Кто такой министр образования
Министр просвещения Российской Федерации
Кравцов Сергей Сергеевич
Осуществляется через Общественную приемную Правительства
Российской Федерации
Записаться на прием
Родился 17 марта 1974 года в городе Москве.
Образование:
– Московский государственный открытый педагогический университет, специальность «учитель математики и информатики»;
– Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, специальность «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка».
Учёная степень/учёное звание:
Доктор педагогических наук, доцент.
Трудовая деятельность:
– учитель математики в школе № 176 города Москвы;
– аспирант Института информатизации образования, научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института управления образованием Российской академии образования;
– помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– директор Федерального центра тестирования;
– директор Института управления образованием Российской академии образования;
– заместитель директора, директор Департамента регионального развития, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации;
– руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– Министр просвещения Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 39).
Сергей Кравцов
Биография
Сергей Кравцов сумел проделать путь от школьного учителя до министра просвещения РФ. Таких высот чиновник добился благодаря трудолюбию, вниманию к проблемам российского образования и переосмыслению собственного опыта работы.
Детство и юность
Датой рождения Сергея Кравцова является 17 марта 1974 года. Мальчику посчастливилось появиться на свет в столице России — Москве. О родителях и ранних годах биографии политика известно мало, зато достаточно сведений о его образовании.
После окончания школы юноша выбрал для себя педагогическую специальность — поступил в гуманитарный университет имени писателя Михаила Шолохова (МГГУШ). Будущий министр был прилежным студентом и завершил учебу с отличием, но по специальности работал недолго.
Вскоре молодой человек задумался о получении второго высшего образования, ради чего поступил в МГИМО. Уже в 2000 году он окончил вуз, имея на руках диплом в области муниципального и государственного управления.
Личная жизнь
Личная жизнь политика нечасто становится темой для обсуждения в СМИ. Кравцов женат, в семье растут двое детей — сын и дочь.
Карьера
Путь по карьерной лестнице чиновник начинал с работы учителя математики в школе, которую в прошлом окончил. Этот опыт позволил молодому человеку изучить систему образования изнутри, понять ее проблемы и особенности, а затем двигаться дальше.
В 1997 году Кравцов начал работать при Российской академии образования, получив должность в Институте управления образованием. Он прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией, после чего задумался о дальнейшей карьере. Это привело мужчину в Министерство образования РФ. Спустя 2 года после начала службы Сергей занял пост помощника Виктора Болотова, руководившего Рособрнадзором.
В это время мужчина продолжал заниматься научной работой. После успешной защиты диссертаций ему была присвоена степень кандидата, а затем и доктора наук. В написанных трудах Кравцов акцентировал внимание на процессе организации учебы.
Старания Сергея были оценены, и уже в 2008 году он возглавил организацию «Федеральный центр тестирования», которая занималась вопросами улучшения и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Он стал инициатором создания системы всероссийских проверочных работ, необходимых для промежуточного контроля качества знаний. Год спустя мужчина занял руководящую должность в Институте управления образованием.
На этом карьерные взлеты государственного деятеля не закончились. В 2011 году он приступил к исполнению обязанностей ректора в Академии повышения квалификации сотрудников образовательной системы. В тот же год в качестве работника Минобрнауки Сергей Сергеевич получил пост директора в Департаменте регионального развития.
Следующую должность Кравцов получил в Минобрнауки. Он стал директором департамента, в обязанности которого входит управление конкурсными процедурами и программами. Затем мужчина возглавил Рособрнадзор, став преемником Игоря Муравьева. В период, когда ведомость подчинялась Министерству образования и науки, политик был временным заместителем министра.
Среди заслуг Сергея в качестве руководителя Рособрнадзора усовершенствование системы ЕГЭ. При нем экзамены стали более творческими и открытыми с точки зрения критериев оценивания. Он реформировал технологии обеспечения безопасности процедуры. Деятельность руководителя оценил Виктор Болотов, который похвалил обоснованность и своевременность политики Кравцова.
