Кто такой миямото мусаси
Стратегии Миямото Мусаси: сила в гармонии с миром
Миямото Мусаси (1584–1645) — человек-легенда, японский мастер боевых искусств и фехтования на мечах. Если верить его ученикам, Мусаси не проиграл ни одного поединка за всю жизнь. Но главное достояние Миямото Мусаси — его знаменитая «Книга Пяти Колец», которая по праву считается одним из лучших трактатов о военном искусстве.
Жизнь Мусаси
Мусаси был прославленным воином — поэты посвящали ему стихотворения, писатели слагали легенды о его жизни. Его образ воплощал самые героические черты, характерные для жителей Японии XVI–XVII вв.
Миямото Мусаси презирал роскошь и предпочитал спартанские условия — жил в горных пещерах, неустанно тренировался, учился концентрации и созерцанию. В жизни воин был скромен и учтив, но в битве — бесстрашен и беспощаден. Настоящий японский рыцарь: безупречный в бою, на досуге он занимался каллиграфией, живописью, писал поэмы. Из-под его руки вышли многочисленные рисунки животных, птиц, буддийских святых, драконов. Сёгуны даже заказывали у него картины. Произведение о «воинственном духе» (Сэнки) было написано каллиграфией. Он был талантливым кузнецом, основавшим отдельное ремесленное направление (занимался изготовлением новых гард для японских мечей). По некоторым сведениям, Мусаси также писал стихи и песни, но эти тексты не сохранились.
«Книга Пяти Колец» Мусаси популярна и в наши дни. Ее активно изучают не только адепты боевых искусств, но и японские бизнесмены и политики. Деловые переговоры или операции по сбыту продукции они зачастую проводят как военную или разведывательную операцию. Эта книга способна наставлять и вдохновлять. Мусаси стал гордостью японского народа, а его методы — ценным историческим наследием.
Стратегия и тактика японского воина
В «Книге Пяти Колец» Миямото Мусаси изложил наиболее важные на свой взгляд принципы военной стратегии. Им была разработана особая система планирования и тактики боя, описаны различные техники фехтования. Значительная часть книги посвящена кэндзюцу — древнему японскому искусству фехтования на мечах.
Этот трактат несколько столетий являлся настольным руководством для военачальников. Особенность рекомендаций Мусаси — в универсальности. Его стратегические наработки эффективны как для ведения одиночного боя на мечах, так и для управления целой армией.
При всей своей научной ценности, книга Мусаси — вовсе не скучное заумное сочинение. Это живое, практическое исследование. Мусаси создавал это произведение для своих современников, желавших развить стратегическое мышление.
В названии трактата скрыт некий сакральный смысл. Пять Колец — это пять основных сил, которые управляют миром. Это Земля, Вода, Ветер, Огонь и Металл, которые в сумме означают ключ к вечности и бесконечный источник познания. Говорят, что перечитывать этот труд можно многократно — всегда открывается нечто новое, и для новичка-фехтовальщика, и для опытного стратега.
Принципы боя
Трактат был очень популярен в Японии в самых разных кругах. Кланы ниндзя, разведчиков и убийц использовали его в качестве практического руководства. Эффективность советов Мусаси была проверена на практике поколениями фехтовальщиков.
На разных примерах Мусаси рассказывает о фундаменте души воина, о том, без чего нельзя добиться успеха ни в одном деле, в том числе и в бою. По его мнению, тот, кто обрел путь стратегии — владеет собой и миром, «увидит Путь во всем и везде». Мусаси сформулировал несколько принципов, которыми должны руководствоваться воины.
Первое, чему учил Мусаси — «необходимо изучить Пути всех мастеров». Сам он воплотил этот принцип. Его биография включала разные практики — от монашеской аскезы до ремесленничества и живописи. Так он смог получить не только массу полезных умений, но и возможность разностороннего восприятия мира. Все учение Мусаси наполнено духом трудолюбия и великой скромности.
Хотя воинское искусство само по себе безжалостно и рационалистично, в исполнении мастера оно приобретает благородные черты. Те же ниндзя из кланов владели иностранными языками, искусством фортификации, актерским мастерством, умели анализировать и запоминать большие объемы информации.
