Кто такой коренной петербуржец
Кто может себя считать коренным жителем Петербурга?
Каждый день под грохот поездов по столичному железнодорожному вокзалу ступают тысячи будущих москвичей, питерцев, самарцев или казанцев. Пока они только гости – кто-то приехал на учебу, кто-то на поиски работы или с целью забыть о своем происхождении. Несмотря на то, что через пару лет эти люди вольются в ритм большого города, у коренных жителей язык не повернется причислить их к «своим».
Некоторые считают, что в городе должно родиться три поколения. Кто-то уверен — что пять. Эксперты, на примере Санкт-Петербурга, обнародовали свой взгляд на то, кого можно считать истинным жителями большого города.
Гастарбайтеры поневоле
«Коренной» петербуржец, вполне может оказаться наследником самых настоящих гастарбайтеров, которые вынуждены были приехать на крупнейшую стройку 18-го века.
Мегаполис, как любой бизнес-центр, нужно было кем-то заселять. Возведение Петербурга было имперским проектом стратегической важности, поэтому – к строительству города была причастна практически вся Россия.
Петербуржские экспаты
Иностранные специалисты также не по своей воле оказались в Петербурге. В период расцвета Петровской эпохи принято было выписывать экспатов из Германии, Швейцарии и Италии. Инженеры, архитекторы, художники, строители, управляющие – лучшие иностранные эксперты развивали российский город и становились его гражданами.
Петроградцы и ленинградцы
Масштабное обновление коренного населения города случилось на рубеже эпох – 19 и 20 века. Впрочем, взрывная волна накрыла не только Петербург, она беззастенчиво снесла всё на своём пути.
В 1917 году в Петербурге числилось 2,54 миллиона человек. В 1920 году – всего 720 тысяч.
Причиной тому стали погромы, голод и эпидемии. Чтобы вернуть жизнь в город после гражданской войны, Пётр организовал рабочие места, наладил поставки хлеба. Население Петербурга выросло за счет рабочей силой из городов и деревень. В конце 30-х годов в Ленинграде регистрировалось 3,4 миллиона местных жителей.
Современная история Петербурга
По мнению экспертов, все кто приезжает в Санкт-Петербург, могут вполне законно считать себя петербуржцами. Главное, это глубокое уважение к культуре и истории второй столицы России. Как такового, коренного населения в этом городе никогда не было, поэтому каждый новоприбывший петербуржец вносит свой вклад в развитие города.
Феномен «коренного» петербуржца: мифы и реальность
Феномен «коренного» петербуржца: мифы и реальность
Поводом для написания этой статьи стало знакомство с публикацией искусствоведа Н. В. Желанной под интригующим названием «Genius loci Ленинграда».[22] По мнению автора, «за два с лишним века развития города у коренного его населения успели сложиться и закрепиться те черты образа жизни, тот внешний облик и духовные склонности, которые дают возможность говорить о человеке особого типа – ленинградском жителе. Носителем мировоззренческих традиций культуры Петербурга – Ленинграда выступает интеллигенция из числа коренных горожан, составляющая костяк ленинградского общества». При этом с сожалением констатировалось, что «культура коренных жителей Ленинграда постоянно разбавляется группами мигрантов: в связи с низкой рождаемостью механический прирост населения в городе всегда преобладал над естественным».[23] Затем в статье вскользь говорилось о «свойственных мигрантам нестабильных ценностных ориентациях» в отличие от коренных горожан – людей «особого типа», «носителей мировоззренческих традиций культуры Петербурга – Ленинграда».
Столь категоричное противопоставление потомственных, «коренных» жителей Северной столицы петербуржцам в первом поколении все-таки нуждается, как мне кажется, в отчетливом обосновании. Увы! В заинтересовавшей меня статье его не оказалось.
Подобная априорность суждений присуща и другим исследователям «феномена Петербурга». Профессор М. С. Каган, изучавший приметы петербургской субкультуры и особенности ее стиля, считал, что они «порождены деятельностью формировавшегося в граде Петра на протяжении двухсот лет нового духовного слоя россиян – петербургской интеллигенции». И далее: «Само понятие „петербуржец“ стало термином, обозначающим человеческий тип, отличающийся по психологии и поведению. Несмотря на многолетние упорные попытки властей вытравить сам дух Петербурга, несмотря на последовательную политику люмпенизации города, наводнявшегося так называемыми лимитчиками, он сохранил духовный потенциал».[24] Таким образом, мигранты сводятся к «лимитчикам», а «духовный потенциал» Петербурга сохраняется не благодаря, а вопреки приезжим.
По мнению этнодемографа и генеалога И. В. Сахарова, «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение…». После революции, полагает исследователь, «сложившийся здесь (т. е. в Петербурге. – А. М.) мир „Европы в миниатюре“ был безжалостно уничтожен, общеевропейский дух сломлен, и о них стали напоминать лишь внешняя архитектурная оболочка да немногие пережившие революцию, массовые репрессии и блокаду коренные петербуржцы – уцелевшие носители добрых старых культурных традиций».[25] Невольно задаешься вопросом, сколько же среди нас этих немногих «атлантов, держащих небо на каменных руках», коренных петербуржцев, родившихся до 1917 года, переживших «революцию, массовые репрессии и блокаду»? В интереснейшей статье И. В. Сахарова нет ответа на этот закономерный вопрос. Частично свет на него проливает работа Н. И. Гайдуковой, в которой сообщается, что к началу 1990-х годов структура населения города на Неве была такова: родились в Ленинграде 52 % жителей, приехали до войны – 4 %, послевоенные мигранты – 44 %. «Коренных жителей в полном смысле слова (мать и отец родились в этом городе) осталось не более 10 %. Такая интенсивная динамика населения не оказала положительного влияния на городскую культуру».[26] Последнее замечание вроде бы свидетельствует о том, что незначительная доля «коренных жителей» в составе населения Петербурга – примета новейшего времени. Так ли это?
Автор обстоятельного описания столицы начала 70-х годов XIX века В. О. Михневич отмечал «недостаточность в Петербурге собственно петербуржцев, то есть коренных, прирожденных его жителей, составляющих… весьма ничтожный процент в общей массе столичного пришлого населения».[27] В 1897 году неместные уроженцы составляли, по разным оценкам, от 62 до 69 % населения Петербурга,[28] то есть доля мигрантов была значительно выше, чем сто лет спустя. Более того, есть достаточные основания утверждать, что население города на протяжении всей его истории в решающей мере росло за счет мигрантов (табл. 1).