Чиновник также выступал за необходимость введения процедуры защиты для директоров региональных школ, чтобы они доказывали соответствие занимаемой должности. Он отметил, что в Москве распространена практика, когда будущие директора проходят онлайн-тестирование, которой не хватает в менее крупных городах.
В интервью для ТАСС государственный деятель высказался о проблемах, существующих в российских вузах. Он отметил непрофессионализм преподавателей, необъективность оценивания, взяточничество и заниженные требования к знаниям. Чтобы решить вопрос, мужчина занялся разработкой системы государственного контроля за высшей школой, сократил количество вузов для повышения качества обучения, уменьшил число непрофильных специальностей.
Также Кравцов работал над списком рекомендаций по поводу использования школьниками мобильных телефонов, который был выпущен Рособрнадзором. В качестве пояснения мужчина добавил, что не является сторонником запрета гаджетов, но считает, что их применение не должно мешать работе учителей, нарушать учебный процесс и отражаться на качестве знаний, получаемых детьми.
К целям, поставленным политиком, относится проведение тестирования школьников на гибкие компетенции. Он считает, что такая процедура могла бы помочь в разработке программ оценки качества знаний. Активность чиновника не осталась без внимания — в 2016 году его заслуги были отмечены благодарностью, выраженной российским правительством.
Сергей Кравцов сейчас
В начале 2020 года появилась новость об отставке Дмитрия Медведева и его подчиненных. По решению Государственной думы председателем нового правительства был назначен Михаил Мишустин. Вскоре после этого появилась информация о возможном выдвижении Сергея Сергеевича на пост министра просвещения вместо Ольги Васильевой. 21 января кандидат был утвержден Владимиром Путиным.
Кто такой Сергей Кравцов. Что мы знаем о новом министре просвещения
Вечером 21 января бывший руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов был назначен новым министром просвещения. На этом посту он сменил Ольгу Васильеву, которая возглавляла министерство с мая 2018 года. Рассказываем, кто такой Сергей Кравцов и что он говорил о ЕГЭ, гаджетах в школе и проблемах образования.
У Сергея Кравцова два образования — «учитель математики и информатики» (окончил Московский государственный открытый педагогический университет) и «государственное и муниципальное управление» (вторую специальность будущий министр осваивал в МГИМО).
Достаточно долго Сергей Кравцов работал в структурах Российской академии образования (РАО), там же, в Институте информатизации образования, защитил диссертацию «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа». Доктор педагогических наук, доцент.
«Профессиональный, очень конкретный, технически продвинутый, умеет выстраивать долгосрочные отношения», — так характеризует Сергея Кравцова вице-губернатор Санкт-Петербурга, бывший заместитель министра просвещения Ирина Потехина.
В 2002 году Кравцов начал работать в Министерстве образования РФ, был помощником руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Виктора Болотова, а в 2008 году возглавил Федеральный центр тестирования, который разрабатывал процедуру проведения ЕГЭ.
«Через десять лет никакого ЕГЭ не будет»
В 2013 году он возглавил Рособрнадзор, с 2017 года совмещал этот пост и работу в качестве заместителя министра образования. После того как Рособрнадзор был напрямую подчинен правительству, а не министерству, Кравцов в число заместителей министра не вошел. С 2013 года ведомство под руководством Кравцова постоянно работало со структурой единого экзамена, отвечало за проведение ВПР и ОГЭ.
«В 2014–2015 годах в процедуру и содержание итоговой аттестации были внесены изменения, обеспечившие прозрачность ЕГЭ и сделавшие экзамены более творческими. Эти изменения в значительной мере сняли остроту проблемы ЕГЭ. Экзамен продолжает планомерно совершенствоваться, но по числу поступающих сейчас предложений мы видим отсутствие запроса в обществе на радикальные изменения», — так в 2019 году Кравцов говорил об экзамене и его восприятии в обществе.
