Кто такой конфликтный человек
Как распознать конфликтную личность?
Было ли у вас такое, что вы периодически попадали в конфликтные ситуации с одним и тем же человеком. И как бы вы ни пытались решить спор – результат одинаковый. А может дело не в ситуации, а в самом человеке? Часть людей по своей натуре являются конфликтными личностями. Давайте разберёмся, что это за личности и как правильно с ними взаимодействовать.
В психологии есть понятие конфликтная личность. Это люди, которые склонны инициировать споры и влезать в чужие конфликты. Важным определением такого человека является степень конфликтности, которую можно разделить на три фактора:
Этот тип людей использует разные стратегии в ссорах и применяет психологическое давление. Их поведение, как правило, зависит от уровня развития спора. Но невзирая на использование психологических трюков, конфликтер всегда действует по одним и тем же схемам. Например, в конфликтах он использует следующие маневры:
Конфликтеры пытаются психологически подавлять, чтобы одержать победу первым. Они также будут стремиться предугадать поступки, эмоции человека и подлавливать на этом. Конфликтные личности не пойдут на компромиссы или конструктивные переговоры. Они всегда стремятся подчинить себе оппонента, это их главная черта.
Такие люди являются в большей степени эгоистами и хотят признания. Выйти из спора победителем — это главное цель, к которой они идут напролом, основываясь на завышенной самооценке. А свое спорное поведение интерпретируют как признак сильной личности. У конфликтной личности зачастую низкий уровень нравственности и моральных норм.
Конфликтные личности не умеют быть хорошими коллегами или партнеры. Они предрасположены к соперничеству, никогда не уступят оппоненту и не терпят чужие недостатки. В спорах никогда не будут мириться первыми, им нравится самоутверждаться за счет других. Конфликтеры не придерживаются ничьего мнения, чаще держатся особняком и предпочитают следующие роли: протестующий, критик, борец за справедливость. Рассмотрим подробно характеристики типов конфликтных личностей:
Демонстративный тип. Человек, который отлично адаптируется к разным условиям, допускает только уважительное обращение к себе. Он любит внимание. Рациональность не является его сильным качеством. Во многих случаях становится инициатором ссор, но чувствует вину за собой.
Ригидный тип. Этот тип людей очень обидчивые, самоуверенные и подозрительные. Вспыльчиво реагируют на критику и чужое мнение. В спорах не обращают внимание на личностные черты оппонента. Не умеют гибко мыслить и обожают бороться за свою правду.
Неуправляемый тип. Резкий и агрессивный человек. Его поведение непредсказуемо, поступки противоречат жизненным реалиям. Отрицает свои недостатки, в личных неудачах виноваты другие люди или обстоятельства. Редко достигает высоких результатов.
Сверхточный тип. Педантичный и скрупулезный человек. Он часто переживает по мелочам. Перфекционист, требователен ко всем. Поэтому постоянно раздражается и не сдерживается в проявлении эмоций.
Конфликтеры зациклены в первую очередь на решение своих проблем, используя конкуренцию и споры. Для них разрешение конфликта может быть только при одном условии, если они победили. Другие варианты невозможны. И тут необходимо обобщить, что этим людям важно регулярно противоборствовать. Примирение они используют, как способ влияния или тактический ход.
Как взаимодействовать с конфликтными личностями?
Если в споре появляется конфликтная личность, то его вряд ли устроят конструктивные переговоры. Как правильно поступить в этой ситуации:
Если конфликтная личность втягивает новых участников в спор, то все остальные, кто хотел помочь решить ситуацию будут автоматически втянуты в него.
Если конфликтер не успокаивается и создает новые конфликтные ситуации. Лучший способ разрешения спора заключается в том, чтобы сформировать условия для снижения негатива, противоречивости у такого человека.
Узнайте еще больше методов по диагностике и работе с конфликтными ситуациями из курса «Управление конфликтами». Научитесь грамотно контролировать проявления конфликтных ситуаций. Поймете, как за короткое время урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны. Какие существуют виды конфликтов и какие подходы лучше применить. Получите пошаговый алгоритм поведенческих действий.
