Кто такой генри миллер

Генри Миллер

Биография

Американский писатель, снискавший славу скандального повествователя эротических сцен и автобиографичных пороков. Проблема биографии Генри Миллера – это хитросплетение цепочки романтических отношений и влюбленностей писателя, нашедших отражение и в творчестве.

Детство и юность

В семье немецких эмигрантов Миллеров в Нью-Йорке 26 декабря 1891 года родился сын, которого супруги назвали, как и отца, Генри. Вскоре после этого семья переехала в Бруклин, и мальчик рос на колоритных улицах, наполненных разношерстным народом.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерПисатель Генри Миллер

Глава семьи владел ателье по пошиву мужской одежды, и в средствах Миллеры не нуждались. Кроме Генри, у супругов родилась младшая дочь Лоретта, страдающая слабоумием. После смерти родителей повзрослевший старший брат заботился о больной остаток жизни.

С детства будущий писатель обладал талантом притягивать к себе людей и заводить с дружбу с самыми разными личностями. Общительный, открытый и обаятельный – неизменно становился душой компании. Блестящий прозаик в будущем, мальчик уже в детстве слыл искусным рассказчиком.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер с родителями и сестрой

Окончив среднюю школу, в 1990 году юноша поступил в Нью-Йоркский муниципальный колледж. Обучение длилось всего пару месяцев. Не восприняв методов преподавания, Миллер бросил гранит науки. Не нашел он призвания и в продолжении швейного дела отца.

А вскоре юный искатель приключений уехал в Нью-Йорк, где устроился на первое место работы в «Атлас Портлэнд Симэнт Компани». А еще пылкий юноша влюбился в женщину, старше его на 15 лет. Позже писатель признается, что разница в возрасте угнетала. Вскоре неукротимый молодой человек сбежал от возлюбленной в Калифорнию, где работал разнорабочим цитрусовых плантаций.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер

Этот период станет для Генри временем поиска самого себя и жизненного призвания. Список мест работы и должностей, на которых он пробовал силы, получился очень внушительным и разносторонним – от спортивного инструктора до могильщика.

После лекции Эммы Гольдман, которую Генри посетил в Калифорнии, юноше открывается новый мир философии Кропоткина и Ницше. Постепенно метания приводят Миллера к тому, что в возрасте 25 лет молодой человек решает стать писателем, не имея на тот момент никакого опыта в литературе.

Литература

Произведения автора стали скандальным новаторством в литературе послевоенного периода. Книги писателя десятки лет находились под запретом, цензура лютовала в судебных тяжбах. Прозаики не рисковали так откровенно и без прикрас рассказывать о любви, плотских наслаждениях и поисках себя. Критики видели в романах Миллера только чернуху и распущенность.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерПисатель Генри Миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерКниги Генри Миллера

Его мечтой стало написание книги. Животные инстинкты уживаются в герое со стремлением к прекрасному и духовному. Продолжение и развитие идея героя, совмещающего несовместимые черты, находит в «Тропике Козерога».

Последняя часть трилогии несколько отличается от шокирующих и эпатажных предшественниц. Это роман об одиночестве и о тщетных попытках вырваться из него. Сюжет наполнен печалью и философскими размышлениями автора.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер

Однако самым скандальным произведением Миллера называют роман «Под крышами Парижа». С иронией автор описывает ночную жизнь столицы Франции 30-х годов, со всеми подробностями свободы любви в ритме свинга. Книга названа Норманом Мейлером лучшим эротическим романом.

На закате жизни Миллер оставляет писательскую карьеру и отдает себя живописи. Работы американского бунтаря выполнены исключительно акварелью и стоят тысячи долларов. При жизни создатель полотен не продавал, а только дарил всем желающим.

Личная жизнь

Влюбчивый, пылкий, необузданный – неудивительно, что романы, в основе сюжета которых жизненный опыт писателя, выходили такими яркими. Насыщенная история отношений Миллера с женщинами наполнила красками описание любви и страсти героев романов.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер и его вторая жена Джун Эдит Смит

В 1924 году Миллер знакомится с Джун Эдит Смит, которая стала не просто второй женой, но и женщиной, полностью изменившей мир Генри и оставшейся музой на всю его жизнь. Именно Джун настояла на том, что супруг обязан оставить ежедневную работу и посвятить себя творчеству. Бремя по зарабатыванию денег легло на ее хрупкие плечи. Впрочем, в финансах Миллер никогда не был силен.

Джун оставалась ярой сторонницей свободных отношений. В 1926 году у нее начался бурный роман с Джин Кронски, которая поселилась совместно с супругами. Генри яростно ревновал и не переносил любовницу своей музы, но был вынужден терпеть ее присутствие. Позже богатый поклонник жены финансирует издательство книг Миллера, полагая, что автором произведений является Джун.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер и Анаис Нин

В 1930 году Джун отправляет супруга в Париж, считая, что там идеальное место для развития творчества, а Америка душит талант автора. Первое время писатель тоскует по своей Джун, а потом в его жизни появляется загадочная Анаис Нин. Необычная, неземная женщина очаровала писателя. Анаис производила на мужчин чарующее влияние – ее интуиция, интеллект и колдовское обаяние не оставляли равнодушными.

Но Миллер никогда не забывал Джун. Он даже познакомил двух женщин, когда Смит навещала его в Париже. От этой встречи стоило ожидать многого, но только не того, что произошло в действительности. Джун очаровала Анаис, практически соблазнила ее, но до близости дело так и не дошло. Об этом откровенно писала сама Нин в дневнике, получившем мировую известность. В 1934 году Джун сама попросила супруга о разводе, но навсегда осталась в его сердце. Судьба развела Генри и с Анаис. Будучи замужней дамой, женщина покинула Париж.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер и его третья жена Джанина Лепска

После войны не представляющий себя без любви Генри женился на молодой женщине Джанине Лепске, подарившей супругу двоих детей. Позже супруга покинет мужа, оставив его с детьми. Кстати, Миллер окажется любящим и заботливым отцом, готовым посвятить всего себя детям.

