Кто такой мюрид в исламе
Значение слова «мюрид»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Посвящение в мюриды начинается с напутствия, которое дает наставник ученику. Они садятся друг на против друга. Шейх вкладывает свою руку в руки ученика и говорит о необходимости раскаяния, молитвы и ценности суфийского братства: «Мы все — братья в Боге; кто из нас будет спасен в день страшного суда тот возьмет за руку своего брата».
Обычно мюрид берёт на себя некоторые обязательства (адабы):
следует подчиняться своему шейху во всех велениях и запретах,
не зевать и не засыпать, не смеяться без причины, не повышать своего голоса,
следует все пять намазов совершать вовремя и, по возможности, в джамаате,
следует быть одетым в чистую одежду и выполнять вирд (дополнительная молитва) в чистом месте,
не следует никого посещать, кроме своего устаза,
не следует проверять своего устаза,
мюрид, находясь в одиночестве, не может делать того, что он не делает при людях, т. е., он должен вести себя так, как будто Аллах постоянно наблюдает за ним.
Также мюрид должен руководствоваться определенными правилами при общении с шейхом
Не входить к шейху без спроса
Не садиться в присутствии шейха без разрешения
Не наступать на коврик шейха
При приветствии целовать шейху правую руку
Не начинать разговор с шейхом без его разрешения
Не смотреть подолгу на лицо шейха
Не поворачиваться спиной к шейху
↑ Ислам: ЭС, 1991, с. 172.
↑ Адабы мюрида в отношении своего Шейха
↑ Бахауддин Мухаммад Накшбанди
МЮРИ’Д, а, м. [араб. murīd] (истор.). Мусульманский послушник; последователь религиозного движения, охватившего в 25—50 гг. 19 в. нек-рые кавказские народы и ставшего политическим орудием в их борьбе за освобождение от гнета царской России.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мюри́д
1. религ. послушник у мусульман, последователь суфизма (мистического направления в исламе), воспитывающий себя в духе беспрекословного подчинения своему духовному наставнику
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: окраинный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Цель и смысл мюридизма
Памяти князя Александра Барятинского.
К приезду князя Барятинского на северный Кавказ земля горела под ногами русских солдат. Александр Сергеевич Пушкин, который не раз бывал на Кавказе, писал: «Светская русская власть заботится прежде всего о водворении своего престижа и могущества среди разноплеменного, преимущественно мусульманского населения, избирая своих агентов в сношениях с туземцами – влиятельных мусульман. Последние, естественно, покровительствовали тайно или явно своим единоверцам, в прямой ущерб святому делу Православия. Последствия такого невыгодного положения для горских христианских племён Кавказа были очевидны. С каждым годом русское население уходило целыми деревнями, а мусульманское под влиянием мулл проникалось ненавистью к русскому правительству и в особенности к его духовенству».
На этом фоне возникла страшная беда – мюридизм — одно из направлений в суфизме. Религиозный заговор – тайная организация. В кавказском варианте мюридизм провозглашал, что главный путь сближения с Богом лежит для каждого «искателя истины — мюрида» через выполнение заветов газавата — религиозная война за веру.
Мюрид в переводе означает – послушник, полностью отвергающий свою волю и подчиняющийся имаму. И при этом уже неважно, соответствуют ли действия имама Корану или нет. Полный отказ от личной ответственности.
Мулла Магомед был душой мюридизма, но сам всегда оставался в тени. Не правил и даже не проповедовал публично, он только создал учение мюридизма и приготовил людей-мюридов. Будущий имам Шамиль был одним из четырёх учеников муллы Магомеда.
Утвердившись в горах Кавказа, мюридизм стал государством, и всё запылало, и кровь полилась рекой. Примерно как сегодня в Сирии. Дело дошло до того, что в 1843 году Чечня была вырвана полностью из состава России.
Мюриды были духовным орденом – людьми, оторванными от общества, давшими клятву биться до последнего издыхания и резать всякого, на кого им укажут… Кто бы он ни был – друг ли, брат ли, отец ли. Посвященные братья духовного ордена мюридов стали пастухами человеческого стада. После подчинения шейху мюрид проходит духовный путь и становится саликом (путником).
