Кто такой доктор бильжо
Андрей Бильжо
Биография
Художник-карикатурист Андрей Бильжо не только внешне похож на барда Александра Розенбаума, но и имеет сходную биографию. Подобно автору «Вальса-Бостона» создатель образа Петровича в молодости работал врачом. Однако политические убеждения творцов противоположны. Александр Яковлевич — член «Единой России», а Андрей Георгиевич тяготеет к либеральной оппозиции.
Детство и юность
Будущий коллега Херлуфа Бидструпа появился на свет 26 июня 1953 года в столице СССР. За три с половиной месяца до рождения москвича скончался Иосиф Сталин, за годы правления которого были расстреляны оба деда Андрея.
Родители карикатуриста получили техническое образование. Отец работал инженером, мать преподавала физику в школе. По воспоминаниям Андрея Георгиевича, всю семью «тянула на себе» бабушка по материнской линии Антонина Игнатьевна — профессиональная портная обшивала родственников и совершала кулинарные чудеса. В детстве Бильжо жил в огромной коммунальной квартире недалеко от Комсомольской площади и ненавидел детский сад, куда его водили.
В школьные годы Андрей побеждал на конкурсах по рисованию и читал одноклассникам лекции о жизни и творчестве художников-передвижников. Связать биографию с медициной юноша решил после прочтения повести Василия Аксенова «Коллеги», в 1961 году экранизированной режиссером Алексеем Сахаровым. Однако скоро романтический настрой студента-медика прошел. Андрей понял, что врачебное дело — это не только белые халаты и спасение жизней, но и каждодневное соприкосновение с кровью и другими физиологическими жидкостями и смертью.
Бильжо осознал, что не подходит для работы хирургом — не умеет быстро принимать решения. Некоторое время студент хотел специализироваться на офтальмологии, но в итоге остановился на психиатрии. В 1976 году Андрей окончил 2-й московский медицинский институт. Годом ранее будущий психиатр начал публиковать карикатуры в «Московском комсомольце» и «Литературной газете». За плечами Андрея Георгиевича защищенная кандидатская диссертация по юношеской шизофрении, опыт работы судовым врачом и медиком в психиатрических больницах.
Творчество и бизнес
Практика общения с пациентами с измененной психикой пригодилась Бильжо в творчестве. В программе Виктора Шендеровича «Итого» «мозговед»» вел рубрику, каждый выпуск которой начинал словами «Однажды, когда я работал в маленькой психиатрической больничке…». Лейтмотивом выступлений врача, переквалифицировавшегося в ведущего, была мысль о том, что «российское общество больно, большинство политиков страдает психическими расстройствами».
Также Андрей Георгиевич писал сценарии для программы Леонида Якубовича «Анализы недели». В январе 1999 года Бильжо вместе с группой «Последний шанс» был в гостях у программы Дмитрия Диброва «Антропология».
Образ Петровича Бильжо первоначально создал для газеты «Коммерсантъ». В дальнейшем герой, олицетворяющий все советское, перекочевал в передачу Шендеровича «Бесплатный сыр», а потом зажил отдельной жизнью в мультсериале. Юморист утверждает, что Петрович — единственное не сокращаемое при произношении отчество в русском языке, в котором проговариваются все буквы. В действительности же несокращаемость отчества в разговорной речи — явление в России редкое, но не уникальное. По аналогии образованы словоформы Лукич, Фомич и Ильич.
Диагноз по переписке: правда и мифы о Зое Космодемьянской
Максим Кононенко, для РИА Новости
Две недели назад исполнилось 75 лет подвигу Зои Космодемьянской. Как это всегда бывает во дни юбилеев, не обошлось без альтернативных версий произошедшего. На сей раз отличился художник, ресторатор и бывший врач-психиатр Андрей Бильжо. Вот что он написал у себя на страничке в Facebook.
Ну что же, давайте разберем это утверждение по пунктам, благо их всего два.
Итак, пункт первый: Бильжо якобы видел историю болезни Космодемьянской, которую изъяли, когда началась перестройка. Это четвертый человек в России, который публично рассказывает о том, что видел такую историю. Первых троих звали А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон. В сентябре 1991 года газета «Аргументы и факты» опубликовала статью писателя А.Жовтиса, в которой тот пересказывал рассказ писателя Н.Анова о том, как тот ездил в деревню Петрищево. И жители деревни якобы рассказали ему, что немцев в деревне в ту ночь не было, а поймали Космодемьянскую и сдали ее оккупантам местные жители.
