Кто такой будулай у цыган
Будулай
Воспоминания Анатолия Калинина показывают, что у книги и фильмов была фактическая основа. Военное прошлое главного героя — одна из двух ключевых линий сюжета романа «Цыган». И в данном ключе очень важно, что автор указал реальную фамилию:
«Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман «Цыган»… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата — Будулаем. Это имя Будулай-Будулай-Будулай — как музыка. Будулай любил играть на балалайке. А его племянница-красавица в это время ходила по кругу и танцевала.
Анатолий Калинин »
Имя и отчество этого фронтовика, на данный момент, пока ещё не восстановлены. Историк и цыгановед Николай Бессонов после тщательного изучения романа приходит к выводу, что вероятнее всего, литературный Будулай относился к сэрвской этногруппе, хотя, если судить по его имени и описанию табора, то герой повести был влахом. Впрочем, как уверен Бессонов, Анатолий Калинин не разбирался в таких тонкостях. И если русская часть книги написана с большим знанием реальной жизни, то цыганская — крайне поверхностна.
«Конечно, — пишет Бессонов, — книга неровная, и всё, что написано о внутренней жизни цыган — в частности, об истинных цыганских обычаях, языке, и о таборной психологии — это штампы русского восприятия», однако, тему «цыгане и война», по словам Бессонова, писатель раскрыл, причём ярко и талантливо. По его убеждению, можно относиться с полным доверием ко всем сценам, где говорится о военном прошлом Будулая. Писатель, который сам фронтовик, честно отразил боевые заслуги цыганских мужчин. Литературный Будулай, как следует из романа, служил в разведке и дослужился до лейтенанта. В ходе работы над документальной книгой Бессонов нашёл сведения о десятках цыган-разведчиков, в том числе и офицеров. В послевоенное время никто не сомневался в патриотизме цыганского населения. У многих фронтовиков были сослуживцы-цыгане. «Это скорее тенденция современности, — с сожалением констатирует Бессонов, — что современные журналисты нередко пишут пакостную для ветеранов-цыган фразу: „У них один только Будулай воевал — да и то в кино“. А сразу после победы простые люди не воспринимали кочевых цыган в гимнастёрках как обманщиков. Слишком свежи были воспоминания о боевом братстве».
Калинин поведал в одном из интервью, что имя персонажа было позаимствовано от одного молодого цыгана, которого Калинин уже после войны видел в своём хуторе разъезжающим в красной рубашке на велосипеде. «Но сходство с прототипом книжного героя ограничивается именем. Внешность, поступки, судьба Будулая из романа „Цыган“ совершенно другие. Это собирательный образ», — пишет обозреватель газеты «Труд» Людмила Карамышева.
Будулай
История персонажа
История жизни и любви обрусевшего цыгана Будулая Романова легла в основу книги Анатолия Калинина. Читатели познакомились с харизматичным героем еще в начале 60-ых годов прошлого столетия. Кинороль Будалая примеряли три актера, но окончательно покорить сердца миллионов советских зрителей удалось обаятельному молдаванину Михаю Волонтиру.
История создания
Над романом «Цыган» писатель Анатолий Калинин трудился очень долго – работа заняла 14 лет. Сначала автор задумывал литературное детище в виде повести, главы которой появились в начале 1960-ых годов в журнале «Огонек». Сюжет и персонажи настолько пришлись по душе читателям, что редакцию заполонили письма с требованием рассказать о дальнейшей судьбе Будулая. Так свет увидели вторая и третья части о хитросплетениях судеб донской казачки Клавдии и благородного цыгана. Последнюю – девятую – издали в 2011 году, уже после смерти писателя.
Писатель Анатолий Калинин
Произведение прославило Калинина на весь мир, книги огромными тиражами выпускались в Англии, Югославии, Китае, Франции и даже Вьетнаме.
Будулай – далеко не плод фантазии Анатолия Вениаминовича. У персонажа были вполне конкретные прототипы из числа представителей кочующей по свету национальности. В военные годы автор романа познакомился с цыганом-разведчиком Ищенко (до сих пор у исследователей не получается выяснить имя и отчество), которого за боевые заслуги наградили Орденом Красной Звезды.
