Кто такой дед хабар у копателей и что любит
Дух земли, или Родственник гнома
О земляном дедушке, или кладовнике (Хабаром его прозвали современные искатели раритетов), сложено немало преданий. Испокон веков наши предки делили клады на несколько категорий. Так, среди них встречались заговорённые, которые человек может получить при определённых условиях; заклятые — охраняемые нечистой силой, привязанной заклятьем к сокровищу; и оборотные, предназначенные одному конкретному счастливчику. Но зарыто в земле немало и «чистых» кладов, не связанных никакими условиями со своими прежними владельцами. За ними-то и присматривает бородатый Хабар.
Вот только даже опытные поисковики не могут дать точный ответ на вопрос, кто же такой этот загадочный кладовник. Сегодня некоторые исследователи считают, что Хабар — это старинный славянский дух, который на протяжении веков живёт в земных недрах и заведует скрытыми там сокровищами.
Любители же западного фольклора называют бога копателей родственником европейских гномов и лепреконов. И правда, у нашего «соотечественника» много общих черт с иностранными «коллегами». Ведь он и злато стережёт, как и зарубежные карлики, и обликом с ними схож, и от людей в подземных пещерах прячется.
А вот эзотерики совсем недавно выдвинули свою версию происхождения бога кладоискателей. По их мнению, Хабар является одним из последних представителей загадочного народа чудь. Упоминания об этом низкорослом народце, обладавшем определёнными магическими способностями, сегодня сохранились разве что в легендах. Предания гласят, что чудины (чучки) проживали много веков назад на огромной территории, простиравшейся от Балтийского моря до Уральских гор. Селились они в необычных полуподземных городах, где без устали трудились от зари до зари.
Слыли эти карлики искусными кузнецами и рудокопами, хранившими в своих закромах немалые богатства, которые тщательно прятали от людских глаз. Но несколько столетий назад чудины по непонятным причинам навсегда ушли под землю. При этом они тщательно скрыли все ходы, ведущие к их новому месту жительства. Однако не исключено, что кто-то из маленьких мастеров время от времени появляется на поверхности «по долгу службы» — дабы проверить, всё ли в порядке с сокровищами, что были спрятаны чудинами в надёжных тайниках.
Поговори с дедушкой!
Если верить многочисленным рассказам копателей о встречах с дедом Хабаром, то это божество довольно трудно отличить от обычного человека — типичного жителя российской глубинки. Очевидцы описывают его как невысокого старичка с длинной седой бородой. Ростом он чуть выше полутора метров, одет в простую, но чистую и добротную одежду. Обычно этот дед появляется перед копателем, промышляющим в одиночку в опустевших или полузаброшенных деревнях. Подойдя к охотнику за сокровищами, старик заводит с ним разговор на самые обычные темы: о погоде, о видах на урожай… Если поисковик приветливо поговорит с дедушкой и терпеливо выслушает все его долгие глубокомысленные рассуждения, Хабар непременно укажет ему место, где скрыта интересная и дорогостоящая вещица. Так случилось несколько лет назад: копатель, часами тщётно обследовавший окрестности села в Рязанской области, после разговора с «местным жителем» нашёл кошелёк с монетами, отчеканенными во времена Анны Иоанновны.
Ну а если искатель кладов, приняв земляного дедушку за скучающего деревенского мужичка, откажется вести с ним беседу, будет груб, то проблемы ему обеспечены. В лучшем случае он вернётся домой без находок и «хабара», в худшем — будет плутать в забытых богом местах очень долго.
«Тебе конфетки — мне монетки!»
Но появляется дед Хабар довольно редко, и немногие копатели рассчитывают на личную встречу с ним. Однако опытные охотники за сокровищами перед началом поиска стараются добиться расположения своего бога, дабы заручиться его поддержкой.
Причём способы задабривания земляного старца очень просты, ведь он, как и многие пожилые люди, любит проявление уважения и внимания. Считается, что если поисковик мысленно поговорит с Хабаром, обратится к нему почтительно и попросит его помощи, удачная находка ему обеспечена.
