказался в безвыходном положении. На помощь пришел дальний родственник жены – Баро. Он помог им отдать долг. С уже умирающей матерью Рады, семья, продав все, переехала из города в поселок. В понимании Яноша счастье Рады зависит от брака с молодым Баро, богатым и уважаемым человеком. Яношу не нравится своеволие Рады, он считает, что лучше дочери разбирается в людях и в жизни.
: «Для меня, как для цыгана и артиста, важно, что снимается кино на цыганскую тематику. На этом проекте я и другие артисты нашего театра не только исполняем роли, но и выступаем в качестве консультантов, помогая главным героям окунуться в жизнь табора. Вводим их в мелодику языка, рассказываем истории, репетируем национальные танцы, чтобы сериал правдиво отразил жизнь нашего народа».
Люба – студентка филологического факультета (актриса Екатерина Варченко)
Юная, открытая, доброжелательная девушка. Люба безмолвно влюблена в своего научного руководителя Максима Сергеевича. Зная, как он предан своему делу – собирает фольклор, она убеждает его поехать в экспедицию в ее родное село Русалино, где есть те, кто помнят старинные песни и обычаи. Здесь живет родная тетя Любы – Варвара. И девушка надеется, что поездка сблизит ее с Максимом, и он заметит наконец ее чувства. Сильно переживает, когда Максим влюбляется, но ничего поделать с этим не может. Слишком порядочна. После того, как Рада вышла замуж за Баро, по-дружески поддерживала горюющего Максима, была рядом, демонстрируя свою преданность.
Варвара – родная тетя Любы, руководитель сельского ансамбля народной песни (актриса Олеся Жураковская)
Варвара знаток местных обычаев, с радостью готова помочь племяннице и ее научному руководителю. Добрая, отзывчивая, с чувством юмора. Она одинока и рада приезду племянницы. Видя ее увлеченность Максимом, предостерегает ее от пустых надежд на роман с ним. Понимает, что он романтик и будет следовать за своим сердцем. Узнав, что Максим влюбился в цыганку, советует ему уехать и не связываться с цыганами, говорит, что ее сердце чует – быть беде. Варвара сама пережила в прошлом несчастную любовь, от которой и уехала в Русалино из Ленинграда, прижилась и стала там своей.
Мать Баро (актриса Людмила Крикунова)
Она недовольна выбором сына, говорит, что Рада по цыганским законам слишком стара для Баро. Кроме того, девушка одевается не как цыганка, говорит не как цыганка, не соблюдает традиции. Сама мать Баро чтит цыганские традиции. Несмотря ни на что, хорошо отнеслась к Раде и приняла ее как дочь. Знает, что она не любит ее сына, но таковы традиции. Она тоже своего жениха увидела за два месяца до свадьбы. Говорит, что женщины живут детьми.
Надя – бывшая подруга детства Любы (актриса Лиля Нагорная)
Надя живет в поселке, работает на почте. Но мечтает вырваться из глуши. Увидев Максима, бойкая девушка сразу берет ситуацию в свои руки и назначает ему свидание. С помощью аспиранта Надя надеется уехать в город. И убеждает себя, что влюблена в него. Узнав, что Максим предпочел другую, поклялась сделать все, чтобы он не был вместе «с этой цыганкой». Способна даже на подлость и ложь, чтобы отомстить ему. Даже понимая, что им не быть вместе, все равно продолжает строить козни против Рады и Максима.
Все серии мелодрамы «Цыганка» смотрите на сайте Dомашнего!
Содержание второй части
В «Возвращении Будулая» рассказана история немолодого человека, ищущего своих родных. После нападения бандитов он чудом остается жив. Но память покидает его. Несколько месяцев Будулай проводит в больнице, а затем, по старой привычке, скитается по свету, точнее по Ростовской области, пытаясь вспомнить, кто он.
Однажды он встречает сына Ивана. И только тогда память возвращается к нему. В заключительной сцене Клавдия бежит навстречу Будулаю и Ивану, которые возвращаются домой. Таков сюжет «Возвращения Будулая».
Продолжение
Актеры фильма «Возвращение Будулая» – Лучко и Волонтир – создали на экране трогательную историю любви цыгана и русской женщины. Клавдия опасается Будулая, но уже в первой части зрителям становится ясно, что женщина испытывает к нему чувства. А когда цыган вдруг исчезает, она открывает сыну правду. С тех пор Иван ищет своего отца.