Виктор Болотов, бывший руководитель Рособрнадзора, академик РАО:
«Каким министром будет Сергей Сергеевич Кравцов, я не знаю, мне трудно предполагать, какие решения он будет принимать.
Но могу сказать однозначно: когда он стал руководителем Рособрнадзора, ЕГЭ находился в очень сложной ситуации. К экзамену было потеряно доверие у родителей и у общества в целом — слишком уж много махинаций скрывалось, слишком много было утечек. Но Кравцов за два года смог навести порядок, и доверие к ЕГЭ вернулось — об этом говорят опросы как общественного мнения, так и мнения профессионального сообщества.
Во-первых, он наладил жёсткий контроль за исполнением федеральных норм региональными органами управления образования. Потому что тогда регионы стали часто пользоваться ЕГЭ для решения собственных проблем.
Во-вторых, он проследил за технологическим усовершенствованием систем безопасности. Когда я как бывший руководитель Рособрнадзора занимался введением ЕГЭ, у нас были очень хорошие контакты со специалистами по безопасности, контроль был на высоком уровне. А потом все стали спускать на тормозах. И Кравцов вынужден был восстанавливать этот контроль и совершенствовать технологическое обеспечение безопасности.
Вообще, главное для меня в любом руководителе — это доказательная политика. Когда решения принимаются не потому что «я так хочу», а потому что есть развернутая система доказательств и аргументации, почему те или иные вещи делать нужно или не нужно. Доказательная политика, основанная на исследованиях и на экспертном мнении, — это сейчас для нашего правительства самое главное, что может быть. Слишком часто принимаются волюнтаристские решения».
Что ещё? Например, Сергей Кравцов…
1. Выступал против любых рейтингов на основе ЕГЭ
Глава Рособрнадзора, как и предыдущий его руководитель Виктор Болотов, выступал категорически против рейтингования на основе ЕГЭ, так как это, по мнению Кравцов, могло привести к фальсификации экзамена: «Бесспорно, результаты единого госэкзамена должны анализироваться, но исключительного для того, чтобы помочь подтянуться слабым школам или муниципалитетам, чтобы пересмотрели свою работу институты повышения квалификации, чтобы разрабатывались методические рекомендации».
2. Ратовал за публичную защиту директоров школ при назначении
Кравцов считает, что столичный опыт, где с 2013 года действует система утверждения директоров государственно-общественными структурами, может быть распространен на регионы: «Есть отдельная проблема по назначению директоров школ. В Москве сегодня назначение многоуровневое: директора школ онлайн защищают возможность стать директором школы, публично. И эту практику тоже на многие регионы нужно распространить», — говорил Кравцов.
3. Говорил о проблеме оценки системы вузов
В большом интервью агентству ТАСС именно так он ответил на вопросы о вызовах в системе образования: «Сейчас стоит еще один очень серьезный вопрос. Многие ребята, которые хотят учиться, приходят в вуз, и там требования бывают ниже даже, чем в школе: преподаватели не приходят на занятия, необъективное оценивание, взятки за экзамены и зачеты. Это очень сильно демотивирует. Наша ключевая задача на сегодня — чтобы была объективная оценка в системе высшего профессионального образования».
4. Объяснял сокращение вузов качеством образования
Такое заявление он сделал на первом заседании рабочей группы по разработке новой системы государственного контроля за высшей школой с участием ректоров ведущих вузов страны в 2018 году (после скандалов, связанных с аккредитациями Европейского университета и Шанинки): «В 2012 году у нас было 566 государственных вузов с 998 филиалами и 518 частных с 523 филиалами. Вы все помните это время, помните заявления о профанации высшего образования в ряде вузов, о переизбытке экономистов-юристов. За шесть лет мы при вашем участии разобрались с теми вузами, которые давали некачественное образование. Это было непросто, но сейчас у нас 484 госвуза с 428 филиалами и 149 частных, у которых остался 81 филиал. Кроме того, мы сильно сократили преподавание непрофильных для вузов специальностей».