Следующей женой стала поклонница таланта писателя Ева Маклур. Генри не смущала разница в возрасте почти в тридцать лет. Собираясь на кинофестиваль в Каннах, писатель поинтересовался разрешением жены взять с собой другую женщину. Та не высказалась против, но подала на развод.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер и его жена Ева Маклур

Последней дамой сердца и супругой писателя стала японка Хоки Токуда. Миллер увидел певицу в Беверли-Хиллз, когда той не исполнилось и 30 лет. Генри приходил на каждое выступление, с упорством предлагая руку и сердце. А Хоки также упорно отказывала. Но в конечном итоге Миллер сломил сопротивление юной возлюбленной.

Брак продолжался 11 лет. Как делилась с прессой Хоки, отношения оставались платоническими, но дарили супругам нечто большее – понимание, доверие и поддержку. Девушка не знакомилась с творчеством знаменитого мужа. По признанию японки, она не открыла ни одного романа Генри. Страстью пары стал пинг-понг.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер и Бренда Венус

Последней избранницей любвеобильного прозаика осталась юная Бренда Венус. Девушка считалась начинающей актрисой. Не попав на семинар Миллера, Бренда отправила лектору письмо, приложив фотографии. Ценитель женской красоты тут же ответил девушке, и завязался роман. По сути отношения ограничивались перепиской и носили платонический характер. 1500 писем, отправленные Миллером последней возлюбленной, позже опубликованы.

Смерть

Генри Миллер прожил полную женщин, страсти и любви жизнь.

На закате лет писатель встретился с Анаис Нин. В 1976 году к умирающей женщине в палату въехал на инвалидном кресле друг и любимый страстной юности. Нин благодарила Генри за визит, но тот печально ответил, что он не посетитель, а пациент. В 1977 году Нин не стало.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерГенри Миллер в последние годы

А 7 июня 1980 года в возрасте 88 лет пылкий писатель-антиморалист поколения тихо угас в Пасифик Палисейдс в Калифорнии.

Произведения писателя по сей день продолжают издаваться по всему миру, выходят экранизации произведений с участием звезд кино.

Источник

Генри Миллер. Гениальный классик литературы или дерзкий апостол аморализма? Часть 1

«Единственное, чего нам недодают, — это любовь. Единственное, чего мы недодаем, — это любовь». (Генри Миллер)

Скандальная репутация Миллера, сплетни и сенсации, источниками которых нередко становились друзья писателя, газетные вымыслы, обвинения в бездушном эгоцентризме — за 90, без малого, лет жизни Генри предостаточно наслушался мифов о себе. Иные льстили его самолюбию, иные смешили, но мало кто знал истинную суть его натуры. А натура была столь сложна и противоречива, что подчас ставила в тупик его самого: «Мы не представляем собой единую личность, не подвергаемся эволюции по возрастающей. Это зигзагообразный процесс…»

Чего больше в его прозе — пристального вглядывания в себя или во внешний мир, в котором сливаются настоящее, прошлое и будущее; переплетается культура былых времен и нынешняя цивилизация?

Его романы пронизаны отчаянным поиском, болью непризнанности, самоотречением и глухим бешенством. Его не покидало ощущение собственного культурного изгойства, которое принимало в его произведениях облик катастрофы и ледяной печали. Это состояние похоже на отравление, когда внутри неуютно, угнетающий хаос скапливается вокруг и вязкая дурнота обволакивает круглыми сутками с перерывами на сон, работу и вечный поиск денег. Итак…

Генри Валентин Миллер. Родился 26 декабря 1891 года в Бруклине в семье немецких переселенцев, не имеющих ни малейшего отношения к искусству. Кроме него, в семье была младшая умственно отсталая девочка.

Окончив школу, Генри поступил в городской университет Нью-Йорка, но через несколько месяцев был исключен. Причиной послужило несогласие с методами преподавания.

Он всегда мечтал стать писателем, но прежде перепробовал уйму профессий: кондуктор, мусорщик, страховой агент, продавец, курьер.

В Нью-Йорке Генри познакомился с женщиной на пятнадцать лет старше. Это был его первый опыт совместный жизни. Но он осознает, что она намного старше, и от этого мучается. В конце концов, он сбегает в Калифорнию, где работает на фруктовых плантациях. В Калифорнии Миллер случайно, по пути в бордель, увидел афиши, гласящие, что Эмма Гольдман читает лекции о Кропоткине, Достоевском, Ницше. О последнем Генри напишет свое первое (неопубликованное) эссе.

Конечно, он не мог пропустить эти лекции. После нескольких посещений Генри решает, что жизнь ковбоя не для него. Ведь будучи рабочим на плантациях, он решил стать ковбоем. В общем, Миллер возвращается в Нью-Йорк и работает в мастерской отца, но быть закройщиком явно не входит в его планы. Вместо этого он часами беседует о литературе с наемным портным евреем-иммигрантом.

Отец же пил и часто приглашал сына в собутыльники, но в то время Генри был противником всякой выпивки. Безусловно, дела шли неважно и вскоре ателье развалилось.

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллерКстати, мать Миллера всегда стыдилась того, что ее сын писатель, она мечтала, чтобы он стал портным и возглавил ателье. Даже самые ранние воспоминания Генри о матери, были связаны с отрицательными эмоциями: «Она ни разу меня не поцеловала, ни разу не обняла, — с горечью вспоминал он. — Я не чувствовал с ее стороны тепла. Большей частью она брюзжала». Ему очень не хватало её любви. Они не сблизились и когда он вырос, и даже тогда, когда она тяжело заболела: «…на смертном ложе она оставалась непреклонным деспотом, диктующим, что я должен делать…» Отец же всегда верил в сына. Хотя и не прочел ни одной сочиненной им строчки.

В 1917 году двадцатипятилетний Миллер женился на Беатрис Уикенз. У них родилась дочка Барбара. Беатрис давала уроки музыки, Генри подрабатывал, где только мог. Необходимость содержать семью вынудила двадцативосьмилетнего Миллера отправиться на поиски постоянной работы. После долгих поисков он буквально выбивает себе место администратора по найму в компании «Вестерн Юнион», но администратором он только числится, а работает курьером. Там он, по его словам, «промучился» четыре с половиной года, до осени 1924-го.