Только одним мюридам принадлежала настоящая власть и почёт в государстве, поэтому мюриды жестоко уничтожали горскую аристократию, знатных и просто выдающихся людей Кавказа. А русские власти не понимали, что происходит. Идёт резня – режут друг друга горцы, и не понятно, чем это грозит стране и миру. Основной целью мюридов был обширный кавказский халифат, а в идеале и всемирный халифат.
Имам Шамиль собрал уже 20 тысяч мюридов, причём это войско всё время движется, оно неуловимо и неуязвимо в неприступных горах Кавказа. Командующий русской армией генерал Ермолов, а потом и граф Воронцов, в ответ применили тактику выжженной земли, разоряя аулы и выжигая посевы.
Да, это было, и об этом многое сказано в русской литературе за последние 170 лет. Но почти никто не знает, что Шамиль и его мюриды вырезали целые аулы поголовно, если они не хотели воевать против России. Самим смыслом учения мюридов была война – бесконечная и беспощадная. А людей, которые просто хотели жить и растить детей, мюриды жестоко убивали. Трагичная, практически безвыходная ситуация.
Мало кто помнит, что в 1853 году, в самом начале Крымской войны, султан, властитель великой Османской империи, назначил Шамиля «генералиссимусом всех кавказских войск». Это ещё раз отчетливо говорит о том, что и Шамиль, и вся Кавказская война – лишь продолжение противостояния России и Турции, борьбы христианской Византии и Османской империи, которая тогда занимала полмир.
Крымская война 1853 — 1856 годов, или, как её называли в Европе, Восточная война всерьёз началась с решающего сражения у селения Кюрюк-Дара, недалеко от Карса. В смертельном бою сошлись 60-тысячная турецкая и 18 тысячная русская армия под командованием князя Василия Бебутова, опытного генерала из древнего армянского рода. Как никто другой, Бебутов понимал, что поражение в Крымской и Кавказской войне означает в будущем поголовное уничтожение армян, а возможно, и сербов, отсутствие на карте независимой христианской Греции…
Правой рукой главнокомандующего русской армией Василия Бебутова в сражении 24 июля (5 августа) 1854 года у селения Кюрюк-Дара был Александр Барятинский. Бой между главными силами русских и турецких войск в Закавказье был отчаянный. Князь Барятинский и Василий Бебутов бросили в бой все резервы, свой личный конвой, оба с клинками шли впереди колон в последнюю решающую атаку. Сражение у селения Кюрюк-Дара, начавшееся в 4 утра, закончилось в полдень, турки были отброшены со своих позиций и бежали. Если бы турецкая армия не была разгромлена, то и Кавказская война наверняка сложилась бы по-другому, и, возможно, расклад сил на редутах Севастополя был бы иным. Судьба мюридов Шамиля решалась здесь не в меньшей степени, чем на Гунибе.
В ноябре 1856 года банда Каплана Эсизова прорвалась на Ставрополье, вырезала всё взрослое население сёл Константиновское и Кугульты, а детей увела в рабство. И это только одна из бесчисленных трагедий той войны.
В конце 1856 года, князь Барятинский приехал в Ставрополь, стал наместником и главнокомандующим русскими войсками на Кавказе.
Узнав о назначении Барятинского, в русской Кавказской армии и в Ставропольской губернии все без исключения, вздохнули с надеждой. Князь Александр Барятинский на всем пути в Ставрополь ехал через Астрахань, и его встречали, без преувеличения, ликующе жители казачьих станиц северного Кавказа. В обращении к солдатам он написал: «Войска Кавказа. Смотря на вас и дивяся вам, я взрос и возмужал. От вас и ради вас осчастливлен назначением быть вашим вождем. Трудиться буду, чтобы оправдать милость, счастье и великую для меня честь».
Мюрид должен вести себя как мюрид
Выступление досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави на маджлисе алимов в джума-мечети селения Чиркей Буйнакского района 3 июля 2004 года
Дорогие братья, откровенно говоря, алимы нас сегодня приятно удивили, недосказанного не осталось.