Кроме того, кладовник не отказывается и от предложенного ему угощения. Поэтому копатели нередко во время обеда выливают на землю немного водки и тут же рядом зарывают бутерброд — на закуску. Причём сопровождается это подношение специальным заговором, коих сегодня немало сложено в среде копателей. Но бытует мнение, что Хабар вовсе не любитель крепких напитков, а предпочитает… сладости. Потому задабривать его следует конфетами и сахаром. Подтверждением этому служит такой случай.
Один охотник за сокровищами, обследовавший некую старую заброшенную деревушку, за целый день так и не нашёл ничего ценного. Тогда он, вспомнив байки о деде Хабаре, решился на своего рода эксперимент: закопал в землю несколько кусочков сахара и, обратившись к кладовнику, пожаловался тому на замучившее его невезение и попросил старичка о помощи. И буквально через несколько минут удача улыбнулась охотнику за сокровищами — он нашёл массивный старинный перстень с рубином.
Также опытные искатели рассказывают, что дед Хабар очень любит, когда его просят «поменять валюту». То есть перед началом поиска в земле выкапывается небольшая ямка, куда кладут немного современной мелочи или бумажную купюру. Считается, что, заручившись подаренными активами, бог копателей непременно обменяет их на дорогие монеты прошлых веков. И это неспроста! Ведь через двести-триста лет рубли и копейки нашего времени тоже станут ценным раритетом, которым дед Хабар будет обмениваться с кладоискателями будущего.
Простые правила
Многие охотники за сокровищами называют деда Хабара в сущности добрым старичком, готовым откликнуться на каждый призыв о помощи. Но поддержкой его могут заручиться только те поисковики, что соблюдают правила, которые устанавливались на протяжении долгого времени.
Так, искатели сокровищ не должны оставлять после себя мусор, ссориться при дележе добычи и, конечно, отзываться неуважительно о своём потустороннем покровителе. Нарушителей же этих правил земляной старец наказывает лишением удачи на долгий срок, и бедолагам вряд ли после этого удастся задобрить его конфетами или даже дорогим коньяком. А потому подчас приходится незадачливому поисковику, помянувшему в сердцах дедушку недобрым словом, несколько сезонов подряд бродить по полям и лесам с пустой хабарницей (сумкой для находок) и выслушивать насмешки своих коллег.
Кроме того, известно, что земляной старец любит порою и подшутить над кладоискателями, о чём свидетельствует такая история. Однажды у некоего охотника за сокровищами во время работы сломалась лопата, купленная в очень дорогом специализированном магазине. Естественно, сей досадный курьёз вызвал у хозяина испорченного инструмента всплеск негативных эмоций, сопровождавшийся потоком крепких русских выражений. Не исключено, что тогда под горячую руку попал и земляной дедушка, который спустя некоторое время преподнёс бедолаге довольно оригинальный подарок. Вскоре, откликнувшись на призывный звук своего металлоискателя, охотник за раритетами извлёк на свет божий крепкую совковую лопату, изготовленную в эпоху развитого социализма. И хотя добытый инструмент вполне годился для работы, копать им матерщиннику было нечего! Дед Хабар «дисквалифицировал» несдержанного на язык поисковика на долгое время.
Подземный город Деринкую
На территории Турции в Каппадокии насчитывается около 50-ти подземных городов, и город Деринкую (в переводе с турецкого — «Глубокий колодец») — один из них. Некоторые из них уже полностью исследованы, некоторые начали исследовать, следующие — ждут своей очереди. Деринкую самый известный и самый исследованный из этой группы подземных городов древности.
Достигая глубины около 55 м (8 ярусов), в древние времена город мог приютить до 20 тысяч человек вместе с продовольствием и домашним скотом. Площадь города точно не установлена — от 2,5 км² до 4 км². Учёные полагают, что ныне исследовано лишь 10—15 % всей территории города. Предполагается, что город может имеет 20 этажей, удалось исследовать лишь 8 из них.
