Кто такой джама джурабаев

Интервью с Джамой Джурабаевым

Уважаемые наши читатели и пользователи RENDER.RU, представляем вашему вниманию интервью с замечательным талантливым 2D художником – Джамой Джурабаевым. В этом интервью Джама расскажет о своем творчестве и достигнутых в нем успехах, опираясь на свой опыт, поделится чему именно важно уделять внимание для совершенствования себя как художника, где черпать вдохновение и что важно не упустить при изучении работ мастеров, которые для многих могут стать учителями, если правильно выбрать подход при изучении их картин.

RENDER.RU: Добрый день, Джамшед! Расскажите немного о себе, в каком возрасте раскрыли в себе художественные способности, и что повлияло на Ваше решение развивать и двигаться в этом направлении?

Джама: Меня зовут Джамшед Джурабаев. Для всех я просто Джама. Родился и вырос в Душанбе (Таджикистан). Да, да. Как может показатся на первый взгляд ничем не примечательной, Богом забытой стране, но об этом позже ). Родился я в семье артистов. Так что моя сознательная жизнь началась в театре. Но вскоре мои родители заметили, что мне очень нравится возиться с конструктором, собирать модели самолетов и т.д. Поэтому на новый год «Дед мороз» всегда дарил мне очередной конструктор и модели, которые я мог часами сидеть и собирать. Наверное, я тогда подумал, что смогу стать инженером. Поэтому поступил и далее стал Aerospace Engineer. В детстве у меня было еще одно увлечение, я вечерами рисовал Терминаторов, одного за другим. Терминатор стоит, терминатор лежит, терминатор против хищника, терминатор против Саддама Хусейна и т.д. Именно этим увлечением я и продолжал заниматься, пока учился в универе. На смену терминаторам пришли самолеты. Я тоннами делал рисунки самых красивых наших самолетов и вертолетов. Су-27, Миг-29, Ка-50 и т.д.
Но вот настал долгожданный момент, я стал инженером, который еще и немного умел рисовать и я понял, что люди с такими навыками долго не выживают. Нужно было выбрать одно. Я выбрал второе, о чем ни разу не пожалел )

RENDER.RU: Связана ли Ваша работа с творчеством?

RENDER.RU: Судя по всему специального художественного образования у Вас нет, но тем не менее Ваши работы поражают техникой исполнения, стилем, атмосферностью. Как удалось достигнуть такого профессионального подхода? Много ли сил и времени ушло на совершенствование и развитие художественного таланта?

Джама: Умение и труд все перетрут. Сил ушло и уходит очень много. Я думаю, рисовать можно учиться бесконечно. Помимо времени, нужна еще и мотивация. Чем выше я поднимаю планку, тем выше я прыгаю. Я очень самокритично отношусь к своим работами и постоянно стараюсь что-то улучшить.

RENDER.RU: На Ваш взгляд, для достижения профессионализма в творчестве художника, что еще важно помимо самокритики и упорства?

RENDER.RU: При выборе сюжетов Вы не ограничиваете себя в тематике работ, но все же, что для Вас наиболее интересно и захватывающе рисовать? Какая тематика ближе всего Вам?

Джама: Однозначно я люблю sci-fi. Предпочитаю реалистичный стиль, люблю пост-еффекты.
Мне нравится делать картинки, которые смотрятся как стоп-кадр из кино. Но я в постоянном поиске чего-то нового. Экспериментирую с программами, методами и жанрами в том числе.

RENDER.RU: Многие работы Вы сопровождаете большим количеством степов. Никогда не задумывались над написанием мейкин офов к своим работам? Учитывая Ваш уровень, очень многим они были бы интересны и полезны.

Джама: С удовольствием подготовлю несколько мейкинг офов в ближайшее время, просто мне очень не хватает свободного времени.

RENDER.RU: Во всех Ваших работах прослеживается необычайное чувство пространства, легкости и «воздуха». Никогда не возникает ощущения перегруженности картины. Поделитесь, за счет чего удается достигнуть этого?