Будулай исчез из села не по своей воле. С ним приключилась беда. Бандиты избили его, и он потерял память. Однажды в городе его встретила знакомая молодая цыганка. Однако он не вспомнил ее. Как и русские, так и цыгане присутствуют в сюжете фильма «Возвращение Будулая». Актеры, которые исполнили роли представителей свободолюбивого народа:
Память к Будулаю возвращается лишь после того, как он встречает сына. Затем цыган приступает к поиску преступников. На доброй и лирической ноте заканчивается фильм «Возвращение Будулая».
Клара Степановна Лучко
Она так искренне сыграла чувства на экране, что зрители поверили: актриса и в жизни любит Волонтира. Но это, конечно же, не так. Клара Степановна была замужем и никогда бы не позволила себе роман на стороне. А ее партнер по фильму «Возвращение Будулая» более пятидесяти лет прожил в браке с актрисой Ефросиньей Добындэ и очень любил ее. Все же с Кларой его связывала многолетняя дружба.
Будущая актриса родилась в 1925 году в Полтавской области. Ее родители занимали руководящие должности в селе, но сама Клара не мечтала о карьере в колхозе. Она хотела стать актрисой. В 1943 году Лучко поступила во ВГИК. А спустя пять лет дебютировала в кино.
Известность к Кларе Лучко пришла в 1949 году, после выхода фильма «Кубанские казаки». В то же время именно после съемок этой картины в жизни молодой актрисы начались трудности. Режиссер Пырьев проявил неоднозначный интерес к Кларе. Но той нравился ее партер Сергей Лукьянов, за которого она впоследствии вышла замуж. Прямо на съемочной площадке произошел скандал — актер ударил режиссера. Лучко попала в негласный черный список Пырьева и долгие годы не снималась на «Мосфильме».
Как сложилась судьба Будулая
ДВАДЦАТЬ второго августа исполняется 85 лет со дня рождения Анатолия Калинина.
Его дом, построенный более ста лет назад на живописном берегу Дона, в хуторе Пухляковском, найти нетрудно. Здесь каждый знает, где живет писатель.
Анатолий Вениаминович Калинин уже ждал нас и вышел встречать. Высокий, с белой как лунь головой, он стоял не сутулясь, как-то по-особому благородно, и не верилось, что через несколько дней этому человеку исполнится 85. Писатель, которым гордится Донской край, чьи романы и повести «На юге», «Суровое поле», «Красное знамя», «Эхо войны», «Возврата нет», «Цыган» не раз издавались и за пределами страны — в Англии, Германии, Югославии, Китае, во Франции, Вьетнаме. Человек, который заставил миллионы людей переживать за судьбу цыгана Будулая┘ Большой друг Михаила Шолохова, посвятивший его творчеству свое знаменитое «Время «Тихого Дона».
К юбилею писателя на Дону готовятся с размахом. Впервые после «застойных» времен спешно ремонтируют местный Дворец культуры, где будет проходить чествование юбиляра, приводят в порядок базы отдыха, куда поселят гостей, благоустраивают улицы┘ Даже в старом доме Калининых, в котором писатель живет с 1946 года, идет ремонт. Сам губернатор Владимир Чуб уговаривал решиться на это.
Во время войны Анатолий Калинин, будучи корреспондентом «Комсомольской правды», много времени провел в Донском казачьем корпусе. В мирное время ему тоже хотелось жить среди них. Вот поэтому он и переехал сюда со своей семьей. Восстановили этот разрушенный дом, купили корову, потихоньку зажили.
Зная отношение писателя к юбилею, местные власти стараются хоть как-то приглушить его пышность. «Мы планировали на праздник устроить фейерверк, — рассказывает заместитель главы администрации Усть-Донецкого района Виктор Гуснай. — Но потом, как представили, что об этом скажет Анатолий Вениаминович, — мол, зачем надо было на ветер деньги выбрасывать, решили отказаться┘ Если бы вы знали, насколько это скромный человек…»
┘Мы сидим под старой шелковницей. Приятный утренний ветерок, который вот-вот сменится дневной жарой. Лай собак и пение петухов постоянно напоминают о хуторской жизни. На столе жемчужина Дона — пухляковское вино.