Подземный город Деринкую был выдолблен в мягком туфе — типичной для Каппадокии вулканической породе. По поводу его происхождения до сих пор ведутся споры: по утверждению Министерства культуры Турции, город был основан в VIII—VII веках до н. э. переселившимися сюда фригийскими племенами. По другой версии, Деринкую был построен ещё раньше, в 1900—1200 годах до н.э., когда эти земли населяли хетты. До прихода хеттов на этой территории жили хатты — народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии (нынешняя Турция) в период 2500—2000/1700 годов до н.э. в эпоху раннего и среднего бронзового века. Название страны и народа позднее унаследовали покорившие их хетты, которые относились к другой языковой семье. Царство Хатти до захвата и ассимиляции коренных племён хеттами просуществовало тысячу лет, так что, скорее всего, подземные города были построены ранее населявшими эти места хаттами.
Вход в подземелье находится в одноэтажном доме в селении Деринкую, расположенном на плоскогорье высотой 1355 м над уровнем моря. Все залы и туннели достаточно хорошо освещаются и вентилируются. Температура внутри колеблется от 13 до 15 °C. Для связи между этажами во многих местах в полу небольшие отверстия.
Подземелье Деринкую представляет собой сложную разветвлённую систему комнат, залов, тоннелей и колодцев, расходящихся вниз (перекрыты решетками), вверх и в стороны. На первом уровне находились конюшни, давильный пресс для винограда и массивный свод. Глубже размещались жилые помещения, кухня и церковь. На втором ярусе находится уникальное для подземных городов помещение, отличительная черта Деринкую, — большой зал со сводчатым потолком. На третьем и четвёртом ярусах располагались оружейные склады. По лестнице между ними можно попасть в церковь крестообразной формы размерами 20 × 9 м. Далее вниз ведёт узкий тоннель (высота потолка 160—170 см), по бокам которого расположены пустые камеры. При спуске вниз потолки становятся всё ниже, а проходы — всё уже. На нижнем восьмом этаже находится просторный зал, возможно, предназначавшийся для собраний.
Вертикальные вентиляционные шахты (всего их 52) внизу доходят до грунтовых вод и ранее служили одновременно колодцами. Город славится очень сложной системой вентиляции и водоснабжения, что поразительно для столь раннего исторического периода. До 1962 года население посёлка Деринкую удовлетворяло потребность в воде из этих колодцев. Чтобы избежать отравления воды во время нашествия врагов, выходные отверстия некоторых колодцев тщательно закрывались и маскировались. Помимо этого были и специальные вентиляционные шахты, искусно спрятанные в скалах. Часто под колодцы маскировались потайные ходы, которых на данный момент обнаружено около 600 штук.
Город строился таким образом, чтобы его было невозможно захватить. Были предусмотрены все меры предосторожности: в случае опасности город закрывался изнутри с помощью больших каменных дверей, ими можно было перекрыть доступ к отдельным комнатам или даже к целым этажам. Каждая дверь представляет собой большой каменный диск высотой 1-1,5 м, толщиной 30-35 см и массой 200—500 кг.
Двери открывались с помощью находящихся внутри них отверстий, причём только с внутренней стороны и усилиями минимум двух человек. Эти отверстия могли также выполнять роль дверных глазков. Вероятно, город строился таким образом именно в расчёте на то, чтобы в его устройстве хорошо ориентировались только его жители, а враги, напротив, моментально терялись.
По поводу того, жили ли люди под землёй постоянно или периодически, нет единого мнения. По одной версии, жители Деринкую выходили на поверхность только для возделывания полей, по другой — они жили в наземном селении и прятались под землю только во время набегов. В последнем случае — они быстро ликвидировали признаки жизни на поверхности и уходили под землю, чтобы скрываться там на протяжении нескольких недель.
Есть упоминания о подземных сооружениях Каппадокии в исторических хрониках. Самый древний известный письменный источник о подземных городах датируется концом IV столетия до нашей эры — это «Анабазис» древнегреческого писателя и историка Ксенофонта (ок. 427— ок. 355 гг. до н. э). В этой книге рассказывается о расположении на ночлег эллинов в подземных городах.
В ней, в частности, сообщается: « В населенных местах дома построены под землей. Вход в домах был узким, как горло колодца. Однако внутренние помещения были довольно просторными. Животных тоже содержали в вырезанных подземельных пристанищах, для них были сооружены специальные дороги. Дома незаметны, если не знаете входа, но люди входили в эти пристанища по лестнице. Внутри содержали овец, козлят, ягнят, коров, птиц. Местные жители в глиняных сосудах делали пиво из ячменя и жители в колодцах делали вино».