Джама: Моим первым графическим редактором был 3ds max 4. Рендерил я конечно ужасные картинки и все не мог понять, как придать реалистичности своим картинкам. Очень сложно было передать ощущение пространства и воздуха.
Далее я стал просто более наблюдательным. Смотрел за тем, как все это работает в природе и применял в своих работах. Изучал работы мастеров, таких как Yanick Dusseault, Dylan Cole, Feng Zhu и т.д. У них можно многому научится, главное чтобы процесс изучения не переходил в процесс копирования.
Очень важно понять природу, которая стоит за рисунком, а не просто брать и копировать отдельные элементы или композицию.
Все чаще и чаще обращаюсь за помощью к работам художников Ренессанса.

RENDER.RU: Какие именно моменты Вы стараетесь уловить в работах мастеров? Как соблюсти ту грань, где изучение переходит в копирование, чтобы не потерять свой «подчерк и характер» в написании картин?

Джама: Если картина мне нравится, я стараюсь понять, как она сделана. Какая композиция, цвет, настроение? Как передана история?
В данный момент я учусь передавать и смешивать цвет, как это делали Исаак Левитан и другие великие художники. Учиться у них, можно и нужно бесконечно!
Я считаю, что я еще нахожусь в поисках своего «подчерка».
Как соблюсти ту грань, где изучение переходит в копирование? Хмм, даже не знаю, наверное, нужно просто быть с собой честным.
Копировать чужие работы, просто пустая трата времени, к тому же со временем может возникнуть привычка, каждый раз у кого-то что-то подсмотреть.
Изучая же другие работы, можно научиться приемам, которые далее можно будет использовать для реализации своих идей.

RENDER.RU: Как Вы сказали – Вашим первым графическим редактором был 3ds max 4, но по-видимому 3D так и не прижилось в Вашей творческой жизни. Скажите, что лично Вас привлекает в 2D, и чем оттолкнуло 3D направление?

RENDER.RU: В чем Вы находите вдохновение? Что Вас особенно впечатляет и подпитывает воображение?

RENDER.RU: Что повлияло на Ваше увлечение концепт-артом и матте-паинтингом?

RENDER.RU: Что для Вас является в процессе работы самым важным, чему уделяете особое внимание?

Джама: Больше всего внимания я уделяю нужным деталям. Может это прозвучало странно, но, на мой взгляд, в любой работе есть нужные детали и не нужные (второстепенные).
Например, иногда смотришь на некоторые работы, нарисовано все супер, детализация просто завораживает, но у персонажа неправильная анатомия или поза, что в данной работе было нужной деталью, а художник потратил все время на остальное и при этом не уделил этому нужного внимания.
Поэтому даже если это спид паинтинг, я стараюсь уделять внимание ключевым деталям, а уже потом перехожу к остальному.

RENDER.RU: Всегда ли Вы довольны результатом проделанной работы? Возникает ли желание переделать?

Джама: Конечно, я не всегда доволен своими работами. Часто хочется что-то улучшить и переделать. Иногда заходишь в полный тупик, в таких случаях я просто откладываю эту работу и возвращаюсь к ней позже. Или же вообще все удаляю и начинаю все сначала.

RENDER.RU: Присущ ли Вам соревновательный дух? Вы когда-нибудь участвовали в конкурсах?

Джама: Однозначно, да. Я много участвую в конкурсах. Во-первых, это интересно. Можно выслушать критику, да и показать себя. Во-вторых, конкурсы позволяют мне работать над какой-то конкретной темой и когда есть еще и обозначенный дедлайн, то всегда получается работать более эффективно.
Конечно в последнее время, свободного времени все меньше и меньше, но я обязательно найду время для CG-лиги у вас на сайте.

RENDER.RU: Расскажите подробнее о ваших увлечениях, как вы проводите свободное от работы время?

RENDER.RU: Какие напутствия или советы Вы можете дать начинающим художникам?