«Не люблю юбилеев, — откровенничает писатель. — Ты невольно становишься послушным чужой воле: куда тебя посадят, там и сидишь. Слушаешь, как тебя хвалят┘ Спрашивается: зачем тебе это нужно, если ты всю жизнь был против этого? В свое время я был против того, чтобы меня представили на Ленинскую премию за «Эхо войны». Мне кажется, что писателям не нужны погоны, ордена…»
Калинин вспоминает, как в свой юбилей он получил письмо от Михаила Шолохова, в котором тот писал: «Дорогой Анатолий, мы привыкли даже самые семейные праздники выносить на улицу. Я в прошлом году избежал этого┘ Ты попотей, ты моложе┘»
Не одно десятилетие Анатолий Калинин оставался другом Михаила Шолохова. И не случайно его сегодня беспокоит отношение к великому писателю. И то, что меньше стали издавать его книги как в России, так и за рубежом. И то, что многие из его произведений, даже «Нахаленка», исключили из школьной программы. И то, что 10-серийный фильм Бондарчука «Тихий Дон» российские зрители так и не увидели.
«Считаю, что те, кто, сомневаясь в авторстве тогда еще очень молодого писателя, организовал подлинную его травлю, просто обеднили себя, ограбили себя духовно, читая «Тихий Дон» глазами клеветников», — говорит Калинин.
┘Ему было всего 13 лет, когда он, прочитав первую книгу «Тихого Дона», поехал на быках в Вешки посмотреть на человека, который «смог сотворить такое чудо». «Уже первый том романа — как ожог на сердце», — вспоминает Анатолий Вениаминович.
Уже будучи корреспондентом «Комсомольской правды», Калинин приехал к Шолохову с финского фронта. В пути промерз, так как ехал в шинели на полуторке.
«Когда я вошел в дом к писателю, — рассказывает Анатолий Вениаминович, — он, посмотрев на мою промерзшую шинель, достал с полочки бутылку, налил рюмку. До этого я никогда не пил водку. Половину отпил, закашлялся…
Если бы вы знали, как глаза Шолохова внимательно ощупывали мою шинель, как бы к чему-то примериваясь и встревоженно предчувствуя, что вскоре в такие шинели оденется весь народ». «Ведь его у нас не знают и не знали по-настоящему. Громадного ума был человек. Мне всегда казалось, что его голова, как глобус, все вмещает┘ — говорит Калинин. — В нем соединилась простота с изяществом. Когда он к датской баронессе (писательнице) подходил к руке, она вдруг спросила: «Вы из дворянских?»
Михаил Александрович тогда спросил Калинина, читал ли он это «Стремя┘», и с горечью добавил: «Что же этому чудаку надо?»
«Позже я нашел эту книгу автора Д., — рассказывает Анатолий Вениаминович. — Потом уже выяснил, что за «Д.» стоит наша литературовед, которая переехала в Париж, — Томашевская-Медведева┘ Но сказать, что Шолохов переживал, нельзя — он был просто оскорблен. То была травля ┘
В ответ на «Стремя┘» Анатолий Калинин опубликовал в «Известиях» статью о творчестве Михаила Шолохова, в которой проанализировал некоторые его рассказы. А позже в «Роман-газете» вышло его, Калинина, «Время «Тихого Дона».
В ответ уже Анатолий Вениаминович стал получать письма, в некоторых его оскорбляли, называли подонком.
«Признаться, я на свою авторскую тему избегал говорить с Михаилом Александровичем… Понимаете, у меня к нему особое чувство┘ Может быть, потому, что я вырос вместе с казачьей песней».
Отец у Калинина — сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать — каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас — профунда┘ С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели.
«Я помню время, когда слово «казак» не произносилось», — говорит Калинин. Он считает, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». Именно с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны.
«Казачество во все времена было хребтиной России, — говорит писатель, — И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается┘ А в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В то же время Анатолий Калинин не приемлет раскола казаков на «реестровых» и «нереестровых».
«Реестровые — это что, верноподданные? — недоумевает он. — А нереестровые — предатели? Одному генеральские погоны, а второму что? Я жду от атаманов Всевеликого Войска Донского Виктора Водолацкого и Николая Козицына, что наступ ит момент, когда они поймут, что раскола в казачестве ни в коем случае не должно быть».