Будулай в кузнице
Колеся по военным тропам, писатель однажды увидел растерзанную цыганскую кибитку и услышал историю о том, что выжившего в ней младенца забрала молодая украинка. А один из хуторов на Дону, где поселился Калинин, славился цыганом-кузнецом с золотыми руками. Младший брат мужчины носил имя Будулай – оно привлекло писателя мелодичностью. Из этих кусочков и возник образ книжного персонажа и главные сюжетные линии.
Дочь писателя Наталья Калинина вспоминала:
«Ни одно из своих произведений отец не писал с такой страстной и беззаветной самоотдачей, как роман о Клавдии и Будулае».
Критики, оценивая произведение, отмечали у писателя глубокое знание уклада жизни россиян. У него получилось реалистично передать быт и «душу» народа. А вот что касается цыганского бытия, то здесь Калинин прошелся по верхам, используя штампы восприятия. Но безусловная заслуга Анатолия Вениаминовича в создании образа цыгана-фронтовика. Он талантливо и ярко написал о роли этой нации на пути к победе над фашистами.
Биография и сюжет
Военная биография Будулая перекликается со службой Ищенко: цыган с легкой руки писателя тоже превратился в разведчика, участвовавшего в освобождении Ростова-на-Дону и взятии Будапешта. В личной жизни герой пережил трагедию – в 1942 году потерял жену. До войны трудился кузнецом, а после какое-то время скитался по необъятной России, пока не осел в донском хуторе Вербный. В окрестностях этого хутора и была раздавлена немецкими танками цыганская кибитка, в которой ехала его супруга.
Будулай и Ваня
Дружба с мальчиком по имени Ваня будит в Будулае отцовские чувства. Позже главный герой знакомится с его приемной матерью Клавдией, и между ними вспыхивает любовь. В начале войны Клавдия забрала из разбитой кибитки цыганского младенца и воспитывала как родного вместе со своей дочерью. Тайну появления Вани знала только соседка, постоянно шантажируя женщину.
С появлением Будулая в поселке размеренная жизнь героини меняется. Клавдия разрывается между нежными чувствами к цыгану и страхом потерять мир и покой в семье, ведь настоящий отец может лишить ее сына. В итоге Будулай принимает решение покинуть хутор.
Будулай и Клавдия
В экранизации романа Будулай лишается памяти в результате зверского избиения бандитами. Вспомнить прошлое помогает Ваня, которому мать рассказала правду рождения. Гордому цыгану удается отомстить обидчикам, упрятав их за решетку. После чего Будулай возвращается в село Вербное, чтобы мирно коротать остаток века с Клавдией.
Фильмы и роли
Сюжет романа Анатолия Калинина в кино перенесли три режиссера. Открыл список постановок Евгений Матвеев в 1967 году. Советский зритель увидел картину «Цыган», где главную роль сыграл сам режиссер. Образ возлюбленной цыгана воплотила Людмила Хитяева. Читатели, знакомые с произведением Анатолия Вениаминовича, с восторгом приняли ленту – премьеру ждал аншлаг.
Евгений Матвеев в роли Будулая
Однако большей симпатией советский зритель проникся к Будулаю, появившемуся в 1979 году на экранах в мини-сериале Александра Бланка «Цыган». Бывший разведчик, потерявший семью, предстал в лице молдаванского артиста Михая Волонтира. Ему удалось сформировать образ смелого и благородного представителя своей нации. Актер настолько гармонично вжился в роль, что в дальнейшем ценители киноискусства называли его просто Будулаем, забывая настоящую фамилию.
А ведь Волонтир попал на съемочную площадку по счастливой случайности. Производство картины постоянно откладывалось – не давали «добро» вышестоящие инстанции, да и авторы искали подходящего мужчину на роль Будулая. На пробы приходили актеры Николай Сличенко и Армен Джигарханян, однако режиссера кандидатуры не устроили.
Поставила точку в поиске Клара Лучко, которой предстояло сыграть Клавдию. На предварительном распределении ролей присутствовал Анатолий Калинин – писатель видел свою героиню только в лице Клары Степановны. Актрисе стоило показать постановщику фотокарточку Волонтира, как судьба намечающегося сериала тут же решилась. Кстати, у Клары с Михаем сложились теплые дружеские отношения, продлившиеся до конца жизни.