5. Предлагал отменить аккредитацию вузов
Кравцов говорил о формальности текущей процедуры и возможности ее замены на более, с его точки зрения, эффективную: «Что предлагается для обсуждения — уйти от выездных документарных проверок качества образования. Возможно, как идея — я очень аккуратно говорю, — совершенствование той процедуры, которая называется „аккредитация“. Возможно, ее отмена. Подчеркиваю: возможно. И введение взамен аккредитации как раз оценки подготовки обучающихся».
6. Говорил о необходимости тестирования на гибкие компетенции
О том, что Рособрнадзор собирается с 2020 года исследовать soft skills российских школьников, Кравцов заявил на V Международной конференции «Школьное образование XXI века: формирование и оценка гибких компетенций»: «С 2020 года мы (Рособрнадзор. — Прим. ред.) планируем запустить национальные исследования качества образования, ориентированные в значительной степени на оценку гибких компетенций, чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать полученные результаты для развития наших национальных экзаменов и других процедур оценки качества образования».
7. Уверял, что не сторонник запрета гаджетов в школе
После выхода нашумевших рекомендаций Рособрнадзора о мобильных телефонах в школе Сергей Кравцов пояснял, что речь идет не о запрете смартфонов и планшетов, а о рациональном их использовании в учебном процессе: «Это не запрет ни в коем случае на мобильные телефоны. Это рекомендации, как использовать, чтобы не нарушать учебный процесс, не мешать работе школы, чтобы школа давала хорошее, качественное образование».
Кто такой Валерий Фальков — новый Министр образования России: карьера и достижения, биография
Президентом РФ 21 января 2020 года подписан ряд Указов о назначении руководителей министерств в составе обновлённого правительства страны.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации теперь возглавляет Валерий Николаевич Фальков.
Валерий Фальков родился в Тюмени 18 января 1978 года. Вскоре после его рождения родители по направлению переехали на работу в Казанский район Тюменской области. Детство его прошло в сельской местности. Он легко совмещал хорошую учёбу с занятиями спортом — хоккеем, тяжёлой атлетикой. В 1995 году окончил с отличием поселковую школу и поступил на юрфак ТюмГУ.
После успешной сдачи госэкзаменов получил диплом университета по специальности «юриспруденция» и стал аспирантом ТюмГУ. Окончил аспирантуру в 2003 году досрочно, защитив кандидатскую диссертацию по теме совершенствования правового регулирования предвыборной агитации.
Карьера и достижения
В своей профессиональной университетской деятельности Валерий Николаевич прошёл путь от заместителя заведующего кафедрой до избрания в 2013 году ректором ТюмГУ. С 2015 году возглавляет Совет ректоров учреждений высших учебных заведений Тюменской области.
С 2012 года входит в состав руководства «Ассоциации юристов России» местного региона.
В 2014 году стал Лауреатом высшей юридической премии «Юрист года — 2014» Тюменской области.
Как высококвалифицированный юрист, он привлекался к разработке Законов РФ в части избирательного Кодекса и Референдума в Тюменской области, административно-территориального устройства ЯНАО и других.
Политика
С 2013года по 2016 год работал в гордуме Тюмени, в которую баллотировался от «Единой Россия». Он возглавлял комиссию по градостроительным и земельным вопросам.
До своего назначения министром работал депутатом Тюменской областной думы.
Общественная деятельность
Фальков инициировал ряд проектов, которые способствуют развитию науки и образования Тюменского региона.
Для поиска одарённых детей в 2011 году организовал межрегиональную многопрофильную олимпиаду для учеников школ «Менделеев».
В целях юридического просвещения населения региона участвовал в создании «Открытой школы права».
В рамках нацпроекта «Наука», который призван объединить работу по обучению специалистов вузов с деятельностью компаний крупного бизнеса и научных организаций, академий наук, будущий министр принимал участие в создании межрегионального Западно-Сибирского НОЦ.