Типы конфликтных личностей и как с ними сосуществовать
Определения «конфликтный человек» и «не конфликтный человек» стали расхожими и общеупотребительными. Но что скрывается за этими затертыми словами? Конфликтность – это психическое заболевание или плохое воспитание? Почему люди становятся конфликтными? Какие бывают типы конфликтных личностей? Как с ними сосуществовать?
В психологии существует научный термин – HCP (high conflict personality), что переводится как Высоко Конфликтная Личность (ВКЛ). Этот термин был пущен в обиход Биллом Эдди, одним из ведущих специалистов по конфликтным личностям в семейном праве, юристом, посредником, психотерапевтом и автором книг-бестселлеров на тему конфликтных личностей. Сегодня мы познакомимся с его пониманием проблемы ВКЛ, а также с типами конфликтных личностей и с тем, как с ними себя вести.
Конфликтность – это диагноз?
Билл Эдди утверждает, что конфликтность не является психическим заболеванием. «Когда я создавал термин ВКЛ, в мои задачи не входило сделать его диагнозом, таким как расстройство личности. Я просто хотел помочь людям строить профессиональные и личные отношения с Высоко Конфликтными Личностями. Я рекомендую вам выдвигать для себя рабочую теорию, что тот или иной человек является ВКЛ, и не делиться этой информацией ни с этим человеком, ни с окружающими. Но при этом использовать методики строительства отношений с ВКЛ».
Так кого можно отнести к категории ВКЛ, и каковы методики строительства отношений с ними?
Типы конфликтных личностей
Билл Эдди считает, что конфликтными людей делает страх. И этот страх бывает четырех типов:
Страх быть не замеченным. «Некоторым людям кажется, что они просто исчезнут, если перестанут быть центром внимания. Они боятся, что не только станут незаметными, но что перестанут существовать. И это подпитывает их постоянную потребность во внимании со стороны окружающих, чего они добиваются любой ценой».
Страх быть униженным. «Страх быть униженным заставляет некоторых людей вести себя так, чтобы выглядеть важнее и лучше всех смертных. Им необходимо быть на ступеньку выше вас. Для них неприемлемо признание своей ошибки, того что по их вине произошел сбой».
Страх быть брошенным. «Люди, одержимые этим страхом, живут как на американских горках. То они ласковые, нежные и заботливые, то мгновенно становятся злыми, обиженными и даже жестокими. Для них быть брошенным равносильно смерти. И поэтому они отчаянно борются за то, чтобы не умереть. Они делают все, чтобы удержать вас. К сожалению, то, как они цепляются за взаимоотношения, как раз и заставляет объект их любви бросить их. Они создают самореализующееся пророчество».
Страх попасть под давление. «Лозунгом таких людей могло бы быть следующее высказывание: «Я сделаю тебе это, чтобы ты мне этого не сделал». Те, кто боятся попасть под чужое влияние, сами стараются доминировать. Для них жизнь – это выживание сильнейшего, и других правил не существует».
Но главное – то, что первоисточником неадекватного поведения всех типов конфликтных личностей является страх. Внутри каждого злодея сидит испуганный ребенок. Не забывайте об этом : )
Как распознать ВКЛ?
По мнению Билла Эдди, скорее всего, вы столкнулись с ВКЛ когда:
Как строить с отношения с ВКЛ?
К какому бы типу конфликтной личности ни относился человек, есть универсальные приемы эффективного общения с ним. Давайте познакомимся с этой методикой, разработанной Биллом Эдди.
«Понимание их страха помогает нам адекватно на них реагировать. Мы можем вести себя с сочувствием. ВКЛ находятся в постоянном сильном стрессе. Их эмоциональное состояние не позволяет им выйти из конфликта, заставляет их вести себя разрушительно и болезненно. Они чувствуют себя в ловушке».
