Кто такой генерал губернатор
История России до 1917 года
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР, должность, созданная Учреждением о губерниях (1775). Генерал-губернатора называли государевым наместником; по замыслу Учреждения, он осуществлял верховный, политический надзор, а не активное управление, которое сосредоточивалось в руках губернатора, иначе называемого правителем губернии.
По вступлении на престол в 1797 имп. Павла I должность генерал-губернатора была упразднена и вместе с ней ликвидирована функция местного надзора. В царствование имп. Александра I было сделано несколько попыток воссоздать местный надзор. Предполагалось создать местный надзор посредством перенесения на места высшего политического надзора. В проекте 1816, в проекте М. М. Сперанского (1821), в проектах и деятельности А. Д. Балашова как генерал-губернатора пяти губерний — везде и всегда генерал-губернатор являлся, по выражению Сперанского, установлением государственным, министерством, действующим на месте. Между тем с учреждением в 1802 министерств, сосредоточивших в своем ведении функции политического руководства и надзора, должность генерал-губернатора в указанном своем значении не могла не оказаться невозможной, ибо поручение одной и той же функции двум не зависящим друг от друга органам было не только излишне, но и вредно.
Вскоре по вступлении на престол имп. Николая I 6 дек. 1826 при Государственном Совете был образован комитет, занявшийся рассмотрением проекта Балашова и других проектов, относящихся к преобразованию губернских и уездных учреждений. На заседании 4 мая 1827 деятельность и проект Балашова после подробного рассмотрения были окончательно отклонены комитетом, а вместе с ними отклонена и сама идея генерал-губернаторской должности как повсеместного учреждения империи. По мнению комитета, твердость, единство и сила управления зависели от совершенства установлений, от продуманного выбора лиц, а не от безграничной власти. Местный надзор генерал-губернатора, не отделенный от управления, не давал бы правительству гарантий, что течение дел в губерниях и благосостояние народа соответствуют его благим намерениям. Ввиду этих соображений комитет пришел к заключению, что генерал-губернаторы должны быть сохранены только в обеих столицах и пограничных губерниях, и это заключение было Высочайше утверждено.
В к. XIX — н. XX в. генерал-губернаторская должность носила чрезвычайный характер. Генерал-губернаторы назначались лишь в те местности, которые, с точки зрения внутренней или международной политики, находились на особом положении или имели особую важность. В России, не считая Финляндии, было 8 генерал-губернаторств: Московское, Киевское, Виленское, Варшавское, Иркутское, Приамурское, Туркестанское и Степное генерал-губернаторство. Временно указом от 5 апр. 1879 учреждены были позже упраздненные генерал-губернаторства в С.-Петербурге, Харькове и Одессе. Компетенция генерал-губернатора определялась инструкцией.
Инструкция подчеркивала политический характер генерал-губернаторской должности. Генерал-губернатор являлся представителем верховной власти на местах. Он назначался по особому личному к нему доверию императора; в случае болезни или отлучки он не мог ни наделить своей властью кого-либо, ни препоручить свою должность другому без особого на то Высочайшего повеления. Генерал-губернаторы были блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства и точного исполнения законов и распоряжений высшего управления по всем частям управления; они ревизовали непрестанно все действия мест и лиц, им подведомственных, для предупреждения и прекращения нарушений законов, всего противного безопасности и общей пользе или же несообразного с видами правительства, известными ему как лицу, «полным доверием государя императора облеченному».
Как представитель верховной власти, генерал-губернатор пользовался правом непосредственного обращения к государю и непосредственного получения от него окончательных повелений; никакая новая мера или особое распоряжение, касающиеся благоустройства, общей пользы и казенного интереса в крае, не предпринимались иначе как по «предварительному истребованию соображений и заключения генерал-губернатора».