Михай Волонтир в роли Будулая
«Цыган» – редкая киноработа, которую можно смело поставить в один ряд с книжной версией, уверены поклонники творчества Калинина. А Лучко и Волонтира после выхода фильма накрыла волна зрительского обожания. Действительно, лента получилась доброй, пронзительной и невероятно искренней.
По сценарию Будулай погибал, но актер, предчувствуя, какой успех ждет фильм, предложил перекроить финал. И, как ни странно, автор романа поддержал Михая. Так картина обрела открытый финал, а спустя шесть лет в 1985 году советские кинозрители получили продолжение приключений цыгана «Возвращение Будулая» с теми же актерами в главных ролях.
Отар Мегвинетухуцеси в роли Будулая
Третьим актером, примерившим образ персонажа книги Калинина, стал Отар Мегвинетухуцеси. Четырехсерийный фильм Александра Фенько «Будулай, которого не ждут» сняли в 1993 году. За основу взяли элементы романа, изменив важные посылы. Например, цыган возвращается в донскую станицу не с фронта, а после 10 лет тюрьмы. Клавдию сыграла Ирина Купченко.
Интересные факты
Цитаты
Фильмы про цыгана, снятые Александром Бланком, встали в ряд с самыми цитируемыми картинами советского кинематографа: «Белое солнце пустыни», «Берегись автомобиля», «Джентльмены удачи» и другими.
«Если уважаемая Тамила сказала «крышка» – значит, «крышка».
«Вы хочете песен? Их есть у меня!»
«Ты старый, Будулай. Я тебе танцую у костра, а ты даже не смотришь».
«Нехороший ты человек, Кируша. Слякоть».
«Передайте по цыганской почте, что ждут его жена и сын».
«Земля не может утомить идущего. Утомляют злость, неверие, отчаянье и одиночество. Лишь бы оставалось впереди то, к чему стремишься, лишь бы не оказалось позади то, к чему спешишь».
«Не жалей себя, не надо. Никто другой не сможет пройти твою дорогу. Только ты сам».
Будулаизм (Кое-что о цыганской религии).
Будулаизм – цыганская религия.
Будулаизм – древняя цыганская религия, основана на поклонении цыганскому богу Будулаю. Основана в Трансильвании средних веков, когда в стогу овса была найдена древняя книга. Согласно священному писанию, в начале мира, Бог-Будулай создал коня, а потом лошадь. И далее от них пошёл цыганский род. Сложности в трактовке священной книги возникли из-за очень плохого состояния текста. Так как священная книга долгое время была подвержена влаге и перепадам температуры, состояние её было плачевным. На этом фоне у будулаистов возник конфликт. Многие утверждали, что первой Будулай создал лошадь, а потом коня. Исходя из этого будулаизм получил два направления – конизм и лошадизм. По последним данным среди будулаистов насчитывается 70% конистов и 30% лошадистов. В настоящее время священная книга хранится в пятислойном переплёте из конской кожи в священной кибитке, которая находится под круглосуточной охраной из десяти цыган с кнутами. Лишь избранные знают это место.
Тогда же, в средние века, начали организовываться кочевые поселения будулаистов. Они жили общинами. В основном селились в полях. Активно начали развиваться разные виды ремесла, промышленности и сельского хозяйства. Большую популярность приобрели кузнечное дело и изготовление кнутов. Женщины занимались пошивом рубах и сарафанов. Обувные мастера изготавливали сапоги из конской кожи. Активно развивалось кибиткостроение. Коневодство было основным занятием. Недостатка в конях никогда не было. Их умело уводили из близлежащих деревень и поселений. У будулаистов не было такого понятия как «воровство». Согласно священной книге, что взял – то моё. Основным продуктом питания был овёс. Его ели все с малых лет.
Главой общины был барон. Он имел право ходить в красных сапогах на высоком каблуке и в красной рубахе. При бароне было несколько помощников. Как правило они ходили в синих сарафанах. Каждая семья занималась своим делом. Юноши, в основном, занимались добычей коней.