Анатолия Калинина одно время упрекали в «квасном» патриотизме. Это было после публикации романа «На юге», где он, рассказывая о казачьем корпусе в годы войны, поведал и о том, как казаки вместе с советскими наградами повесили на грудь Георгиевские кресты. Где его тогда только не прорабатывали, но он, оставаясь верен себе, старался не обращать на это внимания.
Но не роман «На юге» и другие произведения на казачью тему принесли Анатолию Калинину всенародную известность. Она пришла к нему с публикацией «Цыгана». «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»┘ А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца┘ Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата — Будулаем. Это имя Будулай-Будулай-Будулай — как музыка. Будулай любил играть на балалайке. А его племянница-красавица в это время ходила по кругу и танцевала.
Я не могу сказать, что это была Настя. Вот о Шелоро рассказать могу┘ Как-то ранним утром я увидел у костра цыганку, в летах уже, но еще очень красивую. Она выкатила мне из огня яйцо палкой, отрезала кусок хлеба. Все это делала молча. «Что, захотелось покочевать?» — спросил я ее. «Нет, мы в Бессергеновке живем (есть на Дону такое село), — отвечает она. — Там у нас коттедж, есть и свое вино». «Значит, вам сейчас лучше?» Она посмотрела на меня и говорит: «Не все то лучше, что лучше». Ее звали Шелоро. Она у меня в романе есть.
А если по-честному, я никогда не ходил с записной книжкой — это роман «Цыган» меня всегда звал┘ Я никогда не знал, что буду писать завтра. Ведь начиналось все с короткой повести. Потом она росла со мной. Меня сегодня очень интересует, где мой Будулай?
Анатолий Калинин по-прежнему состоит в компартии. И закон о купле-продаже земли, который собираются принять в верхах, он рассматривает как продолжение процесса расказачивания, как отмежевание от земли массы крестьянства. «Купят землю богатенькие, а крестьянство опять не будет владеть землей, — говорит писатель с горечью. — Я знаю некоторые крупные хозяйства, так называемые «товарищества», где совершенно бесправный народ, там зарплату не выплачивают годами». Писатель считает, что в границах советской власти, советского строя все можно было улучшить. Тогда бы не было таковых массовых неплатежей и столько нищих┘
Анатолий Калинин и сегодня трудится, как в былые времена. Он не только талантливый прозаик, но и удивительный поэт. В одном из столичных издательств уже который год лежат его поэтические сборники «В саду Саида» о походе Донского корпуса, «И вешних крыльев блеск» об истории казачества, послесловие к роману «Цыган», где кульминацией становится оборона и штурм Белого дома в октябре 93-го. В качестве атамана там оказывается Иван, сын Будулая, до того долгие годы проведший в афганском плену. «Все говорят, что здорово, что будут печатать, но┘».
Писатель не скрывает, что на творчество его всегда вдохновляли женщины. «Я вообще влюбчивый человек, — говорит Анатолий Вениаминович. — А женщина — это прекрасное создание, что сотворил Бог».
В фильме «Цыган» звучит песня на слова донского поэта Бориса Примерова: «Сразу от порога нас ведет дорога, как детей заботливая мать…» «А ведь эта дорога продолжается и после нашей жизни, — говорит Анатолий Калинин. — Конечно, расставаться с жизнью — страшно, какая бы она ни была. Сегодня жизнь — это страдание, и в то же время я могу сказать, что все-таки она прекрасна».
┘В день своего 85-летия Анатолий Калинин получит необычный подарок. Ростовское издательство «Феникс» выпускает книгу «Дом, где живет любовь» (издательство профинансировала областная администрация). В книге напечатаны произведения самого писателя, его дочери Наташи и внучки Наташи, недавно ушедшей из жизни. Издание заранее объявлено некоммерческим, весь тираж будет распространен по донским библиотекам.
Ростовская область, хутор Пухляковский
Михай Ермолаевич Волонтир
Будущий актер родился в 1934 году в той части Молдавии, которая в середине тридцатых еще входила в состав Королевства Румыния. Его отец был лесником. В 1955 году Михай Волонтир окончил педагогическое училище, но в школе начал преподавать с 18 лет. В 1957-м, не имея актерского образования, был принят в труппу драматического театра в Бельцах.