Не раз уже говорилось, что со дня сотворения Адама (мир ему) Аллах отправлял пророков ко всем народам с призывом к Исламу. Много было рассказано о пророках, о тех, кто им противостоял, и тех, кто следовал за ними. Так Ислам дошёл до общины нашего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Коран – Речь Аллаха
Сегодня редактор газеты «Нур уль-Ислам» рассказал о Коране и его удивительных знамениях. Мы часто обращаем внимание на незначительные вещи, к примеру, удивляемся, что на яблоке или где-то ещё появилась надпись «Аллах» и тому подобное. Я утверждаю, что нам это не нужно, это нужно тем, кто не верит в Аллаха. Ну мне, к примеру, это зачем? Я ведь знаю, что Аллах есть, поскольку я существую, я размышляю о том, как появился на свет. Именно таким образом мы должны приходить к убеждённости в существовании Творца.
Если говорить о ценности Корана, то она в чтении Корана и следовании прочитанному. В нём есть то, чего раньше мы не знали, а теперь это доказывается наукой. Вы только подумайте: великий учёный, всю жизнь посвятивший науке, находит информацию в Коране, ниспосланном 14 веков назад, и, потрясённый, принимает Ислам, заявляя, что жизнь без Ислама прошла даром! И как же мы должны быть благодарны за то, что являемся уммой, которой ниспослан такой ценный и досточтимый Коран! Кто же, таким образом, более нас возвеличен на этой земле? Насколько я знаю, никто.
К тому, что рассказали здесь алимы, добавить нечего, но я всё же хотел бы немного сказать о Коране. Здесь был уже разговор о его толкованиях. Однажды мне принесли книгу с текстом Корана и его переводом на аварский язык. Меня спросили, можно ли это читать? Мне и раньше задавали подобные вопросы, что ставило меня в очень затруднительное положение.
Чтобы ответить, можно или нельзя, необходимо самому прочитать, а на это у меня не бывает времени. Я спросил, откуда эта книга, и мне ответили, что это подарок. Рассмотрев, я обнаружил, что на ней нет ни ссылок на тафсиры, ни имени автора. Почему не указан автор? Если в тексте ошибка, кто несёт ответственность? Всё говорит о том, что в книге ложный, искажённый перевод. Тогда я решил проверить. И в том месте, где говорится об Арше, я обнаружил утверждение, что Аллах буквально стоит на Арше. Но так же нельзя утверждать! Вот одни эти слова портят весь перевод. Обо всём остальном, что касается намаза, поста и т. п., эти переводчики вынуждены писать, не искажая, как есть, ведь в противном случае люди их не примут. Они искажают смысл лишь в некоторых местах, и я нашёл такое место. Ведь если человек убеждён, что Аллах находится на Арше, он тем самым выходит из Ислама, вера его искажается, она подобна дому, построенному на песке, без фундамента.
Приведу ещё пример, которому я сам был свидетелем. Патал-Хаджи, да простит Аллах его грехи и да наградит его Раем, был моим учителем, я читал у него «Джалаль». Его родственник Насиб, который был родом из Чиркея, работал тогда главврачом в селении Дубки. В то время тоже были переводы Корана, и вот один из них попал к Насибу, и тот его прочёл. После этого Патал-Хаджи с горечью и печалью рассказал мне о своём родственнике, который назвал Коран примитивной и не такой уж важной книгой. Но Насиб невиноват, поскольку оценил лишь то, что написано в переводе. Сегодня здесь тоже говорили о подобном.
Коран для мусульманина очень ценная книга. Когда его называют Речью Аллаха, это производит сильное впечатление на мусульманина. И Коран, можно сказать, оказался унижен переводом. Вот такая опасность кроется в переводах. Возможно, из них вы узнаете некоторые истории о пророках, но, в общем, очень опасно их читать.
Будьте истинными мюридами!
Хотелось бы добавить несколько слов о тарикате в дополнение того, что здесь уже говорилось. Не каждый, кто называется мюридом, является им на самом деле – это самое главное, что нужно понять. Я уже старый человек, буду ли я жив завтра, неизвестно. После меня, наверное, тоже будут устазы, иншааллах. Вы твёрдо усвойте: если хотите быть мюридами, не преступайте границ, которые показал вам устаз, в противном случае мюридами вы будете только называться.