Главной проблемой цыган являются волки. Не всегда удаётся спасти коней от этих хищников. В священной книге есть описание и доказательства того, что волки произошли от коней. В древние времена, так называемые полевые кони, жили единым стадом, пока не произошёл «Великий овсяный конфликт». Коней, которые предавали и убивали из овса, изгнали в леса. На протяжении тысячелетий они эволюционировали. Происходил процесс приспособления к лесной жизни. Они уменьшались в росте, покрывались шерстью, копыта сменились лапами с когтями, зубы стали острыми. В наше время их называют волками, но будулаисты называют их лесными конями, так же как в древние времена. Есть мнение, что таким образом лесные кони мстят полевым коням за былое изгнание.
Будулаисты очень любят забавляться и играть в свободное время. В основном преобладают игры спортивного типа. Вот некоторые из них.
Игра проходит в квадрате 10Х10. Участники делятся на две команды по пять человек. Одна команда – в красных рубахах, другая – в синих сарафанах. У каждого в руках хомут. Задача игроков накинуть хомут на шею противника. Игрок с хомутом на шее покидает квадрат. Выигрывает команда у которой хотя бы один игрок остался в квадрате. Проигравшие закидываются навозом всем табором. Выигравшие получают в подарок по хомуту.
В двух стогах овса прячут по подкове. Два участника пытаются найти подкову каждый в своём стогу. Выигрывает тот, кто первый нашёл подкову. Проигравший работает в кузне неделю бесплатно. Выигравший получает комплект из четырех подков.
Единственная женская игра. Игра проходит в квадрате 10Х10. Участвуют четыре женщины. В каждом углу квадрата стоят по паре сапог одинакового размера. В центре квадрата расположен стог овса. Задача игрока плотно набить овсом сапоги в своём углу до верха. Первая выполнившая поставленную задачу участница выигрывает. Победительница получает овес в сапогах и весь оставшийся в стогу, а также пару новых сапог для мужа. Проигравшие получают только овёс в сапогах.
Пословицы и поговорки.
Баба с кибитки – коню легче.
В поле хорошо, а в кибитке лучше.
Не пойман – не вор, пойманный вор – не цыган.
Коней бояться – в поле не ходить.
Любишь кататься – люби и коня напоить.
Два вора дерутся – третьему польза.
За двумя конями погонишься – ни одного не поймаешь.
Из кибитки цыгана не выкинешь.
Не имей сто рублей, а имей сто коней.
Моя кибитка с краю – ничего не знаю.
Я не я, и лошадь не моя.
В чужой кошель не заглядывай, хватай быстрей и сваливай.
Поспешишь – коней насмешишь.
Коней по осени считают.
Лучше конь в руках, чем конь в поле.
Плох тот цыган, который не мечтает стать бароном.
Почему актёр, сыгравший Будулая в фильме «Цыган», стал затворником: Любовь и боль Михая Волонтира
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Увлечённость
Отец будущего актёра Ермолай Волинтир был лесником, мама же занималась домашним хозяйством и воспитанием восьмерых детей. Фамилия Волонтир возникла позже, когда семья уже перебралась в коммуну Глинжены, а территории отошли нынешней Молдавии. При замене документов писари в сельсовете допустили ошибку и все члены семьи получили фамилию Волонтир.
Как во многих многодетных семьях, в доме у Михая было чёткое распределение обязанностей. Даже малыши выполняли несложную домашнюю работу, а старшие – помогали там, где младшие справиться не могли. Михай в раннем возрасте собирал хворост для растопки печи, а ещё аккуратно складывал подобранные гусиные перья, из которых мама позже делала мягкие подушки.
Он вполне мог стать учителем, так как с 18-летнего возраста занимался преподаванием в сельской школе, но после окончания педучилища вскоре возглавил сельский клуб. Однако ни первое, ни второе занятия не приносили ему удовлетворения, он находился в мучительном поиске себя, пытаясь понять, чем бы он мог заниматься на протяжении всей жизни. Но поиски себя никто не оплачивал, и Михай Волонтир какое-то время занимался тяжелым неквалифицированным трудом, работая в карьере и занимаясь погрузкой извести.