Второй принцип воина — нужно воспитывать в себе терпение, умение ждать. Наступление нужных событий зачастую не стоит форсировать. Какими бы сильными ни были страх, усталость или боль, важно перетерпеть — и дождаться нужного момента.
Третий постулат Мусаси гласит, что воин должен быть «мертвым при жизни» — это позволит преодолеть все страхи, особенно страх смерти, и тягу к мирским желаниям. Тогда воину откроется суть всех вещей, как в незамутненном зеркале. Разум станет чистым, как лотос, свободным от страстей и предрассудков. Быть незаметным, бесстрастным — значит обрести внутренний покой, абсолютное самообладание.
Согласно четвертому принципу, важно быть в гармонии с миром, где бы воин ни находился. Мир — это источник баланса и спокойствия. Научившись сливаться с природой, ниндзя достигали грандиозных успехов, выполняя свои секретные военные и политические миссии. Они умели прятаться там, где спрятаться было невозможно — на мосту, в открытых коридорах, на поле или во дворе дома.
Пятый принцип Мусаси — добиваться идеального владения возможностями своего тела и психики. Многое зависит от врожденных талантов, но значимых результатов можно добиться только ежедневными тренировками.
Особое внимание уделяется в трактате техникам управления жизненной энергией «ки» через дыхание и медитацию. Наполняя этой энергией свои жизненные каналы, концентрируя потоки силы, мастер может атаковать соперника, даже не вступая в полноценный бой. Воин мог победить врага одним легким касанием.
Воинское знание сквозь века
Такими способностями, как у Мусаси, обладали единицы. Но методики, предложенные им для саморегуляции и концентрации, применяли очень многие.
По сей день все эти методы дают превосходные результаты.
Список использованных источников:
Автор: Елена Давыдова
Редактор: Ольга Медведева
Миямото Мусаси. «Книга пяти колец».
Психология Пути Воина – Цитаты
О том, кто такой Миямото Мусаси:
Я в течение многих лет практиковался в Пути Стратегии, называемом мною «Ни Тэн Ити Рю», и сейчас впервые задумал изложить мой опыт на бумаге (1). В первые десять дней Десятого месяца двадцатого года Канэй (1645) я поднялся на гору Ивато в Хиго, на Кюсю, чтобы помолиться Небу (2).
Я хочу помолиться Кан-Нон (богине милосердия в буддизме) и склонить колени перед Буддой. Я воин из провинции Харима, Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин. Мне шестьдесят шесть лет. С самой молодости мое сердце прикипело к Пути Боя. Тринадцати лет от роду я вступил в свою первую схватку и побил некоего Ариму Кихея, последователя стратегии школы при синтоистском храме. Когда мне исполнилось шестнадцать, я победил еще одного способного бойца — Тадасиму Акияма. В возрасте двадцати одного года я отправился в столицу и дрался там с различными мастерами клинка, ни разу не потерпев поражения. Далее я ходил из провинции в провинцию, сражаясь с бойцами различных школ, и побеждал всех. В тот период моей жизни — между тринадцатью и двадцатью девятью годами — я провел более шестидесяти серьезных поединков.
Когда мне исполнилось тридцать лет, я оглянулся на свое прошлое и понял, что своими победами никак не обязан Стратегии. Возможно, бойцовский талант был дарован мне волей Неба. Возможно, учения других школ были несовершенны. Как бы там ни было, несмотря на очевидные успехи на боевом поприще, я не успокоился и продолжал тренироваться с утра до вечера, пытаясь найти Принцип, и пришел к пониманию Пути Стратегии к пятидесятилетнему возрасту. С тех пор я живу, не следуя никаким особенным правилам. Обладая пониманием Пути Боя, я практикуюсь в различных искусствах и ремеслах, но всюду отказываюсь от помощи учителей (3).
При написании этой книги я не стану пользоваться ни Законом Будды, ни учением Конфуция, ни старыми военными хрониками, ни учебниками по тактике. Я беру в руки кисть, чтобы изъяснить истинный дух школы Ити так, как он отражен в Пути Небес и душе Каннон. Сейчас ночь десятого дня десятого месяца, час тигра (4).