Источник

Как дизайнер-самоучка из Таджикистана стал создателем персонажей для Marvel, Lucasfilm и Спилберга

Ребенок войны

Вымышленную войну на экране монитора сменила реальная гражданская война в Таджикистане. Вооруженный конфликт между сторонниками центральной власти и оппозиционными группировками начался в августе 1992 года, когда Джурабаеву было 12 лет. «Люди с автоматами, перестрелки и постоянный ужас», — описывает Джама то время.

Люди с автоматами, перестрелки и постоянный ужас

Спустя четыре года обучения в лицее Джурабаев поступил на бюджетное место в Ближневосточный технический университет (METO) в Анкаре. Факультет поначалу выбрал программистский — подтолкнуло давнее увлечение компьютерными играми, но через полтора года заскучал и перевелся на авиационный факультет. В выборе помогло еще одно детское хобби — конструирование моделей самолетов.

Чтобы помочь семье, 18-летний Джама устроился администратором в турецкое интернет-кафе. Платили там немного, но работа помогала экономить на оплате съемной квартиры: Джурабаев переселился прямо в офис. «У меня было штук десять огромных коробок от компьютерных мониторов. Из них я сделал себе кровать. Хозяин не возражал – говорил: «Главное — делай свою работу»», — рассказывает он.

В свободное время Джурабаев играл в игры, а потом открыл для себя Adobe Photoshop. Стал создавать в программе рисунки, экспериментировать с цветокоррекцией, а затем принялся изучать по статьям в интернете процесс создания анимации в Adobe Flash. Именно тогда, по словам Джамы, у него возник интерес к дизайну.

Судьбоносные кастрюли

Кое-как Джурабаев смог дотянуть до окончания университета. Сразу после выпуска у него истек срок действия студенческой визы, и в 2004 году он вернулся в родной Душанбе. Джама уже разбирался в Photoshop, поэтому без труда устроился в небольшую дизайн-студию, название которой уже не помнит, и стал придумывать логотипы, верстать визитки и презентации для клиентов — местных небольших компаний.

Через четыре месяца ему позвонил одноклассник из Турции и предложил присоединиться к команде дизайн-студии в городе Мараш у границы с Сирией. Он согласился, даже не дослушав: экономика родной страны еще не оправилась после войны, поэтому перспектив для себя художник там не видел.

Я помню постоянное безденежье. Казалось, это никогда не закончится

В один прекрасный день в студию обратился производитель нержавеющих кастрюль и тефлоновых сковородок, который заказал фотосессию новой линейки своей продукции. «Шеф ударил с ним по рукам, а после того, как клиент ушел, я спросил: «Ну и как ты собираешься проводить фотосессию, когда в поверхности кастрюль все отражается?». Он похлопал меня по плечу и сказал: «Джама, ты сможешь, я в тебя верю». Мне кажется, это фраза преследует меня уже 15 лет», — смеется дизайнер.

Чтобы оправдать веру в него, Джурабаеву пришлось постараться. Он сначала сфотографировал кастрюли и сковороды, а затем перерисовал их заново без отражения фотоаппарата в Photoshop. «Получилось точь-в-точь как в каком-то немецком журнале, который нам для примера принес заказчик», — вспоминает Джурабаев. Вскоре он получил заказ на фотосессию уже всего каталога из 30 кастрюль и сковородок этого производителя. За два месяца работы с кастрюлями он прокачал навыки рисования в программе и понял, что ему это интересно больше, чем графический дизайн визиток и логотипов. «Но каждый второй подходил ко мне и смеялся: вот ты учился на инженера на авиакосмическом факультете, а сейчас сидишь кастрюли отрисовываешь», — вспоминает Джама.