Определяя компетенцию генерал-губернаторской должности, закон выдвигал на первый план функцию надзора. Меры активного управления принимались генерал-губернатором непосредственно только в исключительных и чрезвычайных случаях. Так, напр., весьма значительные полномочия предоставлялись генерал-губернатору по Положению об усиленной и чрезвычайной охране от 14 авг. 1881. При нормальных условиях генерал-губернатор воздействовал на всевозможные органы местного управления скорее мерами нравственного наставления, нежели юридического принуждения. Так, генерал-губернатор «наблюдал, чтобы юношество получало воспитание в правилах чистой веры, доброй нравственности и в чувствах преданности престолу и отечеству, чтобы молодые дворяне не находились во вредной праздности, но посвящали себя службе государственной, чтобы каждый во всех сословиях снискивал себе пропитание трудом честным и полезным». Имея в виду, что дворянство есть первое сословие в государстве, генерал-губернатор наблюдал, чтобы дворяне вели жизнь, приличную их происхождению, и служили примером прочим сословиям. Он преследовал всеми зависящими от него способами излишнюю роскошь, расточительность, беспутство и мотовство; устранял всякий повод к ложным понятиям, превратным толкованиям и гибельному лжемудрствованию; преследовал ябедничество и вредные действия монополистов и т. п.
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР
В XXI веке высшее должностное лицо в некоторых странах Содружества, имеющих монархическую форму правления (Австралия, Канада, Ямайка и др.). Главой государства в таких странах считается британский монарх, который юридически назначает генерал-губернатора своим представителем в той или иной стране. Фактически кандидатура генерал-губернатора подбирается правительством страны (обычно с обсуждением этого вопроса в её парламенте) и представляется на утверждение монарха в Великобританию.
Генерал-губернатор не обладает существенными полномочиями (или юридически обладает, но не вправе использовать их): он назначает правительство страны (в действительности его формирует партия, одержавшая победу на выборах в нижнюю палату парламента, а генерал-губернатор лишь подписывает соответствующий документ о назначении), может возражать против закона, принятого парламентом (последние случаи применения права вето имели место более полувека назад), формально считается главнокомандующим вооруженными силами; в крупных федеративных государствах (Австралия, Канада) генерал-губернатор назначает в субъекты федераций (штаты, провинции) лейтенант-губернаторов, которые также не обладают существенными полномочиями.
Генерал-губернаторы подчинялись правители наместничеств (губернаторы) на вверенной ему территории. В пограничных местностях обеспечивал безопасность границ, ему подчинялись коменданты и гарнизоны крепостей, армейские полки и полиция; под его надзором находились и сословные органы. При генерал-губернаторе создавались наместнические правления (или канцелярии генерал-губернатора). После указа императора Павла I «О новом разделении государства на губернии» от 12(23).12.1796 года в результате увольнения генерал-губернаторов и последующего незамещения вакантных должностей институт генерал-губернаторства был фактически ликвидирован. В некоторых регионах должность генерал-губернатора была заменена должностью «военного губернатора и начальствующего по гражданской части».
В правление императора Александра I должности генерал-губернатора в ряде регионов восстановлены (некоторые сохранили название «военных губернаторов»). С 1808 года должность генерал-губернаторов существовала в Великом княжестве Финляндском. Предпринимались неоднократные попытки реформирования системы должностей генерал-губернатора. В частности, проект 1816 года предусматривал разделение страны на 12 округов во главе с генерал-губернаторами. Постепенно он начал реализовываться, однако после смерти Александра I на заседании 04(16).05.1827 года «Комитета 6 декабря 1826 года» повсеместное существование должностей генерал-губернатора признано нецелесообразным.
Высочайше утверждённая 29.05(10.06).1853 года «Общая инструкция генерал-губернаторам» подтверждала, что они отвечали за благосостояние и государственную безопасность, точное исполнение законов и распоряжений правительства. Генерал-губернаторы осуществляли высший надзор и постоянную ревизию подведомственных им учреждений, контролировали состояние здравоохранения и обеспечение населения продовольствием, деятельность судов, определяли личный состав местных учреждений. Были обязаны применять чрезвычайные меры в случае волнений и неповиновения властям, а также в случае неурожаев, эпидемий и пр. В 1874 году введена должность Варшавскогогенерал-губернатора. По закону от 13(25).07.1876 года генерал-губернаторы получили право издавать обязательные постановления по охранению «безопасности и спокойствия», отменять распоряжения губернаторов. В 1879 году были введены должности временных генерал-губернаторов (в Санкт-Петербурге, Одессе, Харькове), вскоре ликвидированные.