О важности практической работы и главных правилах Миямото Мусаси:
Если ты день и ночь станешь практиковаться в указанной выше стратегии школы Ити, твой дух естественным образом расширится. Так распространяется по миру масштабная Стратегия и
Стратегия одиночного боя. Это впервые описано мной в пяти книгах: Земли, Воды, Огня, Традиции (Ветра) и Пустоты. Вот Заповеди для мужчин, которые хотят изучить мою Стратегию:
Важно начать с укоренения этих общих принципов в твоем сердце. Без широкого взгляда на вещи тебе будет трудно понять Стратегию. Если же ты изучишь наши положения и овладеешь Стратегией, ты никогда не проиграешь даже двадцати или тридцати противникам. С самого начала ты должен укрепить свое сердце на Стратегии и держаться Пути. Ты станешь способен опрокидывать врага в схватках и побеждать взглядом. Посредством тренировок ты также сможешь свободно управлять своим телом, покоряя людей своими действиями, и при достаточной тренированности сможешь сломить волю многих силою своего духа. Когда ты достигнешь этого состояния, не будет ли это означать, что ты непобедим? Более того, в масштабной Стратегии высокопоставленный муж сможет умело обходиться со множеством подчиненных, корректно вести себя, разумно править страной и вдохновлять людей на подвиги, таким образом укрепляя достоинство правителя. Если существует Путь, позволяющий человеку, не падая духом, опереться на себя и завоевать честь и славу, то это — Путь Стратегии.
О значимости терпения:
Изучай содержание этой книги, тему за темой, и, сражаясь с противником, ты постепенно поймешь принципы Пути. Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в тысячу километров. Изучай Стратегию в течение многих лет и закали дух воина. Сегодня — победи себя вчерашнего; завтра — победишь низких людей. Далее, чтобы справляться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьешь врага приемом, не основанным на том, чему ты научился, это не истинный Путь.
О важности освобождения от своего эго:
Любой, кто хочет овладеть сущностью моей Стратегии, должен тренироваться усердно день и ночь. Так он сможет отточить свое умение, стать свободным от своего эго и реализовать свои экстраординарные способности. Он придет к обладанию чудесной силой. Эти качества — практический результат Стратегии.
О Пустоте как Пути:
То, что зовут духом Пустоты, находится там, где нет ничего. Этот тезис не укладывается в человеческое понимание. Пустота — это ничто. Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это Пустота. Люди в нашем мире ошибочно смотрят на вещи, полагая, что все, чего они не понимают, должно быть пустотой. Это не истинная пустота. Это заблуждение. И на Пути Стратегии воины, обучающиеся военному делу, считают, что все, чего они не понимают в своем ремесле, — пустота. Это не истинная пустота. Чтобы обрести Путь Стратегии в качестве воина, ты должен полностью изучить прочие боевые искусства, ни на йоту не отклоняясь от истинного Пути. С установившимся духом накапливай опыт день за днем, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачен ни в малейшей степени, когда последние тени заблуждений исчезнут, тебе откроется истинная Пустота. Пока ты не осознаешь истинный Путь — в буддизме или в здравом рассуждении, — ты можешь полагать, что все вещи правильны и находятся в гармонии. Однако, если взглянешь на вещи объективно, с точки зрения законов мироздания, ты увидишь различные течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Постарайся впитать этот дух, с прямотой в качестве основания и истиной в качестве Пути. Применяй Стратегию широко, корректно и открыто. Тогда ты начнешь думать о вещах в широкой перспективе и, приняв Пустоту как Путь, увидишь Путь как Пустоту. В пустоте — достоинство, и никакого зла. Мудрость обладает существованием, принцип имеет существование. Путь обладает существованием, дух есть пустота.
Примечания:
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Миямото Мусаси – мастер меча
Всегда так было и будет, что кто-то имеет от рождения особые способности в какой-то области. Кто-то обладает хорошим голосом, кто-то уже в раннем детстве обладает талантом художника, ну, а кто-то родится с талантом фехтовальщика. И если он заметит к чему у него, так сказать, «лежит душа» и разовьет врожденные способности посредством упражнений, то… мастерство такого человека возрастет стократ!
Современный памятник на месте дуэли Мусаси и Кодзиро.