В конце этого года Генри влюбился в Джун Эдит Смит; жена подала на развод. А Джун позже стала его второй женой и музой. Впоследствии он обессмертит ее в образе Моны в трилогии «Роза распятия». Живя с ней, он бросит работу.

Джун говорила: «Начни писать, брось ты эту работу». Благодаря ей, Миллер принял окончательное решение стать писателем. Он сказал: «Я собираюсь стать писателем, при этом или выживу, или умру». Жена поддерживала и верила в него, она старалась любыми средствами помочь мужу: везде, где только можно, она продавала его рассказы и стихи, которые он сам печатал, торговала сладостями. Время, которое они провели вместе, было счастливым для обоих. Они были частыми посетителями чайных, где велись дискуссии о психоанализе, о сексуальной свободе, о гомосексуализме.

В 1926 году у Джун начинается роман с Джин Кронски, известной в богемных кругах под именем Мары. Мара даже поселилась у Миллеров. Генри с трудом переносил происходившее. В итоге Мара и Джун тайком уезжают в Париж. Оставшись один, Генри начал писать картины. В Нью-Йорк Джун вернулась одна.

Джун была дивно красивой женщиной, и всегда находились мужчины, готовые выполнить любое ее желание. Так у неё появился богатый поклонник, согласившийся финансировать книги Миллера, которые Джун выдала за свои. Генри пишет свою первую книгу «Молох». На заработанные деньги они уезжают в Квебек и Монреаль.

Впервые Миллер побывал в Париже с Джун в 1928 году. По возвращении в Нью-Йорк в 1929 году он начинает писать роман «Одуревший петух» и по настоянию Джун отправляется заканчивать его в Париже. В 1930 Генри приехал туда один. Ах, Париж — город искателей, новаторов и художников.

В то время Генри жил в постоянном ожидании денег от Джун, которая находилась в Нью-Йорке. Но однажды заработкам Джун пришел конец, и для Миллера наступили тяжелые дни. Конечно, он мог найти какую нибудь скромную службу, ничего не писать и тихо ждать смерти. Однако для настоящих художников такая жизнь невыносима.

Вот в таких условиях, среди нищеты и страдания Миллер открывал для себя Париж. Целый год он скитался по старым и новым знакомым, поскольку не мог позволить себе жить в гостинице. Голодный и нищий, каждый день он описывал все, что с ним происходило, в письмах другу художнику Эмилю Шнеллоку. Многие письма потом послужили материалом для знаменитого «Тропика рака».

Постепенно Генри начал обрастать знакомыми. Парижский друг, австрийский писатель Альфред Перле, стал одним из ближайших друзей Миллера до конца жизни. Он помог ему устроиться на работу корректором, но платили там крайне мало. С Перле на пару они сняли маленькую квартирку в пригороде Парижа. Потом Миллер напишет об этом книгу — «Тихие дни в Клиши», по которой много позже снимут фильм.

«Фред был человеком, которого я бессознательно искал всю свою жизнь. Меня забросило в Париж из Бруклина, его — из Вены. Жизнь закалила нас задолго до того, как мы перебрались в Париж. Мы были ветеранами улицы и знали множество способов продержаться на плаву, когда все ресурсы, казалось бы, давно исчерпаны», — писал Миллер. Фред мог быть грубым, наглым, малодушным, но этим не умалял своего достоинства. «На самом деле он намеренно культивировал люмпенское состояние — так было удобнее позволять себе разного рода вольности. Он делал вид, что готов довольствоваться малым, но в своих вкусах и пристрастиях был аристократ до мозга костей».

Источник

Генри Миллер — о писателе

Информация

Биография

Генри Валентин Миллер — американский писатель и художник. Его жизнь легла в основу его же скандальных для того времени интеллектуально-эротических романов о времени после первой мировой, времени вседозволености, и о судьбе писателя в этом мире. Самыми знаменитыми работами Миллера являются романы «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Черная весна», составившие своеобразную автобиографическую трилогию.

Генри Валентин Миллер — американский писатель и художник. Его жизнь легла в основу его же скандальных для того времени интеллектуально-эротических романов о времени после первой мировой, времени вседозволености, и о судьбе писателя в этом мире. Самыми знаменитыми работами Миллера являются романы «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Черная весна», составившие своеобразную автобиографическую трилогию.

В 1930–1939 жил в Париже, был европейским редактором американского журнала «Феникс». В 1939 переехал в Грецию. Книга путевых заметок «Колосс Маруссийский» (The Colossus of Maroussi, 1941) – своего рода гимн во славу этой страны. В 1940 вернулся в США и обосновался в Калифорнии. Умер в Пасифик-Пелисейдс (шт. Калифорния) 7 июня 1980.

Самые известные произведения Миллера – автобиографические романы «Тропик Рака» (Tropic of Cancer, 1934) и «Тропик Козерога» (Tropic of Capricorn, 1939); оба написаны и опубликованы во Франции. Уже в Калифорнии Миллер написал объемистую трилогию «Благостное распятие» (The Rosy Crucifixion), состоящую из романов «Сексус» (Sexus, 1949), «Плексус» (Plexus, 1953) и «Нексус» (Nexus, 1960), также впервые вышедшую во Франции. Оба «Тропика» и «Благостное распятие» были долгое время запрещены в США. «Тропик Рака» на родине писателя опубликовали только в 1961. На следующий год после окончательной отмены цензуры в США вышел «Тропик Козерога», в 1965 – «Сексус», «Плексус» и «Нексус».