Специалист по археологии из Лос-Анджелеса Рауль Сальдивар, который живёт и работает в Невшехире утверждает: «И христиане, и фригийцы уже нашли эти помещения пустыми. В 2008 г. провели радиоуглеродный анализ. Он показал, что мегаполисы вырублены в скалах примерно 5 тыс. лет назад. Отдельные кельи использовались в качестве банков, там хранили тонны золота. Раскопки подняли на поверхность сотни костей домашних животных, но ни одного скелета местного жителя».
Эти утверждения древнегреческих авторов и современных ученых подтверждают ранее высказанное предположение, что подземные города Каппадокии существовали в I тысячелетии до н. э. (VI-IV вв. до н. э.). С учетом находок обсидиановых орудий труда, хеттских письмен, предметов хеттской и дохеттской эпох и результатов радиоуглеродного анализа время их строительства может быть отнесено как ко II-III, так и (по результатам исследования Неолита Центральной Турции) к VII-VIII тысячелетиям до н. э., и даже к более ранним, палеолитическим, временам.
Современная наука еще не до конца открыла все тайны создания этого чуда архитектуры, и о методах, которыми пользовались древние зодчие на протяжении столетий или тысячелетий, зачастую приходится догадываться.
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Угощаем земляного Дедушку
Кто такой или что такое земляной Дед? Пожалуй, единственный более менее внятный ответ на этот вопрос, земляной дух, хранитель кладов, потеряшек и прочих ценностей сокрытых в земле или утерянных. Конечно же, этот персонаж, появился далеко не сегодня. Кладоискательством человечество занималось на протяжении всей своей истории и разумеется, поиски эти сопровождались ритуалами призванными задобрить или хотя бы защитить ищущего от духа, а иногда и Бога хранителя подземных богатств. Проносились сотни лет, складываясь в тысячелетия, приходили и растворялись в тумане истории целые народы, но дух приключения и азарта всегда жил в человеке, а значит тема поиска кладов – тема вечная! И в каком времени не живи, на каком языке не разговаривай, кладоискателя на его тернистом пути, всегда будет сопровождать некто хранящий предмет его вожделения, а клад это или наконечник стрелы, тысячу лет пролежавший в земле, не так уж важно. Ясно, что образ духа хранителя земли и всего в ней сокрытого пришёл к нам от наших языческих предков. Ведь тогдашнего человека, буквально на каждом шагу сопровождали, говоря современным языком, всевозможные сущности. И вера во многих из них, с успехом дожила до дня сегодняшнего. Так что, наш с вами, земляной Дед образ весьма древний и загадочный. Как к нему относиться каждый решил, или решит сам, хочется только заметить, что у людей разных социальных групп (лётчиков, археологов, врачей, артистов), существуют так же всевозможные поверья и приметы, как и определённый порядок действий призванный привлечь удачу.
Надо помнить, Дед ценит уважение и любит выпить первым.
Ещё один интересный приговор, так же, плеснув рюмочку в ямку, произносят – «Дай мне Дед, не во вред, что тебе в радость дать. Будет Дед, во сто лет и тебе благодать».
Есть и такие наши коллеги, которые полагают наливать спиртное Деду, форменным безобразием и утверждают, что он предпочитает сладкое, а именно конфеты. Вот такой пример – «Дал конфетки, взял монетки». Разумеется, что говорится это, когда в ямку кладут эти самые конфетки.
Ну и ещё один из наиболее распространённых вариантов задабривания Деда, это предложить ему современной ходячей монеты или купюр, на обмен. Вот два таких примера.
Копаем первую ямку и кладём туда современную, бумажную купюру. А заклинание такое: «Разменяй активы на медные Екатерины». Почему именно Екатерины, мне лично не понятно, но тут, наверное, кому, что хочется найти. Ну и последний пример. Насыпаем в ямку пригоршню мелочи, произносим – «Вот те мелочи гора! Дай Петра из серебра». Есть ещё рассказы, из разряда копательских баек, о якобы встречах со стариком на копе, в безлюднейшем месте. И тут всё зависит от того как поведёт себя копатель, если пренебрежительно и по хамски, то забудь про находки. А вот если с уважением и вниманием, то уйдёшь не просто с добычей, а с мечтой.