Ниже приведены самые важные приемы строительства отношений с ВКЛ.
Старайтесь их успокоить, смягчить
ВКЛ не в состоянии эффективно функционировать и двигаться вперед, пока они находятся в эмоционально взвинченном состоянии, поэтому старайтесь любым способом снизить накал их эмоций.
«Не следует сразу же вступать с ними в спор. Вы можете высказать, что вы чувствуете, но позднее. Очень эффективной может быть фраза «Возможно, вы и правы», сказанная искренне. Как сказать эти слова искренне? Ну, во-первых, возможно, ваш собеседник действительно в чем-то прав. Всем людям свойственно ошибаться, включая вас.
Еще один эффективный прием помочь ВКЛ выпустить пар – это попросить их подробно рассказать вам, что их так разозлило.
Обратите внимание, что в обоих случаях мы не признаем их правоту, просто допускаем такую возможность и позволяем им высказать свою точку зрения. Однако это эффективно снижает накал их эмоций».
ВКЛ ожидают к себе особого отношения. Если вы пойдете им на уступки, то они будут требовать все больше и больше. И будут ненавидеть вас за то, что вы не можете дать им всего, что они хотят. Поэтому важно, проявляя к ним сочувствие, жестко держать дистанцию.
Проверяйте их утверждения на практике
Очень важно не вступать в прямой спор с ВКЛ. Пусть с ними поспорит действительность. В случае прямого спора ВКЛ идут в атаку, закрываются или уходят в подполье. Все это ведет лишь к эскалации конфликта. Поэтому важно находить способы проверки их утверждений на практике. При этом мы проверяем их в двух направлениях: ВКЛ могут преднамеренно врать, но они могут и искренне заблуждаться.
Мы с вами рассмотрели различные типы конфликтных личностей и пути строительства с ними эффективных отношений. Мы узнали, что Высоко Конфликтная Личность – это не монстр-терминатор, а испуганный человек в крайней степени стресса. И если мы поможем ВКЛ справиться с его стрессом, поможем ему проверить его заблуждения реальностью, мы будем в состоянии эффективно сотрудничать с таким человеком.
Конфликтная личность
Каждому из нас на протяжении жизни приходится сталкиваться самыми разными людьми, в том числе и достаточно конфликтными. Если знать о том, что такое конфликтная личность, почему человек становится именно таким, как подобная личность формируется, будет значительно проще и взаимодействовать с людьми такого типа, и избегать конфликтных ситуаций.
Итак, разберем варианты проявления конфликтности. Как выявить конфликтную личность?
Признак 1 — придирчивость, требовательность
Люди, склонные к конфликтам, как правило, совершенно не готовы прощать окружающим даже маленькие промахи и недостатки. Они выискивают у близких людей даже малейшие ошибки и указывают на них. Нередко это сопровождается агрессией.
Признак 2 — бескомпромиссность
В любой ситуации конфликтная личность ведет себя бескомпромиссно. Человек не слышит доводов своих оппонентов, не желает учитывать чье-то мнение, не имеет привычки аргументировать собственные доводы.
При условии, что оппонент готов каким-то образом сгладить ситуацию, конфликтная личность не идет на это, продолжая раздувать конфликт и усугублять его.
Признак 3 — импульсивность
Неумение держать себя в руках опять же указывает на то, что вы имеете дело с конфликтным типом личности и в будущем рискуете нарваться на серьезные неприятности.
Признак 4 — низкий уровень эмпатии
Если личность импульсивна, это отнюдь не означает, что человек не слышит других. Напротив, он очень хорошо их слышит и даже понимает, однако осознанно делает так, чтобы вывести людей на эмоции. Такого человека нельзя назвать неуправляемым — он внимательно подмечает нюансы общения, выискивает поводы для создания конфликтной ситуации и успешно их находит.
Для такого человека не нужны какие-то проявления агрессии со стороны других участников общения, он создает их сам, создавая конфликтные ситуации. Он может проявить агрессию в общении с другими или же дать повод для образования подобной ситуации просто своим молчанием или равнодушием.