Здесь говорили о человеке, закончившем муракаба. Надо сказать, что он не единственный, таких много. Я лично знаю троих, которые обиделись на моего устаза Меселесул Мухаммада (да будет свята его могила!), когда тот получил разрешение на наставничество. Они посчитали, что разрешение (изну) должны были дать им, и это были люди, закончившие муракаба. Двое из них уже покойные, один ещё жив. Можно подумать, что устаз отобрал принадлежавшее им разрешение. Бывают и такие люди…
Когда я только вступил в тарикат, были мюриды, закончившие муракаба, которые говорили, будто у них чудодейственные способности (кашфу-карамат). Но я чувствовал, что это неправда, хотя особых знаний не имел, поскольку был начинающим. Просто, когда наблюдал за ними, чувствовал фальшь. Но многие, кто был рядом, не знали этого и очень удивлялись их способностям. Поэтому всему, что говорят, тоже верить нельзя. Люди разные бывают.
Вы можете спросить, зачем же вообще таких людей обучать муракаба? Но как же не обучать, ведь в этом скрытая мудрость Аллаха. Отчасти она мне ведома, но в том, чего не ведаю, её ещё больше. К примеру, если студент учится в институте, как же ему не ставить оценки и не переводить на следующий курс? Но если он, выучившись и получив диплом, собьётся, не найдёт применения своим знаниям и утратит всё, чему научился, кто же в этом виноват? Такое ведь часто бывает. Мы ведь знаем пример иблиса, который много лет поклонялся Всевышнему, но в итоге впал в заблуждение. Аллах заранее знал это, но оставил иблиса, пока тот сам не опозорился. Это для нас главный пример.
У меня был мюрид, который долго ко мне ходил и усердствовал в поминании Аллаха. Совершенный мюрид был, я долго обучал его, пока он не прошёл все уровни и не закончил муракаба. Доводилось ему слышать у меня множество разговоров от разных людей. А меня часто спрашивали о лечении болезней мистическим способом, но большинство, кто занимается этим, просто обманывает людей. И поскольку люди интересуются, есть ли у них разрешение на лечение от устаза, они нуждались в моём подтверждении, ведь слухи быстро распространяются. И чтобы получить такое разрешение, они приходят ко мне вроде бы затем, чтобы вступить в тарикат. И в ходе разговора невзначай говорят: «Вот я людей тоже лечу». При этом надеются получить моё одобрение. Будь то женщина или мужчина, я отвечаю всем, что не могу дать разрешение. Ведь я сам такого разрешения не имею. Я говорю: «Ты сам знаешь, никому не запрещено помогать людям, но получается ли это у тебя?». Он говорит, что получается. Если получается – делай, это твоё дело. Я этого не знаю.
Так вот, мюрид, о котором я рассказывал, много таких разговоров слышал. А сам он живёт далеко. И вот однажды некий махачкалинец приехал ко мне и говорит, что некто (а им оказался тот самый мюрид) берётся вылечить его, если я дам на то разрешение. Посмотрите, какой умный! Он же видел, сколько людей приходило ко мне с таким вопросом, и понимал, что не может получить от меня разрешение. Поэтому отправил ко мне самого больного. Я ответил: «Если у него получается, пусть лечит». Что же тут ещё сказать? После этого он начал лечить людей. Теперь люди приходят ко мне уже с жалобами на него, мол, истратили много денег, но так и не излечились. А сам «лекарь» вообще пропал, вот уже три года, как я его не видел.
И каков же итог? Его можно сравнить с человеком, который всё лето с большим трудом косил и сушил сено, а потом взял и сам сжёг его. И если говорить о тарикате, то разве тарикат учил его этому? Качество обучения зависит от вас самих, а не от устаза. Устаз обучает, и мюриды на самом деле хорошо ведут себя, но поднявшись, начинают меняться и портиться, не все, конечно, и за такими нельзя следовать. Но знать их тоже надо. Пусть мюрид ведёт себя как мюрид.
То, что мы сегодня имеем – большая милость. Вам объяснили, какое воздействие на сердце оказывает слово «Аллах», каждая его буква. Этому же вас и обучают – днём и ночью поминать Аллаха. Что же ещё нужно? Всё, в конечном счёте, зависит от вас. Да поможет всем Аллах!