Центр проводит работу в направлениях обеспечения экологической безопасности человека и окружающей живой природы, исследования Арктических ресурсов, применения наукоёмких, информационных технологий в промышленности добычи и переработки нефти и газа.
Одной из задач НЦО является развитие новых форм высшего университетского образования, которые предполагают подготовку квалифицированных кадров с навыками предпринимательской деятельности.
Учитывая большой опыт работы господина Фалькова в юриспруденции, его профессиональные достижения в научной и образовательной сферах, в 2018 году его избрали в Совет при президенте РФ по науке и образованию. С января текущего года Валерий Николаевич участвует в разработке поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации.
Министры образования России. Интересные факты. Биография министра образования России
Список министров образования России пополнился новым именем. Этим событием ознаменовался целый ряд перемен в Минобрнауки. В августе 2016-го был назначен новый министр образования России.
Пост заняла О. Ю. Васильева, ранее работавшая зам. начальника Управления администрации президента РФ по общественным проектам. Ею на должности был сменен Дмитрий Ливанов, возглавлявший ведомство с 2012 года. Ливанову была поручена работа спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной.
Оценка Кремля
Новый министр образования и науки России является «своим человеком» в научном и педагогическом и сообществе; прекрасным экспертом, осведомленным обо всех проблемах этой сферы изнутри, добавил чиновник.
По словам П. Зенковича, назначение Ольги Васильевой на должность министра является в определенном смысле потерей для Управления, но в то же время и честью, поскольку президентом принято решение именно сотруднику Управления поручить выполнение столь ответственных задач.
Чиновник напомнил журналистам, что О. Васильева начала работать в Управлении с самого момента его создания, т. е. 3 с половиной года назад. Ею было взято на себя решение вопросов, касающихся содержательной части системы образования. Ранее в правительстве О. Васильева также занималась проблемами образования. Свою трудовую деятельность она начинала школьным учителем. По мнению П. Зеньковича, Ольге Васильевой прекрасно удается находить общий язык со многими представителями научного сообщества и высшей школы.
Кандидатура Ольги Васильевой на пост министра образования и науки была предложена В. Путину председателем правительства Дмитрием Медведевым, который считал, что этим может быть достигнута интенсификация работы по приоритетным направлениям, в том числе в сфере образования. Президент с этим предложением согласился.
Знакомство
О. Ю. Васильева является российским государственным деятелем, историком, религиоведом, педагогом, доктором исторических наук, профессором, действительным государственным советником РФ 2 класса. Она стала первой в российской истории женщиной на посту министра образования и науки.
Кроме того, с 2002 года О. Васильева заведует кафедрой гос.-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, является профессором Московского гуманитарно-экономического ун-та.
Биография министра образования России: ранние годы
Будущий министр род. 13.01.1960-го в г. Бугульме (Татарстан) в семье школьных учителей. С 1979-го (после окончания дирижёрско-хорового отделения института культуры в Москве) по 1982-й работала учителем пения в столичных школах.
В 1982-м году Ольга Васильева поступила в Московский государственный пединститут на вечернее отделение исторического факультета, помимо учебы, работала в московской школе №91 учителем истории. В 1987-м О. Васильева окончила учебу в институте и продолжила свое образование, поступив в аспирантуру Института истории СССР.
Научная деятельность
Биография министра образования России Васильевой О. Ю. содержит богатую информацию о ее научной работе. В 1990-м под научным руководством Г. Куманева (Институт истории СССР) Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию. Ее работа была посвящена отношениям государства и православной церкви, а также патриотической деятельности православной церкви в годы ВОВ. В качестве официальных оппонентов выступили: канд. исторических наук Ю. Шарапов, В. Г. Овчинников. Впервые в российской историографии была описана история РПЦ и отношения церкви и государства в ХХ в.