Дизайнер-самоучка

После кастрюльного заказа Джама все больше времени стал проводить за чтением сайтов для Photoshop-художников. Так он наткнулся на популярный американский форум ConceptArt.org, где впервые увидел концепты–иллюстрации того, как может выглядеть персонаж в фильме или компьютерной игре. На сайте своими работами делился, например, концепт-дизайнер, который придумывал образы персонажей для «Матрицы» и «Звездных войн». «Когда я узнал, что на этом еще и можно зарабатывать деньги, решил, что это именно то, чем я хотел бы заниматься», — описывает свои впечатления Джурабаев.

Два года Джама взахлеб читал подобные форумы и старался повторить то, что на них выкладывали. Как правильно изображать перспективу, свет и тени, какими программами пользуются концепт-дизайнеры – все эти знания Джама собирал на форумах по крупицам. «Я рисовал всякие города, космические корабли. Получалось ужасно, но я не останавливался», — вспоминает он.

К 2007 году рекламное агентство брата Джамы Шера Джурабаева TAG встало на ноги, и он позвал младшего брата создать при нем дизайн-студию Ustodesign, чтобы предлагать клиентам еще и снимать рекламные видеоролики и самим создавать баннеры. Джама согласился и вернулся в Душанбе.

Для меня это письмо было как свет в конце туннеля. Я подумал: «О, наконец-то это случилось, меня заметили!»

Параллельно с работой в Ustodesign Джурабаев продолжал пробовать себя в концепт-дизайне. «Это стало моим хобби. Помню даже, ребята-коллеги уходят в бар, а я остаюсь в студии и рисую на планшете допоздна», — рассказывает Джама. Еще в 2008 году он создал свою тему Jama’s Sketchbook на форуме ConceptArt.org и принялся выкладывать туда сначала срисованные у других концепт-художников, а потом и собственные иллюстрации танков, бойцов в железной броне и с бластерами, космических кораблей и существ из будущего. «К моему удивлению все стали мои работы хвалить. Это стимулировало не опускать руки», — вспоминает дизайнер.

Обучение проходило ежедневно с понедельника по пятницу. Из-за разницы во времени с Америкой он смотрел все онлайн-уроки ночью. «У меня к тому же родился сын от первого брака, поэтому было непросто, но суперполезно. Я, наконец, систематизировал все знания, которые вразброс получал сам», — признается он.

Письма счастья

Весной 2011 году, когда первый год обучения Джамы подходил к концу, ему на почту пришло письмо от Microsoft. «Обычно люди думают, что это спам и даже не открывают такие письма. Так сделал и я, а когда спустя пару дней все же открыл его, то увидел, что это письмо от самого HR-специалиста компании Microsoft», — со смехом вспоминает Джурабаев.

Большинство талантливых художников — интроверты, которые не занимаются самопродвижением. Хорошо рисовать — это еще полдела

В ожидании Джурабаев с командой Ustodesign решил участвовать в конкурсе для концепт-дизайнеров на сайте проекта Cgsociety, который запускает образовательные проекты и профессиональные соревнования. За 3 месяца команда сделала мини-фильм — без особенного сюжета, но с качественной графикой — и подала заявку. «Тогда мы буквально жили в студии. Моя мама даже приносила нам еду в контейнерах», — вспоминает процесс подготовки Джурабаев.

Джурабаев готов был «вылетать хоть завтра», но оформление рабочей визы в Великобританию заняло около месяца. В октябре 2011 он наконец прибыл в Лондон и вышел в рекламное подразделение MPC. «Было очень страшно», — вспоминает свои первые дни работы Джурабаев. Ему казалось, что он, самоучка, не сможет конкурировать с квалифицированными концепт-дизайнерами. «Но на самом деле все оказалось не так сложно, как я себе представлял. Для ролика Sky я рисовал огромный реалистичный задний фон с помощью в Photoshop. В Ustodesign я делал примерно то же самое», — говорит Джама.

Проснуться знаменитым

Работа в MPC открыла Джурабаеву дверь в закрытый мир концепт-дизайнеров, за творчеством которых он раньше следил на форумах. «Мы начали встречаться на всяких общих тусовках, ходить вместе рисовать с натуры. Потихоньку я налаживал контакты, что тоже немаловажно», — рассказывает он.