О себе могу сказать, что для меня как человека, для которого всё окружающее является живым и имеющим душу, просто напросто естественно уважительное отношение к при-Род-е, конечно же, в первую очередь к земле. Потому и не вижу необходимости, в каких-то особенных ритуалах. Но вот угощение земляного Деда, это традиция, которую я с удовольствием соблюдаю.
В заключение добавлю, люби, цени, уважай окружающее тебя, и добро в ответ не пройдёт мимо! Если не серебром да Катиными пятаками, так здоровьем и отличным настроением.
Земляной Дедушка и методы его задабривания
Когда кладоискательский стаж исчисляется годами, уже как-то иначе смотришь вообще на это хобби, уже не так важен сам результат, но куда больше ласкает душу сам процесс подготовки к выходу, встреча со старыми друзьями по хобби, «прыганье» толпы мужиков с самыми разными металлоискателями над интересным сигналом, в попытке угадать, что же там.
Интересно смотреть на новичков, для которых выход с металлодетектором состоялся, если удалось что-то найти. Они пока ещё «молодые», пока ещё «коп» не раскрылся перед ними во всей своей красе. Ничего, когда-нибудь и они постигнут это блаженное состояние, когда стоишь утром или на закате, солнышко немного бьет в глаза, вдыхаешь чистый воздух, а небо такое высокое, а поле такое огромное, рядом проверенные годами друзья. Что ещё нужно человеку? Но это понимание придет позже.
Новички в кладоискательстве
Ритуал задабривания Земляного Дедушки
Одним из самых незабвенных и почитаемых всеми копателями потеряшек и разного рода шмурдяка, является ритуал задабривания Земляного Дедушки. Кто придумал этого героя, откуда все это началось, сложно сказать, но факт, что почти все поисковики чтят это действо, передают из уст в уста, и на выходе с новичками в обязательном порядке проводят этот обряд, придавая ему глобальную важность.
Ритуал задабривания Земляного Дедушки
Как же задобрить Земляного Дедушку
Возникает вопрос, а как вообще можно уговорить и расположить к себе Земляного Дедушку, чтобы он не обидел, чтобы вместо фольги и проволоки, подбросил монеток? Методов много, и всего вот так и не перечислить. Как правило, многие камрады просто выкапывают ямку, просят у Дедушки хабар, после чего закидывают в ямку монетки, чаще всего ходячку.
Многие поисковики выкапывают ямку, и бросают пару ходячек
Другие поисковики уверены, что Земляной Дедушка любитель немного употребить и закусить, поэтому в ямку или на просто на поле они выливают немного напитка, и прикладывают закуску (колбаску, кусок хлеба). Третья категория полагает, что Земляной Дедушка любит сладенькое – и они так же правы в своей вере в удачу. Эта группа людей прикапывает кусочки сахара, конфеты и другие вкусности.
Некоторые кладоискатели бросают в ямку кусочки сахара
Вариаций много, главное, что люди в это верят. В свое время, многим из моих знакомых по хобби казалось, что это всё полная ерунда и какое-то самоуспокоение, что не стоит терять время не понятно на что, а лучше сразу же приступить к поиску. И они искали, что-то находили. Но, бывали моменты, кода почти весь день отходишь, а в хабарнице только пыль и пустота. Даже пробок не попадается.
И хотите верьте, хотите нет, но стоит лишь поговорить с Земляным Дедушкой, даже мысленно обратиться к нему, как к последней инстанции, как тут же появляется сигнал, и радость переполняет человека. Сложно сказать, совпадение это, или что-то ещё, но сей факт происходит регулярно, каждый поисковик отмечает для себя такие случаи, определяет именно свой стиль и манеру общения с Земляным Дедушкой.