В Японии таким человеком стал Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин, известный как просто Миямото Мусаси («Миямото из Мусаси»). Родился он в деревне Миямото, что в провинции Мимасака в 1584 году. Причем его предками были члены одной из ветвей весьма сильного по тому времени клана Харима на острове Кюсю – одном из южных японских островов. Дед Мусаси служил у князя в замке Такеяма, причем тот настолько высоко ценил Хираду, что даже позволил жениться на своей дочери.
Вот так его изображали на японских у-киё…
Второй поединок у Мусаси имел место, когда ему было уже шестнадцать лет. Он встретился в нем с известным бойцом Тадасима Акиме, опять победил его, а затем покинул свой дом и отправился скитаться по стране, совершая так называемое «паломничество самурая». Суть таких паломничеств была в том, чтобы, встречаясь с мастерами из разных школ, набраться у них опыта, а может быть и, выбрав себе школу по вкусу, остаться там в качестве ученика на какое-то время. Надо сказать, что подобных ему ронинов, то есть «бесхозных» самураев по Японии в те годы бродило великое множество и кто-то, как Мусаси, путешествовал в одиночку, а кто-то в составе большой группы. Например, такой известный фехтовальщик XVI века, как Цукахара Бокуден, имел при себе свиту из сотни человек.
Конец жизни своей Мусаси решил провести вдалеке от общества, занявшись поиском духовного просветления на Пути меча. Занимаясь только лишь совершенствованием своего искусства, он жил поистине в нечеловеческих условиях, продуваемый ветром и поливаемый дождями, в горной пещере. Он не причесывался, не обращал внимания на женщин, не мылся, а занимался только тем, что оттачивал свое боевое мастерство. Даже ванны он не принимал, чтобы враги не застали бы его врасплох невооруженного, и потому имел весьма дикий и даже жутковатый внешний вид.
И вот таким его тоже изображали.
Хотя, это он таким стал в самом конце своей бурной жизни. А по молодости Мусаси вступил в ряды армии «Запад», чтобы биться против армии «Восток» Токугава Иэясу. Так ему довелось участвовать в битве при Сэкигахара, сражаясь в качестве копьеносца-асигару, и он уцелел буквально чудом, но что еще более удивительно – сумел не попасть в руки победителям уже после сражения.
В Киото – столицу Японии, Мусаси попал в возрасте двадцати одного года. Здесь он встретился в поединке с мастером-фехтовальщиком Сейдзиро, причем если тот бился настоящим боевым мечом, то Мусаси – учебным, сделанным из дерева. И, несмотря на это, Мусаси удалось опрокинуть Сейдзиро на землю, а после он и вовсе просто отлупил его своим деревянным мечом. Когда слуги принесли своего несчастного хозяина домой, тот, сгорая от стыда, отрезал на макушке узел волос – символ принадлежности к сословию самураев, так было велико его горе.
Но всех художников переплюнул Утагава Куниёси (1798—1861). Он изобразил как Миямото Мусаси убивает фантастического зверя нуэ.
Затем Мусаси продолжил свои странствия по Японии, и сделался легендой еще при жизни. Он участвовал более чем в шестидесяти схватках до того, как ему исполнилось двадцать девять лет, и победил во всех этих боях. Наиболее ранние описания всех этих его поединков описаны в «Нитен Ки» – «Хрониках Двух Небес», составленных его учениками уже после его смерти.
В 1605 году Мусаси побывал в храме Ходзоин, что находился на юге Киото. Здесь он вступил в поединок с учеником монаха из секты Нитирен. Тот был настоящим «мастером копья», но Мусаси сумел дважды опрокинуть его на землю ударами своего короткого деревянного меча. Тем не менее, Мусаси остался в этом храме, решив изучить новую технику фехтования и одновременно изощряя свой ум в беседах с монахами. До наших дней сохранился написанный им текст наставлений для упражнений с копьем, которые практиковали монахи этого храма.
Жизнь Мусаси была неразделимо связана с мечами. Меч тати (меч всадника). Работа мастера Томонари. Японский национальный музей.