Встреча актёра с театром была чистой случайностью. Как-то он в Рыбице увидел работу актёров из Бельц, которые приехали на гастроли с Русским театром, и был совершенно очарован их талантом и мастерством. До этого его взаимоотношения с театром ограничивались прослушиванием радиопередачи «Театр у микрофона», а после Михай Волонтир уже сам стал ездить в театр в Бельцы, да ещё ходить на репетиции самодеятельного театра в Рыбнице.
Михай Волонтир неожиданно для самого себя увлёкся и понял, кем же на самом деле он хочет быть. Он не особенно понимал, как сможет стать профессиональным актёром, но, увидев в газете объявление о конкурсе, в результате которого планируется сформировать молдавскую труппу театра в Бельцах, Михай тут же решил принять в этом участие.
Первую свою роль на большой сцене Михай Волонтир сыграл в спектакле «Кирица в Яссах». А после этого он прослужил в театре имени Александри в Бельцах целых 57 лет, не соглашаясь ни на какие предложения столичных театральных режиссёров, независимо от того, были они из Кишинёва или из Москвы.
Он говорил: «Театр подобен любви». И был не намерен предавать свою первую любовь. Он много и продуктивно снимался в кино, но в его жизни театр был только один. Театр и подарил ему встречу с главной женщиной в его жизни.
Верность
Когда он появился в образе кучера в постановке «Кирица в Яссах», к нему были прикованы сотни глаз. Но сам он безошибочно нашёл те, что смотрели на него из-за кулис с нескрываемым восхищением. Ефросинья Добындэ, молодая актриса, на которую он обратил внимание при первой же встрече.
Михай Волонтир в жизни никогда не отличался многословием, а тут и вовсе больше молчал, чем говорил. Даже предложение возлюбленной он сделал письменное. Просто дал ей в руки лист бумаги со словами: «Выходи за меня». Конечно, она была согласна. Ефросинья Добындэ уже не представляла себе жизни без тёплых рук своего Михая. Впрочем, они в чём-то были даже похожи. Жена актёра тоже не любила пустых разговоров, просто в трудную минуту она всегда становилась рядом с мужем.
Молодожёны поначалу жили очень скромно, оба играли в театре, но зарплаты там были настолько небольшие, что денег, фактически, хватало только на еду. Но когда Михай Волонтир начал сниматься в кино, доходы семьи возросли, к тому же актёр стал очень популярен. В фильме «В зоне особого внимания» Михай Волонтир снялся, когда ему было уже 43 года. В 1979 на экраны вышел «Цыган», и в актёра влюбились едва ли не все женщины Советского Союза.
Тогда ходили слухи о том, что у Михая Волонтира и Клары Лучко, исполнительницы роли Клавдии, вспыхнул роман на съёмочной площадке. Просто невозможно было поверить, что актёры столь достоверно играют чувства. Но никакого романа не было. Михай Волонтир на протяжении всей жизни хранил верность своей Ефросинье. А после, когда стали мешками приходить письма от поклонниц, актёр поручил разбирать их супруге, а сам, кажется, даже не прочёл ни одного пылкого признания в любви.
Много лет спустя, когда актёра уже не было в живых, актриса Елена Проклова заявила о романе между ней и Волонтиром. Якобы отношения возникли во время съёмок фильма «Будь счастлива, Юлия!» Но Ефросинья Добындэ-Волонтир уверена: чувства у Прокловой к Михаю быть могли, а вот романа – нет. Михай Волонтир всегда был очень верным и порядочным, чтобы опускаться до мимолётных интрижек.
После распада Советского Союза Михай Волонтир продолжал работать в родном театре. Ему снова пришлось вспомнить о тех временах, когда они с женой и маленькой дочкой жили очень стеснённо. Только теперь дочь выросла, а актёр стал болеть. Маленькой пенсии ни на что не хватало, а в театр в те сложные времена люди почти не ходили.
Сахарный диабет дал осложнение на глаза, и Михай Волонтир почти перестал видеть. Лечение было долгим и очень дорогим, семья актёра продала почти всё, что у них было. После о беде коллеги узнала Клара Лучко, она создала фонд, стала собирать деньги на лечение. К диабету добавился инсульт, а после у него диагностировали онкологическое заболевание.