Нетворкинг и активная публикация своих работ на форумах помогли Джаме Джурабаеву достичь успеха, считает Иван Смирнов, концепт-дизайнер и основатель школы цифрового рисунка Smirnov School, который услышал о Джаме еще в 2008 году от друзей-дизайнеров. « Большинство талантливых художников — интроверты, которые не занимаются самопродвижением и не знакомятся с людьми из индустрии. Хорошо рисовать — это еще полдела. Наем в этой индустрии почти всегда происходит по знакомству: берут того, о ком знают и чье имя на слуху», — объясняет Смирнов. Конкуренция в сфере концепт-арта огромная, но сообщество поддерживает тех, кто активно выкладывает свои работы, развивается и идет на контакт, соглашается с ним Николас Шумахер, главный концепт-художник в компании Insomniac Games.

Спилберг написал фидбек: «Все супер». И моя уверенность в себе взлетела до небес

За два года в Framestore Джурабаев успел поработать с фильмами «Мстители: эра Альтрона», «Мир юрского периода», «Фантастические твари и где они обитают», «Конг: остров черепа», «Геошторм», а также фильмом Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Брифы — описания того, как режиссер видит персонажа — он получал напрямую от Спилберга.

Первым героем фильма «Первому игроку приготовиться», образ которого он придумал, был i-R0k — злодей-робот с черепом на груди. «Я все сделал, и Спилберг написал фидбек: «Все супер». Моя уверенность в себе взлетела до небес», — делится впечатлениями Джурабаев. А вот с главной героиней Art3mis все прошло не так гладко. «Я уже довольный собой сделал ее, отправил Стивену, и тут приходит ответ: «Она некрасивая, мне не нравится». И вся моя уверенность опускается обратно. Мне уже кажется, что Спилберг сейчас в своей студии говорит: «Уберите этого Джаму из Таджикистана с моего проекта, он ничего не умеет», — вспоминает дизайнер.

Чтобы сделать героиню «почеловечней», Джама взял за прообраз свою вторую супругу Полину Забродскую, с которой познакомился в Лондоне. Он сфотографировал ее и в тайне начал на основе фото делать персонажа. Сработало: Спилберг образ одобрил и отправил в продакшн. Фильм вышел спустя три года и, когда пара пошла на премьеру в кинотеатр, Забродская узнала себя в Art3mis. «Блин, этот персонаж чем-то на меня похож!», — со смехом вспоминает ее слова Джама.

Забродская рассказала об этом случае в своем аккаунте в Facebook. На основе этого поста появилась новость в издании «Медуза» с заголовком «Россиянка стала прообразом главной героини фильма «Первому игроку приготовиться». С нее срисовали даже оттопыренные уши!». На следующее утро супруги проснулись знаменитыми: под постом Полины появились сотни комментариев. Следом за «Медузой» о Джурабаеве написал и Артемий Лебедев: «Вот для примера ******** эскизы крутого таджикского концептуального иллюстратора Джамы (Джамшеда) Джурабаева (не понимаю, почему у него так мало подписчиков на ютюбе)», — написал дизайнер. Количество подписчиков Джамы в YouTube и Instagram после этого увеличилось на 5000. Сейчас на его YouTube-канал, в котором он публикует тизеры своих онлайн-курсов на английском, подписаны 11 000 человек, на Instagram — почти 62 000 человек.

Художника в сторону

В 2016 году Джурабаев снова сменил работу — перешел в компанию Industrial Light&Magic (ILM). «Мне предложили зарплату на десять тысяч фунтов выше, да и команда там была сильнее», — поясняет он. «Творчество Джамы давно привлекало наше внимание и мы решили позвать его стать частью нашего арт-департамента. Мы не пожалели: он был очень талантливым сотрудником. До сих пор следим за его карьерой», — рассказал Forbes Грег Грасби, директор по маркетингу и коммуникациям ILM.