И всё. Зато через номер в той же «АиФ» были опубликованы письма читателей, которые откликнулись на публикацию. И вот там, среди прочего, было письмо от вышеупомянутых А. Мельникова, С. Юрьева и Н. Касмельсон. Вот оно:
«ПЕРЕД войной в 1938-1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской».
Итак, зафиксируем четыре момента. Во-первых, в 1938 году Зое Космодемьянской было уже 15 лет. И если бы авторы письма видели историю болезни, они бы запомнили эту цифру — в историях всегда пишется возраст. Во-вторых, ни из чего не следует, что это была именно та Зоя Космодемьянская. В-третьих, «подозревали шизофрению» — это не значит, что шизофрения была. А в-четвертых, историю изъяли «сразу после войны», а не «потому, что началась перестройка».
На этом месте мы уже можем с чистой совестью обвинить господина Бильжо во лжи. Никакой истории болезни он, конечно, не видел. Тем более что, когда (и это второй лживый пункт заявления Бильжо) Зоя Космодемьянская стояла на «подиуме» (это художник так эшафот называет), она вовсе не молчала. В этом деле много умолчаний, но в чем жители деревни Петрищево, бывшие при казни, никогда не расходились — так это в том, что Зоя сказала: «Нас двести миллионов! Всех не перевешаете! Вам отомстят за меня».
Есть и еще один факт, господином Бильжо не упомянутый, но существенный. Детское отделение ГПБ №1 имени Кащенко передали ДПБ №6 в 1962 году. Бильжо тогда было 8 лет.
Но, разобравшись с лжецом Бильжо, интересно было бы понять, откуда возник этот миф о психическом заболевании Зои Космодемьянской.
А возник он, очевидно, из слов матери Зои, Любови Космодемьянской, сказанных ею 10 февраля 1942 года (ЦАОДМ, ф.8682, оп.1, д.561, л.56-63. Опубликовано в книге «Москва прифронтовая». стр. 573-574.): «Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г, когда переходила из 8-го в 9-й класс… У нее… было нервное заболевание по той причине, что ее ребята не понимали».
И, конечно, из книги Любови Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре» об этом сказано так:
«Осень 1940 года неожиданно оказалась для нас очень горькой…
Зоя мыла полы. Она окунула тряпку в ведро, нагнулась — и вдруг потеряла сознание. Так, в глубоком обмороке, я и нашла ее, придя с работы домой.
Шура, вошедший в комнату одновременно со мною, кинулся вызывать карету «скорой помощи», которая и увезла Зою в Боткинскую больницу. Там поставили диагноз: менингит».
Зоя Космодемьянская была обычной девочкой-подростком. Быть может, тяжелее других переживавшим взросление. Был ли менингит вызван ее «нервным заболеванием» (из воспоминаний одноклассников следует, что это, скорее всего, был нервный срыв — состояние неприятное, но случающееся однажды со всеми, например, у меня их было три) или это просто случайное совпадение — я не знаю, я не медик. И мы можем допустить, что Любовь Космодемьянская в связи с этим нервным срывом водила дочь на прием к психиатру или невропатологу в ту же больницу имени Кащенко. О чем могла сохраниться запись в карте. Которую потом (допустим!) и изъяли некие люди. Но никаких доказательств этому нет.
Однако известно, что профессор Маргулис, который лечил Зою Космодемьянскую от менингита в Боткинской больнице, а также врачи санатория в Сокольниках, где она потом проходила реабилитацию, не заподозрили у нее никаких психических отклонений.
Диагноз недели с доктором Бильжо: Мединский никакой не историк, а 29-й панфиловец и есть
Андрей Бильжо
художник, карикатурист, психиатр
Ветераны отмечают, что в последнее время «появились так называемые «историки», которые пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, принизить роль великих завоеваний». Накануне также стало известно, что режиссер Андрей Шальопа, снявший фильм «28 панфиловцев», профинансированный Минкультом, получил премию Российского военно-исторического общества «За верность исторической правде».