Читайте на «Е-КЛАД»: Поиск клада, лес, ямы…
Многогранное кладоискательство
Есть камрады, кто вместо прикапывания монеток и задабривания Дедушки сладостями, просто раскидывает монетки по полю, будто бы сеет. А есть и универсалы, кто прячет монетки в коре дерева или пнях. С годами, такое дерево упадет, сгниет, и монета естественным путем попадет в землицу. От осознания этого, люди приходят в восторг.
Некоторые камрады разбрасывают монеты по полю
Вот и выходит, что не едиными находками привлекает данное хобби, есть столько тем вокруг самого процесса поиска, что каждый для себя однозначно что-то найдет.
А бывалые, выходя на поле, всё так же сделают ямку, тихонько сбросят туда несколько монеток, что-то тихонько прошепчут себе под нос, и уверенные в удаче нажмут на кнопку включения прибора. И кто знает, возможно, что-то в этом, да и есть…
Но, опытный поисковик бросит пару монет в ямку, прочтет молитву, и поиск удался.
Дед Хабар — деньгами одарит у копателей
Дух земли, или Родственник гнома
О земляном дедушке, или кладовнике (Хабаром его прозвали современные искатели раритетов), сложено немало преданий. Испокон веков наши предки делили клады на несколько категорий. Так, среди них встречались заговорённые, которые человек может получить при определённых условиях; заклятые — охраняемые нечистой силой, привязанной заклятьем к сокровищу; и оборотные, предназначенные одному конкретному счастливчику. Но зарыто в земле немало и «чистых» кладов, не связанных никакими условиями со своими прежними владельцами. За ними-то и присматривает бородатый Хабар.
Вот только даже опытные поисковики не могут дать точный ответ на вопрос, кто же такой этот загадочный кладовник. Сегодня некоторые исследователи считают, что Хабар — это старинный славянский дух, который на протяжении веков живёт в земных недрах и заведует скрытыми там сокровищами. Любители же западного фольклора называют бога копателей родственником европейских гномов и лепреконов. И правда, у нашего «соотечественника» много общих черт с иностранными «коллегами». Ведь он и злато стережёт, как и зарубежные карлики, и обликом с ними схож, и от людей в подземных пещерах прячется.
А вот эзотерики совсем недавно выдвинули свою версию происхождения бога кладоискателей. По их мнению, Хабар является одним из последних представителей загадочного народа чудь. Упоминания об этом низкорослом народце, обладавшем определёнными магическими способностями, сегодня сохранились разве что в легендах. Предания гласят, что чудины (чучки) проживали много веков назад на огромной территории, простиравшейся от Балтийского моря до Уральских гор. Селились они в необычных полуподземных городах, где без устали трудились от зари до зари.
Слыли эти карлики искусными кузнецами и рудокопами, хранившими в своих закромах немалые богатства, которые тщательно прятали от людских глаз. Но несколько столетий назад чудины по непонятным причинам навсегда ушли под землю. При этом они тщательно скрыли все ходы, ведущие к их новому месту жительства. Однако не исключено, что кто-то из маленьких мастеров время от времени появляется на поверхности «по долгу службы» — дабы проверить, всё ли в порядке с сокровищами, что были спрятаны чудинами в надёжных тайниках.
Поговори с дедушкой!
Если верить многочисленным рассказам копателей о встречах с дедом Хабаром, то это божество довольно трудно отличить от обычного человека — типичного жителя российской глубинки. Очевидцы описывают его как невысокого старичка с длинной седой бородой. Ростом он чуть выше полутора метров, одет в простую, но чистую и добротную одежду. Обычно этот дед появляется перед копателем, промышляющим в одиночку в опустевших или полузаброшенных деревнях. Подойдя к охотнику за сокровищами, старик заводит с ним разговор на самые обычные темы: о погоде, о видах на урожай… Если поисковик приветливо поговорит с дедушкой и терпеливо выслушает все его долгие глубокомысленные рассуждения, Хабар непременно укажет ему место, где скрыта интересная и дорогостоящая вещица. Так случилось несколько лет назад: копатель, часами тщётно обследовавший окрестности села в Рязанской области, после разговора с «местным жителем» нашёл кошелёк с монетами, отчеканенными во времена Анны Иоанновны.