После ликвидации Кавказского наместничества (1881 год) на Кавказе до 1905 года существовала должность Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, фактически аналогичная должности генерал-губернатора. В ходе Революции 1905-1907 годов в ряде регионов (Санкт-Петербург, Прибалтика, Харьков) вновь вводилась должность временных генерал-губернаторов для прекращения беспорядков. В Первую мировую войну генерал-губернаторы возглавляли генерал-губернаторства, образованные на занятой российскими войсками территории (Галиция и Буковина, Турецкая Армения). После Февральской революции 1917 года постановлениями Временного правительства должности генерал-губернаторов ликвидированы.
Значение слова «генерал-губернатор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Нидерланды также назначают генерал-губернаторов для заморских территорий, например для Арубы и Антилл.
Титул использовался в Императорской России. В 1703—1917 годах являлся высшей должностью местной администрации; обладал гражданской и военной властью, с 1775 года возглавлял генерал-губернаторство.
ГЕНЕРА’Л-ГУБЕРНА’ТОР, генера́л-губерна́тора, м. Начальник края с высшей военно-административной властью в дореволюц. России.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
генера̀л-губерна́тор
1. истор. в России в 1703—1917 годах : начальник одной или нескольких губерний, обладающий высшей военно-административной властью
2. полит. в странах британского Содружества : назначенный представитель главы государства или правительства для управления некоторой территорией, обычно в колониальном контексте
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мозговать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Генерал-губернатор
Нидерланды также назначают генерал-губернаторов для заморских территорий, например для Арубы и Антилл.
Титул использовался в Императорской России. В 1703—1917 годах являлся высшей должностью местной администрации; обладал гражданской и военной властью, с 1775 года возглавлял генерал-губернаторство.
Содержание
Использование в Содружестве наций
Сейчас титул Генерал-губернатор используется для стран, у которых королева Елизавета II — глава государства, или суверен, исключая Соединённое королевство.
Термин произошёл от британских колоний, ставших самоуправляемыми доминионами Британской империи; (например, Австралия, Канада и Новая Зеландия). С отделением Новой Зеландии, каждая из этих колоний имела свои части, которыми правил губернатор, и поэтому представителям королевы в «доминионе» давался более высокий титул генерал-губернатора. Новая Зеландия получила статус доминиона в 1907 году, но поскольку она не являлась федеральным государством, не было необходимости изменять титул губернатора. Наконец, 28 июня 1917 года Артур Фолджемб, 2-й граф Ливерпуль был назначен первым генерал-губернатором Новой Зеландии. Наоборот, Ньюфаундленд был доминионом 16 лет, но представитель Короны носил титул губернатора.
Власть
Генерал-губернатор может использовать почти любую власть («reserve power»), которую имеет королева. Кроме редких случаев, он действует в согласии с конституционным соглашением и по совету премьер-министра. Это проявилось в 1975 году, когда генерал-губернатор Австралии сэр Джон Керр отправил в отставку премьер-министра Гофа Уитлэма.
Назначения
До 1920 года генерал-губернаторы были британцами, назначенными по совету британского правительства и представляли британское правительство в каждом доминионе. Генерал-губернатор мог быть проинструктирован Министерством Колоний на предмет его функций и обязанностей, как например использование или выдача королевского согласия на законопроект. В 1931 году в результате обсуждения Конференции Содружества 1926 года и принятой на нём Декларации Бальфура, был принят Вестминстерский статут 1931 года и это полномочие было отменено. Генерал-губернатор стал только представителем Суверена, и отношения с Соединённым королевством передано в руки высокого комиссара в каждой стране.
Также в 1929 году австралийский премьер-министр Джеймс Скаллин установил право премьера доминиона прямо советовать монарху о назначении генерал-губернатора, настаивая, что его выбор выше рекомендаций британского правительства.
Первым генерал-губернатором Индии стал Луис Маунтбеттен, который стал последним вице-королём; второй и последний был Чакравартхи Раджагопалачари; после того, как в 1950 году была провозглашена республика, генерал-губернатор сменился президентом, не имеющим исполнительной власти согласно конституции.