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Изображения автора

Связанные статьи

Библиография

Биографическая трилогия:
1. «Тропик Рака» / Tropic of Cancer, 1934
2. «Черная Весна» / Black Spring, 1936
3. «Тропик Козерога» / Tropic of Capricorn, 1939

Дилогия «Аэрокондиционированный кошмар» (The Air-Conditioned Nightmare):
1. Аэрокондиционированный кошмар / The Air-Conditioned Nightmare, 1945
2. Вспоминать, чтобы помнить / Remember to Remember, 1947

Астрологическое фрикасе
1. Биг Сур и Апельсины Иеронима Босха / Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch, 1957
2. Колосс Маруссийский / The Colossus of Maroussi, 1941
3. Мара…

Биографическая трилогия:
1. «Тропик Рака» / Tropic of Cancer, 1934
2. «Черная Весна» / Black Spring, 1936
3. «Тропик Козерога» / Tropic of Capricorn, 1939

Дилогия «Аэрокондиционированный кошмар» (The Air-Conditioned Nightmare):
1. Аэрокондиционированный кошмар / The Air-Conditioned Nightmare, 1945
2. Вспоминать, чтобы помнить / Remember to Remember, 1947

Астрологическое фрикасе
1. Биг Сур и Апельсины Иеронима Босха / Big Sur and the Oranges of Hieronymus Bosch, 1957
2. Колосс Маруссийский / The Colossus of Maroussi, 1941
3. Мара из Мариньяна
4. Нью Йорк и обратно / Aller Retour New York, 1935

Сбоники
Замри, как колибри / Stand Still Like the Hummingbird, 1962

Другое
Тихие дни в Клиши / Quiet Days in Clichy, 1956
Под крышами Парижа / Under the Roofs of Paris, 1941
Бессонница, или Дъявол на воле / Insomnia or The Devil at Large, 1974
Книги в моей жизни / The Books in My Life, 1952
Книга о друзьях / Henry Miller’s Book of Friends: A Tribute to Friends of Long Ago, 1976

Рассказы
Время убийц / The Time of the Assassins: A Study of Rimbaud, 1956
Дьеп-Нью Хевен / Via Dieppe-Newhaven, 1938
Мадемуазель Клод / Mademoiselle Claude, 1931
Мудрость сердца / The Wisdom of the Heart, 1941
Улыбка у подножия лестницы / The Smile at the Foot of the Ladder, 1948

Книги

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Кто такой генри миллер. Смотреть фото Кто такой генри миллер. Смотреть картинку Кто такой генри миллер. Картинка про Кто такой генри миллер. Фото Кто такой генри миллер

Экранизации

1970 — Тропик Рака / Tropic of Cancer
1970 — Тихие дни в Клиши / Stille dage i Clichy
1990 — Тихие дни в Клиши / Jours tranquilles à Clichy

Интересные факты

Источник

Расшифровка Генри Миллер

Как Миллер познает мир при помощи собственной литературы

Генри Миллер — одна из самых неоднозначных фигур американской литера­туры. Он до сих пор остается культовым писателем, при этом не став класси­ком. Это довольно редкий случай, потому что обычно культовые писатели через некоторое время приобре­тают статус классиков, как, например, это произошло с Сэлинджером. С Генри Миллером этого не произо­шло, о нем нет консенсуса среди ученых, о нем не так мно­го написано, как о дру­гих авторах, и вообще его начали изучать сравнительно недавно. Книги Миллера разрешили в Соединенных Штатах Америки только в 1961 го­­ду — несмотря на то, что первый его роман вышел в 1934-м. В 1967 году появи­лись две книги; потом, в 1990-е годы, вышла биография, но в основном литера­тура о Генри Миллере была мемуарная — о том, каким Миллер был человеком, какой он был замеча­тельный, интерес­ный, талантливый. И это очень важный момент. Почему о Генри Миллере в основном говорили как о личности, нежели как о писа­теле? Конечно, он писатель, но для многих Миллер был интересен прежде всего обаянием своей лично­сти. Нас же больше интересуют его тексты.

Но здесь есть важная проблема, которая заключается в том, что к литературе можно относиться. А Генри Миллер принадлежал к традиции тех художников, для которых литература была не целью, а именно средством: к линии Эмерсона, Торо, Уолта Уитмена, то есть американских писателей-трансценденталистов, которые не очень любили каче­ствен­ную, профессио­наль­ную литературу. Это не значит, что они сами создавали литературу нека­чествен­ную — напротив, очень качественную, но особую, экспери­мен­таль­ную. Для них целью была жизнь, самовоз­растание, изменение жизни, откры­тость новому опыту. И литература для них была туннелем, ступенью познания. Генри Дэвид Торо познавал мир при помощи литера­туры, это был один из ви­дов опыта. Он гулял, ходил, ставил заборы, изгороди или вспахивал поле — и писал. Все, что меняло его как личность, — ему было интересно. Литература ему была интересна в той мере, в какой она меняла его личность. Если она переставала менять личность, то он переставал этим заниматься. То же самое было с американским эссеистом, поэтом и филосо­фом Ральфом Уолдо Эмерсоном. Генри Миллер принад­лежит ровно к таким фигурам. Он занимался разными делами, но главная цель его — это жизнь. Миллер в первую очередь личность, литература — это как бы побочный продукт его яр­кой и инте­ресной жизни. Хотя, конечно, позиция американских трансценден­талистов в его случае была осложнена влиянием французских сюрреалистов (с ними он был знаком, у них учился и заимствовал) и влиянием романтиков.

Генри Миллер родился в 1891 году на Манхэттене, детство провел в Бруклине. «Just a Brooklyn boy», то есть просто «бруклинская шпана»: он говорил, что так и остался бруклин­ской шпаной. Миллер родился в семье немецких эмигран­тов: его деды по материн­ской и по отцовской линии переселились из Германии в Соединенные Штаты Америки еще в середине XIX века, и семья сохраняла связь с немецки­ми традициями воспитания. Отец Миллера был типичный немец, любил пиво, жизнь; он владел портновской мастерской, где Миллер некоторое время работал. Это была такая средняя буржуазия. Через некоторое время семья переехала из Южного Бруклина в Уильямсбург, они немножко меняли дислокацию, но в основном все ограничивалось Бруклином, который тогда был еще отдельным городом, а не районом Нью-Йорка, как сейчас.

В Бруклине в основном селились эмигранты. Изначально это были англосаксы, потом — немцы, потом — итальянцы, потом — евреи, китайцы, русские и так далее: это всегда был очень интернациональный город. В этом мультикультур­ном простран­стве и прошло детство Генри Миллера. Он очень хорошо учился в школе, хотя особого трудолюбия за ним замечено не было. Вообще, это был не самый трудолюбивый человек: он всю жизнь делал исключи­тельно то, что хотел, а не то, чего требовали обстоя­тельства. Тем не менее в детстве он был именно таким: очень хорошо учился, все ему очень легко давалось. Хотя впо­след­ствии Миллер очень критиковал образование как тоталитарное, угнетаю­щее личность. Он с детства очень любил читать, и у него сложился целый набор детских книг, которые он перечитывал уже потом, в зрелом возрасте.