Очень хороший маджлис получился. Мы довольны, и алимы тоже удивили нас сегодня. Да будет доволен ими Аллах. Да возведёт Аллах вам дома в Раю за каждый шаг на пути сюда. Да смоет этот маджлис грехи тысячи греховных маджлисов! И да поможет Аллах всем и в дальнейшем посещать такие собрания!
Аллах сохранит Ислам
В своё время фараон узнал от толкователей снов, что родится мальчик, который погубит его царство, и приказал убивать всех новорожденных мальчиков. Но, в конце концов, Всевышний заставил его самого вырастить Мусу (мир ему) и заботиться о нём, а тот впоследствии против него же и выступил. Аллах, Он и сегодня есть. Ислам не будет побеждён, Аллах сохранит его от этого, ведь это Его путь. Как сказал Рамазан Бути, те, кто пытается исказить Коран, не добьются успеха, Всевышний сохранит Свою Книгу, враги же опозорятся и будут унижены. Аллах – Тот, Кто уничтожил всех прежних врагов Ислама, сегодня Он Тот же самый Аллах. Он всех видит: и нас, и их. Нам же необходимо терпение.
Наш нафс (эго) губит нас. При земном поклоне во время намаза иблис удаляется от нас, ведь из-за отказа от земного поклона он впал в заблуждение. И когда мы совершаем земной поклон, иблис это вспоминает, и от тяжести переживаний ему становится не до нас. Так вот, если в этот момент возникают дурные мысли, то это уже от нас самих, а не от шайтана. Даже в этот момент наше эго (нафс) не оставляет нас, оно нас и губит. Да поможет Всевышний взять верх над ним! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мюрид
Смотреть что такое «Мюрид» в других словарях:
МЮРИД — (тат., т. е. послушник). Последователь мистической мусульманской секты, основанной Шамилем на Кавказе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЮРИД [арабск.] у мусульман: послушник, воспитываемый в духе… … Словарь иностранных слов русского языка
МЮРИД — (мурид) (арабское тот, кто хочет, послушник), в странах мусульманского Востока последователь суфизма, член суфийского братства … Современная энциклопедия
МЮРИД — МЮРИД, мюрида, муж. (араб. murid) (ист.). Мусульманский послушник; последователь религиозного движения, охватившего в 25 50 гг. 19 в. некоторые кавказские народы и ставшего политическим орудием в их борьбе за освобождение от гнета царской России … Толковый словарь Ушакова
мюрид — сущ., кол во синонимов: 2 • послушник (9) • фанатик (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Мюрид — (мурид) (арабское тот, кто хочет, послушник), в странах мусульманского Востока последователь суфизма, член суфийского братства. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мюрид — У этого термина существуют и другие значения, см. Мурад (хан Золотой Орды). Ислам … Википедия
Мюрид — мурид (араб. стремящийся, желающий; переносное значение ученик), в мусульманских странах человек, желающий посвятить себя исламу, овладеть основами мистического учения Суфизма. М. избирает себе учителя мюршида (шейха), которому обязан… … Большая советская энциклопедия
МЮРИД — мурид (араб., от рада искать), послушник, ученик, ищущий знаний и особых приемов религ. самосовершенствования в соответствии с методами избранного им учителя мюршида; последователь мюридизма, суфизма … Советская историческая энциклопедия
мюрид — 1. мюрид 2. мюрид … Русское словесное ударение
Мюрид — м. Последователь, ученик шейха, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения своему духовному наставнику. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Мюридизм
Мюридизм («послушничество») — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 80 — 90-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило войну против русских. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Мюридизм (от мюрид), условный термин, появившийся в русской литературе во 2-й половине XIX в., для названия национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа в 20—60-х гг. XIX в.
Содержание
Учение
На самом деле мюридизм есть не что иное, как обыкновенный суфийский тарикат. Для человека, по учению суфиев, возможно достигнуть нескольких степеней, или стадий, совершенства. Первая — «шариат» («закон»), то есть благочестивая жизнь, неукоснительно строгое соблюдение всех заповедей и предписаний мусульманского закона (Корана). Это, так сказать, мирское совершенство; но выше мусульманского благочестия стоит мистицизм, позволяющий им познать истину, как бы приближающий их к Богу и всемирной душе и в конце концов позволяющий слиться с Богом воедино.