Болезнь не позволяла актёру работать в полную силу, и он практически превратился в затворника. Ефросинья Алексеевна всегда была рядом с мужем, оберегала его от любых волнений, поддерживала, помогала, ухаживала. Журналисты, вдруг вспомнив об актёре, стали осаждать его семью, старались сделать фото и видео с актёром. И любимый всеми цыган расплакался и попросил: «Не надо меня жалеть. Я болен. Но я не умер…»
После этого жена актёра всегда стояла на страже и часто не пускала тех, кто пытался выпустить горячий материал, используя беду актёра, и мог бы расстроить Михая Волонтира или заставить его нервничать.
В сентябре 2015 года актёр покинул этот мир. А Ефросинья Добындэ-Волонтир по-прежнему хранит память о человеке, которого любила всю жизнь. И не дает никому опорочить его доброе имя рассказами о романах, которых не было.
Несмотря на то, что до «Цыгана» Михаил Волонтир уже снимался в кино, всенародная любовь обрушилась на актёра именно после роли Будулая, а спустя 5 лет успех повторился в продолжении – «Возвращение Будулая». Практически все актёры, снявшиеся в этих двух картинах, стали звёздами, правда, далеко не каждый из них смог в полной мере использовать свой счастливый билет в кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как Будулай стал русофобом, но российские фанаты всё равно ему помогли
В зоне особого внимания
Волонтир появился на свет 9 марта 1934 года в молдавском селе Глинжены, которое на тот момент находилось под властью Королевства Румыния. Отец-лесничий с ранних лет приучал Михая к труду: будущий актёр ухаживал за огородом, водил на водопой лошадей. Когда Волонтиру было 11 лет, в село пришла советская власть. С 18 лет будущий актёр преподавал в деревенской школе, затем окончил педагогическое училище и стал заведовать сельским клубом, принимая участие в художественной самодеятельности.
Михай Волонтир в фильме «Это мгновение». Кадр из фильма
В 1957 году после республиканского смотра самодеятельности талант Михая заметили, и молодого человека пригласили в учебную актёрскую группу Музыкально-драматического театра в Бельцах. Волонтир прославился не только как театральный актёр, но и как певец.
Михай Волонтир в фильме «В зоне особого внимания». Кадр из фильма
Возвращение Будулая
Михай Волонтир в фильме «Цыган». Кадр из фильма
Ответный ход
В девяностые годы Волонтир ударился в политику, заняв позицию национал-демократа, ратующего за молдавскую государственность. Многие поклонники артиста были неприятно удивлены, услышав, как их кумир с трибуны призывает «гнать и резать русских оккупантов» и выступает за объединение Молдовы с Румынией. Вместе с тем с крахом СССР закончилась и актёрская карьера Волонтира. У его родной страны не было денег на фильмы, да и для театра, в котором Михай продолжал играть и ставить спектакли, наступили тяжёлые времена — артисты работали в неотапливаемом помещении, а сам Волонтир был вынужден существовать на зарплату в 20 долларов в месяц.
Михай Волонтир в фильме «Стук в дверь». Кадр из фильма
— Я стал старым. С того времени, когда я был Будулаем, всё сильно изменилось. Раньше мы жили при советской власти, а теперь у нас всё другое! Я никому не нужен! — жаловался некогда популярный актёр в одном из интервью. — У нашего правительства на меня никогда нет ни денег, ни времени. А Россия для нас — заграница. Даже картину, которую я мечтал снять всю жизнь, мне не дали. Моя самая заветная мечта так и осталась невыполнимой мечтой.
В конце жизни Михай Ермолаевич страдал от сахарного диабета и проблем со зрением. На помощь Волонтиру пришли его российские поклонники, собравшие с помощью пожертвований деньги на необходимые пожилому актёру операции. Оперировали актёра тоже в России, в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга.
15 сентября 2015 года Михай Волонтир после продолжительной болезни ушёл из жизни на больничной койке в Республиканской клинической больнице в Кишинёве. После смерти 81-летнего актёра в Молдове был объявлен трёхдневный траур.