Я распечатал письмо Спилберга и отвез папе в Таджикистан. Он теперь показывает его всем, даже электрикам, которые приходят домой что-то чинить

На новом месте Джама работал над главными героями «Аладдина» и динозаврами «Мира юрского периода-2». Процесс придумывания образов занимает от нескольких месяцев до года. Сначала Джурабаев получает устный или письменный бриф: иногда заказчик просто дает сценарий и обозначает момент, который надо изобразить. Около недели уходит на то, чтобы вникнуть в тему. В случае с «Миром юрского периода» Джама, например, вдохновлялся в музее естествознания Лондона, который известен своей коллекцией скелетов динозавров. А в случае с Аладдином пересматривал мультфильм и придумывал, как преобразить Уилла Смита в голубого джинна. Дальше наступал долгий период согласований с заказчиком. «Очень помогало мне то, что я учился на инженера: мог просто убрать в сторону своего внутреннего художника и сконцентрироваться на решении визуальных проблем», — описывает Джурабаев.

Навыки решения проблем в дизайне персонажа или киновселенной сейчас намного важнее конкретных художественных навыков, считает Иван Смирнов: «Многие дизайнеры с художественным образованием мыслят, как творцы, и не всегда готовы примириться с устранением каких-то недостатков, о которых говорит режиссер. Джама как раз наоборот к этому готов. Думаю, поэтому, он и пользуется спросом».

Кумир электриков

Несмотря на то, что режиссером второй части «Мира юрского периода-2» был не Стивен Спилберг, а Хуан Антонио Байона, все герои должны были пройти утверждение Спилберга, которому принадлежит франшиза кинокартины. «Стивен одобрил первого динозавра, в письме было буквально два слова: «Отличный дизайн, давайте его будем дальше в производство запускать», — и подпись «Стивен Спилберг». Я распечатал это письмо и отвез папе в Таджикистан. Он теперь, даже не зная английского, показывает его всем, даже электрикам, которые приходят домой что-то чинить», — смеется Джама.

К 2018 году этот сторонний заработок превысил дизайнерскую зарплату Джамы в ILM, и он решил уйти в свободное плавание. С заказами как к фрилансеру к нему продолжили обращаться крупные кинокомпании. Недавно, например, он работал над игровым телесериалом «Звездные войны: Мандалорец» для Lucasfilm, а сейчас занимается проектами для Netflix и Apple, подробности которых пока держатся в секрете.

График фрилансера позволил Джурабаеву найти время для реализации давних желаний: например, запуска нового онлайн-курса и хобби. «В последнее время я очень увлекаюсь лепкой скульптур. Надо это развивать. Возможно, и из такого что-то вырастет», — интригует дизайнер.

Источник

Художник Джама Джурабаев — о работе со Спилбергом и Гаем Ричи

Кто такой джама джурабаев. Смотреть фото Кто такой джама джурабаев. Смотреть картинку Кто такой джама джурабаев. Картинка про Кто такой джама джурабаев. Фото Кто такой джама джурабаев

— Вы родились в творческой семье. Мама работала в театре художником по свету, отец — танцовщиком балета. Как в целом складывалось ваше детство?

— Я помню, что много часов осознанного детства проводил в кукольном театре. Наблюдал за сценой, за тем, как актеры управляют куклами. Никогда не понимал, как дети, которые смотрели постановку из зрительского зала, на это покупались. Тем не менее мне было интересно, хотя я не большой любитель всего этого. В самые лучшие детские времена хочется гонять во дворе, а мне приходилось проводить время в театре.

У меня никогда не было цели связать свою жизнь с искусством. Мой папа мне всегда говорил: «Не иди в это все». Несмотря на это, меня воспитывали свободно. Никакого давления не было, напротив — родители дали мне карт-бланш на то, что делать дальше. Главные преграды в моей карьере связаны с тем, что я поздно начал. В моем окружении этим никто не занимался, не было школ. Пришлось столкнуться с большим отставанием, но благодаря воспитанию мне удавалось двигаться дальше.