Динамика численности населения Петербурга
Три самых сильных спада численности населения Петербурга произошли в XX веке: в годы Гражданской войны – от 2500 тыс. человек в 1917 году до 720 тыс. в конце 1920 года; в период блокады – с 3400 тыс. (в 1939 г.) до 560 тыс. в начале 1944 года;[29] в период кризиса после распада Советского Союза с 5000 тыс. в 1990 году до 4800 тыс. в 1996 году. Всякий раз восстановление и рост численности населения происходили вследствие приезда в город сотен тысяч новых жителей.
Напомним, что изначально население Петербурга формировалось за счет принудительных переселений. По указу 1704 года сюда ежегодно присылались до 24 тысяч работных людей; большинство, отработав на строительстве новой столицы от двух до трех месяцев, возвращались затем в свои деревни. Рядом указов 1710-х годов «на вечное житье» в Петербург переселены тысячи мастеровых, купцов и дворян из Москвы, Киева, Казани, Архангельска и других городов. Согласимся с В. В. Покшишевским, который писал, что Петербург «смог расти, питаясь соками всей России»,[30] добавив к этому: с первых лет существования города правительство усердно приглашало в Северную столицу иностранных специалистов. Так что «соки», а точнее «сливки», были не только российские.
Впрочем, хотя в XIX столетии сложилось представление о Петербурге как о «немецком» городе, основу его населения всегда составляли русские. В период с 1869 по 1910 год (время проведения регулярных городских переписей) доля русских стабильно составляла 82–83 %. На рубеже XIX–XX веков самыми многочисленными этническими группами в Петербурге были, кроме русских, белорусы, поляки, немцы, финны, евреи, эстонцы, латыши, украинцы.[31] Всего же переписью 1897 года учтено в составе жителей российской столицы 60 этнических групп.
Весьма существенно, что Петербург традиционно пополнялся именно мигрантами, а не слобожанами. В этом проявилось одно из отличий Петербурга от Москвы, которая до настоящего времени прирастает за счет включения в городскую территорию сел и деревень густонаселенной московской округи.
После отмены крепостного права в населении Петербурга непрерывно возрастала доля крестьян (по сословному происхождению) и одновременно расширялась территория их выхода. По подсчетам Н. В. Юхневой, в 1869 году крестьяне составляли 31 % всего населения столицы, в 1881-м – 43 %, в 1890-м – 57 %, в 1897-м – 59 %, в 1910-м – 69 %. Большую часть из них составляли отходники, жившие в Петербурге временно, всего по нескольку месяцев.[32] Уроженцев Петербурга среди живших в городе крестьян в 1910 году оказалось лишь 25 %.[33]
Исследования миграции населения в Петербург во второй половине XIX – начале XX века показывают, что ареал притяжения столицы был самым большим в Российской империи, намного превосходя ареал притяжения Москвы. Больше половины пришлого петербургского населения составляли в начале минувшего столетия выходцы из северных губерний Европейской России (Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Ярославская, Костромская). Важно подчеркнуть, что в течение всего пореформенного периода сила притяжения Петербурга неуклонно возрастала.[34] Среди различных факторов, обусловливавших эту тенденцию, наряду со столичным статусом и ролью крупнейшего промышленного центра страны, назовем следующие.
Во-первых, в «военной столице» был расквартирован многочисленный гарнизон (включая императорскую гвардию и питомцев военно-учебных заведений). Военное население города на Неве с петровских времен и поныне является значительной социально-профессиональной группой, состоящей почти исключительно из приезжих.
Во-вторых, именно в Петербурге получили последовательное развитие практически все направления высшего образования. Естественно, что в городе сложилась значительная группа специалистов, обеспечивающих учебный процесс, и еще бо?льшая группа студентов как временного населения.
Вышесказанное служит объяснением тому, что весьма значительная часть «великих петербуржцев», с именами которых ассоциируются высшие научные и культурные достижения города, не были уроженцами города на Неве. А это М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, Ф. Растрелли, Дж. Кваренги, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ж.-Ф. Тома де Томон, О. Р. де Монферран, В. П. Стасов, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. Г. Рубинштейн, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, М. Петипа, И. Е. Репин, К. С. Петров-Водкин, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, А. С. Попов, В. М. Бехтерев, Н. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, В. Э. Мейерхольд, С. П. Дягилев, Ю. Н. Тынянов, Н. П. Анциферов, С. Я. Маршак, Г. М. Козинцев, А. И. Райкин, Н. П. Акимов, Г. А. Товстоногов и т. д.
Суть нашей гипотезы заключается в том, что именно «чужие», родившиеся и прошедшие первую фазу социализации за пределами Петербурга, а вовсе не «коренные» (потомственные) петербуржцы, роль которых несколько преувеличена, оказывали определяющее влияние на формирование петербургского менталитета, типичных черт петербургской интеллигенции.
История Петербурга показывает, что он развивался как городская общность и совокупность разнообразных укладов (этнических, сословных, социально-профессиональных), которые проявлялись в оппозициях «старое – новое» и «свои – чужие». Именно в процессе непрерывных взаимовлияний и взаимопроникновений укладов с присущими им нормами, стереотипами поведения, деятельности, способами освоения пространства и т. д. происходила их интеграция, складывался новый, особый социально-психологический тип горожанина Петербурга.[35]
Г. П. Федотов писал в 1926 году о Петербурге: «Если бы каждый дом здесь поведал свое прошлое хотя бы казенной мраморной доской, – прохожий был бы подавлен этой фабрикой мысли, этим костром сердец. Весь воздух здесь до такой степени надышан испарениями человеческой мысли и творчества, что эта атмосфера не рассеется целые десятилетия».[36] Размышления Федотова подсказали мне один из источников данного исследования – мемориальные доски Петербурга. Они составляют обширную летопись города, являются особым знаком нашей исторической памяти, данью уважения общества к заслугам выдающихся горожан. Согласно данным Государственного музея городской скульптуры, опубликованным в 1999 году, в Петербурге на тот момент мемориальными досками была увековечена память около 500 человек – деятелей науки и культуры (80 %), освободительного движения (11 %), государственных деятелей и военачальников (9 %).[37] Среди них уроженцами Петербурга—Петрограда—Ленинграда оказались лишь 22,8 % (табл. 2).