Мне хочется поздравить Мединского с высокой наградой, он стал 29-м панфиловцем, единственным, кто остался в живых из этой команды, которую возглавлял Панфилов.
В психиатрии есть такое понятие, как «мифотворчество»
Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской.
Мединский, министр культуры, который вручает награды за историческую правду, а на самом деле за мифотворчество, никакой не историк, а вот как раз «29-й панфиловец» и есть.
Ему, на самом деле, глубоко наплевать, и когда он называет мразями тех, кто предает историю нашей великой России, нашей родины, в его глазах я читаю фальшь и вранье. Он пытается пристроиться и уловить общий тренд и, надо сказать, довольно ловко его улавливает и чувствует, как настроено народонаселение нашей страны, как оно хочет гордиться, хотя гордиться последние лет 16 нечем, потому что ничего не создано.
Так вот Мединский мне напоминает такого «целителя» в белом халате, который торгует, прописывает «мелиус» и «кирпичиус», но, к сожалению, в отличие от того псевдодоктора, настаивает на своем и причиняет большой вред людям, вмешиваясь в их представление о мироустройстве.
Теперь про Зою.Я ясно сказал, что ее подвиг остается подвигом, невзирая на то, что она лежала в Кащенко. А это факт. Для меня, как бывшего психиатра, это еще больше, чем подвиг.Болезнь это не недостаток человека.Но это для тех, кто умеет читать. И понимать прочитанное.
Андрей Бильжо — об авторе
Информация
Биография
Родился 26 июня 1953 года в Москве. В 1976 году окончил 2-й Медицинский институт по специальности «врач-психиатр». По окончании института работал научным сотрудником НИИ гигиены, в течение нескольких лет был судовым врачом на разных кораблях, не раз ходил в плавание. Окончил ординатуру, защитил диссертацию по проблемам юношеской шизофрении, став кандидатом медицинских наук. На протяжении десяти лет работал психиатром в Институте психиатрии АМН СССР. Начал печататься как карикатурист в 1975 г., публиковался в газетах «Московский комсомолец», «Литературной газете» и других периодических изданиях.
Особую популярность приобрел, участвуя в телепрограмме канала НТВ Виктора Шендеровича «Итого»,…
Родился 26 июня 1953 года в Москве. В 1976 году окончил 2-й Медицинский институт по специальности «врач-психиатр». По окончании института работал научным сотрудником НИИ гигиены, в течение нескольких лет был судовым врачом на разных кораблях, не раз ходил в плавание. Окончил ординатуру, защитил диссертацию по проблемам юношеской шизофрении, став кандидатом медицинских наук. На протяжении десяти лет работал психиатром в Институте психиатрии АМН СССР. Начал печататься как карикатурист в 1975 г., публиковался в газетах «Московский комсомолец», «Литературной газете» и других периодических изданиях.
Особую популярность приобрел, участвуя в телепрограмме канала НТВ Виктора Шендеровича «Итого», где выступал в качестве врача-мозговеда, рассказывавшего истории из своей работы в «маленькой психиатрической больнице города N».
Автор множества мультфильмов в разное время транслировавшихся на каналах ОРТ, НТВ и ТВ 6. Также работает как художник-иллюстратор. Является лауреатом ряда профессиональных премий. Автор идеи клубов-ресторанов «Петрович» в Москве, Киеве и Праге. В настоящее время работает в газете «Известия», где ведет авторскую рубрику.
Библиография
Зоя Космодемьянская против не прошедших «тест на полицая»
Эхо подвига 80 лет спустя
Хорошо ответил тогда этому карикатуристу корреспондент «Комсомолки» Дмитрий Стешин: «Если бы Андрея Бильжо били несколько часов, потом изнасиловали – много раз, потом поводили голого по морозу и вырвали ногти, он бы «на подиуме», под петлей, впал бы в «кататонический ступор с мутизмом» или держался бодрячком и шутил? Но, скорее всего, до этого бы просто не дошло. Полагаю, было бы рассказано все, о чем упорно молчала Зоя. И нашлось бы для этого множество причин, как находили их для себя те, кто сотрудничал с врагами».