Ну а если искатель кладов, приняв земляного дедушку за скучающего деревенского мужичка, откажется вести с ним беседу, будет груб, то проблемы ему обеспечены. В лучшем случае он вернётся домой без находок и «хабара», в худшем — будет плутать в забытых богом местах очень долго.
«Тебе конфетки — мне монетки!»
Но появляется дед Хабар довольно редко, и немногие копатели рассчитывают на личную встречу с ним. Однако опытные охотники за сокровищами перед началом поиска стараются добиться расположения своего бога, дабы заручиться его поддержкой.
Причём способы задабривания земляного старца очень просты, ведь он, как и многие пожилые люди, любит проявление уважения и внимания. Считается, что если поисковик мысленно поговорит с Хабаром, обратится к нему почтительно и попросит его помощи, удачная находка ему обеспечена.
Кроме того, кладовник не отказывается и от предложенного ему угощения. Поэтому копатели нередко во время обеда выливают на землю немного водки и тут же рядом зарывают бутерброд — на закуску. Причём сопровождается это подношение специальным заговором, коих сегодня немало сложено в среде копателей. Но бытует мнение, что Хабар вовсе не любитель крепких напитков, а предпочитает… сладости. Потому задабривать его следует конфетами и сахаром. Подтверждением этому служит такой случай.
Один охотник за сокровищами, обследовавший некую старую заброшенную деревушку, за целый день так и не нашёл ничего ценного. Тогда он, вспомнив байки о деде Хабаре, решился на своего рода эксперимент: закопал в землю несколько кусочков сахара и, обратившись к кладовнику, пожаловался тому на замучившее его невезение и попросил старичка о помощи. И буквально через несколько минут удача улыбнулась охотнику за сокровищами — он нашёл массивный старинный перстень с рубином.
Также опытные искатели рассказывают, что дед Хабар очень любит, когда его просят «поменять валюту». То есть перед началом поиска в земле выкапывается небольшая ямка, куда кладут немного современной мелочи или бумажную купюру. Считается, что, заручившись подаренными активами, бог копателей непременно обменяет их на дорогие монеты прошлых веков. И это неспроста! Ведь через двести-триста лет рубли и копейки нашего времени тоже станут ценным раритетом, которым дед Хабар будет обмениваться с кладоискателями будущего.
Простые правила
Многие охотники за сокровищами называют деда Хабара в сущности добрым старичком, готовым откликнуться на каждый призыв о помощи. Но поддержкой его могут заручиться только те поисковики, что соблюдают правила, которые устанавливались на протяжении долгого времени.
Так, искатели сокровищ не должны оставлять после себя мусор, ссориться при дележе добычи и, конечно, отзываться неуважительно о своём потустороннем покровителе. Нарушителей же этих правил земляной старец наказывает лишением удачи на долгий срок, и бедолагам вряд ли после этого удастся задобрить его конфетами или даже дорогим коньяком. А потому подчас приходится незадачливому поисковику, помянувшему в сердцах дедушку недобрым словом, несколько сезонов подряд бродить по полям и лесам с пустой хабарницей (сумкой для находок) и выслушивать насмешки своих коллег.
Кроме того, известно, что земляной старец любит порою и подшутить над кладоискателями, о чём свидетельствует такая история. Однажды у некоего охотника за сокровищами во время работы сломалась лопата, купленная в очень дорогом специализированном магазине. Естественно, сей досадный курьёз вызвал у хозяина испорченного инструмента всплеск негативных эмоций, сопровождавшийся потоком крепких русских выражений. Не исключено, что тогда под горячую руку попал и земляной дедушка, который спустя некоторое время преподнёс бедолаге довольно оригинальный подарок. Вскоре, откликнувшись на призывный звук своего металлоискателя, охотник за раритетами извлёк на свет божий крепкую совковую лопату, изготовленную в эпоху развитого социализма. И хотя добытый инструмент вполне годился для работы, копать им матерщиннику было нечего! Дед Хабар «дисквалифицировал» несдержанного на язык поисковика на долгое время.
Журнал: Тайны 20-го века №36, сентябрь 2020 года
Рубрика: Магия
Автор: Елена Танина