Места рождения знаменитых петербуржцев, которым установлены мемориальные доски (данные на начало 1999 года, в % от численности выборки)
Наряду с Москвой, наибольшее число выдающихся петербуржцев оказалось среди уроженцев Тверской и Воронежской губерний, Киева, Нижнего Новгорода, Вятской губернии, Грузии, Латвии, Польши, Германии и Швейцарии, – их в совокупности в данной выборке больше, чем «коренных» петербуржцев.
Важно подчеркнуть, что значительное большинство деятелей, увековеченных мемориальными досками, относятся к XIX – началу XX века, т. е. «золотому» и «серебряному» векам российской культуры, когда лидерство Северной столицы практически во всех видах деятельности было бесспорным.
Данные, характеризующие петербургскую элиту конца XX века, можно извлечь из справочников «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», которые издаются с 1995 года. Они содержат краткие биографии более 500 наиболее влиятельных и известных петербуржцев. Это деятели науки и культуры, промышленники и предприниматели, государственные и политические деятели, военачальники и др. (табл. 3).
Отдавая себе отчет в определенной условности сопоставления данных по выборкам, отраженным в таблицах 2 и 3, мы тем не менее можем усмотреть в них некоторые тенденции:
1) среди влиятельных лиц, так или иначе отмеченных в «рейтингах» известности, доля «коренных» петербуржцев к концу XX века увеличилась в два с лишним раза, хотя по-прежнему выходцы из других регионов составляют больше половины;
2) в составе петербургской элиты не осталось иностранцев по происхождению;
3) резко сократилась доля уроженцев Москвы, Центральной России, Прибалтики, Поволжья;
4) существенно возросла доля выходцев из Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Места рождения наиболее влиятельных и известных петербуржцев конца XX века[38]
Любопытная картина складывается при рассмотрении отдельных социально-профессиональных групп, представители которых входят в состав современной петербургской элиты. Среди академиков РАН уроженцев Петербурга—Ленинграда оказалось 50 %, среди ректоров и начальников вузов – 34,4 %, среди директоров музеев, библиотек и архивов – 58,3 %, среди литераторов – 58,1 %, среди театральных и музыкальных деятелей – 50 %, среди банкиров, промышленников и предпринимателей – 42,8 %, среди представителей органов власти – 49,4 %.[39]
Вслед за С. А. Кугелем следует признать, что «в постсоветском обществе, оттесняя духовную элиту, на первый план выдвигается предпринимательско-купеческая и управленческая элита».[40] Это наблюдение подтверждают исследования Института социологии РАН, где под руководством Татьяны Протасенко с 1997 года проводятся экспертные опросы с целью определения списка наиболее влиятельных людей Петербурга. Согласно опросу, проведенному с 25 мая по 20 июня 2001 года, в число 30 наиболее влиятельных петербуржцев вошли 14 представителей различных властных структур федерального и регионального уровня, 9 бизнесменов, а также 2 редактора петербургских газет (Н. С. Чаплина и А. Ю. Манилова), художественный руководитель Мариинского театра В. А. Гергиев, академики РАН И. Д. Спасский и Ж. И. Алферов, директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский и ректор Санкт-Петербургского университета Л. А. Вербицкая.[41] В этой группе доля «коренных» петербуржцев оказалась чуть меньше половины – 46,4 %.
Какой вывод позволяют сделать эти наблюдения? На мой взгляд, очевидно, что увеличение доли «коренных» петербуржцев в составе элиты Петербурга (в том числе интеллектуальной элиты) по сравнению с началом XX века отнюдь не повлекло за собой взлета петербургской культуры. Скорее наоборот: ослабление силы притяжения бывшей столицы, «где энергетика России собиралась в цивилизацию и снопом излучалась на мир» (Г. Д. Гачев), «железный занавес», лишивший город на Неве притока свежих сил («мозгов») из-за рубежа, резкое сокращение в последнем десятилетии XX века притока мигрантов – все это негативно сказалось на уникальной городской общности «столицы русской провинции» (С. Довлатов).
Петербург был и в значительной мере остается своего рода «плавильным котлом», тиглем, где переплавлялись и превращались в петербуржцев представители других регионов России и зарубежья, постоянно вливавшиеся в его население. В совокупности с другими факторами мощное моделирующее воздействие городского пространства исторического центра Петербурга трудно переоценить. Архитектор В. И. Лелина: «Петербург отпечатывается в каждом, кто входит в его пределы, незаметно, ненавязчиво диктуя стиль поведения, проникая в мысли и чувства».[42] Искусствовед И. Д. Чечот: «Прошлое, великое, значительное, прекрасное, достойное памяти и познания, говорящее о выдающихся людях или просто о петербургских типах, символическое для города, для России, для Европы – петербургское пространство постоянно взывает к себе, не оставляя жителя в покое». Не могу не согласиться с публицистически заостренным выводом Чечота: «Петербург сегодня, если рассматривать его в исторической перспективе XX века, – город, оставленный одними жителями и заполненный другими. Это повторялось дважды: после революции и после войны. Новые жители, к которым относится подавляющее число населения, совсем не чувствуют себя чужими в Петербурге – Ленинграде и смело идентифицируют себя с ним…».[43]
Город на Неве, у которого за 300 лет менялись названия и правители, в котором неоднократно почти полностью истреблялась интеллектуальная элита, а во время войны погибла половина населения, сумел обрести и сохранить неповторимое единство и цельность, вновь и вновь делая своих жителей петербуржцами, независимо от того, где они родились, независимо от их национальности, социальной и конфессиональной принадлежности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Реальность и мифы
Реальность и мифы Победители во Второй мировой войне создали множество мифов. Эти мифы изучались в учебниках и пропагандировались в романах и фильмах. А рассказывать о реальных событиях и фактическом положении дел стало чем—то не патриотичным и как бы враждебным по
Глава 1 Древность. Мифы и реальность
Глава 1 Древность. Мифы и реальность Золотое руно, где же ты, золотое руно? Всю дорогу шумели морские тяжелые волны. И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно, Одиссей возвратился, пространством и временем полный. Осип Мандельштам Царица пиратов Правила царица Тевта
Мифы и реальность Казанского кремля
Мифы и реальность Казанского кремля Совсем недавно, в середине 2009 года, закончилось подведение итогов уникальных раскопок Казанского кремля, длившихся одиннадцать лет. Благодаря им российские археологи смогли опровергнуть несколько легенд и преданий, существовавших
Мифы и реальность. Илья РАЙХЕР
Мифы и реальность. Илья РАЙХЕР Мифы и реальность «Да, измельчали современные мужички, – думают женщины. – Нет больше благородных рыцарей, готовых бросить к женским ногам весь мир, сразиться ради прекрасной дамы сердца с десятком великанов и любить ее беззаветно всю
Мифы и реальность
Мифы и реальность В немалой степени этому способствовали неверные предположения, «мифы», укоренившиеся в сознании политиков и широко распространившиеся в мире.Первый из них – предположение, будто на Ближнем Востоке могло или может утвердиться состояние «ни войны, ни
Мифы или реальность?