Дома у Миллеров была чисто немецкая, лютеранская обстановка: порядок, упорядоченность жизни. Мать — дочь портного — очень аккуратная, и отец сам портной. Родители заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, и очень поощряли этот интерес. Впоследствии они пожалели об этом, потому что увле­чение захватило Генри Миллера и, когда нужно было поступать на службу, он занимался исключи­тельно тем, что читал книги. И даже когда он устроился работать разносчиком телеграмм в Нью-Йорке, его оштрафовали, потому что обнаружили, что он сидит на лавочке и читает роман Джеймса Джойса «Улисс», вместо того чтобы разносить телеграммы. Миллер начал с детской и полудетской литературы, в частно­сти Марка Твена. Но, пожалуй, одним из самых сильных впечатлений от детского чтения для Миллера стал роман Райдера Хаггарда «Она: исто­рия приклю­чения» и его продолже­ние — «Айеша: возвращение Ее». Она будора­жила сознание Миллера и в то же время создала в нем некий стереотип женщины — величествен­ной, сильной, домины, фигу­ры, меняющей воображе­ние и мир, самой являющейся жизнью. С другой стороны, эта книга поразила его невероятным, сверхъесте­ствен­ным ужасом и волшебством. Он полюбил эту, иную реальность и романтическую литера­туру вместе с ней.

Еще важно отметить его музыкальные способности: Миллер был очень музы­­кально одарен (кстати, его первая жена была пианисткой). Музыкальными аллюзиями насыще­ны все его тексты, его интересы в основном располагались в области клас­сической музыки: естественно, как всякий бывший немец, он любил романтическую музыку, любил Бетховена, очень много играл и давал даже некоторое время уроки музыки. Он хорошо чувствовал музыкальность языка, и фонетический строй для него был всегда немаловаж­ным моментом, так же как все его тексты, которые напоминают музыкальные волны.

Итак, Миллер окончил школу и по­сту­пил в Нью-Йоркский городской универ­ситет, достаточно заурядное учебное заведение. Первое время он туда ходил, занимался, но потом ему это надоело и он бросил учебу. Некоторое время Миллер проводит в поисках работы, работает у своего отца, даже в порядке эксперимента выезжает в Чула-Висту (место в Калифорнии), где пытается работать на апельсиновых плантациях. Здесь он подражает своим кумирам: начинает читать, интеллектуально образовываться, занимается самооб­разова­нием. Он понимает, что может сделать это без университета, без помощи. Его любимые юношеские авторы — Генри Торо, Уитмен, Эмерсон. Потом его вкусы начинают меняться. В Калифорнии он встречает Эмму Гольдман, это одна из практи­ков американского анархизма. Гольдман читает лекции как об анар­хизме, так и о литературе, и она пробуждает в нем интерес к философской мысли. Он начинает читать Ницше, Бергсона, теоретиков анархизма, журнал анархистов Liberty — анархизм начинает формировать его созна­ние. Он пони­мает, что нет никакой власти над человеком, что государство — это очень условно. Он начинает читать книги Петра Алексеевича Кропоткина («Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса»), увлекается идеями переустройства мира, и идея взаимопомощи стано­вится очень важной составляющей его жизни. Как известно, Кропоткин говорил о том, что основ­ной инстинкт человека — альтруистический, то есть инстинкт помогать друг другу. Человек становится человеком тогда, когда открывает в себе именно этот инстинкт. Этот анархизм называется mutualism: анархо-коммунизм, противопоставляю­щий себя либера­лизму, примитивному дарвинизму, где все друг друга поедают. Главный стержень эволю­ции — это взаимо­помощь, а отнюдь не борьба за существование и не при­спо­соб­ление к жизни, как казалось многим последователям Дарвина. Миллер наполня­ется этими модными в пролетарских кругах Бруклина идеями.

Через некоторое время он утихоми­ривается, но затем у него проявляется инте­рес к Блаватской, ко всяким оккультным теориям, к антропософии и так далее. Он открывает для себя Ницше, впоследствии откроет и Освальда Шпенглера, и Отто Вейнин­гера, и многих других мыслителей; он очень внимательно читает философские книги.

Довольно рано Миллер женится, от этого брака у него рождается дочь, потом он разведется, когда в одном из дансингов Нью-Йорка встретит Джун Эдит Смит, которая станет персонажем целых пяти его книг — настолько захватит его сознание эта женщина. Это и есть ускользающая, странная сущность, смутный сюрреалисти­ческий объект желания, как бы лишенный облика, некая волна бытия — так он видит Джун Эдит Смит, с которой его связывают очень сильные телесные ощущения. То есть она как бы вводит его в этот эротический интеллектуальный мир, она ему очень соответствует и интеллектуально, и эроти­чески, чего у него не было с первой женой. И, более того, Джун Эдит Смит удается разгадать в Генри Миллере талант. К тому времени он уже пред­принял попытки начать писать тексты. Он подражает социальным амери­кан­ским писателям типа Синклера, Теодора Драйзера, в основ­ном получается не очень хорошо. Первые романы, которые он пишет, еще работая в телеграф­ной компании, — не самые удачные тексты. Впослед­ствии они вольются в другие — или он вообще не обратит на них внимания.

Еще когда Миллер работает в теле­графной компании, он знакомится с Джун Эдит Смит (она же — Джун Мансфилд). И она, различив в нем талант, говорит ему: давай я буду работать, а ты, дескать, пиши нетленку. И он действительно начинает работать, самообразовы­ваться, а Джун в этот момент зара­батывает деньги, в основном обманывая богатых клиентов, знако­мых, вымани­вает у них деньги, причем иногда очень большие суммы — чуть ли не четырех-пятизначные, на которые они с Генри Миллером существуют. Миллер ее очень любит и все время терзается ревностью: спит она с ними или не спит. Это, в общем, и состав­ляет проблематику нескольких его романов — невероятная, патологиче­ская страсть к женщине. С одной стороны, ему это все нравилось, он был такой мазохист, с другой стороны — он мучился. В момент они с Джун открыли тайный клуб, где наливали алкоголь (тогда был как раз период сухого закона в Соединенных Штатах Америки). Однако Миллер оказался не очень хорошим бизнес­меном. Все это закончилось тем, что вместо того, чтобы заниматься делами клуба, он играл там в пинг-понг со своими друзьями. Клуб этот особых доходов не приносил и очень быстро закрылся.