В провинции Ига он, напротив – встретился с искусным бойцом, который владел редким искусством боя при помощи серпа на цепи, которого звали Сисидо Байкин. Тот взмахнул своей цепью, но Мусаси с не меньшей быстротой выхватил свой короткий меч и вонзил его в грудь своему противнику. Ученики Байкина бросились было на Мусаси, но он, размахивая сразу двумя мечами, обратил их в бегство.
Тати мастера Юкихира, XII – XIII вв. Хейан-Камакура (Токийский национальный музей).
Однако самым известным поединком Мусаси был бой, состоявшийся в 17-й год эры Кейте, то есть в 1612 году, когда он, будучи в Огуре, небольшом городке в провинции Бунзен, встретился с Сасаки Кодзиро, совсем еще молодым человеком, который разработал совершенно изумительную технику боя на мечах, известную под названием «пируэт ласточки» – название по движениям хвоста ласточки во время полета. Поскольку Кодзиро находился на службе у местного даймё, Хосокава Тадаоки, Мусаси попросил его разрешить ему биться с Кодзиро через некоего Сато Окинага, обучавшегося еще у отца самого Мусаси. Даймё разрешение дал, причем сражаться было решено на небольшом островке посредине залива Огуры в восемь часов утра на следующее утро. Всю ночь Мусаси провел вне дома, пируя в гостях у некоего Кобаяси Дзаэмона. Это тут же было истолковано так, что Мусаси струсил и позорно бежал.
Катана мастера Мотосигэ. (Токийский национальный музей)
И да, утром следующего дня Мусаси проспал и вовремя на место схватки не явился. Пришлось посылать за ним гонца, причем Мусаси добудились с трудом. Тут уж он встал, выпил воду из… тазика для умывания и забрался в лодку Сато Окинага, который и повез его на этот островок. По дороге Мусаси для начала подвязал рукава своего кимоно бумажными лентами, а затем выстрогал себе некое подобие деревянного меча из. запасного весла Сато. Сделав это, он лег отдыхать на дно лодки.
Остров Ганрюдзима, где как раз и был поединок.
Когда лодка подошла к берегу, Кодзиро и все его секунданты были просто шокированы представшим перед ними Мусаси. И в самом деле выглядел он неважно: растрепанные волосы были перехвачены полотенцем, рукава закатаны, хакама подвернуты. Причем безо всяких церемоний он тут же выбрался из лодки и с обрубком весла в руке бросился на своего противника. Кодзиро тут же обнажил свой меч – изумительной остроты и качества клинок, изготовленный мастером Нагамицу из Бидзена, но при этом ножны меча отбросил в сторону. «Ты прав, – воскликнул Мусаси, больше они тебе уже не понадобятся», – и устремился ему навстречу.
Кодзиро первым сделал выпад, но Мусаси ловко уклонился в сторону и тут же в свою очередь опустил меч из весла прямо на голову своему противнику. Тот свалился замертво, но при этом его меч разрезал полотенце на голове у Мусаси и вдобавок пояс на его широких штанах и те упали на землю. Видя, что с его противником покончено, он кивнул головой секундантам, и так с голой задницей и пошел к лодке и сел в нее. Некоторые источники утверждают, что, убив Кодзиро, Мусаси вроде бы отбросил весло и сделал несколько резвых прыжков, а затем выхватил свои боевые мечи и с криком начал размахивать ими над телом своего поверженного противника. По другим источникам Мусаси провел этот бой настолько быстро, что Кодзиро не успел даже вытащить свой меч из ножен!
После этого Мусаси совсем перестал вообще пользоваться в поединках настоящими боевыми клинками, а бился только лишь одним деревянным мечом боккэном. Однако даже и с деревянным мечом в руке он был непобедимым и, сделав из этого для себя из этого определенный вывод, всю свою дальнейшую свою жизнь посвятил поискам «Пути меча». В 1614 и 1615 годах он вновь побывал в бою, но только теперь уже на стороне Токугава Иэясу, осаждавшего замок Осака. Мусаси участвовал и в зимней, и летней кампаниях, но теперь воевал уже против тех, за кого в молодые годы сражался при Сэкигахара.
Клинок танто мастера Садамунэ (Токийский национальный музей).