Признак 5 — самовлюбленность
Конфликтные личности, как правило, очень любят себя самих. Эта черта характера присуща эгоистам, которые обычно и превращаются в людей, склонных к конфликтам.
Они в значительной мере переоценивают свои личностные качества, считают себя умнее, достойнее других, в результате чего и конфликтуют с другими людьми. Подобные личности склонны к тому, чтобы унижать других, преуменьшать их достижения и успехи. Часто они вызываются выполнить серьезные и сложные задачи, которые по факту выполнить не в состоянии. В результате задача остается не выполненной, но конфликтная личность полностью уверена, что правилась с ней и негодует, если указывают на ошибки.
Признак 6 — сплетничество
Еще одна характеристика конфликтной личности — склонность к сплетням. Человек либо сам распускает сплетни, либо слушает других сплетников. В любом случае это рано или поздно приводит к тем или иным конфликтным ситуациям.
Человеку, который живет своей жизнью и обладает позитивным мышлением, некогда заниматься чужой жизнью, слушать и разносить сплетни. Но это — не о конфликтной личности. Конфликтный человек ищет повод для негатива везде, используя для этого даже необоснованные слухи. Таким образом он оказывает влияние на атмосферу в коллективе, создавая ссоры.
Признак 7 — нетерпимость к мнению оппонентов
Еще один фактор, на который стоит обратить внимание, — нетерпимость к чужим точкам зрения. Такое поведение также присуще людям с конфликтным типом личности.
По сути, ситуация может сложиться таким образом, что несовпадение точек зрения будет не критичным, однако люди определенного склада могут и на такой почве раздуть серьезный конфликт даже в том случае, если оппонент всячески старается сгладить углы и погасить конфликт.
Признак 8 — заядлый спорщик
Конфликтные личности очень любят спорить. Они спорят не для того, чтобы в споре выяснить истину, не ищут взаимодействия и точек соприкосновения с оппонентами. Они спорят просто для того, чтобы спорить и вызывать негативные ситуации.
Спорить с ними практически бесполезно, для них само понятие спора выглядит иначе: они просто пытаются убедить других в своей правоте, даже если нет никаких аргументов в пользу этой точки зрения. Предрасположенность к такому поведению бывает заметна даже в раннем возрасте.
Признак 9 — неадекватное восприятие критики
Конфликтные личности практически не могут воспринимать даже малейшую критику. Они не способны найти в критических замечаниях конструктивное зерно и использовать его на пользу.
Любой, кто критикует конфликтную личность, рискует немедленно нарваться на скандал, даже если критика высказана в очень мягкой форме.
В целом, можно сказать, что определений конфликтной личности достаточно много. Признаки, которые были приведены выше, однозначно указывают на то, что человек достаточно конфликтен, и в общении с ним могут возникнуть серьезные сложности.
Конфликтная личность — всегда серьезная головная боль для коллег и работодателей. Тем не менее, если сам человек понимает, что он достаточно конфликтен, и готов работать над собой, то есть вероятность изменить свои поведенческие особенности, оказать влияние на развитие своей личности, измениться. Со временем проявления конфликтности могут сходит на нет, и человек сможет стать более успешным в социуме.
Таким образом, стоит обратить внимание на выше приведенные признаки, постараться обнаружить их и в себе, и в окружающих. Если окружающие вас люди имеют такие черты, то будьте готовы к тому, что в общении с ними могут возникнуть определенные сложности. Если вы обнаружили подобные черты в себе — начинайте меняться как можно раньше. Распознавать людей в первые секунды общения, определять их истинные эмоции по микровыражениям лица и предсказывать их поведение поможет курс Викиум «Профайлинг».
Как определить конфликтных людей?
Наверное, каждому человеку приходилось в своей жизни сталкиваться с конфликтными ситуациями. Но все люди относятся к таким моментам по-разному. Кто-то вступает в споры, а другой, наоборот, проигнорирует и не даст развитие негативным эмоциям. Какими чертами наделена конфликтная личность? Какие типы таких людей бывают и как определить собственную степень конфликтности?