Фашисты повесили Зою 29 ноября 1941 года. 80 лет, минувших с момента подвига Зои, как не бывало. А не прошедших «тест на полицая», вроде психиатра-карикатуриста, всё больше: тех, кто избавился от «химер людоедского советского режима» или родился с нравственной патологией. Для кого за Родину умереть в бою – шизофрения.
И всё же большинство вокруг – смею верить – люди нормальные, на дух не переносящие психологию полицая. Для них Зоя Космодемьянская – героиня. И вспомнят о ней в эти дни с болью и гордостью за то, что были у нашего народа такие дочери.
Да, война – дело неженское. Однако та ярость благородная, которую вызвали в советских людях зверства оккупантов на нашей земле, не позволяла оставаться дома ни седовласому ветерану Первой мировой, ни восемнадцатилетней девчонке. Вчерашняя школьница Зоя пошла в действующую армию добровольцем. После краткого обучения в разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903 Западного фронта 27 ноября она в составе группы из трёх человек вышла на боевое задание в район деревни Петрищево Рузского района Московской области.
«В этой глухой деревушке немцы расположили часть армейской радиоразведки. Она перехватывала наши радиопереговоры, устраивала эфирные помехи. В те дни советское командование планировало мощное контрнаступление. Стало необходимым вывести вражескую станцию из строя, хотя бы на некоторое время. Охраняли надежно. Мы посылали несколько групп – никто задания не выполнил», – вспоминал после войны командир в/ч № 9903 полковник А.К. Спрогис.
Это к репликам «благоразумных» знатоков истории насчет того, что Зою и ее товарищей посылали поджечь конюшню.
Во время выполнения задания разведчики рассредоточились и смогли поджечь несколько строений. Один из них – Василий Клубков – был схвачен немцами. Руководитель группы Борис Крайнев не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и смог благополучно вернуться к своим.
Зоя, хотя и осталась одна, вновь пробралась в Петрищево, чтобы завершить выполнение задания. Однако и немцы, и местные жители уже были настороже. Зоя была замечена пособником оккупантов С.А. Свиридовым и задержана. На допросах, сопровождавшихся жестокими истязаниями, девушка не сказала гитлеровцам ничего, даже скрыла свое настоящее имя, назвавшись «Таней из Москвы».
Утром 29 ноября её, истерзанную, почти обнаженную, босую, повели на казнь. Для Зои нацисты соорудили виселицу, на грудь девушки повесили табличку с надписью: «Поджигатель» и начали фотографировать (эти снимки позднее обнаружили у убитого немецкого офицера). Уже с петлей на шее Космодемьянская крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать!» На нее замахнулся немецкий офицер, ожидая, что она замолчит, но Зоя продолжила: «Товарищи, победа будет за нами. Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете – нас 170 миллионов…» Зная, что наступают последние секунды ее жизни, она еще и подбадривала людей: «Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь. »
«Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…» – услышал корреспондент «Правды» Петр Лидов от потрясенного увиденным свидетеля казни в Петрищеве пожилого крестьянина. 27 января 1942 г. из статьи Лидова «Таня» о подвиге тогда еще неизвестной девушки узнала вся страна.
Петрищево было освобождено в конце января 1942 г. Личность Зои Космодемьянской была идентифицирована. Страна узнала и подлинное имя героини. 13 февраля 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Зое было присвоено звание Героя Советского Союза. На 86-м километре Минского шоссе в 1957 г. ей был установлен памятник.
Зоя стала одним из главных героических образов войны. И это не результат большевистской пропаганды, как пытаются убедить нас критики советского строя. Образы Зои, 28 панфиловцев, Александра Матросова, молодогвардейцев выбрал сам народ, который безошибочным чутьем, отозвался на самопожертвование, на готовность положить душу «за други своя». Пропаганда тоже немало поработала, иначе и быть не могло, но народное сознание и помимо этого формировало пантеон героев и мучеников.
На примере Зои и тысяч таких же «шизофреников», по злобному определению господ Бильжо, а на самом деле героев были воспитаны послевоенные поколения. Потому и рушат эти образы, потому и сеют в незрелых умах сомнения в незыблемости таких понятий, как честь, долг, жертвенность во имя Родины, что надеются сделать психологию власовца и полицая нормой.
Напрасно! Слово «Зоя» и сегодня звучит для нас как пароль.