Впервые Волонтир снялся в кино в 1967 году. В его фильмографии более 30 ролей. Когда в двухтысячных стало известно о том, что знаменитый актер тяжело болен, на помощь пришло правительство Москвы, российские актеры и обычные зрители, проживающие в разных уголках бывшего Советского Союза. На лечение Волонтира были собраны деньги. Актер перенес несколько операций в санкт-петербургской клинике.
От общения с журналистами в период лечения он отказывался. «Я актер и не могу в таком виде показываться зрителям», — сказал Михай Волонтир, когда давал свое последнее интервью. Тогда, в 2014-м, казалось, что артисту удалось побороть болезнь. Но он скончался спустя год — 15 сентября 2015-го.
Скончался исполнитель роли цыгана Будулая
Михай Волонтир в образе цыгана Будулая // Фото: Кадр из фильма «Цыган»
Народный артист СССР Михай Волонтир, известный зрителям по роли Будулая в кинолентах «Цыган» и «Возвращение Будулая», скончался в Молдавии в ночь с понедельника на вторник на 82-м году жизни.
Последние два с половиной месяца он в тяжелом состоянии находился в больнице его родного города Бельцы, а затем в Республиканской клинической больнице в Кишиневе. У Волонтира было диагностировано онкологическое заболевание, а также диабет с осложнением на глаза. Последние десять лет он почти не видел. С конца 1990-х годов он перенес несколько операций.
Несмотря на плохое самочувствие, Волонтир до прошлого года продолжал играть в Национальном театре им. Василе Александри, расположенном в городе Бельцы. В 2000 году он был признан лучшим актером XX века в Молдавии. В 2014 году на экраны вышел первый документальный фильм об артисте. В картине «Iubirile lui Mihai Volontir» были представлены малоизвестные факты из биографии Волонтира.
Волонтир сыграл около 120 главных ролей в театре, а также снялся в более 30 фильмах.
За семейное счастье Клавдии и Будулая искренне переживала вся страна // Фото: Кадр из фильма «Цыган»
Михай Волонтир родился в селе Глинжены 9 марта 1934 года. В 18 лет стал преподавать в сельской школе, а затем окончил педагогическое училище. В 1957 году после республиканского смотра самодеятельности был приглашен в учебную актерскую группу Музыкально-драматического театра имени Александри (ныне Национальный театр им. Василе Александри), позже стал актером этого театра.
Волонтир начал сниматься в кино в 1967 году. Его первой картиной стал фильм «Нужен привратник». Затем последовали картины «Это мгновение», «Десять зим за одно лето», «Крутизна», «Это сладкое слово – свобода», «Случай в квадрате 36-80», «Следы оборотня», «Верными останемся», «Стук в дверь».
Широкую известность у зрителей Волонтиру принес многосерийный фильм 1979 года «Цыган». Фильм собрал у экранов миллионы зрителей. За семейное счастье Клавдии и Будулая искренне переживала вся страна. На телевидение хлынул поток писем с просьбой снять продолжение, так что в 1986 году на экраны вышло «Возвращение Будулая». Актер очень ответственно готовился к каждой своей роли. Поэжтому для съемок сцены в кузнице он специально научился ковать железо.
Один из последних фильмов с участием Волонтира «Виновата ли я» вышел в 1992 году. После десятилетнего перерыва, в 2003 году, Михай Волонтир вновь появился на экране, снявшись в картине «Чандра» в роли чудака-киномеханика. Согласие на съемку он дал, будучи тяжело больным, — в фильме он сыграл почти слепым. В одном из интервью артист рассказал, что не мог даже прочесть сценарий картины, поэтому ассистентам режиссера пришлось печатать текст крупным шрифтом, а ему – читать его через лупу.
Алексей Никульников
Актера утвердили на роль сына главного героя в силу его внешнего сходства с Михаем Волонтиром. Тогда Алексею Никульникову едва исполнилось 18 лет, он был студентом Ростовского училища искусств. Позже в одном из интервью актер сказал, что роль Ивана ему удалось сыграть благодаря Кларе Лучко, которая относилась к нему как к родному сыну не только на экране, но и в жизни. До самой ее смерти он поддерживал с ней теплые отношения.