Мифы или реальность? Какова же была природа «богов» Озириса, Гора и Сета? Для древних египтян такого вопроса не существовало: все «боги» были фараонами, и все фараоны считались богами. Но для нас, современных исследователей, естественно искать корни египетских верований.
Глава 3. Здоровье фюрера: мифы и реальность
Глава 3. Здоровье фюрера: мифы и реальность До лета 1942 г. каких-либо заметных сообщений о состоянии здоровья «вождя немецкого народа» не наблюдалось. Фюрер стойко перенес поражение под Москвой и во время начала операции «Блау» по-прежнему находился в хорошем
«Батуринская резня» — мифы и реальность (1708)
«Батуринская резня» — мифы и реальность (1708) Многие мифы передавались плутами одного века дуракам следующих веков. Генри Болингброк Об этом историческом событии когда-то говорили мало. Не то, чтобы замалчивали, а просто не акцентировали на нем внимания. Наверное,
Лемурия — мифы и реальность
Лемурия — мифы и реальность Лемурия — это «родственница» Атландиды. Гипотетическая древняя страна, материк, исчезнувший с карты в результате катаклизмов. Интерес к этой загадочной стране начали проявлять во второй половине 19 века из-за двух фактов. Первыми о том, что
«Великий потоп»: мифы и реальность
«Великий потоп»: мифы и реальность Приблизительно на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. шумеры овладели производством бронзы и перешли от пиктографии к словесно-слоговой письменности. С этого времени археологи начинают отсчет Раннединастического периода, первый этап
«ГРЮНВАЛЬД» – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
«ГРЮНВАЛЬД» – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Небезызвестному советскому историку 20-х-30х гг. ХХ в. Михаилу Покровскому принадлежит крылатое изречение: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». В определенном смысле это действительно так. Наглядным примером служит
Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность
Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность Особое место среди загадок древней столицы занимает таинственная Библиотека Ивана Грозного, по широко распространенному мнению, сокрытая где-то в московских подземельях. В тайне Библиотеки, не спешащей показаться на глаза
6.4. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ РУССКИХ СОБЫТИЙ
6.4. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ РУССКИХ СОБЫТИЙ В обычных войнах, которыми так богата история человечества, есть правые и виноватые. Есть алчные, агрессивные нападающие, имеющие цель, есть пострадавшая сторона, терпящая бедствие в борьбе за жизнь и ее блага. В Гражданской войне нет
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ В 1965 году судьба столкнула Лифтона с Даллесом. Он выступал перед студентами Калифорнийского университета, среди которых был и Лифтон. Между ними вспыхнул спор по поводу доклада комиссии Уоррена, показавший, что Даллес, как, может быть, ни один другой член
Исламистский или исламский терроризм: мифы и реальность
Исламистский или исламский терроризм: мифы и реальность А. А. Степанов, кандидат исторических наук, журналистТерроризм, как его ни называй, исламский или исламистский – это не только социальное зло. С ним надо бороться. Но чтобы эта борьба не стала охотой за привидениями
Кто такой коренной петербуржец
Настоящий КОРЕННОЙ петербуржец называет город именно Питером (а по употреблению «Санкт-Петербурга» как раз вычисляет приехавшего, да не просто приехавшего, а дешёвого пижона).
Ничего не имеет против белых ночей. Часто их любит.
Никогда не называет хлеб булкой.
Кроме «центра» любит Петроградскую сторону :=).
Совсем не обязательно живёт «в центре», и уж совсем не обязательно «имеет антиквариат».
Помнит, что «городская» булка (с гребешком) — она «французская».
Потомственный местный
«Настоящий КОРЕННОЙ петербуржец называет город именно Питером (а по употреблению «Санкт-Петербурга» как раз вычисляет приехавшего, да не просто приехавшего, а дешёвого пижона).» — это ваши понаехавшие фантазии или враньё.
Всё в точности наоборот.
Светлана
Корюшку едят не только в Петербурге, ее ест весь Сахалин и часть Дальнего Востока России.
Виктор Александрович Мазаев
Статья полный отстой, будто автор просто ненавидит жителей этого замечательного города (сам коренной Ленинградец, но уже 33 года живу в Ростове-Дону-на) больше половины полная чушь, а остальная часть правдива наполовину.
лень дальше объяснять тупому автору
Татьяна
Люди, ау, слово,,питерцы,, абсолютно классическое, неучи, вы классиков перечитайте.
Владимир, дорогой вы мой одногородник! Четыре ошибки в написании, две из которых — грубые, — слишком, даже для гневного письма. Наверное, все-таки, только жена, извините, — петербурженка! С уважением к вам и правилам русского языка.
Женщина, что за чушь Вы написали, ей Богу.
Владимир
Татьяна
А я согласна, не во всем, но во многом с автором. К примеру: «Питер», это вобще как оскорбление)), ну правда))) Это о стереотипах. Уж лучше : «А вы из Ленинграда?» Да, не из Питера)))
Екатерина
Полнейшая чушь!
Автор застряла в прошлом веке.
Алина
Сергей
Удивляюсь, почему многие известные личности стыдятся рождения в Ленинграде, утверждая, что родились в Питере, Питербурге, или как его там сейчас
Ольга
Ольга
За то, что, ты родился, в Ленинграде, не может быть стыдно.
Какая-то путаница. Никто здесь не говорит «булка хлеба». Я такого выражения не слышала ни разу в жизни. Некоторые пункты очень спорны, но юмор оценила. Больше всего насмешили макаронами с сахаром. У меня в детстве была подруга, которая ела макароны с сахаром. Интересно, что она наш город не любила с детства, а лет 10 назад уехала жить в Москву.
Юлиана
БОльшего бреда о петербуржцах я еще нигде не читал. Я коренной петербуржец, но в пышечной последний раз был лет 20 тому назад, и беру не ржаной хлеб а рижский или карельский, и Питер говорю, пусть автор историю города хорошо почитает. может и вспомнит откуда это. Ленинград сейчас говорится только во обозначении временного интервала блокады, как Петроград упоминается во время первой мировой и революции. За одеждой всегда слежу, а вот обувь по частым лужам может и запачкаться. Создается впечатление, что автор писала отсебятину почитав таких же горе-спецов.
Олег Демидов
Самое грустное, что такие петербуржцы, как описано в статье, это те, кому сейчас 50+ (июль 2019). Те же, кому 30+, 40+ — это капризные взрослые дети, которые постоянно ноют по поводу и без. Очень любят качать права (тут просьба не относить это к блатному жаргону) и очень не любят, когда из-за их частой некомпетентности напоминаешь об их обязанностях… Тогда вся хваленая «культура» улетучивается мгновенно.
И, само собой, считают своим личным достижением, что они родились и выросли в Петербурге. На прямые вопросы «рождение здесь — это Ваше личное достижение?» и «что Вы лично сделали хорошего для своего города?» никогда не находят, что ответить, а лишь рассыпаются нецензурщиной, смотрите пункт 11 статьи.
Алекс
Наталья
Автор статьи написала конкретно про себя. Просто удивительно, что она уверена, что такие все Петербуржцы.
Александр Васильевич Зиновьев
Как неожиданно увидеть вот это: «Про «поребрики» и «парадную» здесь не будет ничего. Про это вам расскажет Задорнов», когда Михаила уже нет! Можно даже написать нет с нами.
Мне повезло служить на Архипелаге Новая Земля с ребятами из Ленинграда. Это 65 — 68 гг. Причём я один Москвич, а остальные, за исключением тракториста, из Петрова града. И я от ребят впервые и услышал именно Питер! Причём не отрицался Ленинград, но и не произносился Санкт Петербург! А ещё — обязательно найду время и всё всё прочту — косточка людская есть и в Москве. Но к 2019 году Москву сильно размыло народными массами. Я вот совершенно не представляю себе как можно сидеть за столиком в забегаловке у прозрачного окна, да большого и что-то кушать, когда у окна на улице окажется тот кому очень даже не до жиру. Или другая картина! Такие же огромно-прозрачные окна, а за ним неким барышням моют волосы (голову) стригут и пр. Я не принимаю людей, идущих по улице и что-то жующих или пьющих! Уверен, что такое позволить себе не в силах ни старые Ленинградцы, ни Москвичи.
Сергей
Друзья! А еще совершенно правда что блокадницы имеют пенсии около 40 000 рублей. и медицинское обслуживание типа стентирования коронарных артерий и т.д бесплатно и без очереди. Замечу, что, оборудование куплено на деньги Федерального бюджета. Но, только больные из других регионов вынуждены стоять много лет в очереди. Пусть коренные Петербуржцы не любят приезжих! Пусть знают — приезжим они противны и насчет культуры «Питерской»- любой спуститесь в метро и наблюдайте Питерских отпрысков которые не поднимают зад своим хвалёным пенсионерам культурным и блокадникам. Смешно…
Евграф Евстафьевич
Любезный, вам либо в Москву пора, либо на Пряжку. А то нервы то у вас ни к чёрту..
Алекс
ЭТО НЕ ПРАВДА,НЕ ПОДНИМАЮТ СВОИ ЗАДНИЦЫ ДЕТИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ,КОТОРЫМ НЕ ПРИВИЛИ КУЛЬТУРУ,УСТУПАТЬ МЕСТО СТАРШИМ ВЕЗДЕ,И ПОЖАЛУЙСТА НЕ НАДО НАГОВАРИВАТЬ.
Сергей
Как-то наблюдал каотину в метро.
Зашли две женщины, лет, эдак по 60. Все сиденья были заняты, но стоящих было мало, то есть, вагон свободный. Я стою.
С ближайших кресел тут же встали парень китайской внешности и, рядом с ним сидящий, таджикской внешности. И пошли к дверям.
Обе тётки довольные плюхнулись в кресла, и одна говорит другой вполголоса:
— Вот эти всегда уступают место, а наши ни за что не уступят.
Сергей
Друзья! Кто-то пишет про чистокровных петербурженках возраста а-ля около 90 благоухающих и с кристально бело-выглаженными воротничками… Седьмой год живу в СПБ после шести лет жизни в моей любимой Москве! Где на это посмотреть? На Петроградке жуткие зассатые «парадные»! В метро старые бабки в жутких шубах потрепанных молью с наглым видом дающие понять что они хотят сесть! Одновременно с этим детишки этих петербуржцев уткнулись в телефоны и накакать им на этих «антикварок». Заявляю ответственно; в метро бывшего Ленинграда уступают место старикам ТОЛЬКО таджики и узбеки! Продолжение хваленой Ленинградской интеллигенции в ус не дует поднять зад и уступить место хваленой старухе-блокаднице. Всё о чем пишут про культуру ленинградцев и старух ухоженных — ПОЛНОЕ враньё. За семь лет насмотрелся я на это Питерское хамство. Кому-то выгодно врать!
Сергей
Моя хорошая знакомая,с которой мы прожили 18 лет в месте, тоже была Коренной ленинградкой и вся родня её в СПБ жила ещё при Екатерине второй.И хотя она в конце 60-х уехала из города,она до конца своих дней гордилась тем,что была Ленинградкой по национальности (как она сама любила говорить) и настоящей Блокадницей.Опять же, её злило очень,когда она слышала про блокадников и повторяла:Ну какие они блокадники,они незаслуженно льготы получают,ибо когда война началась,то все из окрестных сел и деревень в Ленинград рванули вот их и считать стали почему-то блокадниками хотя они не Ленинградцы вовсе.Таких как я настоящих уже и не осталось почти…Также она говорила что Питером город называют понаехавших ибо коренной Санкт-Петербуржец никогда не назовет Санкт-Петербург Питером…Очень ненавидела СОБЧКА,который в 91-м переименовал Ленинград,да и много чего рассказывала ленинградского,только я жаль не запомнил,Например говорила,что плетённую булку с маком у них в Ленинграде халла называли.И когда мы уже в месте жили ( в Архангельске) её здесь никто ни понимал.Пойдём в магазин за хлебом,она: мне халлу пожалуйста.
-Чего-чего вам,часто её переспрашивает.Она их всех скабарями называла.Помню как-то на улице подвыпившего мужчину встретили,непомню,какой-то разговор начался,он и говорит:
-Я мол тоже Ленинградец из Ленинграда,а она ему:
-Ленинградец?,а чтож морда у тебя рязанская тогда.О
-Ну,да родители у меня из под Рязани,Но родился я в Ленинграде…
Алекс
Вот мАсквича сразу отличишь,просто прелесть.
Андрей
Мне очень сильно противен и омерзителен этот вечно чужой,очень страшный,очень опасный военно-транспортный объект под ихними названиями-Ленинград-Петербург-Петроград-Санкт-Петербург.На меня в этом проклятом городе смеррти уж было несколько покушений на убийство..Здесь меня с раннего детстгва периодически грабят,унижают,оскарбляют.Я пришел в этот мир с добром,а кровавый и жестокий городишко глубоко плюнул мне в самую душу.Давно уже говорю себе и всем:»-Когда я от сюда уеду как можно дальше!»»-Быть может за стеной Кавказа я скроюсь от твоих пашей…»-М.Ю.Лерпнтов.-Да тут не стена кавказа,а Тихий океан и Атлантика обязательно нужно мне преодолеть в очень скором времени что бы на всегда избавиться от города-убийцы-проклятого ихнего и вечно чужого залитого моей кровью городишки-Ниецшанца и ихнего мертвогого длэя меня материка.Я остался абсолютно один в ихем чужом городе в ихней чужой для меня и очень опасной стране. Мама!Мамы уже давно нет…-Когда я от сюда уеду?!-Здесь все залито моей кровью!-Здесь мне очень больно и очень плохо!-Когда я от сюда уеду?!-Написал житель Санкт-Петербурга-Ленинграда в третьем поколении.
Факёль
…противно даже думать, что может придти в голову типичному представителю «понаехавших» на тему: «Почему петербуржцы любят собак? …и зачем на этом акцентирует внимание автор?»
Чтобы Вы не думали, что это генетическая привязанность к животным, как к пище, оставшаяся со времён блокады Ленинграда, поясню: это не манера, не принцип и не тенденция, навязанная кем-либо, это просто выражение потребности в настоящих (в высоких, какими их принято сейчас называть), искренних чувствах преданности, любви и дружбы, на которые «понаехавшие» попросту неспособны. Причиной тому, на мой взгляд, может служить то, что абсолютное большинство людей (и петербуржцев в том числе) привыкли со школьной скамьи, что им всё разжуют и в их ротик положат (покажут фильмы, где обучат нравам и манерам; выпустят ГДЗ, для их успеваемости в школах; создадут им оптимальные условия развития их «нравственных потребностей»… напишут пояснительный комментарий к статье, в конце-то концов!), при том убедят их в том, что они «сами всего добились», потому что нравственных интересов у них, к великому сожалению, нет, а значит, ими можно запросто манипулировать, навязывая им интересы, нравы и тенденции (что не свойственно петербуржцам).
Имея опыт проживания в других городах России, могу сказать, что «схожесть» интересов, тенденций и нравов людей в разных городах выглядит однообразной только в сети, где принято выставлять свои «имущественные блага и достижения» напоказ, укрывая личные качества, интересы и нравы (сначала от всех, а потом и от самих себя, что рано или поздно приводит к психическим отклонениям, оказывающим деструктивную функцию на них самих и на окружающих).
Вот и думайте, булка хлеба в Питере или булка/хлеб, не отвлекайтей на «всякую ерунду» 🙂
Алекс
Факёль
На мой взгляд, нет смысла говорить о фактах приведённых в статье. В любом случае, коренные жители, познакомившись с мнением автора, не будут биться головой о стенку, пытаясь доказать или опровергнуть что-либо, они просто пройдут мимо, подчерпнув необходимую информацию для себя. Их интеллектуальный уровень ясно указывает, что суть этих статей — это попросту травля в интернете, которая неспособна ни на что, кроме формализации негативного отношения к их «утончённой» натуре.
Прежде чем делать выводы по отношению к данной статье, «подливая масла в огонь» своими «индивидуальными» мнениями, вдумайтесь, весь ли диапазон мнений Вы способны учесть?
Правильно, правильно написали! Автору респект… конечно не все, но большинство коренных именно такие — амебные, любящие собак, презирающие приезжих (на которых замечу держится весь город, и опять же практически во всех крупных фирмах руководители приезжие, а не коренные)… Понаехали — это их фраза… но что бы вы делали если бы мы не понаехали… спились бы в коммуналках..
Сергей
Почитал статью и комменты. В комментах поразило отсутствие часто толерантности (типичная черта для питерца) и даже антисемитизм ( здесь это просто смешно, но уже вовсю процветает). Никогда не говорим «понаехали». Коренные москвичи тоже так не говорят. Беда Москвы и СПб сейчас — масса приезжих. В Питере приезжие часто не могут полюбить наш, действительно, гнусный климат) А как полюбить тогда город? Мы сами любим их — климат и город — через силу. В Москве климат гораздо приятнее и зимы симпатичнее. Но надо промучаться здесь несколько поколений, чтобы возвращаясь из Прибалтики, где порядок и чистота, испытать в грязных предместьях уже Петра странное любовное тоскливое чувство Родины. Это входит в кровь. Непереносимо поэтому видеть огромное количество людей заслуженно не любящих и не могущих никакой силой полюбить это проклятое место) Так вот создаётся коренной житель здесь — вопреки природе. Думаю, что если есть в человеке эта тоска по европейской культуре сквозь русское вечное неустройство и хмарь — он легко делается питерцам. Как Достоевский, знаете ли. Город у нас очень странный. Мы можем без белых ночей и без Эрмитажа, но без привычки считать себя чуточку больше европейками, чем вся остальная полудикая Россия, без этого нам никак) И ещё тут живы люди, создававшие этот город. Их давно нет, но они есть. Такого не почувствуешь ни в одном городе в нашей великой стране. Это любой питерец подтвердит — что город живой. Место мистическое. И мы все тут слегка не в себе) Но безобиднейшим образом. Так что на приезжих нам относительно наплевать: они тут такие же тени от низко летящих облаков, как и мы сами. )
Не смогла пройти мимо Вашего комментария. Просто отлично, Сергей.
Алекс
БРАВО. КАКОЙ ПАССАЖ. МИНУТОЧКУ,МИНУТОЧКУ, Я КАЖЕТСЯ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ,НУ КОНЕЧНО- ДА, ВЫ ИМЕННО СУЩЕСТВО.
Алексей
Я коренной (по матери 4-е, по отцу 7-е поколение). Никогда не хотел работать в Эрмитаже. Статья — деревенский бред. Все парижане хотят работать в Лувре?
Виктория
Очень просто — неопрятен (как правило) или банально одет безо всякого вкуса, пассивен, ленив, что не мешает ему мечтать (о несметных богатствах), живет с мамой (и прочими родственниками четырьмя поколениями в одной квартире), работает охранником/офисным работником (вставить нужное), самая простая и не слишком прибыльная должность, из целей — накопить «Тойоту», «Мазду» или какое-другое авто, но как правило в конце концов сдается (с зарплаты грузчика много не отложишь-то), берет ипотеку, затягивает туже пояс и…Если что, это сарказм. Ну юмор у меня такой. Доля правды есть.Вообще, среди коренных, которые занимают высокий пост у себя в городе, очень и очень мало таких.
Дмитрий Владимирович
Я аристократ… тьфу ты, — коренной житель в 3-м поколении. Не без удивления прочтённый опус — по большей части фигня престарелой ленинградки, коих в моём детстве было предостаточно, злобных уличных бабок во всей своей принципиальности. Соглашусь лишь насчёт последних 3-х пунктов: о Мотвиенко, корюшке и вымирающих из-за взыскательности барышень питерских мужчинах (да и хуz с ними, с барышнями).
Василий
Не знаю кто сказал, что петербуржцам не нравится словой «Питер»
Эльза
Добрый вечер. Я коренная петербурженка и большинство моих друзей тоже. В обносках люди не ходят, одеваются прилично, пусть и скромно. В зависимости от достатка, вещи могут быть не дешёвые, но никак не вульгарные, это правда. Мы консервативны, но не возражаем против модерна, главное, чтобы это соответствовало необходимому уровню этики и морали. Чаще действительно говорим Петербург, Питер называют молодое поколение. Обязательно любим искусство, даже если и не очень его понимаем. Вежливы и учтивы. От белых ночей в восторг не приходим, это верно подмечено. Приезжих любим, если они любят наш город и, как тоже верно сказано, стараются соответствовать.
Любовь
Странная статья. Я живу в Ленинграде-Петербурге с рождения, вот уже 45 лет, и никогда не слышала сочетания «булка хлеба», никогда не слышала «понаехали», и чтобы название «Питер» не переносили — тоже.
Александр
Я коренной Питерец, в 4-м поколении, сам живу с рождения, т.е. 38 лет.
Из того, что описано в статье:
1. Хлеб действительно всю жизнь беру ржаной, другой беру, если нет ржаного. Почему — даже и не знаю. Корюшку тоже люблю.
2. По поводу одежды вообще не заморачиваюсь. Могу и в ватнике ходить. Правда, и ботинки чищу редко.
3. Езжу по городу на общественном транспорте или хожу пешком
4. В Эрмитаже не был лет 20 с лишним
5. Сморкаюсь на улице все время, вообще мое здоровье от идеала далеко
6. Семьи и детей нет, заработок небольшой, хотя есть высшее образование
7. К приезжим отношусь нормально, если они не ведут себя как жлобы.
Понаехали тут
Елена
Автор статьи
Спасибо комментаторам статьи. Хочу обратить внимание, что я не коренной житель СПб и моя статья не научный опус, а скорее иронические заметки и наблюдения ЗА ТЕМ, что вокруг меня. ЗА МОИМ кругом общения в СПб. Когда пишут о пролетарском составе коренных жителей СПб, то ПИШУТ О СЕБЕ. Только и всего. Потому обвинения в том, что кто-то кичится своим статусом коренного — это к вам же самим, дорогие мои. Я родилась и долго жила в ЛАТВИИ. Кстати, М.Пиотровский, директор Эрмитажа, вряд ли может считаться коренным, т.к. мама у него из «понаехавших», что культурный человек из местных тем более, всегда знает и что заметно у комментаторов. Впрочем, мужчины СПб всегда любили привозить жен «из-за моря» — это тоже одна из особенностей местных жителей. В остальном все рассуждения здесь об Эрмитаже исходят от понаехавших(что выдает их с головой) и тех, кто не в курсе(то есть с пролетарских окраин). Могу пояснить, что по семье имею отношение к Эрмитажу как к месту работы в течение многих лет и видимо что-то об этом знаю
Татьяна
17.05.2016 / Ответить
Боже мой, ну какая глупость данная статья…… Я коренная жительница жительница Васильевского острова славного города на берегах Невы и Финского залива…. И все написанное в статье не имеет никакого отношения к жителям нашего города, и тем более к традициям!
Основное отличие местных жителей это речь, доброжелательность, и внешний вид. У нас не принято женщинам ходить на работу и/или в учреждение с голыми коленками, а мужчины никогда не пойдут по улицам в шортах (бриджах, и других коротких штанишках) и никогда мужчина не пойдет на улицу БЕЗ НОСОК» начнем с того, что «без носКОВ» будет грамотно.
Спасибо за внимание к статье. Она написана давно, наверное ее уже можно дополнить новыми наблюдениями, напр. на мой взгляд верное «3. в целом он домосед, выходит неподалёку от дома, но из центра уже почти выжили их жизненное пространство за редким исключением»
Ольга
Сразу видно, что вы не коренная ленинградка. И по всей видимости наблюдали за такими же как вы. Ваши наблюдения полный бред, это я вам говорю, как родившаяся в Ленинграде, у которой и предки отсюда
Владимир
Интересная мысль. Но автор слабовато подготовилась. Я не из Питера, а из ленобласти. Питером город всегда называли во времена ленинграда, возможно теперь станут называть ленинградом чисто в пику. булка хлеба конечно чисто московское. В Питере булка всегда белая, а хлеб чёрный. обращения к женщине нет, пропало после 1917 года. Но дамы это коробит, тогда уже и вальты. ранее было обращение господа (в смысле господины и госпожи) Но из-за тотальной бедности это невозможно произносить, я пользуюсь барышня, это нейтрально
Татьяна
Боже мой, ну какая глупость данная статья…… Я коренная жительница жительница Васильевского острова славного города на берегах Невы и Финского залива…. И все написанное в статье не имеет никакого отношения к жителям нашего города, и тем более к традициям!
К примеру «понаехали» — говорят только те, кто приехал чуть раньше понаехавших)))))
Всегда город называли Питером, во всяком случае на Васильевском… да и на Петроградской стороне — раньше это был рабочий район…. Лучше вснго узнать наш город можно прочитав (не посмотрев, а именно прочитав) книгу «Петербуржские трущобы» Крестовского.
Основное отличие местных жителей это речь, доброжелательность, и внешний вид. У нас не принято женщинам ходить на работу и/или в учреждение с голыми коленками, а мужчины никогда не пойдут по улицам в шортах (бриджах, и других коротких штанишках) и никогда мужчина не пойдет на улицу без носок. У нас не принято сорить и плеваться.
Женщина обязательно умеет приготовить еду, и занимается хоть каким-то рукоделием.
Животных действительно любят, но содержат далеко не все.
Было принято на лето снимать дачу, хотя в последнее время уже стали иметь свои личные дачи, раньше (до 70 годов) это не было принято.
Ну где-то так…
Ах да…. посиделки на кухне…. да, любому гостю рады — на стол выставляем все, что есть в запасах….. ))))))
Всем всех благ!
.
Наталия
Я понаехавшая краснодарка, работаю и общаюсь с коренными жителями.
Половина фактов мне кажется очень сомнительной, но утверждать не могу. Насчет одежды — да, петербуржцы одеваются куда проще, чем москвичи, но мне это даже нравится.
«Питер» я сама никогда не употребляла и не люблю эту форму. Я вообще все эти формы «Кулек» вместо «Университет культуры» и Питер вместо Петербурга не люблю.
Светлана
Коренные спокойно и с гордостью называют и всегда называли город Питер. Истинные Ленинградцы спокойны к приезжим и не говорят «понаехали». Есть хлеб, и есть булка: никакой булки хлеба, это разные вещи. Мы любим правильную речь и пишем грамотно. Ленинградцы любят кошек. Одеваются стильно и недешево, это для нас естественно. Кроме насморка, есть еще детские отиты(застуженные уши). Ленинградцы моют руки после улицы. Интересуются прогнозом погоды, ждут солнца. Белые ночи мы любим. Автор статьи могла бы изучить вопрос получше, прежде чем писать подобное.
Елена
Добрый день.
Я — петербурженка в пятом поколении (могу проследить свою семью до прапрабабушки…))). Я говорю булка и батон. Различаю батон по советским названиям. Бережлива ввиду советского, но не бедного детства, просто юность пришлась на 90-е годы и всегда должно быть что-то на «черный день».
Говорю Питер и Васька…)))
Помню от прабабушки, окончившей гимназию и имевший братьев офицеров и путейцев, которых в семье звали Жоржик, Паля, Зиновий, так вот помню, что ушки у девушки должны быть прикрыты волосами/прической (половина уха по этикету должна быть закрыта точно).
В моей семье четко живет поговорка: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи!» И да, я не ношу цыганщину, но не пренебрегаю яркими красками, но однозначно стиль моей одежды, поведения, разговора и отношений — классический!
Кстати, чаще всего, мы не носим подделок, бижутерию и т.д. Мы слишком ценим все настоящее, стильное и уважаем самобытность! Особая черта — огромная любой к городу! Причем любим и себя в городе и город в себе. Пренебрежение же к приезжим может возникнуть исключительно в случае невоспитанности последних…)))
Как-то так…)))
Лидия
Владимир
Я из Ленобласти. Во-первых довоенных петербуржцев, ленинградцев, их потомков почти нет. После войны квартиры заселяли комиссары, позднее партноменклатура, торгаши.
Во-вторых, это неважно, так как городу всего 300 лет, тут все понаехавшие. Н.В.Гоголь, к примеру. Вообще, считаю, что поскольку русский литературный язык создан в Питере, а так его ещё в Ленинграде называли, то вот тот, кто им владеет, тот и перербуржец. Например, четко произносится ч — «что», «булочная» в отличие от московских «булошная», «што». Не о-кают, не тянут ааа, иии. Возражения:
1. аристократов, как уже говорил, практически нет. Поэтому Питер вполне нормально.
2. да, даже алкоголики со стажем в совдеповских времён забегаловке, 20-ка на Пушкинской, листали альбом скульптуры Эрмитажа за столом между глотком портвейна.
3. в целом он домосед, выходит неподалёку от дома, но из центра уже почти выжили их жизненное пространство за редким исключением.
4. джинсы гладить жлобство, тем более стрелки, эта одежда сделана для удобства, обувь он любит добротную, на года, так как слякотная погода дешёвую обувь тут же убъёт.
5. знает недорогие хорошие заведения, которые ещё остались. иногда можно и в Метрополе съесть котлету дешевле, чем в дорогом кафе.
6. Покупает как ржаной круглый, так и дарницкий, буханкой который. Батон по 16, по 22 белый, булкой может его назвать, булочка по 7 коп или по 4. Конечно же никаких булок хлеба в питере не может быть, в москве, да. А вот белый хлеб есть, это буханка ситного и всё. И хорошего портвейна, к сожалению, давно нет, перешли на сухое. полусладкое.
9. про даму, тогда уже и валет. Лучше говорить барышня. За время советской власти ничего не придумали вместо господин и госпожа. Теперь же говорят дамы и господа, но это неграмотно, достаточно сказать господа.
Семён Ешурин
Не надо смешивать «что» и «булочная». Я привык говорить «што», но «булочная». Мои родители «понаехали» в Ленинград в 30-е годы.