О человеке, который решил непременно стремиться к единению с Божеством, суфии говорят, что он избрал себе «тарикат» (буквально «путь», то есть путь мистицизма, путь истины) — и это вторая степень человеческого совершенства. Последователь тариката должен отрешиться от стяжания (то есть стать дервишем, факиром), должен подвергать свою плоть изнурению, должен избавляться от страстей, от воли, от своего «я», вообще от своей личности.
Для этого он поступает в послушники («мориды», или «мюриды») к какому-нибудь святому суфийскому «старцу» (шейху, пиру, имаму), избирая его своим «руководителем» («му(ю)ршидом»), подчиняется слепо и беспрекословно всем его повелениям, не смея даже рассуждать, добро или зло мюршид приказывает совершить; при этом мелочи коранских предписаний постепенно отходят на второй план.
Если строгие аскетические подвиги, отрешение от индивидуальности, углубление в себя и напряженное размышление доведут мюрида когда-либо до мистического экстаза («халь»), то это значит, что он достиг уже третьей степени совершенства: «знания» («ме’рифет»). Но это не предел совершенства: человек может все больше и больше отделяться от земного, может все больше и больше входить в единение с Богом, и тогда он достигает, наконец, «истины» («хакыкет»):, в этой стадии он находится в непосредственном общении с Богом и пребывает собственно уже не на земле, а посередине между бытием и небытием. До такого высокого совершенства достигают лишь очень немногие, и они могут быть муршидами, имамами; мало кто достигает даже ме’рифета (такие бывают у муршида его «наибами», наместниками); простые мюриды идут тарикатом, а народные массы не восходят далее шариата.
Пользуясь беспрекословным повиновением своих мюридов, суфийские шейхи часто являлись в истории мусульманских народов очень могущественной силой и даже основывали царства (см. А. Крымский, «Очерк развития суфизма», гл. I, М., 1896; отт. из «Вост. Древностей»).
Мюридизм на Кавказе
В 1823 г. бухарец Хасс-Мохаммед принес персидское суфийское учение на Кавказ, в дер. Яраглар, кюринского ханства (в прибрежном Дагестане) и обратил в суфизм Муллу-Мохаммеда аль-Яраги (Магомеда Ярагского). Тот, посовещавшись с другими духовными, пришёл к заключению, что только в суфийском тарикате лежит залог возрождения и оживления падающего ислама: благодаря тарикату, ислам возродится и нравственно, и политически, а тогда кавказцы свергнут с себя иноверное, русское иго. Воодушевляемые последней идеей (которая на первых порах скрывалась от русских властей), горцы массами стали усваивать новое учение; Мулла-Мохаммед был признан за мюрида. Между прочими пришёл в Яраглар и последовал тарикату Газы (или Кази). Он стал ходить по горным аулам Дагестана с проповедью тариката и за свою святую жизнь, доведшую его до «ме’рифета», приобрел много мюридов.
К концу 1829 г. он распространил новое учение в значительной части Чечни и Дагестана, и мюридов в полном его распоряжении было до 15 тысяч. Мечтая об основании всемусульманского халифата, он провозгласил себя имамом и в 1829 г. объявил против русских и их союзников священную войну, «газават». В 1830 г. дела Кази-Муллы стояли посредственно, но в 1831 г. он имел несомненный успех над русскими войсками, и это обстоятельство сильно подняло дух горцев.
В 1832 г. (17 октября) барон Розен, после упорного штурма, взял Гимры; Кази-Мулла, с 15 избранными (в числе которых был Шамиль), заперся в башне, потом попытался прорваться и в схватке был убит (см. Кавказская война). Новый имам Гамзат-бек (1832—1834) был человек неэнергичный и неспособный; его имамство ознаменовалось только истреблением тех влиятельных горцев, которые не сочувствовали мюридизму, и в том числе — истреблением древнего владетельного дома ханов аварских.
Когда аварцы составили заговор против Гамзата и убили его (1834), имамство захватил Шамиль, поднявший мюридство на неслыханную до тех пор на Кавказе степень могущества; дальнейшая история движения вся связана с его именем.
Современный мюридизм
Религиозным центром современных мюридов является город Туба в Сенегале, где захоронен крупнейший авторитет суфиев Амаду Бамба и где сооружена мечеть в его память.