Клара Лучко уговаривала его поступать во ВГИК. Однако Алексей не стал студентом института кинематографии. Он окончил Ростовское училище, снялся еще в 15 фильмах. Сегодня пишет стихи, музыку, выступает с концертами.
Возвращение Будулая: Лучко и Русланова дрались до синяков
30 лет назад, в 1980-м, на телеэкраны вышли первые серии «Цыгана». Спустя пять лет, в 1985-м, СССР с замиранием сердца смотрел продолжение многосерийки – «Возвращение Будулая». Сериал стал источником жарких страстей, которых так не хватало в доперестроечном Союзе.
На съемках тоже царили вполне тропические настроения. «ТОП» в последнем номере от 12 мая выяснил, что осталось за кадром легендарной телеповести.
Как Клара стала Клавдией
Кларе Лучко было далеко за 50, когда она получила предложение сыграть Клавдию в сериале «Цыган». Едва начав читать сценарий, актриса позвонила режиссеру Александру Бланку.
«Моей героине едва 40. А вы помните, сколько лет мне?»
«И вспоминать не собираюсь, – отрезал Бланк. – Клавдию писали исключительно под вас».
Как выяснилось, автор сценария «Цыгана» Анатолий Калинин изначально поставил условие: главной героиней должна быть только Клара Лучко. Сценарист запомнил ее в спектакле «Суровое поле», кроме того Лучко, как и Клавдия, была казачкой…
«За роль я бралась с опаской. Не сразу поняла, что она станет знаковой для меня. И не только для меня. Зрительницы рассказывали мне: сопереживая судьбе Клавдии, они поняли, что где-то были неправы, что нужно быть мудрее, ждать, верить, просто любить! Мою героиню нужно было создать хотя бы потому, что она заставляет женщин задуматься над своей жизнью», — годы спустя вспоминала Клара Степановна.
После «Цыгана» и «Возвращения Будулая» актриса приняла крещение. И получила то же имя, что и в сериале, – Клавдия.
Тонконогим предпочла «Корень жизни»
Если с главной героиней все было ясно с самого начала, то Будулая искали очень долго. Бланк приглашал Армена Джигарханяна, пробовал звезду театра «Ромэн» Николая Сличенко – все не то… К тому же сверху поступило жесткое указание – «Настоящих цыган на роль не брать!»
Клара Лучко вспоминала, как вместе с режиссером пересмотрела множество актеров – грузин, молдаван, просто очень смуглых…
«Мое терпение лопнуло, когда на пробы приехал один артист из Армении – щуплый, небольшого росточка, с длинными вьющимися волосами, узкоплечий и тонконогий. Когда я увидела его, то поняла: нет, если это Будулай, то я играть не смогу», – рассказывала актриса.
В конце концов Лучко вспомнила малоизвестного молдавского актера Михая Волонтира, с которым встречалась в 1977 году на съемках картины «Корень жизни»: он играл председателя колхоза, по которому героиня Клары долго и безответно страдала. И настояла: Волонтир должен приехать на пробы.
Когда Михай появился на съемочной площадке, Бланк ахнул: рост, осанка, черные кудри… Будулай! Волонтира утвердили на роль единогласно. И это при том, что на пробах от него не услышали ни слова по-русски: Михай стеснялся своего произношения.
Потрясающий мужчина
Чтобы подправить речь, Волонтир прямо во время съемок вечерами занимался с преподавателем. Чтобы сделать героя более правдоподобным, выучился у кузнеца основам нелегкого ремесла. Его работоспособность потрясала.
«Рабочий день артистов был ненормированным. Все поражались, как Михай находит в себе силы еще и учиться чему-то новому, – восхищалась редактор Одесской киностудии Евгения Рудых. – Да что учиться! Если Михай видел, что женщина-ассистент тащит тяжелые вещи, он тут же бросался на помощь. Выезжая в автобусе на съемку, всегда уступал место рядовым сотрудницам, хотя режиссер требовал: актеры должны сидеть, чтобы потом выкладываться на площадке. Утром каждый старался подольше поспать, из-за чего многие не успевали купить молоко. А Михай вставал в шесть утра и брал двадцать пакетов молока на всю съемочную группу! Потрясающий мужчина!»