Общие понятия
Интегральное свойство, которое отражает частоту участия в межличностных раздорах, характеризует способность человека к провокациям негативных ситуаций. При высоких показателях индивид становится практически постоянным инициатором напряжений в отношениях с окружающими. Причем это происходит независимо от того, были ли предпосылки для возникновения проблемных обстоятельств.
Все конфликтные люди делятся на определенные типы. В этой статье они будут кратко описаны.
Известно, что темперамент у каждого человека свой, и он тоже относится к тому или иному типу. Например, холерический. Эти люди часто противоречивы в своих решениях. Они наделены подвижной и неустойчивой нервной системой. Однако холерики способны как к быстрому возбуждению, так и к скорому охлаждению эмоций. Это, своего рода, конфликтные люди, которые легко переходят к неконфликтному взаимодействию.
Самооценка
Уровень притязаний в завышенной или заниженной форме тоже способствует развитию межличностных конфликтов и разногласий внутри самого человека. Если человек имеет завышенную самооценку, то окружающие реагируют на это негативно. При заниженной самооценке личность обладает такими качествами, как неуверенность, повышенная тревожность и избегание ответственности. Понятно, что при таких характеристиках в обоих случаях это конфликтные люди для социума.
Уровень притязаний оказывает влияние на идеальную перспективную цель, на ее выбор и очередное действие, а также на уровень самооценки личности.
Описание первых трех видов
Поведенческие характеристики, которыми описаны конфликтные люди в психологии, бывают следующих типов:
Описание других двух типов
Проявление в социуме
Практика показывает, что конфликтный человек в коллективе – это всего 1-3 % от общего числа людей. Но он способен создать весьма большое число затяжных споров. Часто необходимость общаться и работать с такой личностью может создать ситуацию сущего ада. В принципе, все люди в той или иной степени конфликтны. Поэтому, для науки психологии очень важно владеть способами прогнозирования и регулирования ситуаций разногласия. Понимая, как определить конфликтного человека, можно предотвратить или сгладить провоцируемые им ситуации в коллективе. Ведь от этого зависит производительность труда, качество продукта и доход предприятия.
Не секрет, что есть люди, из-за поведения которых постоянно кипят страсти в коллективе. Они в любой момент способны пойти на обострение отношений, а любое малозначимое событие оценивается ими с точки зрения высоких принципов.
Есть и другой тип, вечно всех подозревающий, считающий, что к нему всегда плохо относятся, склонный искать виновников своих неудач. Встречаются также импульсивные люди, жизнь которых – это непрерывная цепочка бурных эмоций, которые обрушиваются на окружающих. Бывают холодные рационалисты. В таких случаях конфликтный характер человека проявится в любой момент ради достижения своей цели. Немало среди нас людей, стремящихся к компромиссам или гасящих конфликты, хотя и не всегда могущих избежать спорных ситуаций.
Еще немного о видах
Кроме выше описанных, типы конфликтных личностей условно разбивают на две разновидности:
Для первого случая конфликтность не является свойством характера. Это просто реакция на конкретную ситуацию. На конфликт такие люди идут, если не находят иного выхода. Для второй разновидности характерно постоянное свойство конфликтности в характере и поведении.
Чтобы определить, конфликтный ли вы человек, можно пройти тестирование. Только важно честно, без тени лукавства ответить на вопросы. Эти тесты есть в интернете на специальных сайтах, посвященных психологии.
Что делать?
Если вы столкнулись с конфликтным человеком того или иного типа, важно знать как на него реагировать, что бы уменьшить вероятность развития негативной ситуации. При встрече с личностью демонстративного типа его поведение лучше игнорировать, а человека загрузить полезной, адекватной работой в изоляции.