Сейчас генерал-губернатор есть в следующих странах:
Королевство Содружества | С | |
---|---|---|
Канада | 1867 | Веб-сайт |
Австралия | 1901 | Веб-сайт |
Новая Зеландия | 1917 | Веб-сайт |
Ямайка | 1962 | |
Барбадос | 1966 | Веб-сайт |
Багамы | 1973 | Веб-сайт |
Гренада | 1974 | |
Папуа — Новая Гвинея | 1975 | |
Соломоновы Острова | 1978 | |
Тувалу | 1978 | |
Санта-Лючия | 1979 | Веб-сайт |
Сан-Винсент и Гренадины | 1979 | |
Антигуа и Барбуда | 1981 | |
Белиз | 1981 | |
Сент Китс и Невис | 1983 |
Генерал-губернатор обычно лицо с отличным послужным списком. Часто это политик в отставке, судья или военный командир; некоторые страны назначали видные фигуры из спорта, науки, духовников, филантропов или журналистов новостей. Генерал-губернатор формально назначается королевой, по запросу премьер-министра нуждающейся страны. Папуа — Новая Гвинея и Соломоновы Острова выбирают генерал-губернаторов парламентом.
Прочие примеры использования в Европе
Восточные эквиваленты
Российская империя
В Российской империи так называлось должностное лицо, которому вверялось главное заведование одной или несколькими губерниями. Понятие возникло в связи с Указом Петра I от 18 декабря 1708 года о разделении России на 8 губерний: Пётр I назначил генерал-губернаторами в Ингерманландскую (переименованную в 1710 году в Санкт-Петербургскую) и Азовскую губернии светлейшего князя А. Д. Меншикова и генерал-адмирала Ф. М. Апраксина. Назначенные им руководители остальных 6 губерний именовались в царском указе как «губернаторы». Первоначально генерал-губернатор и губернатор ничем не отличались; титул носил лишь почётный характер. Первый генерал-губернатор Москвы был назначен в 1730 году. Впоследствии так назывались руководители наместничеств и генерал-губернаторств.
На рубеже XIX—XX вв. сложилась система, по которой принципиальное отличие генерал-губернатора от губернатора состояло в том, что первый подчинялся напрямую императору, а второй был чиновником МВД. Соответственно, у генерал-губернатора было намного больше полномочий. В конце XIX века в империи имелись следующие генерал-губернаторства:
Власть
В 1853 году была издана общая инструкция генерал-губернаторам, по которой генерал-губернатор являлся блюстителем неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства и точного исполнения законов и распоряжений высшего правительства по всем частям управления во вверенном ему крае. Он преследует всеми зависящими от него средствами излишнюю роскошь, расточительность, беспутство, мотовство. При чрезвычайных бедствиях народных он вникает со всей подробностью в нужды пострадавших для немедленного облегчения их положения. Он наблюдает, чтобы дворяне вели жизнь приличную их происхождению и служили примером прочим сословиям; чтобы юношество получало воспитание в правилах чистой веры, доброй нравственности и в чувствах преданности к престолу и отечеству; чтобы молодые дворяне не находились во вредной праздности; чтобы каждый во всех сословиях снискивал себе пропитание трудом честным и полезным. Он пользуется всяким случаем для указания истинных и прямых способов к развитию и улучшению сельского хозяйства; он не оставляет без внимания фабричную, заводскую и ремесленную промышленность, направляя её к предметам необходимых нужд и потребностей и к выгодам как производителей, так и потребителей. Он прилагает попечение к правильной разработке и пользованию естественными богатствами природы, без напрасного и несвоевременного их истощения. Он должен поощрять все частные общеполезные предприятия торговые и промышленные; вредные во всех отношениях для государства действия монополистов преследуются им со всей строгостью.
Все эти правила и другие, им аналогичные, имели, скорее характер наставления, чем обязательного предписания.