Аж врезать захотелось
У Нины Руслановой, сыгравшей в «Цыгане» роль молодой вдовы Катерины (той самой, которой за любвеобильность земляки дали прозвище Аэропорт), о съемках тоже остались яркие впечатления. Правда, не самые приятные.
Слава лишь поманила
Актриса Матлюба Алимова – гордая цыганка Настя, влюбленная в Будулая, – тоже вспоминает сериал с легкой неприязнью. Александр Бланк пригласил ее в «Цыгана» сразу после ВГИКа, придя в восторг от колоритной внешности девушки.
«В моих жилах течет гремучая смесь грузинской, русской, польской, немецкой и татарской крови», – рассказывала сама Матлюба.
«Цыганской крови – ни капли», — обязательно добавляла.
«История моей героини несколько надуманна, – полагает Алимова. – За время съемок я хорошо узнала цыган, ведь в массовке снималось много ромов – и таборных, и актеров театра «Ромэн». Тамошние женщины чужаков не признают. Выходят замуж только за своих. Исключения бывают крайне редко. К таким относится мой учитель Алексей Баталов: у него жена – цыганка, но его обожает вся ее родня. И такое же почти невероятное исключение – моя героиня, которая все-таки согласилась выйти замуж за русского казака Мишу Солдатова».
После выхода сериала «ромалэ» СССР признали Матлюбу своей. А вот мир кино узбечку не принял… Однажды ярко вспыхнув, Алимова навсегда исчезла с экранов. После развода с мужем-москвичом актриса вернулась в Ташкент, зарабатывала на жизнь реставрацией старых узбекских ковров. Позже приняла православие и монашеский постриг.
Сегодня Алимова отказывается общаться с журналистами, вспоминать о «Цыгане» и встречаться с коллегами по сериалу. Говорят, она обижена на телеисторию Будулая, которая лишь поманила ее славой…
Любопытненько
По сценарию «Цыгана» Будулай должен был умереть в конце первой серии. Однако за героя вступились все – и Михай Волонтир, и Клара Лучко, которые буквально умоляли режиссера: «Не убивайте цыгана!»
В конце концов мнение изменил даже Анатолий Калинин, который пообещал в срочном порядке переписать сценарий. Бланку, на радость зрителям, пришлось согласиться…
Сразу после выхода «Цыгана» покатились слухи, будто у Клары Лучко и Михая Волонтира – настоящий, не телевизионный роман. Цыгане останавливали Клару на улицах и спрашивали: «Почему ты одна, где твой Будулай?» Но никакого романа не было. Волонтир всю жизнь счастливо прожил с одной женщиной – женой. Знакомые уверяют: несмотря на популярность, актер ни разу не дал ей повода заподозрить его в измене.
За роль Будулая Михай Волонтир не получил ни копейки. Дело в том, что согласно тарификации, ему полагалось всего пять рублей за съемочный день, в то время как народная артистка СССР Лучко получала 40. Гордый актер вообще отказался от денег: мол, мне подачки не нужны, буду сниматься бесплатно. Лишь год спустя, уже после триумфа «Цыгана», чиновники от кино выплатили Волонтиру достойный его роли гонорар.
Параллельно с «Цыганом» Волонтир снимался в другой картине, где играл молодого десантника. На перевоплощение из подтянутого короткостриженного вояки в длинноволосого романтичного цыгана уходило полтора часа. Сперва Михаю наращивали волосы, затем подкручивали их плойкой, прикрепляли бороду… Настоящими у «Будулая» были только усы.
А когда по сюжету героя нужно было состарить, состав для седины изготавливали из… тонального крема и бензина. Горючее испарялось, оставляя на волосах белый «седой» налет.
Нина Русланова
У народной артистки в фильмах о приключениях цыгана Будулая роль небольшая, но очень яркая. Она сыграла жительницу хутора, мечтающую о женском счастье. К тому времени, когда начались съемки фильма «Цыган», Нина Русланова была уже очень популярна. Она стала известна советским зрителям еще в начале семидесятых, после премьеры картины «Тени исчезают в полдень».
В фильме также сыграли А. Шенгелая, Л. Неведомский, И. Рыжов, И. Лапиков, М. Долгинин, О. Хабалов, М. Матвеев, А. Вдовин, А. Акопян. Автор музыки — композитор и пианист Валерий Зубков.