Для противодействия ригидному типу личности необходимо использовать тактику взаимодействия через документы. Это могут быть правила, должностные обязанности и т.п. Такая личность должна находиться в определенном статусе и получить четкие документальные объяснения, чтобы были сняты все страхи к любым изменениям.
При взаимодействии с неуправляемым типом личности нельзя давать ту ответную реакцию, которую он ожидает. Речь идет об испуге, страхе, агрессии. Наоборот, необходимо дать обратную, неожиданную, например, спокойствие и холодность. Уместным будет и чувство юмора. Выглядеть смешно такие люди боятся.
Сверхточному типу нельзя давать власть в руки и контроль над другими людьми. Иначе он их заездит. Такому человеку можно дать поручение, ориентированное на предмет. Эти люди делают выводы из ситуации, к тому же часто сильно преувеличенные. У них проблемы с вариативностью.
Бесконфликтную личность стоит отправить на тренинг личностного роста. Для нее важно разъяснить поведенческие нормы в конфликте.
Если вам встретился грубый, без намека на какое-либо чувство такта человек, идущий, что называется напролом, то все попытки цивилизованно поговорить будут тщетны. Для такого человека люди являются инструментом достижения цели. Защититься от него непросто. Он все равно найдет, кого задавить своим авторитетом. В таких случаях лучше спокойно держаться своей точки зрения. Никакие аргументы и ораторское искусство не будут в данном случае иметь значение. Эффекта не будет! При открытых оскорблениях скажите, что не намерены продолжать разговор из-за нарушения правил приличия. В принципе допустимы некоторые уступки, но в главном нужно устоять, без обвинений, упреков и срывания масок. Безусловно, тоталитарным личностям, привыкшим к давлению в межличностных отношениях, противостоять особенно тяжело.
О тех, кто липнет
Человек-«пиявка» не говорит гадостей и не оскорбляет. Он ни ругается и ни в чем прямо не обвиняет. Зато после общения с ним самочувствие и настроение становятся отвратительными, появляется чувство усталости и рассеянность в мыслях. Такая личность не думает о том, что доставляет некоторые неприятности собеседнику. Он рад за себя и за то, что проявляет инициативу в общении. Эти люди считают, что все должны ценить их умение прощать многое. Невольно собеседник оказывается втянутым в его проблемы и переживание отрицательных эмоций. В качестве противодействия таким личностям, можно рекомендовать в конце разговора рассказать «пиявке» о своих ощущениях, изменениях состояния по ходу общения. Это нужно сделать без оценок и упреков, просто описать личные ощущения, возникающие при общении.
О тех, кто слишком податлив
Человек-«вата» производит приятное впечатление. Он сговорчив и уступчив. Но потом, оказывается, что обещанное не выполнено, работа не сделана. Это происходит постоянно. Причин тоже много. Все время что-то мешает выполнить обещание. Кроме того, человек не считает нужным вовремя сообщить о возникших препятствиях. Такой личности нужно четко показать, что слова и дела находятся в разных плоскостях.
О тех, кто всегда прав
Как вести с теми, кто хочет сделать тебя виновным или впадает в пессимизм, граничащий с агрессией?
Обвинителя главное выслушать. А пессимисту необходимо дать время подумать и согласиться с его опасениями. Важно найти полезное в его позиции. Не удивляйтесь, но таким образом он станет вашим союзником.
С пассивно-агрессивным типом лучше вообще не связываться. Если этого не избежать, то не стоит на них рассчитывать при выполнении важных задач. Их проделки нельзя принимать близко к сердцу, не стоит проявлять внешне гнев и разочарование. Важно добиться, чтобы он точно записал, чего от него ждут. Копию нужно сохранить, а ему четко обрисовать значимые для него последствия невыполнения задачи, ход которой будет строго контролироваться. Пока эти люди не сделали ничего плохого, важно держать себя в руках, не предъявляя претензий. Если вы обнаружили перешептывание за спиной, то стоит его обнародовать, сохраняя хладнокровие. Такие люди сильны, сидя в «кустах». Если задать вопрос напрямую, они, скорее всего, растеряются.