В 1998-м О. Васильева защитила докторскую диссертацию, посвященную новейшей истории русской православной церкви. В 1991—2002 годах местом ее работы был центр истории церкви и религии (институт российской истории РАН). Здесь Васильева О. В., начав с должности мл. научного сотрудника, «доросла» до руководителя центра. В 2002-м была назначена руководителем кафедры гос.-конфессиональных отношений РАНХиГС (Российская академия нар. хозяйства и госслужбы) при президенте РФ. В 2003-м начала преподавать в духовной семинарии на Сретенке.
В 2007-м Васильевой О. В. было окончено обучение в дипломатической академии МИД России (специальность: «международные отношения»).
Публикации
Ольга Васильева является автором статей в ряде научных журналов, ею опубликовано 8 монографий.
На государственной службе
В феврале 2012-го Васильеву назначили зам. директора департамента культуры правительства. В 2013-м она приступила к исполнению обязанностей заместителя руководителя управления по общественным проектам при Администрации президента РФ.
В 2014-м выступила в качестве одного из инициаторов дискуссии о консерватизме в Общероссийском народном фронте. В последующие годы Васильева О. В. трудилась в качестве члена совета по подготовке программ курса отечественной истории при минобразовании РФ, комиссии по делам религиозных объединений, комиссии по делам инвалидов, совета по освещению религиозных тем в СМИ.
Указом президента в сентябре 2014-го ей был присвоен чин действительного государственного советника 2 класса. В августе 2016–го указом президента она назначена на пост министра образования.
Резонанс
Это назначение вызвало широкий резонанс в обществе, на него откликнулись многие известные лица, представители ученого, педагогического и религиозного сообществ.
Религиозным и общественным деятелем протодиаконом Андреем Кураевым новый министр образования охарактеризован как человек, знающий множество ещё неоткрытых страниц новейшей церковной истории. По его мнению, совершенно беспочвенными являются имеющие место опасения относительно усиления клерикальных влияний на ведомство после назначения Васильевой. Кураев назвал нового министра серьезным ученым. Аналогичная оценка дана ученым-физиком Андреем Заякиным. Научная компетенция О. В. Васильевой не повлияет на дело, которым она будет заниматься на посту министра.
Как считает директор Института государственной службы и управления доктора юридических наук Игорь Барциц, Васильеву отличает умение достойно, взвешенно и спокойно «держать» любую аудитории, будь то 17-летние подростки-бакалавры, студенты или представители государственных управленческих структур.
Министры образования России
Министерство образования в России существует с 1990 года. В марте 2004-го Указом Президента на базе данного ведомства было создано Министерство образования и науки РФ. Министры образования России назначались главой государства и занимались вопросами обеспечения доступного качественного образования для населения. Каждый из занимавших данный пост чиновников отличался высоким уровнем компетентности и стремлением, находясь на доверенной ему должности, принести максимальную пользу родине. Министры образования России, в разные годы заступая на пост, занимали его в течение различных по продолжительности сроков. Их список, начиная с 1990 года, состоит из имен:
Его преемником стала Ольга Васильева, в августе прошлого года заступившая на пост.
Переформатирование
Сразу после назначения Васильевой на должность в августе в Минобрнауки начались перемены. Новым министром были сняты с должности несколько заместителей. Кроме того, произошло коллективное добровольное увольнение целой группы сотрудников департамента науки.
За сравнительно короткий период в окружении Васильевой было произведено несколько отставок. Назначение состоялось пока только одно: в декабре прошлого года по распоряжению премьера РФ был назначен новый заместитель министра образования России. Им стала Ирина Кузнецова, по профессии учитель химии и биологии, имеющая опыт работы в 2-х крупных российских издательствах.
Смену кадров в Минобрнауки политологи объясняют двояко. Одними в происходящем усматривается обычный процесс подбора новым главой ведомства подходящих сотрудников. Другие считают, что в министерстве могут произойти существенные перемены по отношению к науке.