Сам о себе Мусаси затем написал, что пришел к тому, что такое бой и какова его стратегия, только когда ему было уже около пятидесяти лет, в 1634 году. Он обзавелся приемным сыном Иори, беспризорным мальчишкой, которого он подобрал, путешествуя по провинции Дэва, и вместе с ним поселился в Огуре и больше уже острова Кюсю не покидал. А вот его приемыш дослужился до чина капитана и в таковом сражался с мятежниками христианами в 1638 году во время восстания Симабара, когда Мусаси было уже около пятидесяти пяти. Сам же Мусаси в это время нашел себе место в штабе военного совета правительственных войск под Симабара, и верой и правдой служил сёгунату Токугава.
Что же касается его книги, то названа она так потому, что в ней пять частей: «Книги Земли», «Книги Воды», «Книги Огня», «Книги Ветра» и «Книги Пустоты». Что же касается самого Мусаси, то он до сих пор известен в Японии как «Кенсей», то есть «Святой Меч», а его «Книга Пяти Колец» изучается всеми, кто занимается кэндзюцу. И хотя сам Мусаси считал ее всего лишь «руководством для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии», это настоящий философский труд, написанный так, что чем ты больше его изучаешь, тем больше в нем всего находишь. Это завещание Мусаси и одновременно ключ к тому пути, которым он прошел. Причем ему не было еще и тридцати лет, а он уже стал совершенно непобедимым бойцом. Тем не менее он лишь с еще большим усердием занялся повышением уровня своего мастерства. До последних дней он презирал роскошь и два года жил в горной пещере, погрузившись в глубокое самосозерцание подобно буддийским аскетам. Даже его враги отмечают, что поведение этого абсолютно бесстрашного и очень упрямого человека было, вне всякого сомнения, очень скромным и искренним, хотя кого-то оно и шокировало тем, что нарушало привычные правила.
Рисунок работы Мусаси.
Интересно, что сам Мусаси был замечательным мастером во всем, за что он брался. Он прекрасно рисовал тушью, и создал работы, которые сами японцы оценивают очень высоко. На его картинах с большим мастерством изображены различные птицы, например, бакланы, цапли, синтоистский бог Хотей, драконы, и цветы, Дарума (Бодхидхарма) и еще многое другое. Мусаси был также искусным каллиграфом, написавшим произведение «Сэнки» («Воинственный дух»). До наших дней дошли вырезанные им деревянные скульптуры и изделия из металла. Более того, он основал школу изготовителей цуб для мечей. Кроме того, он написал большое количество поэм и песен, вот только до нашего времени они не сохранились. Сегун Иёмицу специально заказал именно Мусаси написать восход солнца над своим замком в Эдо. На его живописных работах обычно стоит печать «Мусаси» либо его псевдоним «Нитэн», что значит «Два неба». Он также основал школу фехтования «Нитэн рю», или «Энмей рю» («Чистый круг»).
Мусаси советовал: «Изучи Пути всех профессий», и сам же точно так же и поступал. Он старался перенять опыт не только у прославленных мастеров кэндзюцу, но и мирных монахов, ремесленников и художников, старался расширить круг своих познаний буквально до бесконечности, насколько позволяет ему это сделать жизнь.
А вот такие мечи и кинжалы имели чисто парадные функции и вряд ли бы прельстили Мусаси…
Интересно, что текст его книги можно применить не только в военном деле, но и к любой жизненной ситуации, где требуется принятие решения. Японские бизнесмены широко пользуются «Книгой Пяти Колец» в качестве руководства по организации кампаний по сбыту товаров, которые проводят как боевые операции, и используют при этом его методы. Людям обыденным Мусаси казался странным и даже очень жестоким, так как они не понимали того, к чему он стремился, и… что самое смешное, большинству современных людей успешный бизнес других людей также кажется непременно делом бессовестным, поскольку они знают лишь два способа для обогащения: «воровать» и «продавать»!
Ну, а от такого гарнитура и он бы не отказался: все скромно и со вкусом. Ножны отделаны серебряной пылью и лаком.
Таким образом то, чему учил Мусаси, остается актуальным и в XX веке, и применимо не только к самим японцам, но и к народам других культур, а, следовательно, имеет общемировое значение. Ну, а дух его учения легко выразить всего в двух словах – скромность и упорный труд.