Тем временем Миллер пытается писать, у него возникают публикации (его первое эссе, «Подре­занные крылья» 1922 года, кстати, было посвящено работе Фридриха Ницше «Антихрист»). Они с Джун нигде не рабо­тают, живут подачками друзей и знакомых, богатых поклонников Джун. В самом конце 20-х годов они приез­жают в Европу — это первое знаком­ство Миллера с Европой. Его восхищает Париж, ему очень нравится Европа, он понимает, что он может состояться только в Европе. Тем временем его отно­шения с Джун ослабляются. Она его любит, но он ей уже не очень нравится: он подавал надежды, ему уже к сорока, но он пока что ничего не написал, кроме трех папок достаточно посред­ственных текстов. Кроме того, ситуация осложняется тем, что Джун привела свою любовницу Джин Кронски в дом к Миллеру. Миллер все это вынужден тер­петь; ему, с одной стороны, это нравится, с другой стороны — не очень. Все это он изобразит в своем романе «Сексус». Он находит утешение в чтении книги Отто Вейнингера, которая называется «Пол и характер», книги, в которой утверждается, что женщина — это такая меняющаяся жизнь, что она лишена души, и тому подобные сексистские вещи. Эта книжка окажет на него большое влияние и поможет сформировать особую мифологию женщины.

В 1930 году Миллер переезжает в Париж, ведет там богемный образ жизни, который затем описывает в автобиографическом романе «Тропик Рака». Он ночует на скамей­ках, когда ему негде жить; спит у богатых индийцев. Но постепенно заводит знакомства, становится достопримечатель­ностью Парижа, общается с парижскими прости­тутками, ходит в бары, зака­зывает еду в ресторане, потом убегает, не распла­тив­шись, — то есть ведет жизнь такого богемного человека. Но тем не менее здесь у него появляются первые знакомые. Это очень интересные фигуры — второе поколе­ние амери­канцев (к первому принадлежали Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Дос Пассос, Хемин­гуэй), переехавших в Европу: адвокат Ричард Осборн, писатель Альфред Перле. Через свой круг знакомых он приобщается к европейскому модернизму. Он уже и раньше читал тексты, Кнута Гамсуна, сейчас же он внима­тельно начинает читать Марселя Пруста, Томаса Элиота, Эзру Паунда, знако­мится с текстами французских сюрреали­стов, с Блезом Сандраром. У него начинается интенсивная внутренняя работа, он дискутирует, обсуждает все, что узнает в своих компаниях.

И тут происходит знакомство, которое меня­ет его жизнь: он зна­комится с Анаис Нин. На сегодняш­ний день для американской культуры она является писателем куда более значи­мым, чем Генри Миллер; издается целый журнал, посвященный Анаис Нин. Кубинка по происхожде­нию, она была женой очень богатого предпринимателя, но при этом их взаимоотношения были лишены буржуазных религиозных стереоти­пов, были вольные взаимоот­ношения. Всю свою жизнь она вела дневник. По сути дела, она стремилась к тому же, к чему стремился Миллер и все модернисты: как научиться говорить от имени своего «я». К этому стремился Торо, Эмерсон, Миллер.

Вот сейчас я говорю от имени своего «я»? Или я говорю от имени знаний, кото­рые в меня вложили посторонние люди? Или я говорю от имени газет, СМИ, радио? Или я ими сформиро­ван? Как мне все это преодолеть, разрушить и научиться говорить от своего «я», как мне приблизиться к своему истоку, что есть «я»? И вот эта попытка прибли­зиться к своему «я», к своей сущности, в том числе и женской, к своей абсолютной телесности, говорить откровенно от имени своего «я», не заученными словами и фразами — это была задача Анаис Нин. Здесь они с Миллером почувствовали удивительную бли­зость, полюбили друг друга. Анаис ему открыла множество авторов, которые так или иначе ставят вопрос понимания целостности человече­ского «я», пони­мания, что человек — это не только идеи, не только дух или эмоции, это очень сильные телесные импульсы, доэмоциональные, бессознательные. Вот как все это соединить в некое единое целое? Анаис Нин помогала Миллеру деньгами, советами, в момент они стали любов­никами — правда, впослед­ствии, в середине 1930-х, они расстанутся.

К 1932 году Миллеру удается закон­чить работу над романом «Тропик Рака». Это его безусловный шедевр; возможно, его лучшая книга. Но встает вопрос, кто может это все издать. Владелец издательства «Обелиск Пресс» Джек Каган решает рискнуть и издать Генри Миллера. Каган издавал полуэроти­ческую, полузапрещенную литературу, строго говоря, ad marginem «По краям» (лат.). литера­туру. Он искал своего яркого автора, который был бы хедлайнером его издательства. У предприимчивой американки Сильвии Бич, которая тоже жила в Париже, в качестве хедлайнера был, например, Джеймс Джойс. Хотя он не очень хорошо продавался, это был бренд. И вот Каган понял, что Генри Миллер может быть его хедлайнером, и не ошибся. Хотя, конечно, он был при­жимистый человек: «Тропик Рака» он издал только спустя два года, и то на день­­­ги Анаис Нин. Но потом роман довольно неплохо продавался; Миллер предпринял агрессивную рекламу, разослал роман всем круп­ным писателям, попросил отзывы, и они действительно отреагировали очень позитивно. Блез Сандрар написал восторженную рецензию; Джордж Оруэлл даже приехал, обнял Генри Миллера и сказал, что уезжает на испанскую войну воевать за респуб­ликанцев. Миллер его тоже обнял, подарил куртку и пожелал удачи. Альфред Перле утверждает, что если бы Джордж Оруэлл даже сказал, что едет воевать за франки­стов, то Миллер бы так же его обнял, дал бы куртку и пожелал удачи: Миллер был абсолютно деполитизи­рованный, деидеоло­ги­зи­рованный человек и бороться за фантомы не хотел. Даже Вторая мировая война не сильно изменила в этом смысле его позицию. Он все равно был апо­ли­ти­чен; он был абсолютный и закончен­ный гиперин­дивидуалист. Еще Мил­лер получил положительные отзывы от поэта Томаса Стернза Элиота, от Эзры Паунда, от всех этих интересных, ярких, сильных модернистов.