Начальник губернии (то есть губернатор) и все прочие места и лица, составляющие губернское управление, исполняют все законные требования, предложения и предписания генерал-губернатора. В местностях, в которых введены в действие судебные уставы императора Александра II, в делах судебных генерал-губернатор участия не принимает; в остальных же местностях по всем делам, подлежащим рассмотрению и решению судебных мест прежнего устройства, он руководствуется правилом, что он не судья, но только блюститель правосудия и установленного порядка. Посему он не вмешивается в обсуждение дела, когда по закону к тому не уполномочен.
Никакая новая мера или особое распоряжение, относящееся до благоустройства, общей пользы и казенного интереса в крае, не предпринимается иначе, как по предварительном истребовании соображений и заключений генерал-губернатора. Распоряжения министров и главноуправляющих по всем вообще предметам губернского управления передаются к исполнению в губернии не иначе, как через генерал-губернатора. Имея право представлять непосредственно на высочайшее усмотрение о всем, что признает нужным и необходимым, генерал-губернатор обязан пользоваться этим правом с должной осмотрительностью, делая представления только о делах особенной важности и в чрезвычайных случаях. Генерал-губернаторы определяются по непосредственному избранию и особому личному к ним доверию его императорского величества.
По высочайше утвержденному положению комитета министров от 25 (13) июля 1876 года (№ 56203), генерал-губернаторы получили право издавать обязательные постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности. Они имели право изменять и отменять подобные постановления, изданные подчиненными им губернаторами.
Высочайший указ 5 апреля 1879 года, учреждая несколько должностей временных генерал-губернаторов (в Петербурге, Харькове, Одессе), предоставил как им, так и постоянным генерал-губернаторам обширные чрезвычайные права, точнее определенные законом 14 августа 1881 года. На основании этого закона в местностях, подведомственных генерал-губернаторам, последним с утверждения министра внутренних дел принадлежит право первоначального объявления какой-либо местности в положении усиленной охраны, после чего генерал-губернаторам предоставляется воспрещать всякие народные общественные и даже частные собрания; делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений; воспрещать отдельным личностям пребывание в данной местности; передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных; требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение которых может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка; требовать рассмотрения дел о государственных преступлениях в том же порядке или с особыми, сверх того, ограничениями. Утверждение всех приговоров военного суда принадлежит генерал-губернатору. Все означенные правила сохраняют свою силу и в том случае, когда местности, вверенные генерал-губернатору, будут объявлены особым высочайше утвержденным положением комитета министров на положении чрезвычайной охраны.
По закону 18 июня 1892 года при объявлении какой-либо губернии, области, уезда, округа или отдельных населенных мест, входящих в районы театра военных действий и имеющих особо важное значение для интересов государственных или специально военных, состоящими на военном положении высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия переходит к главнокомандующему и командующим армиями. В районе действий армии командующему ею подчиняется местный генерал-губернатор или лицо, которому присваиваются права последнего. В местностях, состоящих на военном положении, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на местного генерал-губернатора (или главноначальствующего), который имеет право: издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности; устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие штрафа до трех тысяч рублей или заключения в тюрьме или крепости до трех месяцев; передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о всяких преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных; исключать из общей подсудности целые категории дел об известного рода преступлениях и проступках; окончательно утверждать приговоры военных судов по вышеозначенным делам. Равным образом генерал-губернатор имеет право воспрещать всякие собрания; закрывать всякие вообще торговые и промышленные заведения; закрывать и приостанавливать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений; закрывать учебные заведения на срок до одного месяца; приостанавливать периодические издания на все время объявленного военного положения; воспрещать отдельным лицам пребывание в местностях, объявленных на военном положении; высылать из этих мест отдельных лиц во внутренние губернии с учреждением над ними полицейского надзора; налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них, когда путем распоряжения такими имуществами или доходами владельцем достигаются преступные цели; устранять от должности на время объявленного военного положения чиновников всех ведомств, не занимающих должностей первых трех классов, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях.
До 1892 года ответственность генерал-губернатора точно была определена только для Сибири (Свод законов Российской империи, т. II, ст. 428—434, Учр. Сиб.). 9 марта 1892 года постановлено распространить на генерал-губернаторов правила об ответственности членов Государственного совета и министров, высочайше утвержденные 15 февраля 1889 года.