— В 1992 году началась гражданская война в Таджикистане. Что тогда произошло с вами и вашей семьей?

— Мы были затронуты ужасным образом. Сектор искусства, в котором работали мои родители, пострадал еще при развале СССР. Артисты были никому не нужны. Поскольку я был ребенком и уже смутно помню события, то сейчас смотрю видео на тему гражданской войны и пытаюсь восстановить хронологию.

Однажды меня остановили на площади и сказали: «А что это у тебя за стекло? Ты собираешься кого-то там убить». Я говорю: «Ребят, мне 11 лет, кого я буду убивать?» Страшно, когда большое скопление людей, перестрелки. В каждом районе собирались мужчины и делали блокпосты от всех. Было не только противостояние между двумя сторонами, но и мародерство.

Мой брат увлекался восточными единоборствами, фехтованием и сам смастерил себе как бы меч ниндзя. В итоге с ним на защиту местного населения ходил мой отец.

Не знаю, как он собирался им защищаться, но мужики пользовались всеми подручными средствами: у папы меч, у кого-то — молоток. Моя мама очень сильно переживала, потому что ночью стреляли. На этой волне было логичным переехать куда-то. Тогда люди уезжали без плана.

— Как у вас получилось выбраться с территории военных действий?

— В английском языке есть такое выражение — «пуля пролетела над головой». В 1993 году я поступил в турецкий лицей. В школу пришли преподаватели из училища и сказали единственное, что мне нужно было услышать: там будут компьютеры.

Я прихожу вечером домой и говорю маме: «Я поступаю в лицей». Я даже не представлял, что это интернат. Если бы я знал, что самые задорные подростковые годы обмениваю на жизнь там, то не пошел бы никогда в жизни. Но сейчас я вообще не жалею, потому что это было самым правильным решением. На момент конфликта это было, наверное, единственное место, где преподавали, где были уроки, книги. Родители переехали в Узбекистан, где жила моя сводная сестра. Брат остался в Таджикистане.

— В 13-14 лет вы самостоятельно принимаете решение уехать из семьи. Как вы взяли на себя такую ответственность, будучи в юном возрасте?

— Это было неосознанно. Война набирала обороты, родителям было тяжело. Они и так проводили все время с нами. А в лицее мы практически жили — там не было войны.

У нас был компьютерный класс, я там потихоньку начинал какие-то вещи делать и подумал: «Вот это мое, я люблю компьютеры, значит, мне нужно делать что-то с ними дальше в жизни».

Потом я поступил в один из лучших университетов Турции на компьютерного инженера, но после полутора лет учебы понял, что мне это не нравится, так как не хватает терпения. Затем я вспомнил о своей любви к самолетам и перешел на факультет авиакосмических технологий. Но и там был какой-то ад: мне нравилось рисовать самолеты, а факультет на деле оказался очень математическим.

— «Я помню постоянное безденежье. Казалось, это никогда не закончится». Этой фразой вы описываете учебу в институте. Что это было за время?

— Это было ужасно. У меня была стипендия, но ее хватало только на оплату квартиры. Я провалил один курс, и мне пришлось после окончания вуза остаться еще ненадолго в Турции. У меня не было средств для существования, поэтому я устроился в интернет-кафе в одном из злачных районов Анкары. Наигравшись во все эти игры, я начал копаться в Photoshop и сильно им заинтересовался. Узнал, что можно рисовать в компьютере.

— Ваши работы достаточно темные, устрашающие. Может быть, это отражение того, что вы пережили в прошлом?

— У меня есть шутка, которую я обычно использую: «Ребята, шесть лет гражданской войны зря не прошли». Но на самом деле я не думаю, что это отразилось. Психология — очень сложная наука, где-то какие-то вещи резонируют до сих пор, но

я по жизни очень веселый человек, мне просто нравится рисовать страшные, темные картинки. Вот и все.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *