Кто такой лепсе в кирове
Лепсе, Иван Иванович
Биография
Ян Лепсе родился в Риге в семье рабочего. С четырнадцати лет работал формовщиком в литейном цехе на рижском заводе «Фельзер». В шестнадцать он стал членом партии социал-демократов, вскоре — руководитель существующей на заводе маленькой ячейки большевистской фракции РСДРП. Участвовал в Первой мировой войне, получил ранение и был демобилизован в связи с непригодностью к дальнейшей службе.
В 1915 году устроился рабочим на один из заводов в Петрограде и быстро занял место среди большевистских агитаторов. В 1917 году Лепсе был секретарём районной организации большевиков Петроградской стороны. После 7 ноября руководил биржей труда, затем возглавлял Петроградский союз рабочих-металлистов. В годы гражданской войны был член Реввоенсовета 7-й армии.
С 1921 года И. Лепсе возглавлял всероссийский, затем — всесоюзный профессиональный Союз металлистов. Избирался членом и кандидатом в члены ЦК партии, был бессменным членом президиума ВЦСПС, входил в руководство Профинтерна, участвовал в международных конгрессах профсоюзов.
6 октября 1929 года И. И. Лепсе скончался в результате тяжёлой болезни, похоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Память
Именем Лепсе названы:
Напишите отзыв о статье «Лепсе, Иван Иванович»
Литература
Отрывок, характеризующий Лепсе, Иван Иванович
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций.
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L’armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L’expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l’armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l’armee francaise; l’incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l’Oder, l’armee russe fut aussi atteinte par, l’intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.
В честь кого назван ДК Лепсе?
В архивах сохранились сотни документов, свидетельствующих об огромном авторитете, которым пользовался среди рабочих и служащих этот незаурядный человек.
Родился Лепсе летом 1889 года. После окончания двухгодичного начального училища работал учеником формовщика в литейной мастерской завода Фельзер» в Риге. Именно здесь он впервые увидел забастовку рабочих и стал невольным свидетелем жестокой расправы полиции над ними. Картина грубого насилия навсегда врезалась в его память, подтолкнула на путь борьбы.
Несмотря на тяжелую работу литейщика, Иван усиленно занимается самообразованием, учится на четырехгодичных вечерних курсах, много читает. В 1907 году его избирают председателем первой в Прибалтике культко-миссии союза металлистов. А с начала первой мировой войны Лепсе на фронте. В одном из боев был тяжело ранен. После длительного лечения в апреле 1916 года Лепсе под именем Андрея Пукито приезжает, скрываясь от полиции, в Петроград и начинает работать слесарем на фабрике Шредера.
В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПЕТРОГРАДЕ
Приезд в Петроград совпал с началом борьбы за восстановление и легализацию профессиональных союзов. И. Лепсе был в самом ее центре. Уже в марте 1917 года он возглавил профсоюз на фабрике Шредера, а вскоре его избирают членом Центрального правления союза металлистов Петроградской стороны. Вместе с Я. Свердловым, А. Скороходовым он баллотируется в гласные районной Думы.
Вся дальнейшая деятельность Ивана Ивановича неразрывно связана с профсоюзом металлистов. Так, в декабре
1917 года он заведует Петроградской биржей труда, является секретарем Центрального правления союза металлистов Петрограда.
Это было тяжелое время. После выхода России из войны надо было перевести народное хозяйство на производство мирной продукции: не хватало топлива, сырья и материалов, закрывались заводы и фабрики. Десятки тысяч рабочих остались без работы. Большую помощь им оказывали профсоюзы, и особенно правление союза металлистов. В декабре 1917 года оно, обсудив вопрос о безработице, обратилось в организацию «Центролес» с просьбой расширить работы по заготовке дров, используя для этого безработных, и тем самым сократить и безработицу, и недостаток топлива. 12 декабря 1917 года правление союза металлистов после доклада Лепсе «О безработице и работе биржи труда» приняло решение скоординировать средства союзных фондов по безработице, организовать общественные столовые и питательные пункты для бесплатного питания безработных. Многие фабрично-заводские комитеты на свои средства ремонтировали помещения столовых, создавали новые, обеспечивали их необходимым инвентарем и посудой. Помощь безработным стала важнейшей заботой всех профсоюзов.
Особое внимание Лепсе уделял эвакуации безработных из Петрограда. Только с декабря 1917 года по 30 июня
1918 года эвакуировано из Петрограда в провинцию 49548 безработных и 51865 членов их семей.
В эти дни Лепсе часто бывал на заводах и фабриках, выступал на митингах и собраниях. Его простые и доходчивые выступления были близки и понятны рабочим, и они верили ему. Он говорил открыто и прямо о трудностях и если обещал помощь материалами, сырьем или топливом, то всегда выполнял.
НА ФРОНТАХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В нем мы видели не только вдумчивого руководителя боевыми действиями дивизии, задушевного собеседника и товарища. Он был душой коллектива».
Подтянув резервы, 15-я армия готовилась в сентябре к новому наступлению. Но в начале октября 1920 года пришла весть о прекращении боевых действий на польском фронте. Перемирие потом перешло в мир.
Лепсе подготовил для президиума ЦК профсоюза записку, в которой обращал внимание работников аппарата ЦК и президиума на повышение роли профсоюза в восстановлении металлопромышленности страны, улучшении материального положения металлистов, повышении их культурно-технического уровня. Его позицию поддерживали многие. Именно поэтому в октябре 1921 года пленум ЦК ВСРМ избрал И. Лепсе председателем ЦК профсоюза.
ВЕРНОСТЬ ПРОФСОЮЗНОЙ СОЛИДАРНОСТИ
Одновременно с работой в союзе металлистов Лепсе активно участвует в международной деятельности советских профсоюзов. Он является членом Исполбюро Проф-интерна и Англо-русского комитета единства, оыл членом советских делегаций на «Конгрессе мира в Гааге в 1922 году и конгрессе английских тред-юнионов в Гулле в 1924 году, на международной экономической конференции в Швейцарии в 1927 году. Он возглавлял первые делегации советских профсоюзов в Китай и Японию, активно боролся за интернациональное единство металлистов всех стран.
На Женевской международной экономической конференции И. И. Лепсе в своем выступлении от имени советских профсоюзов предложил развернуть борьбу за 8-часовой рабочий день и 6-часовой рабочий день на тяжелых и вредных работах (в большинстве капиталистических стран в 20-е годы рабочий день был от 9 до 11 часов), за увеличение заработной платы, за государственную помощь безработным, полную свободу профсоюзов.
ИМЯ, КОТОРОЕ ОСТАЛОСЬ В ПАМЯТИ
6 октября 1929 года после тяжелой болезни ушел из жизни Иван Иванович Лепсе.
В день похорон газета «Известия» сообщала: «8 октября с утра стали прибывать многочисленные рабочие делегации из Ленинграда, Нижнего Новгорода, Тулы, Харькова и других городов.
. У Дома союзов долго волновался человеческий прибой, шли тысячи, шли металлисты из АМО и «Динамо», из заводов Коломны, Подольска и Люберец. Замедленным шагом проходили они мимо останков И. И. Лепсе. Он был известен, близок и всеми любим».
Прах И. И. Лепсе покоится в Кремлевской стене.
Имя Лепсе было присвоено многим заводам, дворцам культуры, клубам, техникумам, кораблям, улицам, площадям во многих городах страны. Был завод имени Лепсе и в Ленинграде, который затем вошел в производственное объединение «Ленарматура», которому было присвоено имя Лепсе.
ЦК профсоюза рабочих-металлистов назвал жизненный путь И. И. Лепсе путем российского рабочего класса.
Виктор Носач, доктор исторических наук, г. Санкт-Петербург
Журнал «Профсоюзы», №7, 1999г., стр. 30-32
ЛЕПСЕ Иван Иванович
ЛЕПСЕ Иван Иванович
(02.07.1889 — 06.10.1929). Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 06.19.1929 г. Член ЦК РКП(б) — ВКП(б) в 1924 — 1929 гг. Кандидат в члены ЦК РКП(б) в 1922 — 1924 гг. Член партии с 1904 г.
Родился в Риге в семье рабочего. Латыш. Окончил начальное училище и образовательные курсы. Подростком начал работать на машиностроительном заводе «Фельзер» формовщиком-литейщиком. Участник революции 1905 — 1907 гг. (Рига). Возглавлял стачечное движение на заводе, создал из числа рабочих боевую дружину, обучал ее тактике уличных боев. Один из организаторов Рижского союза металлистов. После поражения революции работал в подполье, руководил заводской партийной организацией. В Первую мировую войну был призван в армию, после тяжелого ранения на фронте демобилизован, работал с 1915 г. в Петрограде. Участвовал в политических и экономических забастовках, вел активную антивоенную агитацию. После Февральской революции 1917 г. председатель райкома партии Петроградской стороны, заведующий биржей труда, член Центрального правления Союза металлистов. С 1918 г. секретарь Петроградского комитета союза рабочих-металлистов. В январе — июне 1919 г. член РВС 7-й армии, член комитета обороны Петрограда от войск Юденича. Во время войны с Польшей, в июле 1919 г. — феврале 1920 г. военком 10-й стрелковой дивизии, в сентябре — декабре 1920 г. 11-й стрелковой дивизии. С конца 1920 г. секретарь, затем председатель Петроградского совета профсоюзов. В марте 1921 г. заместитель комиссара Южной группы войск при подавлении Кронштадтского восстания, за что был награжден орденом Красного Знамени. Затем до 1929 гг. председатель ЦК союза металлистов. Во время дискуссии о профсоюзах выступил за ленинскую платформу. Боролся с «рабочей оппозицией». Являлся делегатом Х — ХV съездов партии. Избирался членом ВЦИК и ЦИК СССР, членом президиума ВЦСПС и ВСНХ СССР. Был членом Исполнительного бюро Профинтерна, народным заседателем Верховного суда СССР. ВЦСПС принял в связи с его кончиной обращение ко всем рабочим и работницам СССР, в котором призвал удвоить «энергию в деле индустриализации страны и социалистического переустройства сельского хозяйства», усилить «борьбу за генеральную линию партии». Прах погребен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Читайте также
КОНЕВСКОЙ Иван Иванович
КОНЕВСКОЙ Иван Иванович наст. фам. Ореус;19.9(1.10).1877 – 8(21).7.1901Поэт, критик. Сборник стихов и медитативной прозы «Мечты и думы» (СПб., 1900), «Стихи и проза. Посмертное собрание сочинений» (М., 1904, со статьей В. Брюсова).«Товарищ он был на редкость обаятельный. Правдив, отзывчив,
ФУНДУКЛЕЙ ИВАН ИВАНОВИЧ
ФУНДУКЛЕЙ ИВАН ИВАНОВИЧ (род. в 1804 г. – ум. в 1880 г.) Тринадцать лет кряду исполнял Иван Иванович нелегкие обязанности Киевского гражданского губернатора. Киевляне избрали своего чудаковатого любимца почетным членом Императорского университета имени Святого Владимира
Иван Иванович Октябрев
Иван Иванович Октябрев Победная эйфория, как известно, быстро сменилась долголетней «холодной войной».После Второй мировой на Западе оказалось довольно большое количество наших граждан, не пожелавших возвращаться в «коммунистический рай». Напротив, они захотели всеми
КОРОТКОВ Иван Иванович
КОРОТКОВ Иван Иванович (26.04.1885 — 14.11.1949). Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 25.09.1923 г. по 23.05.1924 г. Член ЦК РКП(б) в 1922 — 1924 гг. Член ЦКК РКП(б) — ВКП(б) в 1924 — 1934 гг. Член КПК при ЦК ВКП(б) в 1934 — 1939 гг. Член КПСС с 1905 г.Родился в деревне Турсино Владимирской губернии. Из крестьянской
КУТУЗОВ Иван Иванович
КУТУЗОВ Иван Иванович (1885 — 1937). Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 09.08.1921 г. по 03.04.1922 гг. Член ЦК РКП(б) в 1921 — 1922 гг. Член КПСС с 1917 г.Родился в деревне Новоселки Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Русский. Окончил 2 класса сельской школы. С 1900 г.
МЕЛЬНИКОВ Иван Иванович
МЕЛЬНИКОВ Иван Иванович (07.08.1950). Секретарь ЦК КПСС с 26.07.1991 г. по 23.08.1991 г. Член Секретариата ЦК КПСС с 14.07.1990 г. по 26.07.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1972 г.Родился в г. Богородицке Тульской области в семье служащего. Русский. В 1972 г. окончил механико-математический
Иван Иванович
Иван Иванович Мне совсем не хотелось снова становиться дачевладелицей, но видя, как тяжело переживает Ваня косые взгляды хозяев съемных дач, я поняла, что другого пути нет.В поисках дачи нам помогала Зинаида Семеновна Маркина, одна из основательниц дачного кооператива
ТАРАСЕНКО Иван Иванович
ТАРАСЕНКО Иван Иванович Иван Иванович Тарасенко родился в 1923 году в селе Ивановка Ровнянского района Кировоградской области в крестьянской семье. Украинец. В 1931 году с семьей приехал в Магнитогорск. Учился в школе № 5 (ныне № 41). В 1938 году поступил в школу ФЗО в Карталы.
МАСЬЯНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ
МАСЬЯНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ Было это студеной осенью 1941 года, на ближних подступах к Москве. На позиции полка, в котором старший сержант Масьянов командовал взводом разведки, гитлеровцы бросили танки.Держа в руках связку гранат, Масьянов сказал:— Ни шагу назад!Он с волнением
Загрядский Иван Иванович
Загрядский Иван Иванович Родился в 1918 году в деревне Урвановка Новомосковского района Тульской области в семье крестьянина. Окончив в 1937 году среднюю школу, по комсомольской путевке поступил в Смоленское артиллерийское училище и с тех пор находится в рядах Советской
Ларкин Иван Иванович
Ларкин Иван Иванович Родился в 1924 году в деревне Слобода Белевского района Тульской области. Учился в семилетней школе, работал в колхозе. В мае 1942 года призван в ряды Советской Армии. Сражался на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Был тяжело ранен. Звание
Морозов Иван Иванович
Морозов Иван Иванович Родился в 1913 году в городе Богородицке Тульской области в семье рабочего. После окончания школы учился в сельскохозяйственном техникуме, работал зоотехником Ново-Медвенского совхоза. С 1934 года — в Советской Армии, с 1937 года — инспектор управления
Панин Иван Иванович
Панин Иван Иванович Родился в 1907 году в дер.Ногаево Чернского района Тульской области. В 1932 году призван в ряды Советской Армии. Окончил Качинское авиационное училище. Участвовал в Великой Отечественной войне. Погиб в боях за Родину 11 апреля 1944 года. Звание Героя
Савощев Иван Иванович
Савощев Иван Иванович Родился в 1913 году в селе Афанасьево Алексинского района Тульской области. Здесь учился и работал. В 1929 году поступил в школу ФЗУ Тульского оружейного завода. Работал на оружейном, потом на заводе НКПС. С 1935 года в Советской Армии. В Великой
МАЮРОВ Иван Иванович
МАЮРОВ Иван Иванович Иван Иванович Маюров родился в 1918 году в селе Убиенное Юргамышского района Курганской области. По национальности русский. Член КПСС с 1945 года. После окончания Кислянской семилетней школы поступил в Талицкий лесотехнический техникум (Свердловская
ИВАН ИВАНОВИЧ ЛИПАТОВ
ИВАН ИВАНОВИЧ ЛИПАТОВ Иван Иванович Липатов окончил ВВМИУ им. Дзержинского в мае 1940 года, был назначен сразу на «К-21» и был единственным офицером, сделавшим на ней все 12 походов.Придя на лодку, за короткое время хорошо изучил всю материальную часть по своему заведыванию.
Руководство
Генеральный директор АО « ЛЕПСЕ »
Геннадий Александрович МАМАЕВ
Родился 9 мая 1953 года в Кировской области. Образование высшее профессиональное, окончил Кировский политехнический институт по специальности «инженер-электромеханик». Кандидат технических наук, член-корреспондент Академии медико-технических наук.
Трудовую деятельность начал в 1971 году электромонтажником треста «Верхневолгоэлектромонтаж».
После службы в Советской Армии и учёбы в институте в 1979 году поступил инженером-конструктором в электромашиностроительное производственное объединение им. Лепсе.
Спустя 21 год, в 1992 году был назначен техническим директором ОАО «ЛЕПСЕ». За это время прошёл все ступени карьерной лестницы: инженер-технолог, старший инженер-технолог, заместитель начальника цеха, начальник цеха, заместитель начальника производства, начальник производства.
В 1997 году избран генеральным директором ОАО «ЛЕПСЕ». За годы его руководства освоено более 100 типов новых изделий. Идёт активный процесс модернизации производства с использованием самых современных технологий. Сохраняется и продолжает развиваться социальная сфера, стабильно работают программы помощи ветеранам и поддержки молодых работников предприятия.
2001-2011 г.г. – депутат двух созывов Законодательного Собрания Кировской области. Председатель комитета по промышленности, ЖКХ, строительству, транспорту и связи.
Инициировал и возглавил разработку закона Кировской области «О промышленной политике», ряда других базовых для экономики и социальной сферы законов.
Председатель регионального отделения Союза машиностроителей России.
Председатель Общественного совета при УМВД России по Кировской области
Медаль «За отвагу на пожаре»
Звание «Заслуженный машиностроитель»
Знак «Почётный авиастроитель»
Благодарность и именные часы Президента РФ В.В. Путина
Благодарность Правительства РФ
Почётные грамоты Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания РФ
Звание «Почётный гражданин города Кирова»
Орден Преподобного Сергия Радонежского III степени
История Октябрьского проспекта. Часть 14
От «беконки» до КУТШО по Филейскому шоссе
Слева и справа
Редкие слободки вдолб бывшего тракта (из которых, пожалуй, сохранилась одна Ананьинская) уступили место заводам. Конечно, сегодня правильно говорят, что заводы надо было строить по левой стороне, а жилье – ближе к берегу. Тогда бы в городе получился отличный район с видами. Но что уж теперь…
Поворот начинается с мясокомбината, построенного еще в 30-е годы. Раньше в народе его называли «беконка», а ветераны близлежащих районов до сих пор вспоминают обеды в столовой «беконки» в 50-60-е годы за 50 коп. старыми (фактически за медный пятачок).
На месте угловой АЗС еще не так давно стояло заброшенное красное кирпичное здание – общежитие мясокомбината.
Ну, а дальше начинается голимая промзона. Справа – товарная железнодорожная станция Долгушино. Слева – хлебокомбинат, зарастающий торговыми центрами бассейн, троллейбусное депо и стадион.
Главное в этом квартале – все таки площадь.
Поменяли вождя на трибуна
Говорят, еще до войны на месте площади был архиерейский пруд правильной круглой формы. А примерно на месте нынешнего гастронома – высокий рубленый терем, архиерейская дача. Заброшенный терем сгорел в одну ночь, где-то году в 1953-м. А пруд засыпали еще раньше.
Теперь здесь площадь. В центре площади памятник Кирову на фоне православного храма. До Мироныча на этом же постаменте когда-то стоял «Отец народов»…
Но все же, в облике площади доминируют проходные и цеха завода Лепсе, благодаря которому здесь все, собственно, и строилось.
Республика КУТШО
Кстати, даже в суровые военные годы лепсенцы, если можно так сказать, обустраивали будущий Октябрьский проспект. После 14-16 часовой работы всем коллективом строили бревенчатую дорогу от города – ведь Филейское шоссе (как стал называться к тому времени тракт) от самого завода «Крин» было разбито до невозможности.
Кстати, даже в те военные времена руководство завода думало не только о плане, но и о других насущных проблемах. Например, уже в 1943 году на месте запланированной Горсоветом кондитерской фабрики завод решил построить свой Дом культуры (кто помнит: старый, деревянный, рядом с современным ДК «Родина»). Но это уже маршрут нашего дальнейшего путешествия…
А на старинных фотографиях хорошо прослеживается эволюция площади: мощение ее булыжником, старый памятник, объявления военного времени… В девяностые здесь отреставрировали «куранты» над заводской проходной, которые и сегодня каждый час отбивают известную всем мелодию – «Я люблю тебя, жизнь»…
История Октябрьского проспекта. Часть 15
Проезжая «латунку»
Сегодня мы сделаем предпоследнюю остановку в нашем историческом путешествии по Октябрьскому проспекту. Как-то невежливо пропустить столь большой отрезок… И хотя архитектурных шедевров в этом заводском районе немного, история этого отрезка бывшего Филейского шоссе богата событиями.
Итак, едем на север от площади Лепсе. Полногабаритные дома выстроены заводом Лепсе еще в пятидесятые. А вот подземный переход (кстати, первый в городе) открылся в знаменательную дату – в 1968 году, в день печально известного майского взрыва на стадионе «Трудовые резервы». (В этот день ребятишки с нашего двора вечером поехали бегать по переходу, и потому не пошли на стадион, и, может быть, благодаря этому уцелели).
Здесь территория завода Лепсе как бы переходит в территории «ОЦМ».
Кировский завод по обработке цветных металлов (в народе – «Латунка») официально был введен в строй в 1956-м году Приказом Министра цветной металлургии, хотя первый слиток сплава Л62 был выпущен на заводе 5 декабря 1955 года.
Всего лишь за год до этого было завершено строительство путепровода над железнодорожной веткой. Первый троллейбус №3 прошел здесь 20 февраля 1954, соединив площадь Лепсе с площадью ХХ партсъезда.
Раньше тут был нерегулируемый переезд, где скапливались огромные пробки автомашин и гужевых повозок (при той-то интенсивности движения!), а порой происходили серьезные аварии. Об одной из них вот так рассказывал первый начальник кировского ГАИ И.Царьков: «На переезде у завода ОЦМ в 1952-м году случилось страшное по своим последствиям происшествие. В конце года в ночное время произошла крупная и страшная авария,при которой погибли 9 человек – рабочие завода Лепсе, в т.ч. водитель Арасланов. Арасланов работал в эту ночь дежурным в гараже завода на грузовом автомобиле ЗИС-5. В 2 часа ночи, проезжая с большим количеством рабочих через железнодорожный переезд, был сбит маневренным грузовым поездом. Там была сторожиха, но она прозевала. Машина вдребезги разбита. Когда я приехал на место трагедии, стоял крик. У некоторых оторвало руки, ноги… Машину паровоз после столкновения тащил метров 70. Рядом с Араслановым сидел стажер (раньше водители ездили со стажером), от удара он вылетел из кабины, и, видимо в шоке, побежал в другую сторону. По счастливой случайности стажер этот абсолютно не пострадал».
За мостом – поселок ОЦМ, название уже почти официально не употребляемое. Поселок возник в 50-е годы на месте бывшей пригородной деревни Тиминцы. Долгое время, уже после того, как построили путепровод через железную дорогу, остановка троллейбусов и автобусов называлась не «завод ОЦМ», а «Тиминцы».
Через год пустили Дом культуры и столовую. Одно время, по недосмотру, в буфете начали были разливать «красулю», но руководство вскоре одумалось и запретило».
Вот такая яркая насыщенная жизнь была на «латунке». ДК «Металлургов» был популярен у молодежи в плане танцев еще в 70-80-е годы (особенно, когда закрывалась на зимний сезон знаменитая «Халтура»).
Но в целом, все осталось как было задумано вначале – только деревья выросли и закрыли дома и ДК от проезжей части… Несколько лет назад отреставрировали скверик с фонтанчиком у заводоуправления ОЦМ – только, говорят, никого туда гулять не пускают.
А наш путь лежит дальше, в конечную точку проспекта – на Филейку.