Спустя некоторое время он публикует книгу «Черная весна». Это сборник текстов, которые объединены общей интонацией, общей линией. И завер­шает парижскую трилогию очень сложный философский роман «Тропик Козерога».

Прежде всего эти романы вызывают шок, потому что в них бросаются в глаза элементы непристойного. Действительно, Миллер на долгое время начинает ассоциироваться с эротической, альковной литерату­рой; считается автором своеобраз­ных сексуальных библий, подпольных романов. Они сразу же запре­щены во всех англоязычных странах, ввоз на территорию США этих романов незаконен.

В 1939 году по приглашению своего друга, замечательного писателя Лоуренса Даррелла, Миллер отправ­ляется в Грецию, на остров Корфу. Греция ему страш­но нравится, это рай на земле, вот он удаляется из урбани­сти­че­ского Парижа и отправляется в такую природу, где он видит чистую пустоту, где ему кажется, что сейчас выйдут бессмертные олимпийские боги, где золо­той век, где можно ощущать свободу. Год он проводит в абсолютном счастье и безделье. Но при­ближается Вторая мировая война, и посол предпи­сывает всем американцам срочно покинуть Грецию, потому что послед­ствия для них могут быть самыми неожидан­ными. И Миллер возвраща­ется в Соеди­ненные Штаты Америки, где его особо никто не ждет, хотя он уже и известный автор. Но он нищий.

Тогда он берет машину и отправля­ется в путешествие. Результатом этого путе­шествия станет его книга «Аэрокон­дицио­ниро­ванный кошмар», такая резкая критика Америки. В конце концов Миллер оседает на калифор­нийском побе­режье, женится, разводится; у него двое детей; Янина Лепска становится его следующей женой, потом он с ней тоже разведется; потом он женится на Ив Макклюр, потом разведется и с ней. В 1967 году он испытает любовь к японке Хироко Токуде. В это время он будет работать над романами своей новой три­логии — «Сексус», «Плексус» и «Нексус».

В 1961 году под давлением интел­лек­туаль­ной общественности его романы раз­решили к публикации в Соединен­ных Штатах Америки, и Миллер стано­вится из «соломен­ного миллионера» реальным миллионером. То есть у него не то что миллионы, но крупные гонорары, он уже ни в чем не нужда­ется. По сути дела, до сере­дины 1950-х он живет достаточно бедно и ничего с этим делать не хочет, ему неинте­ресно зарабатывать деньги. А с 1961 го­да, когда ему уже за семь­десят, он живет своей бывшей славой и пожинает ее плоды. Он стано­вится куль­товой фигурой, обосновывается в Биг-Суре — это такой небольшой горо­док на калифорнийском побережье, крайне живописный, — к нему стека­ются всякие бездельники, битники, путешественники, чтобы пообщаться, припасть к этой фигуре, к ногам этого гуру. Миллер работает над своей трилогией, он переживает некую популярность.

Потом в Америке начинается феми­низм, и с 70-х годов Миллер начинает вос­приниматься как сексист, как архаическая фигура, как автор, написавший ком­пендиум мужских неврозов и неуверенностей в себе. И можно сказать, что эта вторая волна феминизма погребла Генри Миллера; про него начинают забывать.

В 1978-м его номинируют на Нобе­левскую премию по литературе (ее получает Исаак Башевис Зингер). Он заканчивает работу над трилогией. В конце жизни его подругой становится модель и актриса Бренда Венус; от них сохранилась очень интересная переписка — «Дорогая Бренда». Вообще, Генри Миллер был удивительный писатель: пожалуй, самый заметный, самый сильный его жанр — это «письма к другу». В принципе, вообще американская литературная традиция начинается отнюдь не с художе­ственной прозы, а с за­писок, заметок, дневников кальвинистов, паломников, связанных с человече­ским совершен­ствованием. И проза Миллера уходит еще и в эту религиозную традицию. Правда, если там люди пытаются изжить греховность, то здесь путь обратный, языческий и ницшеанский по боль­шому счету.

Если говорить о мировидении Генри Мил­лера — а оно не сильно менялось на протя­жении его жизни, — это большая сборка разных идей: даосизм, анар­хизм, трансцен­дента­лизм, ницшеанство, бергсонизм, влияние Шпенглера — вот это всё фигуры, которые оказали влияние на Генри Миллера. Как я уже говорил, литература для него была практикой. Герой там проходил те же стадии, что и Миллер, сочиняя эти тексты.

Что из себя представляет по боль­шому счету проблематика текстов Генри Миллера? Если мы вниматель­но посмотрим на его тексты, это как бы сочета­ние разных приемов, что ли, поэтик и практик. Здесь нет единого текстового массива. Это спонтан­ная, немножко хаотичная проза, в которой, правда, есть свой внутренний порядок. Есть эпизоды, сильно напо­минающие Марселя Пруста с его вязкостью, стремлением показать человече­ские эмоции, связанные с замыслом мироздания. Есть у него и просто желание порассказы­вать анекдоты и потрепаться. Он был очень хороший рассказчик, блестяще рассказывал анекдоты. По сути дела, каждые 40–50 страниц в его романах вы можете обнаружить короткие истории, ситуативные анекдоты, которые, конечно, кроме всего прочего, имеют очень важный глобальный и символический характер. Все это соседствует с невероятными каталогами.

Миллер ужасно любит этот прием — каталоги. Что такое каталог? Это просто перечисление вещей и пред­метов. У нас тоже есть авторы, которые любили каталоги: например, начало «Медного всадника» Пушкина похоже на длинное перечисление. Николай Васильевич Гоголь (кстати, из рус­ских писателей Миллер очень ценил Гоголя и Досто­евского) был автором таких каталогов. Хорошие каталоги писали Уолт Уитмен, Генри Торо, Джеймс Джойс.

Миллер перечисляет действия, события, вещи. И это чрезвычайно интересно, потому что каталог, во-первых, показывает невероятное разнообразие мира, с одной стороны, с другой стороны — это как бы такие знаки материального мира, которые становятся, условно говоря, немножко слабыми. Когда их много, они начинают ослабляться, и, читая такой текст, ощуща­ешь некую энергию. То есть, условно говоря, это можно сравнить с шашлыком на шампуре, когда вещи являются оболочками странной энергии, которая в них заклю­чена. Почему эти вещи следуют друг за другом? Ты начинаешь понимать, что здесь внутреннее движение.

Еще Миллер очень любил сюрреа­листов, его образность невероятно яркая, сюрреалисти­ческая, он был мастером метафор. Вообще, Америка не очень любит метафоры, американ­ские писатели очень аскетичны — как Шервуд Андерсон, например, как Хемингуэй. А Миллер, наоборот, очень избыточен, очень любит метафорику. В этом смысле на него похож Джон Апдайк, хотя это совершенно разные авторы. Но Мил­лер действительно создавал удивительную метафорику, умел соединять несоединимое, заставить разные слова соедини­ться в один удивительный и странный образ, иногда не очень похожий на че­ло­веческий. Почему это возникает? Это возможность мыслить альтернативно, сбивать наработанный принцип восприятия мира. Так же как и фило­софские эссе: Миллер очень часто начинает рассуждать на философские темы, его тексты начинают перерастать в трактаты. Особенно это заметно в его послед­них трилогиях.

О чем вообще эти романы? Если отвлечься от того, что в них слишком много событий, от того, что все очень хаотично изложено, прежде всего в романах Миллера находится персонаж, очень похожий на автора. Собственно говоря, все романы Генри Миллера крайне автобиографичны. (Миллер при этом еще пощадил своих друзей, дав им другие имена.) Его герой — это герой, который совершенно не похож на психологиче­ского героя, хотя пережи­ваний у него достаточно. Но это совершенно не тот психоло­гический герой, которого мы знаем по романам Достоевского, Толсто­го, Кнута Гамсуна или Пруста. Миллер, наоборот, очень любит пародировать всех перечисленных писателей.

Что происходит с его героем? Как Мил­лер видит космос? Для него реальность представ­ляет собой бестелесный поток вещей, а все вещи являются оболочкой этого потока. Этот поток проникает в зону бессознательного. И вот для чело­века принципиально открыть эту зону бессозна­тельного. Здесь Миллер очень похож на даосца, похож на ницшеанца, на бергсонианца. Это всё идеи станов­ления, изменения, текучести, постоянной метаморфозы. В мирах Миллера нет причинно-следственной связи, здесь есть движение и поток. И задача главного персонажа — достичь истоков своего «я». То есть, условно говоря, углубиться в свое собственное сознание, разрушить все те оболочки, которые мешают ему соприкоснуться с бессознательным, то есть с жизнью. Есть жизнь, есть поток, есть материя, и нужно соприкос­нуться с этим началом, как он говорит, стать доисторическим человеком, стать сатиром, стать минералом, абсо­лютно лишиться всех своих оболочек. Есть вещи, которые ему в этом помо­гают, как, например, любовь, страсть, от которой тоже нужно в свою очередь очиститься.

Но этого еще недостаточно. Достигнув этой волны, ты должен эту волну осуществить в индивидуальном опыте, в индивидуальном слове. По сути дела, Миллер повторяет здесь идеи работы Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», где Ницше говорит о том, что есть два состояния: диони­сий­ское, глубинное, доистори­ческое, и аполлоническое, то есть упорядо­ченное. То есть поэт или художник, его личность, разлетается в клочья, вдребезги, он чув­ствует в себе поток бытия, и этот поток бытия он реализует в конкрет­ных индивидуальных образах. Вот это та задача, которую перед собой ставил Генри Миллер. Единственное — в его текстах дионисийского гораздо больше, чем аполлонического; потока музыки, драйва, движения, страсти гораздо больше, чем упорядоченной сюжетности. Вот это, пожалуй, первое, что представляется здесь важным. Герой Ницше вообще себя восприни­мает как танцор, как Дионис. Его текст магматичный, напоминает первоздан­ную реальность. И очень похож на черновик: когда читаешь «Тропик Рака», погружаешься в обрывочное повество­вание: герой начал говорить — бросил, вдруг его потянули, потащили образы. Вот этот хаос, бесструктур­ность создают ощущение динамики текста и пробуждают эту динамику в самом человеке. Это заметки, обрывки, не роман в чистом виде, а некий опыт, облаченный в слова. Генри Миллер изображает из себя певца, танцора, он пишет как бы текст своим собственным телом. Я здоров, я неис­числимо здоров, мое тело абсолютно здорово — вот это здоровье, это значит, что в тебе отсутствует чужое. Чужое — это чужие идеи, чужие эмоции, чужие пережи­вания, то, что есть во всяком человеке. А у него здесь нет ничего чужого, есть все свое. И Миллер часто исследует природу поражения человека как художника. Собственно, его роман «Тропик Козерога» — это очень слож­ный, метафорический и мифологический роман о том, как он не смог стать художником, о том, что его сдерживает, и эта эмоция — эротизм.

«Я глубоко религиозный человек без рели­гии», — скажет Генри Миллер в од­ном из своих мемуарных текстов. То есть совпасть с замыслом, понять свое тело — да. Но тело не должно быть конечной инстанцией, импульсы тела — это биологи­че­ские импульсы. Есть вещи более важные, чем биология. То есть Мил­лер превраща­ется в натура­листического мистика, или мистика-материа­листа, который пытается создать и предложить человечеству новые ценности.

Помимо того что Миллер был писа­те­лем, он еще писал замечательные аква­рели; у него есть цикл «Бессон­ница», при жизни устраивались его аква­рельные выставки, и это тоже состав­ляет часть его наследия. Но, конечно, когда мы чи­таем Миллера, пожалуй, самое интересное — это его пере­писка. Собственно, даже и рома­ны его напо­ми­нают дневники или письма к друзь­ям. Вот в этом жанре он был, пожалуй, самым действи­тельно последователь­ным автором, здесь он добился невероятных успехов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *